Юрий Валентинович Ковальчук родился в Ленинграде 25 июля 1951 года. Отец — Валентин Михайлович Ковальчук — советский историк. биография, новости, личная жизнь. На фото Валентин Ковальчук. В Ленинградском отделении института истории историк возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны.
Валентин Михайлович Ковальчук
- Нарышкин и Фальков открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку в Петербурге
- Ковальчук Валентин Михайлович - биография, фото места захоронения
- Повторяющиеся цитирования
- Повторяющиеся цитирования
Дороги жизни: какой путь прошел главный исследователь блокады Ленинграда
Человеку, который полвека посвятил этой сложной теме. О подвиге историка блокады расскажет корреспондент «Известий» Игорь Максименко. Скромная церемония, полная достоинства и уважения, открытие экспозиции, посвященной Валентину Ковальчуку, который проработал в этом здании более 50 лет. И как это принято в серьезной научной среде, знакомство с новыми документами и историческими материалами. И их вдумчивое обсуждение на заседании ученого совета. В свое время ему удалось убедительно доказать, что кол-во жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальной цифры», — рассказал председатель исторического общества Сергей Нарышкин. Восстановление исторической справедливости, это то, чем всю жизнь занимался ученый Валентин Ковальчук. Этому он посвятил все свои труды.
Главный из которых о самом драматическом периоде истории родного города. Сейчас в это трудно сейчас поверить, но до середины 60-х годов тема блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города. Музей блокады обороны в Соляном переулке начали создавать в 1943 году, когда город еще стягивало кольцо вражеской осады. Здесь собирали оружие, наше и трофейное, а также дневники, письма и вещи ленинградцев. Большая часть коллекции уничтожили в конце 40-х годов, после так называемого «Ленинградского дела».
Несколько раз, будучи в гостях у Ковальчука, я был свидетелем телефонного разговора между ним и писателем Даниилом Граниным. Даже если Валентин Михайлович был очень занят, тем не менее он всегда брал трубку, и разговор начинался. Разговаривали они по-военному четко, сразу же озвучивая тему, и не отклонялись от нее. При этом чувствовалось по интонации, с какой искренней симпатией и уважением относились они друг к другу. Точно так же вел себя Гранин, когда ему звонил Ковальчук. Однажды я стал свидетелем этому. Я видел, как Даниил Александрович искренне обрадовался звонку питерского историка. У него даже голос потеплел, а с лица не сходила улыбка. Когда разговор закончился, Гранин посоветовал мне познакомиться с книгами Ковальчука и был обрадован, узнав о нашем творческом сотрудничестве. Удивительно, но с Ковальчуком у нас никогда не было споров. Были дискуссии. Споры чаще всего порождают взаимные упреки, после чего собеседники нередко долго обижаются друг на друга. У нас такого не было. Валентин Михайлович всегда оставался на редкость деликатным человеком. Он обязательно выслушивал собеседника до конца, затем аргументированно мог возразить, но никогда не делал этого в резкой форме. Я не помню случая, чтобы он обиделся на мои замечания, касавшиеся оценки его произведений. А замечания или пожелания, естественно, возникали, как у каждого человека, занимающегося аналогичной исторической темой. Но сора из избы мы старались не выносить.
В годы Великой Отечественной войны преподавал в Черноморском высшем военно-морском училище. Под руководством Ковальчука вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Михайлович доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука. По последним данным, закреплённым судебным решением, число жертв блокады превышает миллион человек. Автор фото: Александр Шалгин, фонд «История Отечества».
Под его руководством вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука. По последним данным, закреплённым судебным решением, число жертв блокады превышает миллион человек.
Журналисты Интервью
- В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
- Telegram: Contact @monitoring_78
- Нарышкин в Петербурге принял участие в открытии мемориальной доски историку Ковальчуку
- Нарышкин и Фальков открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку в Петербурге
В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку
ГК Палій, ВП Ковальчук, НС Фоміна. Biomedical and biosocial anthropology, 82-85, 2014. 27 января 2024 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Известный американский историк Джон Стефан исследует судьбу «фашистской идеи» среди русских эмигрантов в 20-е и 30-е гг. на примере биографий лидеров русских фашистских партий А. Вонсяцкого (США) и К. Родзаевского (Харбин). Юрий Валентинович Ковальчук родился в Ленинграде 25 июля 1951 года. Отец — Валентин Михайлович Ковальчук — советский историк. биография, новости, личная жизнь.
Валентин Ковальчук
Ковальчук Валентин Николаевич , Автор в Uniting Generations | Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт?Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. |
Память об учёном. В Петербурге увековечили имя историка блокады Ковальчука | В здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице открыта мемориальная доска советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. |
В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку | Генеральный алфавитный каталог Российской национальной библиотеки. Ковальчук Валентин Михайлович 1916 Историк (1/31). |
В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску выдающемуся историку Валентину Ковальчуку | На фото Валентин Ковальчук. В Ленинградском отделении института истории историк возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. |
Вы точно человек?
Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт‑Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. Именно Валентин Ковальчук стал главным, самым авторитетным исследователем этой темы. ГК Палій, ВП Ковальчук, НС Фоміна. Biomedical and biosocial anthropology, 82-85, 2014. Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции.
В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку
Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», — отметил Александр Беглов. Под его руководством вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г.
Для нас это праздник был. Сварили вроде как луковый суп. Какой-то запах был. Но что такое засохшая луковица? Сами понимаете", — делится воспоминаниями жительница блокадного Ленинграда Ида Серенко. Командование вермахта привлекало ученых, которые высчитывали, сколько понадобится времени, чтобы истребить все население.
Люди на таком пайке физически не могут жить, докладывали те, не следует рисковать немецкими солдатами, ленинградцы умрут сами. Один из этих ученых после войны говорил: я все-таки старый пищевик, я не понимаю, что за чудо у вас там произошло. Ну а что делать? То крошки хлеба принесут лишние, то еще что. Ну, видно, таким путем выжили… "В один из дней мать потеряла карточки. А карточки в блокадном городе не восстанавливались.
И вот наш сосед по квартире на свою рабочую карточку кормил себя, мать и меня", — говорит Исай Кузинец. И блокадный хлеб — с огнем и кровью пополам, как писала Берггольц, и продуктовые карточки, и личные дневники — потом войдут в экспозицию Блокадного музея. Музей блокады и обороны Ленинграда начал создаваться еще когда шла война. Он был огромным, 37 залов, жители сами наполняли коллекцию. До 1949 года выставку посетили почти миллион человек. Но в рамках "Ленинградского дела" музей закрыли — его сотрудники были репрессированы.
Их обвинили в извращении хода исторических событий, создании мифа об особой судьбе города. Вот они, первые хранители. Коллекцию, которой они так гордились, разорили. Часть, например, дневник Тани Савичевой, передали в другие музеи, часть утилизировали. Среди абсурдных обвинений было и такое: на выставке находилось оружие для захвата власти. Создателя блокадного музея Льва Ракова приговорили к высшей мере, как и бывших руководителей партийной верхушки Ленинграда, но потом заменили приговор 25-летним заключением.
После этого тема блокады в целом оказалась под спудом. Отец президента Курчатовского института Михаила Ковальчука — Валентин Ковальчук — стал первым историком, который не побоялся взяться за тему блокады.
Беглов также напомнил о том, что Валентин Ковальчук добивался возрождения уничтоженного после войны Музея обороны и блокады Ленинграда. Как полагал историк, его было необходимо воссоздать на прежнем месте — в Соляном переулке, и он был открыт в 1989 году. Напомним, Валентин Михайлович Ковальчук 22 июля 1916 — 4 октября 2013 — крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы.
В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители.
Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна.
Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю.
Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Шлиссельбургскую магистраль железнодорожники называли «коридором смерти»: каждый день грозил гибелью работавшим на ней бригадам. В 48-й паровозной колонне из 600 человек погиб каждый третий. А как подсчитать, сколько ещё погибло при строительстве, обороне и восстановлению магистрали мужества!
Поезда водили машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах. Молодые девушки — вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, кондукторами. Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно. Этого было, конечно, недостаточно, поэтому железнодорожники сменили график движения поездов на поточный. Теперь поезда шли один за другим, сперва в одну сторону, затем в другую.
Нарышкин в Петербурге принял участие в открытии мемориальной доски историку Ковальчуку
Ковальчук Валентин Михайлович 1916 Историк ( 1/31 ) | Столетию со дня рождения выдающегося историка Валентина Михайловича Ковальчука была посвящена конференция «Актуальные проблемы истории блокады Ленинграда», которую провели Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПб институт истории РАН. |
В Петербурге открыли мемориальную доску историку блокады Валентину Ковальчуку | По мнению главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, Валентин Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. |
Вспоминая Ковальчука | Ковальчук Валентин Михайлович (1916 – 2013). Историк. Доктор исторических наук (1976). Полковник. |
Валентин Ковальчук - биография, творчество, отзывы, лучшие книги. | В Институте истории Валентин Михайлович Ковальчук сосредоточил внимание в основном на истории обороны Ленинграда и жизни блокированного города в годы войны. |
В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному учёному Валентину Ковальчуку
Председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин и министр науки и высшего образования России Валерий Фальков открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку 1916-2013 годы жизни. Его имя известно, пожалуй, каждому, кто когда-либо обращался к истории ленинградской блокады и битвы за Ленинград. Только что мы открыли мемориальную доску Валентину Михайловичу Ковальчуку - символ нашей общей признательности за его огромный вклад в дело сохранения исторической памяти", - сказал Н арышкин.
Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — рассказал губернатор Александр Беглов.
Руководил авторским коллективом по подготовке пятого тома «Очерков истории Ленинграда» 1967, был ответственным редактором и автором ряда разделов. Входил в состав авторского коллектива многотомной «Истории Второй мировой войны». Автор научных работ по истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Основные труды: «Непокоренный Ленинград» 1970 и др. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. Ленинград 1941—1944» 2005.
Составитель и редактор ряда сборников, в том числе «900 героических дней» 1966 , «Оборона Ленинграда.
Его заслуги отмечены престижными премиями и наградами. Я знал Валентина Михайловича лично и глубоко благодарен ему за сохранение исторического наследия нашего великого города».
Своими исследованиями Валентин Михайлович первым не только ввёл в научный обиход вместо официальной цифры более 600 тысяч человек погибших от голода ленинградцев во время блокады цифру один миллион человек, но и смог подтвердить и отстоять свою правоту, что было очень и очень непросто. В 1965 году в журнале «Вопросы истории» была опубликована статья Валентина Михайловича «Ленинградский «реквием». Эта публикация получила широкий общественный резонанс, поддержку специалистов и видных военоначальников, в том числе Маршала Советского Союза Г.
Однако реакция партийных идеологов на эту публикацию была резко отрицательной. Вплоть до «перестройки» цензура не пропускала в печать никакие другие данные о смертности в блокадном Ленинграде, кроме официально установленных ещё в годы войны. Ковальчук занимался и другими темами этого периода, но именно его труды по истории блокады стали одними из основополагающих для всех интересующихся той эпохой.
В его исследованиях, основанных на глубочайшем изучении архивных документов, воспоминаний как простых ленинградцев, так и знаменитых военачальников, раскрываются события тех трагических лет, ставших неотъемлемой частью великого подвига нашего народа в Отечественной войне». Его направили в столицу по мобилизациии на военный завод. В Петрограде в 1916 году и родился Валентин, будущий историк.
Ему суждено было пережить революцию, Гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную, за участие в которой Валентин Михайлович был удостоен многих боевых наград. Ещё в детстве он мечтал стать летчиком. Мечты мечтами, а выбор будущей профессии во многом был определён, когда Валентин учился в школе имени 10-летия Октября.
Учителя, как вспоминал Валентин Михайлович, видели, что ему больше подходят гуманитарные науки... И вот он — студент исторического факультета Ленинградского института философии, литературы и истории позже вошёл в состав Ленинградского государственного университета Одарённому выпускнику, успешно окончившему университет, предложили учиться дальше — в аспирантуре ЛГУ. Однако его ждал иной путь: Валентин Ковальчук стал адъюнктом командного факультета в Военно-морской академии имени К.
Находился там до января 1942 года — пока меня не назначили в исторический отдел Морского Генерального штаба. Работая в отделе, я на основе архивных документов писал хронику боевых действий Черноморского флота — впоследствии три тома этой хроники были изданы... Допущен я был и к несению оперативного дежурства на запасном флагманском командном пункте наркома Военно-морского флота адмирала Н.
Кузнецова, находящемся в Куйбышеве». Его пригласили на преподавательскую работу в Военно-морскую академию имени К. Е Ворошилова.
Кроме преподавательской работы он занимается здесь и наукой — подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, посвященную защите морских коммуникаций осаждённого Севастополя. С этого момента вся моя исследовательская деятельность стала связана с историей Ленинградской битвы», — рассказывал Валентин Михайлович. Вот что вспоминает об этом периоде жизни Валентина Михайловича его друг — директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАМН, почётный гражданин Санкт-Петербурга А.
Он чувствовал, что его призвание — наука, и дорос до очень больших высот». Валентин Михайлович выбирает непроторенные пути — изучение истории битвы за Ленинград, блокады, Дороги жизни… Именно он стоял у истоков научного изучения этих вопросов, решение которых стало смыслом его жизни. Много сил уделил Валентин Ковальчук глубокому и всестороннему изучению Дороги жизни.
За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады.
Память об учёном. В Петербурге увековечили имя историка блокады Ковальчука
В Петербурге открыли мемориальную доску легендарному учёному Валентину Ковальчуку | В Санкт-Петербурге на 98-м году жизни скончался известный историк, доктор исторических наук Валентин Ковальчук. |
Валентин Ковальчук - биография, творчество, отзывы, лучшие книги. | Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. |
В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку | Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. |
Новости и события Российского исторического общества
"Как настоящий историк, профессионал, Валентин Михайлович говорил, что основа истории — это факты. Историческая наука понесла тяжелую утрату — 4 октября 2013 г. на 98 году жизни скончался заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, док-тор исторических наук Валентин Михайлович Ковальчук. В Санкт‑Петербургском институте истории РАН 27 января открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку.
На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков
Входил в состав авторского коллектива многотомной «Истории Второй мировой войны». Автор научных работ по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основные труды: «Непокоренный Ленинград» 1970 и др. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. Ленинград 1941-1944» 2005. Составитель и редактор ряда сборников, в том числе «900 героических дней» 1966 , «Оборона Ленинграда. Воспоминания и дневники участников» 1968 , «Ленинградская эпопея: организация обороны и населения города» 1995 , «Страна - Ленинграду. В 1965 году в декабрьском номере журнала «Вопросы истории» совместно с Г.
Из жизни ушёл на 98-м году жизни, в 2013 году. Десять лет спустя было решено увековечить его память, установив мемориальную доску. Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ 63.
Успел принять участие в Первой и Второй мировых войнах. Первая книга его стихов «Путь» вышла в 1928 году. Сборники «Стихи» - в 1937, 1939, 1942, 1965 годах. Находясь в эмиграции, развернул активную деятельность, направленную на сохранение русской культуры. Создал Музей лейб-гвардии Атаманского полка, был главным хранителем библиотеки генерала Ознобишина, издавал «Казачий альманах» и журнал «Родимый край», собирал русские военные реликвии, устраивал выставки на военно-исторические темы: «1812 год», «Казаки», «Суворов», «Лермонтов».
Одоевский Библиотеке Русского клуба в Стратфилде Сидней в следующем году исполняется 100 лет. Для того, чтобы сохранить эти бесценные книги и дать доступ к ним детям и внукам, есть только один путь - оцифровать их и выложить в интернет. И начать мы решили с книги Кн. Люди Русской эскадры составитель А. Плотто Уникальный труд Александра Владимировича Плотто, где впервые был представлен перечень людей, связанных с Русской эскадрой. С этой легендой русского флота меня познакомил Г. Турмов в начале 2000-х. А в 2015 г. Теперь любой, имеющий доступ в интернет, может проверить нет ли в этих списках и его фамилии.
Молчанов Воспоминания белого генерала Викторина Михайловича Молчанова 1886-1975 — видного лидера Белого движения на Восточном фронте Гражданской войны. Махров В начале мая, разбирая свою библиотеку, я наткнулся на книгу, которую мне прислал еще в январе 2006 года из Парижа Кирилл Махров — племянник известного деятеля Белого движения Петра Семеновича Махрова, последнего начальника штаба Вооруженных Сил на Юге России. В книге есть уникальный Биографический справочник, своего рода Энциклопедию гражданской войны от А до Я , где даны развернутые характеристики многих видных деятелей той эпохи. Обстоятельства его гибели до сих пор полностью не раскрыты. Когда я попросил Джона Стефана известного историка из Гавайского университета назвать книгу, которая лучше всего раскрывают образ легендарного генерала, он с ходу ответил: «Генерал Кутепов. Сборник статей» Париж, 1934.
Из приведенного Валентином Михайловичем дневника 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС с волнением узнаем, каким был на трассе только один день — 18 июня 1943-го: «... Паровоз 718-30 подвергся обстрелу. Повредило магистраль. Путь засыпало землёй.
Исправления и расчистка пути произведены силами бригады под непрекращающимся обстрелом. Поезд выведен невредимым. Позже поезд подвергся воздушному налёту. Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста — Баранов и Амосов, кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довёл поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены и многие вагоны... А коммуникация через Ладожское озеро приобрела дублирующее значение. Весна сильно осложнила эксплуатацию магистрали. Болотистая почва, по которой была проложена дорога, оттаяла, талые воды залили дорогу.
Ещё большие сложности причиняло увеличение светлого времени суток. Один за другим. В связи с этим 19 марта 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление — построить на трассе Шлиссельбург — Поляны обходной путь, протяженностью 18, 5 километров. Этот путь проходил в 2-3 километрах от основной дороги. Он находился не только дальше линии фронта, но был ещё и лучше прикрыт, благодаря особенностям местности и кустарнику. Движение по обходному пути началось 25 апреля 1943 года. К концу мая в Ленинград приходило до 35 составов в сутки. Город, наконец, ожил. Всего с начала эксплуатации Шлиссельбургской магистрали по декабрь 1943-го в Ленинград было пропущено 3105 и из Ленинграда — 3076 поездов. Благодаря ей стало возможным снабдить гарнизон города достаточным количеством боеприпасов и снаряжения, а жителей города обеспечить нормальным питанием.
Кроме хлеба, который теперь по содержанию муки полностью отвечал своему назначению, ленинградцам стали больше выдавать и других продуктов. Улучшение медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и топливом привело к укреплению здоровья населения. Резко сократились заболеваемость и смертность. Успешная работа Шлиссельбургской магистрали благоприятно отразилась на городском хозяйстве Ленинграда и прежде всего на его восстановлении. Начальник Октябрьской железной дороги Б. Саламбеков писал о Шлиссельбургской магистрали в конце войны так: «Здесь вражеские артиллеристы, минометчики и летчики охотились за каждым поездом. Здесь были необычные технические условия — путь местами был проложен по болоту, и вода стояла выше головки рельса; здесь, наконец, были вовсе необычны и, конечно, очень тяжелы самые формы организации движения. И трасса... Только 23 февраля 1944-го, после разгрома фашистских войск под городом на Неве и окончательного снятия блокады, вновь вошла в строй главная железнодорожная линия Ленинград — Москва. Там, где она проходила, всё изменилось.