Сегодняшнее внеурочное занятие было посвящено теме: «Рождественские традиции в России».
Sorry, your request has been denied.
При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных. Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. Как изменились рождественские традиции в современной России?
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить
Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января. Содержание 1 Традиции и обычаи русского народа на Рождество 2 История праздника 3 Рождественские. В России на Рождество принято посещать храм, в Австрии накануне Рождества по улицам ходят черти. Традиции новогодних катков и рождественских ярмарок перебрались и в наши дни. В русской православной традиции до Рождества верующие держали 40-дневный пост, чтобы покаяться и отдать дань Господу.
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника
У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. Конечно, сегодня гадания стали для нас добрыми шуточными традициями, в каждой семье есть свои рождественские обычаи, соблюдение которых помогает сохранить теплую, дружескую, домашнюю атмосферу. Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников.
Как праздновали Рождество на Руси
О том, как отметить праздник в христианской традиции, что поставить на рождественский стол и дарить ли подарки детям РИА Новости Крым рассказал благочинный феодосийского церковного округа, протоиерей Александр Попов. Традиции и обычаи Рождественских праздников, и немного истории. Очень символично отмечается Рождество в России, традиции и обычаи весьма знаковы. Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку.
Трудная история праздника Рождества
RU Россияне давно отошли от главных традиций празднования Рождества — совершения добрых дел и милосердия. Таким мнением в беседе с URA. Он называется еще — детским. Потому что в этот праздник совершают добрые дела. Мы отошли от традиций.
Первая неделя — люди посещали тюрьмы, детские приюты, сады, ясли. Там, где нужно делать милосердие, делали милосердие, и делали добро. Мы отучились делать добро. Вот, что страшно.
После распада Советского Союза в 1991 году обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался во главе традиционных семейных праздников. Отмечать Рождество Христово по старинным традициям стали лишь православные верующие. РИА «Новости» Однако со временем Рождество привлекает все больше людей: они посещают торжественные службы в храмах, часовнях и церквях, вспоминая религиозный смысл праздника, рассказал священник. Люди отмечают этот радостный праздник как начало жизни земной нашего Спасителя и как начало наших светлых дел. Рождественский пост и само Рождество — это всегда возможность улучшить и преобразить себя и мир вокруг. Николай Савченко священник Русской православной церкви, клирик Рождественские обряды, традиции и обычаи Как отмечают канун Рождества — сочельник Канун Рождества получил название «сочельник» — от названия ритуальной пищи в этот день — сочива, пояснила эзотерик. Сочиво или кутья — это разваренная каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом, маком или орехами. Хорошие хозяйки в Рождественский сочельник пекут пироги, а на тесто загадывают желание.
Добавляют в него монетки — для богатства, изюм — для сладкой жизни или колечко — для вступления в брак. Бэла Белая эзотерик, молитвотерапевт По ее словам, в канун праздника стоит приглашать в гости своих крестных родителей либо навещать своих крестников. Обычно взрослые поздравляют детей, угощают пирогами и дарят подарки.
Для того чтобы православные смогли посетить службы в Рождественский сочельник и в день Рождества Христова. Действует он по всей линии боевого соприкосновения сторон. Сохрани номер URA.
RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Православное Рождество Россия 7 января. Рождественские новости. Рождество новости. Елка в Успенке. Масленица мероприятия. Забавы на Масленицу. Масленичные потехи. Белый дом на Рождество 2019.
Рождественская ёлка в белом доме. Новогодняя елка белый дом 2019. Новый год в белом доме США. Winter Festival in Moscow. Вертеп в храме на Рождество Христово. Красивый вертеп в храме. С праздником навечерие Рождества Христова. Икона Рождества Христова для вертепа.
Изменяющееся Рождество. Christmas News. Храм Вооружённых сил в Подмосковье Рождественское богослужение. Рождество в храме Вооруженных сил. Рождественская служба в храме армии. Шарлен княгиня Монако 2020. Шарлен Монако Рождество. Шарлен княгиня Монако открытка Рождество.
Королевская семья Монако. Село Рождественское Кировская область Уржумский район. Рождественское Уржумского Кировской. Село Рождественское Уржумский район Церковь. Рождественский СДК Уржумский район. Невлюдов Астрахань депутат. Подарки детям из детских домов. Новый год в детском доме.
Детдом подарки новогодние. Подарки для детей на новый год в детский дом. Грушевская СОШ. Фото Енкаевского сельского поселения. Богослужение Рождество в масках. Фотоочерк в храме. Рождество служба фото. Фото служба в храме на Рождество.
Рождественская елка Оренбург. Оренбургская елка 2022. Елка в Оренбурге 2022. Одаренные дети.
Традиции Рождества
Теперь готовим также современные блюда, к примеру салаты. Это уже дань моде. Тогда мы заранее варили компот, жарили котлеты, чтобы можно было только разогревать и не тратить это рождественское, таинственное время. Подарки нам приносили ночью. Все дети ложились спать и с замиранием ждали утра. Конечно, не всегда засыпали, не могли дождаться встречи с Weihnachtsmann. Кульков тогда как таковых не было, но конфеты дарили. Мы ставили свои тарелки и оставляли записку с именем. Так Weihnachtsmann различал, где чья тарелка. Потом утром все находили полные конфет тарелки, а сами подарки лежали недалеко от них.
Сейчас для детей и внуков кладем подарки под елку, и тоже ночью. У них есть Adventskalender, зажигаем вместе свечи на Adventskranz и дарим самые разные сладости. Также подготавливаем небольшие деревянные игрушки, чтобы у них были не одни конфеты. К примеру, для младшего внука, которому еще нельзя конфеты, кладем в мешочек по игрушке, и он ими украшает елку в течении 24 дней. Рождество всегда было каким-то особым, своим, и выделить какое-то трудно.
Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду.
Он сидел на своем царском месте, рядом с которым стояло патриаршее кресло. Бояре и думные дьяки сидели по лавкам, застланным «бархатами»; другие ближние люди, младших разрядов, стояли поодаль. По прошествии некоторого времени в палату вступал патриарх, предшествуемый соборными ключарями с крестом и со святою водою. Святителя сопровождал сонм митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов. Государь вставал навстречу архипастырю, шедшему славить Христа. После пения положенных по уставу молитв, «стихер» и многолетия, патриарх поздравлял царственного хозяина Земли Русской и, по его приглашению, садился рядом с ним. Затем, немного спустя, благословив государя, иерарх Православной Церкви, со всеми духовными властьми, шел в царицыны покои, в государынину Золотую палату. После царицы патриарх посещал всех членов царского семейства. Государь между тем собирался к обедне в Успенский собор. Выход в собор совершался по Красному крыльцу, в предшествии и сопровождении бояр. Государь был одет в царское платно порфиру , становой кафтан и корону; на груди его были возложены царские бармы; в руке он держал царский жезл. Под руки держали царственного богомольца двое стольников в золотых праздничных ферязях. Люди меньшего чина начинали шествие, вельможи большего чина следовали за царем. Отслушав литургию, государь в одном из приделов собора переменял царское платно на «походное» и возвращался во дворец. Там в это время приготовлялся уже праздничный стол — на патриарха, властей и бояр. Но, верный своему благочестивому обычаю, московский самодержец не садился за стол, не узнав, что все исполнено по его изволению. После службы А «изволил» государь приказывать еще с утра: «строить столы» для бедных и сирых. В Передней палате или в одних из теплых государевых сеней к этому времени уже были другие гости: собиралось-скликалось по Москве до ста и более нищих и убогих. Столы уставлялись пирогами и перепечами, ставились жбаны квасу и сыченого меда. По данному ближним боярином знаку, присенники впускали царских гостей, занимавших места за столами. Входили подносчики и оделяли всех обедавших от царского имени калачами и деньгами по полтине. Следом за ними палатою проходил ближний боярин, изображавший собою государева заместителя, и всех «опрашивал о довольстве». И только после того, как этот боярин приносил царю весть, что его убогие гости сыты, пожалованы «жалованьем» и отпущены с милостивым словом, государь садился в Столовой палате за столы, «браные на патриарха и властей». Иногда в то же самое время столы для убогих и сирых «строились» и в царицыных покоях, в ее Золотой палате, где также беднякам щедрою рукою раздавалось царское жалованье. Утром, перед обеднею, к царице съезжались старшие боярыни, вместе с которыми она и слушала славление патриарха. Встретив праздник делами благотворения обойденным судьбою несчастным и приняв «здравствование» духовных и светских властей ближних людей своих, государь отдавал себя семье. На другой день он слушал утреню и обедню в одной из своих комнатных церквей, после чего принимал приезжих из других городов христославов «духовнаго и светскаго чина». К царице в это же время собирались, по «нарочитому зову», приезжие боярыни. Родственники государя и государыни оставались в царицыных палатах — к «столу»; все же другие гостьи уезжали, так как им, по уставу, не предоставлялось права обедать за царскими столами. На третий день великого праздника государь «шел саньми» на богомолье в один из наиболее чтимых, прославленных своими святынями московских монастырей. На раззолоченных, испещренных хитрым узорочьем санях, по сторонам царского места, крытого персидскими коврами, стояли два ближних боярина и два стольника. За государевыми санями ехала царская свита: бояре, окольничие, боярские дети. Поезд оберегался ото всякого лиха отрядом стрельцов во сто человек. Несметные толпы народа окружали царский путь, бежали и скакали на конях за поезжанами, приветствуя «батюшку-царя» радостными кликами. Посетив московские святыни, на обратном пути с богомолья государь заезжал поклониться праху родителей и возвращался в свои палаты.
Традиционный ужин в канун Рождества, известный как Сочельник, обычно состоит из постных блюд. На Рождество принято готовить следующие традиционные постные блюда: кутья, голубцы, вареники, блины, винегрет, рыба, взвар, тушеная капуста, выпечка. На сам Рождественский праздник меню традиционно меняется и может включать такие блюда, как гусь с яблоками или поросенок с гречневой кашей. Рождественские ярмарки и фестивали проводятся во многих городах, где можно найти всё: от традиционных сувениров и украшений до рождественских лакомств. Катки, концерты и развлекательные шоу также являются популярной частью празднования. Влияние западных обычаев С годами в России укоренились некоторые западные рождественские традиции. Например, украшение елки и Дед Мороз со Снегурочкой, хотя и напоминают западные образы Санта-Клауса и елок, имеют свои уникальные российские черты.
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Читайте, как отмечали эти праздники наши предки, чем украшали елку и какие блюда ставили на стол. А еще выбирайте фильмы и книги для праздничных вечеров, слушайте рождественские мелодии или ищите интересные события в городах России на нашей интерактивной карте. Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества.
Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11].
Уже 7 января 1991 года было нерабочим. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш. Народные традиции празднования[ править править код ] Ряженые : медведь, дед-поводырь, старуха, коза рисунок П.
Каверзнева, XIX век Подробнее см. Коляда В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола [13]. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н.
Гоголя [3]. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14].
Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки.
Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов.
Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.
Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни.
Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев.
На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие.
Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия.
Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России.
О ёлке существует трогательная легенда: когда родился Христос, вся природа пришла поклониться ему. Но ёлка стояла в стороне, поскольку чувствовала себя слишком неказистой. Ей решили помочь другие деревья — и поделились с ней цветами и плодами. Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился! В ХХ веке зародилась традиция отмечать Рождество на Международной космической станции.
Трудная история праздника Рождества
Рождество в России: как отмечают, традиции празднования | В ту ночь ангел явился пастухам и сообщил об этой светлой новости. |
Красота ожидания / | Второе рождение традиция новогодней ёлки в России получила к началу XIX века. |
Традиции Рождества
Господи, слава Тебе! Рождественский пост: календарь питания по дням Накануне Рождества готовится специальное блюдо под названием «сочиво» — вареные зерна. От этого названия и произошло слово «сочельник». А вот гадать на сочельник — это традиция не христианская, а языческая. Пушкин и Жуковский, конечно, красочно описывали святочные гадания, но к настоящей вере такие гадания не имеют никакого отношения. На схеме серым выделены страны, в которых Рождество является государственным праздником. Страны, в которых Рождество не является государственным праздником, но неофициально отмечается — светло-коричневым.
Страны, где Рождество не празднуется вовсе — тёмно-коричневым. Фото: World Map Blank Зато достаточно безобидной можно считать традицию колядования. В ночь накануне праздника ряженые носили по домам традиционное блюдо — рождественскую кутью, пели рождественские песни, а хозяева домов, в которые они постучались, должны были давать колядующим угощение или деньги.
Значение Сочельника имеет глубокий духовный смысл — это время подготовки к Рождественской службе, исповеди и Причастию. По народной традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом, на котором ставят двенадцать различных блюд в честь двенадцати апостолов — учеников Христовых. В домах ставится елка — символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Став традиционным символом Рождества Христова, звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывая им путь. В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник сохранилась еще одна народная традиция: ставить перед окном на подоконнике горящую свечу, символизирующую свет Христовой истины, ожидание пришествия в мир Спасителя. Подобно Вифлеемской звезде, она горит и освещает путь идущим ко Христу людям.
Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в доме ожидают пришествие Христа. В канун Рождества совершается Всенощное бдение с Великим повечерием, где поются и читаются ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе — Мессии, Спасителе рода человеческого. Около полуночи начинается утреня по чину великих праздников: поют отрывки из Евангелия о Рождестве и канон «Христос рождается — славьте! Затем совершается праздничная Божественная литургия святого Иоанна Златоуста. Ночь перед Рождеством и период до кануна праздника Крещения в русской традиции именовались Святками. Поскольку в раннехристианский период праздник Рождества Христова и Крещения праздновались в один день, но затем разделились, то период с 25 декабря по 19 января считался праздничным — в эти дни проводились массовые гуляния, народ, прославляя Иисуса Христа, ходил по домам, даря подарки, сопровождая посещение радостными песнопениями в честь родившегося Богомладенца Иисуса Христа. Подарки, которые дарят друг другу в этот день, также имеют символический смысл. К этому времени уже многие русичи были знакомы с христианством, и их число стремительно увеличивалось. Вместе с тем, вчерашние язычники, приняв новую веру, не имея достаточного образования, сохраняли некоторые языческие традиции, пытаясь приспособить их к христианству.
Очень ярко эти традиции проявились в празднование Рождества Христова, совпав с празднованием языческого бога Коляды.
И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется. Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции.
Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают. Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году.
Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было. Здесь можно говорить о двух составляющих.
Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть.
Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков.
При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки.
Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком. Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке.
При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки. Иногда были попытки называть его Дедом Морозом или Дедом Елкиным, то есть шла такая конкуренция нескольких вариантов официального имени. К началу XX века из этих конкурирующих вариантов все-таки закрепилось название Дед Мороз. К слову, это был чисто виртуальный образ потому, что никаких реальных ряженых, которые бы исполняли роль Деда Мороза, а тем более, Снегурочки в рождественской обрядности до революции не было.
Он существовал только на уровне текстов и устных объяснений детям, откуда берутся елки и подарки. Определенную роль сыграла рождественская открытка, которая практически вся печаталась в Германии, к слову, тогда все русские открытки печатались в Германии, ведь в России не было такой полиграфической возможности. В них отражались некоторые образы, которые были характерны, прежде всего, для немецкой и европейской рождественской традиции в целом. Мы знаем, что в каждой европейской рождественской традиции есть свой персонаж — это обычно Санта-Клаус или святой Николай, во Франции его зовут Пер-Ноэль «Отец-Рождество» и так далее.
Обычно эти персонажи изображались в виде старика в красном кафтане или тулупе с мешком за плечами. Таким образом, изобразительный образ этого старика к началу XX века стал постепенно проникать в русскую культуру. И некоторое представление о Деде Морозе, который отвечает за всю рождественскую программу, стало складываться. Однако повторю, что никаких реальных персонажей, которые бы участвовали в структуре веселья вокруг елки, в дореволюционный период не было.
Естественно, не было и Снегурочки. Она была только литературным персонажем сказки А. Островского с соответствующим названием. Расскажите, пожалуйста, а из каких блюд состоял праздничный стол?
Родители заранее готовились: чаще всего для нас, девочек, это были самодельные игрушки от отца, которые он изготавливал своими руками. Это были стульчики, столики, шкафчики для кукол из дерева. По вечерам в декабре его всегда не было, и мы знали, что это он готовит для нас эти игрушки. В то время у нас не было Adventskalender, и здесь родители нашли хороший выход, как скрасить ожидание детей. Когда вечером они выходили на улицу, возвращаясь домой, они всегда приносили с собой несколько конфет. Оказывается, Weihnachtsmann заглядывал в окна, а так как мешок у него износился, уже дырявый, он на снегу оставлял эти самые конфетки. Мы всегда ждали вечера: вдруг Weihnachtsmann будет заглядывать в окна, смотреть, как мы ведем себя. Елизавета Граф на предрождественском мероприятии в Русско-немецком доме Омска В сам праздник мы ничего не готовили, все делалось заранее. Если гуся еще в Рождество приготовим, то все остальное точно уже сделано заблаговременно. Мы старались наготовить побольше на эти дни, чтобы не тратить время на кухонную суету, а посвятить его общению с членами семьи.
Даже формочки с того времени остались. Обычно Stollen делали все вместе, потому что это кропотливая работа, и разрезали его уже на сам праздник. Готовили гуся, и каждый раз по-разному его фаршировали. Теперь готовим также современные блюда, к примеру салаты. Это уже дань моде.