Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы. Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода.
Рядом с Параджановым
Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа». Режиссеру и художнику посвящён ряд документальных фильмов: "Сергей Параджанов" (режиссер Фотос Ламбринос, Греция), "Параджанов. Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна». Сергей Параджанов — читайте последние новости и события сегодня на сайте Вестник Кавказа. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова.
P A R A J A N O V
Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре). В музее Востока открылась выставка, посвящённая 90-летию знаменитого кинорежиссёра Сергея Параджанова. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. Сергей Параджанов в 1984 году © Yuri Mechitov. Сергей Параджанов в 1984 году © Yuri Mechitov. Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна».
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА | В 1973 году Параджанову были предъявлены обвинения в мужеложстве с применением насилия и распространении порнографии. |
«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова | Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно. |
Интервью с режиссером фильма Все ушли Георгием Параджановым
Он является племянником знаменитого советского художника и кинорежиссера Сергея Параджанова, известного своей картиной «Цвет граната» 1968. Ранее стало известно, что российский актер и музыкант Михаил Боярский был госпитализирован в больницу для прохождения планового обследования. В театре имени Ленсовета отметили, что все спектакли, в которых задействован артист, состоятся в назначенные дни, Боярский должен вернуться на сцену уже 20 февраля.
Фото: пресс-служба «Росфото» Поделиться Сергей Параджанов 1924—1990 — советский и армянский режиссёр, сценарист, художник, народный артист Украинской ССР. Его называют представителем «советской новой волны» и мастером «поэтического кино», а его фильмы — фресками. Параджанов родился в Тифлисе Тбилиси в семье армянского торговца антиквариатом, и в его фильмах всегда прослеживается внимание к вещам — ему важна не бутафория, а подлинные предметы, которые он каким-то образом доставал в качестве реквизита. Мировую славу режиссёру принесли ленты «Цвет граната» 1968 и «Тени забытых предков» 1964.
Показать ещё Пожалуй, одна из лучших книг о Сергее Параджанова, прекрасный анализ главных картин режиссера, его нереализованных смыслов и истоков творчества. Мы часто делились отрывками из книги Карена Калантара в своих публикациях, теперь появилась возможность приобрести переиздание книги и прочесть ее целиком. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык.
Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
9 января - Сергей Параджанов - 100 лет со дня рождения
Несмотря на то что пара развелась в 1961 году, Светлана и Сергей продолжали сохранять близкие отношения. Тогда же Параджанов устраивает у себя дома своеобразный интеллектуальный салон, где ведутся споры об искусстве, а также демонстрируют отечественные и зарубежные фильмы, недоступные в широком прокате. Молодой режиссёр снова попадает под прицел "компетентных органов". В 1962 году на советские экраны выходит первый фильм Андрея Тарковского"Иваново детство", произведший эффект разорвавшейся бомбы. Параджанова он поразил до глубины души. Через два года он снимет свою картину, которая столь же сенсационно повлияла уже не на русскую, а на украинскую культуру. Речь о "Тенях забытых предков".
Этот фильм положил начало целой эпохе украинского кино. Параджанов не побоялся отдать главную роль тогда малоизвестному актеру Ивану Миколайчуку, который потом на долгое время станет воплощением украинского героя разных эпох в советских кинолентах. Оператором он возьмет молодого Юрия Ильенко — будущего члена "Свободы", чьи дети — Филипп и Андрей — пойдут по стопам отца и также станут украинскими националистами, а на главную роль Параджанов назначит Ларису Кадочникову — первую жену Ильенко. Художником картины стал Георгий Якутович. Миколайчук и Ильенко позже станут режиссерами, одними из основоположников современного украинского кино. Фильм стал образцом "новой советской волны".
Он вызвал фурор на международных фестивалях, получив, в частности, премии Венецианского, Римского, Салоникского, Всесоюзного фестивалей и фестиваля в Мар-дель-Плата. Но пока "Тени забытых предков" продолжали собирать награды за рубежом, на самой Украине над Параджановым начали сгущаться тучи. До этого одну из картин Параджанова, в которой тот хотел снять Дзюбу, — "Киевские фрески" — закрыли, обвинив самого режиссёра в мистически-субъективном отношении к действительности. В итоге в апреле 1966 года Параджанов покидает Украину и направляется в Армению. Однако там его работа не заладилась. Фильм "Саят-Нова", работать над которым Парджанов начал по прибытии и который был снят в 1968 году, не выпустили на экраны.
Сначала самого режиссёра, а потом его коллегу Сергея Юткевича заставили фильм перемонтировать.
Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».
Прежде всего, сказочником! В юности Параджанов учился в консерватории, работал на фабрике ёлочных игрушек, а в итоге стал режиссером, чьи фильмы восхищают весь мир. У Параджанова тюремное начальство интересовалось, кто это. Тот отвечал: мой брат, Федор Феллини, у нас одна бабушка. А как он ухаживал за своей будущей женой! Дарил ей огромные букеты белых пионов и прямо на улице, на глазах у прохожих, осыпал цветами.
Главной его темой на этот … Армения разругалась с Украиной из-за "Цвета граната" 15:17, 13 мая 2014 Армянские кинематографисты выступили с протестом против представления фильма Сергея Параджанова "Цвет граната" на Каннском кинофестивале как украинской киноленты. Директор Национального киноцентра Армении Геворг Геворгян подчеркнул, что права на … Армения везёт в Канны сразу два фильма 9:00, 13 мар 2013 Сразу два фильма привезёт Армения в этом году на Каннский кинофестиваль - "Голос молчания" Вигена Чалдраняна и международный проект "Параджанов - влюблённый в красоту". Помимо представления фильмов, Национальный киноцентр намерен на этом … В Тбилиси отметили день рождения режиссера Параджанова 9:55, 10 янв 2011 Вчера в Тбилиси отметили 87-летие со дня рождения известного режиссера Сергея Параджанова.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Какое там! В доме была одна книга, и то не помню, какая. Ее завели, чтобы придерживать дверь… Дом Параджановых никогда не был храмом, как писали многие. Богемой, театром, съемочной площадкой — да! Но не храмом. Даже в годы жизни Сергея, когда у нас гостили знаменитости и его фильмы обсуждал весь мир…» Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев всего с 1968 по 1982 год — 17 штук. Однако ни один из них так и не был востребован. Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена тот учился на строительном факультете архитектурного института.
В конце 70-х они вместе отправились в Ленинград. Сурен Параджанов вспоминал об этом событии: «Ехали мы через Москву. Я тогда только первый курс закончил, и отец считал нужным проводить со мной воспитательную работу. Идем по улице, он рассказывает, ты, мол, фарцуешь Сурен тогда действительно был связан с сомнительной компанией, спекулировал и был на учете в милиции. А ты, мол, знаешь, какие подвалы в «Лефортове»? А я не знал даже, что такое «Лефортово». Отец схватился за голову. Жарко было, он подошел к автомату с газировкой, нажал там чего-то, намочил платок, обтерся.
Потом видит, идет комитетчик в форме, говорит ему: «Можно вас на секунду. Вот мой сын фарцует, расскажите ему, какие в «Лефортове» подвалы». Отец кричит: «Слышал!!! Там продавщицы все одинаковые — седые, с серьгами и кольцами. Никто на отца внимания не обращает. Тогда он разворачивает камнями наружу свои перстни — один на два карата бриллиант, другой большой рубин — и так по-царски рукой взмахнул: «А покажите-ка мне вот ту тарелку и тот кубок, я их покупаю». Ему показали и спрашивают, мол, что вы за человек, что так легко делаете такие покупки. Он как заорет на весь магазин: да у меня 30 премий в мире за красоту, нот мой сын из Киева, он фарцует хорошо, а я — всемирно известный режиссер!
К нему сбежались продавцы, работу бросили, а он разошелся, нагнул одну продавщицу к прилавку и каратомер ей к уху подносит — ну-ка, какие у вас серьги? А они суетятся: «Вот у нас Кузнецов, вот Овчинников. Приходите вечером, мы вам еще что-то покажем». Полное доверие…» Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете «Монд», текст интервью гласил: «Чтобы выдвинуть против меня обвинение, я был назван преступником, вором, антисоветчиком. У меня на теле даже искали золото. Затем приписали гомосексуализм и судили за это «преступление». Я якобы изнасиловал члена партии и совратил сорокалетнюю даму с помощью порноручки… Чтоб приписать мне преступление, были мобилизованы шесть прокуроров.
Этого вполне достаточно, чтобы вас уничтожить…» Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе — боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря. Здесь все должны иметь прописку и работу. Но мне не дают работу. Я предлагаю сценарии. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не работаю. Я не имею права существовать, я вне закона… В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодолевать. Моя нынешняя жизнь — бессмысленная.
Я не боюсь смерти, но эта жизнь хуже смерти. Я стучал во все двери. Мне хотели помочь в Армении. Но всякий раз, когда я должен был встретиться с министром, он оказывался в отпуске… Сегодня у меня нет выбора. Отдых мне невыносим. Я не могу жить, не работая. Мне запрещено любое творчество. Я должен скорее уехать отсюда… Я знаю о тех трудностях, которые меня ожидают.
Вряд ли я сразу найду вдохновение на Западе. Я не хотел бы создать впечатление у французов, что сразу смогу создать шедевры. Мои корни здесь, но у меня нет выбора. Я должен уехать…» Самое удивительное, но это интервью власти не заметили. Словно вообще его и не было. Параджанова никто не вызывал на ковер, не трепал ему нервы. Однако и работы ему тоже никто не давал. Хотя он, видимо, рассчитывал именно на это.
Мол, дам смелое интервью, глядишь, они испугаются и завалят меня работой. Не получилось. Можно было исполнить свою угрозу и уехать на Запад, но Параджанов этого не сделал. Видимо, в интервью по этому поводу он просто блефовал, как это уже случалось с ним неоднократно. Тем временем, видя метания и страдания брата, за него решила заступиться его старшая сестра, по мужу Абрамова. В том же году она написала письмо самому Л. Вот его текст: «Глубокоуважаемый Леонид Ильич! Обращается к Вам с настоящим письмом сестра известного советского кинорежиссера Параджанова Сергея Иосифовича, который по ходатайству и поручительству выдающихся представителей мира искусства и Компартии Франции Луи Арагона был досрочно освобожден из заключения и в настоящее время проживает в г.
Они хлопотали и обращались об облегчении судьбы моего брата, осужденного Киевским областным судом к 5 годам лишения свободы и отбывавшего в то время наказание в лагере строгого режима в г. Виннице, и я — его сестра, которая много раз обращалась лично к Вам. И спасибо Вам большое, здоровья Вам и благополучия за тепло, исходящее из Вашего большого и доброго сердца. В настоящее время меня очень волнует судьба моего брата, т. И, конечно, работать вне своей специальности и любимого дела, когда уже возраст — 56 лет — морально и психологически осознать очень трудно. Что заставило меня обратиться еще раз за помощью к Вам? Недавно я случайно услышала трансляцию выступления американских и французских кинематографистов, которые «обеспокоены судьбой Параджанова С. Вот так.
Дорогой Леонид Ильич! Еще в 1978 г. Шкловским — все эти творения лежат без действия. Мне кажется, в истории моего брата, его падения замешаны какие-то личные, мелкие обиды, которые, возможно, мой брат в беседе с тов. Ермашом лично ему высказывал, а отсюда все последствия. Мне лично, человеку нашей страны, члену КПСС с 1945 года, отдавшему всю свою сознательную жизнь делу развития Советской космической техники, было очень неприятно слышать похвалу и сравнения моего брата «по таланту только с Сергеем Эйзенштейном» от кинематографистов США и Франции. Какое им дело до него, что их волнует? Мне кажется, и я уверена, что Вы, Человек, стоящий во главе государства, не знаете и просто по Вашей занятости и не можете все охватить по судьбам людей, и поэтому не знаете судьбу режиссера Параджанова С.
Мне кажется, что без Вашего вмешательства мой брат не будет приглашен в Большой кинематограф нашей страны, только Вы сможете ему помочь, дать ему возможность вернуться В кино и работать на благо процветания нашего киноискусства. Его лишили в свое время квартиры, работы, а следовательно, и средств к существованию. И, конечно, мы, его две сестры, стараемся, как можем, материально поддержать его, но есть еще и чисто мужское самолюбие, поэтому состояние брата моего на грани, и я Вас прошу, Леонид Ильич, дорогой и добрый человек, помогите моему брату и «на всю оставшуюся его жизнь» загрузите его работой по созданию новых, интересных картин. Я мечтаю попасть к Вам на личный прием, где я смогла бы Вам рассказать очень многое, но, говорят, это невозможно. Извините, пожалуйста, я не написала главного: а почему я обращаюсь к Вам с просьбой, а не сам Параджанов? Дело в том, что брат мой после всего пережитого замкнулся, считает себя никому и ни для чего не нужным, без крова и без дела и, вероятно, так хочет доживать свой век. Я не хочу видеть всего этого, зная его как человека очень одаренного, талантливого и таким образом наказанного, и очень переживаю и страдаю за него…» Письмо спустя неделю после отправки достигло Старой площади. Однако на стол Брежнева оно не попало.
Секретарь по ряботе с почтой, ознакомившись с ним, переслал его в Госкино, председателю Ермашу. Тот в свою очередь дал поручение своему заместителю Павленку разобраться. Павленок разобрался: вызвал в Москву автора письма — сестру Параджанова, переговорил с ней и заверил, что против работы ее брата в кинематографе возражений нет. Что его предложения будут рассмотрены в установленном порядке. На этом аудиенция закончилась. Сестра уехала, а Параджанов так и остался без работы. Формальность была соблюдена. И все же вечно такая ситуация продолжаться не могла.
Зная характер Параджанова, его друзья понимали, что рано или поздно что-то обязательно должно произойти. Либо ему наконец дадут работу, либо он сотворит что-то из ряда вон выходящее. Подтвердилось последнее. В октябре 1981 года Параджанов оказался в Москве у своих знакомых. Несмотря на то что те обставили приезд Параджанова всеми необходимыми мерами предосторожности, старались держать его в секрете, это не помогло. Вскоре о том, что Параджанов гостит в столице, стало известно многим, в том числе главному режиссеру Театра на Таганке Юрию Любимову. И он пригласил Параджанова к себе в театр, на генеральный прогон спектакля «Владимир Высоцкий». Так как с покойным поэтом и артистом Параджанова при его жизни связывали дружеские отношения, отказаться от этого приглашения он посчитал неэтичным.
На этом прогоне присутствовали многие деятели литературы и искусства, а также представители Министерства культуры и органов КГБ. Когда спектакль закончился, началось его бурное обсуждение, в которое свою лепту внес и Параджанов. Выйдя на сцену, он весьма толково разобрал все сильные и слабые стороны постановки, дал режиссеру несколько дельных советов. Однако в конце выступления не сдержался. Если вас за этот спектакль выгонят с работы, то вы не пропадете. К примеру, я уже несколько лет сижу без работы и — ничего. Живу, как видите. Правда, мне помогает сам Папа Римский, который посылает мне алмазы, а я их продаю…» После этих слов в зале возникло оживление, которое вдохновило Параджанова на еще более смелые заявления.
Короче, он разошелся не на шутку и принялся костерить на чем свет стоит советскую власть, называя ее фашистской.
Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. Зато с пугающей тюремное начальство регулярностью приходили международные телеграммы от некоего Федерико Феллини. Однажды в декабре, получив очередную телеграмму от Феллини, тюремный начальник вызвал Параджанова и спросил, кто это такой ему пишет из-за границы: «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу».
Да, так вышло, что в Италии живет. Бабушка наша была итальянской революционеркой и даже в жандармов стреляла. Еще октябренком попал к ней Федор на воспитание, да так и остался. Вот, хочет Федор приехать: брата с Новым годом поздравить, ведь сколько лет не виделись, и лекции прочитать о праздновании Нового года трудящимися Италии.
Так что думайте: нужна ли вам лекция от братской Италии, которая позволит нашей с вами родной тюрьме прославиться как, значит, наиболее грамотно построившей празднование Нового года, или не нужна? После этого вышестоящему начальству было отослано донесение примерно следующего содержания: «Изыскана возможность празднования Нового года путем приезда итальянского просветработника, товарища Федора Феллини, родного брата заключенного Параджанова. Просим разрешить». Говорят, донесение это пошло «наверх» и лишь кто-то из московских начальников тюремной системы заподозрил неладное, увидев фамилию Феллини.
Зрителям продемонстрировали отрывки, которые не вошли в окончательный вариант картины. Эти кадры показали широкой публике в первый раз. В одном из кинотеатров армянской столицы к показу приурочили выставку инсталляций. Состоялся показ документальной ленты Рубена Геворкянца «В моём мире».
Иван пытается забыть любимую, но тщетно. Не помогает и женитьба на красивой Палагне. Только в предсмертном бреду Иван вновь обретает своё счастье. Сценарий был воспринят довольно резко: режиссёр отказывался от любых стереотипов, избрав стиль повествования, в котором нет никаких стилистических ограничений. В фильме показан духовный мир Поэта, история его любви, отношение к религии, светской власти, народу. В основе сюжета — одноименная сказка Михаила Лермонтова , написанная по мотивам азербайджанского фольклора.
Это последний законченный фильм Параджанова.
Служил декором: за что я не люблю режиссёра Параджанова
режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины. В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. Уже на вернисаже в Петербурге режиссер Дмитрий Месхиев назвал Параджанова гениальным интерпретатором — он превращал в искусство все, чем занимался. Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова.