В этой сцене одним из проявлений явной гениальности режиссера Параджанова мне видится дождь, прицельно (и потому – нелепо) льющийся на героев при ясном небе. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве». Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС.
Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова
Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира». Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения.
Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону. Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго.
Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни. Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек.
По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится? А он без этого не мог. Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения.
Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть.
Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х.
На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня.
Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама.
Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война.
По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне».
Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов.
Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске.
Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей.
Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А.
Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л.
Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика.
И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив.
Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966.
И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28!
Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет.
Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения.
К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью.
Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили.
Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу.
Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу.
При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино.
Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке.
И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат.
Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим.
Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?..
Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт.
Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой. Ведь красота и простота — часто не одно и то же.
Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят.
Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм.
Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это.
В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди.
Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные.
Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету.
Поделитесь с друзьями! Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова 1924-1990 , осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет после приговора. Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена.
Так дядя ее тоже своим миллионерам загнал. Причем поначалу часы «от Феллини» они покупать не хотели, пожимали плечами и спрашивали: «Зачем нам это старье? Это же часы Муссолини! Когда его вешали вверх ногами в гараже, они с него упали, и юный Феллини смог их забрать». За «раритет» тут же началась драка. В результате они ушли за десять тысяч целковых - столько в те годы стоила квартира. Особое внимание к старым вещам Параджанов проявлял с детства. Его отец был антикваром, поэтому и сам режиссер блестяще разбирался в этом деле и часами пропадал на блошином рынке. Подготовку к новой картине режиссер начинал с того, что рисовал множество вариантов каждой сцены. А потом обклеивал эскизы тканью, кусочками картона, битым стеклом, ракушками, кружевами, бусинками, перьями, скорлупой. Одна из работ, хранящихся в музее в Ереване - Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым - и стал обаятельным, я завидовал умным - и стал неожиданным, завидовал талантливым - и стал гениальным, - не уставал повторять Сергей Параджанов. Дядина ориентация стала лишь поводом, чтобы упечь его за решетку. Об этом и его близкая подруга Белла Ахмадулина говорила.
Лента получила специальные призы жюри кинофестивалей в Салониках и городе Мар-дель-Плата. В своих фильмах Параджанов воплощал аллегории и притчевые сюжеты. Характерная кинообразность режиссёра была признана во всём мире и нашла отражение в музыкальной композиции Bedtime Story певицы Мадонны, а фрагменты из ленты «Цвет граната» появились в клипах нескольких зарубежных групп.
Рассылка новостей
- Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии
- «Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
- Ауэзов, Параджанов и Судьба
- Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии
- Раскройте Откройте для себя жизнь и творчество Сергея Параджанова.
Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
Свобода была дарована ему свыше. Кроме того, Параджанов был человеком мультикультурным. И он верил только в одного бога — красоту. Если человек не понимал красоту, то казался Параджанову плохим человеком. Желаю вам быть свободными, свобода — самое большое, что я могу вам пожелать. Свобода не существует абстрактно, она может жить только в человеке.
Открытие фотовыставки «Параджанов — территория свободы» Секрет того, как Параджанову удавалось сохранять в себе чувство свободы, Юрий Мечитов раскрыл в интервью для сайта Ельцин Центра.
Известно, что для съемок прославившего Параджанова фильма "Тени забытых предков" режиссер решил выкрасить скалы под Косовом Украина синькой. По мнению мастера, такой пейзаж смотрелся намного интереснее и эффектнее оригинала, да и с зеленой листвой камни более красиво контрастировали. После съемок картины скалы в том месте еще долго оставались синими. Миколайчук и Т. Бестаева в фильме "Тени забытых предков" Актеры А. После выхода в свет фильма мир тут же склонил голову перед гением, воспевшим любовь гуцулов и магическое таинство гуцульского края. Параджанов получал поздравления от Феллини, Антониони, Куросавы, а Анджей Вайда на одном из кинофестивалей в знак благодарности встал перед создателем шедевра на колени и поцеловал ему руку.
В 2010 году сербский режиссер Эмир Кустурица назвал "Тени забытых предков" лучшей картиной в мире. Второй женой Сергея Параджанова в середине 1950-х годов стала украинка Светлана Щербатюк. Элегантная, красивая, она родила ему сына Сурена, которого режиссер обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Будучи человеком непредсказуемым, странным и временами откровенно безумным, поговаривали, что он заставлял жену принимать участие в своих многочисленных мистификациях и причудах, а также подавать еду на стол каким-то необыкновенным образом. Щербатюк так и не сумела приспособиться к странностям своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом.
Стоимость альбома 1. Формат этой площадки и материалов, размещенных на ней, будет несколько отличаться от того, что вы видите здесь — больше лонгридов, аналитический статей, интересных фактов и новостей из мира кино, связанных с творческим наследием Сергея Параджанова. На сегодня это первый и единственный телеграм-канал, посвященный изучению жизни и творчества Сергея Иосифовича Параджанова.
Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу 8 февраля 64 Кинорежиссер Георгий Параджанов поскользнулся во дворе дома на Скаковой улице в Москве и упал, сообщает MK. По данным издания, постановщик при падении уронил телефон и не смог вызвать скорую помощь, ему с этим помог сосед. Отмечается, что 63-летнего Параджанова доставили в больницу с травмой ноги.
Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
В июне прошлого года на 81-м году жизни от инсульта умерла его мать и жена режиссера — Светлана Щербатюк-Параджанова. Сам Параджанов скончался в 1990 году. Как писал 5-tv.
Открытие фотовыставки «Параджанов — территория свободы» Секрет того, как Параджанову удавалось сохранять в себе чувство свободы, Юрий Мечитов раскрыл в интервью для сайта Ельцин Центра. У нас всегда был мультикультурализм, на одном пятачке были представлены все религии и конфессии.
В Грузии говорят: главное, будь человеком, а молись, где и на кого хочешь. Прокомментировал Юрий Мечитов и языковую тенденцию, характерную для сегодняшнего Тбилиси, заключающуюся в том, что у молодежи все большей популярностью пользуется английский язык. По словам фотохудожника, английский язык — язык коммуникации, а русский остается языком духовного обогащения. Поделился Мечитов и парадоксальным восприятием Параджановым тех непростых жизненных испытаний, которые выпали на его долю.
Его «статья» заключалась в том, что он якобы надругался над тремя коммунистами, — это был абсолютный бред.
Об этом можно лишь только догадываться. Суд, состоявшийся в апреле 1974 года, приговорил его к пяти годам строгого режима.
Но творец не был покинут: все годы заключения его поддерживали близкие: бывшая жена Светлана, сын Сурен, друзья Андрей Тарковский, Юрий Никулин и Лиля Брик, которой он подарил «Плачущую Джоконду», один из своих «тюремных» шедевров. Сергей Параджанов: четыре года несвободы. История создания «Плачущей Джоконды» Сергей Параджанов.
Плачущая Джоконда, 1977. Из коллекции музея Сергея Параджанова в Ереване. Вклад Сергея Параджанова не только в советский, но и в мировой кинематограф неоспорим.
Григорян, ему удалось найти негатив с выброшенным из фильма материалом и смонтировать шесть «совершенно новых новелл», которые не вошли в «Цвет граната»… С воспоминаниями о С. Параджанове выступил и его коллега, оператор Александр Антипенко, снимавший кинопробы к незавершенному фильму режиссера «Киевские фрески». Антипенко рассказал, в том числе, и о близкой творческой дружбе Сергея Параджанова с Андреем Тарковским, которого считал «молодым гением нашего русского кино». И в жизни, следовало из рассказа оператора, Параджанов не переставал мыслить образами и создавать символические декорации к событию, каким стал для него, например, выход выдающегося фильма Тарковского «Иваново детство»… Собравшихся в большом конференц-зале ДРЗ поприветствовал и почитатель С. Параджанова, один из организаторов памятного мероприятия, поэт Михаил Бузник, рассказавший о том, как отмечает Франция 95-летний юбилей знаменитого кинорежиссера, чье творчество вошло в национальную и мировую культурную сокровищницу… Завершился вечер показом документальной киноленты Патрика Казальса «Сергей Параджанов» 1986, Франция , снятой еще при жизни Сергея Иосифовича. Еще не тронутый жестокой болезнью художник говорит о себе и о перипетиях судьбы, задумывается и дурачится, творит и отдыхает, — сын антиквара, потерявший все, но оставивший нам драгоценность своих творений… Ирина Тишина.
9 января - Сергей Параджанов - 100 лет со дня рождения
В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз.
Сергей Параджанов
Ауэзов, Параджанов и Судьба | Актёр Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у Параджанова / РИА Новости. |
Дом,который построил Параджанов. | Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре). |
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - Газета.Ru | Новости | Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа». |
В РОСФОТО открывается выставка к 100-летию Сергея Параджанова
Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. В Украине спустя 50 лет после приговора реабилитировали армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, осуждённого в 1974 году в Киеве по обвинению в. В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим. В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место.
P A R A J A N O V
2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову. В результате, в 1974 г. режиссёр Параджанов по политическим мотивам уже повторно был осуждён по обвинению в однополых отношениях. В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место.
Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- ВШИВЫЙ МАРКС
- Вся правда о судимостях Сергея Параджанова : vakin — LiveJournal
- Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
- Я отомщу миру любовью. Параджанов – Telegram
Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве
Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений. Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре). Режиссёр Георгий Параджанов получил перелом ноги около храма в Москве.