Великий пост — самый сложный для соблюдения из четырех христианских постов. соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и закончится 4 мая.
Суть и история Великого поста
- Новости Православия на сайте Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС)
- Вербное воскресенье отмечают православные в Забайкалье
- История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо
- Православные праздники. О трапезе в праздники
Современный врач современному человеку о посте
Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение. Принимать пищу необходимо 4—5 раз в день небольшими порциями, в идеале — каждые три часа. Понедельник: сухоядение Завтрак: бутерброды с ржаным хлебом, авокадо, помидорами и семенами кунжута. Обед: томатный суп гаспачо.
Ужин: печеный картофель с квашеной капустой.
Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся.
Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду.
Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные.
Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.
Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.
Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино.
Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф.
Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его.
Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит.
И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная.
Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития.
Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка.
Что такое строгий пост
- Великий пост. История и особенности - Новости
- Главное за день
- Читайте также
- Постный день🌿 – Telegram
- Навигатор Великого поста: не пропустите главное
- Традиции и обряды
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
Цезаря пост продолжается, и сегодня – ещё только 12 декабря, а потому мы обращаемся к жизни строгого подвижника святителя [2] Спиридона Тримифунтского, которая и должна дать ответ на этот наивный риторический вопрос. С IV века, когда прекратились гонения на христиан и скрывать свои христианские убеждения уже не было нужды, пост становится общеобязательным, то есть обязательным для всех, кто принял Крещение. Для соблюдающих Великий пост в еде в Вербное воскресенье церковный устав делает послабления. Во время 21-дневного поста и молитвы с 15 января по 4 февраля мы всей церковью укреплялись, чтобы во время «турбулентности» 2024 года оставаться в вере, в мире, в любви, в общении и продолжать сеять в вечность. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его.
Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
Пост (религия) — Википедия | Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно. |
История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо | У православных христиан продолжается пост, который завершится 6 января, накануне Рождества Христова. О его смысле, тонкостях и нормах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал настоятель прихода столичного Храма святой великомученицы. |
Постный день🌿 – Telegram | Так православные христиане отмечают день входа Господня в Иерусалим, известный в народе как Вербное воскресенье. |
Вербное воскресенье 28 апреля 2024: история, приметы, обычаи праздника, что нельзя делать | Кроме того, Великий пост не заключается лишь в изменении рациона, помимо этого необходимо вести примерную жизнь христианина. |
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Многодневные посты в 2024 году. У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. О том, что можно и что нельзя есть в этот период, какие обряды запрещены, когда заканчивается пост и как выйти из него без вреда для здоровья, — в материале «». Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься, как смягчение поста. 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. Скоро у православных христиан начинается Великий пост. 28 апреля 2024 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил Божественную литургию в храме Святого Богоявления.
Великий пост. История и особенности
Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития.
Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка. Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое. Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями. Своей волей я удерживаю желание и не ем кусок мяса. А если я управляю своими желаниями, то я управляю и своей энергией.
Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела.
Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать.
Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.
Влейте бульон, всыпьте картофель и чечевицу.
Очень хорошо перемешайте и накройте кастрюлю крышкой. Как только рагу закипит, убавьте огонь до средне-низкого и регулярно помешивая, томите под крышкой 35 минут. Добавьте замороженную зеленую фасоль. Накройте крышкой и дайте стручковой фасоли размягчиться в течение 4-5 минут.
Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей.
Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг.
По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься.
Великий пост. История и особенности
Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть. А можно в развитие этой мысли предположить, что телесный пост необязателен, а лучше сразу духовным постом заняться? Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно: может быть и получится — иные мастера ребром ладони кирпич расколоть способны. Но благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. В чем заключается пост? Разговаривают двое прихожан: «Не воровал ли чего? Что я, нехристь, что ли?! Это время усиленного исполнения заповедей Христа. Некоторые и селёдочки в пост не скушают, но соседа или коллегу по работе живьем съедят.
Пост заключается в тренировке воздержания. Мы же собираемся заповеди Христовы исполнять? Вот и надо тренироваться. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным?
Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного. Опасны ли посты для здоровья? Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Анфим, как и Симеон, кроме св. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский — 113, а св.
Алипий — 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. Ясно, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. О «вреде» поста говорят только те люди, которые сами не постятся. А те, кто соблюдают посты, — никогда этого не скажут, ибо они по личному опыту знают, что пост не только не вреден, но — положительно полезен для телесного здоровья. Врач высшей категории Владимир Николаевич Бекетов: «Соблюдать пост — это и есть польза для здоровья… Мясо, хотя и бывает полезно для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост с его сменой диеты вымывает шлаки из организма. Данные церковным уставом посты имеют в своей основе колоссальный заряд здравого смысла. Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье, даже не думая об этом.
Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Соблюдай посты!
Подготовка у православных христиан занимает четыре недели: в первые две никаких ограничений в еде нет, но рекомендовано постепенно снижать объем порций и немного менять рацион. На третьей неделе запрещено есть мясо по средам и пятницам, а на четвертой мясные продукты нельзя есть все семь дней, несмотря на Масленицу. Уже с первой недели стоит постепенно вводить в рацион продукты растительного происхождения, чтобы к началу поста организм не стрессовал из-за резкого перехода с мяса на растительные белки. За две недели до начала Великого поста можно начать заменять животные белки растительными, а за полторы недели стоит постепенно исключить молочные и кисломолочные продукты.
Последний день перед началом Великого поста, который называется Прощенное воскресенье, — один из самых важных за все подготовительные недели. В этот день принято просить у близких прощения за все обиды, причиненные за прошедший год, и прощать их в ответ. Так православные христиане очищают душу от грехов, чтобы им было легче сосредоточиться на духовной жизни во время поста. Что нельзя есть в Великий пост В первую очередь, это все продукты животного происхождения: мясо и любые мясные продукты; птица; рыба за исключением двух дней ; молочные продукты; яйца; сладости, конфеты, выпечка. При этом важно помнить, что Великий пост — не диета, а один из самых важных периодов в жизни христианина, главная цель которого — не похудение, а духовное очищение. Обед из бургера с вегетарианской котлетой, картошки фри и безалкогольного пива, формально, конечно, не нарушает ограничений по питанию во время поста, но полностью обесценивает саму суть этого ритуала.
Кроме того, переедание приравнивается к чревоугодию и считается грехом. Что можно есть в Великий пост Во время Великого поста можно есть любые продукты растительного происхождения. В качестве источников белка можно использовать бобовые и заменители мяса из сои. Также можно есть овощи как свежие, так и соленые, маринованные или квашеные , фрукты, любые крупы, орехи и сухофрукты. Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Но опять же, всегда нужно помнить о том, что главная суть поста заключается в отказе от искушений, поэтому если в обычной жизни вы бесконтрольно пьете кофе или газировку, на время поста стоит как минимум ограничить потребление таких напитков.
На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока.
Ужин: печеный картофель с квашеной капустой. Вторник: горячее без масла Завтрак: гречневая каша с луком. Обед: суп с лапшой и овощами. Полдник: овощной салат с тофу. Ужин: булгур с томатом, репчатым луком и морковью. Среда: сухоядение Завтрак: манная каша с фруктами. Обед: баклажаны, запеченные в духовке. Полдник: смузи из яблока, шпината, банана и апельсина. Ужин: салат с авокадо и лимонной заправкой.
Какие заповеди вы храните в сердце своем? Наша христианская жизнь неразрывно связана, с окружающим миром, с нашими ближними. Заповеди и повеления Божии обращены к нам. Пост я молитва нужны для того, чтобы исполнить заповеди Божии, увидеть свое состояние перед Богом, и черпать у Него силы, чтобы побеждать грех, потому что грех имеет природу сатаны. Бог ждал от избранного народа покаяния в том, что их сердце далеко отстояло от Него, они были связаны узами греха и роптали на Бога.
Не будем судить своих неверующих детей, мужей, родственников за то, что они живут греховной жизнью; не станем роптать, как нам трудно жить с ними. Мы судим их неправедным судом, так как сами живем неправедной жизнью, не являемся для них светом, а, напротив, заковываем их в оковы неправды. Скольких родных и близких мы раним своим языком! Всегда ли просим прощения у них? Сколько людей причиняют нам раны?
Всегда ли мы прощаем? Ярмо непрощения мы вешаем друг на друга. Прощать нелегко. Нелегко просить прощение. Путь к прощению - это борьба!
И мы должны побеждать этот грех, иначе у нас не будет радости, не будет свободы, и мы останемся в узах ярма. Путь к радости и свободе лежит через покаяние, прощение наших обидчиков и смирение перед Богом. Вот пост, который хочет видеть Бог! Вот молитвы, которые желает Он слышать от нас! Победа над грехом совершается через пост и молитву.
И если мы вступим на этот путь, то Бог дарует нам силу противостать всем козням дьявола. Христос будет виден в нас и прославлен через нас. Исцеление наше скоро придет. Мы будем возрастать духовно, и к нам возвратится физическое здоровье. Божие благословение будет сопровождать нас и наши семьи.
Программа молитвы и поста С чего начать пост и молитву? Начните с чтения Слова Божия и молитвы за 2-3 дня до проведения поста, чтобы Господь помог вам избрать свободный от работы и от житейских забот день. Просите Бога подготовить вас к посту. Отключите телефон. Что касается пищи, то это дело лично каждого молящегося.
Если здоровье не позволяет полностью отказаться от еды, то подкрепляйтесь постной пищей в небольших количествах во время поста. Время начала поста. Желательно начать пост и молитву рано утром, по возможности в 6 -7 часов. Молитва благословения.
Чем на самом деле опасен для здоровья Великий пост
Для меня это очень важно. Как для православного человека, и как для гражданина своей страны». В православном календаре Вербное воскресенье венчает пост и открывает самую скорбную его неделю — Страстную седмицу, во время которой и был распят Иисус Христос. Он является царём Небесного Царства, то есть Вечного Царства. Не какого-то временного земного, которое ожидали люди, а вечного Небесного Отечества. И в это Отечество Он пришёл позвать всех.
Но эту весть не все приняли. И поступили так, как захотели поступить».
Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.
В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места.
И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки.
Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс.
Существовал также обычай поститься накануне великих праздников , чтобы лучше подготовиться к встрече праздника. Подвиги поста аскезы [ править править код ] Моисей во время получения Скрижалей и Заповедей Синайского Завета 40 дней «хлеба не ел и воды не пил» судя по всему, этот пост сразу повторился после того, как Моисей, сойдя с Горы и увидев грех идолопоклонства Израиля, разбил Скрижали и снова вернулся на 40 дней на Гору, чтобы ходатайствовать за народ и получить новые Скрижали Завета. Иоанн Креститель всю жизнь провел как аскет-постник, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами. Иисус Христос постился ничего не ел 40 дней во время его искушения в пустыне. Святой Иоанн Постник , патриарх Константинопольский «шесть дней не вкушал никакой пищи, в седьмой же — вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства». Святой Северин «Сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и, тем не менее, лицо его всегда сияло тихой радостью» [2]. У ранних христиан[ править править код ] Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день — вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что в день поста с самого утра надо уходить на молитву, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды, и раздавать нищим избытки своего имущества. Действительно, с постом всегда соединялась раздача милостыни. Самый пост служил средством к тому, убавляя часть дневного расхода. Питие прежде ужина считалось нарушением поста. Некто из святых, идя на мучение, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост. Это было в пятницу в 10 часов утра. В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе , то есть Великий Пост Тертуллиан , «О посте». Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Мф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пятницу каждой недели, подобно Великому Посту, находил свое основание в страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пятницу Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, подразделяясь на три категории. Посты в среду и пятницу продолжались до девятого часа до трех часов дня , потому назывались полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался Вечерней , то есть в шесть часов, на закате солнца. Третьим видом поста был сугубый пост, или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог.
Каждый решает для себя. И как правильно к нему подготовиться? Известно, что священники разрешают послабления для больных людей, беременных женщин, детей и путешественников. Неразумно соблюдать пост в полном объеме тем, кто страдает сахарным диабетом, ожирением и другими серьезными заболеваниями. Очень важно заранее узнать о возможных проблемах со здоровьем. Это вполне доступное обследование включает в себя общий и биохимический анализ крови на билирубин, АСТ, АЛТ — главные печеночные показатели, глюкозу, креатинин, липидограмму , общий анализ мочи, ЭКГ. Обязательно посетите врача с результатами обследования, чтобы получить медицинское заключение. И после этого уже несложно составить индивидуальную программу питания: можно с диетологом, можно с вашим лечащим врачом, чтобы не навредить здоровью. Некоторые впервые постящиеся самостоятельно определяют строгость поста, не посоветовавшись с батюшкой и своим лечащим врачом, даже при наличии хронических заболеваний. Резкое изменение привычного режима питания может привести к обострению хронических заболеваний и даже к госпитализации в стационар. Мы ориентируемся на Типикон — дошедший до нас из глубокой древности устав одного из монастырей. Нужно помнить, что изначально правила соблюдения поста писались для монахов, то есть, для людей, целенаправленно служащих Богу, посвятивших этому жизнь. В миру жизнь иная, со своими стрессами и перегрузками. Как врач я могу сказать, что полезно для здоровья соблюдать дробное питание, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам. На время Рождественского поста мы убираем из рациона животные жиры и белок, но оставляем растительные, то есть, идет адекватная замена животного жира и белка на растительный. При составлении плана питания в пост удобно пользоваться обычной пищевой пирамидой. Эти продукты разрешаются постом: крупы, ржаной или отрубной хлеб, макароны твердых сортов пшеницы. То есть, мы никоим образом не нарушаем пищевую пирамиду в пост, мы просто убираем некоторые «кирпичики» из нее в виде белка и жира животного происхождения, заменяя их на белок и жир растительного происхождения. Если есть заболевания почек, печени, желудка, кишечника, нужно посоветоваться с врачом и побеседовать лично с батюшкой, чтобы он разрешил послабление в каком-то продукте. По пищевым дневникам моих пациентов я вижу, что правильное соотношение продуктов часто нарушено, что и приводит в итоге к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, полноте.
Что можно есть?
- Вербное воскресенье отмечают православные христиане
- Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Зачем попы придумали пост?
- Что такое Великий пост?
- Христианский пост в Библии: Новый Завет
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Церковь готовит христиан к Великому посту за несколько недель до его начала особыми службами, песнопениями, евангельскими и апостольскими чтениями, проповедями пастырей. Великий пост – важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. Великий пост – самый строгий и длинный пост у христиан. Глава Крыма Сергей Аксёнов поздравил православных христиан с Вербным воскресеньем, пожелав верующим достойно завершить пост и с радостью, с миром в душе встретить Светлое Христово Воскресение. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно. Изо дня в день мы погружены в бесконечный поток информации – письма, сообщения, новости, которые в большинстве своем не имеют для нас практически никакого значения и пользы.
Современный врач современному человеку о посте
Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях.
В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими. В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг.
Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы".
Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам.
Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания.
Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу.
Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно. Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный. Пост предполагает воздержание от супружеской жизни.
Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание.
Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя.
Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа.
Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа.
Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост? Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся. Вопрос лишь в достойной подготовке к Таинству. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, отвечая на этот вопрос, вопрошает: «Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?...