2023 года. Когда необязательно использовать кассовые аппараты. Нужна ли онлайн касса самозанятым в 2024 году.
Нужна ли онлайн-касса самозанятому
Когда нужен кассовый аппарат: при превышении ежегодного дохода 2,4 млн рублей и вынужденной регистрации ИП. Модель кассового аппарата нужно выбрать из предложенного списка. Подборка наиболее важных документов по вопросу Применение ккт при оплате самозанятому нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Но при этом кассовый аппарат вам не потребуется. С 1 марта 2024 года начали действовать новые правила работы с самозанятыми — плательщиками НПД. И у тех, кто уже стал самозанятым, и у тех, кто только собирается зарегистрироваться в качестве плательщика НПД, нередко возникает вопрос: а нужна ли касса самозанятым, должны ли они применять ККТ?
Касса для самозанятых: в каких случаях она нужна
В статье разбираемся, нужна ли онлайн-касса самозанятым и ИП на НПД. Самозанятые граждане и ИП не ведут бухгалтерский учет доходов, полученных при применении спецрежима «Налог на профессиональный доход». Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года.
Кому не нужно ставить кассовый аппарат в 2023 году
Чтобы физлицо могло применять НПД, его деятельность должна соответствовать ряду требований. Самозанятый — это налогоплательщик, который: работает на себя, без работодателя; не имеет наёмных сотрудников; получает годовую прибыль не выше 2,4 млн рублей в год; не применяет другие специальные налоговые режимы. Закон ограничивает сферы деятельности для самозанятых. Плательщик НПД не имеет права заниматься продажей товаров, которые подлежат акцизу или обязательной маркировке, добычей и реализацией полезных ископаемых, перепродажей имущественных прав и любых видов продукции, доставкой товаров с приёмом платежей в пользу других лиц. Кроме того, самозанятый не может выполнять работы по агентскому договору или договору поручения. Индивидуальный предприниматель также может перейти на НПД, если его деятельность не нарушает условия, которые указаны в законе. Законодатели не опубликовали перечень видов деятельности, которой могут заниматься самозанятые на НПД. ФНС утверждает, что самозанятые имеют право работать в разных сферах, в частности: продавать товары собственного производства; оказывать на дому косметические услуги; проводить экскурсии; организовывать торжественные мероприятия: свадьбы, юбилеи; сдавать в аренду жилищную площадь; заниматься копирайтингом, программированием, веб-дизайном; быть репетиторами. Более того, физические лица со статусом самозанятых не могут применять контрольно-кассовую технику, поскольку для её использования необходим расчётный счёт, который оформляют только ИП и организациям.
Онлайн-касса потребуется самозанятому в том случае, если он потеряет право платить НПД. В таких ситуациях нужно оформить ИП или зарегистрировать юридическое лицо и перейти на другой режим налогообложения. После смены статуса «бывшему» самозанятому придётся приобрести онлайн-кассу , поскольку большинство индивидуальных предпринимателей и организаций обязаны её использовать.
Не обязательно выбирать из отечественных устройств — присмотритесь к аппаратам, адаптированным к российскому рынку или кассам, которые продаются на «Авито».
Последний вариант стоит рассматривать в случае жесткой экономии коммерческих средств. Все же лучше переплатить за новую кассу и наслаждаться гладким рабочим процессом. Плюсы и минусы Затраты на переустройство рабочего места, расходы на банковские комиссии, обслуживание кассового аппарата, повышение квалификации сотрудников, переход на другой налоговый режим и многое другое можно смело отнести к минусам. Преимущество самозанятых — это работа дома Источник: piqsels.
Обязанность заводить дорогостоящий аппарат ложится на плечи самозанятых, перешедших черту высокого дохода и нуждающихся в наемных работниках. Однако даже прибыль свыше двух миллионов не обеспечивает расходы на приобретение кассовых аппаратов для всех торговых точек. Поэтому лучше воспользоваться кредитом для поддержания вашего дела на плаву.
С 2023 года налог на самозанятость можно платить через единый налоговый платеж ЕНП , но это не обязательно. Если самозанятый не заплатит налог в срок, его оштрафуют. Налоговики посчитают долги в течение десяти дней.
И уже 8-го числа следующего месяца уведомляют о долге и необходимости оплатить пени. Отсчет идет с 29-го числа и до дня погашения долга. Сумма пеней рассчитывается автоматически, вы увидите ее в приложении. Причем банки, где обслуживаетесь, тоже получат эту информацию. Напомнят вам о задолженности и предложат оплатить. Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит долг, не всегда нужно переживать.
Возможно, сведения зависли в пути — если платили с карты, на обработку платежа уходит до десяти дней, по квитанции — до 20 дней. Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой уплаты налога считают день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции. Информация дойдет до налоговой, и запись о долге пропадет. Платите вовремя, не откладывайте расчеты с ФНС и регулярно заглядывайте в «Мой налог». Кроме того, приложение оповещает самозанятого, что пришло письмо от ФНС — включите возможность отправки уведомлений в смартфоне. Еще можно подключить автоплатеж с карты.
Тогда банк-партнер сам выполнит расчеты с ФНС. О предстоящих списаниях с карты банк предупредит по SMS за несколько дней до уплаты налога. Что делать, если лишились статуса самозанятого Плательщик НПД может лишиться статуса по ряду причин. Вы стали самозанятым, но не подходите под категории, например, по виду деятельности или территории. Не отказались от других налоговых режимов — на это есть месяц с даты регистрации в приложении «Мой налог». Заработали за год более 2,4 млн рублей.
Приняли на работу сотрудника по трудовому договору. Статус самозанятого аннулируют с того момента, как нарушено одно из условий. А доход, который получили после потери самозанятости, будет облагаться другими налогами. Физлицам придется подавать декларацию 3-НДФЛ, заявлять доход и самим платить подоходный налог, ИП — менять налоговый режим. Штрафов за неправильный выбор налогового режима для самозанятых нет.
И если до сих пор Нацбанк допускал некоторые послабления, то с 1 января 2023 года на вопрос, нужна ли касса, практически один ответ — нужна, будь вы частный предприниматель или юридическое лицо. Даже если речь идет о рыночном лотке или услугах на дому. Разбираемся — кому надо покупать новое устройство, что для этого надо, сколько стоит и можно ли как-то обойти это требование — с практикующим главным бухгалтером, ведущей свой блог про бухучет и налогообложение в Instagram, членом Палаты налоговых консультантов Татьяной Дубиной. Один из самых частых вопросов, по словам Татьяны, которые задают будущие предприниматели при открытии своего дела, можно ли не использовать кассу и принимать деньги через квитанцию. Ответ — нет, нельзя. Только в очень редких случаях. Приобрести кассовое оборудование придется всем, чей бизнес связан с: розничной торговлей продовольственными и непродтоварами, в том числе сельхозпродукцией на рынках, ярмарках; любой розницей в сельских магазинах потребкооперации сельпо «магазин с одним продавцом»; разносной торговлей овощами, фруктами, ягодами, грибами продажа с машин, передвижных лотков и т. При этом без кассовых аппаратов по-прежнему можно будет: продавать живую рыбу из цистерн, растительное масло и безалкогольные напитки на розлив; оказывать некоторые услуги в сельской местности список услуг большой ; использовать детские развлекательные аппараты, где нужно бросать деньги в специальное устройство; быть ремесленником или самозанятым. Но если кондитер оформлен как ИП, то наличие кассового аппарата, расчетного счета и т. Штраф за отсутствие кассы или ее неправильное использование будет ощутимым: для физлица или индивидуального предпринимателя — до 100 базовых 3200 рублей , для юрлица — в 2 раза больше. Исключение — форс-мажорные ситуации, когда работа без кассового оборудования обусловлена внезапным выключением электричества при аварии или если сам аппарат на ремонте — до момента починки. Что нужно, чтобы установить кассовый аппарат? Если вашим представлениям о работе с кассой больше 10 лет — забудьте их, все сильно поменялось. Теперь все кассы работают в связке с СКНО средство контроля налоговых органов.
Работа бухгалтерии с чеками самозанятых
Самозанятый может работать без онлайн-касс, не нарушая закон, если не принимает в качестве оплаты банковские карты. Должен ли самозанятый использовать контрольно-кассовую технику? Подводя итог, еще раз хочется отметить: самозанятые граждане не должны приобретать или брать в аренду онлайн-кассовые аппараты.
Нужна ли онлайн-касса самозанятым гражданам?
Но для этого ИП должен будет в течение 30 дней после регистрации в приложении «Мой налог» послать уведомление о снятии его со спецрежима, на котором он находился до НПД. Особенности применения кассовых аппаратов Граждане, получившие статус самозанятых, имеют право не применять онлайн-кассу. Об этом прямо сказано в п. Когда узнал, что можно работать без кассы. Источник: freepik.
Вернитесь в личный кабинет на сайте налоговой службы, на вкладку «Учет контрольно-кассовой техники». Откройте «Отчет о регистрации ККТ»: укажите в нем время чека, его порядковый номер и в строке «Фискальный признак» 10 цифр с аббревиатурой «ФП» или «ФПД» — эту информацию вы тоже берете из отчета. Нажмите кнопку «Подписать и отправить» — анкета уйдет на проверку в ФНС. Если она пройдет успешно, то на сайте появится отметка «ККТ зарегистрирована». Шаг 6. Получите карточку регистрации онлайн-кассы. Если фискализация прошла успешно, вы получите карточку регистрации, подписанную усиленной квалифицированной подписью налоговой службы. Карточку регистрации не нужно распечатывать, она будет храниться в вашем личном кабинете на сайте ФНС Шаг 7. Введите параметры регистрации в личном кабинете ОФД. После получения карточки регистрации добавьте кассу в личном кабинете на сайте ОФД. Укажите параметры настройки — у каждого оператора они свои — и нажмите «Зарегистрировать кассу». Ошибки при регистрации ККТ в налоговой инспекции Налоговая инспекция может отказать в регистрации, если: в реестре ККТ или реестре фискальных накопителей нет сведений о вашем устройстве; ККТ числится как потерянная или украденная; в заявлении о регистрации указаны недостоверные или неполные сведения, например неправильный адрес установки. Еще могут отказать в регистрации онлайн-кассы, которая будет работать в автономном режиме, если адреса места установки и работы кассы нет в утвержденном перечне отдаленных местностей. Что делать, если с кассой возникли проблемы Рассказываем, что делать, если онлайн-касса: не подключается к интернету; сломалась или не работает из-за отключения электричества; заблокирована DDoS-атакой. Онлайн-касса не подключается к интернету.
Более того, физические лица со статусом самозанятых не могут применять контрольно-кассовую технику, поскольку для её использования необходим расчётный счёт, который оформляют только ИП и организациям. Онлайн-касса потребуется самозанятому в том случае, если он потеряет право платить НПД. В таких ситуациях нужно оформить ИП или зарегистрировать юридическое лицо и перейти на другой режим налогообложения. После смены статуса «бывшему» самозанятому придётся приобрести онлайн-кассу , поскольку большинство индивидуальных предпринимателей и организаций обязаны её использовать. Как самозанятые выдают чеки Несмотря на то что самозанятые не применяют онлайн-кассу, они обязаны пробивать чеки своим клиентам и передавать данные о расчётах в Федеральную налоговую службу. Приложение доступно на смартфонах и в веб-версии. Его можно скачать во всех крупнейших магазинах приложений или на сайте ФНС. Пользователи приложения «Мой налог» могут формировать чеки и отправлять их покупателям в электронном виде. Сервис также позволяет выводить документы на печать — так самозанятый получает возможность выдавать клиентам бумажные чеки. Сформированные чеки содержат ряд обязательных реквизитов: ИНН и ф. Все документы сохраняются в Личном кабинете приложения. Если самозанятый оказывает услуги или продаёт изделия юрлицам или ИП, он обязан указать ИНН контрагента при расчёте.
Нужно ли оформлять кассовый чек при покупке товаров у самозанятого? Нужно ли при выплате денежных средств такому физлицу оформлять кассовый чек? Ответ: Если организация ИП приобретает у самозанятого лица не ИП товары для перепродажи, то при их оплате она должна оформить кассовый чек на "расход". Объяснение следующее: Организации и ИП должны применять онлайн-кассу, если принимают получают или выплачивают денежные средства наличными и или в безналичном порядке за товары, работы, услуги кроме установленных законом случаев.
Нужна ли касса самозанятым
Модель подходит для тех, кто продает крепкий алкоголь или пользуется программами для автоматизации продаж. Для использования такой кассы нужно отдельно подключить эквайринг Тинькофф, купить и установить фискальный накопитель и зарегистрировать кассу в налоговой.
Если вы решите перейти на НПД, то в течение месяца после постановки на учет в ФНС нужно направить уведомление о прекращении применения других систем налогообложения. Получил доходы свыше 2,4 миллионов рублей за год. На уплату НПД нельзя будут перейти тем, кто занимается розничной торговлей и сдает в аренду коммерческую недвижимость. Платить налог на доходы от сдачи жилых помещений по новой системе можно. Налоговая база, ставки и период Налоговой базой являются доходы, полученные за налоговый период, на расходы они не уменьшаются.
В законе перечислены доходы, при получении которых НПД платить нельзя. Они облагаются другими налогами и сборами. Список доходов такой: деньги, полученные по трудовому договору зарплата, премии и тд. Под действие налога не попадают также доходы муниципальных и государственных служащих кроме денег от сдачи в аренду жилья , арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов. Если сделки заключаются с теми и другими, то учет будет вестись раздельно. Налоговая будет ориентироваться на ИНН покупателя или заказчика и в зависимости от того, физическое это лицо, ИП или организация, и будет применять ставку. Налоговый период — 1 месяц.
Не позднее 12 числа следующего за отчетным месяца налоговый орган отправит через «Мой налог» уведомление с расчетом налога. Оплатить налог нужно будет не позднее 25 числа за предыдущий месяц. Налогоплательщик может предоставить ФНС право списывать сумму налога со счета в банке, например, чтобы не пропустить срок оплаты. Налоговый вычет Каждый плательщик НПД может получить налоговый вычет. Общая сумма вычета не может превышать 10 тысяч рублей. Это значит, что сумму налога будут уменьшать пока размер льготы не достигнет этой суммы. Вычет можно получить один раз.
Налогоплательщик может сняться с учета и снова встать через некоторе время , в этом случае вычет не предоставят, если он ранее был полностью использован.
Оно адаптировано под разные операционные системы и устанавливается на любое мобильное устройство. Налогоплательщики на НПД обязаны выдавать клиентам чеки через приложение «Мой налог». Вот как сформировать чек в приложении «Мой налог»: Написать наименование услуги и цену. Также интерфейс приложения позволяет написать несколько наименований услуг списком. Сформированный документ сохраняется в приложении, так что его можно использовать как шаблон при работе с тем же клиентом. Указать дату расчёта. Можно оставить сегодняшнюю дату или выбрать нужную из выпадающего календаря.
Но самозанятый гражданин может добровольно купить для себя кассовый аппарат для внутренней отчетности - пробивать на нем квитанции и отдавать клиентам. Однако официально зарегистрировать кассу в налоговой инспекции не получится - для этого нужно открывать ИП или ООО. К квитанциям, которые будет выдавать самозанятый гражданин нет никаких требований. ЕНВД: нужен ли кассовый аппарат? Отсутствует такая обязанность, если Вы: ведете расчеты с партнерами через банковские счета по безналичному расчету; находитесь в труднодоступном регионе, который внесен в список таковых постановлением законодательного органа данного региона, либо на федеральном уровне. В этом случае вы должны выдавать клиенту БСО - в обязательном прядке. Розничная торговля: нужен ли кассовый аппарат Торговля периодикой, мороженым, разливным квасом, ценными бумагами, продуктами питания в учреждениях образования, билетами, проездными документами подпадает под обязательную установку ККТ.
Применение ккт при оплате самозанятому
Исключением будут те, кто ведет расчеты в качестве самозанятых или официально освобождены от задействования ККТ, в том числе патентом. Сдача помещений в аренду Предприниматели обязаны использовать кассовые аппараты при сдаче в аренду организациям или другим ИП нежилых помещений. Правило распространяется на безналичные и наличные расчеты. Когда ККТ не потребуется: сдаваемое в аренду помещение относится к категории жилых; ИП применяет ПСН, имеет право собственности на помещение и выдает документ с реквизитами, подтверждающий оплату; нежилое помещение сдается организации или ИП, а оплата производится безналичным путем, в том числе платежным поручением. Продажа имущества Продавая имущество, ранее задействованное в предпринимательской деятельности, человек действует от лица ИП. Поэтому полученные от реализации средства приравниваются к доходу, как и продажа товаров, работа или услуги. Передача средств за предпринимательское имущество равноценна оплате за другую деятельность ИП. Предприниматель должен при этом обязательно использовать кассовый аппарат и отбивать чек. Факт того, что продажа имущества не относится к основной деятельности ИП, не имеет значения. Правило зафиксировано в ст. Прием денег на карту от физлица Если предприниматель в 2023 году получает от физического лица средства на личную карту за товары, услуги или работу, то все равно должен использовать кассовый аппарат.
Хотя счет приема денег будет личным, оплата принимается со стороны ИП.
Другой вариант — превышение лимита дохода. По действующим правилам, если сумма заработанных средств за год превысила 2 400 000 рублей, статус самозанятости аннулируется автоматически. Прибыль сверх этой суммы облагается НДФЛ, а если гражданин успел открыть ИП — налогом, предусмотренным в выбранном режиме. Правила для индивидуальных предпринимателей Самозанятость как спецрежим доступна для физлиц независимо от коммерческой занятости, и это касается в том числе ИП. Если предприниматель работает сам, его доход не превышает 2 400 000 рублей в год, а деятельность не относится к числу исключений по возможности выбора спецрежима, то он вправе оформиться как ИП в статусе самозанятого. При этом ему также не нужна физическая касса: чеки оформляются в личном кабинете налогоплательщика или через приложение.
Как оформлять чеки при самозанятости Когда плательщик НПД получает доход, он открывает личный кабинет или приложение «Мой налог» и создает новый чек. Если клиент — физлицо, не потребуется указывать иной информации, кроме полученной суммы. Чек для юрлица обязан содержать ИНН клиента.
Частые вопросы Кто освобожден от работы с онлайн-кассой в сфере услуг Полный список исключений приведен в ст. Вот лишь несколько видов деятельности, где можно не использовать кассу, если оказываете следующие услуги: Ремонт обуви.
Поставки питания в образовательные учреждения во время учебных занятий. Прием стеклопосуды и утильсырья. Кроме металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Вот как сформировать чек в приложении «Мой налог»: Написать наименование услуги и цену. Также интерфейс приложения позволяет написать несколько наименований услуг списком. Сформированный документ сохраняется в приложении, так что его можно использовать как шаблон при работе с тем же клиентом. Указать дату расчёта. Можно оставить сегодняшнюю дату или выбрать нужную из выпадающего календаря. Выбрать способ передачи чека. Электронный можно отправить на электронную почту клиента, на его мобильный телефон, в одну из соцсетей.
Коротко о главном: 5 пунктов
- Сроки введения онлайн-касс для самозанятых
- Расчет за товары, работу или услуги
- Кассовый аппарат для ИП в 2024 г. Когда можно обойтись без него?
- Касса для самозанятых: в каких случаях она нужна
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Чек нужно сформировать и передать клиенту не позднее 9-го числа следующего месяца. А в некоторых ситуациях — сразу после получения денег. А при повторном нарушении в течение шести месяцев штраф будет равен сумме дохода. Запомнить Самозанятость — самый простой способ получать доход легально, если работаете сами на себя, без сотрудников с трудовыми договорами. Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить страховые взносы за себя.
Налоги с доходов за предыдущий месяц платят до 28-го числа текущего месяца.
Новые правила выплат самозанятым с 1 марта 2024 года Под особый контроль попали выплаты самозанятым. ФНС уже начала передавать специальным комиссиям сведения о работодателях, которые переводят самозанятым больше 20 000 рублей в месяц. Если комиссия докажет факт нелегальной занятости, работодателя внесут в реестр под контролем Роструда. Он заработает с 1 января 2025 года и будет включать в себя общедоступную информацию, размещенную на сайте ведомства. Так Вы не пропустите важную и полезную информацию о программах "1С", работе с ними, сервисах и услугах.
К квитанциям, которые будет выдавать самозанятый гражданин нет никаких требований. ЕНВД: нужен ли кассовый аппарат? Отсутствует такая обязанность, если Вы: ведете расчеты с партнерами через банковские счета по безналичному расчету; находитесь в труднодоступном регионе, который внесен в список таковых постановлением законодательного органа данного региона, либо на федеральном уровне. В этом случае вы должны выдавать клиенту БСО - в обязательном прядке. Розничная торговля: нужен ли кассовый аппарат Торговля периодикой, мороженым, разливным квасом, ценными бумагами, продуктами питания в учреждениях образования, билетами, проездными документами подпадает под обязательную установку ККТ. Аналогично можно поступить и при реализации овощей на развалах, продаже религиозной атрибутики, литературных произведений. Услуги: нужен ли кассовый аппарат С 1 июля 2018 года при оказании услуг и выполнении работ придется не просто выдавать БСО как и раньше , но делать это с помощью автоматизированной системы в электронном виде.
Если фактически работы оказаны позже выдачи чека и это указано в акте, то приходуйте по дате акта. В этом случае акт служит дополнительным документом для налогового учета, который отражает дату или период предоставления услуги. Если акт самозанятый предоставил на всю сумму, а Вы оплачиваете ее позже и частями, то самозанятый в этом случае оформляет отдельный чек на каждую оплату. И тут возникает проблема. Из разъяснений Минфина следует, что можно списать расходы только после оплаты, то есть частями по чекам. Но тогда нарушается общий принцип признания расходов методом начисления. По нему расходы признаются в том периоде, к которому они относятся ст. Может получиться, что услуги оказаны в одном налоговом периоде, а платите за них в следующем. Чтобы не было проблем с налоговиками, не задерживайте оплату самозанятым письмо Минфина от 31. Товарная накладная или товарный чек — документы не обязательные. Если хотите получать их, то укажите это в договоре.