Расширенное заседание комиссии Генсовета партии Единая Россия по защите материнства, детства и поддержки семьи Медведев оценил долю российских технологий в реальном секторе экономики. Александр Лукашенко подписал указ, предусматривающий реализацию совместного с РФ проекта по развитию Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли. Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых.
Наука, инновации и технологии
В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. Научные новости по оригинальным исследовательским статьям в ведущих научных журналах, написанные действующими учеными. Новости науки и государственных научных проектов на официальный сайт
Новости науки и образования
Бутлерова, в истории Н. Карамзина и С. Соловьева, в медицине — С. Боткина и многих других ученых.
В нач. Павлов, которому в 1904 была вручена за работу в области физиологии пищеварения. За работы в области иммунологии фагоцитарную теорию Илья Мечников в 1908 г.
Наша страна в 1957 г. Это был триумф советской науки. Работы И.
Курчатова, А.
Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение.
Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра.
Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории. Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги.
Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым.
ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель". В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ.
А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций.
Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика.
Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок.
Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками. Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО.
Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все. Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли.
А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты. Заместитель генерального директора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году.
В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования. Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты. Развитие науки 14 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет об опыте научного наставничества на примере Калининграда. В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.
Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, — а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Балтийский федеральный университет стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом страны.
Александр Федоров, ректор БФУ им. Канта: «Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. Канта выстраивается логичная структура научных объединений.
В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами». Списать это на "принуждение к скопусам", имеющее место в не самых сильных вузах, нельзя: среди клиентов однозначно преобладают РАН и университеты первого эшелона.
Люди любят, когда издательство работает быстро и хорошо, а это у MDPI получается очень даже. Мы уже писали, что считаем многие из "фишечек", применяемых MDPI, очень полезными. Если кто-то все-таки займется приведением российской научной периодики в порядок мы сейчас не про копрофилов из числа любителей списка ВАК , то опыт этого издательства явно пригодится». Насколько широко применяют микростепени.
Отмечается, что в большинстве вузов систему микростепеней то есть коротких профессиональных курсов по-прежнему только формируют, хотя в последние годы эта сфера стала лучше регулироваться. А ещё за последние два года численность организаций, где их используют, увеличилась более чем вдвое. Суть в том, что их проще интегрировать в курсы, которые не требуют аккредитации. Как респонденты относятся к таким программам.
Проще говоря, по их мнению, таких программ будет в университетах всё больше. Опрошенные руководители вузов рассказали, когда, по их мнению, такие сертификаты станут восприниматься как полноценный эквивалент дипломов о высшем образовании. Некоторые полагают, что их уже можно считать таковыми. Большинство же считает, что это произойдёт либо через один—два года, либо чуть позже — к 2030-му.
Что мешает распространению таких программ. Опрошенные назвали и препятствия для внедрения микростепеней. Главным из них считают существующие трудности, связанные с оценкой и обеспечением качества таких программ. Ещё одна сложность заключается в недостатке понимания, что это вообще такое.
Реже всего участники опроса обозначали как проблему недоверие к подобным программам. Помимо этого, некоторые респонденты указали на необходимость ввести аккредитационные процедуры, которые могли бы проводить государственные учреждения для таких программ. Ещё одна сложность связана с цифровыми возможностями и интеграцией данных из различных систем, используемых, например, работодателями и университетами. Выходит, что для того, чтобы вузы стали более широко внедрять микростепени, им нужны, прежде всего, стандарты оценки таких программ и системы их аккредитации на государственном уровне.
Участники обсудили вопросы проведения мероприятий в память о выдающихся учёных: Владимире Вернадском, Андрее Колмогорове и Гурии Марчуке. Кроме того, темами встречи стали кадровые перестановки в структурных подразделениях РАН и присуждение золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний 2022 года. Первая тема — 160-летие академика Владимира Вернадского. Именно он смог, в рамках комплексного подхода к изучению кристаллографии, минералогии, геохимии, геологии, почвоведения, биохимии, внести огромный вклад в развитие российской науки.
Совмещая сугубо прикладные вещи, такие как минералогия, биохимия с экономикой, философией, Вернадский открыл новый способ познания. Его научные труды легли в основу развития сфер, связанных с изучением почв и атомной энергии. Ученые не только из нашей страны, но и всего мира продолжают работать над начатыми им исследованиями. Некоторые работы Вернадского стали центральными для научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам.
Ещё задолго до того, как атомная энергетика стала самым мощным источником энергии в истории всего человечества, Владимир Вернадский уже говорил об опасности её использования. Благодаря комплексному подходу к научной деятельности, он знал, что развитие прикладной минералогии даст возможность найти способ захоронения радиоактивных отходов. Большая часть научных работ Владимира Вернадского была посвящена минералогии и кристаллографии. Сегодня кристаллохимическое направление, зародившееся в 1920 году, является одним из приоритетных в развитии российской науки.
В своём докладе о современной минералогии академик РАН Сергей Кривовичев отметил, что без вклада Владимира Вернадского в минералогии в XXI веке не произошла бы инструментальная революция: благодаря труду учёного, сейчас есть возможность изучать новые минералы. Владимир Вернадский утверждал, что правильная постановка задач по исследованию минералогии имеет незаменимое значение для фундаментальной науки и затрагивает первостепенные интересы нашей страны. Его труды имели особую ценность для развития прикладных исследований, которые помогут расширить освоение отвалов минеральных месторождений России, а также технологии обогащения переработки руд ценных материалов. В этом направлении в настоящее время разрабатывается научно-исследовательский центр по изучению апатит-нефелиновых руд перспективной добычи.
Его главная цель — достижение стабильно высокого качества концентра апатитов в условиях изменчивости минерального состава руды. Была представлена презентация деятельности неправительственного экологического Фонда имени В. Его директор Ольга Плямина рассказала об общественно значимых проектах фонда в сфере экологии. Вернадского направлены на достижение устойчивого развития нашего общества посредством проведения программ и проектов в области экологического просвещения, формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде», — подчеркнула Ольга Плямина.
Отдельно директор Фонда имени В. Вернадского обозначила необходимость привлечения молодёжи в фундаментальную науку: «Чтобы поддержать студентов и молодых учёных, Фонд учредил стипендиальную программу. И уже более 20 лет оказывает финансовую поддержку и помогает молодым талантам не сбиться с трудного научного пути. Студенты, аспиранты и докторанты отбираются в региональных комиссиях, созданных на базе опорных вузов, с которыми Фонд имеет соглашения.
Для поддержки молодых учёных, выполняющих исследования в области развития водородных технологий, Фондом была учреждена специальная стипендия». Также были анонсированы мероприятия, посвященные 160-летию великого русского учёного: «В программе юбилейных мероприятий более 60 событий, среди которых есть и мероприятия, организованные Фондом. В июне на Чистопрудном бульваре в Москве будет представлена выставка картин, созданных в рамках проекта Фонда "Места, связанные с В. Весной совместно с Московским метрополитеном будет выпущен лимитированный тираж карты "Тройка" с уникальным дизайном.
В марте в вагонах Московского метрополитена демонстрируется видеоролик Фонда о В.
Устройство собрано на платформе OrbiCraft-Pro компании «Спутникс». Спутник оснащён тепловизионной и цветной камерами, что позволяет ему производить съемку с разрешением 15-17 метров на пиксель в зависимости от высоты орбиты , а также плазменным двигателем VERA.
Предназначено устройство для отслеживания лесных пожаров и других стихийных бедствий непосредственно из космоса. К лету 2024 года планируется старт реальной эксплуатации. В феврале: создали рентгенооптическое устройство для микро- и нанофокусировки Ученые разработали инновационное устройство, которое способно точно фокусировать рентгеновский луч на микро- и наноуровнях, а также исправлять астигматизм — ошибку оптических систем, влияющую на качество изображения.
Этот «наноскоп» работает на основе кремниевых планарных линз и позволяет исследователям получать изображения крайне малых объектов. Кроме того, конструкция устройства даёт учёным возможность работать с рентгеновскими лучами с разными длинами волн и на разных фокусных расстояниях. Разработка открывает новые горизонты для исследований в различных научных областях, где работают с крайне маленькими объектами, включая физику наносистем, квантовую химию, генетику, прикладное материаловедение, биологию и медицину.
В марте: отечественная квантовая нейросеть решила первые задачи Квантовые системы позволяют решать многие задачи гораздо быстрее стандартных компьютерных систем. Квантовое машинное обучение — это новый подход к классическим алгоритмам, который объединяет собственно квантовые системы и классическое машинное обучение. В марте в Москве учёные реализовали фундаментально новый тип нейросети, который включает в себя цепочку сверхпроводящих кубитов.
Квантовое обучение нейросети прошло гораздо быстрее классического, что открывает большие горизонты возможностей в сферах, использующих искусственный интеллект. Также учёные планируют постепенно переходить к квантовым данным хранение, запись и передача информации фотонами. В апреле: сконструировали «интеллектуальную» шумоподавляющую конструкцию для авиадвигателей Ученые создали новую «интеллектуальную» систему шумоподавления для авиадвигателей, способную эффективно поглощать звук в широком спектре частот это необходимо, потому что самолётов становится всё больше и требования к уровню звукопоглощения становятся жестче с минимальным добавлением веса, что крайне важно для авиационной промышленности, когда каждый килограмм на счету.
Она работает на основе пьезоактивных элементов, которые способны трансформировать подаваемое на них электрическое напряжение в механические деформации. Сама конструкция собрана в виде сотовых панелей из полимерных композитных материалов с высокими параметрами поглощения звуковых волн. Во главе всего этого стоит модель адаптивного управления резонансными частотами ячеек.
Вся система размещается на внутренней поверхности воздухозаборника для снижения шума в передней полусфере двигателя и на стенках наружного воздуховодного канала для снижения шума в задней полусфере двигателя. В мае: удешевили производство водорода благодаря лазерам Слева: кварцевый реактор, облучаемый излучением лазера длиной волны 532 нм. Справа: лазер исследовательского класса ФИЦ УУХ СО РАН Учёные из Сибири разработали новый метод производства «зеленого» водорода, который отличается от классического электролиза воды своей более высокой эффективностью и экономичностью.
Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования. Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт». Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт». Научно-образовательный центр мирового уровня — поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и или научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра. Научно-образовательные центры НОЦ создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд.
Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом. Чем будут заниматься НЦМУ? Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости.
Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора. Какую поддержку могут получить молодые ученые? На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки — финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.
Цитаты о СНГ
- Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
- Новости науки и техники сегодня
- Публикации
- В январе: создали наноспутник, способный отслеживать стихийные бедствия
Российская наука
- Перспективы развития российской науки обсудили в Совете Федерации
- День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Новости науки - РТ на русском
27 апреля 2024
- Новый способ экстракции микропластика из органов рыбы разработали в Томске
- Новости науки
- Инновации и наука
- ИИ помог врачам диагностировать психические расстройства
- Наука как национальный проект
Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков
В День российской науки, который отмечается 8 февраля, Фальков отметил главный итог 2022 года — система отечественных исследований адаптировалась к новым условиям довольно успешно. Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс.
В Пермском Политехе обучили нейросеть находить нелегальных пользователей в интернете 4. Эта отрасль защищает данные от утечек, а программы, системы и сети — от взлома, порчи файлов или других видов атак. В коммерческих и государственных структурах сведения также необходимо охранять от шпионов или возможных злоумышленников внутри самого коллектива.
Наши авторы: доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели научных степеней, научные работники и специалисты в различных отраслях народного хозяйства, преподаватели и студенты. Мы неуклонно идём вперёд, постоянно расширяя наши возможности для авторов.
Страны — лидеры по объему ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного бюджета. Источник: информационный бюллетень ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Наука, технологии, инновации» Россия за рассматриваемый период улучшила свои позиции и занимает среди стран, по которым имеются данные, 4-е место по абсолютной величине указанных ассигнований 22,4 млрд долларов США по паритету покупательной способности. В 2005 г. История 2023 Процесс присуждения ученых степеней в России переведен в электронный вид Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об усовершенствовании системы научной аттестации. В частности, согласно документу, опубликованному в конце октября 2023 года, процесс присуждения ученых степеней в России переведен в электронный вид. Молодым ученым и студентам в России начали выдавать «Менделеевские карты» В конце июня 2023 года молодым ученым начали выдавать так называемые «Менделеевские карты». Эту программу лояльности разработали для поддержки исследователей, аспирантов, обучающихся вузов и школьников—победителей предметных олимпиад. Всероссийский проект реализуется в рамках Десятилетия науки и технологий. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин на брифинге по итогам заседания Евразийского межправсовета. В России запущена национальная база научных публикаций В конце мая 2023 года Сеченовский университет открыл свободный доступ к новой базе данных медицинских журналов и статей RusMed. По словам авторов нового проекта, фактически речь идет о российском аналоге крупнейшей международной базы PubMed Central PMC. Такие данные в конце января 2024 года раскрыло Министерство науки и высшего образования РФ Минобрнауки. По оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ , в 2022 году 490 российских ученых и работников вузов выезжали за границу на работу, обучение или стажировку. В общей массе выезжавших за рубеж 313 человек составили исследователи, 177 — представители профессорско-преподавательского состава. Возможностями академической мобильности также воспользовались 128 аспирантов. По словам вице-премьера, первые сервисы в рамках этого проекта будут запущены до конца 2022-го. Обращение о возбуждении уголовного дела за требование публикаций в иностранных изданиях для получения финансирования научных проектов В марте 2022 г Общественный комитет по правам человека обратился к Президенту России и Директору ФСБ с просьбой возбудить уголовное дело против «неопределенного круга лиц», внедривших в качестве условия для выделения финансирования на научные исследования наличие публикаций в журналах из баз данных Scopus и Web of science. С 2012 года получить деньги на науку без таких публикаций действительно стало невозможно. А стоимость размещения научной статьи в пуле таких журналов составляла от 200 тысяч рублей и выше. Но даже не сам факт оплаты стал критичным. Журналы Scopus и Web of science устанавливали для научных статей важный критерий: их результаты, чтобы быть напечатанными, были обязаны содержать в себе критику действующей политической системы России или указывать на ее несостоятельность. Отменить это правило не могли никакие деньги. Десять лет наши ученые обязаны были клепать работы против своей страны, чтобы вуз смог получить деньги от государства. При этом для российских журналов создавались невыполнимые условия вхождения в указанные базы даных. Без обозначенных публикаций невозможен был и карьерный рост внутри университета - получить новую квалификацию без публикаций в англосакских базах сегодня невозможно по закону РФ. Интересно, что французы, немцы, итальянцы, китайцы и многие другие категорически отказались от подобной системы, осознавая ее потенциальные риски. Интересно и то, что в открытом обращении не указаны акторы, принимавшие решение о введении этой системы. Как пишет Коммерсантъ» со ссылкой на это исследование, если в 2019 году на работу или стажировку из России выехали 540 ученых, то в 2021-м их число уменьшилось до 277. Число выезжающих за рубеж ученых РФ в пандемию COVID-19 уменьшилось вдвое В основном они выезжали на срок до одного года, поездки дольше двух лет авторы исследования называют редкостью. В первую пятерку стран, куда за последние три года чаще всего направлялись российские ученые, вошли Германия, Франция , США , Китай и Вьетнам. Как выяснили исследователи, среди временно выезжающих за рубеж российских аспирантов выросла доля тех, кто моложе 30 лет.
Новости науки и образования
Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил второй доклад в серии «Российская наука в цифрах», которая в максимально доступной форме знакомит с ключевыми индикаторами, характеризующими состояние отечественного.
Наука: фундамент отечественной промышленности
Новости российской науки, открытия и разработки российских ученых, космос, запуски ракет и спутников, создание новых лекарственных препаратов, новости медицины, разработка военной техники и оружия, эксперименты ученых, борьба с болезнями. Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий. Два устаревших российских и американских спутника оказались на грани фатального столкновения. Академик РАН Красников рассказал, как западные санкции повлияли на развитие российской науки.
Технологический суверенитет: в каких областях российской науки ждать прорыва
Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. новая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР) направлена на форсированную реализацию задач по обеспечению технологического суверенитета и уделяет особое внимание. Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года. Новости науки и космоса в России и мире. Все новости о науке и космосе на GISMETEO. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Наука и Технологии – последние новости.
Технологический суверенитет: в каких областях российской науки ждать прорыва
На втором месте естественные науки, затем идут общественные; имеет научную степень кандидата наук. Примерно каждый третий ученый имеет научную степень, 83,4 тысячи — кандидаты наук, а 28 тысяч — доктора наук. В выборку попали те работники, которые профессионально занимаются исследованиями и разработками, и непосредственно заняты созданием чего-то нового. Что же касается зарплат, если верить данным Росстата, ученые живут не так уж бедно: непосредственно научные сотрудники получают 95 532 рубля в месяц но в муниципальных учреждениях — всего 58 588 рублей ; преподаватели которые часто тоже заняты наукой получают в среднем 98 894 рубля в месяц, но если работают в муниципальных учреждениях — всего 47 643 рубля. Как уже можно было понять из всего перечисленного, наука в России представлена преимущественно университетской наукой. Это значит, что научные сотрудники занимаются не исключительно исследованиями, а параллельно преподают. А еще чаще это преподаватели, которые время от времени занимаются научными исследованиями или вообще делают вид, что занимаются ими. Конечно, не все так ужасно — есть в России и научные учреждения, которые действительно что-то разрабатывают и внедряют, есть современные исследования и то, чем можно гордиться перед остальным миром. Сами ученые говорят о том, что в последние годы ситуация меняется, но медленно. Например, несколько опрошенных исследователей так рассказали о положении дел в их отраслях: биофизика — есть интересные проекты, а в некоторых сферах трансплантология, медицинская техника и т. Россия имеет сильную практику и конкурирует на мировых рынках.
Минус — почти все расходные материалы и аппаратура закупаются за рубежом за валюту, и с очередным падением рубля становится совсем сложно это делать; астрономия — очень серьезное отставание по части техники. После окончания холодной войны в оборудование никто особо не вкладывается — последним достижением стал 2,5-метровый телескоп для МГУ, у которого есть сотни аналогов по всему миру. В итоге российские астрономы обрабатывают то, что получают со своих телескопов, например, американцы; биология — проблемы обычные, бюрократия и недостаток финансирования. Есть и хорошее — финансирование от Российского научного фонда и Сколково, есть современные исследования в сфере биоинформатики. Но, например, в фармацевтике Россия продолжает отставать; биоинформатика — теоретические исследования еще идут, но на практические нужны реактивы и оборудование, которые закупаются за рубежом на валюту. Как итог — финансирования не хватает, ученые увольняются и разъезжаются, а деньги часто идут на совсем посторонние проекты. Как результат, молодой ученый чаще всего воспринимается в обществе как человек, который готов отказаться от материального благополучия и социального статуса в угоду науке, а также отказывается от куда более интересных перспектив за границей. Как финансируется российская наука Никто не будет спорить с тем, что 90-е годы прошлого века были не лучшим временем для российской науки. НИИ оставались представлены сами себе и часто начинали заниматься коммерческой деятельностью , наука в университетах пришла в упадок, а ученые ради более высокого заработка занимались неквалифицированным трудом или уезжали за границу. Государство начало больше тратить на науку только с начала 2000-х годов, но и это назвать серьезным ростом нельзя — если общая сумма затрат выросла более чем на порядок, то в постоянных ценах финансирование не увеличилось даже вдвое: То, насколько эффективно государство управляет наукой, определяют по нескольким показателям.
И почти по всем Россия отстает от мировых лидеров: величина внутренних затрат на исследования и разработки по ППС национальной валюты в России составляла в 2016 году около 40 миллиардов долларов.
О магистратуре. Заявление об одногодичной магистратуре — не просто дань запросам времени. В Минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные знания в будущей сфере профессиональной деятельности. Скорее всего, предложение о сокращении срока обучения в магистратуре обрадует ту часть студенчества, которая после бакалавриата уже трудоустроена. Магистерское образование в этом случае рассматривается как шаг в дальнейшем карьерном росте. Почему, кстати, люди вообще выбирают магистратуру? Во-первых, это часто просто необходимое продолжение обучения для студентов, которые оканчивают бакалавриат. В некоторых международных и российских компаниях, например на экономические или юридические специальности, кандидатов без наличия степени магистра даже не рассматривают, какими бы навыками, знаниями и умениями они ни обладали. Во-вторых, магистратура дает возможность получить дополнительные углубленные знания в той предметной области, которую изучали на бакалавриате.
И создать тем самым необходимый фундамент для поступления в аспирантуру. Неотъемлемый компонент обучения в магистратуре — научная деятельность студентов. Нужно готовить выпускную квалификационную работу, писать другие научные работы, участвовать в различных научно-исследовательских мероприятиях. В-третьих, в магистратуре к работе привлекается большое количество практиков, чьи знания и опыт помогают студентам развить критическое и системное мышление, освоить актуальные компетенции, соответствующие запросам работодателей. А, кроме того, с такими лекторами можно поговорить о трудоустройстве и наладить личный контакт. И, наконец, в магистратуре собирается круг единомышленников. Все-таки на бакалавриате часто учатся еще и те, кто не уверен до конца в своем выборе. И в том, что будет работать именно по этой специальности. А вот магистратура — это уже осознанный выбор студента, что определяет и круг лиц, с которыми он будет учиться. Сегодня учебные планы магистерских программ очной формы обучения рассчитаны на двухлетний период обучения.
Но фактический период освоения программ подготовки из-за организационных моментов, как правило, короче. Поэтому потеря одного года не будет остро ощутима. Добавьте сюда оптимизм по поводу будущего трудоустройства у тех, кто окончил магистратуру. Ситуация выглядит так, что части российских компаний придется взять на себя работу, которую выполняли ушедшие международные организации. Это повлечет за собой необходимость расширения штата. В сложные времена всегда востребованы более квалифицированные специалисты, которые обладают глубокими знаниями в конкретной области. На это и рассчитывают выпускники магистратуры. Добавьте ко всему вышеперечисленному радость по поводу уменьшения финансовых затрат на обучение. В целом одногодичный срок мог бы сделать вторую ступень обучения более желанной. Но… Все зависит от нюансов.
В том числе и от тех людей, кто организуют магистратуру. Насколько точно они почувствуют запросы населения. Руководству университетами придется хорошенько задуматься над тем, какие программы можно предложить будущим магистрантам. У них теперь больше простора для творчества. Срок обучения в магистратуре будет зависеть от запросов отрасли и от индивидуальной образовательной траектории. По словам министра науки и высшего образования, максимальные сроки обучения потребуются на сложных направлениях, в основном связанных с исследовательской деятельностью, — например, генетикой и ядерной физикой. А в IT "нормой" может стать годичная магистратура: Фальков рассказал, что представители этой отрасли неоднократно обращались в министерство с просьбой сократить срок обучения в магистратуре, поскольку сфера очень динамичная и там "быстро выходят на рынок труда". Одного года достаточно и по ряду других программ, "особенно если это трек: человек получил высшее образование, поработал на производстве достаточно продолжительное время, ему надо углубленные профессиональные знания в узкой какой-то области получить — и он идет в магистратуру". А чтобы увязать продолжительность обучения с потребностями работодателей, "реальный сектор" собираются привлекать к разработке учебных программ». В новой системе образования у российских вузов появится возможность разрабатывать программы магистратуры совместно с потенциальными работодателями.
Об этом сообщил министр Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, сегодня такой практики в принципе нет. Так, университеты могут договариваться и с компаниями, и с отраслевыми объединениями. Напомним, ранее глава Минобрнауки заявил, что по ряду специальностей срок обучения в магистратуре может быть сокращен до одного года. Например, для ИТ-специальностей, а также для инженеров. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию в рамках подготовки к отчету Правительства РФ. Он отметил: «Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно дать все, что просит регион и университеты, чтобы их запросы были очень четко связаны с тем, что имеет система общего образования. Проще говоря, количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и сдает». О конкуренции или коллаборации вузов и колледжей. В недавнем интервью на портале "Ректор говорит" и.
Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе». Здесь можно подискутировать. Во-вторых, те, кто поступают в вузы, выбирают чаще всего заочную форму обучения, которая, согласитесь, для университета сегодня второстепенна. Наконец, еще один серьезный фактор. Мой личный преподавательский опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников колледжей имеют достаточно слабую общую подготовку по школьным дисциплинам. Сейчас ситуация в этом плане станет ещё более сложной, так как запущен проект "Профессионалитет", предполагающий ускоренную подготовку специалистов в системе СПО.
Вероятно, более всего пострадают как раз именно школьные дисциплины. Кстати, в вышеупомянутом интервью на вопрос по этому поводу Н. Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно. Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы.
Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов. Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании. Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации.
С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании.
ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ.
Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения.
Заявки проходят независимую экспертизу, а лауреатов определяет комитет из авторитетных учёных, специалистов разных областей науки и представителей высокотехнологичных компаний.
Подробности о Научной премии Сбера 2024 читайте здесь.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Десятилетие науки и технологий в России (2022-2031)
одна из немногих государственных организаций, которые последовательно и на институциональном уровне внедряют современные представления и подходы к научной коммуникации: установление доверительного диалога между наукой и. Оперативные новости из мира российской и зарубежной науки на портале «Научная Россия». Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых. Два устаревших российских и американских спутника оказались на грани фатального столкновения.