Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма. Анатолий Папанов — выдающийся советский актер.
10 фильмов с Папановым. С Днём рождения, Анатолий Дмитриевич!
Анатолий Папанов в художественном фильме «Бриллиантовая рука». В кино Анатолием Папановым сыграна 81 роль, а в телеспектаклях 12 ролей. Анатолий Папанов в фильме "12 стульев". Сериал. В фильме, как на поле боя, разворачиваются баталии во имя любви — любви бабушек и дедушек к детям и внукам. В кино Анатолием Папановым сыграна 81 роль, а в телеспектаклях 12 ролей.
Папанов, Анатолий Дмитриевич
Анатолий Папанов в своем последнем фильме *Холодное лето пятьдесят третьего*, 1987 | Фото. Тогда Гайдай рискнул и снял в роли Геши Козодоева 27-летнего Андрея Миронова, а в роли Лёлика – Анатолия Папанова, которому на момент съёмок фильма было 46 лет. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей. Народный артист СССР Анатолий Папанов в роли городничего Сквозник-Дмухановского в фильме режиссера Леонида Гайдая Инкогнито из Петербурга (по мотивам пьесы Ревизор). знаменитый советский актер театра и кино, родился 31 октября 1922 года в Вятке, ныне Киров, Россия и скончался 5 августа 1987 года в Москве.
Анатолию Папанову - 100 лет! Ранние роли, военный трибунал и одна любовь на всю жизнь
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 31 октября 2022, 21:45 Сто лет со дня рождения Анатолия Папанова: что сделало его роли на экране и на сцене такими настоящими? Минин и Пожарский увековечены и в кино. Одноименный фильм был снят в 1939 году. И в нем одну из первых своих ролей, крестьянского мальчика, сыграл Анатолий Папанов.
Анатолий Папанов с детства привык к сцене. Он участвовал вместе с отцом в театральной самодеятельности. После переезда в Москву устроился на завод и записался в драмкружок. С началом Великой Отечественной войны Папанова призвали на фронт. В 1942 году он был сильно ранен и демобилизован. После окончания института служил в театре в Клайпеде, затем вернулся в столицу, чтобы влиться в труппу Театра сатиры, на сцене которого играл почти 40 лет.
Его кинодебют состоялся в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре».
Но он смог. Пришел и поступил. Позже Папанов говорил: «Я — однолюб: одна женщина, один театр». А вот его жене места в столичных труппах не нашлось, и ее распределили в Прибалтику. На одной чаше весов оказалась карьера, на другой — семейное счастье. Папанов выбрал последнее, уехав в Клайпеду. Когда они вернулись, Папанова с трудом взяли в Театр Сатиры. Долгие годы Анатолий Дмитриевич выходил на сцену в ролях «кушать подано», в то время как карьера его жены шла вверх.
Невостребованность очень угнетала Папанова. Тоска, отчаяние, неверие в себя и, как следствие, увлечение алкоголем.
У простого рабочего Ивана четверо сыновей, каждый со своими проблемами и переживаниями. Владимир разрушил свою семью из-за случайно встреченной девушки, Николай в поисках себя уезжает на стройку в Сибирь, Дмитрий переживает перед экзаменами в консерватории, Саша учится в школе и мечтает стать парикмахером. И для всех отец должен найти нужные слова, поддержать, несмотря на то что их взгляды ему не всегда близки, и отпустить в самостоятельную жизнь. Нина Сазонова сначала отказывалась играть в паре с Анатолием Папановым — он был моложе на шесть лет, и актриса боялась, что на экране это будет заметно.
Папанову было 42 года, ему добавили возраст с помощью грима, но основное он сделал с помощью актёрской игры — разница была не просто не заметна, он выглядел даже старше. Райзман В этой драме Анатолий Папанов сыграл интеллигентного старомодного вдовца, влюбившегося на старости лет в активную молодую женщину. Она всегда видела своим мужем респектабельного и обеспеченного человека, поэтому активно взялась устраивать судьбу и карьеру немолодого Владимира Дмитриевича, который мечтал только о тихом семейном счастье… Но ничьим мечтам не удалось осуществиться. В главной мужской роли режиссёр Юлий Райзман видел Георгия Жженова. Актёра утвердили без проб и начали съемки, но через какое-то время стало понятно, что герой в его исполнении никогда не будет беспрекословно уступать воле жены. Мягкий характер актёру был не свойственен ни в жизни, ни на экране, поэтому все проявления слабоволия в его исполнении выглядели фальшиво.
Начались пробы, и только Анатолию Папанову удалось идеально создать нужный образ.
Марафон фильмов с участием Анатолия Папанова в эфире телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
Анатолий Папанов в фильме «Ленин в Октябре» (1937). Анатолий Папанов в фильме сыграл тренера Воронцова, в котором отчетливо читается образ Валерия Лобановского, правда дальше пути героев расходятся – в фильме тренер добивается нужного результата, а в жизни – нет. Родители Анатолия Папанова (Дмитрий Филиппович Папанов и Елена Болеславовна Росковская) были не из зажиточного порядка. Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов.
От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова
Но после смерти матери Папанов завязал и до конца жизни держал обещание. Этот фильм открыл зрителям блестящий дуэт Папанова и Миронова. Он придумал коронные фразы «Положь птичку! Рязанову не нравилась, и он даже хотел переснять сцены, но не успел из-за недостатка времени. Сцену с рыбалкой снимали в несколько дублей, пока замерзший и озлобленный актер не высунулся из воды и не заорал на оператора: «Идиот!
Папанов и Миронов в «Бриллиантовой руке» Соцсети Папанов озвучил Волка-хулигана из легендарного мультсериала «Ну, погоди! Хотя в мультфильме Волк почти не разговаривает, эта роль надолго прилипла к актеру. Папанов недолюбливал персонажа и однажды сказал, что «все его роли съел Волк».
Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [12] [9].
Театр и кино[ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [11]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они поженились в 1945 году, на десятый день победы советских войск [13]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [14].
Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [11]. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ». Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ».
После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [17].
Не жалею об этом: по крайней мере знаю, что все, что сделала, я сделала сама. Но не осуждаю тех, кто помогает своим детям. Они познакомились в ГИТИСе — папу взяли в 1943 году добором сразу на второй курс, мальчишек-то совсем не было. А там он увидел маму — в гимнастерке. Подошел к ней и спросил — что, мол, тоже воевала?
Но в эвакуацию ГИТИС забрал с собой только старшекурсников, мама оказалась с семьей в Новосибирске и там сказала бабушке, что хочет пойти добровольцем. Она была единственной дочерью, но бабушка сказала: «Надя, если ты так решила — иди». И мама работала в санитарном поезде. Оказалось, в общем, что они с папой — два фронтовика. Так они и подружились, а потом пришла и любовь. Но однажды случилась удивительная история, связанная с войной. В какой-то телепередаче папа рассказал, как дружил на фронте с Аликом Рафаевичем.
Оба были творческими людьми, папа собирался на актерский, а Алик уже учился на операторском, это их сблизило. И Алика убило на глазах у папы — в тот день, когда половина их взвода погибла, а сам он получил серьезное ранение в ногу. И этот рассказ услышала мама Алика, считавшая единственного сына пропавшим без вести. Она нашла наш телефон, приехала к нам… Для нашей семьи День Победы был особенным днем. Кроме прочего, эта картина стала для него своего рода отправной точкой в кино. Ну и «Дети Дон Кихота», конечно. Ну а великолепная роль в «Холодном лете пятьдесят третьего...
Правда, что мама не хотела, чтобы он ее играл? Папе присылали много сценариев, а он был очень занят, поэтому мама их читала и разбирала. И она ему сказала — какие-то стрелялки сплошные, зачем тебе это? Но понимаете, какая штука: для актера быть неизвестным — плохо, но и известность, когда тебя узнают на каждом шагу, быстро начинает мешать. Папа посмотрел сценарий после мамы, сказал, что Прошкин — хороший режиссер, и задумчиво добавил: «Я давно не снимался, меня так начнут забывать…» — Может, Надежда Юрьевна предчув ствовала что—то? У него был выпуск спектакля «Последние» по Горькому — первая его режиссерская работа, экзамены курса в институте, где он преподавал, а еще и съемки. Он на них в Карелию ездил из Риги, а в Москву приехал потому, что возникли какие-то проблемы у студентов в общежитии.
Устал, полез принимать душ, горячей воды не было, встал под холодный... И начал развиваться сердечный приступ.
Известие о начале войны застало Папанова в Оренбурге. Короткая подготовка — и на фронт. Он был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. Во время очередной бомбёжки актёра ранило в ногу.
Его направили в Буйнакский госпиталь. Операции там делали под музыку, анестезии на всех не хватало. В 21 год он получил инвалидность и хромоту. Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он гастролировал по фронтовым госпиталям. Выступлениями артисты поддерживали боевых товарищей. Папанов награждён орденами Отечественной войны I и II степени.
Правда, взяли его с условием — научиться ходить без палки. Спустя много лет, уже не молодой Анатолий Папанов, на съёмках фильма «Одиножды один» исполнял сложные танцевальные номера, никто даже не догадывался, что у него нет практически половины ступни. Он не любил роли, за которые его обожали люди. Актёрская богема считала его чужаком.
«Кто заказывал такси на Дубровку?»: лучшие роли Анатолия Папанова
Вел кружок художественной самодеятельности в одной из клайпедских школ. В 1948 г. В общей сложности сыграл в Театре сатиры около 50 ролей. В 1987 г. Кинематографическую известность ему принесла роль комбрига Федора Серпилина в военной драме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова 1964, Александр Столпер. Актер воплощал на экране как драматические, так и комедийные образы. В общей сложности актер исполнил роли в более чем 60 кинокартинах. Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. Наиболее известным из персонажей, разговаривающих его голосом, является Волк - герой мультсериала "Ну, погоди! Почетный гражданин Вяземского района Смоленской области 2013, посмертно.
Кончина Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 г.
Анатолий Папанов с детства привык к сцене. Он участвовал вместе с отцом в театральной самодеятельности. После переезда в Москву устроился на завод и записался в драмкружок. С началом Великой Отечественной войны Папанова призвали на фронт. В 1942 году он был сильно ранен и демобилизован.
После окончания института служил в театре в Клайпеде, затем вернулся в столицу, чтобы влиться в труппу Театра сатиры, на сцене которого играл почти 40 лет. Его кинодебют состоялся в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре».
Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ».
Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях.
Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [16]. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [11].
Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ.
Здесь мы впервые видим актерский дуэт Папанова и Миронова. Но тогда Папанов воспринимал своего младшего коллегу по театру исключительно как любимчика судьбы. И только потом Анатолий Дмитриевич убедился: у них очень много общего. Оба тяготились комедийной маской, которая к ним прилипла, оба были беззаветно преданы сцене, ради нее преодолевали и скрывали тяжелейшие недуги. О том, что их свяжет окончательно и навсегда, знать им было, конечно, не дано. Как и все великие актеры, Папанов обладал своеобразным характером, исполненным противоречий. Он следил за отзывами критики, после спектаклей раздавал автографы всем, кто ждал его у служебного входа. При этом по улице ходил, надвинув кепку и загородившись темными очками. Терпеть не мог, когда ему вслед кричали «Ну, Заяц, погоди!
Такое произошло на свадьбе его дочери Лены. Папанов, несмотря на торжество, разозлился и долго кричал в ответ, перечисляя свои роли в «Белорусском вокзале», «Детях Дон Кихота», «Живых и мертвых» и другие… Ушли друг за другом Последняя роль Анатолия Папанова в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 г. Роль была озвучена Игорем Ефимовым. В последние годы он тщательно отбирал киносценарии, хотел играть только серьезное. Создал поистине трагический образ в фильме «Время желаний». Однако, прочитав сценарий «Холодного лета пятьдесят третьего…», сразу дал согласие режиссеру Александру Прошкину. Папанов всю жизнь помнил, как пацаном работал на заводе и в цеху пропала важная деталь. Арестовали всю их бригаду, Анатолий просидел в тюрьме десять дней. Тогда он на всю жизнь понял, что ощущали люди, несправедливо арестованные и приговоренные к каторге, а то и к расстрелу. И роль зэка «Копалыча» воспринял всем сердцем.
Театр уже был в Риге. В последний день Прошкин снимал сцены смерти и похорон «Копалыча». Папанов отказался остаться на заключительный банкет и вообще пару дней отдохнуть на карельских просторах. Спешил в Москву, а потом в Ригу. Но почему-то попросил режиссера показать ему бутафорскую могилу своего героя.
Анатолий Дмитриевич Папанов
Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости. Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема — произношение. Из-за неправильного прикуса в речи актера было много шипящих звуков. Несмотря на все попытки преподавателей по технике речи исправить эту ситуацию, произношение Анатолия Дмитриевича так и не изменилось. Но талантливому выпускнику пришлось отказаться от всех этих предложений. Все дело было в том, что возлюбленная Анатолия Дмитриевича получила распределение в город Клайпеду Литва , и ему не хотелось оставлять ее там одну. Личная жизнь В жизни Папанова была только одна-единственная любовь — актриса Надежда Каратаева. Этих людей многое сближало. Они оканчивали один театральный вуз, оба были участниками Великой Отечественной войны. Окружение семьи Папановых никогда не слышало, чтобы супруги ругались между собой.
В их семье всегда царила любовь. В браке Анатолий Дмитриевич и Надежда Юрьевна прожили больше сорока лет. Вместе они вырастили и воспитали прекрасную дочь Елену, которая пошла по стопам своих родителей. Сегодня Елена Анатольевна Папанова — востребованная актриса театра и кино. Клайпеда В 1946 году Папанов идет работать в Русский драмтеатр в Клайпеде, появляясь в таких спектаклях, как «Собака на сене» и «За тех, кто в море». Однако самой запоминающейся постановкой оказалась «Молодая гвардия», где Анатолий Дмитриевич сыграл Сергея Тюленина. После премьеры спектакля об актере Анатолии Папанове заговорили даже газеты. Возвращение в Москву Жарким летом 1948 года молодой артист, вместе с молодой женой, приехал в Москву навестить родных. Это, казалось бы, обычное житейское событие сыграло в биографии Анатолия Папанова едва не самую главную роль. Так, прогуливаясь по столице, актер случайно встречает молодого режиссера Андрея Гончарова, с которым они были знакомы еще со студенческих времен, обучаясь в одном учебном заведении.
В то время А. Гончаров работал в Театре сатиры. Молодые дарования поговорили между собой примерно около часа, после чего Андрей Александрович сделал Папанову неожиданное предложение: «Переходи с женой ко мне». Семья Папановых согласилась. Театр В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями.
Будем очень признательны за помощь. Наверное, это был бы идеальный рассказчик произведений нашего замечательного писателя. Когда их читаешь, то так и слышится голос... В главной роли Анатолий Папанов.
На пути двух товарищей случается много непростых событий. Драматично-комедийный фильм. Я таких людей не люблю. Сказано тебе быть съёмщиком, значит, будешь съёмщиком. Фильм "Бриллиантовая рука", режиссер Л. Гайдай Наверное, самая узнаваемая роль Папанова. Уж по количеству цитат, контрабандист Лёлик обошел всех других персонажей знаменитого актера. Фильм "Белорусский вокзал", режиссер А. Смирнов Герои фильма, расставшись на Белорусском вокзале летом 1945-го, спустя четверть века снова встречаются на похоронах боевого товарища. Они понимают, что время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, огромную любовь к жизни, способность жертвовать собой. Фильм "12 стульев", режиссер Марк Захаров Ироничное история, в которой парочка авантюристов охотится за стульями работы мастера Гамбса. Няня для Леночки. Фильм "По семейным обстоятельствам", режиссер А. Коренев Небольшой роли в фильме о непростых, но теплых отношениях в обычной семье, хватило Папанову, чтобы запомниться зрителю.
Папанов был отпущен домой. Война В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой. Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти. Учеба Домой после службы актер вернулся в 1942 году с удостоверением инвалида третьей группы. Однако это не избавило его от мечты стать артистом. Но несмотря на это, юноше, опирающемуся на палочку, все же позволили прочесть стихотворение. Комиссия настолько была удивлена актерским талантом Папанова, что не просто приняла его в ряды студентов ГИТИСа, а зачислила его сразу на второй курс. С первых же дней занятий Анатолий Дмитриевич, несмотря на состояние своего здоровья, стал усердно работать. Преодолевая сильную боль в ноге и не давая себе поблажек, он наравне со всеми занимался танцами и гимнастикой. Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости. Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема — произношение. Из-за неправильного прикуса в речи актера было много шипящих звуков. Несмотря на все попытки преподавателей по технике речи исправить эту ситуацию, произношение Анатолия Дмитриевича так и не изменилось. Но талантливому выпускнику пришлось отказаться от всех этих предложений. Все дело было в том, что возлюбленная Анатолия Дмитриевича получила распределение в город Клайпеду Литва , и ему не хотелось оставлять ее там одну. Личная жизнь В жизни Папанова была только одна-единственная любовь — актриса Надежда Каратаева. Этих людей многое сближало. Они оканчивали один театральный вуз, оба были участниками Великой Отечественной войны.
Главные новости
- Какие картины с Анатолием Папановым снимали на «Ленфильме»
- ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ. Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев
- От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова - Российская газета
- Анатолий Папанов фильмография, лучшие фильмы с Анатолием Папановым в главной роли
Мистика в жизни актера Анатолия Папанова
Папанов, Анатолий Дмитриевич - ПЕРСОНА ТАСС | Сцену, где Анатолий Папанов произносит знаменитую фразу про жизнь, продублировали в самом конце фильма. |
Анатолий Дмитриевич Папанов | Выдающийся характерный актер, Папанов в основном запомнился своими комедийными ролями в дуэте со своим другом Андреем Мироновым, хотя у него было много и драматических ролей. |