Примеры: В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери, обусловливаемые потравой скотом посевов.
Лекция 5. Издержки производства
Виды издержек на предприятии | эти затраты будут внешними издержками. |
В чем суть внешних издержек рынка | Нифонт Шилов | Дзен | Дан расчет трансакционных издержек на примере типово-го контракта фармацевтической организации с дилерской сетью. |
Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА | Внешние эффекты отрицательны, когда социальные издержки перевешивают частные издержки. |
Вопрос 50 Внешние эффекты и внешние издержки. | При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. |
Внешние и внутренние издержки: что к ним относится, виды, формула расчета | Текст научной работы на тему «Проблема внешних издержек в современном мире: основные тезисы». |
2.5 Постоянные и переменные затраты. Теория ЕГЭ по обществознанию
К экономическим издержкам относят: Внутренние издержки — затраты связанные с использованием собственных ресурсом в производственном цикле. Внешние затраты – это затраты, которые не включены в то, на чем бизнес основывает свою цену. Примеры: В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно привести классическую ситуацию взаимодействия скотовода и фермера, в которой возникают потери, обусловливаемые потравой скотом посевов. Внешние издержки— это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке.
Написали недавно
- Внешние издержки - это... Понятие и классификация издержек
- Внешние эффекты. Теорема Коуза
- Структура издержек производства - классификация
- Классическим примером положительных внешних эффектов является образование
- Издержки производства — внутренние и внешние факторы
2.5 Постоянные и переменные затраты. Теория ЕГЭ по обществознанию
Релевантные и нерелевантные. Релевантные издержки — те, что зависят от решений, которые принимает руководство. Обычно к ним относят: будущие денежные потоки — то, что потратят в будущем в связи с принятым решением; устранимые затраты — расходы, которых можно избежать, если решение не будет принято; альтернативные расходы — то, что не удастся получить в результате внедрения управленческого решения; инкрементальные затраты — то, что возникнет в результате расширения производства или изготовления новой партии продукта. Нерелевантные издержки возникают вне зависимости от принятия решений. Их не учитывают при проведении управленческого анализа. К ним относят: невозвратные — расходы, которые компания понесла в прошлом, и они не оказывают влияние на будущие денежные потоки, например затраты на рекламу нельзя вернуть; обязательные — будущие расходы, которых невозможно избежать, например налоги; неденежные — те, которые не влияют на денежные потоки, например амортизация; общехозяйственные накладные расходы — общие и административные расходы, например расходы на программное обеспечение для управления компанией.
Компания думает о ликвидации и подсчитывает затраты. В таком случае к релевантным затратам можно отнести зарплату директора и уволенных работников, компенсации им, а к нерелевантным — аренду и коммунальные платежи.
Правильные расчеты позволяют владельцу бизнеса планировать прибыль, определять убытки и находить точки роста. Снижение налоговой нагрузки. Торговые предприятия или ИП, которые работают по упрощенной или общей системе налогообложения, могут сократить налогооблагаемую базу. Читать далее Постоянные и переменные издержки Постоянные издержки — это затраты, на которые никак не влияют объемы производства компании.
Они всегда одинаковые: когда работа идет, или бизнес стоит на стопе. Какие расходы относятся к постоянным издержкам: плата за арендуемые помещения и технику; амортизационные выплаты обновление изношенных техники, инструментов, транспорта и т. Отчеты, налоговая, аудит, дебет, кредит — понятия из словарного запаса любого бухгалтера.
Наступление экологических издержек обусловлено тем, что некоторые виды деятельности могут оказывать влияние на окружающую природу и общество, однако их стоимость редко учитывается в бухгалтерии предприятий. Одним из наиболее ярких примеров экологических издержек является загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий. Газообразные вещества, попадающие в воздух, могут вызывать изменение состава атмосферы и загрязнение природных ресурсов. Еще одним примером экологических издержек является загрязнение водных ресурсов. Выбросы отходов и химических веществ в реки, озера и океаны приводят к отравлению водной жизни и разрушению экосистем водных бассейнов. Пример Описание Разрушение лесов Загрязнение воздуха от сжигания леса или вырубки деревьев, что приводит к потере жилых мест для животных и утрате биологического разнообразия. Выбросы автотранспорта Использование автомобилей с двигателем внутреннего сгорания приводит к выбросу вредных веществ, которые загрязняют атмосферу и влияют на здоровье людей. Нефтяные разливы Происшествия на нефтедобывающих платформах и судах могут приводить к разливам нефти, которые наносят непоправимый ущерб морским и береговым экосистемам. Использование пестицидов Применение пестицидов в сельском хозяйстве может загрязнять почву и воду, а также отравлять насекомых и животных. Экологические издержки оказывают негативное влияние на природный баланс, здоровье людей и качество жизни в целом. С учетом этих издержек можно разрабатывать меры по охране окружающей среды и регулированию деятельности, учитывая их стоимость для общества. Экономические примеры внешних издержек 1. Экологические издержки Производственные предприятия, несмотря на то, что получают прибыль, могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду. Например, заводы, выпускающие отходы и загрязняющие водоемы, не компенсируют стоимость очистки воды и влияния на экологическую ситуацию в регионе. Таким образом, это становится внешней издержкой для жителей данной местности и затратами, которые они несут в виде ухудшения состояния здоровья, покупки бутилированной воды или приобретения дополнительных средств защиты. Социальные издержки Некоторые виды бизнеса, например, производство табака или алкоголя, могут вызывать социальные проблемы в обществе.
Предельные индивидуальные издержки МРС это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. На рис. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность. В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете.
Внешние эффекты. Теорема Коуза
Постоянные издержки —это затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства нельзя изменить в краткосрочном периоде ; они есть даже при отсутствии производства товаров или услуг. Примеры постоянных издержек:.
Организации в ходе работы закупают сырье, материалы, станки и оборудование, оплачивают труд обслуживающего персонала и штата специалистов, оплачивают коммунальные платежи за израсходованную воду, энергию, пользование земельным участком или площадью офисных зданий. Все эти платежи - внешние издержки.
Это отчуждаемая часть денежных средств организацией в пользу поставщика необходимого продукта или услуги. При этом поставщик - сторонняя организация, не имеющая отношения к данной компании. Также эти платежи могут называться в разных документах и отчетах как бухгалтерские или явные издержки. Это все имеет одну характерную черту - такие платежи всегда отражаются в бухгалтерском учете с точным указанием даты, суммы и назначения.
Внутренние издержки Выше рассмотрено, что такое издержки внешние. Экономические издержки, они же внутренние, неявные или вмененные - второй тип учитываемых в отчетности и анализе расходов. С ними все немного сложнее. В отличие от явных издержек, это трата собственных ресурсов, а не приобретение их у сторонней организации.
А сумма, которая считается в этом случае расходами - это та сумма, которая могла бы быть получена организацией в случае, если бы те же самые ресурсы она использовала наиболее оптимальным и выгодным способом. Использование этого типа расходов не используется в точном и документально подтверждаемом бухгалтерском учете. Зато неявными издержками активно оперируют экономисты, в чьи задачи входит оценка эффективности работы организации за прошлые периоды, планирование и составление бизнес-моделей на будущие производственные процессы, а также оптимизация всех направлений деятельности коммерческого общества. Подвиды внешних издержек Производственный процесс требует капиталовложений в самые разные его составные части, без которых механизм выпуска продукции или осуществления услуг просто не будет функционировать.
Внешние издержки фирмы классифицируются в зависимости от того, каким образом их цена ляжет на итоговую стоимость выпущенного продукта или осуществленной услуги. Выделяемые виды внешних издержек это: Постоянные издержки - расходы, сумма которых равными долями включается в себестоимость продукта или услуги на протяжении определенного периода времени. Они не изменяются от повышения или снижения объемов производства. Примером таких издержек можно привести заработную плату сотрудников, занимающих административные должности, или оплату за аренду офиса, складских и производственных помещений.
Мы могли бы вообразить систему законодательства, при которой у A имеется право курить сколько угодно, и тогда B пришлось бы давать A взятку, чтобы тот сократил свое потребление дыма. Это соответствовало бы начальному запасу, обозначенному на рис. Эти две точки имеют различные характеристики с точки зрения распределения, но с точки зрения эффективности они одинаково хороши. На самом деле причин ограничиваться рассмотрением лишь указанных двух эффективных точек нет. Как обычно, существует целая контрактная кривая, эффективных по Парето распределений дыма и денег. Если индивиды вольны обмениваться обоими указанными товарами, то, как нам известно, они, в конечном счете, окажутся где-то на этой контрактной кривой. Точное положение, в котором они окажутся, будет зависеть от их прав собственности в отношении дыма и денег и от конкретного механизма, которым они воспользуются при осуществлении обмена. Один из механизмов, который они могли бы использовать для осуществления обмена, — ценовой. Как и раньше, мы могли бы представить себе, что некий аукционщик выкрикивает цены и спрашивает, сколько товаров готов купить каждый из индивидов по этим ценам.
Если бы в точке начального запаса у индивида A имелось право собственности на дым, то он мог бы обдумать вопрос о продаже части своих прав на курение индивиду B в обмен на деньги B. Аналогичным образом, если бы B были даны права на чистый воздух, то он мог бы продать часть своего чистого воздуха индивиду A. Если аукционщику удается найти комбинацию цен, при которой предложение равно спросу, все обстоит замечательно: перед нами — славный исход, эффективный по Парето. Если существует рынок дыма, то конкурентное равновесие будет эффективным по Парето. Более того, конкурентные цены, как и в стандартном случае, будут измерять предельную норму замещения двух товаров. Проведенный нами анализ — точно такой же, как и обычный анализ с применением ящика Эджуорта; он лишь описан для несколько других условий. До тех пор пока имеются четко определенные права собственности в отношении того товара, который связан с внешним эффектом причем то, кому принадлежат эти права собственности, значения не имеет , индивиды могут в процессе обмена придти из точек своего начального запаса к распределению, эффективному по Парето. Если для поощрения такого обмена между индивидами мы захотим учредить рынок, на котором торгуют данным внешним эффектом, это также приведет к указанному результату. Проблема возникает лишь тогда, когда права собственности четко не определены.
Если A полагает, что имеет право курить, а B считает, что имеет право на чистый воздух, возникают трудности. Практические проблемы, связанные с внешними эффектами, обычно возникают из-за плохо определенных прав собственности. Мой сосед может считать, что имеет право играть на трубе в 3 часа утра, а я могу считать, что имею право на тишину. Фирма может считать, что у нее есть право сбрасывать в атмосферу, которой я дышу, загрязняющие ее вещества, я же могу считать, что этого права у нее нет. Вследствие нечеткого определения прав собственности возможно неэффективное производство внешних эффектов, а это означает, что имеются способы повысить благосостояние обеих заинтересованных сторон путем изменения производства внешних эффектов. Если же права собственности определены четко и имеются механизмы, позволяющие людям вести переговоры между собой, то люди могут обмениваться своими правами на производство внешних эффектов точно так же, как обмениваются правами на производство и потребление обычных товаров. Квазилинейные предпочтения и теорема Коуза Выше утверждалось, что до тех пор пока права собственности определены четко, результатом обмена между индивидами будет эффективное распределение внешнего эффекта. Вообще, количество внешнего эффекта, возникающее при эффективном решении, будет зависеть от распределения прав собственности. В случае с двумя соседями по комнате количество производимого дыма будет зависеть от того, кому принадлежат права собственности, — курильщику или некурящему.
Однако существует особый случай, в котором исход внешнего эффекта независим от распределения прав собственности.
Составные элементы общих издержек производства: Подготовительные расходы на освоение производства. Технологические расходы в процессе производства изделий. Материальные расходы , в том числе и по использованию природных ресурсов. Расходы, связанные с оплатой труда персонала , включая различные виды доплат и надбавок, компенсаций, отпускные, больничные и прочие виды вознаграждений.
Расходы некапитального вида, направленные на улучшение качества выпускаемых изделий, а также совершенствование производственного цикла. Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов. Изобретательские и рационализаторские расходы. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий.
Расходы по поиску персонала. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства. Транспортные расходы. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства.
Внутренние и внешние издержки производства
Виды издержек на предприятии | Внешние издержки включают любые затраты, связанные с производством товара, которые не принадлежат компании. |
Внешнее воздействие | Издержки отрицательного внешнего эффекта. водства (использование очистных сооружений) направлено на увеличение предельных частных издержек до величины предельных социальных издержек, что уменьшит предельные внешние издержки до нуля. |
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ | InvestFuture | это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке. |
Внешние и внутренние издержки | Примером товара с отрицательным внешним эффектом (внешними издержками) может служить продукция, производимая на экологически "грязном" предприятии, вследствие чего люди, проживающие около этого предприятия. |
Внутренние и внешние экономические издержки | это оплаченные расходы за ресурсы, не принадлежащие собственнику фирмы. |
Внешние эффекты
Примеры внутренних и внешних издержек. Предельные общественные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек (MSC=MPC+MEC). В примере с курением студент А курит, дым создает внешний эффект, возникают общественные издержки в дополнение к его частным издержкам. это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке.
Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии. Приведем примеры внешних затрат. Миграция может приносить как внешние издержки, так и внешнюю экономическую выгоду за пределами официального и неофициального рынков. Лит.: Шаститко А. Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки.
Внешние эффекты и внешние издержки
Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Однако данный способ несёт в себе явные недостатки. Он позволяет бесплатно выбрасывать в окружающую среду определённое количество вредных веществ. Кроме того, установленный центром стандарт не учитывает экологическую обстановку регионов, не рассматриваются существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Но наиболее существенный минус: это то, что нормы и стандарты не стимулируют производителей к снижению вредных выбросов, к снижению негативного внешнего эффекта. Данный способ более гибок, чем первый. Однако полной уверенности, что экологические стандарты и нормы не будут нарушены, нет. Он позволяет перераспределять издержки между предприятиями. Для ООО «Чупа чупс Рус» это является выгодным предложением, поскольку за сброс сточных вод сверх установленного лимита предприятие платит намного больше.
Он состоит в том, что государство определяет норму выбросов для каждого региона и продаёт в форме лицензий с аукциона право на загрязнение. Предприятия вправе обмениваться правом на выброс в рамках допустимого объёма загрязнения. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г. Рассмотрим действие природоохранных мер по устранению, уменьшению вредных выбросов в окружающую среду на примере Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствии с Государственным докладом «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2010 году»13, Государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году»14, постоянными источниками воздействия действующего предприятия являются: сбросы недостаточно очищенных сточных вод. В 2010 году в озеро Байкал было сброшено 12 499,79 тысяч м3 недостаточно очищенных сточных вод, в 2011 году — 26526,59 тысяч м3. Выбросы загрязняющих веществ в 2012 г. ОАО «Байкальский ЦБК» должен ежегодно проводить оплату за загрязняющие выбросы, однако он не выделял средств на данные расходы, задолженность ОАО «Байкальский ЦБК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на конец 2013 года составляла 101,4 млн.
В связи с неуплатой налогов за вредные выбросы, в связи с превышением по сравнению с нормой выбросов загрязняющих веществ, ОАО «Байкальский ЦБК» был закрыт в 2013 году. После закрытия Байкальского ЦБК необходимо было решить проблемы ликвидации отходов, ликвидации загрязненного купола подземных вод. В соответствии с решениями Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал ОАО «Байкальский ЦБК» совместно с ООО «ВЭБ Инжиниринг» необходимо обеспечить учет требований законодательства при подготовке опасного производственного объекта к консервации и ликвидации, при разработке проектной и технической документации по остановке основного производства, демонтажа оборудования и сооружений. ОАО «Байкальский ЦБК» за время своей деятельности сбросил в Байкал множество неочищенных вредных отходов, что привело к ухудшению экологического состояния самого большого пресного озера в мире. На данном примере мы рассмотрели применение налога Пигу по устранению негативного внешнего эффекта установление платы за вредные выбросы , а также влияние государства на решение проблемы экстерналий. Законодательными мерами государство ликвидировало предприятие, которое не уменьшало отрицательный внешний эффект, а также способствовало заключению соглашения между двумя предприятиями по ликвидации негативных последствий здесь можно наблюдать применение теоремы Коуза о том, что государство должно способствовать заключению соглашений между экономическими агентами. Применяемые в России в настоящее время способы уменьшения загрязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с соблюдением установленных норм, проверкой качества окружающей среды, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнения. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно.
Введение «бабл-принципа» в современных условиях рискованно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут договориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту владельцев компаний. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера. Список использованных материалов Конституция РФ. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года, ст. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гальперин В.
В 2-х т. Коуз Р.
Исследовал микроэкономические проблемы. Многие его положения относительно регулирования экономики использовались президентами Дж. Картером и Р.
Вопрос 53Оптимальность по Парето. ОТВЕТ Оптимальность по Парето гласит: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит людям пользу по их собственной оценке , является улучшением». Оптимальность по Парето является одним из самых распространенных критериев оптимальности. Он предназначен для того, чтобы определить, улучшает ли предложенное изменение в экономике общий уровень благосостояния. В зарубежной экономической теории проблема достижения общественной эффективности распределения ресурсов разработана итальянским экономистом Вильфредо Парето.
Согласно его концепции, общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, которое обеспечивает максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето. Оптимальность по Парето неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним в то же время наносит потери другим. Имеется много различных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых мера удовлетворения, достигаемая разными группами общества, может существенно отличаться. Экономическая теория не может определить, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения.
Выбор среди оптимальных вариантов применения ресурсов является проблемой социальной справедливости, требующей использования функции общественного благосостояния. Перемещение из одной точки эффективного по Парето распределения к другой такой же точке нередко предполагает государственное вмешательство в процесс перераспределения доходов или ресурсов общества. Выделяют три условия обеспечения оптимальности по Парето. Первое условие. Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей.
Предположим, что в экономике производятся два блага Х и У и имеются два потребителя А и В, то. Второе условие. Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие.
Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ. ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете.
Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.
Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство.
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара.
Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества.
Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары.
Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования.
Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика.
Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг.
В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка.
Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка.
Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар.
По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П.
Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации.
Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда.
Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют.
Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков.
Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства.
Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях.
Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов.
Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект.
Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель.
Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А.
Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле.
В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе.
Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора.
Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц. Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г.
Выплаты, которое предприятие обязано сделать при производстве товара, или те доходы, которые предприятие должно обеспечить поставщику ресурсов, для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от производства других товаров в альтернативных производствах, называются экономическими издержками. Экономические издержки любого ресурса при производстве товара равны стоимости или ценности ресурса при наилучшем варианте использования. В зависимости от различных факторов, влияющих на величину издержек, различают издержки внешние и внутренние, постоянные и переменные, общие валовые , средние и предельные. Внешние и внутренние издержки производства. Внешние издержки - это оплаченные расходы за ресурсы, не принадлежащие собственнику фирмы. К таким расходам относятся расходы на покупку сырья, материалов, энергии, заработная плата наемным работникам оплата трудовых ресурсов. Внутренние издержки отражают неоплаченные расходы фирмы по использованию своих собственных ресурсов предпринимателя.
Их величина равна денежным платежам, которые могут быть получены за использования этих ресурсов при наилучшем варианте. Например, предприниматель, использует собственное помещение под офис. При сдаче этого помещения в аренду другой фирме предприниматель мог бы получить доход, равный арендной плате. Поэтому, чтобы не потерять этот доход предприниматель включает его во внутренние издержки, а значит и в цену. Продав продукцию, предприниматель возместит себе расходы по аренде собственного помещения.
Конкретный пример: болезнь Минамата, которую японские ученые обнаружили у жителей прибрежной зоны залива Минамата, в который ежедневно и бесконтрольно сбрасывал промышленные стоки с техногенной ртутью промышленный завод. А жители близлежащих деревень занимались рыбной ловлей и ежедневно употребляли зараженную рыбу в пищу.
Следовательно, хорошо производителю, хорошо потребителям их продукции, но очень плохо третье стороне - населению японских рыболовецких деревушек, которые несут некомпенсируемые издержки. Пример межсекторальной отрицательной экстерналии. Например, в России огромные потери несет аграрный сектор в результате добычи железной руды на Курской магнитной аномалии металлургический комплекс , что приводит к выбытию из сельскохозяйственного оборота лучших земель в мире — черноземов. Или создание каскада ГЭС на Волге энергетический сектор привело к затоплению 5—7 млн га высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий. Еще пример отрицательного внешнего эффекта: порождая сегодня глобальные проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду, современное человечество создает огромные экономические, социальные и экологические проблемы для потомков, сужая их возможности удовлетворять собственные нужды. Примеры положительных внешних эффектов: Создателем положительного внешнего эффекта можно назвать, к примеру, жителя дома, установившего дополнительное освещение в своем подъезде в личных интересах, что, при этом, принесло пользу соседям по дому.
Внешние эффекты и внешние издержки
Внешние расходы формируются из платы за ресурс поставщикам, не принадлежащим к кругу владельцев данного предприятия. В глобальном понимании внешними расходами являются суммы приобретения и содержания машин, производственных станков, вспомогательного оборудования, основного и дополнительного сырья, необходимых материалов, выплат фонда заработной платы основным производственным рабочим и обслуживающему персоналу. Фирма или компания отчисляет эти средства внешним по правовым взаимоотношениям к ней, субъектам хозяйственной деятельности. Эта статья относится к бухгалтерским расходам. Чем отличаются внешние расходы В соотношении между собой эти части далеко неравноценны. Вторая категория расходов намного масштабнее, ее цели полностью обеспечить производственный цикл и значительно его интенсифицировать. Помимо перечисленных видов отчислений сегодня в эту статью вливаются новые, современные затраты, без которых просто неосуществим прорыв в будущее.
Значительное увеличение внешних затрат на сегодняшний день связано с активизацией интенсивного направления развития производства и бизнеса в целом. Что под этим подразумевается? Таким образом, с гарантией можно говорить о том, что при сравнительно более серьезных объемах этого вида затрат и их специфике, внешние расходы формируют и позволяют реализовать наиболее перспективный вид развития производства. От того, насколько руководство стремится интенсифицировать деятельность предприятия, зависит широта спектра внешних расходов. По большому счету, это деньги , вложенные в будущее, эффективность и престижность бизнеса. Трамплин, позволяющий без опаски сделать кардинальный шаг к успеху в перспективе.
Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис. На рис. Предельная общественная полезность MSB дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции. При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рис.
На рис. Предельная общественная полезность MSB дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции. При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. Положительные внешние эффекты это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах. В связи с тем что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете.
Отсюда результатом положительных внешних эффектов являются недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции. Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.
Он выделил частные индивидуальные, рыночные и социальные эффективные издержки производства. Пигу предложил интернализировать внешние для экономики процессы через введение налога на деятельность предприятия, наносящую вред окружающей среде. Он также указал на необходимость государственного регулирования экономических процессов в целях ликвидации внешних издержек. Суть регулирования заключается в установлении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам так называемый «пигувианский налог». Общество в целом не обязано нести бремя издержек и может защитить себя с помощью институционных ограничений.
Под институтами понимается множество правил и ограничений. Например: неформальные ограничители — наказания, запреты, штрафы, табу, традиции, кодексы чести и т. Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесенного ущерба. Но, учитывая трудности при расчете экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, в современной российской практике опираются на показатели качества окружающей среды — на нормативы предельной концентрации отдельных загрязнителей ПДК и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов ПДВ или величину предельно допустимых сбросов ПДС как допустимого уровня загрязнения. В настоящее время проблема компенсации внешних издержек путем включения их в общие издержки очень сложна. Как определить, кто несет ответственность за кислотные дожди или за озоновые «дыры»? Таким образом, пока отрицательные внешние эффекты выражаются в перекладывании определенной доли общих издержек производства на «третьих» лиц, а по существу, на общество в целом.
Возвратные и невозвратные издержки: основные понятия и различия
- Слайды и текст этой презентации
- Внешние издержки - Энциклопедия по экономике
- Издержки производства — внутренние и внешние факторы
- Внешние издержки
- Лекция 5. Издержки производства
Понятие внешних издержек в экономике
- Внешние издержки.
- Внешние издержки
- Структура издержек производства - классификация
- Внешние издержки - Энциклопедия по экономике
Внешние и внутренние издержки
Трансформация внешних отрицательных эффектов во внутренние издержки фирмы – интернализация. В статье мы дадим определение постоянных и переменных издержек производства, расскажем, что это такое в экономике на реальных примерах. Внешние издержки Перевел сам, Комиксы, Черный юмор, Мост, Балтимор, Stonetoss. Если существуют внешние издержки, такие как загрязнение, производитель может произвести больше продукции, чем было бы произведено, если бы производитель обязан оплатить все связанные с ним экологические издержки. Классические примеры внешних эффектов.