1 февраля – День православных братств и день интронизации патриарха Кирилла.
1 февраля – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
Вышел на качественно новый уровень Митрополичьей округ в Республике Казахстан. Число архиереев выросло с 200 до 354 в течение 10 лет. Под руководством патриарха Кирилла находятся 150 епископских харитоний. Патриарх регулярно появляется в епархиях РПЦ. За 7 лет было осуществлено 168 поездок.
Святейший Патриарх сделал многое для развития богословского образования. В 2009 году уже были образованы Общецерковные докторантура и аспирантура. Теологии с 2015 года присвоили статус научной специальности. В российских школах был введен предмет «Основы православной культуры».
Проводится работа по увековечению памяти о новомучениках. Для этого был создан отдельный Церковно-общественный совет при Патриархе. Создана концепция РПЦ по борьбе за трезвость и профилактике алкоголизма. Ежегодно с 2014 года отмечают 11 сентября День трезвости.
При церквях создаются реабилитационные центры. Когда в Украине начался гражданский конфликт, Святейший Патриарх Кирилл многократно призывал обе стороны к миру.
Это открытие новых епархий, храмов, монастырей, а также широкая работа с молодежью и детьми, пояснил патриарх.
Ранее Кирилл был митрополитом Смоленским и Калининградским, на Смоленской кафедре он находился с 26 декабря 1984 года. В ноябре патриарху Кириллу исполнилось 77 лет.
Он сказал, что больница должна стать учебным центром и готовить специалистов по паллиативной помощи и уходу в Москве и в других регионах. Не будучи медиком, он фактически указал нам направление развития, ставшее сейчас определяющим и для нашей Больницы, и в целом: Центр создан и очень востребован по всей России, и в том числе на новых территориях. А еще меня удивляет, какое внимание он уделяет при посещении наше больницы больным и раненым, несмотря на то, что ограничен временем и жестким протоколом. Это настоящее человеческое общение.
Проповедь перед причастием произнес заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. По окончании Литургии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий огласил поздравительный адрес от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству памятный крест. Щёголев зачитал поздравление Президента России В. В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам торжественного богослужения с Первосвятительским словом. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от лица духовенства, монашествующих и мирян Тверской епархии: Вот уже 14 лет Вы возглавляете Русскую Православную Церковь, подавая всем нам пример самоотверженного, преданного и искреннего служения Господу Богу. Четырнадцать лет назад Церковь на Соборе избрала Вас на это святое служение, возложив на Вас нелегкую и ответственную ношу. Ваша плодотворная проповедническая, миссионерская, дипломатическая и образовательная деятельность поражает своими масштабами и отражается на всех сферах жизни Церкви и ее людей.
Путин поздравил патриарха Кирилла с 13-й годовщиной интронизации
Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. 1 февраля 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 1 февраля – День православных братств и день интронизации патриарха Кирилла. 1 февраля 2024 года исполняется 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Председатель ГД пожелал Патриарху Кириллу здоровья, душевных сил и всего наилучшего.
1 февраля - День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Его Святейшеству сослужил сонм архиереев, среди которых был митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Торжественное богослужение посетили: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И. Пахомов и другие почетные гости.
Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха. Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру.
Совершается она во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.
Частью церковно-государственной симфонии является стремление Церкви к укреплению национального консенсуса. Поэтому Патриарх Кирилл часто упоминает события 1612 года как пример русского всесословного объединения против иноземной экспансии гражданин Минин, князь Пожарский, русское ополчение. Аналогичным образом мыслит Церковь и консолидацию народных сил против экспансии внутренней, но также завязанной на внешнеполитические интересы. И в этом случае Церковь всегда выступает на стороне легитимного государства. Стабильность Церкви, государства и общества, по убеждению Святейшего, всегда связаны. Патриарх не устает напоминать: «Процессы, приведшие к катастрофе век назад, начались за двести лет до 1917 года, когда стали разрушаться духовные основы жизни нашего просвещенного общества, так называемой элиты. Люди начали терять внутренний суверенитет, отдавая свои разум и душу тому, что приходило извне…» Легитимация Русского мира Важнейшим концептуальным понятием, введенным Предстоятелем нашей Церкви в общественный обиход, стало понятие Русского мира. Оно впервые прозвучало в его выступлениях на Всемирном русском народном соборе более тридцати лет назад. Важным обстоятельством в данном случае является сама легитимация понятия «Русский мир», употребление которого прежде осуждалось либеральными кругами в соответствии с их общей русофобской позицией, хотя понятие это стоит в одном ряду с такими его аналогами, как «арабский мир», «тюркский мир», Pax Britanica, Pax Americana.
Патриарх Кирилл вернул слово в его родной контекст, соотнеся при этом с терминами «русская цивилизация», «историческая Русь». Русский мир, подчеркивает Святейший, это та самая «Русская земля», о которой иеромонах Нестор говорит в знаменитом своем летописном своде «Повесть временных лет». А в летописях, как известно, слово «Русь» употребляется и как государственное образование, и как огромный народ. Русский мир — это общество с вертикальной динамикой, построенное на стремлении к высоким нравственным идеалам, к воплощению «образа Неба на земле». В перспективе в рамках Русского мира неизбежно собирание частей искусственно разделенного триединого русского народа — русских, малороссов, белорусов. Русский мир наследует исторической Византии, поэтому Херсонес-Корсунь является для него элементом символического кода, включающего также Константинополь и Иерусалим. И даже образ «щита на вратах Цареграда», который «прибил» князь Олег, напоминает Патриарх, явно несет в себе это сакральное чувство. Таков фундамент русской цивилизации. Ключевые суждения Патриарха Кирилла Важное значение имеют суждения Патриарха Кирилла, во многом определившие внутрицерковную атмосферу и некоторые общественные настроения в последние десятилетия. Во многих Патриарших речах и книгах прослеживается неприятие глобализма — монокулярного видения истории, отрицающего цивилизационную уникальность.
Глобализм — это привычка воспринимать прошлое, настоящее и будущее по якобы «общечеловеческим» правилам, которые, однако, диктует человечеству лишь один из субъектов исторического процесса, обладающий так называемым «глобальным лидерством». Отсюда берут начало такие идеологемы, как «правильная сторона истории», «конец истории» и так далее. Подобный исторический монополизм, с точки зрения Патриарха, неприемлем. Исторические стези народов различны, как различны и «таланты», дарованные Богом отдельным людям, народам, нациям, культурам и цивилизациям. Глобализм же ведет к обезличиванию, духовному порабощению и отказу от данной Богом миссии. Поэтому моноконцепции истории неприемлемы и не имеют будущего. Это особенно очевидно сейчас, на пороге эпохи многополярности, когда никто в отдельности уже не может владеть «эталоном современности» и знанием «правильной стороны истории». Патриарх всегда отдавал должное русской культуре как государствообразующей. Он подчеркивал важность развития национальных общественных организаций, основанных на лояльности к государству, и призывал окончательно растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации, по мнению Патриарха, должны стать «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны — это касается в том числе и Всемирного русского народного собора ВРНС.
Патриарх Кирилл не устает подчеркивать важность вопросов культуры и образования. Он решительно выступил против засилья Болонской системы в России и за целостное, многостороннее образование, тесно связанное с воспитанием. Особое значение имеет для Патриарха реабилитация отечественной теологии, подвергшейся незаслуженной дискриминации, утверждение теологии как полноправной научной дисциплины. В результате успешного завершения многолетней борьбы за введение теологии в перечень ваковских дисциплин Россия получила наконец институциональный суверенитет в области богословской мысли. Это стало частью более широкого процесса — возрождения национальных научных школ, которые так безжалостно уничтожались в постсоветский период. Церковь же с признанием законного статуса теологии вернула себе голос в академической среде. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл надеется, что в России в ближайшем будущем будет преодолен секуляристско-атеистический перекос в образовании, поскольку теперь государство поддерживает теологию, как и любую другую область научного знания. При этом, по слову Патриарха, теология пригодится не только будущим священнослужителям, но и учащимся светских университетов. Она поможет и расширению кругозора, и выработке исторического мышления, и воспитанию терпимости среди студентов. Говоря о проблеме культуры, Патриарх всегда видел ее фундаментом традиционные ценности.
Но что входит в число этих ценностей кроме библейских нравственных истин? Не секрет, что для нас, русских, имеет огромное значение справедливое, совестливое, милосердное, терпимое, братское отношение людей друг к другу. Однако столь же важно признание абсолютной ценностью самой человеческой жизни, ведь без этого и справедливость, и терпимость просто утратили бы смысл. В связи с этим достойна упоминания многолетняя борьба Святейшего Патриарха Кирилла против легализации эвтаназии, а также за признание еще не родившегося ребенка полноправной личностью, а аборта — лишением жизни человеческого существа. Так, в декабре 2023 года, откликнувшись на инициативы Патриарха Кирилла, Священный Синод принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». Это важный шаг в деле духовного и нравственного просвещения общества. Проповедь абсолютной ценности человеческой жизни получает у Патриарха Кирилла продолжение в виде активной поддержки многодетных семей. Вместе с Валентиной Ивановной Матвиенко и Вячеславом Викторовичем Володиным Святейший Патриарх Кирилл обсуждал на площадках Федерального Собрания принятие закона о многодетных семьях, а также о защите семьи от незаконного вмешательства органов опеки, от ювенальной юстиции и недобросовестного социального патроната. Эта инициатива служит продолжением прежних усилий Патриарха по противодействию антисемейным законам, попыткам дополнительного контроля над институтом семьи и родственными отношениями, в том числе с помощью неоправданных юридических надстроек над национальным законодательством. Борьба за антропологию Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главная борьба в современном мире — это борьба за антропологию.
То есть борьба за то, каким быть современному человеку: будет ли он подобен Богу или он будет подобен зверю или же — «искусственному интеллекту». И здесь стоит указать вот на какую закономерность. Когда-то секулярное сознание сформировало доктрину гуманизма, а сегодня оно сдвинулось в сторону трансгуманизма, обещающего создание в недалеком будущем сверхчеловеческих существ — high hume по аналогии с high tech. Религия никогда не соглашалась со старым, классическим гуманизмом, понимая неполноту человека, если он отделен от Бога. Но трансгуманизм — это уже следующая стадия падения в ту же пропасть. И так исторически складывается, что сегодня именно Церковь усилиями ее Патриарха поднимает голос в защиту человека, такого, каким он создан Богом, пусть даже он временно и отдалился от Бога. Сегодня Церковь стремится защитить человека не только от безбожия, но и от расчеловечивания хотя второе — это, бесспорно, следствие первого. Проект транс-человека, сверхчеловека является богоборческим.
Ирина 1 февраля 2019, 11:51 Да дарует Вам Господь, по молитвам всей православной России, многая, многая, многая лета, Святейший Патриарх Кирилл! Спасибо Вам за Ваш труд! Ваши проповеди-это и глоток свежего воздуха и,словно окропление святой воды и, благословение у Вас:доброе-доброе. Мы,все простые люди,очень любим Вас. Евгения 1 февраля 2016, 20:46 Многая и благая лета любимому Патриарху Кириллу.
Русская Православная Церковь отметила 14-летие интронизации своего Предстоятеля
1 февраля 2023 года Русская Православная Церковь отмечает 14-ю годовщину со дня интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. 1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. Интронизация новоизбранного главы Руссой Православной церкви, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя в Москве. Святейший Патриарх Кирилл поздравил наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 25-летием со дня монашеского пострига.
Слово Первосвятителя. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Под руководством патриарха Кирилла находятся 150 епископских харитоний. Кирилл зачитывает указ патриарха Алексия об интронизации еп. Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
День интронизации Патриарха Кирилла
Дата в 2024 году: 1 февраля православная церковь отмечает день интронизации Патриарха Кирилла. 1 февраля Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отметила 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл Торжественное возведение на престол (интронизация) состоялось в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года.
Святейший Патриарх
Предстоятель Русской Православной Церкви совершал богослужение в интронизационных облачениях. Его Святейшеству сослужил сонм архиереев, среди которых был митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Торжественное богослужение посетили: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.
Но одновременно Господь сопровождает это служение и великими радостями, — сказал ранее Первосвятитель. Именно этот духовный поток и есть самое главное влияние, которое оказывается на Патриарха.
Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру.
Но важнее всего то, что за эти годы определился общий путь развития Церкви в постсоветский период. Это, во-первых, социализация Церкви, то есть восстановление ее исторической роли в обществе, и, во-вторых, дальнейшая внутренняя интеграция, то есть преодоление внутрицерковных расколов, включая те, которые инициируются радикальным секуляризмом. Оба процесса идут довольно быстро. Это видно хотя бы по тем понятиям и тезисам, которые за эти полтора десятилетия закрепились в публичном пространстве благодаря Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Речь идет о таких понятиях, как «традиционные ценности», «ценностный суверенитет», «Русский мир». Это тезис о приоритете духовного над материальным, вошедший в Стратегию нацбезопасности и в президентский указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года.
Не менее важен другой Патриарший тезис — о семье как основе общества. Важно понимать, что наше, российское общество в своей основе состоит из семей, а не из отдельных индивидуумов и «малых групп». Изменениями публичного дискурса мы, порой сами того не подозревая, нередко обязаны усилиям Патриарха Кирилла. Что, в общем, естественно, ведь такая закономерность сложилась в России исторически. От каждого Патриарха — будь то Гермоген, Филарет, Никон, Тихон или Сергий — зависело, какими историческими стезями следует Церковь и какой пример она подает обществу. Потомственный священник, проповедник, дипломат Патриарх Кирилл — потомственный священнослужитель. Его дед Василий Степанович в самый разгар антицерковных гонений по доносу обновленцев оказался в Соловках, отец Михаил Васильевич в 1934 году был арестован за службу в церкви и пение на клиросе.
Но, будучи внуком и сыном репрессированных, Патриарх, тем не менее, никогда не считал себя диссидентом. Целью его усилий всегда был не конфликт с государством, а укрепление самостоятельности Церкви, ограждение ее от внешних вмешательств, когда бы и от кого бы они ни исходили. В этом он очень отчетливо продолжает линию Патриарха Тихона и Патриарха Сергия. Еще до интронизации будущий Патриарх развернул активную внешнюю общественную деятельность в интересах Церкви и ее миссии. С 1994 года на российском телевидении выходила программа «Слово пастыря» с его участием, получившая огромную популярность. Духовное просвещение аудитории митрополит Кирилл вел простым и доступным языком, не избегая при этом сложных вопросов, обнаружив уже в то время дар проповедника и ритора. В конце 1990-х годов на Радио России выходила программа «Христос посреди нас», в которой митрополит Кирилл рассуждал о социальных проблемах эпохи.
Эта программа пользовалась у слушателей невероятной популярностью. С другой стороны, проявились таланты митрополита Кирилла в сфере церковной дипломатии. Постоянные визиты в другие государства, контакты с представителями иных конфессий не только способствовали расширению влияния Русской Церкви, но и помогали межгосударственным контактам. Дипломатические и проповеднические способности митрополита Кирилла сказались в многолетней поэтапной работе по уврачеванию раскола между нашей Церковью и зарубежными православными приходами в эмиграции. Добиться объединения Церквей стоило немалого труда, хотя все православные единоверцы помнили, что это две части одной исторической матери-Церкви и их общая задача — в единстве проповедовать Христа неразделенного. С 2004 по 2006 год шла совместная работа над Актом о каноническом общении двух Церквей, которые внутренне уже были готовы молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши. В 2007-м акт был подписан.
Социальное учение Церкви Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что впереди нас ждет сложный переходный период, что страна и Церковь окажутся на новом историческом повороте. К этому необходимо было готовиться заранее — и вместе с тем уповать на милость Господа. Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного.
В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора». В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена. Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики и протестанты. У католиков она связана с именем папы Льва XIII 1810-1903 , у протестантов — с именем пастора Уолтера Раушенбуша 1861-1918 , а в Православии — с именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла.
Но если католическая социальная концепция в конце XIX века стала альтернативой набиравшим силу идеям социализма, а протестантская предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов «социальную евангелизацию» , то в православной России церковная социальная мысль неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки общественного идеала в духе справедливости и традиционных нравственных норм. В декабре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил важность задачи и поручил митрополиту Кириллу создать Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции, формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году. Результатом стало принятие в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» ОСК — документа, излагавшего официальную позицию Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государством и обществом. После завершения всех этапов работы митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально предложила обществу свое соборное мнение по социальным вопросам. Базовыми принципами ОСК являются традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного», внимание к социально незащищенным людям, находящимся в трудном положении, нравственное обоснование права и правовых институтов, разумный этатизм церковно-государственная симфония. Даже нецерковные люди, как правило, разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для русской культуры. Таким образом, Церковь, по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс восстановления утраченного Русского мира.
Противодействие антицерковных сил В период Патриаршества Кирилла развернулась и приобрела существенное значение Программа «200 московских храмов». Она имела целью построить храмовые здания максимально доступными для жителей самых отдаленных спальных районов Москвы. Требовалось увеличить их численность в соответствии с ростом населения мегаполиса. Но на пути к этой цели возник ряд препятствий. Патриарху и его единомышленникам пришлось думать над тем, как противостоять сопротивлению храмоборцев, майданщиков, «реформаторов православия», неолибералов, стремившихся заблокировать программу. По большому счету, противодействие вызвала не «Программа-200» сама по себе, а социальная активность Церкви в целом, ее самостоятельная, независимая позиция, в частности, то обстоятельство, что Церковь не поддержала майдан на Болотной площади в 2012 году. Стремление Церкви вернуть общество к нравственной системе координат породило в радикально-атеистических кругах обвинения в насаждении клерикализма, информационные атаки и провокации.
Только на этот раз обвинения исходили не от марксистско-ленинских идеологов, а от либеральных наследников колониальных элит. С одной стороны, некоторыми политиками предпринимались попытки законодательно ограничить влияние церковной проповеди рамками так называемого Религиозного кодекса.
Его дед Василий Степанович 1879 г. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками , противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их. Михаил Васильевич Гундяев Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет.
Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе — всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем. Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.
Патриарх Кирилл Владимир Гунядев в детстве Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф — 120 тысяч рублей для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами.
РПЦ празднует 13-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла
Совершается она во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану. В современной Православной Церкви интронизация совершается в отношении, как патриархов, так и Предстоятелей Поместных или Автономных Церквей, имеющих сан митрополита или архиепископа. По традиции интронизация Святейшего Патриарха отмечается как общецерковный праздник.
Не было одной специальной темы для разговора, каждый говорил о чем хотел. Но патриарх мастерски провел эту встречу, показав недюжинный талант коммуникации. Он говорил с нами на нашем языке. Предпочитал слову "теолог" или "богослов" слово "религиовед", вспоминал советского религиоведа Мирана Петровича Мчедлова, которого он знал лично.
У него не было позиции: вот мы вводим теологию, а все другие дисциплины, занимающиеся религией, должны замолкнуть. Он понимал и понимает важность и философии, и религиоведения. Мы гордимся, что на 80-летие философского факультета получили от него поздравительный адрес. Протоиерей Петр Гриценко, окормляющий паству в зоне СВО: Меня Святейший патриарх поражает образованностью, своими знаниями и решительностью. Он ничего не откладывает "на потом". Как сельский человек, я благодарен ему за то, что священникам из бедных сельских приходов разрешили работать на земле, чтобы прокормить свою семью.
Я, занимаясь сельским хозяйством, смог восстановить один и построить другой храм, прокормить пятерых детей, проводить детские фестивали для детей со всей России и плюс еще оказывать значительную гуманитарную помощь Донбассу. Мы почти на 100 процентов снабжали батальон Георгия Победоносца и помогали социальным учреждениям в нескольких городах Донбасса. Это все дало нам возможность сделать много добрых дел во славу Церкви Христовой. В чем вам хочется посочувствовать патриарху? Алексей Козырев: Патриарх в России не только предстоятель церкви, но и политик. А взаимодействие религии и политики - это всегда очень болезненная и сложная тема.
Вспомним митрополита Филиппа Колычева или патриарха Никона, и даже патриарха Тихона, которого то "белые", то "красные" просили произнести анафему противоположной стороне, сажали под домашний арест. Патриарх - публичная фигура, ему не уйти от исторических оценок. И это невероятная ответственность и реальное испытание. Что бы ни сделал патриарх, всегда найдутся те, кто поспешит его осудить.
Но самое главное — это широкая работа с молодежью, с детьми, то, что действительно было под запретом долгие годы, и то, что сейчас развивается», — сказал он. Патриарх Кирилл поблагодарил президента за поддержку граждан России и помощь самой церкви как институции. Поместный собор РПЦ 27 января 2009 года избрал митрополита Кирилла патриархом Московским и всея Руси, а 1 февраля состоялась его интронизация. В Русской церкви этот день отмечается как праздник, патриарх совершает богослужение в храме Христа Спасителя с участием многочисленных иерархов и священников.
Не для этого человек живет, и Моисей понял это, и подвиг его отказа был велик. Но это было не просто проявление мужества, связанное с отказом от земного богатства и процветания. Моисей не убоялся гнева царского, а фараону было на что гневаться. Воспитанник фараона и его жены не просто выступает против фараона — он народ свой выводит из Египта. А ведь народ, как сейчас говорят, умножал общенациональный продукт, и его уход вел к утрате части могущества Египта. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы не просто разорвать узы, связывающие тебя с теплым, обеспеченным, почетным местом в жизни, но и отказаться от поддержки своего царя, учителя, воспитателя во имя высшей цели — спасения народа! Все эти слова помогают нам понять и подвиг Церкви, и подвиг каждого архиерея, тем более Патриарха. Ни образ жизни, ни любые материальные блага не могут и не должны затмевать для нас самого главного — возглавить движение своего народа, этот великий метаисторический исход, навстречу Богу и Его Божественному Царству. Конечно, не всегда и не всем хватает сил, терпения и мужества. Но совершенно очевидно и то, что Господь распятый и Воскресший, основавший Церковь Свою, — вместе с нами, Его последователями, в том числе и в этой эсхатологической драме борьбы добра со злом. Мы не одни, и мы опираемся в своем служении не только на наши знания, полученные через образование, на какие-то силы и способности, которые Бог вложил каждому в его естество. Мы основываемся в первую очередь на той великой миссии, которую Бог через Сына Своего вручил Церкви, а значит, в первую очередь, епископату, а через него духовенству, а через них — всему народу в освящение и спасение рода человеческого. И потому не наши способности и силы играют здесь первенствующую роль, но благодать Божия, которую получаем мы в Таинстве рукоположения и которая сопутствует нам во вся дни жизни нашей. Не мы, но Христос действует в нас... Самый важный урок, который я лично вынес за эти четыре года, заключается в словах, сказанных не мною: все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе см. Потому что не я, не мы, но Христос действует в нас. А для того чтобы было так, нам нужно только сердце свое открывать Ему через покаяние, через молитву, через свершение добрых дел — настолько, насколько мы можем в силу своей человеческой ограниченности эти добрые дела совершать. Это поразительное заявление. А вот благочестивый и гордый человек, продолжает святой Ефрем, разрушает все плоды своей добродетели. Конечно, эти слова не стоит понимать так, что если ты грешен и смиряешься, то вообще не должен ничего делать. Но эти слова говорят о смирении и сокрушении о грехах своих как о высочайшей добродетели человека, превышающей совершение добрых дел. Мы знаем, что добрые дела иногда и от гордости совершаются, чтобы как можно больше стало известно об этих добрых делах. Вот такой человек, будучи гордым и использующим добродетель, чтобы поддерживать это свое греховное состояние, ее разрушает.