Календарь мусульманских праздников и знаменательных дат ежегодно утверждается в ДУМ.
Наши проекты
- Праздники в исламе
- Ураза-байрам: когда в 2024 году начинается праздник и как его отмечают
- Какие праздники ждут мусульман в 2023 году
- Ураза-байрам в Татарстане: все, что нужно знать о празднике разговения в 2023 году
- В этом году хотела даже кулич сама испечь
В Нефтекамске завершились Дни татарской культуры
Празднуют их широко и с размахом. Благодаря руководству Татарстана такие народные гулянья проходят все лето. Татарский Сабантуй Одним из главных национальных праздников Татарстана является Сабантуй - праздник плуга. Он уходит в глубокую древность и посвящен труду на земле, окончанию весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа.
Традиционно Сабантуй празднуют летом, на народном гулянье проходят самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. В 2023 году в Казани Сабантуй праздновали сразу на трех площадках.
Это обошлось бюджету города в 30 млн рублей. Традиционные состязания Сабантуя с древних времен практически не изменились. В этом году абсолютному батыру и победителю конных скачек дарили вышитые полотенца.
Этот презент также достался тому, кто управлял скакуном, который пришел последним, в качестве утешительного приза. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников.
Этот удивительный праздник внесен во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у него нет — каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников. Всего в 2023 году, по словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, в 59 российских регионах и 37 странах мира прошли 388 сабантуев.
Русский Каравон Каравон — своеобразный хоровод, который водится в особой манере, хороводным шагом, где исполняются три исконные обрядовые хороводные песни, заканчивая народными играми, кулачными боями, забавами, молодежными гуляниями. Водят его на Николу Вешнего — одного из самых почитаемых святых в православии. Его по христианскому календарю отмечают 22 мая — в день перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 1087 год.
И как любой православно-народный праздник, этот день полон разного рода обычаями, обрядами, запретами и предписаниями, способными улучшить жизнь крестьянина. К сожалению, в 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция «играть каравон» на Николу Вешнего была прервана на десятки лет и была восстановлена лишь в 1988 году.
Таким образом, сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В мае 2003 года было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон. В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включен в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Раиса РТ.
Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. Праздник в селе Русском Никольском Лаишевского района уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители обряда.
Ежегодно празднование открывается божественной литургией — как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог. Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне.
Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества.
Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов. Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка.
Исключения составляют запрещенные нехаляльные продукты и алкоголь. К трапезе можно приступить только после обязательной коллективной молитвы Ид-намаз. В чем суть Ураза-байрама К Ид-аль-Фитру принято готовиться накануне.
Мусульмане прибираются в доме и во дворе, готовят праздничные угощения. Перед праздником верующие совершают полное омовение, надевают лучшие одежды, дарят знакомым подарки, идут в гости к родственникам, посещают могилы усопших. Ураза-байрам завершает 28-дневный пост в Рамадан.
Для мусульман это символ возрождения, когда человек очищается от всего плохого. После этого люди должны совершать только добрые поступки, которые приближают их к Аллаху. Коллективные молитвы проводятся как в мечетях, так и во дворах перед ними.
Порой, на больших площадях в центре города. Завершается праздничный намаз обращением к Аллаху. Имамы просят о прощении грехов и ниспослании благ.
После этого верующие возвращаются в свои дома, где их уже ждут столы с едой и напитками. Что можно делать в праздник После наступления дня разговения мусульманам разрешено многое из того, что было запрещалось в месяц Рамадан. В частности — есть и пить днем.
Также днем можно курить и нюхать табак.
Для того, чтобы определить начало и конец месяцев этого календаря Совет улемов ДУМ РТ опирается на географические особенности региона и астрономические данные. В 2024 году священный месяц Рамадан начался 11 марта. Ураза-байрам отмечают 10 апреля.
Министерства Республики Татарстан Министерство культуры Республики Татарстан Праздники традиционной культуры в 2022 году в рамках Года культурного наследия народов России 14 июня 2022 г. Культура региона вызывает интерес как внутри страны, так и в остальном мире.
Ежегодно в Республике Татарстан проходят уникальные традиционные праздники разных культур и народов, проживающих на территории республики.
Значение праздника
- Праздничные и памятные дни
- Дни религиозных праздников:
- Главные новости
- Мусульмане России отмечают Ураза-байрам // Новости НТВ
- «Нәүрүз, мөбарәкбад» татарский национальный праздник
- Мусульмане празднуют Ураза-байрам
Прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения Габдуллы Тукая
Ураза-байрам или Ид аль-Фитр («праздник прекращения поста») знаменует окончание строгих ограничений в месяц Рамадан. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ч. 1 ст. 95 Трудового кодекса РФ). После праздничного намаза ограничения снимаются, и верующие могут сесть за богато накрытый стол. Праздник Ураза-байрам называется также «Ид аль-Фитр» как день благодарения Аллаху за то, что он дал мусульманам возможность испытать благословение месяца Рамадан. Татарские праздники привлекают много людей, как из Татарстана, так и со всей России, и знакомят их с богатством и разнообразием татарской культуры.
«Нәүрүз, мөбарәкбад» татарский национальный праздник
Первое историческое упоминание Сабантуя историки находят в записках арабского путешественника Ибн Фадлана, прибывшего в древний Булгар в качестве посла из Багдада. Всё это свидетельствует в пользу "булгарской" теории происхождения праздника, однако есть также версия, что его традиция пошла от монголов. Сабантуй — слово тюркского происхождения, состоит из двух частей: "сабан" — "плуг" и "туй" — "свадьба". Получается "свадьба плуга", "торжество плуга".
Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием.
Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности. Молодые люди и подростки верхом объезжают деревенские дворы, собирая подарки.
Хозяева домов вручают им всякую всячину: кто — свои поделки, кто — посуду, выпечку, полотенца, а кто — и что-то посущественнее. Среди всадников идёт соревнование в том, кто соберёт больше подарков. Но не для себя — всё это поступает в общий котёл и становится призовым фондом для предстоящих состязаний, которые проводятся на следующий день на главной площади деревни.
Мелкие призы разыгрываются в разных весёлых конкурсах, таких как бег с коромыслами или бой мешками с соломой на бревне. Или вот ещё народная забава: нужно с завязанными глазами разбить палкой стоящий на земле глиняный горшок. Кто разбил с первого раза, тот и становится победителем.
И подобных развлечений придумывается множество — всё зависит от фантазии организаторов. Бой мешками с соломой на бревне — хоть и шуточное состязание, но тоже требует определённой ловкости.
Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества со всеми организациями, заинтересованными в сохранении исторического наследия народов Урала». Прогуляемся с вами по многофункциональному залу, чтобы четко представить, что там происходило. Преподаватель татарского языка научно-образовательного центра «Институт Каюма Насыри» Алина Дамировна Имадиева провела в интерактивной зоне игру-викторину «Знатоки Татарстана», где участники смогли проверить свои знания в области языка и истории, культуры, искусства Татарстана. Продолжением увлекательной игры было знакомство с учебной и художественной литературой на татарском и русском языках.
Для детей прошел творческий мастер-класс «Волшебный сундучок», целью которого является речевое развитие детского общения посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского языка. По ходу мастер-класса ребята познакомились с названиями элементов татарской национальной одежды, выучили их названия на татарском и русском языках. Также посетителям интерактивной зоны было предложено собрать мозаику, в результате которого каждый с собой забрал частичку Татарстана, а именно рисунок с гербом Республики Татарстан, на котором изображен белый барс на фоне красного диска солнца. И я с удовольствием отметила, что интерес к Татарстану, к татарской культуре, и к изучению татарского языка есть. Мне приятно, что современная молодежь тоже стремится знать свой родной язык». Следующий уголок принадлежал татарской молодежной организации «ЯШЕН».
Для этого наши активисты украсили свой уголок татарской атрибутикой. Каждый гость праздника смог сфотографироваться в тюбетейке или калфаке. Так же было проведено несколько мастер классов для детей. Дети смогли разукрасить деревянные домики под татарскую избу, сделать открытки с барашками и поиграть в настольные татарские игры. Для активных гостей праздника был проведен флешмоб с татарскими плясками и все смогли поучаствовать в народных забавах. Для коллектива это было дебютное выступление.
Поддержка зрителей и членов жюри дало стимул развивать это направление и дальше! Обширная программа мероприятия и слаженная работа татарских организаций показала, что мы можем сохранить многовековой уклад татарского народа и вместе мы можем повлиять на национально-культурное развитие нации. Мы выражаем благодарность Постоянному представительству Республики Татарстан, организации «Просвещение», объединению «Хазина», Конгрессу татар Свердловской области и всему составу команды организаторов прекрасного праздника»! Местная религиозная организация мусульман «Просвещение» подготовили свою площадку очень продуманно и основательно. В плане повышения интереса к изучению татарского языка, знания истории наших традиций, в том числе, например, что такое платки и для чего они нужны и как красиво их повязать — эти зоны сегодня очень хорошо работали и собрали много участников.
Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием.
Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне. Традиция отмечать «Новый день» есть и у российских регионов: Дагестана, Татарстана, Башкортостана. Во время празднования всегда проходят народные гуляния, массовые шествия, концерты, различные кулинарные конкурсы и спортивные соревнования, а также красочные ярмарки и выставки.
С праздником! Ураза - байрам Чак Чак По телевизору показывают утром о погоде. Мороз уже круто забирается под воротники прохожим. Туман навис над городом и никак не желает спускаться на землю и дать хоть немного посветить тёплому солнцу. Стою на остановке, что на Зелёном городке и жду электричку. Ну, мы уже привыкли называть пригородный поезд — электричкой. Что поделаешь, мы народ. Народ: весёлый, грустный, трудолюбивый, болеющий и страдающий от разного рода ситуаций, что происходят в стране. Мороз пробрался уже к спине, что под дублёнкой и начинает примораживать. Вот поезд прошёл на восток. Снежная пыль разлетелась в стороны и обдала ещё раз и другой морозом и колючими снежинками. Руки замёрзли так, что и шевелить не хочется. И вот, долгожданный свет на востоке. Народа на остановке мало. Тепло в вагоне, начинаю понемногу отогреваться. В себя приходить. А поехала я в Черемхово. Кто бы сказал, зачем. А вот зачем? Что по-татарски означает — сладкое блюдо на Печенюке. Когда-то, чак-чак - не был простым и повседневным блюдом — им украшали новогодний стол, готовили к праздникам. В частности, согласно одной из свадебных традиций, родители молодых, накануне свадьбы навещая друг друга, ставили на стол чак-чак. Причем участие в приготовлении сладости обязательно принимала невеста — она раскатывала тесто, а вот резать его могли, только замужние женщины. Женщины татары готовят чак-чак в одном виде — в виде тонкой сладкой лапши, в другом — в форме небольших круглых орешков. Составляющие чак-чака обычно выкладываются горкой на плоском блюде и заливаются медом.
Новости с тегом - национальный татарский праздник
Дни, на которые в соответствии с лунным календарем и сложившимися традициями приходится начало проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, определяются Указом. Ураза-байрам или Ид аль-Фитр («праздник прекращения поста») знаменует окончание строгих ограничений в месяц Рамадан. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ч. 1 ст. 95 Трудового кодекса РФ).
В Татарстане утвердили даты Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
Накануне и в день праздника (до праздничного ид-намаза) собирается обязательная милостыня. Главная» Новости» Татарские праздники. Еще до наступления праздника мусульмане жертвуют нуждающимся обязательную милостыню — закят-уль-фитр. Загрузка новости. Главная» Новости» Когда будет праздник хузангаева в татарстане.
Мусульмане отмечают один из двух главных праздников в исламе — Ураза-байрам
Именно в Иерусалиме произошло его вознесение к Аллаху. Ночь Лейлят аль-Бараат — с 6 на 7 марта В эту ночь Аллах может простить грехи верующих людей, однако для этого необходимо беспрестанно молиться. Начало месяца Рамадан — 23 марта Рамадан является месяцем обязательного поста, который ни в коем случае нельзя пропускать. Кушать принято до рассвета и после заката. Ночь Кадр — с 17 на 18 апреля Ночь Кадр — время, когда Всевышний принимает решение о судьбах всех мусульман.
В эту ночь принято молиться Аллаху, читать Коран и просить у окружающих о прощении. Конец месяца Рамадана — с 20 на 21 апреля Завершение Рамадана — период для подготовки к разговению. Ураза-байрам — 21 апреля Ураза-байрам является одним из самых главных праздником в исламе, днем завершения Рамадан. В этот период верующие люди не только читают молитвы, но и готовят специальные традиционные блюда.
День Арафат — 27 июня В этот день принято совершать паломничество к горе Арафат с целью прочтения намаза.
Адрес: г. Симферополь, ул. Набережная, 31. Хыдырлез — национальный праздник крымских татар, который символизирует плодородие, достаток и благополучие. Название праздника происходит от имён мусульманских святых Хыдыра и Ильяса, которые путешествуют по всему свету и помогают людям. Читайте также Хотите быть в курсе самых интересных туристических новостей Крыма?
Это и страдания палестинского народа в секторе Газа, и защита Отечества на полях специальной военной операции, и трагедия в "Крокус сити холле". Это стало для всех нас одним из важных уроков Рамадана. И мы в мольбах просим Аллаха принять души безвинно убиенных и укрепить нас в вере и единстве наших народов. Мы молим Аллаха, чтобы он позволил нам встретить и следующий Рамадан в мире и здравии", - говорится в обращении. По словам Гайнутдина, верующие на праздник Ураза-байрам будут молить Всевышнего о разрешении конфликтов, об установлении мира и безопасности.
С праздничным посланием к единоверцам обратился и глава Духовного собрания мусульман России ДСМР муфтий Альбир Крганов, отметивший, что Ураза-байрам является "символом духовного и нравственного обновления, учит милосердию, доброте и взаимопомощи". Отрадно, что и в этом году Всевышний обрадовал нас возможностью встретить и проводить этот благословенный месяц, выдержать испытание постом, укрепить братские узы, проявить сочувствие к окружающим, а также по мере возможностей очиститься от всего греховного", - сказал Крганов. В Московской соборной мечети к верующим с проповедью обратится муфтий Равиль Гайнутдин. Прямую трансляцию будет вести сайт Духовного управления мусульман РФ dumrf.
Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен.
Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25]. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш.
Марджани, К. Насыри, Н. Это было время активизации народного творчества: формировались группа юношей, реже мужчин, которые заранее готовили благопожелания — разучивали из записанных ранее благопожеланий, составляли новые, иногда для кого-то персонально. Действо заключалось в обходе домов с декларированием подготовленных благопожеланий. За это полагалось требовалось вознаграждение — продуктами, гостинцами, деньгами. Были и локальные варианты празднования у сибирских, астраханских татар. Мухаммедовой в 1970 году во время фольклорно-этнографической экспедиции в Сабинский район. По сведениям этого периода, день нового года у них носил иранское название Навруз, то есть Новый год.
Производственный календарь Татарстана 2024
Присутствующие вспомнили пословицы и поговорки о семье, приняли участие в различных конкурсах, узнали о порядке родственных связей. Участники мероприятия рассказали о том,какие традиции и обычаи существуют в их семьях. Мероприятие завершилось чтением стихов о семье и обзором книжной выставки "Семейные ценности". День рождения Г. Тукая В честь день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая для учащихся были организованы интересные мероприятия.
Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам. После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием.
Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности. Молодые люди и подростки верхом объезжают деревенские дворы, собирая подарки. Хозяева домов вручают им всякую всячину: кто — свои поделки, кто — посуду, выпечку, полотенца, а кто — и что-то посущественнее. Среди всадников идёт соревнование в том, кто соберёт больше подарков. Но не для себя — всё это поступает в общий котёл и становится призовым фондом для предстоящих состязаний, которые проводятся на следующий день на главной площади деревни.
Мелкие призы разыгрываются в разных весёлых конкурсах, таких как бег с коромыслами или бой мешками с соломой на бревне. Или вот ещё народная забава: нужно с завязанными глазами разбить палкой стоящий на земле глиняный горшок. Кто разбил с первого раза, тот и становится победителем. И подобных развлечений придумывается множество — всё зависит от фантазии организаторов. Бой мешками с соломой на бревне — хоть и шуточное состязание, но тоже требует определённой ловкости. Но самой большой популярностью пользуется национальная борьба куреш.
Свалить противника на спину нужно с помощью закинутого за его пояс полотенца или широкого кушака. Победителя объявляют лучшим батыром и вручают ему главные призы: традиционный — живого барана, которого кладут богатырю на плечи, и полезный это может быть довольно ценная вещь, иногда даже автомобиль. Между прочим куреш давно стал настоящим видом спорта, по нему проводятся чемпионаты мира. Сабантуй традиционно проходит под открытым небом и сопровождается красочными действиями: песнями, танцами, чтением стихов и весёлыми играми.
А единственным победителем и обладателем главного приза — музыкальной колонки стал Клуб татарской и башкирской культуры «Якташ» из города Верхняя Пышма руководитель — Зульфия Хамидуллина. В Клубе «Якташ» занимаются и маленькие дети, и молодежь, и люди в возрасте. В конкурсном выступлении Зульфия Рашидовна сумела создать целостную картинку из участников коллектива — оригинальную, душевную и эмоциональную. Одновременно были организованы мастер классы по татарским национальным танцам Айгуль Миндиярова и по вокалу Зульфия Хамидуллина. Желающих пройти мастер-классы не счесть — это еще раз подтвердило уровень стремления коллективов к совершенству и актуальность проведения занятий профессиональными специалистами по вокалу и танцам. Благодаря ее профессионализму, конкретике и умелому руководству процессом, все прошло на высоком уровне.
В мероприятии приняли участие Постоянный представитель Республики Татарстан в Свердловской области, заслуженный артист Республики Татарстан Х. Гильфанов, заместитель руководителя Исполкома Всемирного конгресса татар Казань Р. Зинатуллин, и. Губина, заместитель начальника отдела общественных и внешних связей Администрации г. Екатеринбурга С. Бек, директор института дополнительного образования Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Э. Закирова, директор музейного клуба» Дом Агафуровых» Л. Коновалова, заведующий отделом научно-справочного аппарата, использования и публикации архивных документов ГКУСО «Государственный архив административных органов Свердловской области» И. Нусратуллин, представители молодежных, общественных, культурных, религиозных, образовательных национальных организаций, предприниматели, краеведы, представители башкирских культурных организаций. В ходе круглого стола были отмечены роль представителей татарской нации в истории Екатеринбурга, вклад татар в развитие экономики, культуры, образования и профессионального спорта, поднимались вопросы активизации работы татарских национально-культурных, общественных организаций в сфере сохранения татарской культуры, языка, исторического наследия татарского народа.
Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества со всеми организациями, заинтересованными в сохранении исторического наследия народов Урала». Прогуляемся с вами по многофункциональному залу, чтобы четко представить, что там происходило. Преподаватель татарского языка научно-образовательного центра «Институт Каюма Насыри» Алина Дамировна Имадиева провела в интерактивной зоне игру-викторину «Знатоки Татарстана», где участники смогли проверить свои знания в области языка и истории, культуры, искусства Татарстана. Продолжением увлекательной игры было знакомство с учебной и художественной литературой на татарском и русском языках. Для детей прошел творческий мастер-класс «Волшебный сундучок», целью которого является речевое развитие детского общения посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского языка.
Одеяния должны быть новыми и нарядными. Принято находиться в веселом расположении духа. Обычно посещают могилы родных, разносят пожертвования. Данный ритуал приумножает как хорошие дела, так и греховные деяния. Совершается в преддверии праздника Курбан-Байрам, символизирующего — окончание хаджа. Празднование наступает спустя 70 дней, после Ураза-Байрама. Исполняется намаз. Происходит бросание камней в столбы, для защиты от дьявола.
Как определяют дату праздника?
- 21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
- Открытки с поздравлениями
- Мусульманские праздники 2023: календарь - Российская газета
- Новости партнеров
«Нәүрүз, мөбарәкбад» татарский национальный праздник
В мечетях по всей стране прошли праздничные намазы в честь Ураза-байрам. Главная» Новости» Когда будет праздник хузангаева в татарстане. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.
Воспитанники ЦДТ отличились в межрегиональном фестивале татарской культуры
Ураза-байрам - его татарское название по-арабски Ид аль-Фитр. Традиция празднования дня разговения берет начало еще со времен пророка Мухаммеда, с VII века. По случаю окончания Рамадана председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин обратился с посланием к верующим, в котором отметил, что нынешний месяц поста запомнится мусульманам серьезными испытаниями. Это и страдания палестинского народа в секторе Газа, и защита Отечества на полях специальной военной операции, и трагедия в "Крокус сити холле". Это стало для всех нас одним из важных уроков Рамадана.
И мы в мольбах просим Аллаха принять души безвинно убиенных и укрепить нас в вере и единстве наших народов. Мы молим Аллаха, чтобы он позволил нам встретить и следующий Рамадан в мире и здравии", - говорится в обращении. По словам Гайнутдина, верующие на праздник Ураза-байрам будут молить Всевышнего о разрешении конфликтов, об установлении мира и безопасности. С праздничным посланием к единоверцам обратился и глава Духовного собрания мусульман России ДСМР муфтий Альбир Крганов, отметивший, что Ураза-байрам является "символом духовного и нравственного обновления, учит милосердию, доброте и взаимопомощи".
Получается "свадьба плуга", "торжество плуга". Или, говоря современным языком, день земледельца. Чаще всего Сабантуй называют татарским праздником, и это несомненно так, но не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.
После принятия татарами и башкирами мусульманства, а чувашами — христианства языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет и Сабантуй окончательно стал просто весёлым народным гулянием. Сместились и сроки — стали отмечать не начало, а окончание посевной, когда все весенние работы выполнены и есть передышка до осеннего сбора урожая. Как празднуют Сабантуй сегодня Начинается праздник обычно в сельской местности.
Молодые люди и подростки верхом объезжают деревенские дворы, собирая подарки. Хозяева домов вручают им всякую всячину: кто — свои поделки, кто — посуду, выпечку, полотенца, а кто — и что-то посущественнее. Среди всадников идёт соревнование в том, кто соберёт больше подарков.
Но не для себя — всё это поступает в общий котёл и становится призовым фондом для предстоящих состязаний, которые проводятся на следующий день на главной площади деревни. Мелкие призы разыгрываются в разных весёлых конкурсах, таких как бег с коромыслами или бой мешками с соломой на бревне. Или вот ещё народная забава: нужно с завязанными глазами разбить палкой стоящий на земле глиняный горшок.
Кто разбил с первого раза, тот и становится победителем. И подобных развлечений придумывается множество — всё зависит от фантазии организаторов. Бой мешками с соломой на бревне — хоть и шуточное состязание, но тоже требует определённой ловкости.
Но самой большой популярностью пользуется национальная борьба куреш. Свалить противника на спину нужно с помощью закинутого за его пояс полотенца или широкого кушака. Победителя объявляют лучшим батыром и вручают ему главные призы: традиционный — живого барана, которого кладут богатырю на плечи, и полезный это может быть довольно ценная вещь, иногда даже автомобиль.
Семантика этого праздника очень близка Наврузу: дети ходят по дворам с «частушками», пожеланиями хорошего урожайного года и собирают крупу на коллективную кашу. Каша всегда готовится на специально отведенном месте, все желающие принимают участие в этой трапезе. Детям устраиваются разные игры-состязания, собранные с подворья яйца, свариваются вкрутую, и их катают с холма. Данный праздник в некоторых населенных пунктах Заказанья до сих пор сохранился с полной семантической структурой. Зарь-зарь, на зарю! И молока, и масла! Но главной причиной потери Науруза у татар являются особенности климатической зоны проживания народа: более позднее в сравнении со Средней Азии наступление весны и соответствующего цикла сельскохозяйственных работ.
Некоторой альтернативой Наврузу у татар стал выработанный народом богатый комплекс обрядов и праздников, так или иначе связанных с определенными сезонами или природными явлениями «боз карау», «боз багу» — обряд, связанный с ледоколом, «ала карга» — обряд, проводимый до сева, Сабантуй и пр. Однако, он никогда не праздновался широко и со временем практически был предан забвению. Несмотря на утрату Навруза у татар, в отличие от народов Средней Азии, праздник может стать символом объединения и тюркского мира и народов,проживающих в Республике Татарстан, имеющих глубокую общую историю и многообразие праздничных традиций. В нынешнее время в Республике Татарстан Науруз начали отмечать с 1987 года. Тогда в Казани перед Молодежным центром состоялось первое публичное его празднование. Особенно активно этот праздник стал распространяться после создания в 1992 году Ассоциации национально-культурных организаций. С 2014 года в Республике Татарстан праздник проводится в статусе республиканского в рамках исполнения государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014—2020 годы».
Площадкой для проведения Науруза была выбрана площадь перед Татарским государственным академическим театром имени Г. География мероприятий, связанных с праздником Навруз в Республике Татарстан, пока не широка. В отдельных муниципальных образованиях проходят праздничные мероприятия с привлечением представителей национально-культурных автономий, национальных диаспор, а также с участием учреждений культуры, образования. В настоящее время весьма актуален вопрос популяризации данного праздник, как важного элемента нематериального культурного наследия тюркских народов, представители которых проживают в Татарстане. Видеоматериалы ОНКН.
Накануне Уразы-байрам многие живущие в городах Кавказа мусульмане покидают их, чтобы встретить праздник в родовых селах — там собираются представители рода. Во многих местностях существует традиция посещать в этот день могилы предков. Города и села украшаются поздравлениями, а кое-где есть непростой обычай делать к празднику ремонт. В любом случае, дома к этому дню все начищают до блеска. И вот рамадан завершается, и впервые за месяц в мечетях не слышно звуков дополнительного намаза — молитвы-таравих. Рано утром, а иногда уже ночью, в дверь каждого дома стучат дети с пакетами руках — они пришли за сладостями.