Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. Мультфильм «Маленький принц» по мотивам книги Антуана де Сент-Экзюпери, очередная экранизация или шедевр? Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери? Давайте обсудим феномен «Маленького принца» как произведения, которое при всей простоте оказываете глубже, чем многие многостраничные серьезные романы. Произведение «Маленький принц» является не просто детской сказкой о путешествии по планетам, а настоящим ключом, дающим ответы на многие вопросы.
Символизм пустыни
- Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр
- Темы в этой статье
- Проблемы в сказке маленький принц - Граматика и образование на
- Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери | Статья в журнале «Юный ученый»
- Кому и зачем стоит прочитать эту сказку?
- Реальные прототипы «Маленького принца» и что обо всей этой истории думает Роза
Маленький принц анализ для итогового сочинения
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму — почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях.
Фольгоре, Поджигатель Палаццески — говорят сами за себя. Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал — «Слова на свободе! Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. Бум, бум…тарарх — разрыв снаряда. Пик, пик, пик — ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, — это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы — все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.
Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Философами-экзистенциалистами были Ж. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. Например, герои А.
Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе — утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестаёт воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти. Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула».
Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально весёлая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством. Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену внутри неё растёт лилия и душит её , работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения.
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. Сартр и А. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х. Носсака и др.
Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Во второй пол. Проблематика драматургии Бернарда Шоу.
Творческий путь Шоу-драматурга начался в 1890-е годы. В Независимом театре была поставлена и первая драма Шоу «Дома вдовца» 1892 , с которой началась «новая драма» в Англии. Следом за ней появились «Волокита» 1893 и «Профессия миссис Уоррен» 1893--1894 , составившие вместе с «Домами вдовца» цикл «Неприятных пьес». Такими же остросатиричными были и пьесы следующего цикла, «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» 1894 , «Кандида» 1894 , «Избранник судьбы» 1895 , «Поживем -- увидим» 1895--1896. В 1901 г. Шоу опубликовал новый цикл пьес «Пьесы для пуритан», в который вошли «Ученик дьявола» 1896--1897 , «Цезарь и Клеопатра» 1898 , «Обращение капитана Брассбаунда» 1899. Какие бы темы ни поднимал в них Шоу, будь то, как в «Цезаре и Клеопатре», отдаленное прошлое человечества или, как в «Обращении капитана Брассбаунда», колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности.
Для Шоу борьба за новое общество была неразрывно связана с борьбой за новую драму, которая могла бы поставить перед читателями насущие вопросы современности, могла бы сорвать все маски и покровы жизни общества. Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие: она узнает, что ее мать — содержательница публичных домов. Виви убеждается, что мать не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние; узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви; что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом. Перед Виви открывается мир гнусных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом. Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом. В пьесе сказалось отвращение Шоу к мелодраматическим эффектам и трагическим развязкам. Концовка пьесы кажется даже довольно обыденной: молодая девушка, порвавшая с матерью и своей средой, одиноко сидит в конторе над расчетными книгами.
Среди произведений, написанных в довоенный период, самой популярной пьесой Шоу стала комедия «Пигмалион» 1912. Ее заглавие напоминает о мифе, согласно которому скульптор Пигмалион, изваявший статую Галатеи, влюбился в нее, и тогда богиня любви Афродита, внявшая мольбам отчаявшегося художника, оживила ее. Шоу дает свой, современный, вариант древнего мифа. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Но в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. Они лишь препятствуют людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам прозревшего Хиггинса, «уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души».
Насколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион». Совершенно очевидно намерение, которое преследовал Шоу, назвав пьесу именем мифического героя. Человек создается человеком -- таков урок этой, по собственному признанию Шоу, «интенсивно и сознательно дидактической» пьесы. Это тот самый урок, к которому призывал Брехт, требуя, чтобы «построение одной фигуры проводилось в зависимости от построения другой фигуры, ибо и в жизни мы взаимно формируем друг друга». Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о социальной детерминированности индивидуума. Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием, в котором рассматривается проблема детерминизма.
Даже сам автор считал ее «выдающейся дидактической пьесой». Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую. Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа. Второй важный вопрос пьесы - насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку правильное произношение?
Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить социальное положение? Вот что думает на этот счет профессор Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно -- взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил, до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо. Ведь это значит -- уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от души». Толкование концовки «Пигмалиона» очевидно: желательным является не превращение жителей трущоб в леди и джентльменов, подобно превращению Дулиттла, а превращение их в леди и джентльменов нового типа, чувство собственного достоинства которых базируется на их собственном труде. Элиза в стремлении к труду и независимости является воплощением нового идеала леди, который, в сущности, ничего общего не имеет со старым идеалом леди аристократического общества. Она не стала графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс, но стала женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение. Знаменательно, что даже Хиггинс не может отказать ей в привлекательности -- разочарование и враждебность скоро превращаются в противоположность.
Новаторство эпического театра Б. Немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик «эпического театра». Подобно Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлял театр «эпический».
Мальчик хочет, чтобы овца съела маленьких баобабов, потому что на его планете нашествие баобабов.. Поскольку планета маленькая, она может треснуть, если корни баобаба вырастут. На планете Маленького принца есть роза, которая требует всей его заботы. После мальчик хочет знать, ест ли баран цветы, особенно розы, ведь на его планете есть роза, который требует всей заботы маленького принца. Это тщеславная и манипулятивная роза, которая предъявляла мальчику много требований, как будто он был обязан о ней заботиться. Задохнувшись от этой любви, он решил уйти с помощью диких птиц, которые эмигрировали. До прибытия на Землю Маленький принц встречался с некоторыми персонажами.. Король астероида 325 был одет в пурпур и горностай. Когда мальчик зевнул перед королем, монарх предупредил его, что этот поступок противоречит этикету, и запретил ему зевать. Мальчик сказал, что ничего не может с этим поделать, так как не спал. Тогда король приказал ему зевать. Он был авторитарным королем крошечной планеты. Когда мальчик захотел уйти, одинокий король предложил ему должность министра. Поскольку мальчик настаивал на своем отъезде, король, чтобы не противоречить, заявил, что мальчик будет его послом. На соседней планете жил тщеславный одиночка, который думал, что Маленький принц пришел восхищаться им. Житель соседней планетки был пьяницей, и этот контакт поверг мальчика в меланхолию.
Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке. Маленький принц поднялся на гору. Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз. Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено. Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить. Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф. Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма — в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. Становление символизма во Франции — стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, — связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Верлена, А. Предтеча символизма во Франции — Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Поиск соответствий — в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов. Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М. Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г. Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. В английской литературе символизм представлен фигурой О. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства «искусство не отражает жизнь, а творит ее» , гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» восприятие Христа как художника позволяют отнести О. Уальда к писателям символистской ориентации. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран Т. Тзара, Р. Гюльзенбек , которые издавали журнал "Кабаре Вольтер" 1916-1917. Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Эти два слога достигли цели, достигли "звонкого бессмыслия", абсолютной незначимости", - писал Анд ре Жид в статье "Дада". Совершенное - это то, чего нельзя больше воспроизвести, ставить же перед собой прошлое - значит преграждать путь в будущее". Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан ТЗАРА 1896-1963 , автор книг "Семь манифестов дада" 1924 , "Приблизительный человек" 1931 , известной "Песенки дада", в которой обыгрываются случайные образы, неожиданные ассоциации и в то же время присутствует элемент пародии на бульварный роман и натуралистическую поэзию. В какой-то мере смысл поэзии Тзары и дадаистов в целом передают его слова "Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов". В этих словах - отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме, к чьим программам примкнут дадаисты. Бретоном при участии Л. Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - "автоматическое письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений". Само слово "сюрреализм" впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме "Груди Тирезия", где автор просил прощения за придуманный им неологизм. Тот ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: "Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо - предмет, не схожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм". Слагаемые сюрреалистического образа - это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность. Слово использовалось сюрреалистами в игровой функции, при этом процесс "остранения" слов доводился нередко до крайности, рождая, по мнению Джанни Родари, настоящие "биномы фантазии", еще точнее - "полиномы фантазии". Для поэтики сюрреализма характерны разъятие предмета на составные части и "перекомпоновка" их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф.
Он узнает, что такое приручить кого-то и стремится назад к своей розе. Сюжет — краткое содержание Самолет автора терпит крушение, и автор оказывается в пустыне, где неожиданно встречает Маленького принца. Маленький принц рассказывает, как он следил за баобабами и дружил с розой, а потом отправился путешествовать и на маленьких планетах встречал самых необычных и странных людей. Маленький принц оказывается на Земле, где знакомится со змеей, обещающей отправить его домой, и видит целый сад с розами. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Автор отправляется на поиски колодца, а маленький принц принимает важное решение — вернуться к розе. Автор прощается с Маленьким принцем.
Про что книга «Маленький принц»
- Маленький принц анализ для итогового сочинения
- В чем смысл произведения экзюпери маленький принц
- Проблемы в сказке маленький принц - Граматика и образование на
- Проблемы в сказке маленький принц
Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр
Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Проблематика произведения «Маленький принц», анализ его морали и скрытого смысла показывают, что перед читателем — не обыкновенная сказка. «Маленький принц»-известная детская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, завоевавшая сердца многих юных читателей. Краткий и полный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»: тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка, основные герои, конфликт произведения.
Символизм "Маленького принца"
Маленький принц в "Маленьком принце - значение символики | Это обстановка, в которой герои взаимодействуют (применимо к МС) и обстоятельства, завершающие произведение, а также постиздательскую судьбу книги и смысл «Маленького принца» (применимо к IC). |
Что означает маленький принц в "Маленьком принце? Значение символа и знака | Одна из таких книг – «Маленький принц». Смысл произведения для детей в том, что нужно учиться мудрости, ценить дружбу, слушать свое сердце. |
Сент-Экзюпери А. “Маленький принц” Читательский дневник, краткое содержание
маленький принц на планете Маленький принц — это история о юном мальчике, странствующем по вселенной. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. По нему поклонники «Маленького принца» знают произведение чуть ли не наизусть. Кроме рассказчика, Маленький принц познакомился с Лисом, подружился с ним, приручив его. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери? Притча-сказка «Маленький принц» – это рассказ о златовласом мальчике, принце, который живет на собственной планете.
Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери
Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»заключается в том, что всегда необходимо действовать. красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. книга не совсем обычная, и занимает особое место даже среди произведений самого автора. Книга о маленьком(принце) мальчике, который заботился о розе и о своём барашке. Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери является очень мудрым произведением, заставляет задуматься о многих человеческих качествах и о том, что имеет смысл в жизни. Глубокий смысл сказки «Маленький принц». «Маленький принц» — сказка, которую цитируют множество раз. И в интернете масса красивых картинок со словами «мы в ответе за тех, кого приручили» и других слов.
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
Я больше не могла — слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой. Это был очень гордый цветок. Их союз был нелегким. Она была подругой Метерлинка и Дали , и Экзюпери страстно любил эту талантливую, своенравную и темпераментную женщину. Но вместе с тем — раздражался, обижался, злился, уходил и снова возвращался. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность.
Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить. Сомнения, которые не раз испытывал писатель во время отношений с этой женщиной, в «Маленьком принце» он воплотил в образе поля, засеянного множеством роз. Время от времени у него появлялись любовницы — «красивые, но пустые», но именно «она напоила благоуханием и зажгла». И поэтому в уста Лиса он вложил важные слова: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Именно Консуэлло убедила мужа прислушаться к совету редактора Хичкока и написать детскую сказку, именно о ней он думал во время ночных перелетов, глядя на звезды. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Угасшие кратеры на планете, где выросла эта прекрасная Роза — отсылка к трем вулканам Сальвадора, откуда жена Экзюпери была родом.
Извержение одного из них — Исалько — Антуан застал во время поездки на родину Консуэло: покрытые застывшей магмой огнедышащие горы виднелись прямо из окон родительского дома. У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший. В конце 1935 года, измотанный постоянным стычками с Консуэло, Антуан решает совершить наиболее длительный перелет на самолете и побить мировой рекорд в 98 часов 52 минуты, добравшись из Парижа в Сайгон, что на юге Вьетнама. Несмотря на уговоры жены остаться, ранним утром 29 декабря он вместе с механиком сел в самолет и взлетел. Они пересекли Францию, затем Средиземное море, долетели до египетской Александрии, где, совершив дозаправку, отправились дальше — в зону бескрайних песков Сахары. Глубокой ночью, полагая, что Каир рядом, Экзюпери пошел на снижение... Самолет разбился, летчику с механиком повезло уцелеть. Но они оказались в центре бескрайней пустыни, их бак был пуст.
Запас провианта также не внушал оптимизма: небольшой термос кофе, немного вина, несколько виноградин и апельсин. Уже под вечер они видели миражи и только через три дня, умирая от жажды и палящего солнца, были спасены бедуинами. В первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья.
И все же в тишине что-то светится. В марте 1929 года срок службы Экзюпери в пустыне закончился. Вскоре он получил должность технического директора отделения авиакомпании «Аэропосталь» позже вошла в состав «Эир Франс» в Аргентине. Это назначение стало для него судьбоносным: на жаркой латиноамериканской земле уже выросла Роза, которая однажды станет для него единственной на всей земле.
Ее звали Консуэло Суэнцин. Предпочитавший обычно высоких блондинок, в тот вечер он не сводил глаз с миниатюрной брюнетки. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. С вечеринки они ушли вместе: на закате солнца он посадил ее в кресло второго пилота в свой самолет, а после полета над залитым электрическими огнями Буэнос-Айресом всю ночь напролет читал ей главы из еще недописанного «Южного почтового». Спустя годы в книге «Воспоминания розы» Консуэло напишет об этой встрече: «Ночью я проснулась, и он напоил меня горячим бульоном.
Потом показал фильм, который снял сам. Образы сменяли друг друга под аккомпанемент странных индейских песен. Я больше не могла — слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой. Это был очень гордый цветок. Их союз был нелегким. Она была подругой Метерлинка и Дали , и Экзюпери страстно любил эту талантливую, своенравную и темпераментную женщину.
Но вместе с тем — раздражался, обижался, злился, уходил и снова возвращался. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны!
Но я был слишком молод, я еще не умел любить. Сомнения, которые не раз испытывал писатель во время отношений с этой женщиной, в «Маленьком принце» он воплотил в образе поля, засеянного множеством роз. Время от времени у него появлялись любовницы — «красивые, но пустые», но именно «она напоила благоуханием и зажгла». И поэтому в уста Лиса он вложил важные слова: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Именно Консуэлло убедила мужа прислушаться к совету редактора Хичкока и написать детскую сказку, именно о ней он думал во время ночных перелетов, глядя на звезды. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо.
Все звезды расцветают. Угасшие кратеры на планете, где выросла эта прекрасная Роза — отсылка к трем вулканам Сальвадора, откуда жена Экзюпери была родом.
Размышления о жизни Экзюпери Не менее значимы и размышления де Сент-Экзюпери в сказке о смысле жизни. Он показывает многих второстепенных персонажей, которые замкнуты в своём узком мирке и их жизнь оказывается бессмысленной. Сказка Экзюпери «Маленький принц» - главная мысль: размышления о дружбе, о любви, об общем доме для людей и мире. А кроме того, автор выявляет пороки, которые нужно искоренять. Так, Географ бессмысленно записывает сведения путешественников об увиденном, требует принести доказательства, например, камни с горы, на которой побывал путешественник. Сам же Географ никогда не покидает пределы своего кабинета и ни разу не видел ни гор, ни морей.
Пьяница каждый день пьёт, объясняя это чувством вины за своё пьянство. Деловой человек бессмысленно пересчитывает звёзды, ничего не зная о них. Каждый из них лишает себя возможности видеть в мире интересное.
Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки. В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость — наиболее характерные черты взрослых людей. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути.
Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение. Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля», возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки». Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко». Печальный конец не отменяет жизненно утверждающего начала сказки: автор начинает слышать звёзды и по-новому видеть мир от того, что «где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам Розу».
Сент-Экзюпери А. “Маленький принц” Читательский дневник, краткое содержание
Экзюпери продемонстрировал свое понимание ценности дружбы и любви и призвал людей задуматься над тем, что действительно важно. В конце наших поисков и скитаний мы приходим к одному и тому же — любви, какой бы сложной они ни была, к себе, кем бы мы ни были, к истине, какой бы она ни оказалась. Тем не менее, человек должен выбраться из своей ограниченной рамками комфорта планеты и постичь мир, который вокруг него. Поиски — источник мудрости и гармонии. Таков смысл произведения «Маленький принц». Таким образом, за фантастической оболочкой скрываются философские рассуждения о мире, дружбе, любви, ответственности. Сказка-притча включает в себя советы, выраженные в цитатах главных героев, финале и судьбах персонажей. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Чему учит? Сказка «Маленький принц» заставляет задуматься о том, что человек должен на протяжении всей своей жизни учиться любить, дружить, сострадать и познавать окружающий мир. Выйдя из скорлупы своего одиночества, он может найти смысл бытия в других людях и стать счастливее.
Его жизнь обогатится новыми впечатлениями и открытиями, меняющими сознание и обстоятельства. Чему учит автор? Конечно же, ответственному отношению к своей планете, семье, призванию. Только тот, кто понимает значение долга, может созидать и построить, создать, открыть что-то стоящее. Только трудом и преданностью тому, что тебе дорого, можно свернуть горы на пути к мечте. Художественные особенности Каждое издание «Маленького принца» сопровождается авторскими иллюстрациями, которые поясняют содержание книги и обогащают его. Автор выражает свое видение мира через незамысловатые рисунки, знакомые каждому человеку. Они стали популярнее самого произведения. Книга состоит из развернутых метафор и аллегорий. Так, жители одиноких планет представляют собой популярные человеческие типажи и заблуждения.
Король астероида — карликовый деспот, который утешает себя иллюзией власти и могущества, хотя на деле ни на что не влияет. Именно такими являются многие представители правительства. Честолюбца наши современники могут увидеть на просторах социальных сетей, а Экзюпери наверняка находил их повсюду в богемной среде, где принято восхищаться собой и не замечать остальных. Вечно занятый подсчетами деловой человек — это портрет типичного коммерсанта, который все измеряет в цифрах и забывает жить в своем стремлении к подсчетам. Географ — безнадежный теоретик, который не делает ничего из того, что якобы знает. Весьма интересна композиция «Маленького принца»: «рассказ в рассказе» позволяет читателю находиться сразу в двух реальностях — в пустыне с пилотом и в космосе с маленьким принцем. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику Мы подготовили для Вас несколько аргументов про произведению — Маленький принц. Используйте материал статьи для написания сочинений по литературе! Проблема взросления — аргументы Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом.
Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота! Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею. Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Сколько у него братьев? Сколько он весит?
Сколько зарабатывает его отец? Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым. Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут… — Я знаю одну планету, там живет один господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры.
И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный! И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб. Переосмысление жизненного пути — аргумент Главный герой философской сказки «Маленький принц», автором которой является Антуан де Сент-Экзюпери, поссорился с Розой. Он отправился в путешествие в надежде найти новых приятелей. Маленький принц перелетал с одной планеты на другую, на каждой из которых знакомился с их жителями и пытался найти того самого близкого друга. Но надежда главного героя не оправдалась, за все путешествие он лишь понял, как дорога для него Роза, что она его единственный и лучший друг, которого он не ценил. Вскоре Маленький принц вернулся к ней на свою родную планету.
Порой несбывшиеся надежды помогают переосмыслить свою жизнь, выбрать другой путь и следовать ему. Отношение к окружающему миру — аргументы Среди людей тоже одиноко. Все дороги ведут к людям. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок— и сразу же приведи в порядок свою планету. Значение родины — аргументы У людей нет корней, поэтому им очень тяжело живется.
Но только до поры, предсказав, что они еще встретятся, и чистый Мальчик со звезды будет ее искать по доброй воле. Учится Принц, учится читатель После каждой встречи Маленького принца, читатель постигает новую истину про себя самого.
Принц тоже отправился путешествовать, чтобы учиться. В книге прямо прописаны лишь два факта - он стал несчастным из-за придирок Капризной Розы и решил путешествовать с перелетными птицами. Есть впечатление, что он устал от своей красавицы и бежал. Но, хотя она так думала и извинилась перед его отлетом за дурное поведение, причина его отлета - поиск знания. Чему он научился в конце путешествия? Он научился любить свой прекрасный, но единственный во всем мире колючий цветок с трудным характером. В этом самая главная мысль "Маленького принца" - любить того единственного, кто послан тебе судьбой, вопреки всему, даже дурному в нем. Чтобы любовь делала его совершенством.
Отцы и дети Еще одна главная мысль Маленького принца - противостояние мира взрослых и детей. Первый представлен в основном худшими своими членами - от забулдыги до жадины. Он неприкрыто осуждается Экзюпери, воспоминания которого из детства печальны. Чем старше он становился, тем более скрывал свой внутренний мир, учился быть "как все". Он постоянно подчеркивает, что быть взрослым и лицемерным - одно и то же. Взрослый мир на протяжении всего повествования постоянно удивлял Принца. Это тонкий и значимый момент - Принц изумлялся и не всегда понимал, а однажды до слез рассердился, но ни разу никого не осудил. И это очень помогает впускать внутрь сердца и принимать уроки от него.
И дети, и взрослые лучше учатся и с радостью меняются к лучшему только в атмосфере доверия и принятия. Христианские параллели Для расширения кругозора и восприятия новых идей, которые в силу другого мировоззрения не приходят на ум естественным образом, интересно ознакомиться с отзывом о "Маленьком принце" христиан. Книга "Маленький принц" своей аллегоричностью похожа на Библию. Она тоже научает мягко и ненавязчиво, через притчи. Как бы дерзко это не звучало, временами Принц напоминает Христа. Но это и неудивительно. Когда Господа попросили назвать главнейшего в Небесном Царстве, он поставил перед толпой спорящих мужчин двухлетнее дитя. Принц, как собирательный образ, впитал всю детскую непосредственность, открытость, доверие, беззащитность.
Последний разговор Экзюпери с Маленьким принцем на тему смерти как освобождения от оков тела грустный и светлый. Легкая, невесомая душа летит в лучший мир в желанное для Принца место - к его Розе. Принц учит затерянного в пустыне великовозрастного пилота, что не надо бояться смерти. Стоит потратить совсем немного времени, чтобы прочитать это замечательное художественное произведение, но следует приготовиться повстречать отражение своей души. Потому что лучший отзыв о "Маленьком принце" - это зеркало сердца, ведь самое главное можно увидеть только им.
Ничтожное, но с огромным самомнением.
И с колоссальным «запасом» зла. Для примера он приводит площадь, на которой могут уместиться все люди планеты. Эта сказка отчасти является сатирой на нравы цивилизации. Но при этом Антуан де Сент-Экзюпери надеется, что так же, как и Маленький принц, жители планеты все-таки сумеют найти свою путеводную звезду. Большое зло в сказке представлено в виде баобабов. Как говорит мальчик, вовремя не убранные семена лежат до поры до времени в земле, потом прорастают, и если их не вырвать они могут разрушить планету.
Это аллегория техники превращения ребёнка в «слепого» взрослого. Все дети рождаются ангелами, и только потом из них вырастают взрослые, способные разрушать. Автор говорит нам: «Бойтесь баобабов», — если в вашей душе вырастет такой баобаб, то в конечном итоге, он разорвет вас на части. Макро и микро-зло, единый источник вселенского зла, находящийся в душе — «почве» каждого человека, и ожидающий своего часа. Стоит совсем немного «полить» семя баобаба, как он начнет осваивать вас, порождая всё больше и больше семян. Настанет день, когда душа превратится в сплетение баобабов, ничего живого и трепещущего в ней не останется.
Мальчик понимает это, потому и очищает свою планету от ростков баобабов каждый день. Но, к сожалению, «странные взрослые» не уделяют этому занятию ни минуты своей жизни. Баобабы тем временем пускают корни, стремясь разрушить планету. А люди не замечают этого. Или просто не хотят замечать. Следует отметить, что произведение богато жизненными цитатами и афоризмами, на которых следует остановиться подробнее.
Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном». Автор прав — поверхностно судить о человеке могут только взрослые. Дети же мир и людей острее ощущают.
Отсюда следует непринужденность повествования, сказочные персонажи, сокрытие за фантастической фабулой реальных взаимоотношений людей и пр. Тем не менее, мы наблюдаем и некоторые жанровые несоответствия: 1 начало повествования имеет конкретное время и пространство; 2 сказка была написана для детей, но была рассчитана на понимание взрослых; отсюда вытекает особое значение иносказания и подтекста, поскольку именно эти понятия обнажают суть философского миропонимания автора. Сердце Принца противится общепринятому порядку вещей, он интуитивно стремится найти правду, оттого монарха и честолюбца, пьяницу и дельца он называет «взрослыми». Критерием такой оценки служит граница, разделяющая их и его жизненные ценности. Исходя из теории распознавания людей Экзюпери, мир делится на тех, кто живет материальными ценностями, утратил способность воображения, неспособен видеть духовное и тех, кто живет исключительно духовным миром. Последние обладают особым внутренним состоянием человека, при котором становится возможным постижение таинств всемирной гармонии, то есть единение с самим собой, со всем окружающим. Отсюда в сказке А. Как ищущий всемирной гармонии, Маленький принц, ребенок, являет собой полное противоречие тем обитателям планет, которые ему случилось посетить. Монархом завладела жажда власти, всех в мире он считал своими подданными, и его приказания якобы всегда исполнялись беспрекословно, поскольку он их мудро отдавал. Желая оставить случайного гостя у себя, монарх предложил ему стать Министром юстиции, а, поскольку судить было некого, то предложил ему судить самого себя, считая это крайне тяжелым занятием: «Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Маленький принц решил, что взрослые — странные и мог только пожалеть монарха, поскольку был в поисках другой мудрости, той, которую нельзя сформулировать, можно только почувствовать. В словах монарха хоть и была своя логика, но чувствовалась фальшь, ведь сам монарх, очевидно, никогда себя не судил, то есть не задумывался обо всем, что делал и для чего жил. Побывав у пьяницы, Маленький принц решил окончательно, что не понимает мира взрослых. Эту мысль подтвердил визит к деловому человеку. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что думает не только о себе». Географ поразил Маленького принца узостью своего ума, поскольку никогда не вставал из-за своего стола и не знал, что находится на его собственной планете. В свою книгу географ заносил то, что считается вечным и неизменным. Характеризируя свою планету для географа, Маленький принц сказал о самом прекрасном и важном, что у него было — цветке, но географ назвал цветок эфемерным и отказался его регистрировать. Итак, Маленький принц относится к детям, согласно философии Сент-Экзюпери. Летчик, от чьего лица ведется повествование, также причислен к детям оттого, что в душе своей он сохранил стремление к прекрасному, к чистоте, к постижению души ближнего: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают» «Какая красота! Взрослые любят здравомыслящих. Под этим словом они понимают тех, кто говорит о чем-либо по сути. Отсюда следует ряд вопросов, над которыми размышляет рассказчик: что есть суть? Разговоры о том, что тебя не интересует, или то, что волнует именно тебя? Чье понимание мира есть истинным: собственное или чужое? Эти вопросы будут находить свои ответы на протяжении всего произведения. Взрослые не верят тем, кто выглядит с их точки зрения глупо. Астроном, видевший астероид Б-612, предположительно с которого и прилетел Маленький принц, был одет по-турецки, поэтому его открытию в 1909 году никто не поверил. Позже, одетый по последней евро- пейской моде, тот же докладчик получает признание. Подтекст таков: стань таким же, как все, уподобься остальным — и тебя примут. В рисунках рассказчика все, кроме Маленького принца, видели шляпу. Однако Маленький принц не просто видит то же, что и летчик — он способен увидеть большее, так как он видит этот мир не воображением и не разумом, а сердцем. Данное сходство найдет себе объяснение в мудрой философии Лиса о зоркости сердца. Таким образом, взрослые подобны грибам, любящим цифры, как господин с багровым лицом, живущий на одной из множества планет и считающий себя серьезным человеком. В отличие от взрослых, душа ребенка — это страна слез, неизведанная и таинственная: «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Но и Маленький принц стремится понять, поймать чужую душу, ведь он, задав интересующий его вопрос, не успокаивался до тех пор, пока не получал ответа. Попав на Землю, Маленький принц оказывается в пустыне символ одиночества. Первое существо, которое он встречает — змея. Образ змеи не только традиционный образ мудрости вспомним слова Заратустры у Ницше: «Если бы я мог стать мудрым вполне, как змея! Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке. Маленький принц поднялся на гору. Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз. Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено. Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить. Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф. Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность.
Маленький принц в "Маленьком принце - значение символики
"Маленький принц" главная мысль произведения | ReadCafe | Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. |
Маленький принц анализ для итогового сочинения - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению | На протяжении всей истории Маленький принц старается ответить на один из главных философских вопросов: в чем смысл жизни? |
«Маленький принц» Экзюпери: мы в ответе за свои мечты | Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса, вызвавший в СССР серию критических замечаний в связи с идейными и смысловыми расхождениями с произведением Сент-Экзюпери[19]. |
Маленький принц: анализ произведения, краткое содержание
2 Свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына приятеля Сент-Экзюпери. Анализ произведения «Маленький принц» построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. Смысл афоризмов сказки «Маленький принц»заключается в том, что всегда необходимо действовать. Глубокий смысл таится также в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Произведение «Маленький принц» является не просто детской сказкой о путешествии по планетам, а настоящим ключом, дающим ответы на многие вопросы.
«Маленький принц»: анализ. «Маленький принц»: произведение Сент-Экзюпери
Он узнает, что такое приручить кого-то и стремится назад к своей розе. Сюжет — краткое содержание Самолет автора терпит крушение, и автор оказывается в пустыне, где неожиданно встречает Маленького принца. Маленький принц рассказывает, как он следил за баобабами и дружил с розой, а потом отправился путешествовать и на маленьких планетах встречал самых необычных и странных людей. Маленький принц оказывается на Земле, где знакомится со змеей, обещающей отправить его домой, и видит целый сад с розами. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. Автор отправляется на поиски колодца, а маленький принц принимает важное решение — вернуться к розе. Автор прощается с Маленьким принцем.
Он олицетворяет собой наши мечты, светлые помыслы и, наверное, совесть. Словно ангел-хранитель с золотистыми волосами, радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он скорбит и ждет нашего возвращения на праведный путь. Говоря о баобабах, автор пытается сказать человеку о его грехах. Раньше этого я, наверно, не понимала, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб — это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения — тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки». Святым Отцам удалось вырвать семя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Иначе — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Поэтому позволю себе вслед за автором воскликнуть: «Люди, берегитесь баобабов!!! Я поневоле сравниваю это с утренней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» — свою душу. Для чего, по мнению Сент-Экзюпери, живет человек: для того, чтобы любить, совершенствовать свою душу или выращивать баобабы?.. Конечно же, для того, чтобы самосовершенствоваться и развиваться. Маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. И вот тратя все свои силы на поддержание «достойного уровня жизни», люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми. В пустыне так одиноко… — Среди людей тоже одиноко. Люди стали агрессивными, закрытыми и недоброжелательными друг к другу, при этом забыв, что наша жизнь - это следствие наших поступков. Поэтому не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им. Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви... Автор заставляет читателя изменить угол зрения на привычные вещи. Ведь по-настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна — единственная роза, дружба, любовь к человеку, взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью. Приручение — это искусство, которому можно научиться. До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за свое существование: он охотился за курами, а охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из замкнутого круга, в котором между собой чередовались нападение и защита. Он обрёл духовную гармонию, радость общения, постепенно раскрывая свое сердце Маленькому принцу. Это невидимые узы. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить — создать узы любви, единения душ. Приручить — значит, сделать мир ценнее и добрее, ведь все в нем будет напоминать о любимом существе: засмеются звезды, оживут колосья ржи. Приручить — значит, связать себя с другим существом любовью, заботой и ответственностью. Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Главный герой открывает истину для себя и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что вложена душа. Маленький принц знает, что его роза — единственная, потому что он ее «приручил». Роза — это символ любви и красоты, которую нужно вырастить из маленького семени до прекрасного цветка. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать... За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод. Я еще не умел любить». Теперь он понимает, что она одна дороже ему всех роз на свете. Поэтому он жертвует своей жизнью и возвращается туда, где в нём нуждаются. Вместе с Маленьким принцем я поняла, что смысл жизни, прежде всего в том, чтобы научиться любить. Эта наука сложна и проста одновременно. Если в сердце Господь — всё под силу! По-настоящему любить — значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать. Очень хочется дополнить эту мысль высказыванием апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». И ещё я поняла благодаря Маленькому принцу, что «умирают только за то, ради чего стоит жить»… Какие же основные ориентиры, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни, я вынесла из этой книги? Зорко одно лишь сердце». Все вокруг нас — от травинки до человека - живое, наполненное таинственной жизнью - только остановись и прислушайся. По-настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна — единственная роза, дружба, любовь к человеку, взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы. Необходимо трудиться каждый день, чтобы наполнить светом и сохранить в чистоте свою душу.
Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Роза была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем. Летчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он взрослый и опытный, мужчина в одночасье находит общий язык с Маленьким принцем. Все потому, что в детстве он отличался от всех людей, да и позже так не нашел способа понять их и стать таким же, как они. Он лишь приспособился к их порядкам. Непонимание автор показал через рисунки и их трактовку. Рассказчик рисовал одно, а окружающие видели другое. В итоге он разуверился в себе и перестал рисовать, стал летчиком. Но вот гость с другой планеты сразу его понял. Это вселило в сердце пилота надежду, что это не он бездарен, просто все остальные не поняли его. Таким образом, перед нами человек тонкой душевной организации, чутко воспринимающий критику и умеющий ценить духовное родство. Лис — дикий зверь, который стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно он научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто проскальзывают мудрые советы и нравоучения, вероятно, это универсальный образ наставника, которого каждый из нас рано или поздно встречает на своем пути. Темы и проблемы Экзюпери в своем произведении говорит о многих глобальных проблемах. Прежде всего, его беспокоит вопрос смысла жизни. Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства. Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только главный герой отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом. Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива. Проблему всепоглощающего зла втор рисует с помощью баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое. Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию. Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно, если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда. Тема разума и чувств. Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис. Главная мысль Основная идея автора становится понятна сразу после прочтения произведения. Ему удалось создать сказочную историю, в которой он простым языком донес до читателя сложные вещи, от понимания которых зависит мир во всем мире. Автор говорит о том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за все то, что любят. Смысл книги заключается во фразе: Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении. Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы. Если бы мир смог вовремя объединиться и смести с лица земли национал-социалистическое движение во главе с Гитлером, то кровопролитие можно было предотвратить. Ибо те, кто любит мир, должны были позаботиться о нем, а не запираться на своих маленьких планетках, думая, что гроза пройдет мимо. Из-за этой разобщенности и безответственности правительств и народов пострадали миллионы людей, и писатель призывает, наконец, научиться преданно и ответственно любить ту гармонию, которую обеспечивает только дружба.
Его единственным занятием был подсчет звезд. Принц считал эту работу абсолютно бессмысленной. Он рассуждал так: «если моей розе и моим вулканам выгодно, что я за ними ухаживаю, то звездам от пересчета дельца нет никакой пользы». По мере своего путешествия Маленький принц начал осознавать, что люди, с которыми он встречался на астероидах, замкнуты в своем внутреннем мире и сосредоточены на собственных проблемах, важных только для них. Проникнуть в их замкнутое пространство практически невозможно. Планета пятая Иллюстрация автора Фонарщик, хозяин пятой планеты, понравился Маленькому принцу. Работа единственного обитателя астероида заключалась в том, что он зажигал и гасил фонарь. Его занятие, на первый взгляд, было таким же нелепым, как и у остальных. Но в нем принц увидел скрытый смысл: «Когда он зажигает фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Планета шестая На шестой планете жил географ, который постоянно сидел в своем кабинете и с важным видом размышлял о вечном. Принц сначала принял его за умного человека, но вскоре понял, что географ обладал лишь поверхностными знаниями. Даже о своей планете он имел смутное представление, потому что считал себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ посоветовал принцу отправиться на Землю. Во время путешествия у Маленького принца поменялось представление о счастье, о долге и о жизни в целом. На Земле же ему удалось познать истинную сущность этих нравственных категорий. Земное путешествие Первой, с кем встретился Маленький принц на Земле, была Змея. Она советует принцу ближе узнать жизнь этой планеты и предупреждает, что «среди людей тоже одиноко». Она сомневается, что после всех испытаний принцу удастся сберечь свою чистоту. Но, в любом случае, он может рассчитывать на ее помощь, если захочет вернуться на свою планету. Для этого ей всего лишь нужно дать принцу немного яда: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Во время путешествия по Земле происходит встреча Маленького принца с мудрым Лисом. Беседуя с ним, принц понимает, что, наконец, он приблизился к тому, что так долго искал. Лис рассказывает мальчику, сколько доброты и любви может вместить в себя человеческое сердце, повествует о великой силе дружбы. К сожалению, многие люди забывают об этом и утрачивают способность любить, от этого их жизнь становится пустой и лишенной смысла. Иллюстрация автора Лис говорит мальчику, что тот для него всего лишь один из сотен тысяч таких же маленьких мальчиков, равно, как и Лис для принца — один из тысяч таких же зверей. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится.