Каким он будет, будет ли вообще и почему новый виток обострения ситуации на Ближнем Востоке вряд ли станет прологом к третьей мировой войне, «Парламентской газете» в воскресенье, 14 апреля, рассказал известный дипломат и политолог Яков Кедми. Ядерное оружие Ирана, факты о наличии стратегического вооружения, дальность ракет Исламской республики Иран, самолеты, подводные лодки.
Когда Израиль может применить ядерное оружие: отвечают военные и политологи
Сейчас Иран имеет восемь объектов, связанных с производством и исследованием в области ядерной энергетики, а военные эксперты не исключают, что на одном из них идет разработка ядерных боеголовок. Так, Исламская Республика Иран обладает установкой по переработке урана в Исфахане, исследовательским заводом по обогащению ядерного топлива в городе Нетез, а также рядом других объектов. Если количество ядерных боеголовок, стоящих на вооружении Ирана доподлинно неизвестно, то с их носителями дела обстоят намного проще, — Иран имеет три вида носителей на земле, воде и в воздухе ядерная триада , на которых можно разместить ядерное оружие. Наземные носители ядерного оружия Ирана, представлены твердотопливными баллистическими ракетами средней дальности. Иран не имеет своих межконтинентальных баллистических ракет, способных поражать цели на расстоянии более 10 тысяч километров. Все стратегические баллистические ракеты страны имеют среднию дальность, которой достаточно для нанесения удара по Израилю, — главному экзистенциальному противнику Ирана.
В настоящий момент элиты Штатов не обладают большим желанием ввязываться в большой конфликт с Тегераном, полагает американист Малек Дудаков. Кроме того, нестабильность в Иране неблагоприятно скажется на стоимости нефти. Столь глобальное противостояние рискует обернуться непредсказуемыми последствиями, одним из которых может стать даже применение ядерного оружия.
Однако из-за большой активности израильского лобби внутри Штатов американцам приходится считаться с мнением Тель-Авива», — отмечает он. Еще один важный фактор — расхождение партийных коалиций в отношении ситуации на Ближнем Востоке. Республиканцы, в отличие от демократов, настроены куда более решительно. Оппозиция серьезно критикует Байдена за его неготовность полностью встать на сторону Израиля. Вполне вероятно, что данная точка зрения в определенный момент может возобладать в кругах американской элиты, но в настоящий момент говорить об этом рано», — говорит Дудаков. Дело в том, что Штаты давно расходятся во мнении по целому ряду внешнеполитических аспектов с Нетаньяху, который зарекомендовал себя в качестве жесткого и бескомпромиссного лидера. Именно он выступал против ядерной сделки с Тегераном, в то время как администрация Обамы делала на этот проект огромную ставку. Вашингтон долгое время был вынужден поддерживать премьер-министра Израиля, из-за чего отношения страны с арабскими государствами существенно обострились», — напоминает эксперт.
После начала конфликта Тель-Авива и ХАМАС многие эксперты прогнозировали закат карьеры главы израильского правительства, однако ему удалось удержаться у власти, так как противостояние с Палестиной приобрело очень острый характер.
Иранские власти активно приближаются к созданию ядерного оружия Мария Дроздова В мире Это требует жесткой реакции Запада В своем интервью для британской газеты The Sunday Telegraph израильский премьер Нафтали Беннет заявил , что власти Ирана приблизились к созданию ядерного оружия ЯО. В связи с этим он потребовал жесткой реакции Запада для пресечения дальнейших работ.
Нынешний американский лидер Джо Байден неоднократно сигнализировал о готовности вернуть Вашингтон в ядерную сделку с Тегераном. В ноябре Иран заявил, что пересмотрит свои соглашения с МАГАТЭ в свете принятия его последней резолюции, в которой агентство призвало Тегеран в срочном порядке объяснить происхождение ядерного материала, обнаруженного ранее на его объектах, и предоставить документацию и доступ к этим объектам. В Иране в ней усмотрели инструмент для оказания политического давления на исламскую республику.
Армянское издание: авторитет США подорван, Россия может развернуть ТЯО и в Иране
На сегодняшний день у Ирана ядерного оружия нет. Иран намеревался создать свою атомную бомбу и до Исламской революции 1979 года ему в этом помогали США и Германия. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). — Изменится ли ситуация, если Иран создаст свое ядерное оружие? То есть – Иран теперь не в шаге, а буквально в полушаге от получения ядерного оружия.
В США заявили об отсутствии свидетельств готовности Ирана к получению ядерного оружия
На основании достигнутого соглашения Иран взял на себя обязательства: оставить не более 5060 центрифуг на заводе по обогащению ядерного топлива в г. В обмен на реализацию Ираном положений СВПД, стороны соглашения обязались поэтапно снять ранее введённые санкции с Ирана. СВПД предусматривает, что в случае нарушения Ираном своих обязательств санкции будут восстановлены в полном объёме после рассмотрения данного вопроса Совместной комиссией СВПД. Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении экономических санкций, обвинив Иран в нарушении требований соглашения: развитии баллистической ракетной программы, поддержке террористических групп и т. Роухани уведомил участников СВПД о поэтапном сокращении ранее взятых на себя обязательств до возращения Вашингтона в ядерную сделку. Закон был принят в ответ на убийство 27 ноября 2020 г. Участники подписания Саадабадского договора. Слева направо: министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен, министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, глава иранской делегации на переговорах по ядерной программе Хасан Роухани, президент Ирана Мохаммад Хатами, министр иностранных дел Ирана Камаль Харази, министр иностранных дел Германии Йозеф Фишер. Дворец Саадабад, Тегеран.
С апреля 2021 г. Опубликовано 20 декабря 2022 г. Последнее обновление 20 декабря 2022 г.
Новый ядерный мир до безобразия многополярен. И в этом его слабость, потому что при таком раскладе обзавестись собственной ядерной программой способна даже террористическая организация. Это означает только одно: угроза ядерной войны никуда не исчезла, а просто трансформировалась.
Вместо опасности глобального ядерного конфликта появился риск локальных войн, участники которых сгоряча запросто могут шмальнуть парой-тройкой атомных зарядов. К чему это приведет и чем закончится, можно только предполагать. В июле 1993 года Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, став первым государством, добровольно отказавшимся от обладания ядерным потенциалом. Последние ракеты покинули территорию нашей страны в ноябре 1996 года. Взамен ведущие ядерные державы предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 года. В документе прописано невмешательство во внутренние дела нашей страны, неприменение мер экономического и политического давления.
Однако на практике Беларусь на протяжении многих лет стала подвергаться различным санкциям и ограничениям со стороны западных государств. Наша страна и сегодня остается активным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению. Осенью прошлого года белорусская резолюция по запрещению новых видов оружия массового уничтожения получила поддержку в ООН. Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку?
У нас нет никакой информации или признаков того, что в Иране есть ядерная программа», — сказал господин Гросси журналистам цитата по ТАСС. В ноябре 2023 года Reuters сообщал, что при дальнейшем обогащении урана Иран сможет создать три атомные бомбы. Это единственная страна, которая обогатила уран до столь высокого уровня и при этом не произвела ядерное оружие. В 2015 году Китай, Россия, Великобритания, Франция, США и Германия заключили Совместный всеобъемлющий план действий с Ираном, направленный на разрешение кризиса вокруг иранской ядерной программы.
В обмен на реализацию Ираном положений СВПД, стороны соглашения обязались поэтапно снять ранее введённые санкции с Ирана.
СВПД предусматривает, что в случае нарушения Ираном своих обязательств санкции будут восстановлены в полном объёме после рассмотрения данного вопроса Совместной комиссией СВПД. Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении экономических санкций, обвинив Иран в нарушении требований соглашения: развитии баллистической ракетной программы, поддержке террористических групп и т. Роухани уведомил участников СВПД о поэтапном сокращении ранее взятых на себя обязательств до возращения Вашингтона в ядерную сделку. Закон был принят в ответ на убийство 27 ноября 2020 г. Участники подписания Саадабадского договора.
Слева направо: министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен, министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, глава иранской делегации на переговорах по ядерной программе Хасан Роухани, президент Ирана Мохаммад Хатами, министр иностранных дел Ирана Камаль Харази, министр иностранных дел Германии Йозеф Фишер. Дворец Саадабад, Тегеран. С апреля 2021 г. Опубликовано 20 декабря 2022 г. Последнее обновление 20 декабря 2022 г.
Связаться с редакцией.
Почему Иран обязан иметь ядерное оружие
Применит ли Израиль ядерное оружие против Ирана, читайте мнения экспертов в ФедералПресс. пишет на страницах Wall Street Journal Реуэль Марк Герехт, в прошлом сотрудник ЦРУ, который занимался Ираном. И у Ирана без пяти минут есть ядерное оружие. Политолог Асафов назвал появление ядерного оружия у Ирана поводом для эскалации. Политолог Асафов назвал появление ядерного оружия у Ирана поводом для эскалации.
Пополнит ли Иран клуб ядерных держав
У Ирана есть ядерная программа с момента основания государства в 1980-х, из-за этого с 1990-х страна подвержена экономическим санкциям. Шли подчеркнул, что оружие может быть необходимо Ирану не для нападения, а для гарантии собственной безопасности. Вместе с тем издание подчеркивает, что неизвестно, решится ли Иран в итоге на создание ядерной бомбы.
Иран + Ядерное оружие
Давно слышал, что то ли у Ирака, то ли у Ирана, есть ядерное оружие, но они скрывают этот факт. Израиль, который в Иране считают своим главным врагом и которому Иран отказывает в возможности вообще существования, конечно, делает все возможное, чтобы у Ирана не появилось ядерное оружие. Будет ли иранское оружие снабжено такими механизмами? Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого. В своем интервью для британской газеты The Sunday Telegraph израильский премьер Нафтали Беннет заявил, что власти Ирана приблизились к созданию ядерного оружия (ЯО). В начале 2018 года, были опубликованы некоторые документы по ядерной программе Ирана, из которых стало ясно, что Исламская Республика разрабатывает ядерное оружие с 1990-х годов.
Иранские власти активно приближаются к созданию ядерного оружия
Хотя это соглашение не объявлено мертвым, оно превратилось в пустую оболочку». Глава ядерной организации ООН добавил, что «У Ирана есть ядерные материалы, необходимые для создания нескольких видов ядерного оружия, но я должен подчеркнуть, что в настоящее время у Ирана нет никакого ядерного оружия». Это очень важный вопрос.
Выясняло издание ВВС "Пока я президент Соединенных Штатов, Ирану никогда не будет позволено получить ядерное оружие", - с этих слов Дональд Трамп начал 8 января заявление по поводу иранского ракетного удара по американским базам в Ираке. Президентские выборы в США будут уже в ноябре, но Иран, судя по его нынешнему поведению, вряд ли собирается обзаводиться "бомбой" и после этого срока, переизберется Трамп или нет. Этот шаг был объявлен заранее - Иран начал выход из соглашения 8 мая 2019 года, через год после выхода из него США, и сразу предупредил, что будет выходить в пять этапов каждые два месяца. Но последний этап совпал с острейшим кризисом из-за убийства американцами генерала Касема Сулеймани, потому обстановка стала особенно нервозной. И тем не менее, вопросом "как скоро у Ирана будет бомба" вслух задается пока в основном пресса. Что касается политиков, то даже израильтяне, которых больше всех тревожит ядерная программа Ирана, пока не бьют тревогу.
Тегеран заверяет, что не намерен нарушать Договор о нераспространении ядерного оружия, все эти примерно 17 лет, что продолжаются споры вокруг иранской ядерной программы. Но сейчас спокойствия заинтересованным сторонам и экспертам добавляет тот факт, что Иран вышел из соглашения лишь частично, не отказываясь при этом от сотрудничества с МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергетике , которое в том числе следит за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия. К тому же отказ Ирана соблюдать ограничения по СВПД носит во многом символический характер: Тегеран объявил себя свободным от этих красных линий, но переступать многие из них не хочет или не может - пока, во всяком случае. В то же время руководство страны не сопроводило это фактическим изменением параметров программы увеличением уровня обогащения или того же количества центрифуг ", - добавляет в колонке в газете "Коммерсант" ведущий российский специалист по иранской ядерной программе, эксперт ПИР-центра Андрей Баклицкий. Неочевидная выгода За последние 15-20 лет общим местом стали разговоры, что Иран хочет обзавестись ядерным оружием, чтобы иметь средство сдерживания против возможных военных акций США и Израиля.
Следовательно, в обозримом будущем призывы для нанесения удара по Ирану будут звучать все громче. В начале февраля, во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху во Францию, местное французское издание опубликовало статью, в которой говорилось, что Израиль планирует создать военную коалицию с западными державами для нанесения удара по Ирану. В этой публикации утверждалось, что уже идентифицировано около 3 000 целей, которые Израиль уже готов атаковать хоть сегодня.
Зенитно-ракетный комплекс "Бавар-373- первая зенитная система большой дальности, разработанная Исламской Республикой самостоятельно. В ноябре прошлого года Тегеран продемонстрировал новое средство для борьбы с баллистическими ракетами Bavar-373 с дальностью обнаружения 450 километров и дальностью сопровождения свыше 400 километров. Далее, в репортаже говорится, что план нападения на Иран уже готов - Израиль тщательно изучил свою стратегию. Впрочем, эти утверждения не получили официального подтверждения. Пока же Тель-Авив постоянно сигнализирует о намерении нанести удар по ядерным объектам Ирана с помощью стелс-самолета F-35I "Адир". Кроме того, поскольку к 2025 году Израиль получит от США самолет-заправщик KC-46A, у него появятся дополнительный арсенал средств дальнего радиуса действия, который позволит нанести удар по военным и ядерным объектам Ирана, если Исламская Республика продолжит придерживаться своей программы. На вопрос, может ли присутствие в стране зенитно-ракетных комплексов С-400 осложнить ситуацию для Израиля, иранский военный эксперт Патарамес в интервью EurAsian Times заявил: "Иран находится на пороге создания ядерного оружия. Если Израиль сочтет нужным вступить в конфликт, чтобы остановить ее, он конечно может попытаться это сделать.
Апогеем такого конфликта станет нападение Ирана на жизненно важные израильские цели, на что Тель-Авив может ответить примерно 3-4 ядерными ударами по ядерным объектам Ирана.
Технологически для них это не представляет проблем. Так же как и для Саудовской Аравии, власти которой уже не раз давали понять, что пойдут на этот шаг, если бомба появится у Ирана. Новый ядерный мир до безобразия многополярен. И в этом его слабость, потому что при таком раскладе обзавестись собственной ядерной программой способна даже террористическая организация. Это означает только одно: угроза ядерной войны никуда не исчезла, а просто трансформировалась. Вместо опасности глобального ядерного конфликта появился риск локальных войн, участники которых сгоряча запросто могут шмальнуть парой-тройкой атомных зарядов.
К чему это приведет и чем закончится, можно только предполагать. В июле 1993 года Беларусь присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, став первым государством, добровольно отказавшимся от обладания ядерным потенциалом. Последние ракеты покинули территорию нашей страны в ноябре 1996 года. Взамен ведущие ядерные державы предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 года. В документе прописано невмешательство во внутренние дела нашей страны, неприменение мер экономического и политического давления. Однако на практике Беларусь на протяжении многих лет стала подвергаться различным санкциям и ограничениям со стороны западных государств. Наша страна и сегодня остается активным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению.
Осенью прошлого года белорусская резолюция по запрещению новых видов оружия массового уничтожения получила поддержку в ООН. Полная перепечатка текста и фотографий запрещена.
Sorry, your request has been denied.
Действительно, автор прав. То есть иранцы не заинтересованы даже в том, чтобы тратить ресурсы на то, чтобы с Израилем воевать. Они хотят его измотать", - отметила Каринэ Геворгян. Политолог также задалась вопросом о том, каким образом события повлияют на украинский театр военных действий.
Это снижает возможности Киева получать вооружение из Соединенных Штатов, Израилю нужнее, как бы то ни было, уже видно категорически. Это означает, что системы ПРО Киев, скорее всего, все-таки получить не сможет. И далее - везде, как говорится.
В частности, США намерены придать максимальную огласку сведениям министерства обороны США о том, что Россия во время вторжения американских сил в Ирак в 2003 году якобы передавала иракскому лидеру Саддаму Хусейну некие разведывательные данные. После подписания заявления Совбеза представитель Ирана в ООН Али Асгар Солтане заявляет, что позиция Ирана о возобновлении обогащения урана, а также о продолжении научно-исследовательских работ в сфере развития мирного атома, не будет отменена. Иран вновь указывает, что его ядерная программа носит мирный характер. Сентябрь[ править править код ] 14 сентября 2006 — Международное агентство по атомной энергии подвергло резкой критике доклад комитета американского конгресса по иранской ядерной программе, назвав его «лживым» и «вводящим в заблуждение» [13]. Мировое общественное мнение не поддерживает жесткие меры, которые могут быть приняты против Ирана в связи с его ядерной программой.
Лебедев в интервью газете « Комсомольская правда » сказал следующее: «Ответственно заявляю, что Иран ядерного оружия не имеет… У нас также нет убедительных свидетельств того, что иранцы разрабатывают военную ядерную программу» [17]. В соответствии с решением ООН всем странами мира запрещается поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ развития Ирана. Министерство иностранных дел Ирана заявило, что резолюция Совета Безопасности ООН, налагающая санкции против Ирана за то, что последний будет вести дальнейшее обогащение урана и продолжать работы по развитию своей мирной ядерной программой, «недействительна» и «незаконна». В течение 2007 года Иран продемонстрировал сразу несколько образцов вооружения собственной разработки: зенитная и противокорабельная ракета, управляемая торпеда и сверхзвуковой истребитель. Самой дальнобойной ракетой иранской разработки, серийно производимой в настоящее время, является Шахаб-3, дальностью 1500 километров [18].
Кроме того, в 2007 году Иран продемонстрировал ракеты «Гадр» и «Ашура», дальностью 1800 и 2000 километров соответственно. В начале декабря 2007 года был рассекречен доклад одного из американских разведчиков в Иране, где тот утверждает, что Иран свернул свою военную ядерную программу. При этом активизировались опасения по поводу американского военного вторжения в Иран, критикуемый Штатами за ядерную программу, развитие ракетного вооружения и поддержку терроризма. Военная кампания США против Ирана ожидается уже не первый год. Особенно актуальным вопрос стал после вторжения США и их союзников в Ирак и начала партизанской войны, поддерживаемой, направляемой и финансируемой в первую очередь из Ирана [18].
Он пояснил, что "речь идет не о гражданской программе, а о той, целью которой является шантаж или уничтожение". Ситуация вокруг иранской ядерной программы в 2008 г. Иран вновь и вновь указывает на мирный характер развития своей программы, не отказываясь от своих обязанностей члена ДНЯО. Иран заявляет, что Израиль, обладающий ядерным оружием, не подписал договор о нераспространении и не несет никаких обязанностей. Иран продолжил работы по обогащению урана.
По мнению Эль-Барадеи, не последнюю роль в этом сыграл подход прежней администрации США, в котором превалировала политика давления без намерения установить прямой диалог с Ираном [20]. В ответ Иран, продолжая политику переговоров, также не смягчал свою позицию. Но ситуация за 2008 г. Иран достиг определенных успехов в реализации своей ядерной программы, было закончено строительство АЭС в Бушере. Наученный опытом прошлых лет, когда подписанные в шахский период с США и Германией договоры по атомной энергетике и обеспечению её топливом были нарушены, Иран счел вполне легитимным для себя наладить собственное производство для работы будущих АЭС [20].
Рябков заявил, что Россия считает возможным через путь диалога с Ираном «восстановить доверие к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы», он отметил, что Россия считает, что «каких-то признаков переключения этой программы на военные цели, о чём говорят многие, на данном этапе нет» [22]. Дверь для мирных переговоров должна быть открыта», — сказал он, выступая в Париже [23]. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия , воздержалась одна страна Ливан. Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать в некоторые виды сфер экономики, например, в урановые рудники, также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом.
Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прокомментировал введение новых санкций, назвав их «использованными салфетками», заявив о своем видении нового мира, «основанного на равенстве и высоких нравственных целях». Это можно увидеть на примере Афганистана», — добавил Ахмадинежад. Иран обвинил в убийстве «сионистские» спецслужбы [25] 2011[ править править код ] 8 ноября Международное Агентство по атомной энергии МАГАТЭ опубликовало отчёт по поводу ядерной программы Ирана [26]. МАГАТЭ выражает «серьёзную обеспокоенность» по поводу информации, которая, как отмечает агентство, «указывает» на то, что Иран осуществлял шаги, «имеющие отношение к разработке ядерного взрывного устройства», что там разрабатывается ядерное оружие, в том числе проводятся «испытания его компонентов».
Часть атомной программы Ирана может быть в любой момент использована в военных целях [27] [28] [29]. Анализируя отчёт МАГАТЭ, Institute for Science and International Security отмечает, что на 1 ноября 2011 года в распоряжении Ирана имеется 4922 кг низкообогащенного гексафторида урана , в том числе 379 кг, произведённых с 14 августа 2011 года. Этого количества при обогащении до оружейного урана может хватить для создания четырёх единиц ядерных зарядов [30].
В то же время, по всем остальным аспектам иранского ядерного проекта мы не видим прогресса - ни в оружейном проекте, ни в финансовой сфере, ни в каком другом секторе.
Таким образом, за последние два года мало что изменилось», - цитирует портал слова Хаймана.
Более сложная проблема — обеспечение стабильного сдерживания в отношениях между Ираном и Израилем. Поворотным пунктом здесь также может стать предельная степень развития иранской ядерной программы: Иран, имеющий на вооружении ядерные боеприпасы, представит куда бЧльшую угрозу, чем Иран, обладающий лишь потенциалом для их производства. Вашингтон должен продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление, чтобы воспрепятствовать Тегерану, если тому удастся завершить ядерный топливный цикл, сделать этот последний шаг. Соединенные Штаты должны также публично пообещать прибегнуть к любым мерам возмездия по своему усмотрению, если Иран применит ядерное оружие против Израиля. Это, по сути, дополнит потенциал ответного удара, которым обладает Израиль. Если Израилю для дополнительного спокойствия понадобится формальное обязательство, его следует включить в исполнительное соглашение либо договор. США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия.
Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности. И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно. Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу. Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет.
Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля. Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе.
Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану. И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг.
Тон и убедительность будут иметь значение. Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи. Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями. Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии. В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад. Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами.
Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления. Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана. Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии.
Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией. Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала. Он должен также найти способы штрафовать иностранные компании, которые инвестируют в обветшалую нефтяную отрасль Ирана. Умные санкции такого рода могли бы наказать иранских лидеров, но пощадить рядовых граждан, которые не имеют права голоса по поводу действий режима. Соединенным Штатам следует воздержаться от значительного расширения номенклатуры вооружений, продаваемых странам Персидского залива, которые смотрят на США как на военного гаранта и своего основного поставщика оружия. До определенной степени объемы продаж оружия придется увеличить: арабские правительства будут рассматривать такие продажи как осязаемый знак прочной приверженности Вашингтона к их защите. Если он проявит сдержанность, эти правительства начнут искать оружие в ином месте.
С другой стороны, если распахнуть настежь ворота арсенала, это не укрепит гарантии безопасности покупателей и может существенно дестабилизировать обстановку в регионе. Умная политика Соединенных Штатов по продаже оружия должна сосредоточиться на предложении таких систем вооружений, которые предназначены для сдерживания или отражения нападения Ирана. Речь идет, например, о системах противоракетной защиты и системах управления и наведения, которые могли бы заранее оповестить о действиях Тегерана. Наконец, Вашингтону следует воздержаться от заключения каких-либо договоров о взаимной безопасности с арабскими странами Ближневосточного региона. Израиль, чьи отношения с Ираном в корне отличаются от отношений с любой другой региональной державой, — особый случай. Такие меры мало способствуют укреплению сдерживания, но могут его подорвать. Многие члены Сената США, который должен ратифицировать любой союзнический договор, поставят вопрос, следует ли Соединенным Штатам еще теснее связывать себя с авторитарными режимами, которые многие американцы считают одиозными. Усилия по созданию формальных альянсов могут также заставить Иран поверить в то, что любая страна, не включенная в такие соглашения, является законной мишенью для устрашения либо атаки.
Вашингтону следует остерегаться повторения ситуации 1950 г. Вместо этого правительству США нужно поощрять формирование сети региональных альянсов, которые выстроят арабские страны в более сплоченную оборонительную группировку. Эту сеть можно организовать по образцу Организации ближневосточного договора позднее — Организация центрального договора.