Новости восстание в твери против щелкана

Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). Народное восстание против татар в Твери. Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327). Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей.

Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды

Первое русское восстание против Орды | Прожито | Дзен Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу.
Восстание в Твери в 1327 г. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.
Восстание в Твери 1327 года Антиордынское восстание в Твери было жёстко подавлено московским князем при поддержке Золотой Орды и Суздальского княжества.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом).

Восстание татар

От этого удара Тверское княжество не смогло оправиться больше никогда. За свою преданность Москва получила право сбора дани на Руси. Монголы въезжают в православный храм во время службы.

Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр. В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в. В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов.

Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери. Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту. Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3. Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу.

По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем". Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь". Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим". Далее под 1284 г. Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск.

Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4. Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах. Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К. Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста. Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг.

По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2. Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар. Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью. Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3. Народное возмущение против татар накапливалось в Твери ещё задолго до восстания 1327 г. Сообщение летописи о Дюденевой рати 1293 г. Тогда велика бысть печаль Тферичем, понежь князя их Михаила не бяше в земли их, но в Орде, и Тферичи целоваша крест, бояре к черным людем, такоже и черныя люди к бояром, что стати с единого, битися с Татары; бяше бося умножило людей и прибеглых в Тфери и из иных княженей и волостей перед ратью".

Тем временем подоспел князь Михаил, и татары, узнав об его прибытии, "не поидыша ратью к Тфери", свернув на Волок. Однако зимой того же 1293 г. Тверь не избежала расправы карательного отряда "царя Токтомеря" хана Тохты за попытку князя Михаила завязать связь с ордой хана Ногзя4. Текст подчёркивает единство низов и боярских кругов города в стремлении сопротивляться татарам; это находит отклик в "Песне о Щелкане", где Борисовичи - тысяцкий Михайло Шетнев вместе с братом - являются участниками расправы над Шевкалом. Приведённые факты показывают, что в этой напряжённой обстановке в Твери особенно внимательно следили за деятельностью татар. В народных массах слагались рассказы на эту тему. Одно из таких народных сказаний - о баскаке Ахмате - было лаже внесено в великокняжеский свод 1305 г. Естественно, что взрыв народного гнева - восстание 1327 г. По своей форме и стилю "Песня о Щелкане", бесспорно, стоит в начале развития данного жанра русской устной словесности: при краткости и собранности изложения она носит характерные зля былинного эпоса черты повторения, общие места, былинная ритмика, эпический характер повествования об убийстве Шевкала Но вместе с этим её "зачин" уже носит облик исторического ввеления к конкретной тверской теме "Песни" - в обобщённых формулах дано верное определение "старой, богатой Твери" и любовно сохранено родовое отчество героев 1327 г. Борисовичей - тысяцкого Михаила Фёдоровича с братом.

Примечательными и характерными чертами "Песни" являются выраженные в ней глубокий оптимизм и вера в конечную победу над угнетателями. Напомним, что и рассказ, внесённый в Тверскую летопись, заканчивается 1 K.

Поделиться: Что произошло? Главенство это имело вполне материальное выражение — ханский ярлык. Получивший его наделялся также правом сбора дани со всех северо-восточных земель.

А сборщик дани для Орды, как известно, собирал ее не только для Орды. По крайней мере на первых порах, успех сопутствовал именно Твери. Иногда это соперничество доходило до открытых войн. Своеобразный апогей — Бортневская битва, произошедшая в декабре 1317 года. В тверские земли вторгся ордынец Кавгадый.

Действовал он, вероятно, в связки с московским князем Юрием Даниловичем. К тому же, одновременно с Кавгадыем, на Тверь напали еще и новгородцы. Тверской князь Михаил Ярославич решил проблему самым смелым способом. Он разбил новгородцев, а затем атаковал войско Кавгадыя, к которому присоединились силы Юрия Московского. Тверичам сопутствовал успех.

Ордынцы и москвичи были разбиты. Кавгадый сдался Михаилу Ярославичу, а вот Юрию Москвоскому удалось ускользнуть. Впрочем, куда важнее, что в плену у тверичей оказалась княжеская супруга — Кончака. Это была не просто княгиня. Кончака приходилась родной сестрой хану Узбеку.

Именно ее браком с Юрием Даниловичем, скорее всего, объясняется большое потепление в отношениях Орды и Москвы. На беду, Кончака тверского плена не выдержала и умерла в темнице. Юрий Данилович отправился к хану и рассказал ему о своей скорби. Смерть Кончаки он представил, как намеренное убийство. А ведь у Узбека и без того были поводы для недовольства Тверью.

Михаила Ярославича вызвали в Орду, ханский суд приговорил его к смерти и казнили.

Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов.

Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича.

К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.

Антиордынское восстание в твери

Первое русское восстание против Орды | Прожито | Дзен Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Поводом к нему послужило прибытие в столицу Тверского княжества в 1327 г.
Антиордынское восстание в Твери: дата, подавление Иваном Калитой, участники, кратко 1340-х гг., о его успешн.
Тверское восстание в 1327 году: причины и итоги 1340-х гг., о его успешн.
«Щелканова рать» Бунт Твери против Орды.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан.

Восстание татар

В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев. Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига. В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь. В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу.

Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области

Всего Александр провел в изгнании почти 10 лет. Итоги и последствия восстания в Твери Несмотря на спонтанность и скоротечность бунта, итоги тверского восстания 1327 года имели далеко идущие последствия. Когда была создана и что это такое опричнина : причины и последствия Итоги народного восстания Итог тверского восстания, вспыхнувшего летом 1327 года, для Великого Тверского княжества, долгие четверть века претендовавшего на роль объединителя русских земель, разрушителен: уничтожены и разорены города и села; множество жителей убиты или взяты в рабство, земля обезлюдела; княжение перешло к менее амбициозным Константину и Василию Кашинским; влияние Твери на русские княжества утрачено; великокняжеский ярлык из рук Узбека получает князь Иван Калита, а затем его потомки. С другой стороны, после восстания ордынские ханы оценили опасность крепнущего сопротивления и собственные риски. С этого времени баскаки прекратили набеги с целью собрать непосильную для населения дань.

Тот, кто подавил бунт — Иван Калита — получил право собирать подать, доставлять ее в Орду. Он же с этого времени вел переговоры с ордынцами от имени всех русских княжеств. Последствия Восстание 1327 года подкосило могущество Тверского княжества, дало толчок перераспределению политических сил в северо-восточной Руси. После подавления антиордынского восстания в Тверском княжестве центр политической, экономической и культурной жизни сместился во владения Ивана Калиты, хотя сразу после усмирения Твери, в 1328 году, великое княжение было разделено между Суздалем и Москвой: под управление Московского князя переданы Новгород Великий и Кострома; Александру Суздальскому достались Нижний Новгород, Владимир и Городец.

Такое разделение давало Узбеку свободу маневра. После прекращения многолетнего соперничества с Тверью Иван Московский получил более слабого противника в лице Александра Суздальского. Со смертью суздальского владетеля великокняжеский стол окончательно был закреплен за Москвой, но наследственным, вотчинным, стал только при Дмитрии Донском. Благодаря возможности единолично устанавливать размеры податных сборов и распоряжаться общей казной, Московское княжество быстро окрепло.

Его выросшая экономическая мощь и поддержка правящего хана позволяла диктовать новые правила, присоединять сначала мелкие, а затем и крупные удельные владения, вести самостоятельную внешнюю политику. Таковы последствия неудачного восстания в Твери 1327 года. Когда была Крымская война 1853-1856 гг: кратко о причинах и итогах Постепенно подчиняя другие русские княжества, Иван Калита предпочитал экономические методы. Укрепление центральной власти способствовало сокращению междоусобиц.

В условиях мира княжества восстановились после разорения, окрепли, исподволь накапливали богатства. Получили возможность для развития городская культура, архитектура, ремесленничество, храмовое строительство, иконопись, книжность, военное дело. Русичи набирали духовную силу для решительной борьбы с монголо-татарским игом.

Восстанием руководил тверской тысяцкий Борисович, неясно и участие в восстании и тверского князя Александра Михайловича. Татарские пастухи и сторожи у табунов получили о побоище известия сразу, и по крайней мере часть из них немедленно устремилась в Москву, а оттуда в Орду. Князь московский Иван Калита и князь Александр Васильевич Суздальский по приказу хана явились в Орду осенью 1327 года засвидетельствовать свою неколебимую поддержку ханской власти. Их дружины были включены в состав татарского войска, получившего в исторической памяти России наименование Федорчуковой рати.

Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись. Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь! Тверское восстание Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко.

Москва против Твери. Неотснятый блокбастер

В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. 1327. Восстание в Твери против татаро-монгольских завоевателей. Жители Твери восстали против татаро-монгольских угнетателей в 1327 году. Накануне чингизиды зверствовали в городе и довели местное население до точки кипения.

Москва против Твери. Неотснятый блокбастер

Смотреть что такое Тверское восстание в других словарях: Восстание в Твери 1327 года. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона.

Первое русское восстание против Орды

Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть.

Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам.

Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси.

Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5].

Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Шапка Мономаха — главная царская шапка великих князей и царей , символ самодержавия в России. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси.

Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».

Эти шаги Александра сильно напоминают «политический зондаж». Сначала он выяснил умонастроения в Твери, а через Феогноста, тесно связанного с Калитой, отношение к своему возвращению великого князя. Кроме того, через православную епархию в Орде митрополит мог прояснить позицию Узбека. Далее «показания» летописей несколько разнятся, но в целом картина дальнейших событий выглядит следующим образом.

В том же году Орду поехал сын Александра Федор вероятно, зондаж дал надежду на успешный исход "реэмиграции" с просьбой о помиловании, а на следующий год и сам опальный князь. И хотя В. Татищев говорит о том, что Узбек простил Александра, удивившись "сладости слов его и смирению"17, но мы снова будем настаивать на политической целесообразности — каким бы верным вассалом ни зарекомендовал себя Иван Калита, хан предпочел не казнить Александра, а создать в его лице противовес московскому князю. Что же расчеты Узбека полностью оправдались — его «месседж» был услышан и правильно расценен недовольными чрезмерным усилением Калиты в 1331 году ему удалось объединить под своей властью Владимирское княжества Рюриковичами. Поэтому, вернувшись в сопровождении ордынских послов в Тверь и сместив безропотно отдавшему старшему брату престол Константина, Александр вольно или невольно стал центром притяжения всех сил, враждебных московским князю18.

Почувствовав угрозу, Калита в ответ прибег к хорошо проверенным средствам — клевете и подкупу. Зимой 1338—1339 годов он вместе с двумя старшими сыновьями отправляется в Орду, после чего последовало резкое изменение отношения Узбека к Александру19, который вместе с другими князьями был вызван в ханскую ставку. Убоявшись ханского гнева, правитель Твери вместо себя отправил в Орду Федора, но Узбек, как сообщает тверская летопись, по-прежнему «убедительно настаивал» на личном визите: «Все сделаю, как хочешь, и, взяв сына своего Федора, пойдешь на Русь»20. В итоге, несмотря на все дурные предзнаменования и предчувствия при отплытии «начался сильный ветер, так что гребли, а судно назад шло» , Александр отправляется в Орду и по прибытии сразу же оказывается в подвешенном состоянии: «И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: «Княжение великое даст тебе царь», а другие говорили: «Убиту тебе быть»21.

Надо ли говорить, что этот месяц прошел в закулисных переговорах, взаимных обвинениях, подкупах, но повторное прибытие в Орду сыновей Калиты положило конец сомнениям хана: «Узбек, подвинутый ими или друзьями хитрого их отца, без всяких исследований объявил, что мятежный неблагодарный князь Тверской должен умереть»22. Интересно, что Тверская летопись ни словом не упоминает о каком-либо подстрекательстве московских князей, хотя по некоторым деталям можно предположить, что ее составную часть, «Повесть об убиении князя Александра Михайловича и сына его Федора», писал человек входящий в свиту князя и являвшийся непосредственным свидетелем событий. Об чем свидетельствует следующая фраза: «А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы выделено А. На этом спор двух династий за первенство во Владимиро-Суздальской земле закончился. Повторно ставший тверским князем, третий сын Михаила Константин был вынужден практически полностью подчиниться Москве.

Спустя некоторое время борьба двух престолов возобновится, и будет продолжаться вплоть до самого конца XV века. Но главной темой этого противостояния будет лишь степень независимости Твери от Москвы. В завершении рассказа о драматическом и кровавом противоборстве московских и тверских князей внесем в него немного... Да-да, уважаемый читатель. Эти две ветви потомков Рюрика связывала не только кровная вражда, но и...

Константин был женат на единственной дочери погубившего его отца Юрия Данииловича, Симеон Иванович сочетался браком с внучкой Михаила Тверского Марией Александровной, единственный выживший ребенок Симеона Василиса была замужем за внуком Михаила. Для наших современников такое сочетание кровной вражды и кровных уз, мягко говоря, может показаться довольно странным, но зато оно отлично иллюстрирует один из главных тезисов нашей книги: бессмысленно судить поступки людей древности и средневековья с точки зрения современной логики и морали. Другие времена, другие нравы и лишь любовь деньгам трепетно пронесена сквозь века и тысячелетия... Никоновская летопись — крупнейший летописный памятник XVI столетия. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из списков.

Создана после централизации государства, наполнена «официозом» и неточностями. Горский считает, что это решение было обусловлено тем обстоятельством, что брат Ивана Юрий был в газах Узбека «ослушником», в то время, как «брат Александра Дмитрий, будучи великим князем, выполнял свои обязанности перед Ордой, а сам Александр продемонстрировал свою покорность в предыдущем году, собирая дань в Северо-Восточной Руси. Калита — небольшая поясная сумка для денег. Автор исходит из того, что подробности антиордынского выступления в Твери 1327 года хорошо известны читателям. Недавно получившему заветный ярлык Александру, не было никакого резона гневить Узбека.

Что же касается версии, будто бы посольство Щелкана преследовало цель «истребить русских князей и княгинь» и установить непосредственный ордынский контроль над Владимирским княжеством, а восстание в Твери сорвало эти замыслы И. Институт русской литературы Пушкинский Дом ; Отв. С88-92 , то она не выдерживает критики. В первую очередь потому, что кочевники вовсе не стремились покидать свой естественный ареал — степи. Неврюева рать — карательный поход в мае 1252 года ордынских войск под командованием Неврюя против Андрея Ярославича Городецкого.

По мнению ряда историков инициирован братом Андрея Александром.

685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар

Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников — Туралык и Федорчук. Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось.

Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры.

Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам.

Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко.

Это было явным нарушением традиционных порядков Монгольской империи , поскольку монголы не притесняли духовенство, по крайней мере, в мирное время, не облагали его данью и не подвергали поборам.

Их дружины были включены в состав татарского войска, получившего в исторической памяти России наименование Федорчуковой рати. Когда реки стали, татарское войско, включавшее до 50 тысяч воинов, двинулось на Русь.

Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша". Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери.

Характерно, что тверской тысяцкий поставил свой храм не в Кремле, где были княжеская усыпальница - Спасский собор - и княжеская дворцовая церковь Михаила Архангела3 , а вне Кремля, на Загородском посаде "старой, богатой Твери", как бы подчёркивая этим свою социальную связь с демократическими слоями городского населения. Таким образом, можно считать доказанным, что Борисовичи "Песни о Щелкане" - реальные исторические участники событий 1327 г. Сперанский и В. Следует напомнить подмеченное В.

Борзаковским отличие судьбы тверских тысяцких от участи тысяцких в Москве и Рязани. Если о последних мы знаем в связи с упоминанием об их трагических убийствах и связанных с этим волнениях, то о судьбе тверских тысяцких таких сообщений нет4. Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским.

Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане. К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8.

Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи. Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане". Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч.

Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г. Тверь в XVII веке. История Рязанского княжества, стр. В Тверской земле тысяцкие - "тысячники" - играли значительную роль ещё в середине XV в. Лихачёв Н. Инока Фомы слово похвальное...

Лаврентьевская летопись 1068 г. Тверская летопись, ст. Воскресенская летопись, ст. Никоновская летопись, ст. И этот случай представился: 15 августа, в Успеньев день, дьякон Дюдко вёл ранним утром к Волге на водопой "кобилицу младу и зело тучну"; татары позарились на лошадь и отняли её; на крик Дюдко сбежались тверичи, а татары взялись за сабли. Тверичи не отступили, но "удариша в колоколы и сташа вечием и поворотися весь град и весь народ там часе събрашася и бысть в них замятия т.

Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще и похватиша лучший жеребци и скоре бежаша на Москву и оттоль в Орду и тамо възвестиша кончину Шевкалову". Здесь, как и в "Песне о Щелкане", князь Александр не играет никакой роли; на первом плане рассказа - "люди тверичи", подобно тому как в "Песне" - вожди народа "удалые братья Борисовичи". Соловьёв отдаёт предпочтение перед другими вариантами рассказу о 1327 г. Тверского сборника, так как здесь "Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминания о замысле Шевкала относительно веры"1. Обратим внимание на одну подробность рассказа, придающую ему особую живость и конкретность. Это - описание выхода ранним утром дьякона Дюдко с его столь любовно описанной "зело тучной младой кобылицей" и заключение рассказа, где вновь выступает осведомлённость о том, что происходит вне города, на поле, где паслись конские стада и откуда "коневии пастуси", взнуздав "лучший жеребци", помчались на Москву с тревожным известием об избиении татар.

Эти подробности наводят на мысль, что этот рассказ сообщён кем-либо из этих пастухов если это не были татары , или, скорее, самим дьяконом Дюдко, любителем лошадей, имя которого вместе с именами князя и Шевкала названо в тексте2. Рассказ не носит черт книжной речи, что особенно ярко сказывается при сравнении с текстом летописных рассказов второго типа, изобилующих литературными штампами и поучительными ремарками летописца. Следует обратить внимание на место рассказа о Шевкале в Тверском сборнике. Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г. Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г.

Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г.

Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст.

В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок.

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

Telegram: Contact @tverzem первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига.
Бунт Твери против Орды Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей.
Антиордынское восстание в Твери | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери.
Восстание в твери против щелкана Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига.
Антиордынское восстание в Твери Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.

За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому

Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстания из-за злоупотреблений ордынского сборщика податей, что вызвало очередной ордынский карательный поход.

Антиордынское Тверское восстание

В 1327 году в Твери стихийно вспыхнуло народное восстание против ордынцев.-3. В) сопротивление реформам Петра I — восстание под руководством К. Булавина; Г) ордынское владычество над Русью — восстание в Твери против Щелкана. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан (Щелкан) пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий