«Письмо 82-х»: как татарская интеллигенции в 1927 году посчитала унизительным «переучивать целый народ, переходить от арабской письменности к новому алфавиту». Буквы Татарского алфавита Татарский алфавит как собственно и язык, считается одним из тюркских языков который относится к кыпчакской. В современном татарском алфавите 39 букв. Татарский алфавит отличается тем, что он в своем составе имеет 6 дополнительных букв: Ә, Ө,Ү, Җ, Ң, Һ. В алфавит добавили специальные татарские буквы: ә, ө, ү, һ, җ, ң. Однако «за бортом» остались два других татарских звука — «қ» и «ғ», которые в нынешнем татарском алфавите обозначаются твердостью гласных. Некоторые буквы татарского алфавита совпадают с русскими по написанию, но не по звучанию.
Татарские буквы. Кириллический татарский алфавит
В 1918 году арабский алфавит был пересмотрен: были добавлены некоторые новые буквы татарских звуков и удалены некоторые арабские буквы. Некоторые ученые считают Institutiones linguae Turcicae libri quator «Основные правила тюркского языка» , написанные на латыни Иероним Мегисер и напечатаны в Лейпциг в 1612 г. Первое тюрко-татарское печатное издание в России [3] по-видимому Петр Великий с Манифест, напечатано в Арабский шрифт и опубликовано в Астрахань в 1722 г. Печатные книги стали массово появляться в 1801 году, когда первый частный типография «Восточная типография» в Казань появившийся. Первая неудачная попытка издать татарский газета было в 1808 году, когда профессор математики в Казанский университет , И. Запольский предложил издавать газету «Казанские новости» на русском и татарском языках. Безвременная смерть Запольского в 1810 году помешала проекту. Первая успешная попытка издания газеты на татарском языке была предпринята в 1905 году.
Все существительные, кроме слова «человек», в татарском языке отвечают на вопрос «что? Понять, где множественное число у существительных, куда направлено действие, и даже обозначить место нахождения предмета в татарском языке помогают специальные аффиксы. В татарском языке немало заимствований из русской речи, например, слово «фрукты».
Из потока речи многие русскоговорящие могут сделать выводы, о чем идет речь в татарском языке. Традиционно ударение в словах татарского языка падает на последний слог. После распада СССР в 1999 году был создан яналиф-2. Была сделана попытка вернуться к латинице. Ее пресекло решение Конституционного суда РФ.
Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента [8]. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом [10] [11] [12].
Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. В официальных ответах государственных органов используется кириллица, однако предусматривается возможность дублирования кириллического текста латиницей или арабицей. Соответствия букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону. Хальфин, Сагит. Азбука татарского языка.
Для правильного чтения и произношения татарских слов необходимо иметь понятие и о некоторых графических правилах татарского языка. Эти правила относятся к буквам е, ё, о, э, ю, я, которые, как и в русском, выполняют по две и более функции. Укажем лишь на те функции, которые они выполняют в татарском языке. Буква ё передаётся так же, как и в русской орфографии. Обратите внимание, что существительные в татарском языке не имеют рода: если по-русски «стол» и «мальчик» — он, «дверь» и «девочка» — она, «окно» и «дитя» — оно, то по-татарски всем этим словам будет соответствовать ул, которое обозначает и «он» и «она» и «оно». Запомните основное правило ударения в татарском языке: в подавляющем большинстве слов оно ставится на последний слог исключения разобраны здесь. В татарском языке ударение значительно слабее — оно почти не выражено, его почти не слышно. Поэтому татары нередко затрудняются определить, на какой слог они ставят ударение.
Татарский алфавит
По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Буквы Татарского алфавита Татарский алфавит как собственно и язык, считается одним из тюркских языков который относится к кыпчакской. Татарский алфавит татар алфавиты. Татарский алфавит буквы с произношением. Арабский алфавит татарского языка. Татарская письменность на арабской графике. Татарский алфавит на основе латинской графики (1999—2004)[11].
Татарский алфавит: от древних рун до современной кириллицы
Примечания О переводе татарской письменности с латиницы на алфавит на основе русской графики 1939 г. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы. Ознакомление и практические задания для ребенка. Постановлением Государственного Совета РТ.
Он похож на частый в английском языке звук: bird , work. Но английскому звуку не хватает огубленности. Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности.
В итоге Комитет Госдумы РФ по делам национальностей пришел к следующему выводу: «Изучение проблемы показывает, что как лингвистические, так и педагогические основания для данной реформы графики отсутствуют. Современный татарский литературный язык успешно развивается при использовании алфавита на кириллической основе. Что касается вхождения в латино-письменный тюркский мир, такая ориентация может привести к изоляции Республики Татарстан от многонационального тюркоязычного населения, проживающего в различных субъектах России, включая этнических татар, использующих кириллическую графику, и в конечном итоге - к возможным межнациональным конфликтам». Таким образом, проблема лингвистическая стала политической.
Иные графические основы алфавитов языков республик в составе РФ могут устанавливать только федеральные законы. При голосовании в целом по законопроекту его поддержали 336 депутатов, 15 выступили против, воздержавшихся не оказалось. Однако в Татарстане не отступились от своего. Парламент Республики Татарстан выразил убеждение, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект федерации может самостоятельно. Тем не менее поправка была утверждена, и закон вступил в силу, - отметил Рафик Абдрахманов. КстатиНеоднократно выдвигалась идея перевода всех языков на латинское письмо. Например, активным пропагандистом глобальной латинизации являлся известный датский лингвист Отто Есперсен.
Ученый стал автором «теории прогресса» в языке. Теория провозглашает - все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Латыни дали шансОкончательное решение по вопросу о латинице вынес Конституционный суд РФ.
Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте.
Это требует больших средств». Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые. Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против. Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль.
В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит. Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт».
Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н. Хаким, Г. Сагъди и С. Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа».
Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК. В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное. На нас смотрят как на разрушителей.
Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого. Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта. Переход же на латынь у нас будет очень продолжительным и пока невозможным... После Г. Ибрагимова были выступления еще других участников съезда. Вот мнение С. Атнагулова: «На съезде на нас смотрели как на защитников ислама и к нам было резкое отношение.
В Казани существует тенденция создать общество по пропаганде латинизации, нужно определить нашу линию в этом отношении». Член секретариата ОК партии Дивеев отметил: «Надо, по-моему, постепенно стараться переходить к латинизации». Ответственный секретарь Обкома партии М. Хатаевич работавший в 1925—1928 гг. Через некоторое время может быть нам и придется приступить к этому… Поведение делегации надо одобрить. Препятствовать созданию обществ мы не сможем и не должны, но нельзя их считать проводниками нашей официальной линии... Член секретариата Татобкома партии З.
Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против. Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит. Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт». Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н. Хаким, Г. Сагъди и С. Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа». Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК. В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное. На нас смотрят как на разрушителей. Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого. Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта. Переход же на латынь у нас будет очень продолжительным и пока невозможным... После Г. Ибрагимова были выступления еще других участников съезда. Вот мнение С. Атнагулова: «На съезде на нас смотрели как на защитников ислама и к нам было резкое отношение. В Казани существует тенденция создать общество по пропаганде латинизации, нужно определить нашу линию в этом отношении». Член секретариата ОК партии Дивеев отметил: «Надо, по-моему, постепенно стараться переходить к латинизации». Ответственный секретарь Обкома партии М. Хатаевич работавший в 1925—1928 гг. Через некоторое время может быть нам и придется приступить к этому… Поведение делегации надо одобрить. Препятствовать созданию обществ мы не сможем и не должны, но нельзя их считать проводниками нашей официальной линии... Член секретариата Татобкома партии З. Гимранов выразил свой взгляд в следующей форме: «Каждый член партии должен понять, что переход к латинскому алфавиту — это шаг вперед, но у нас этого проводить пока невозможно. В такой обстановке, как в Азербайджане, т. Однозначно отрицательное отношение к латинизации видно из выступления Танеева: «Исходя из наших возможностей, мы должны иметь твердую линию, которая должна заключить в невозможности латинизации. Не возражать принципиально — значит принять предложение о латинизации, а это невозможно и не соответствует нашим условиям». Все выступления приведены в протокольной записи, — прим. Его председателем избран Ф. Цель общества заключалась в распространении нового татарского алфавита среди широких рабоче-крестьянских масс. Обществом «Яналиф» был затем составлен проект нового алфавита и орфографии.
Сколько букв в татарском
Большинство современных буквенных и некоторые слоговые алфавиты происходят от финикийского алфавита через посредство арамейского еврейский, арабский алфавит , греческого алфавита латинский, армянский, славяно-кирилловский алфавит. Алфавиты татарского языка Предки современных татар до принятия арабского алфавита пользовались рунической письменностью смотри: Древнетюркское руническое письмо. С принятием ислама в Волжской Булгарии начало Х века — письменностью на основе арабского алфавита смотри: Арабское письмо. В официальных документах периода Золотой Орды сохранились образцы использования и уйгурской письменности, но среди татарского населения она распространения не получила. Письменность продолжала развиваться на базе арабского алфавита. Постановлением Совета народных комиссаров ТАССР от 3 июля 1927 года был осуществлен переход с арабской графики на латиницу смотри: Яналиф. В 1939 году татарская письменность была переведена на кириллицу.
Произношение на татарском языке. Татарский алфавит с произношением и транскрипцией. Башкирский язык буквы и произношение. Алфавит на татарском языке. Согласные звуки в татарском языке. Татарские звуки. Звуки и буквы на татарском языке.
Татарские слова. Башкирский алфавит. Башкирский алфавит с произношением. Древний азербайджанский алфавит. Крымскотатарский латинский алфавит. Алфавит крымскотатарского языка на основе Латинской графики. Крымско татарский алфавит.
Татарские буквы заглавные. Прописные татарские буквы. Письменность татар на арабском. Татарский алфавит для детей. Транскрипция татарский язык. Произношение букв на татарском языке. Транскрипция на татарском языке.
Транскрипция татарских букв. Транскрипция татарских слов. Транскрипция слова на татарском языке. Интерактивный плакат для детей. Гласные и согласные звуки в татарском языке. Согласные на татарском языке. Гласные и согласные в татарском языке.
Башкирские буквы. Дополнительные буквы татарского алфавита. Татарский алфавит презентация. Азбука для детей. Татарские буквы прописью.
Тукая, музыка народная. Постановлением Государственного Совета РТ». Он интересен тем, что в нем есть корни арабского письма, латиницы и кириллицы, а его современный вид был установлен Конституционным судом РФ в начале 2000-х годов. Такое явление, как алфавит татарского народа, заслуживает внимания. Сколько гласных букв в татарском алфавите?
Из 39 букв современной татарской азбуки 10 — гласные. В отличие от гласных в русском языке, они могут быть твердыми и мягкими.
В языке татар нет понятия рода. Все существительные, кроме слова «человек», в татарском языке отвечают на вопрос «что? Понять, где множественное число у существительных, куда направлено действие, и даже обозначить место нахождения предмета в татарском языке помогают специальные аффиксы. В татарском языке немало заимствований из русской речи, например, слово «фрукты». Из потока речи многие русскоговорящие могут сделать выводы, о чем идет речь в татарском языке. Традиционно ударение в словах татарского языка падает на последний слог. После распада СССР в 1999 году был создан яналиф-2. Была сделана попытка вернуться к латинице.
Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита
Современный татарский алфавит основан на кириллице и состоит из 33 букв русского алфавита с добавлением 6 собственных. Официальная кириллическая версия татарского алфавита, используемая в Татарстане, содержит 39 букв. Новый законопроект устанавливает соответствие букв татарского языка на основе кириллицы со знаками латинской и арабской графики. Такое упущение в татарском алфавите впоследствии вызвало ряд недопустимых затруднений в установлении правил правописания. гласные. В отличие от гласных в русском языке, они могут быть твердыми и мягкими.
Кириллический татарский алфавит. Татарский алфавит Стремление к языковому суверенитету
Татарская письменность — письменность татарского языка. Татарский язык это Татарский язык. Татар теле. Татарский алфавит на основе арабской графики использовался с X в. по 1920 г., он начал применяться предками татарского народа, после принятия ими ислама, и получил название «иске имля» старое письмо.
Сколько букв в татарском алфавите?
Напоминает стечение согласных нг. На письме обозначается буквой э. В татарском языке имеются 6 типов слогов, по которым строятся слова: 1 гласный: и наклони , у-рам улица. Кроме этих исконных типов слогов, в татарском языке заимствованные слова сохраняют слогоделение заимствуемого языка. Татарский язык характеризуется тем, что в одном слоге не могут рядом находиться два согласных, исключая 2 последних типа слогов, где один согласный всегда сонант — р, л, й, н, м, w. Поэтому некоторые русские слова в просторечии звучат с дополнительными краткими гласными ы, е: ышкаф, ыстанса, тырактор, фылаг, фырукт, ыстена и т. Ударение басым. Поделиться ссылкой:.
Мой отец к пяти лет мог учиться и писать на Кряшенском языке.
Когда ему исполнилось сем лет, его взяли в школу, где обучали на латыни. И что вы хотите Отец приходить с книгами и тетрадью, дед берет и сжигает «шайтан» книгу. Но после угрозы со стороны Советов все-таки отдает своего уже обученного сына на переобучение, на промывание мозгов. Мы когда учились, мозги уже были намыты полностью. Я с первого по десятой класс учился на Татарском языке, меня учили писать разговаривать, мыслит на чужом языке. Что Вы хотите, чтоб я знал как писать и читать на Кряшенчком. Когда то мой отец библиотеку деда из-за угрозы властей сжег в печке. Церковные книги были запрещены. Мне читать и писать на родном языке, не было возможности, мне лишь осталось слышать молитвы моей матери на Кряшенском языке.
Мы Кряшены: Некоторые говорят про нас что угодно, тем самым, извлекая из этого свою выгоду. Кто-то считает, что мы были, кем-то мы ни народ, а что-то иное, что мы насильно приняли веру и должны благодарить за это кого-то. Мы должны благодарить своих предков, которые приняли православию и донесли до нашего поколения. Вера бывает одна, она насильно не предается.
Кроме того, в 2003 году на официальном сайте РТ предлагался к обсуждению «Интернет-алфавит» Иналиф от слов Интернет и тат. Главная цель этого алфавита состояла в том, чтобы иметь возможность вводить и обрабатывать татарские тексты с помощью стандартной английской клавиатуры и без использования диакритических знаков. Модификация Inalif2 этого алфавита используется на сайте татарско-русского словаря www.
О конфликте вокруг перехода на латинский алфавит Стремление к языковому суверенитету В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 июля 2018 года. В конце 1980-х годов период гласности и перестройки некоторые татарские лингвисты и писатели начали поднимать вопрос о возвращении к латинице. Вопрос о введении латинской графики в Татарстане официально был поднят уже в начале 1990-х годов после распада СССР одновременно с переходом на латиницу некоторых тюркских бывших союзных республик. Второй Всемирный конгресс татар , прошедший в Казани в 1997 , рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы.
При произношении же согласных на пути воздушного потока встречается какое-то препятствие. Из них последние три звука используются только в иноязычных словах, пришедших из русского языка. Например: вышка,Новгород, фонотека и др. При характеристике гласных звуков татарского языка учитывается положение языка и губ. Слова с гласными переднего ряда произносятся мягко и называются словами с мягкой основой.
Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита
Он похож на частый в английском языке звук: bird , work. Но английскому звуку не хватает огубленности. Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит. Замечено, что освоение этого звука при помощи преподавателя-консультанта дело совсем нетрудное. И если у Вас есть возможность проверить свое произношение, не пренебрегайте такой возможностью. Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука.
Однако в новых условиях большевистской власти конкретного решения о переходе на латинский алфавит не принимали. Более того, работали над усовершенствованием арабского шрифта. В процессе последующей реформы, проведенной в 1920 году, из татарского алфавита был устранен ряд ненужных согласных букв и добавлены шесть гласных и один знак, указывающий на мягкость или твердость звука. Следующий этап начала «латинского движения» — это 1920-й год, когда о необходимости перехода на латинский алфавит был поднят вопрос на конференции татаро-башкирских журналистов, состоявшейся в Казани. Форсированным темпом в вопросе замены алфавита латинским работало «Общество нового тюркского алфавита» в Азербайджане, организованное еще в 1922 году. В том же году начинает издаваться на латинском алфавите еженедельная газета «Ени юл» «Новый путь». В 1923 году с 20 октября за подписью Агамалы оглы — председателя Всесоюзного комитета нового тюркского алфавита — латинский алфавит был введен на равных правах с арабским. А декретом от 27 июня 1924 года утвержден обязательным и единственным алфавитом для всех учреждений. В том же году учебники печатались на латинском алфавите. И среди других тюркоязычных народов СССР во втором десятилетии века усилилось движение в пользу введения латинского алфавита.
В 1925 г. Были голоса за и против. Многие считали латинизацию «новым видом колонизаторской тенденции». Сопротивление новому алфавиту было в особенности сильно там, где процент грамотных был сравнительно велик. Сложно проходила латинизация в Казахстане, хотя вопрос о переходе на яналиф поднимался еще в конце 1922 года. Дискутировался этот вопрос на I съезде казахской интеллигенции, состоявшемся в июне 1924 года. Не находил он поддержки со стороны правительства и комиссариата народного образования Казахстана. Арабисты обвиняли сторонников яналифа в «миссионерстве». Последние создали в 1926 году «Добровольное общество нового алфавита». После проведения дискуссии в городах Кызыл Урда, Ташкент, Кызыл Яр при Совете народных комиссаров Казахстана был организован центральный комитет яналифа, в округах также были созданы его ячейки.
Это привело к ускоренным темпам латинизации. Тем не менее представитель Казахстана на II Пленуме Всесоюзного центрального комитета новотюркского алфавита отставание объяснял огромностью территории, слабой налаженностью путей сообщения. В Туркменистане латинский алфавит был введен в короткие сроки. Автор статьи «Теркмэнистанда латин язуы» «Латинская письменность в Туркменистане» Айтаков объяснял это малочисленностью грамотных среди местных народов и малочисленностью противников латыни среди интеллигенции. Процесс латинизации начался там в 1927 году. В Ашхабаде на годичных курсах обучались представители районных отделов народного образования, сельские учителя и работники дошкольного воспитания. В Киргизстане также открываются курсы в 1926—1927 гг. В 1925 году в Абхазии принят новый алфавит, составленный профессором Н. Марром на основе латиницы. Башкортостан первый Что касается алфавита крымских татар, то сами их представители процесс его реформирования делили на три этапа.
Первый этап этого движения относится ко второй половине XIX века, он начат Гаспринским. На втором этапе происходит его усовершенствование. До Тюркологического конгресса сторонники латинизации алфавита не получили большинства, хотя комитет «Яналифа» был организован в 1924 году во время посещения Крыма азербайджанским лидером латинизации Агамалы оглы. В 1927 году собирается Всекрымская конференция по этой проблеме, после которой началась подготовка учителей и наборщиков типографий через краткосрочные курсы и обеспечение школ учебниками. Это время и получило известность как третий этап введения латинского алфавита. Такие конкретные меры, принявшие официальный, государственный характер, наблюдаются после I Тюркологического съезда, состоявшегося в 1926 году в Баку. А до этого проходили дискуссии, обсуждения по проблемам перехода на латинизированньй алфавит. Так, в 1924 году на съезде татаро-башкирских работников народного образования в Москве вновь была поднята проблема латинского алфавита. В решении съезда значится: «Переход на яналиф — дело нужное, сближает народы. Однако пока целесообразнее будет ограничиться реформированием арабского шрифта, а для математических формул немедленно использовать латинские буквы».
Так, Г. Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения». С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта. Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества. Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты».
Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия.
Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Суд отметил, что установление единой графической основы государственных языков народов России «легитимирует исторически сложившиеся реалии», «обеспечивает — в целях сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик» и в то же время не препятствует «реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере». Конституционный суд отметил, что изменение графической основы допустимо, если оно «отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям и интересам многонационального народа России». Но решение такого вопроса республикой в одностороннем порядке может привести «к ослаблению федеративного единства и ограничению прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами данной республики, для которых данный язык является родным» [15]. После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента [16]. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом [18] [19] [20].
Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. В официальных ответах государственных органов используется кириллица, однако предусматривается возможность дублирования кириллического текста латиницей или арабицей.
С осени 2000 латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До 2011, когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита. Отмена решения федеральными властями 15 января 2002 года Государственная Дума Российской Федерации внесла поправку в Федеральный Закон «О языках народов РФ», которая установила, что графической основой государственного языка РФ и всех государственных языков республик РФ является кириллица. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка.
Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском.