Новости что такое лубянка

Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. – После вчерашней стрельбы на Лубянке силовым структурам, очевидно, предстоит увлекательный раунд всеобщей свалки и свары всех со всеми. История здания ФСБ: тайны и легенды подвалов Лубянки, как Госстрах превратился в Госужас. Исторические чтения на Лубянке. Органы безопасности в годы Великой Отечественной войны.

Значение слова «лубянка»

Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. Старые названия улицы Большая Лубянка: Сретенка (XVIII век), Встретенская улица (XVII век), улица Дзержинского (с 1926 года). На этой странице представлена информация, связанная со станцией метро Лубянка. Лубянка – это массивное здание в центре Москвы. Станция метро «Лубянка» построена в первую очередь строительства московского метро в стиле авангард. – После вчерашней стрельбы на Лубянке силовым структурам, очевидно, предстоит увлекательный раунд всеобщей свалки и свары всех со всеми.

Стрельба на Лубянке: москвичи несут свечи и цветы к приемной ФСБ

Лубянка в народе уже прочна ассоциируется с органами госбезопасности: ВЧК, КГБ, ФСБ. Наиболее вероятной считается версия о происхождении топонима «Лубянка» от новгородской улицы Лубяница (сейчас Пушкинская). Лубянка (Москва, Центральный административный округ, Тверской район), станция метро в Москве. "Лубянка" появилась задолго до чекистов, название улицы в Москве, а также площади упоминается в летописях еще в XV веке. Первым московским адресом ВЧК стало здание под номером 11 на Большой Лубянке – в квартале от Лубянской площади.

Архитекторы станции — Н. Ладовский исходный проект , Н. Алёшина, А. Стрелков реконструкция. Станция Лубянка является объектом культурного наследия России.

Их судьбы вершили в подвалах Лубянки, а на крышах, по легенде, в ожидании своей участи прогуливались заключенные. Из-за этого в Москве в 1930-е шутили, что самое высокое здание — дом 2 на Лубянской площади, так как с его крыши видно Сибирь и Колыму. В этой тюрьме подозреваемые находились только во время суда. При этом номера камерам были присвоены вразнобой, и заключенные не понимали, где они находятся. В стенах были пустоты, поэтому возможности перестукиваться «на азбуке Морзе» у подозреваемых не было. А за глаза это здание называли «проклятый дом», и даже шутили, что «был Госстрах, а стал Госужас».

Говорят, что... Вывозили не только имущество и сотрудников, но и важных политических заключенных. Его боялись и ненавидели, называли «вездесущим». Он создал такую агентурную сеть и систему допроса, что мог в любое время доложить Екатерине I о поступках и замыслах ее подданных. Допрос проходил в комнате с иконами, и во время стонов подсудимых Шешковский читал молитвы. В кабинете стояло особое кресло: как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться.

По знаку Шешковского кресло опускали под пол, только голова и плечи оставались наверху. Слуги снимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не видели, кого наказывали. После унизительной экзекуции гость выкладывал все, что требовалось. Но нашелся человек, сумевший отомстить. Он силой усадил Шешковского в кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось.

Слуги выполнили свою работу на славу, а слух о конфузе обер-секретаря облетел всю Россию. Николай Ежов, услышав подозрительные шорохи, стрелял из нагана в темные углы кабинета.

Это был прогулочный двор, поделенный глухими перегородками на шесть равных площадок. Находясь здесь, не слыша городского гула, не видя ничего, кроме неба и стен, трудно поверить, что ты в центре мегаполиса и под ногами не земля, а плоская крыша и внизу шесть этажей тюрьмы. Узников сюда поднимали на грузовом лифте, двигавшемся умышленно долго и с оглушительным лязганьем, или вели мрачными лестничными маршами — словно из преисподней, наверх, к солнцу.

Огромный проем посередине, между лестницами, был затянут проволочной сеткой — во избежание попыток заключенных покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз на бетонный пол. Ягода, Ежов и лубянский маршал Лаврентий Берия владели системой угнетения психики заключенных, которая делала их сговорчивыми. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что они лично отдавали распоряжения, кого из узников вывести на прогулку по лестнице, а кого для пущей острастки поднять на лифте. Так из мистификации родился миф о «лубянских подвалах». Миф, который в советские годы передавался из поколения в поколение.

Еще одна тюремная хитрость. Номера камерам присваивались не по порядку, а вразнобой, и заключенные не могли узнать не только их общее количество, но даже определить место своего застенка. В 1983 году, во время краткого андроповского правления, когда камеры начали переоборудовать в кабинеты, пришлось сломать несколько внутренних стен. Оказалось, что все они внутри имели ничем не заполненные полости. Таким образом узники лишались своей извечной привилегии — возможности перестукиваться друг с другом, используя «тюремный телеграф».

Отсюда никогда не было побегов. В шести камерах-музеях, оставленных нетронутыми в назидание грядущим поколениям, нетленный запах карболки, параши, грязного белья и кислых щей. Гнетущая тишина затаила в себе оцепенение, ужас и отчаяние тех, кто дожидался здесь своей участи. Здесь начинаешь верить в то, что каменные стены обладают энергоинформационной памятью… Лубянские духи Лубянка и Тайная канцелярия. На углу Мясницкой и Лубянки располагалось страшное детище Петра I см.

Интересные факты о Петре I — Тайная канцелярия. В 1762 году воцарившаяся Екатерина учредила Тайную экспедицию, которая помещалась здесь же в начале Мясницкой. Обер-секретарем Тайной экспедиции был назначен сыскных дел мастер Степан Иванович Шешковский. Его боялись и люто ненавидели, называя за глаза «вездесущим». Все имели грехи, и все верили, что Шешковский об этих грехах знает.

Говорили, что даже великосветские дамы за сплетни пробовали кнут из его рук. Допрос обер-секретарь производил в комнате, уставленной иконами, и во время стонов и раздирающих душу криков читал акафист сладчайшему Иисусу. Злые языки шептали, будто за взятки он освобождал от наказаний и смог нажить таким путем несколько домов в обеих столицах. В этих зданиях он велел оборудовать подвалы и пыточные. Молва поговаривала, что в кабинете Шешковского находилось кресло особого устройства.

Как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку «вездесущего» кресло опускалось под пол. Только голова и плечи виновного оставались наверху, а все прочее тело висело под полом. Там слуги отнимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не могли видеть, кого наказывали.

Все заканчивалось тихо и без огласки. Ни один вельможа не отважился пожаловаться императрице, ведь для этого пришлось бы сознаться, что его выпороли как последнего мужика. После такой унизительной экзекуции гость рассказывал все, что требовалось обер-секретарю. Но нашелся человек, который сумел отомстить за свою поруганную честь. Он силой усадил «вездесущего» в страшное кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось.

Слуги привыкли к душераздирающим крикам и с честью выполнили свою работу. Слух о конфузе Шешковского облетел всю Россию.

Чтобы подавить чересчур строптивый и боевой дух новгородцев, в конце XV -- начале XVI века Иван III занялся переселением нескольких тысяч новгородцев в другие города, в том числе в Москву, как раз на место нынешнего лубянского квартала. Новгородцы ностальгически назвали свой район Лубянкой, в честь улицы со своей родины - Лубяницы. Тут же находился двор известной своей жестокостью к крепостным крестьянам дворянки Салтыковой, вошедшей в историю под именем Салтычихи. Это бывшее здание Страхового Общества "Россия", построенное в 1897—1898 годах по проекту академика А.

Стрельба на Лубянке – что это было?

«Лубянка» заметно отличается от станций первой очереди, ничего общего со своими соседками у нее нет, зато она похожа на «Кузнецкий мост». "Лубянка" появилась задолго до чекистов, название улицы в Москве, а также площади упоминается в летописях еще в XV веке. Ох, давно у меня не было этой рубрики, но вот наснимал наконец-то и сегодня речь пойдет об улице Большая Лубянка(первая часть). Из ФСБ уволили 16 человек, снимавших на видео стрельбу на Лубянке. Пятеро из шести фигурантов дела о подготовке теракта в общественной приемной ФСБ на Лубянке не признали свою вину во Втором западном окружном военном суде, передает корреспондент РИА Новости.

Значение слова "лубянка"

В 1941 из-за приближения немецкой армии, Лаврентий Берия приказал расстрелять 25 заключённых, которые в тот момент находились во внутренней тюрьме Лубянки. In 1923 its cells housed the Patriarch Tikhon. The jail held politicians Bukharin and Kamenev, the actor Meyerhold, the aircraft engineer Tupolev, numerous writers and poets like Mandelstam, Solzhenitsyn, Esenin. They took their walks on the roof, brought there by lifts. In 1941 because the German army was approaching, Lavrentiy Beria ordered to execute the 25 prisoners who were held inside Lubyanka at that moment. О здании ходит много мифов и легенд. Граждане СССР верили, что службы безопасности слушают все их телефонные разговоры. Говорили, что в 30-х годах в здании Лубянки была секретная лаборатория, где работали с детьми-экстрасенсами, изучая гипноз, шаманские практики, телепатию. Тюрьма была ликвидирована в 1961 году.

Последним заключённым стал американский лётчик Гэри Пауэрс. Сегодня бывшие камеры — это офисы. В шести комнатах сделали музей, но туда можно попасть только по специальным документам. Many myths and legends surround the building.

Заключенными на Лубянке были различные люди — от политических противников Советского режима до обычных преступников и правонарушителей.

Сотни тысяч людей были здесь содержаны в течение этих лет. Многие участники политических движений и диссиденты были убиты или попали под применение пыток в этой тюрьме. Кроме того, многие иностранные граждане, жившие или работавшие в Советском Союзе, а также иностранные агенты были заключены в Лубянке. Одним из самых известных здесь заключенных был Рудольф Абель — колонелль немецкой разведки, который был казнен в 1953 году вместе с другими участниками дела Шпионский мост. Она была местом, где были совершены многие преступления, а также местом, откуда начиналось гонение на отличных мыслящих и свободолюбивых людей.

Как Лубянка стала символом советского террора и репрессий? Лубянка была не только зданием главного советского органа государственной безопасности, но и символом жестоких и суровых времен СССР. Здание Лубянки стало неотъемлемой частью истории советского террора и репрессий, которые проливали кровь миллионов жертв. Однако, на практике, это был центр притеснений, где находились эсэсовцы, политические заключенные, повстанцы, члены космополитического заговора и многие другие «враги народа». В Лубянке находилась тюрьма, где обвиняемых допрашивали с применением пыток и бесчеловечных методов, что ставило под угрозу жизни даже невинных людей.

После смерти Сталина публичные расстрелы и казни были приостановлены, но тюремные камеры в Лубянке оставались заполненными заключенными. Многие жизни были разрушены в Лубянке, и многие люди были вынуждены прожить оставшуюся жизнь в тени преступления, о которых их обвиняли. В наши дни, Лубянка стала музеем истории российской секретной службы, но она всегда будет напоминать о том, как далеко люди бывают готовы зайти для сохранения власти и контроля над обществом. Что происходит с Лубянкой в настоящее время? В настоящее время Лубянка является одним из главных символов Москвы и историческим центром главного тайного политического управления Советского Союза, о котором на протяжении десятилетий ходили легенды и мифы.

Семён Виленский около года содержался на Лубянке, а после рассказывал об ужасной тишине тюрьмы в ночное время. Охранникам не разрешалось общаться посредством переговоров, поэтому они общались, лишь издавая щелканье языками, а тишину нарушали только крики заключенных. Здание на Лубянке, массивное сооружение из жёлтого кирпича в стиле необарокко , выглядит несколько менее угрожающе, чем здание, в котором когда-то размещалась организация.

Таинственные стоны, вздохи и шорохи не смущали нового наркома. В таких случаях он начинал читать стихи или громко петь. В знаменитом доме на Лубянке и по сей день отмечаются необъяснимые странные явления: то непонятные тени ползают по стенам, то «не своим голосом» звенит телефон, или деловые бумаги вдруг оказываются не в той папке. Ушедшие в запас сотрудники по секрету рассказывали, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали свой кабинет «на четыре угла» спиртными напитками или святой водой: так, на всякий случай. Госстрах или госужас? В скором времени слово «Лубянка» приобрело зловещее звучание. Верные стражи революции — чекисты вселились в здание бывшего страхового общества СО «Якорь» на Большой Лубянке, 11.

Именно в этом доме разместилась всесильная ВЧК с кабинетом «железного Феликса» и находящейся при ней тюрьмой. Лучшие комнаты были отданы следователям, худшие и подвалы — арестованным. Прогулок заключенные не имели. Электрический свет в одиночках горел и днем и ночью. Арестованные здесь были в вечном напряжении: повсюду чувствовалась близость кровавой расправы. Заключенные называли этот дом «Домом красного террора» или «Домом обреченных». Здесь же на втором этаже находился кабинет ее первого председателя — Феликса Эдмундовича Дзержинского , в котором стоял огромный неподъемный стальной сейф. Он и сегодня стоит на прежнем месте. По рассказам очевидцев, как-то раз напряженную работу первого чекиста прервала неожиданно влетевшая в окно ручная граната. Дзержинский резво выскочил из-за стола и моментально скрылся в металлическом сейфе.

Прогремевший вслед за этим взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены. Но сейфу не причинил никакого вреда. По легенде, именно после этого чудесного спасения своего шефа соратники начали называть его «железным». А уже потом биографы обосновали этот псевдоним железной стойкостью «рыцаря революции». Таинственно-мрачный дух и в наши дни витает в этом доме. Поговаривают, что в длинных темных переходах и сегодня можно увидеть призрак первого чекиста. По крайней мере, такое ощущение возникает, когда внезапно сталкиваешься с самим «железным» Феликсом. Трехметровая статуя в характерной длинной шинели сурово взирает на проходящих мимо. С «легкой руки» чекиста-мистика Глеба Бокия в 1920 г. Москвичи начали неосторожно шутить «был Госстрах, а стал Госужас».

Здание, прежде принадлежавшее СО «Россия», держало в страхе всю Россию. К концу 1920 гг. Реконструировли и внутреннюю тюрьму, к ней надстроили еще четыре этажа. Проблему прогулки заключенных архитектор решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах. В Москве в 1930-е г. К примеру, так: «Какое здание выше всех в Москве? Ответ: Лубянская пл. С его крыши видно Колыму». В 1940—1947 гг.

Последним арестантом, которого видели ее стены, стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы переоборудовали под столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ.

Лубянка - место силы. Что здесь было раньше?

Городские власти дали добро. В конкурсе на строительство нового здания победил проект Н. Проскурнина, но его пришлось исправить, так как страховое общество «Россия» купило еще один участок земли. Тогда появилась идея построить на этих участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу 2 зданий в одном стиле. Работы поручили опытному архитектору А.

Иванову автору проекта гостиницы Националь ». В 1898 году первое здание было готово. Крышу его украсили башенки, а центральную с часами венчали две стилизованные женские фигуры — символы Справедливости и Утешения. Второе здание в четыре этажа построили вдоль Малой Лубянки в 1897-1900 годах.

В декабре 1918 года частные страховые общества ликвидировали, а их имущество национализировали. Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам В сентябре 1919 часть этого дома заняли работники новой службы — Особого отдела Московской ЧК. Затем и весь дом вместе с расположенными внутри квартала меблированными комнатами «Империал» отдали Центральному аппарату ВЧК. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников, а бывшие нумера «Империал» превратились в печально знаменитую внутреннюю тюрьму.

С 1996 года здесь работает ФСБ. К концу 1920-х ведомству стало тесно на Лубянке, поэтому за зданием общества «Россия» по проекту А. Лангмана и И. Безрукова возвели здание в конструктивистском стиле.

Новая постройка слилась воедино со старым зданием, которое надстроили на 2 этажа. В 1939 году Лаврентий Берия поручил А. Щусеву разработать проект реконструкции дома на Лубянке.

Тропининым, скульптором И. Витали, другими художниками, со знаменитым актером М. Его постоянно окружали люди — поклонники его таланта, в честь его давали обеды, устраивали приемы и вечера — одним словом, общественная и светская Москва, по выражению П. Вяземского, «честила и праздновала Брюллова». На одном из чествований Брюллова, на обеде у коллекционера картин и гравюр, камергера, директора училищ Московской губернии М. Окулова присутствовал П.

Нащокин, задушевный друг Пушкина, и там у него произошел разговор с художником о поэте, о чем он и написал другу: «Любезный друг Александр Сергеевич… Теперь пишу тебе вследствие обеда, который был у Окулова в честь знаменитого Брюллова. Он отправляется в Петербург по Именному повелению. Уже давно, то есть так давно, что даже не помню, не встречал я такого ловкого, образованного и умного человека. О таланте говорить мне нечего: известен он всему миру и Риму. Тебя, то есть творения, он понимает и удивляется равнодушию русских относительно к тебе. Очень желает с тобою познакомиться и просил у меня к тебе рекомендательного письма… Кому Европа рукоплескала, того прошу принять с моим рекомендательным письмом благосклонно. Весь твой П. Бюст А. Но Брюллову не пришлось воспользоваться рекомендацией Нащокина.

Он еще находился в Москве, когда 2 мая Пушкин сам приехал в Москву для работы в московском архиве он собирал материалы для книги о Петре I и чтобы договориться с московскими книготорговцами о продаже издаваемого им журнала «Современник». Пушкин остановился у Нащокина «противу Старого Пимена, дом г-жи Ивановой». Видимо, Нащокин к своей характеристике Брюллова, данной в письме, изустно прибавил похвал, и Пушкин, доверяя мнению друга, на следующий день по приезде, не предупреждая совершенно по-московски! Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного! А он настоящий художник, добрый малый и готов на всё…» Заочная симпатия Брюллова и Пушкина не только выдержала испытание личным знакомством — оно усилило ее. У них обнаружилось очень много общего, что способствовало быстрому взаимопониманию.

В те две недели, до отъезда Брюллова в Петербург, они встречались чуть ли не каждый день и скоро перешли на «ты». Брюллов переживал период творческого подъема, его переполняли замыслы, за полгода пребывания в Москве он написал столько, сколько удавалось не в каждый год, в том числе такие замечательные работы: портрет юного А. Толстого, портрет Витали, работающего над бюстом художника, портрет знаменитой трагической актрисы Е. Семеновой, портреты А. Перовского, Л. Маковской, картина «Гадающая Светлана», фантазия на балладу В. Жуковского… Его творческая энергия заражала окружающих и побуждала к творчеству. Витали затеял изваять бюст Брюллова, но художник, как рассказывает современник, «отговорился тем, что сидеть не может. Однако Витали добился своего, и чтобы развлечь Брюллова во время сеансов, ему читали книги.

С той поры Брюллов поселился у Витали». Но у Витали не только читались книги, художники рисовали, певцы пели, тут горячо обсуждались литературные и художественные новости, к тому же хозяин славился умением готовить настоящие итальянские макароны. В этой творческой атмосфере и происходило общение Пушкина и Брюллова. Художник И. Дурнов вспоминал об одной из их встреч, при которой он присутствовал: «У них шел оживленный разговор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Когда Пушкин кончил, К. К сожалению, мемуарист не сообщает о том, о каких конкретно сюжетах шла речь. Кроме того, у поэта и художника была общая, угнетавшая их печаль, о которой у них также был разговор.

Брюллов ехал по повелению царя, это и была та «неволя», которую испытывал на себе и Пушкин. В рабочей творческой атмосфере мастерской Витали родилась идея создания бюста поэта. Неизвестно, кому она принадлежала, но, видимо, обсуждалась весьма серьезно. Однако Пушкин задумывается над предложением, в его рукописях того времени имеется шаржированный автопортрет в профиль в виде скульптурного бюста, увенчанного лавровым венком и с подписью: «il gran padre АР». Тогда бюст Пушкина не был вылеплен. Брюллов уехал в Петербург. Знакомство поэта и художника не ограничилось московскими встречами, современники свидетельствуют, что их дружеские отношения продолжились и в Петербурге. Последний раз они виделись за два дня до роковой дуэли Пушкина. После гибели поэта с новой силой вспыхнул в обществе интерес к нему и его творчеству.

Модный петербургский скульптор С. Гальберг, пользуясь посмертной маской, лепит бюст Пушкина, отливки которого поступают в продажу. В это же время, в марте-апреле 1837 года, идет работа над скульптурным портретом Пушкина в Москве. В письме от 29 апреля 1837 года из Москвы М. Погодин пишет Н. Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой. Под надзором Нащокина делал Витали». Заказчиком бюста Пушкина был Нащокин.

Этот бюст из белого мрамора изображен на картине Н. Подключникова «Гостиная в доме Нащокина», написанной в 1838 году.

КГБ — это Комитет государственной безопасности, созданный в 1954 году с целью повышения эффективности борьбы со шпионажем и внешними врагами Советского Союза. КГБ имел свои агенты по всему миру и отвечал за «черную» работу, которая не требовала официального разрешения.

Лубянка была одним из центральных зданий КГБ. Здесь находился главный штаб, а также тюрьмы и камеры для допроса подозреваемых. В Лубянке работали самые опытные и продвинутые сотрудники КГБ, причем многие из них были увековечены в литературе и кино. Лубянка сегодня — это музей и мемориал в честь жертв репрессий, когда здание было использовано для содержания и подвергания насилию диссидентов и политических противников.

Как использовалось здание Лубянки во время Советского Союза? В здании находилось следственное изоляторное отделение, куда попадали те, кто был арестован и подлежал допросу в рамках так называемых «дел враждебных элементов». Здесь же находилась и коммуникационная центральная станция, с помощью которой советские власти отслеживали переговоры и сообщения подозреваемых. Лубянка была также местом казни политических заключенных, их тела затем вывозили на Рассветный бульвар, где они были захоронены в скрытых местах.

На Лубянке располагалось здание Реввоенсовета, чтобы принимать решения и касательно военной стратегии Советского Союза. Также здесь находилась главная печатная машина, на которой печатали газеты и журналы страны. Во время Советского Союза Лубянка была заметной частью столицы, со своими высокими стенами и постоянным патрулированием со стороны охраны. До сих пор здание вызывает у граждан России, а также за ее пределами, контрастные эмоции, а также настоящее уважение к памяти жертв политической репрессии.

Кто был заключен в тюрьмах Лубянки? Тюрьма Лубянки существовала в течение более семидесяти лет, с 1826 по 1991 годы, и была одним из символов Советской эпохи.

Ряд служащих Кремля, сотрудников кремлёвской комендатуры, военнослужащие обвинялись в создании нелегальной антисоветской организации и подготовке покушения на И. Бутово является «спальным районом» с довольно благополучной экологией. Политизолятор ы — специальные тюрьмы в Советской России и СССР, предназначенные для содержания эсеров, меньшевиков, сионистов и анархистов, а также членов внутрипартийной оппозиции.

Что скрывает за своими стенами Лубянка

Лангман действительно был и «психологом», и «внимательным к пожеланиям заказчика профессионалом» — его «бокс» эффективно угнетающе воздействовал и на физическое состояние, и на психику арестованного. Нечетную сторону Большой Лубянки начинает занимающее целый квартал и загибающееся двумя крыльями на Пушечную улицу и Кузнецкий Мост здание также «в стиле КГБ». На крыле, обращенном на Пушечную улицу, укреплена металлическая литая доска с надписью, которая эвфемистически как будто каждый прохожий не знает, что находится в этом здании! Сооружено под руководством архитекторов: Палуя Б. Ноябрь 1977 г. От места, занимаемого ныне этими двумя зданиями, начинающими Большую Лубянку, и пошло существующее до сих пор название улицы — Лубянка. Слобода новгородцев, поселенных в Москве Иваном III, располагалась как раз здесь, а ее главная улица проходила перпендикулярно нынешней Большой Лубянке — по Пушечной, на которой стоит слободская церковь Святой Софии, и по северной стороне Лубянской площади. Слобода на север простиралась до Кузнецкого Моста, далее жили своей слободой псковичи, слободу которых так и называли — Псковичи, а их церковь, ныне снесенная, называлась храм Введения Пресвятой Богородицы в Псковичах. Фотография начала ХХ в. Это название к середине XIX века распространилось далее по улице до площади Сретенских ворот нынешнего Бульварного кольца. Тогда же к ее названию было прибавлено определение Большая, чтобы не путать с проложенной параллельно ей улицей, в обиходе называемой также Лубянкой и которая, в свою очередь, получила уточняющее добавление — Малая.

В этих границах Большая Лубянка существует и в настоящее время. Однако до настоящего времени на Большой Лубянке осталась живая памятка о старинном ее названии: это Сретенский переулок, выходящий на нее с правой стороны. Названия московских улиц и особенно переулков, то есть проездов и проходов между улицами, часто указывали направление — куда они ведут. Эта улица, идущая «на Дмитровскую дорогу», в конце концов стала называться и называется сейчас Большой Дмитровкой. Подобный способ образования названий улиц и переулков действовал и в последующие столетия. В изданном в 1782 году «Описании императорского столичного города Москвы…» перечислен ряд переулков, которые тогда уже существовали, но еще не имели устойчивых названий, и их первоначальные, прикидочные названия построены по тому же принципу, что и при Иване III: «К Белому городу», «К Живодерке старой», «К Пятницкой церкви», «К Трем прудам». В дальнейшем из них возникли названия: Живодерный Старый переулок на Тишинке с 1931 года — улица Красина и Трехпрудный переулок. Сретенский переулок, идущий к Сретенке — будущей Большой Лубянке — от Милютинского переулка, в том же справочнике 1782 года обозначен уже под этим устоявшимся названием, что является свидетельством его более давнего происхождения, он появился и получил свое название, видимо, в XVII веке. В XV—XVI веках между Лубянкой — слободой новгородцев и рекой Неглинной находился Пушечный двор память об этом — название улицы Пушечной , на нем лили пушки, колокола, монументальные храмовые паникадила. Здесь литейный мастер Андрей Чохов в 1586 году отлил Царь-пушку.

Во второй половине XVII века Пушечный двор перевели на новое место — за Земляной город к Красному пруду, а земли были розданы частным владельцам под усадьбы и сады. Так появились здесь дворы князей Волконских, Голицыных, Урусовых и другой знати. Голицыну, который не чуждался новых экономических тенденций. Он открыл в Москве пассаж «Галереи с магазинами М. Голицына» между Неглинной и Петровкой за Малым театром на территории нынешнего ЦУМа , а также перестроил под торговые помещения свой дом на Большой Лубянке, не сгоревший в пожар 1812 года. Среди купцов, снимавших у Голицына и его наследников помещения под свою торговлю, были такие, кто оставил по себе память в московских летописях. В 1813 году здесь открывается просуществовавшая много десятилетий «Санкт-Петербургская кондитерская». В 1814 году профессор Московского университета химик Ф. Рейс открыл аптеку и начал торговать минеральными водами, позже в компании с коллегой — профессором медицины Х. Лодером он открыл на Остоженке известное «Лечебное заведение искусственных минеральных вод».

С именем Лодера предание связывает появление в русском языке слова «лодырь» — так народ прозвал прогуливавшихся по саду после приема воды вполне здоровых на вид господ. В 1850-е годы в доме Голицына на Большой Лубянке открылась торговля семенами и саженцами садовых и сельскохозяйственных растений Карла Мейера, имевшего собственные питомники и плантации за Семеновской заставой, хорошо известные не только в Москве. Улица, где находилась плантация, до 1974 года называлась Мейеровским проездом с 1974 года — проспект Буденного. Иметь торговлю на Большой Лубянке считалось престижным, там открывали свои магазины самые преуспевающие фирмы. В начале XX века в голицынском доме появился новый кондитерский магазин «Товарищество Георг Ландрин». Историю возникновения этой фирмы известный московский булочник Дмитрий Иванович Филиппов рассказал В. Гиляровскому, а тот пересказал ее в книге «Москва и москвичи». Магазин Г. Ландрина на Большой Лубянке. Рекламная фотография 1912 г.

Вот эта история. На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева — владельца известного всей Москве роскошного магазина на Тверской — работал кустарь по имени Федя. Он производил леденцы, в чем был большой мастер: в отличие от одноцветных леденцов других кустарей, он делал двухцветные: одна половинка — беленькая, другая — красненькая. Кроме него, никто не умел такие делать. Леденцы тогда назывались монпасье и продавались завернутыми в бумажки, обвертывал их сам кустарь-производитель. Однажды этот Федя наделал целый лоток своего цветного монпасье и накрыл его брезентом, чтобы потом обернуть в обертки. Но в тот день то ли именины какие были, то ли еще что — одним словом, он загулял и забыл про конфеты. Утром вскакивает с похмелья, видит — лоток накрытый, завязанный, подхватил его и побежал, чтобы не опоздать. Елисеев развязал лоток и закричал на Федю: — Что ты принес мне?! Взглянул Федя на товар и вспомнил, что забыл обвернуть конфеты.

Взял он лоток и понес домой, раздосадованный. Лоток тяжелый, присел Федя отдохнуть на тумбу возле женской гимназии. Бегут мимо гимназистки, заглянули в лоток. Федя сразу и не понял, занятый своими мыслями, что его спрашивают, а гимназистки торопятся: — Давай по две копейки. Гимназисток много, быстро раскупили весь лоток. На следующий день принес он свои конфеты в гимназию, а там его уже ждали. И опять он в два счета расторговался. Слово показалось заграничное, что и надо для торговли — ландрин да ландрин! А сам-то он — новгородский мужик и фамилию свою получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит. К своей «заграничной» фамилии Федор с рекламными целями присоединил и «заграничное» имя — Георг.

А конфеты под народным названием «ландрин» получили огромную популярность из-за дешевизны и потому, что в общем-то были вкусными.

Канцелярия Анны Иоанновны предоставляла собой постоянное учреждение, занимавшееся на профессиональной основе сыском государственных преступников. В ходе многочисленных процессов тысячи преступников были сосланы в Сибирь или казнены. Такая жестокость к началу правления Петра III уже казалась избыточной. В 1762 году он распорядился уничтожить тайную канцелярию, дабы «неповинных людей от напрасных арестов, а иногда и самых истязаний защитить». Неразрешенные дела передавались на рассмотрение Сенату, при котором для этих целей учреждался новый орган государственной безопасности — Тайная экспедиция. В Петербурге Тайная экспедиция разместилась в Петропавловской крепости, а ее контора в Москве — снова на Лубянке, на том же месте, где находилась ликвидированная контора Канцелярии тайных и розыскных дел! Здания страхового общества "Россия", разделенные ул. Малая Лубянка Тайная экспедиция функционировала без малого 40 лет.

В течение этого срока сыщики расследовали громкие дела против государства и императорского дома. Среди них значатся попытка освобождения Иоанна Антоновича из застенок Шлиссельбургской крепости подпоручиком В. Мировичем, уголовное преследование автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А.

В наше время дом находится на реконструкции. Не раз выдвигалась инициатива создать в этом здании музей истории политического террора, но, по слухам, нынешний владелец собирается открыть в здании парфюмерный магазин. Следующее здание, тесно связанное с историей советского террора, находится на Кузнецком мосту, 24. Ею руководила Екатерина Пешкова, первая жена Горького. Она справлялась о судьбах арестованных, подавала за них ходатайства, организовывала посылки и передачи, посещала тюрьмы, оказывала поддержку семьям заключённых. С одной стороны, число репрессированных стремительно росло, с другой — власти почти перестали обращать внимание на ходатайства организации.

К концу 1920-х «Помощь политическим заключённым» работала фактически как справочная служба, отвечая, по мере возможности, на запросы заключённых и их родных. В 1938 году по приказу Ежова организацию всё же распустили. Неподалёку отсюда, в Варсонофьевском переулке , находится здание с очень страшной историей. Сразу в 1918-ом здесь расположилась первая штаб-квартира ВЧК под руководством Дзержинского мемориальная доска ему до сих пор висит на здании , уже в ней была оборудована тюрьма. Это место использовалось главным образом для работы особой комендантской группы — то есть расстрельной команды. Около 30 лет ею руководил Василий Блохин , собственноручно расстрелявший, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч человек. На Варсонофьевском существовало специальное помещение для регулярных массовых расстрелов, функционировавшее в течение нескольких десятилетий. По некоторым рассказам, чтобы заглушить звуки выстрелов, чекисты заводили моторы грузовиков, а по ночам те вывозили страшный груз, чтобы тайно захоронить тела убитых на столичных кладбищах и подмосковных полигонах.

Он внимательно выслушал предложения инженеров и категорически отказался от предложения пустить тоннель в обход, мимо площади Дзержинского.

Строители хотели направить метро в сторону Ильинки. Но Кагановича такое решение не устраивало. Когда метро уже строили, Москву ее руководители видели уже совсем другим городом, новым, измененным, ничего средневекового, а именно такой была Москва до 1930-х годов, в ней не должно было остаться. Через площадь Дзержинского должен быть проходить широкий проспект Ленина. Так что строительство и метро, и станции именно тут было делом решенным. А сложности? Ну что сложности. И не такие проблемы решали. Но почему не проложить новую штольню на два-три метра ниже первой?

От этого будущая станция ляжет чуть глубже, чем мы предполагали до сих пор. Но разве это так уж существенно? Вы возражаете? Вы говорите, что плывун ворвётся и в новую штольню и, как щепки, сломает её деревянные крепи? Но почему мы должны крепить нашу новую штольню только деревом? Другого крепления, говорите, не знает мировая техника? Нельзя ли отказаться от старых традиций и укрепить нашу штольню, ну, хотя бы железобетоном? Особенная станция В конечном счете получилась совсем не типичная для Москвы станция. Пассажиры заходили с торцов станции и сразу шли на платформу.

Возможно из-за большого трафика, а может быть из-за необходимости строить переход на «Кузнецкий мост», но скорее всего обе причины стали решающими, центральный зал на «Дзержинской» все-таки появился, но намного позже, в 1970-годах, когда прокладывали сиреневую ветку. При этом от оригинальной станции остался лишь десятиметровый «комплимент» архитектору. А жаль. Фотографий первой станции почти не сохранилось. Это одно их немногих изображений. Решение Ладовского Уникальность «Площади Дзержинского» заключалась еще и ее оформлении.

Историческая сводка

  • Большая Лубянка. Московские легенды. По заветной дороге российской истории
  • Как менялась Лубянская площадь Москвы за 170 лет
  • «Бегом, я сказал!!!»: слаженная работа полиции помогла избежать массовых жертв на Лубянке
  • Стрельба на Лубянке

Разделы статьи

  • Лубянка - история и происхождение названия
  • Лубянка. Лубянская площадь
  • Темная история Лубянки. Почему это место пользуется такой славой? | Информац-и-Я, 19 июня 2023
  • День чекиста: история Лубянки - Центр исторической памяти
  • Станция метро «Лубянка»
  • Бывшая штаб-квартира КГБ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий