В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. место, где кого-то кладут, а погост - это название наше родное). ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба». Именно как синонимы «погост» и «повост» показаны в «Словаре древнерусского языка» вского. У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать).
Что такое погост в истории?
В финляндских областях, подвластных Новгороду, такие погосты были основаны в половине X ст. нившихся с эпохи ранних этапов древнерусской государственности вплоть до Новейшего времени. Такие погосты могут унести на тот свет и других животных. нившихся с эпохи ранних этапов древнерусской государственности вплоть до Новейшего времени. С Хозяином погоста люди настолько свыклись, что уже и не обращали на него особого внимания, проходя иногда по своим делам через заросшее кладбище.
Кладбище. Хозяин кладбища Погостник
Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. После именно вокруг гостевых домов появлялись другие здания и разрастался город, который называли погостом. Ещё в Х веке на Руси погостом называли небольшие поселения на окраинах крупных обжитых территори. Таким образом, эволюция значения слова "погост" отражает широкий спектр изменений в культурной и религиозной жизни славянского народа. Во времена доисторического материализма поселения упоминали как погосты в государственных документах.
Словарь Ушакова
- Значение слова «Погост»
- Что такое погост в истории?
- Погост (схема)
- Структурная схема построения погоста
- Что такое погосты в истории России?
- Кто такие погосты
Кладбище, погост, некрополь — в чем разница?
В период упадка и феодальной раздробленности на русских землях волости часто переходили из рук в руки и поэтому многие «погосты» были либо разрушены или сожжены в результате нашествия татаро-монгольских войск. Позже на польских и литовских землях и вовсе многие погосты вошли в состав местных воеводств и были упразднены еще в 15-16 веках. На Северных землях же некогда великой Древней Руси никто из завоевателей так и не смог закрепиться и поэтому именно там погосты сохраняли свое значение еще несколько веков. Погост как административно-территориальная единица в Древней Руси Впервые погост как административно-территориальная единица на Руси был введен Княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами князя киевского Игоря. Ольга разделила Новгородскую волость на погосты и установила точные размеры дани с данных земель.
На погосте есть пятно, где проводятся большие религиозные праздники, процессии и молебны. Рядом с церковью есть кладбище, где умершие покоятся в близости от святого места. Погосты располагаются вдали от населенных пунктов, чтобы обеспечить уединение и покой. Погосты и духовная жизнь населения: Погосты играли важную роль в духовной жизни населения Древней Руси. Они становились центром религиозной активности, местом собраний при церкви, где проводились молебны и обряды. Люди совершали паломничества на погосты, чтобы почтить память усопших, получить утешение и испросить помощи у святых предков.
Таким образом, в христианской культуре погосты приобрели новое значение и стали неотъемлемой частью религиозной инфраструктуры Древней Руси. Социальная значимость погостов Погосты в древней Руси имели важное социальное значение и служили не только местом для временного проживания путешественников, но и были центрами торговли, культуры и религиозной жизни. Они были своеобразными «мостами», объединяющими различные области и народы. Торговая функция погостов. Погосты развивались в крупные торговые центры, где встречались купцы и ремесленники из разных городов и поселений. Здесь проводились ярмарки и ярмарочные сборы, на которых можно было приобрести различные товары: от товаров повседневного спроса до редких и дорогих предметов. Культурная роль погостов. Погосты были местами обмена и распространения культуры. Здесь происходили различные культурные мероприятия, такие как концерты, выставки, спектакли. Также погосты были местами, где распространялись светские и религиозные книги.
Религиозное значение погостов. Погосты имели важное значение для духовной жизни населения. Здесь находились церкви и монастыри, где проводились религиозные обряды и службы. Путешественники могли прийти в погост и посетить храм, преподать молитвы, поклониться святым мощам. Таким образом, погосты в древней Руси были местами обмена и взаимодействия, где соединялись различные сферы общественной жизни: торговля, культура и религия. Они играли важную роль в экономическом, культурном и религиозном развитии древнерусского общества. Погосты в современной России В современной России погосты сохраняются как исторический и культурный памятник народа. Многие погосты стали объектами туристического исследования и популярным местом для посещения. Сегодня погосты в современной России включают в себя церкви, православные монастыри, кладбища и другие объекты культурного наследия. Погосты стали популярными как места паломничества и туризма.
Символическое значение "погоста" в истории выражает уважение к предшествующим поколениям, подчеркивая его роль как места духовного покоя и сохранения традиций. Это символическое значение продолжает жить в современном культурном контексте, напоминая о связи с прошлым и значении ухода за духовным наследием. Современное употребление погоста Современное употребление погоста Современные тенденции Слово "погост" продолжает сохранять свою значимость в современном мире, хотя его употребление может иметь некоторые изменения по сравнению с историческими контекстами. В настоящее время "погост" чаще всего ассоциируется с местом захоронения, кладбищем или церковным поселением. Однако, его значение также может быть пересмотрено под влиянием современных ценностей и культурных практик. В контексте современных тенденций "погост" может использоваться для обозначения кладбища как места покоя усопших и объекта духовной памяти. В то же время, это слово может быть связано с церковными поселениями или религиозными комплексами, отражая его историческое значение как места культового богослужения. Следует отметить, что в различных регионах употребление слова "погост" может иметь свои особенности в зависимости от культурных и религиозных традиций. Например, в некоторых обществах "погост" может быть ассоциирован с сохранением предшествующих поколений и заботой о местах захоронений, в то время как в других контекстах он может быть связан с религиозными обрядами и культурным наследием. Таким образом, современные тенденции употребления слова "погост" отражают его значимость как символического объекта духовной памяти и места ритуальной практики в различных социокультурных контекстах.
Роль ритуальных агентств Связь слова "погост" с организацией похорон и ритуальными услугами становится все более актуальной в контексте изменяющихся представлений о почитании усопших. Ритуальные агентства играют ключевую роль в предоставлении услуг по проведению похорон и уходу за захоронениями, что также затрагивает использование термина "погост". Организации, которые в частности есть на портале Ритуал-Реестр , предоставляют широкий спектр услуг по организации похорон и поддержке близких усопшего. В этом контексте "погост" может быть ассоциирован не только с местом захоронения, но также с процессом проведения ритуальных обрядов и поддержки близких в период скорби. Роль ритуальных агентств заключается не только в предоставлении услуг, но также в сохранении духовного значения мест захоронений и поддержке традиций ухода за предками. Таким образом, эти организации играют значительную роль в сохранении символической значимости "погоста" как места духовной памяти и проведения ритуальных обрядов. Значение погоста в современном мире Значение погоста в современном мире В современном мире слово "погост" продолжает сохранять свою важность, хотя его употребление может немного отличаться от исторических контекстов. Оно чаще всего ассоциируется с местом захоронения усопших и церковным поселением. Тем не менее, его значение также может быть пересмотрено под влиянием современных ценностей и культурных практик. В современном обществе "погост" может использоваться для обозначения кладбища как места покоя усопших и объекта духовной памяти.
Роль ритуальных агентств, которые можно найти на Ритуал-Реестр , становятся все более значимой в контексте изменяющихся представлений о почитании усопших.
Древнейшее известие о них восходит ко временам Великой княгини Ольги. Летописец говорит, что она "уставила на Мете погосты и дани и по Лузе оброки и дани". Известие это так кратко, что на нем трудно построить что-нибудь определенное. Ясно только, что погосты Ольги имеют какое-то отношение к повинностям: они стоят рядом с данями и оброками. В исследовании Неволина о пятинах и погостах новгородских приведена вся литература этого вопроса и древнейшие указания памятников на погосты. Мы не будем повторять, что им хорошо сказано, а прямо перейдем к описанию погостов в древнейших новгородских писцовых книгах. Они дают совершенно достаточный материал для решения вопроса о том, чем были погосты в XV веке, а следовательно, и много времени ранее.
Новгородские погосты не создание законодательства, а бытовое явление, а потому в Новгороде XV века они старина. Неволин уже сказал, что погосты были правительственными округами 85. Это совершенно верно. Описание сел и деревень происходит в пределах погостов. О каждой деревне говорится, что она в таком-то погосте. Так ведется все описание. Например: "В Шегринском погосте вел. А потом: "В Шегринском же погосте вел.
А потом опять — "В Шегринском же погосте деревни" и т. Погост есть округ. Но какой? Не судебный, ибо судом погосты тянут к городам. Это хотя и не всегда, но много раз обозначается. Например: "А в Налючском погосте в Курском присуде", "В демонском присуде в Полоновском погосте", "в Курском присуде в Устьянском погосте", "в Буховском погосте в Ноугороцком присуде" и т. Древняя администрация вся исчерпывалась вопросами суда и повинностей, а потому на долю погостов, как административных округов, остаются одни повинности. В этом смысле о деревнях иногда пишут: "тянут к погосту Спасскому", то есть платежом повинностей.
Итак, все села и деревни погоста составляют мелкую податную единицу. Для этого должны быть на месте какие-либо учреждения. В этом предположении Неволин и говорит, что погост, кроме округа, означает еще и главное место такого округа. Это совершенно естественное предположение нашими источниками изображается в его действительных размерах. Древнейшие писцовые книги не содержат никаких указаний на какие-либо правительственные центры в погостах; мы не заметили ни одной погостской избы, на которые есть указания в писцовых книгах позднейшего времени, и никто не указывает таких изб1. Надо думать, что погостская финансовая администрация была сведена до своего минимума; это была самая примитивная деревенская организация. Мы нашли только одно указание на административный погостский орган. В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой.
Думаем, это и есть погостский финансовый орган. Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый. Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские.
Что это - погост? Значение слова
В центральных уездах в документах 15-16 веков погостами в большинстве случаев назывались небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775 году. В 19 - начале 20 веков слово погост употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово погост распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.
Советская историческая энциклопедия.
Первоначально погостами, видимо, назывались сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» торговля. Погостами постепенно стали называть и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погоста поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани.
Погост как термин, обозначавший территориальную единицу, проник в 12 веке в Латвию пагаст. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина погостов была различна.
Например, "снести на погост", что значит "похоронить". Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение.
Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. Это слово пришло к нам из русских письменных источников. С десятого по пятнадцатый век значение его неоднократно изменяется.
На вопрос, что это такое - погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение. В большом населенном пункте обязательно есть церковь и при ней место захоронения. Весь этот административный округ, выплачивающий подати, и есть погост. Позже так называется уже только сам храм с близлежащими могилами. А еще через некоторое время погост — это исключительно кладбище. Историческая справка Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления Со временем на погостах стали возводить храмы, хоронить умерших.
И постепенно стало так, что погост - это очистившаяся от административно-податной и торговой суеты земля. Она стала исключительно территорией вечного покоя. Повальное строительство на погостах церквей обусловлено развитием христианства. Теперь погост получал двойное имя, составленное из названия села и церкви. Этимологические изыскания Погост — город мертвых Если первоначально погост — это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых. В переводе на греческий язык — некрополь.
Так называлось захоронение за чертой древних городов, украшенное надгробиями и могильными плитами. И до сих пор во всем мире, там, где есть живые, их внимание приковывает погост. Что это? Попытка разобраться что ждет человека, когда он перейдет на вечное жительство на погост? Или просто дань уважения предкам? Известные погосты России В России множество знаменитых погостов.
Знаменитый Погост Кижи Спасо-Преображенский с церквями, сделанными без единого гвоздя, притягивает постоянный поток туристов.
Их могли использовать как точки для сбора налогов, организации обороны, а также для проведения ярмарок и других социальных событий. Примеры: Ярмарки на погосте были излюбленным местом для торга и обмена, к тому же они способствовали распространению информации между удаленными районами. Нередко именно в погостах проходили суды и решались спорные моменты между местными жителями. Архитектурные особенности погостов Теперь перейдём к самому интересному — к тому, как выглядел этот самый погост. Старинные деревянные церкви с узорчатыми вырезами, величественные каменные стены, душистые сады — всё это можно встретить, путешествуя по местам былой славы русской земли.
Структура типичного погоста.
Как уничтожение империи лишило русских своих корней
Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Ещё в Х веке на Руси погостом называли небольшие поселения на окраинах крупных обжитых территори. Термин «погосты» упомянут лишь в одном пункте устава, в самом начале длинного списка пожалований: «у Вержавлянех у Великих 9 погостъ, а в тех погостех платит кто же свою дань и передмерь истужници по силе, кто что мога. Все, что я вам поведаю в данном видео, это мое познание и личный опыт. Можете мне не верить, я лишь делюсь с вами информацией, а как вы с ней распоряжа. Погост. по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника(тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Что такое погост? Значение слова "погост"
Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. В Орловском крае называлось Погостье, а в Курском — Погостья. Данное слово применялось и в названиях населённых пунктов, например Дмитриевский Погост , Гусевский Погост и другие.
Курганы и погосты Курганы и погосты Курганы и погосты: До введения христианства на Руси одной из основных форм захоронений были курганы. Так было и задолго до славянского заселения Восточной Европы, достаточно вспомнить всем известные курганы скифов. Курганом обычно называют земляную насыпь поверх могил.
По большей части до... Курганы, и, погосты До введения христианства на Руси одной из основных форм захоронений были курганы. Содержание: Время прочтения: 3 минуты Древнерусские погребальные курганы После обращения в христианство Древнерусские погребальные курганы Курганом обычно называют земляную насыпь поверх могил. По большей части до нашего времени сохранились достаточно большие курганы, воздвигнутые либо над местами массовых погребений, либо там, где были захоронены великие вожди. Чем выше была насыпь над могилой, тем более славлен был похороненный. И конечно, более высокие курганы медленнее разрушались с течением времени, и соответственно, у потомков дольше сохранялась память о тех, кто был захоронен под ними.
Выделяют два основных типа курганов: При сооружении кургана первого типа вначале устраивали земляную ограду высотой до 4 м и диаметром до 140 м.
Из писцовой книги писца Андрея Васильевича Плещеева 1583 года, напечатанной в середине XIX века с большими пропусками, ряд прошедших изменений можно проследить. В центре погоста в данный период была построена вторая деревянная церковь, освящённая во имя Христова мученика Егория Георгиевская церковь. Церковный причт в 1583 году возглавлял поп Афанасий. В церковной деревне Фомино стояли, кроме поповского двора, дворы дьячка Истомки, пономаря Завьялко и проскурницы Степаниды. Также в описании погоста отмечена келья старца Ерофея, по-видимому, почитаемого местным населением богомольца. Земли Пелушского погоста были розданы в поместья московским дворянам вместе с проживающими в них крестьянами. Всего в погосте было 6 поместий, два из которых на момент описания пустовали.
В числе первых помещиков Пелушского погоста были дворяне Семейко Лодыгин, Василий Тулубьев, Куташев из которых последние два свои поместья, на момент описания погоста, уже потеряли. Монастырских и церковных владений на территории погоста по-прежнему не было. В конце XVI века Пелушский погост, вместе с другими погостами края, находился в состоянии хозяйственного упадка, вызванного неудачами правления первого русского царя Ивана IV. Георгиевский Койгушский погост Обонежской пятины Нагорной половины. В писцовой книге 1496 года описан как погост Егорьевский в Койгушах. Описание сохранилось полностью. На севере он граничил с Пелушским погостом, где находился куст деревень Радогощь. На западе территория погоста уходила в пределы современного Тихвинского района, где в верховьях рек Тутоки и Ретеши находились деревни, относящиеся в прошлом к Койгушскому погосту.
На юге территория погоста заканчивалась южнее озёр Пячино и Долгомошье. На востоке погоста находился куст деревень, расположенный на берегах Лидского озера. Из 136 населённых пунктов погоста переписи 1496 года до наших дней сохранились без переименований только Радогощь 1496 и Койгуши 1496. Центр погоста находился у озера Белое, к югу от деревни Койгуши. В 1496 году здесь уже стояла деревянная Георгиевская церковь. В церковный причт входили поп Кирило и дьячок Онцифорко.
Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» торговля. Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное — по селению и по церкви.
Что такое погосты в древней Руси?
Что такое погосты в истории России? | Кто такие погосты. Погосты это в древней Руси. |
Ответы : что такое погост? нужно узнать точное значение этого слова | ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба». |
Какие цветы можно приносить на кладбище?
- Приветствую Вас мои дорогие друзья, подписчики и гости сайта 🤗🍀🌹🍀
- Когда погосты превращаются в ... погосты?
- Что такое погост и где он на самом деле находится
- Погост: что это значит
- Как уничтожение империи лишило русских своих корней
Кладбище и погост: в чём разница? #магия #shorts
Что такое погост | погост, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. |
Кладбище. Хозяин кладбища Погостник | Во времена доисторического материализма поселения упоминали как погосты в государственных документах. |
ПОГОСТ — История России до 1917 года | Погосты также являются объектами изучения историков, археологов и этнографов, которые находят в них свидетельства о прошлом и помогают расшифровывать тайны древних времен. |
Урод, прелесть и погост: 6 русских слов, которые на Руси имели совсем иное значение
Кладбище и погост: в чём разница? #магия #shorts | В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. |
Погост — Рувики: Интернет-энциклопедия | В Южной Руси XI—XII веков погосты-территории именовались вервями[3], в некоторых документах XVII века они именуются приходами[4]. |
Что такое погост
После именно вокруг гостевых домов появлялись другие здания и разрастался город, который называли погостом. Такое административное деление на погосты и значимость погостской церкви сохранилось на Севере Руси вплоть до областной реформы, проведённой Екатериной II в 1775 г., когда погосты были упразднены. В статье рассказывается о том, что такое погосты, их роль в истории и культуре России, а также о туристической ценности этих уникальных объектов.
Как уничтожение империи лишило русских своих корней
это в древней Руси называлось так не только кладбище и крупные села на реках, но и центры княжеского правления. С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. это в древней Руси называлось так не только кладбище и крупные села на реках, но и центры княжеского правления.
Кладбище, погост, некрополь — в чем разница?
Эти места-погосты и навели Неволина на мысль о погосте как главном месте округа. Что такое погостская церковь? Это приходская церковь для всего погоста-округа и при ней кладбище для похорон погостских людей. И теперь у народа "погост" означает сельский приход и церковь с кладбищем Даль. В погостах встречаются еще частные церкви в селах и даже деревнях отдельных землевладельцев; но это их собственные церкви, они могут быть закрыты для публики; хоронить умерших около них тоже нельзя без дозволения господина. Эти церкви можно приравнять к современным домовым. Устройство погостских церквей было чрезвычайно разнообразно. В большинстве случаев они находились на владельческих землях: бояр, бояришек, владыки, монастырей и церквей городских. В этих случаях на том же погосте, кроме домов причта, иногда был дом господина, его людей, крестьян, поземщиков. При описании волости известного нам И. Захарьина-Лятцка прежде всего читаем: "На погосте церковь Великий Архангел Михаил; на погосте же двор поп Павел, двор церковный дьяк Олферко, сын его Ивашко, двор пономарь Офонаско, двор проскурница Анна, сеют ржи 6 коробей, а сена косят 40 копен, 2 обжи" II.
Здесь на погосте никого нет, кроме причта. А на погосте в деревнях известного нам Зах. Овинова живет сам новый помещик и его люди, а прежде жили люди Овинова II. Погостские церкви строились в деревнях не одних богачей, они встречаются и на землях небогатых своеземцев. Своеземцу Ивашке Миронникову принадлежало всего четыре деревни, а на его земле была погостская церковь, и на том же погосте, кроме дворов причта, было два двора его крестьян II. Весьма много погостских церквей встречается на землях владычных и монастырских. На таких погостах весьма нередко были и дворы владычных и монастырских крестьян и непашенных людей; встречаются там и владычные и монастырские дворы4. Встречаются погостские церкви и на землях, общих нескольким владельцам. При этом также бывают на погостах господские и крестьянские дворы какого-либо из совладельцев, а иногда и каждого из них5. Мы не можем останавливаться здесь на вопросе, как и чем обеспечивалось содержание погостских церквей и причта.
Это выходит за пределы нашей задачи. Укажем только на то, что иногда причту отводились местными владельцами земли, которые им и возделывались. Очень может быть, что именно таким образом, то есть путем частного пожертвования, возникли погостские церкви, о которых писцы говорят, что у них пашня на церковной земле. Обыкновенно на таких погостах никто, кроме причта, не живет6. Это указывает на то, что эти церковные земли были невелики и сдавать в аренду было нечего. Они возделывались руками причта. Если на погосте жил сам владелец или его ключник, то о принадлежащих ему деревнях говорится, что они тянут к погосту, то есть тянут к месту жительства господина платежом дохода. Предоставление частными владельцами своих земель под устройство церквей и кладбищ и для помещения причта, а иногда и пахотных для него земель является делом усердия; а со стороны владыки и монастырей такое пожертвование входит даже в круг их христианских обязанностей по распространению и поддержанию веры. В конце XV века эта деятельность духовных учреждений и частных лиц не была, однако, на высоте задачи. Встречаются погосты, в которых не было ни церкви приходской, ни погоста места.
Писцы иногда так и пишут: "Погост Заверяжье. А церкви погостския нету, ни погоста". В Вотской пятине таких погостов без погостских церквей — пять на 36 погостов.
Билибин Итак, погосты были центром торговли и сбора подати. За налогами по погостам ездили княжеские дружины. Сюда же приезжали торговцы гости и жители ближайших селений. Сбор налогов и торговля сопровождались пирами, весельем, подарками. Погост мог восприниматься как один большой постоялый гостевой двор.
Читатели блога уже знают, что в древнерусском языке «гостинцем» называлась большая дорога, по которой приезжал гость купец , а только потом развилось значение «подарок издалека с большой дороги ». Билибин Со временем погост разрастался, в центральном поселении обязательно возводили церковь, появлялась необходимость в кладбищах. Так слово «погост» могло претерпеть семантические изменения: сначала «сельская церковь с кладбищем», потом просто «кладбище».
Кладбище, обычно сельское в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем.
Снесли на п. Мёртвых с погоста не носят посл. Кладбище с церковью вообще; яросл. Были и кости, да все на погосте.
Были кости, да легли на погосте. На погосте живучи, над покойниками не наголосишься. У погоста на, при погосте живучи, всех не оплачешь не оплакать. Жаль, жаль, а везти на погост говор, мыши, погребая кота.
И жаль батьки, да везти на погост. Несут гостя до погоста. Щеголь с погосту, и гроб за плечами. Живет на погосте, а хлеба ни горсти новг.
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости. И на погосте живут, да колокольни молятся коли поп не служит. Мертвых с погосту домой не носят.
То есть, когда люди называли кладбище кладбищем, тема смерти только подразумевалась. Социальный запрет до сих пор распространяется на любые слова и выражения, которые так или иначе связаны с темой смерти. Использование эвфемизмов здесь не редкость. Ведь даже говоря о том, что человек умер, мы часто произносим фразы: «он нас покинул», или «ушел в лучший мир», или «ушел из жизни». Если смотреть с этой точки зрения, то кладбище можно считать одним из первых эвфемизмов в истории.
Что такое некрополь? Слово некрополь происходит от греческого «necropolis», что означает «город мертвых». Тут стоит вспомнить, что древние греки жили в полисах, то есть в городах. А мертвых хоронили за стеной, и это была их территория. Они действительно напоминали города, потому что для умерших строили гробницы, не всегда, конечно, такие шикарные, как для фараонов, но все же склепы чаще встречаются на древних кладбищах, чем обычные могилы. Впрочем, и таких хватало. Но в земле старались не хоронить, потому что тогда еще копали неглубокие ямы, да и местность была засушливая, много песка. Богатые люди покоились в гробницах, а земле предавали бедняков.