Римас Туминас ушел из жизни 6 марта 2024 года в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. Многолетнего художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса экстренно госпитализировали в Москве. Детство и юность. Так случилось с Евгением Вахтанговым; так случилось с Римасом Туминасом. Римас Туминас: Я убежден, что у Ибсена получились одни из самых прекрасных и сильных женских образов в мировой драматургии.
Римас Туминас: биография, личная жизнь, спектакли
Конечно, приходится ходить на юбилеи или премьеры коллег, посещать концерты. Но выходить из дома — мука. Всё чаще закрываюсь в этой квартире. Нужно нанимать фуру, чтобы всё вывезти, столько всего нажито за 10 лет. Хотя я стараюсь ничего не покупать, потому что всё равно придется возвращаться в Литву. Какова история вашего спектакля «Царь Эдип»? Как он прошел в Греции в театре в Епидавре, построенном в 4 веке до н.
Вахтангова и Греческого национального театра. Эпидавр — святое место. Туда возили людей со всей Греции и лечили театром. После землетрясения этот огромный амфитеатр сохранился. Но в течение веков его заносило землей, и откопан он был примерно 140 лет назад. Национальный театр Греции Спектакль создавался в Греции.
Мы репетировали в Афинах под открытым небом, рядом с Театром Диониса. Я еще не видел таких условий проживания и репетиций, такой радости в глазах актеров. Гостиница была в 12 км от Эпидавра, возле моря. Они все время были на море, на солнце. Репетировать в Эпидавр мы ездили в восемь часов вечера — днем была невыносимая жара. Конечно, нужно было предпринимать разные меры, чтобы актеры не перегревались, — море, солнце отнимают энергию, и на вечерней репетиции они были полностью вымотаны, хотя, казалось, весь день лежали на песке.
Греки боялись, что мы слишком смело себя ведем — что можем лишиться голоса. Это одна, красивая, сторона жизни. Другая — я боялся театра Эпидавра, боялся вступить в него. Это пространство может принять, а может и оттолкнуть. Принимает, кажется, только тех, кто достаточно и честно подготовлен. Кто не приходит еще что-то искать, катать текст, пытаться читать его, а уже готов встретиться — примет или нет?
Мы были полностью покорны, каждый помолился на своем языке, и мы были приняты. Это было чувство, которое испытали все, не только я. Чудесное чувство. Какие-то боги ходили по этому театру. В Вильнюсе 9 греческих актеров составляют хор. Какую разницу между ними вы увидели?
Первая встреча актеров прошла в Афинах. Мы репетировали на стадионе. Приехали, примерно подготовившись, немного напыщенные. И когда мы увидели, как душевно, открыто, может, даже наивно играют греки, нам сделалось стыдно. Что мы приехали, такие из себя профессионалы — мы здесь всё сделаем, раз, два, и мы уже всё умеем. Искренность греков нас пристыдила, мы поняли, что наше мастерство, профессионализм здесь не нужны.
Мы поняли, что мы некрасивы со своим профессионализмом. В Эпидавре — открытое небо. Те же самые звезды в небе светили после спектакля тысячи лет назад. На природе не нужно показывать свой профессионализм. Нужно открыть мысль, стремление. Русские, литовские актеры понимают, что хор — это массовка.
В сознании греческих актеров нет массовки — они создатели, каждый индивидуально создает, чувствует ответственность, благодарность богам за то, что его могут заметить, увидеть, услышать. Он создатель. И спектакля, и хора. А у нас на это иронично смотрят — ну, я здесь участвую в массовке. У греков совсем другая психология. Я пригласил дочь Габриэле быть моей ассистенткой при создании спектакля.
Она мне очень помогла. Жизнь вдали от семьи, Литвы — эта та цена, которую вы заплатили за прекрасную международную карьеру? Как аристократия, короли иногда посещали друг друга, проходя дальше по коридорам в спальни, так и я. Такая жизнь приобрела, сказал бы, совсем другое сияние. Она стала красивой. За это время моя жена актриса Вильнюсского малого театра Инга Бурнейкайте почувствовала землю под ногами, стала более твердой, терпеливой.
Ждет встреч. Черт знает, что было бы, если бы мы, как и 10 лет назад, жили бы рядом. Малый театр. Вильнюс Рада ли Инга вашим победам? Может, говорит — не нужны мне твои награды, статуэтки, приезжай скорее домой? Она не хотела, чтобы я уезжал.
Но не была категоричной. Позволила мне самому решать. Я ведь не сразу согласился. Через полгода согласился. Потом она поняла, что мне нужно было. Немного с гордостью на это смотрит.
Иногда говорит, что это был шаг и решение, которое нужно было мне лично. Потому что нужно было меняться и измениться. Изменить пространство, место, образ жизни.
Литовская госбезопасность обещала Бертаускасу в обмен на оговор приятеля снятие всех обвинений и свободу. Это обещание сдержано не было. Дело Альгирдаса Палецкиса направлено на политическое и моральное уничтожение этого лидера литовской оппозиции. Альгирдас Палецкис — известный и достаточно популярный в Литве левый политик, жестко критикующий литовские реалии. Палецкис считает реалии нынешней Литвы «демократическим тоталитаризмом», направленным на безграничный контроль государством каждого жителя Литвы, в духе романа «1984» Джорджа Оруэлла. Архитектором этого государственного нацизма в Литве Палецкис называет Витаутаса Ландсбергиса — священную корову литовских властей. Палецкис в своих журналистских расследованиях раскрывал мафиозные экономические сговоры коррумпированных бизнесменов с литовскими властями.
Факты этих преступных сговоров Палецкис, в частности, выявил, когда неудачно баллотировался в Вильнюсе в Сейм Литвы. Против Палецкиса тогда были мобилизованы властями «демократические активисты», потрясавшие на своих акциях портретами Ландсбергиса. Еще одно «тяжкое преступление» Палецкиса — его интерес к событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе, когда в столице Литвы снайперами были убиты гражданские лица, сторонники литовской независимости. Из этой «презумпции» в постсоветской Литве осуществляется по-настоящему нацистская политика по уничтожению всего советского и русского. Палецкис выяснил, что убитые снайперами «герои Литвы» были аналогом «небесной сотни» в Киеве в 2014 году. Их убили по указанию пронацистской организации «Саюдис», которую в 1991 году возглавлял председатель президиума Верховного Совета Литовской СССР Витаутас Ландсбергис, «патриарх литовской независимости». Палецкис имеет прямое отношение к истории восстановления независимости Литвы.
По информации 5-tv. Фото: www. По предварительной информации, 69-летний режиссер попал в больницу из-за повышенного артериального давления.
Режиссер находится в состоянии средней степени тяжести.
Вахтангова Римаса Туминаса. Советский и литовский театральный режиссер провел последние часы своей жизни в реанимации итальянской больницы. В пресс-службе театра подтвердили информацию о печальном событии. Туминас уехал из России весной 2022 года в связи с ухудшением состояния.
Умер Римас Туминас. Он 15 лет возглавлял театр имени Вахтангова
Дочь Римаса Туминаса, режиссёр и руководительница художественного отдела VMT Габриэле Туминайте опубликовала в соцсетях сообщение о прощании с Туминасом и о нём самом. театральный гимн русской культуре, русскому духу, России. Интерфакс: Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас сообщил "Интерфаксу", что остается в этом театре, а решение о его сотрудничестве с Вильнюсским малым театром будут принимать власти Литвы. Римас Туминас (Rimas Tuminas). Имя: Римас Туминас (Rimas Tuminas). Мы поздравляем Римаса Туминаса с юбилеем и хотим, чтобы в день рождения прозвучал его собственный голос, поэтому открываем интервью с ним Марины Дмитревской годичной давности.
РИМАС ТУМИНАС УШЕЛ К АНГЕЛАМ
Своим вечным призывом — любить и беречь человека! Все это время он готовился к встрече с ангелами, понимая, что они уже ждут его. И все это время успокаивал нас, призывая не печалиться, не размениваться по мелочам, а дорожить свободой. И общаться с космосом. Конечно, мы все понимали, что его бой не может длиться бесконечно.
Конечно, все невольно ожидали, что трагическая весть может прийти в любой момент. Но когда она пришла — душа оборвалась. Верить не хотелось и не хочется. Навалилась тоска.
Ведь со мной было так мало чего. Родился, учился, рос в родительской любви и научился любить других. Любовь учит любви, поддерживает её. Учился, работал. Тот же театр, только место другое, без особых переломов. Конечно, как и всё моё поколение, я испытал огромное переживание, историческую трансформацию. Я благословенный. Вот и всё. А не хватает многого. Я отказывался даже ходить на передачи о жизни, потому что мне, вроде бы, и сказать нечего.
Не был судим, не блуждал, не заблуждался, шёл и по камням, и по асфальту. Так мало со мной случилось… В Вильнюсе с Л. Максаковой — Надеетесь, что ещё случится? Что ещё ударит молния, и в её свете откроется смысл прожитой жизни, а может быть, сгорит сор, образовавшийся на этом пути? Что меня ещё удивляет и с чем я пытаюсь примириться — меня ещё ждёт самое большое событие в моей жизни. Я буду участником самого большого события, прогресса на самом его пике. Я ухожу, приходит другой. Моя смерть — это начало кого-то другого. Я дам начало. Смерть — это большое событие, и ты даже не успеешь осознать, что достиг его вершины.
Может быть, как раз тогда тебе захочется раскрыть свою мудрость и постигнутую истину, но она не даст тебе это сделать, все слова застынут на твоих губах. Преследует мысль, что всё этим закончится, я не могу от этого отмахнуться, как от навязчивой мелодии песни. Это нужно прожить. И понять, что для человека это большое событие. Смерть всегда рядом с тобой. Я с ней спорю, отдаляю её. Но я никогда не боролся с ней. Только старался ей не поддаваться. А бороться, значит — проиграть. Бороться с ней бессмысленно.
Не скрываете, что оно, как хорошая подруга, идёт с вами под руку. А теперь ещё надумало проникнуть более глубоко в тело. Как вы с этим справляетесь? Лечение в полной темноте. По сравнению с ним карантин, изоляция — чепуха. Здесь был карантин в полной темноте. Синяя точечка там, где туалет и где стол. Это новый метод лечения. В Германии делали то, чего ещё не могут сделать в Литве или в России. Немецкие хирурги не вскрывали грудную клетку.
Болезнь примостилась в очень плохих местах — на лёгких, бронхах, трахее, и хирургам трудно до неё добраться. А во Фрайбурге, на юге Германии, рядом со мной была хорошая компания. Неподалёку, в Баден-Бадене, лечился и умер Антон Чехов. Здесь бродил и Фауст Иоганна Вольфганга фон Гёте. Я ездил туда, скажу так, не лечиться, а в гости. Рядом Франция, Швейцария, сказочная природа, городки. Базель, где много культурных мероприятий. Полечусь, сажусь в машину, объезжаю, посещаю — и снова в больницу. Лечение было как бы поводом побывать в этих местах. Я просто игнорировал болезнь.
В последнее время я должен продолжать процедуры, которые можно проходить и в Литве, и в России. Я был привязан к 100-летию театра Вахтангова и к премьере, а бывать в больницах нужно было довольно часто. Так что, то в больницу, то на репетицию. И сейчас в Литве я посещаю врачей. Они замечательные — талантливые, мудрые, интересные. Теперь буду работать в Италии, в Венеции, где ставлю «Привидения» Ибсена. Я рад этому предложению, потому что там смогу спрятаться от этой трагедии в январе. Утешает только то, что Федерико Феллини тоже родился 20 января. Но пока работаю в Италии, мне придётся продолжать лечение. Лекарства с собой не возьмёшь и не попросишь.
Они должны провести свои исследования. Поэтому на один день придётся возвращаться из Венеции в Литву, пройти процедуры и уехать обратно. Сказали, что нельзя прерывать двухгодичный цикл процедур. Я улыбнулся, услышав это, — значит, ещё два года обязан жить. Наверное, сотни гудящих мыслей. Может, о том двухлетнем обещании? Давным-давно вы пророчески говорили: «Актёр — это только половина театра. Другая сторона — это постоянная борьба со смертью». Эта борьба — точка разлома и в вашем творчестве? Я хотел бы продолжить распространение этого посыла.
Мне потребуется ещё несколько лет, чтобы полностью понять, что это такое, дать этому название и, подобно миссионеру, распространять это понимание, осознание, открытие того, что значимо, может быть, только для меня, того, к чему я стремился, к чему шёл, чего боялся… Того, что я победил этих демонов, вернувшись к жизни после реанимации, пребывания в полной темноте. Неужели зрители поверят, что театр такой — как можно больше грязи, наглости, шума?.. Я думал — уйду, неужели так и останется? Ведь есть театр! Хотелось сказать — есть чистота, есть боль, есть ценности. Не нужны камни, экраны, инсталляции». Вы всё ещё верите в театр, который создавали 45 лет? И какой театр вы хотели бы после себя оставить, какой продолжать создавать?
Об этом в интервью «Говорит Москва » сообщил спецпредставитель президента России по международным культурным отношениям Михаил Швыдкой. По словам политика, театральный деятель покинул Россию и вернулся в Литву не по своей воле. Он вернулся.
Это всего лишь иллюзия. А иллюзия правды - еще не правда. У Ибсена все начинает рушиться прямо со второго действия: иллюзии разбиваются вдребезги, жестокая правда выходит наружу. Он будто говорит нам: перестаньте играть в семейное благополучие. Каждый член семьи - это уникальный и свободный человек. А перейти к свободе можно только через преодоление иллюзий. И Элен Арвинг станет свободной, как и другие героини Ибсена. Но прежде она должна совладать со своими призраками. Они повсюду, здесь, вокруг нас - страх, боязнь за себя, недоверие, обман. Эти призраки живут в нас, освободиться от них можно только пожертвовав чем-то по-настоящему важным. На такую жертву способен только сильный человек, такой, как Элен Арвинг. Эта пьеса о том, как развенчиваются идолы и рушится мир иллюзий. Главную роль в вашей постановке сыграет австрийская актриса Андреа Йонассон. Вместе с ней на сцене итальянские актеры. Легко найти общий язык с таким пестрым интернациональным коллективом? Римас Туминас: Конечно. Все встало на свои места уже на третий день репетиций. Всем стало понятно, кто есть кто. Разные языки, национальные особенности - с этим несложно работать. А вот нужную интонацию постановки мы ищем до сих пор. И этот поиск в хорошем смысле интригует. Я большой поклонник Анатолия Эфроса и Джорджо Стрелера. Мне не довелось быть лично знакомым со Стрелером, но здесь, на итальянской земле, сама судьба подсказала мне взять кое-что и у него. Фото: Александра Торгушникова Насколько ощутима разница - где ставить спектакль: в России или, скажем, в Италии? Зрители по-разному реагируют?
Умер театральный режиссер Римас Туминас
" Римас Туминас вел себя безупречно, на мой взгляд. Римас Владиморович Туминас появляется в этом зале спустя несколько минут после начала спектакля. 70-летний Римас Туминас уехал в родную Литву. Интерфакс: Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас сообщил "Интерфаксу", что остается в этом театре, а решение о его сотрудничестве с Вильнюсским малым театром будут принимать власти Литвы. Римас Туминас – последние новости на сегодня –. Спецпредставитель президента РФ Михаил Швыдкой назвал отъезд режиссера Римаса Туминаса из России настоящей трагедией.
Худрука театра имени Вахтангова Римаса Туминаса экстренно госпитализировали
Признание Римас Туминас был награжден орденами Дружбы (2010), Почета (2017), "За заслуги в культуре и искусстве" (2022), Великого князя Литовского Гедиминаса III степени (Литва, 1998). Детство и юность. Заявление художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса о том, что в его семье никогда не считали русских людей оккупантами, вызвало ярость в его родной. Римас Туминас (Rimas Tuminas). Имя: Римас Туминас (Rimas Tuminas). Мы поздравляем Римаса Туминаса с юбилеем и хотим, чтобы в день рождения прозвучал его собственный голос, поэтому открываем интервью с ним Марины Дмитревской годичной давности. Римас Туминас: Я убежден, что у Ибсена получились одни из самых прекрасных и сильных женских образов в мировой драматургии. ↑ Астахова А. Режиссёр Римас Туминас покинул Россию из-за угроз семье (неопр.).
Умер театральный режиссер Римас Туминас
Римас Туминас — литовский режиссер драматических спектаклей, его постановки с успехом шли на сценах России и Европы. Мы провожаем Римаса Туминаса только сегодня, собрав несколько текстов в поминальный венок. Римас Туминас занял пост худрука Вахтанговского театра в богатом и благоденственном 2007-м году — под ворчание ветеранов труппы, впоследствии полюбивших его.
Туминас, Римас Владимирович
Всё нормально… Кирилл, это не ангина. Это рак». Сегодня «Улыбнись нам, Господи» мы посвящаем Мастеру. Мы очень хотим, чтобы Создатель улыбнулся Румасу Туминасу. А Римас Туминас наверняка улыбается всем нам.
Неудивительно, что в сообщении о смерти Римаса Туминаса театр коротко, но эмоционально написал: «Ушёл из жизни выдающийся режиссёр. Слов нет. Осознания пока что тоже нет. Только слёзы и огромная благодарность, что он был с нами». Не было секретом, что уже несколько лет он вел тяжелую борьбу с онкологией. Ещё работая в Москве, часто уезжал на лечение за границу.
Художественный руководитель Театра им. Он работал в России, Литве и других странах, ставил русскую классику. Долго возглавлял московский Театр Вахтангова. Туминас был против осовременивания театра, поддерживал «строгий режим» Кремля и ужесточение цензуры, однако высказался против военных действий на Украине, из-за чего потерял свой театр. Евгения Вахтангова Римас Туминас умер в возрасте 72 лет после долгой болезни. С 2014 года режиссер болел раком легких. Недавно он по работе приехал в Италию с женой и дочерью, но после перелета попал в больницу. Сначала Туминасу стало лучше, но накануне его состояние резко ухудшилось, оторвался тромб в легком. К вечеру 6 марта стало известно о его смерти.
Туминас согласился. Запись затем прозвучала на канале «Шоу Вил» в RuTube. Реакция властей была довольно стремительной: министр культуры РФ Ольга Любимова своим решением уволила Туминаса, а премьер-министр Михаил Мишустин лишил литовца премии правительства РФ, которой Туминас был удостоен в 2021-м году за постановку «Царь Эдип». В гостях хорошо Однако уже в мае Туминас принял приглашение от израильского театра «Гешер» в переводе с иврита — «Мост». Этот театр был создан в 1991-м году переехавшим в Израиль постановщиком-новатором Евгением Арье вместе с его учениками, а также присоединившимися позже репатриантами-выпускниками из Москвы и Ленинграда. Открывшийся постановкой по «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда в переводе Иосифа Бродского, «Гешер» вырос из небольшой самодеятельной студии в настоящую театральную институцию. Причем добился этого, кажется, не столько везеньем, сколько упорным трудом — уже через год после своего основания театр стал играть на иврите, постепенно став частью языковой среды и театрального пейзажа страны. При этом «Гешер» не забывает снабжать свои спектакли русскими субтитрами. Сцена из спектакля «Анна Каренина» Театр «Гешер» Римас Туминас повторил в миниатюре успех самой площадки: на его постановках в тель-авивском зале иврито- и русскоязычная публика перемешиваются в равных пропорциях, на один вечер выходя из своего языкового гетто. В итоге израильская аудитория получила, один за другим, два ярких хита от экс-худрука Театра им. Вахтангова, а уехавший с волчьим билетом из России режиссер как ни в чем не бывало успешно продолжил свою вполне выдающуюся карьеру. Режиссерская гастроль Туминаса в Израиль превратилась в полноценную резиденцию — во время работы над «Анной Карениной» он помог заболевшему коллеге и довел до премьеры еще и спектакль «Не смотри назад» по «Эвридике» Жана Ануя. Его начинал ставить в «Гешере» еще один режиссер-гость — Александр Баргман из питерского «Такого театра», однако по состоянию здоровья вынужден был прекратить работу.
В «Балтийском доме» почтили память режиссера Римаса Туминаса
Именно на этой сцене Римас Туминас впервые открылся российскому зрителю в спектакле «Улыбнись нам, Господи». Мастер всегда повторял актерам, что играть надо по законам небес. Буквально три дня назад в беседе с Сергеем Шубом он планировал гастроли своих новых работ, которые поставил в израильском театре «Гешер». Последними спектаклями мастера стали «Сирано де Бержерак» и «Анна Каренина». Родившись в Литве, он был необыкновенно близок российскому зрителю.
Путь к Турандот».
Как только в Москве наступает хорошая погода, начинаем продавать на него билеты. Мы встречаем наших зрителей у фонтана Большого театра, раздаем всем наушники и аудиосистемы и за полтора часа доходим до Арбата. В это время наши артисты рассказывают интересную историю жизни Евгения Вахтангова в Москве. Маршрут проходит по тем местам, где он когда-то бывал — от Большого театра — места, куда он пришел, когда в первый раз приехал в Москву и до Арбата, где сегодня находится основанный им театр. На втором этаже дома есть музейная зона, где он работает как в обычном музее: человек подходит к экспонату, нажимает на аудиосистеме соответствующий номер и слышит в наушниках соответствующую информацию.
Они являются для вас приоритетом в работе? Я их получил не за агитмероприятия и не по каким-то блатным делам. Они мне были вручены за мою работу. Любая награда — общественная, государственная — это признание определенных заслуг, авторитета в данном сообществе. Поэтому они для меня важны и ценны.
Конечно, я не думаю постоянно о наградах. Я знаю руководителей театров, чьи кабинеты завешаны благодарственными письмами, грамотами, фотографиями с известными людьми. У меня ничего этого в кабинете нет. Я очень спокойно к этому отношусь. Два года они проходят практику в стажерской группе, а затем мы принимаем решение: продлевать с ними контракт, переводить в труппу или нет.
Очевидно, что чем больше в труппе известных актеров, тем крепче театр стоит на ногах. Артист — это такая творческая субстанция, что если и приглашать кого-то известного, то нужно приглашать его на конкретную роль. А главное, группа крови должна совпасть. Она должна совпасть, прежде всего, в понимании и уважении вахтанговского театра и его сути: истории, Щукинской школе. Поэтому сказать, что я бы хотел кого-то пригласить из известных артистов в труппу Театра Вахтангова — нет.
Я считаю, что у нас труппа абсолютно сбалансированная. В ней есть и звезды, и начинающие артисты, и уважаемые мэтры. Многие популярные актеры служат в других театрах, но я считаю для себя неприемлемым поступком переманивать их, тем самым, «оголяя» сцену у коллег. Чтобы работать в театре, нужно «наступить на горло» собственных интересов и амбиций. Всегда нужно чем-то подступиться: съемками в кино, другими театральными проектами и т.
Очень важно в театре для актера — иметь терпение и уметь ждать. Не отчаиваться, а ждать: роли, режиссера. Это главное, с моей точки зрения, умение ждать. Вы написали на своей странице ВКонтакте пост, в котором обратились к Департаменту культурного наследия Москвы, чтобы были приняты меры в отношении Принцессы. Вы получили ответ?
Потому что памятник является авторским произведением искусства. Департамент это сделать самостоятельно не может, поскольку это изменение внешнего облика, и памятник охраняется федеральным законом.
Я уже привык к этому, но мне обидно такое совпадение с последними событиями наших дней. Там где я, там и театр. Я так жил и так и живу, иногда сомневаясь, но веря в свою профессию. Я рад, что мы чего-то достигли, какого-то света. Заняли позицию чистоты, откровенности, выгоняя пошлость, бескультурье из нашей театральной жизни.
Мы не имеем права лгать, прикидываться, быть ненастоящими. Надо быть верными, открытыми и ни в коем случае не грешить. Это же наша профессия — быть честными, не лгать. Теперь мы живем в таком сложном мире, где обман и ложь стала нормой жизни. Так вот, соврать стало нормой, а для театра — это беда. Это единственная инстанция, где мы должны этого не допускать», — рассуждал в своем обращении в 2022-м режиссер. Римас уверял, что решение уйти из Вахтанговского театра принял еще в 2021-м, а заявление написал 9 февраля 2022-го.
К увольнению его подтолкнули как болезни, так и возраст. Но была и еще одна деталь — в Сеть попало скандальное видео, где пранкеры расспрашивают Туминаса об отношении к российской политике. На скандальной записи режиссер соглашается поехать на Украину и поставить пьесу о Степане Бандере. Туминас назвал разговор мерзостью, пояснил, что видео смонтировали, и на самом деле он говорил с собеседником лишь об обещании Богдану Ступке поработать вместе в Киеве. Римас собирался покинуть Вахтанговский театр еще в 2021-м "Я думаю, неужели все усилия в искусстве, мои и театра, были напрасны? Ярость, злость и ненависть воцарились. Я метался и рвался, ругался и матерился от боли, от крушения, что теряю театр - я эмоционально чувствовал это и понимал.
И что жертвы - люди, которые на себе тащат жизнь, строят ее". В свою очередь за Туминаса вступился директор театра, заявивший, что запись — фейк, а худрука подставил точивший на него зуб коллега Сергей Герман.
Это было чувство, которое испытали все, не только я.
Чудесное чувство. Какие-то боги ходили по этому театру. В Вильнюсе 9 греческих актеров составляют хор.
Какую разницу между ними вы увидели? Первая встреча актеров прошла в Афинах. Мы репетировали на стадионе.
Приехали, примерно подготовившись, немного напыщенные. И когда мы увидели, как душевно, открыто, может, даже наивно играют греки, нам сделалось стыдно. Что мы приехали, такие из себя профессионалы — мы здесь всё сделаем, раз, два, и мы уже всё умеем.
Искренность греков нас пристыдила, мы поняли, что наше мастерство, профессионализм здесь не нужны. Мы поняли, что мы некрасивы со своим профессионализмом. В Эпидавре — открытое небо.
Те же самые звезды в небе светили после спектакля тысячи лет назад. На природе не нужно показывать свой профессионализм. Нужно открыть мысль, стремление.
Русские, литовские актеры понимают, что хор — это массовка. В сознании греческих актеров нет массовки — они создатели, каждый индивидуально создает, чувствует ответственность, благодарность богам за то, что его могут заметить, увидеть, услышать. Он создатель.
И спектакля, и хора. А у нас на это иронично смотрят — ну, я здесь участвую в массовке. У греков совсем другая психология.
Я пригласил дочь Габриэле быть моей ассистенткой при создании спектакля. Она мне очень помогла. Жизнь вдали от семьи, Литвы — эта та цена, которую вы заплатили за прекрасную международную карьеру?
Как аристократия, короли иногда посещали друг друга, проходя дальше по коридорам в спальни, так и я. Такая жизнь приобрела, сказал бы, совсем другое сияние. Она стала красивой.
За это время моя жена актриса Вильнюсского малого театра Инга Бурнейкайте почувствовала землю под ногами, стала более твердой, терпеливой. Ждет встреч. Черт знает, что было бы, если бы мы, как и 10 лет назад, жили бы рядом.
Малый театр. Вильнюс Рада ли Инга вашим победам? Может, говорит — не нужны мне твои награды, статуэтки, приезжай скорее домой?
Она не хотела, чтобы я уезжал. Но не была категоричной. Позволила мне самому решать.
Я ведь не сразу согласился. Через полгода согласился. Потом она поняла, что мне нужно было.
Немного с гордостью на это смотрит. Иногда говорит, что это был шаг и решение, которое нужно было мне лично. Потому что нужно было меняться и измениться.
Изменить пространство, место, образ жизни. Что-то меня грызло, и я уже думал: ничего больше не сделаю. Я думал о том, что Александр Пушкин в более раннем возрасте все сделал и погиб на дуэли, Джордж Байрон тоже рано умер.
И Михаил Лермонтов за пару десятков лет до 55 уже был застрелен на дуэли. А вы в поезд международной карьеры запрыгнули на 55-м году жизни. Судьба непредсказуема.
Я чувствовал, что, не сделав то, что я хотел, я уже не смогу ничего делать. Нужен был вызов, внутренний взрыв. Словно какой-то дух меня вел, подталкивал, чтобы я еще что-то испробовал.
Может ли то, что я скопил в Литве, прозвучать в таком психологическом, романтическом театре, как Е. Могут ли в таком театре прозвучать две недавно разошедшиеся культуры? Оказалось, могут.
Тогда я понял, что нужно делать, ничего не ждать. Вместе с тем проводить и реформы. Snejanapetrovskaja Режиссёрская лаборатория Римаса Туминаса Но были мнения, и очень странные, — будто это заговор, приехал Туминас в Москву разрушать русскую культуру.
Да, так было. Желтая пресса подчеркивает это до сих пор. Но пришлось признать и замолчать, чистота, порядок, дисциплина появились без слишком жестких требований.
Я не выкинул из театра ни одного человека. Ни одного. Я всех приглашал работать, втягивал их в работу.
И всё поколение, которое уже списало себя со счетов и ушло в вечную тень, вдруг почувствовало, что оно еще что-то может, что оно еще нужно. И оно вернулось на сцену. Это стало праздником театра во всей Москве.
Политика России скандальная. А вы постоянно пьете чай с президентом Владимиром Путиным. В мае прошлого года Путин наградил вас орденом Почета.