Новости нигматуллин роберт искандерович

Я познакомилась с академиком РАН, научным руководителем Института океанологии, Нигматуллиным Робертом Искандеровичем, и он любезно согласился дать мне интервью. без этого ничего не получится.

Как подружились физик и дипломат

  • Роберт Нигматулин и его вклад в мировую науку — Реальное время
  • Роберт Нигматулин и его вклад в мировую науку — Реальное время
  • Содержание
  • «Если сближать орфографию тюркских языков, это поможет их сохранить»

«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина

Одно ФГБУ не может руководить другим. Но надо найти другой статус для РАН. У нас же есть НИЦ «Курчатовский институт», госкорпорация «Росатом», которые являются учредителями своих институтов. Так что все возможно. За счет чего Академия могла бы привлекать дополнительные средства? У большей части нашей интеллигенции есть точка зрения, что нужно сократить военные расходы. Это не сделаешь быстро, так что нужно раскрыть инвестиционный потенциал страны. Лидеры экономической науки, среди которых нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Эрик Маскин, Тома Пикетти, ставят вопрос о том, что в современном мире процент сверхбогатых оттягивает на себя слишком много материальных ресурсов.

Эти ресурсы не идут на создание платежеспособного спроса на товары, не вкладываются в экономику, а идут на создание финансовых пузырей. Нужно гармонизировать это распределение. Мы должны подсказывать и президенту, и правительству эти угрозы. В 2000 году Герман Греф представлял в Госдуме экономическую программу нового правительства Путина. И тогда выступали академики, в частности Леонид Абалкин, который заявил, что единственный двигатель экономики — покупательский спрос. В программе об этом не было ни слова. Инвестором экономики являются не банки, а покупающий народ.

Полгода назад я читал интервью того же Грефа, он говорил: «У нас деньги есть, у нас спроса нет». Через 16 лет он понял, что главное — это покупательский спрос. Вице-премьер Ольга Голодец также подчеркивала, что у нас падает спрос, у более половины трудящихся зарплата меньше 20 тысяч. Такой народ не может ничего себе позволить, экономический рост ему не нужен, он все равно ничего не купит. Ширшова Все эти проблемы не могут решить только чиновники. Академия наук отвечает не только за исследования, но и за интеллектуальный уровень народа и власти. Нужно привлекать молодых ученых в науку, чтобы им было интересно и престижно работать, чтобы они чувствовали стабильность.

Ни в одной стране научные работники не являются богатыми людьми, но они и не испытывают материальных проблем. Эту атмосферу нужно восстанавливать. Главное требование — увеличить финансирование фундаментальной науки, выполнить майские указы президента. В случае невыполнения обещают осенью провести массовые акции протеста по всей стране. Как вы к этому относитесь? Профсоюз делает свою работу. Руководство Академии наук должно действовать с другой стороны.

Я не думаю, что руководство Академии должно ходить на митинги или участвовать в забастовках. Хотя я очень позитивно отношусь к тому, что делает наш профсоюз. Что касается выполнения майских указов, конечно, нужно их выполнять. Но если финансирование не будет увеличено, а оно не будет, то ФАНО и всем руководителям придется выкручиваться. Но это непродуктивное занятие. Переводят научных сотрудников на четверть ставки, а платят столько же.

Ломоносова, который также с отличием окончил в 1965 г. Научная карьера Р.

Нигматулина началась в 1963 г. Через 17 лет он стал заведующим лабораторией механики многофазных сред, работая при этом по совместительству профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1986 г.

Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно.

А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают.

В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил.

Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут.

Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом.

Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять».

Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно. В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана.

Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому. Я обобщаю, конечно. Так, может, определенная изоляция - это хорошо? Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать.

Но ни парламент, ни правительство, ни президент никаких движений в ту сторону не делают. Я вас уверяю, если не сделать выравнивание налогами вот таких доходом, никакого экономического роста в стране не будет.

Число долларовых миллиардеров, разделенное на ВВП, а это именно так надо рассматривать, у нас в два раза выше, чем в США и Германии, в семь раз выше, чем в Польше. ТРИ ключевые, на мой взгляд, проблемы, объясняющие, почему мы так плохо живем. Нет роста инвестиций. Академик Аганбегян — старейший наш академик и среди экономистов — номер 1, всегда начинает объяснять происходящее именно с этой позиции. Если не будет роста инвестиций — не будет никакого роста ВВП. У нас в разрезе ВВП на инвестиции приходится в полтора раза меньше, чем в Европе. Но самое ужасное, что эти инвестиции совершенно неэффективны.

На каждый рубль инвестиций в России получают в полтора раза меньше отдачи, чем в странах Европы. Это колоссальная проблема качества нашего руководства. И эта неэффективность сверху донизу. Неэффективны руководители страны, неэффективны руководители предприятий, неэффективен наш народ. Вторая тяжелейшая проблема нашего государства — системная коррупция. Недавно глава Следственного комитета Бастрыкин сообщил, что с 2011 года за коррупцию осуждены 72 тысячи чиновников. Это 500 чиновников в месяц.

Вы только представьте себе — 500 чиновников в месяц привлекаются к уголовной ответственности. И это только чиновники! Не бандиты с ворами. И дальше он заявил: «…дальше ехать некуда! В прошлом году было осуждено за коррупцию в полтора раза больше чиновников, чем годом раньше. Третья корневая проблема — доля ВВП, обеспечиваемая госбюджетом на развитие человека, — а это главное, потому как в это понятие входит развитие здравоохранения, образования, науки, культуры, все то, что и определяет нашу жизнь, — в два с лишним раза меньше, чем в Европе. И такая картина в России уже в течении трети века.

В том числе, естественно, и последние 10 лет. Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев. И я им то же самое сказал.

Как исходящие претензии от народа. К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование. И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ.

Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны.

Сочинения писать не нужно. Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы. Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки.

Содержание

  • Снятый с выборов академик Нигматулин : "Я, конечно, проглочу этот укол..."
  • «История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»
  • Идея баланса
  • Феномен Роберта Нигматулина | SakhaNews

Почему в России слабо растет экономика? Объясняет академик Роберт Нигматуллин

– Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Академик РАН Роберт Искандерович Нигматуллин имеет свое мнение на этот счет, кто не знает, Нигматуллин научный руководитель Института Океанологии РАН имени Ширшова. Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты.

Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»

Видео не смотрел, неинтересно, уж извините. В Польше, которую мы критикуем - в 4 раза больше. Индия, Китай - даже не говорю Очень важно указание на то, что мы критикуем Польшу. Конечно, легко взять 2 даты и сравнить показатели между ними. Ещё бы взял 1999 и 2009 - вообще увидел бы среднегодовой упадок довольно сильный. Потому что есть удачные и неудачные периоды.

За последние 10 лет их было 4: 1 2008 - кризис 3 2020 - ковид 4 2022 - СВО ВВП в России на душу населения меньше, чем в Португалии и Турции, меньше чем в бывших соцстранах, странах Прибалтики, при нынешнем экономическом курсе отставание будет усиливаться Клёво он в будущее умеет смотреть. Какая разница, где выше, а где ниже? Сравнение с другими странами тем более, находящимися с нами даже не в одном районе бесполезно и используется только для манипуляций. По Вики одно из определений среднего класса - человек, который тратит от 10 до 50 долларов в день на свои расходы. Это условно 30К рублей в месяц.

Методики можно использовать любые. Опять же про доход - цифры из головы какие-то. Раскулачить богатых! Давайте раздадим деньги этих миллиардеров в указанные страны, чтобы у нас миллиардеров было меньше, чем у других стран. Ок, это тоже не утверждение, а предположение, но как минимум нельзя судить о проблеме просто по количеству дел.

Но ведь зарплаты большинства ученых маленькие. Все это очень печально, но решить проблему можно только увеличив финансирование. А для этого надо увеличить госбюджет.

Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование. Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти.

Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб.

После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко.

Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил.

Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится.

Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией.

Мой опыт разноплановый. Я прошел путь от выпускника МВТУ им. Баумана энергомашиностроение и МГУ им.

Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США. Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью.

Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть.

Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение. И я согласен с тем, что власть должна согласовывать кандидатов. Ширшова При советской власти ЦК всегда отбирал и рекомендовал президентов Академии наук.

И все они оказались выдающимися лидерами Академии наук. Я не считаю, что при кадровых решениях надо всегда голосовать.

В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве.

В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин. Это еще одно свидетельство того, что они работают формально и в отрыве от науки. И если они не поменяют этот стиль, они не справятся с постоянно растущими проблемами в стране.

Я, конечно, проглочу бюрократический укол.

Баумана, доктором технических наук. Мы с братьями росли в коммунальной квартире в центре Москвы, сейчас это музей Шилова, а я там прожил до 19 лет. Условия были далекими от комфорта, но это время приятно вспомнить, это было детство, юность. Мама, конечно, порой сожалела, что лучшие годы прожила в таких условиях коммуналки, но так многие жили. Но несмотря ни на что мы росли, учились и развивались. Мама была врачом, с тремя детьми в коммуналке ей приходилось, конечно, очень сложно. Три года подряд мы уезжали на лето в Башкирию, мама там устраивалась врачом в санатории Янган Тау, для меня это стало любимым местом, с ним связаны самые памятные детские годы.

Я знаю, что и ваша научная судьба тесно связана с Башкортостаном. А мама из Троицка, Челябинской области, училась в Башкирском мединституте. А мне там пришлось еще и 13 лет проработать — я, московский парень, был «брошен» туда в очень тяжелые и интересные годы. Потом я поработал и в Тюмени, хотя являюсь профессором московского университета и там вырос как ученый и личность, тем не менее, я очень доволен, что мне пришлось поработать и в Москве, и в Уфе, и в Сибири. Потом я работал и в Америке, Англии, Германии. Вообще в 90-е была такая бурная и активная жизнь, в которой я участвовал не только как научный работник, но и как руководитель коллектива, и даже был депутатом Государственной Думы. Это дало мне большое преимущество. Одно время моя супруга с детьми жили в Америке, а я ездил на две страны.

Было время, когда я взялся читать лекции и мне пришлось из Америки в Уфу летать два раза в неделю! Лекции читали на английском языке? С языком это очень интересно, я обратил внимание. Я получил образование на русском языке, и в этом смысле я русский человек. Я шутил с коллегами, говоря: «Вы только русские, а я еще и татарин, поэтому у меня есть долги и перед своим народом, и перед башкирским народом». Английский мой рабочий язык, я на нем читаю лекции, а на татарском я лекцию не смогу прочитать. С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие.

А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется. Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы. Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень. Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить. В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие.

И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык. Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона!

К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход? Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа.

Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо.

Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять!

Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»

Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость». Robert Роберт Нигматулин на пресс-брифинге в Минобрнауки РФ 21 сентября 2011 года. Спустя год Роберт Искандерович стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1989 г. — директором-организатором Института механики многофазных систем СО АН СССР. Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Персональный сайт Роберта Искандеровича Нигматулина, Академика Российской академии наук, доктора физико-математических наук, Лауреата Государственной премии СССР, ВРИО научного руководителя Института океанологии РАН.

«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина

Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Роберт Искандерович Нигматуллин стал доктором физико-математических наук в 31 год. Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией президента РАН Александра Сергеева. Впервые я познакомился с Робертом Искандеровичем в мастерской выдающегося художника-портретиста Ахмеда Китаева в конце 1970-х годов недалеко от Нахимовского проспекта, где мы сейчас работаем.

Феномен Роберта Нигматулина

Примите наши искренние поздравления с 80-летием. Для нас Вы являетесь эталоном российского ученого, настоящего патриота, мудрого татарского аксакала. Мы рады отметить, что Вы принимаете участие в проектах «Штаба татар», выступая перед молодёжью о наших знаменитых соотечественниках.

То есть, чем больше мы потребляем товаров и услуг, тем быстрее растут и все сектора экономики. Это позволяет расти и зарплате, которая в свою очередь опять же увеличивает потребление и ведет к новому подъему. Таким образом, экономика выходит из замкнутого круга прозябания. Но есть нюанс, как говорится в анекдоте, для раскрутки этого маховика требуется значительное повышение доходов населения уже сейчас, а значит изменение условий их распределения.

При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек. Национальные проекты провалены. Роберт Искандерович Нигматулин — советский и российский учёный-механик. Он является научным руководителем Института океанологии имени П.

Он создал машину, технологию, организовал крупное производство, руководил отраслью или заводом. Таких людей не хватает сейчас. Мой сын 10 лет проработал в General Electric, сделал там карьеру, и он говорил, что там тоже сменился руководитель, постепенно прошла менеджеризация руководства и компания стала терять свои позиции. Это как комиссары были раньше, приходят и говорят банальности, это людей нервирует. Такая задача всего мира: преодолеть менеджеризацию. Главные проблемы почему-то обсуждаются между партиями, а должны обсуждаться с участием ученых. Грубо говоря, парламент должен избираться наполовину по партийным критериям, а вторая половина должна избираться по сословному признаку: часть из медицинского сообщества, часть инженеры, часть ученые. Почему мы строим страну по западным лекалам? Забвение традиционных ценностей, все важное забывается. Однажды я услышал от академика Шибаревича о влиянии малого народа, не нации, а народа. Оппоненты борются за несколько процентов голосов, которые решают исход борьбы. Есть малые консолидированные группы, например, сторонники однополых браков. И вот чтобы получить голоса этой группы, один политик говорит что-то в их пользу, другой в чем-то уступает, и в конце концов дело дошло до того, что католическая церковь считает однополые браки равнозначными обычным, и не надо использовать слова «мама» и «папа». Люди могут жить как угодно и с кем угодно, но брак — это семья, в которой рождаются дети. К этому может прийти — мы станем существами, которых можно выводить и изводить. Технический прогресс почему-то всегда ведет к разрушению. Изобрели огонь и мы готовим пищу, но это пожары. И так во всем. Развилась химия — все отравили. Технологический прогресс вызывает отрицательные последствия, и они опять же преодолеваются развитием технического прогресса. Другого пути нет. Будем надеяться, что здравый смысл будет побеждать, я в это верю. Технический прогресс довел поверхность земли до истощения и глобального засорения, в том числе и океаны пластиком засорены. Очистят океаны, и они станут клондайком для добычи полезных ископаемых, создания акваферм. Испортили землю, перейдем к океанам. Почему в науке сначала «как использовать? Одна наука идет по пути «ура — техника-прогресс-смерть всему». Что делать? Вот, например, в Германии был засорен весь Рейн. В конце концов, уровень жизни поднялся, река погибала, и люди поняли, что они творят. Сейчас в Рейне снова ловят рыбу. Да, так все и происходит, к сожалению. Не будем преувеличивать, конечно, про засорение океана пластиком, с ними правда связано решение многих проблем. Сейчас люди все-таки понимают, что добыча чего-то со дна океана чревата экологическими катастрофами. Поэтому у нас в институте работаю люди разных специальностей, кончившие разные факультеты: биологи, физики, химики, математики. Деньги должны выделяться на науку, образование, здравоохранение и культуру — это главные компоненты развития человека. Мы на них в два раза меньшую долю ВВП тратим, чем в Европе. Кто это делает? Чиновники, они командуют парадом, а мы приспосабливаемся. До этого все сферы производства, собственно, все принадлежало государству, которому было важно наращивать силу и мощь страны. Тридцать лет все в частных руках, которые и знать не знают, как этим правильно распоряжаться. Национализация всего и вся поможет возродить былое величие? У нас же в основном госкорпорации, где назначаются люди, но кто ими руководит? Судя по руководству институтами, высшими учебными заведениями — это чиновничья рука. Раньше, при всей партийной истории, ориентировались на науку, назначение директора института было важнейшим вопросом, и никому бы и в голову не пришло назначить кого-то из депутатов Госдумы и чьего-то родственника. Один из моих учителей, Николай Павлович Лаверов, говорил: «Если есть лидер - есть институт, нет лидера — нет института». Я к любому труду отношусь с уважением, но для выбора директора института нужно иметь определенную квалификацию. Возможно, когда-то люди будут по-другому думать и при выборе президента страны: какие у тебя достижения, чтобы выбирать человека на такую высокую должность? Есть вещи, которые не могут быть правом всех и каждого, вот тренер футбольной команды решает, кого выпускать в поле, а не кто угодно. Учитывая все, что происходит сегодня в России и мире, если представить, что вы президент страны, какие два первых решения вы примете, чтобы достать всю ту мощь, которую еще можно возродить и вывести государство на другой путь? Для этого нужны инвестиции, необходимо создавать новые производства, станки, а руководить этим должны ответственные люди. Дают им 5 миллиардов и ставят задачи, не выполнил за пять — должен уйти. Я не призываю свергать власть, ни в коем случае, моя задача — помочь власти. И еще одна важная составляющая, которая должна работать на десятилетия: нужно заставлять народ учиться, человек должен доказывать свою состоятельность, не быть троечником, либо что-то создавать. Все должны определять созидатели, а не партийные лидеры и чиновники. Почему все рухнуло? Потому что серость, преобладавшая, в том числе, и в партийных органах, она осточертела, поэтому люди так легко выбросили за борт коммунистическую партию. Хотя в системе этой партии, которая собирала вокруг себя активных деятелей и определяла кадровые вопросы, было много позитивных моментов.

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!

Ломоносова, который также с отличием окончил в 1965 г. Научная карьера Р. Нигматулина началась в 1963 г. Через 17 лет он стал заведующим лабораторией механики многофазных сред, работая при этом по совместительству профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1986 г.

Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор.

Директор Института океанологии им. Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им. Баумана энергомашиностроительный факультет , по специальности «инженер-механик по турбостроению» и МГУ им. Ломоносова механико-математический факультет по специальности «математика». С 1963 г.

Нигматулин считает, и это аксиома, что школой должен управлять учитель, наукой - учёный, производством - инженер. У нас же повсюду чиновники.

В правительстве - "социологи, переводчики". Министром сельского хозяйства была фармацевт Елена Скрынник, умыкнула несколько миллиардов и была такова - во враждебном государстве теперь тратит наворованное. А министрами обороны кого ставили? Не стыдно? Да и сейчас... Не удивлюсь, если выяснится, что в кабинете портрет Маннергейма хранит. Глубоко верное замечание академика в отношении кадровой политики, ведь недавно даже Роскосмос возглавлял журналист. Кого губернаторов, которых Сам же и назначил. Специалистов, учёных он не спрашивает.

Пишут, что прошедший в этом году "Московский экономический форум", организованный руководителями предприятий и учёными, никто из правительства не посетил, не послушал.

В экономической системе существуют макробалансы и межотраслевые балансы, аналогичные балансам массы и энергии в химическом реакторе. Системы линейных алгебраических уравнений для межотраслевых балансов МОБ были выведены русским американцем Василием Леонтьевым 1905—1999 , за что он получил Нобелевскую премию в 1973 году. А использовал он ее в экономическом развитии США.

МОБ широко используются во всех странах, за исключением России. Нигматулин активно развивает идеи балансов в экономической теории применительно к современным реалиям России. Он написал ряд книг по этой тематике, в частности «Как обустроить экономику и власть в России. Анализ инженера и математика» Москва, 2007 , «Кризис и модернизация России — 13 теорем» Москва, 2010 , «Четыре Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос» Москва, 2005.

Разработки Роберта Нигматулина по математическому моделированию движения многофазных и многопараметрических систем применяются в разных структурах. Особое внимание он уделил газожидкостным и дисперсным средам с физико-химическими превращениями, ударными волнами и волнами горения. В двухфазных средах он и его ученики, коллеги обнаружили ряд парадоксов, когда изменением малых параметров можно сильно влиять на поведение среды. Эта тематика чрезвычайно актуальна в энергетике, нефтегазовых делах, океанологии и экологии.

Многофазные системы — это и нефтяные пласты. Он написал ряд статей по вопросам увеличения и интенсификации нефтеотдачи пластов. Последние несколько месяцев ученый активно занимается анализом гидро- и термодинамических уравнений, описывающих климатические и метеорологические процессы. Роберт Искандерович его буквально сразил своим четким теоретическим докладом в Сиэтле почти 20 лет тому назад».

Фото energy. С легкой руки Нигматулина после его интересных выступлений в США в одном из крупных термоядерных центров Америки проведены экспериментальные исследования по т. Bubble fusion, что переводится на русский язык как «пузырьковый теромояд». Он прямо заявил, что Нигматулин является главным научным идеологом этого направления термоядерных исследований.

Роберт Искандерович его буквально сразил своим четким теоретическим докладом в Сиэтле почти 20 лет тому назад. У Нигматулина огромный опыт научно-организационной работы: Москва 20 лет — Сибирь 7 лет — Урал 13 лет — Москва 10 лет.

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!

О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В. За последние 10 лет я написал о Роберте Искандеровиче полдюжины статей в казанской и московской печати и ряд очерков в своих трех книгах. Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики. И достиг он прежде всего больших успехов в области механики и физики многофазовых и многокомпонентных систем. Для этих многопараметрических систем он разработал методы их математического моделирования, привлекая к этим работам десятки московских, уфимских, тюменских и казанских ученых — своих прямых учеников. Основой такого моделирования является баланс массы, импульса, энергии и энтропии для каждого компонента из среды в целом.

Он всегда подчеркивает, что анализ баланса является ключевым в разных системах — физических, биологических и социально-экономических. Он призывает всех и вся научиться эти балансы находить и воплощать в жизнь. Собственные теоретические разработки вывели Нигматулина в широкое поле приложений в технике и природных процессах. Любопытно, что последние 20 лет он активно занимается и социально-экономической тематикой, полагая, что экономическая система многокомпонентна и по существу почти аналогична химическому реактору. В экономической системе существуют макробалансы и межотраслевые балансы, аналогичные балансам массы и энергии в химическом реакторе. Системы линейных алгебраических уравнений для межотраслевых балансов МОБ были выведены русским американцем Василием Леонтьевым 1905—1999 , за что он получил Нобелевскую премию в 1973 году.

А использовал он ее в экономическом развитии США. МОБ широко используются во всех странах, за исключением России. Нигматулин активно развивает идеи балансов в экономической теории применительно к современным реалиям России. Он написал ряд книг по этой тематике, в частности «Как обустроить экономику и власть в России. Анализ инженера и математика» Москва, 2007 , «Кризис и модернизация России — 13 теорем» Москва, 2010 , «Четыре Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос» Москва, 2005. Разработки Роберта Нигматулина по математическому моделированию движения многофазных и многопараметрических систем применяются в разных структурах.

Особое внимание он уделил газожидкостным и дисперсным средам с физико-химическими превращениями, ударными волнами и волнами горения. В двухфазных средах он и его ученики, коллеги обнаружили ряд парадоксов, когда изменением малых параметров можно сильно влиять на поведение среды.

А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел.

И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым.

Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые.

Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае.

Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию.

После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море.

Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях.

Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом!

Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно.

После избрания на пост директора упомянутого института Нигматулин взял отпуск и отдыхал в санатории «Завидово». Там он прочитал мою книгу о крупнейшем физике по квантовой термодинамике. Сочинение ему понравилось, он позвонил мне домой и попросил приехать к нему на работу. Вот уже более 10 лет я занимаюсь под руководством Роберта Искандеровича популяризацией современной науки, в том числе и на страницах московской печати главным образом в «НГ-Наука». А с Нигматулиным мы встречаемся почти ежедневно. В конце прошлой недели я выступил с небольшим докладом среди московских журналистов, в котором обозначил тезисы программы кандидата в президенты РАН Р. Фото Максима Платонова Идея баланса Кстати, пора приступить к главной теме. А начну с первого вопроса, который задал выдающийся журналист и писатель В. Губарев во время недавнего интервью с Нигматулиным, где он изложил свои главные тезисы по обновлению Российской академии наук в новых условиях. Вопрос Губарева звучал так: «Каковые причины, по которым вы согласились участвовать в выборах в президенты РАН? Ученый ответил: «Вся моя трудовая жизнь, мои достижения, моменты творческого вдохновения связаны с двумя жемчужинами российской цивилизации — Московским университетом и Российской академией наук. Сейчас государственность РАН под угрозой, идет ее сползание в статус клуба академиков и членкоров. Для меня, как и для моих близких друзей и коллег, это трагедия. История не простит ни правительству, ни современному обществу, ни нам — членам РАН, если мы не выведем академию из траектории падения на траекторию взлета. У меня есть опыт и идеи, чтобы преодолеть кризис в РАН. О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В. За последние 10 лет я написал о Роберте Искандеровиче полдюжины статей в казанской и московской печати и ряд очерков в своих трех книгах. Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики. И достиг он прежде всего больших успехов в области механики и физики многофазовых и многокомпонентных систем. Для этих многопараметрических систем он разработал методы их математического моделирования, привлекая к этим работам десятки московских, уфимских, тюменских и казанских ученых — своих прямых учеников.

Является также научным руководителем физфака ТюмГУ [4]. Примерно раз в год приезжает в Тюмень с лекциями о прикладной математике, экономике, океанологии, современной науке и инженерии. В 2013 году подписал заявление ряда академиков и членов-корреспондентов РАН об отказе вступить в новую «РАН» в случае её реорганизации [5]. В июне 2017 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента Российской академии наук [6] , в начале августа рассказал о предвыборной программе [7]. Его кандидатура, наряду с ещё четырьмя, прошла согласование в правительстве РФ [8]. Сергеевым 681 голос. По результатам второго тура проиграл своему сопернику А. Сергееву [10].

Академику Роберту Нигматулину — 82!

Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты. Расстроился, увидев июльский ролик с академиком Нигматулиным Робертом Искандеровичем в студии Свободной Прессы. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки.

«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»

Кандидат в президенты РАН Роберт Искандерович Нигматулин изложил свой взгляд на новые требования к главному лицу академии, а также представил вариант структуры, способной обеспечить рост финансирования. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки. Академик РАН Роберт Искандерович Нигматуллин имеет свое мнение на этот счет, кто не знает, Нигматуллин научный руководитель Института Океанологии РАН имени Ширшова. Новости - Уфа - UTV. Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий