Новости достоевский что писал

Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.

Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?

В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. В 1846 году в соавторстве с другим известным писателем он написал злую и едкую эпиграмму: "Витязь горестной фигуры, Достоевский, милый пыщ, на носу литературы рдеешь ты, как новый прыщ". Книги, статьи, лекции, фильмы и тв-программы о Достоевском. Вот что писал в материале 2021 года журналист ИА «Красная Весна» Алексей Вожжинский: «По мнению мамы ученика, которая, кстати, тоже является педагогом, в этом произведении Достоевского „присутствуют постельные сцены девочек нетрадиционной сексуальной. Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

Фото: Н. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio «У меня какой-то предрассудок насчет драмы. Белинский говорил, что драматург настоящий должен начинать писать с 20 лет. У меня это и засело в голове. Я все не осмеливался», — делился со своим другом, издателем Алексеем Сувориным, русский писатель Федор Достоевский.

В этом году весь интеллектуальный мир так или иначе отмечает 200 лет со дня рождения прозаика, поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно о нем. Современники отмечали за Федором Достоевским рьяный интерес к драматическому искусству. В 1842-1844 годах он писал две большие трагедии — «Мария Стюарт» и « Борис Годунов », а перед смертью признавался, что хочет обратить несколько сцен из «Братьев Карамазовых» в драму. Но не обратил. При этом буквально все театральные деятели, взяв в руки книги Достоевского, замечали их сценичность.

Прозаик и драматург Дмитрий Мережковский писал, что романы Федора Михайловича очень похожи на античные трагедии, где главный герой борется либо с богами, либо с самим собой, либо с нависшим над ним Роком, который ни он, ни кто-либо другой изменить не в силах. Но в отличие от древних греков, герои Достоевского — люди с нашими, почти современными проблемами. Раскольников не просто убивает. Убивать — это нехорошо, это понимает каждый читатель, каждый зритель. Нищий, бедный Раскольников пытается доказать самому себе, что его жизнь имеет смысл.

Разве это нам не знакомо? И так — почти в каждом тексте.

Начало 1860-х годов. Фотография Ивана Гоха 1 июля 1865 года. В кабале у издателя Отчаянно нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с книгоиздателем Фёдором Стелловским. Это один из самых печальных в истории русской литературы примеров эксплуатации писателя.

Стелловский получал право напечатать сочинения Достоевского в трёх томах, а сам писатель обязался сочинить для этого издания ещё один роман этим романом станет «Игрок». Достоевский будет вспоминать об этом эпизоде:... Принудил меня Стелловский силою… грозясь засадить меня в тюрьму, так что уж и помощник квартального приходил ко мне для исполнения. Но я с помощником квартального тогда подружился, и он мне много тогда способствовал разными сведениями, которые потом пригодились для «Преступления и наказания». Контракт этот ужасен... Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание».

Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам». Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского.

Анна Сниткина 15 февраля 1867 года. Второй брак Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной — стенографистке Девушка, записывающая устную речь стенографией — способом быстрого письма с помощью особых знаков и сокращений. Связанный сроками договора, Достоевский не успел бы окончить работу в срок, если бы писал от руки. Работа с Анной Григорьевной оказалась удачной, Достоевский пригласил её работать над завершением «Преступления и наказания» — и, влюбившись в свою помощницу, сделал предложение. Жена и дальше помогала Достоевскому готовить произведения к печати, вести переписку и т. Анна Григорьевна заложила своё приданое, чтобы оплатить многочисленные долги писателя.

Вскоре после свадьбы супруги на несколько лет уедут из России, не в последнюю очередь затем, чтобы убежать от кредиторов. Сниткина была намного младше Достоевского и пережила его. После смерти мужа она написала книгу воспоминаний, публиковала произведения Достоевского и стала известной филателисткой. В браке родилось четверо детей, из которых двое умерли в младенчестве. Дневник писателя. Ежемесячное издание Фёдора Достоевского.

Сначала так называлась рубрика, которую Достоевский вёл в газете «Гражданин», где сотрудничал в 1873—1874 годах. Оригинальный журнал «Дневник писателя», где все материалы принадлежали Достоевскому, писатель характеризовал в письме к Владимиру Соловьёву так: Разумеется, это не какие-нибудь строгие этюды или отчёты, а лишь несколько горячих слов и указаний... Затем о слышанном и прочитанном, — всё или кое-что, поразившее меня лично за месяц. Без сомнения, «Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю... Тут отчёт о событии, не столько как о новости, сколько о том, что из него из события останется нам более постоянного, более связанного с общей, с цельной идеей. Наконец, я вовсе не хочу связывать себя даванием отчёта...

Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчёт о том, что наиболее меня заинтересовало лично, — тут даже каприз». Достоевский будет с перерывами издавать «Дневник писателя» ещё несколько лет; в него войдут такие произведения, как «Кроткая» и «Сон смешного человека». Журнал Достоевского вызывал большой интерес у читателей, обращавшихся к автору с письмами, где обсуждались недавно опубликованные материалы — в том числе статьи о современном состоянии религии, об эпидемии самоубийств, о завоевании Константинополя и о многом другом. Александр Алексеев. Литография к роману «Братья Карамазовы». Иллюстрация Ильи Глазунова к роману «Братья Карамазовы».

Последний роман Достоевского воспринимался как большое событие в литературной и общественной жизни, а его автор — как один из крупнейших русских писателей. Далеко не все критики и читатели одобряли это произведение, однако почти все сочли его достойным серьёзного обсуждения. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями , отзывы о его чтении появлялись в дневниках и переписке современников. Профессор Семён Венгеров счёл нужным специально обсуждать причины особой популярности и влиятельности Достоевского. Открытие памятника Пушкину в Москве. Пушкинская речь На открытом заседании Общества любителей российской словесности Достоевский прочитал речь о Пушкине.

Причиной послужило открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Речь Достоевского произвела на современников сильнейшее впечатление. Писатель сообщал жене: …Зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. Все члены нашего Общества, бывшие на эстраде, обнимали меня и целовали, все, буквально все плакали от восторга. Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомые старика: «Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились.

Это вы нас помирили. Вы наш святой, вы наш пророк! Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. Целовали мне руки, мучали меня.

Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.

Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной...

Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года.

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества.

Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию.

До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.

Да, писал серьезные книги и статьи, но ведь и жил и даже любил. Есть телефонное приложение, которое при прогулке по Петербургу читает любовные письма известных горожан, связанные с адресами неподалеку. Извиняется, что приболел. Когда решали, чьим именем можно назвать аэропорты, в Петербурге Достоевский победил с огромным отрывом, настолько он популярен и современен. Туристы сметают с прилавков магнитики с Достоевским. Силуэт гениального писателя с «хипстерской» бородой превратился в торговый знак. Есть даже служба доставки, намекающая на серьезность своих намерений похожим логотипом.

Все материалы

  • Разочарованный странник: За что Достоевский невзлюбил Европу и какую страну просто ненавидел
  • 200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"
  • Павел Фокин. Последняя газета, прочитанная Ф.М. Достоевским
  • Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь -
  • Больше историй
  • Что еще почитать

Долитературная жизнь

  • Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
  • Антисемит, эпилептик и тревел-блогер: 200 лет со дня рождения Достоевского — Нож
  • Достоевский Ф. М. – Telegram
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

Полемика с «Отечественными записками», «Современником» и «Русским вестником» в предыдущих статьях в достаточной степени выявила специфику направления «Времени», отличие его от других идеолого-литературных тенденций эпохи. Полемизировал Достоевский и со славянофилами, но лишь мимоходом. В статьях других сотрудников журнала вопрос о существе славянофильства возникал чаще; в целом отношение «Времени» к славянофильству было сочувственным, хотя достаточно сдержанным и скептическим: об этом свидетельствуют даже статьи А. Демонстративно называя глубокими мыслителями Аксаковых, Киреевских, Хомякова, превознося философские труды К. Аксакова и религиозные брошюры Хомякова, выявляя грань, отделяющую «истинных» славянофилов «от учений мрака», от «Маяка» и А. Шишкова, Григорьев вынужден был, однако, признавать, что далеко не всегда эта грань была такой уж очевидной. Не соглашаясь с Григорьевым, отдававшим предпочтение славянофильству перед западничеством, Достоевский адресует славянофильству аналогичные упреки в «старобоярском» направлении, в идеализме, теоретичности, догматизме, отвлеченном учительстве. Запомнил он тезисы Григорьева в статье «Взгляд на книги и журналы, касающиеся истории русского народного быта», во многом подготовившей почву для полемики Достоевского с И. Аксаковым и вооружившей его сильными аргументами.

Писатель, в сущности, варьирует в более резкой форме следующие слова критика: «Славянофильский взгляд на народ, его быт, историю, предания, поэзию — взгляд, хотя и несравненно справедливейший, нежели взгляд отрицательный, в сущности сходен с сим последним тем, что он точно так же теоретический. По крайней мере, оно ни разу не выражало к ней, к этой новой литературе, своего сочувствия. К народу и к народному быту относилось это, впрочем весьма почтенное и много доброго сделавшее, направление учительно и даже иногда исправительно. Своего идеального народа оно отыскивало только в допетровском быту и в степях, которых не коснулась еще до сих пор реформа». Аксаков начала выходить в Москве еженедельно с 15 октября 1861 г. Газета 1 Время. Политический отдел И. Аксакову не был разрешен.

Газета выходила до 1865 г. Совершенно естественно, что известие о новом славянофильском органе печати было встречено «Временем» доброжелательно: «... Достоевского и вынудили его выступить с необычно резкой по тону статьей, разбирающей общественно-политические и литературные взгляды «Дня». Достоевский отделяет свою позицию и от обскурантов вроде Аскоченского, приветствовавшего рождение «Дня», и от тех, кто обрушился на славянофильскую газету, как на издание рептильное и ретроградное. Его тревожит тон критики, в нем он видит странные и болезненные симптомы, те «деспотические» приемы, тот «терроризм мысли», решительным и убежденным противником которого он выступал во всех статьях 1861 г. Реакция печати на появление «Дня» для Достоевского — лишнее свидетельство общего неблагополучия дел в разрозненном, разбившемся на множество партий и групп образованном обществе России. После короткого полемического выступления Достоевский переходит к анализу содержания первых номеров «Дня», выделяя передовую статью И. Аксакова «Москва 14-го октября»; 2 посмертно опубликованную статью К.

Аксакова «Наша литература»,3 передовую И. Аксакова «Москва 21-го октября»4 и корреспонденцию H. Письмо 2-е», сопровожденную обширными примечаниями И. Более того, он колко замечает, что беспрерывно говорящие о русских народных началах теоретики-славянофилы удивительно не по-русски отстаивают свои идеи, внося в споры с западниками дух вражды, фанатизма, непримиримости: «Те же славянофилы, с тою же неутомимою враждой ко всем, что не ихнее, и с тою же неспособностью примирения; с тою же ярою нетерпимостью и мелочною, совершенно нерусскою формальностью». Признавая большие заслуги славянофилов, Достоевский, однако, оценивает их без энтузиазма и горячности, нередко свойственных Герцену. Напротив, он вовсе не собирается преувеличивать эти заслуги, сопровождая даже похвалы серьезными ограничениями: «Есть у них иногда сильное чутье, тонкое и меткое, некоторых но отнюдь не всех основных элементов русской народной особенности» курсив наш. Достоевский подчеркивает, что западничество было не в меньшей степени русским явлением, чем 1 Время. Павлов 1836—1905.

Наше переходное время. Сборник статей, помещавшихся преимущественно в газетах: «День», «Москва» и «Русь». Приложение к «Русскому архиву» 1888 г. Достоевский явно отдает предпочтение «западнической» партии, как партии движения, верной духу реализма в герценовском широком значении этого слова, имеющего мало общего с узким и односторонним «утилитаризмом». Судьба и произведения Герцена эмигрантского периода стоят за следующими словами Достоевского: «... Западничество перешло бы свою черту и совестливо отказалось бы от своих ошибок. Оно и перешло ее наконец и обратилось к реализму, тогда как славянофильство до сих пор еще стоит на смутном и неопределенном идеале своем... Реализм, ум, анализ «станция пытливого ума и анализа» , трезвость взгляда и способность к движению, умение честно признавать свои ошибки, «самопроверка», «самопознание» — все это отличительные качества «западничества», по убеждению Достоевского, ставящие его выше мечтательного, книжного, догматического и нетерпимого славянофильства.

Оценивая историческую роль славянофилов, Достоевский отказывает им в праве обвинять русское общество в целом, и западников в частности, во лжи и неискренности, указывает на их очевидный «разлад с действительностью» Его статья — попытка отделить «почвенническое» направление от славянофильского. Достоевский высоко ставит труды К. Аксакова «о мире, об общине русской». Но в то же время он не может сдержать возмущения крепостнической моралью, развиваемой H. Недовольство Достоевского вызвали и идиллические примечания к корреспонденции H. Ответ Достоевского Аксакову недвусмысленно ясен: «Вы говорите, что у нас не было ничего подобного феодальным отношениям на Западе?

Герой «Двойника», статский советник Голядкин, встречает другого героя, статского советника с тем же именем, тем же адресом, тем же местом службы, и наконец двойник, окруженный другими двойниками, окончательно выселяет Голядкина-настоящего. Морок параллельного петербургского мира оборачивался предчувствием модернизма.

Этот фантастический мир неясности и туманов нам сегодня куда понятнее всего реализма XIX века. Достоевский и Бог Достоевский не так прост, чтобы лишь рисовать нам сюжеты. Он, собственно, и мир своих романов выстроил как череду отражений, ряд зеркал и повторяющихся наваждений. Тут убили — и там убили. Тут Раскольников машет топором, а в последних, неоконченных, «Братьях Карамазовых» топор в бредовом разговоре Ивана Карамазова с чертом уже улетает в космос и вращается вокруг земного шара, как «Тесла» Илона Маска на орбите Марса, с музыкой. Вот в первых повестях героиня — девушка несчастная, а во всех последующих романах, в том числе в ключевом «Пятикнижии», героини как на подбор еще более несчастные, горбатые, кривые. Там слезинка ребенка — тут море. Тут Христос — и там Христос.

Был ли при этом Достоевский настоящим христианином, и не скажешь. В письмах он писал: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной…» Можно догадываться: он подозревал, что в Христе истины нет, и искал доказательств. Может, потому его герои так и мечутся между Богом и чертом. И даже «Братья Карамазовы» — огромного замысла роман о богоискательстве и России — не могут дать ответа, есть ли действительно божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни. Удивительно, конечно, что Достоевского так любят за рубежом, зачитываясь им от Турции до Америки.

Ищущий человек среди заговорщиков. Федор Михайлович жаждет нового мира, жаждет перемен, но вместо зарницы счастья его арестовывают и, по сути, отправляют на верную смерть. И вот — курки взведены, однако казнь отменяется. Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается. Чтобы получить истину на краю безысходности. Это поможет ему разгадать человека. В первую очередь русского человека. Но это же вознесет его и во всем мире. Так говорят на Западе, применительно и к культуре, и к политике, да и ко всем сферам. Неслучайно Достоевского штудируют даже в ЦРУ. Он прочно вошел в массовое сознание после Первой мировой войны. Когда были искалечены не только тела, но и души. Когда после химической атаки под Ипром человечество увидело, насколько легко мучить и убивать, и когда стало ясно, что индустриальный рост — ничто без роста духовного? И тут на помощь пришел Достоевский. Практически нет, с поправкой на стандартную погрешность, значимых мыслителей, явлений XX и XXI века, которые избежали бы влияния Достоевского. Экзистенциализм, сюрреализм, психоанализ, ницшеанство, даже битничество и рок-культура — всё, как торт кремом, пропитано Достоевским. И прикосновением к русской идее тоже. Впрочем, есть и иное мнение. Его, например, сформулировал Эдуард Лимонов: «На Западе считают, что Достоевский лучше всех сообщил в словах о русской душе и изобразил русских. Это неверно. Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие — население его книг — достоевские.

Действительно, такие тексты, как упомянутый фрагмент из «Бесов», слово князя Мышкина о «русском Христе», монолог Версилова о «русских европейцах» из «Подростка» или же, наконец, Пушкинская речь самого Федора Михайловича, принадлежат к числу священных текстов отечественной словесности, наряду, скажем, с гоголевской «птицей-тройкой», тютчевскими «бедными селеньями» и целым ворохом сцен и авторских отступлений в «Войне и мире». Слово «священные» я употребляю, конечно же, метафорически, так же как и розановский армянин. В жизни любого народа есть события, лица, книги, которые с годами приобретают статус чего-то бесспорно авторитетного, не подлежащего сомнению. Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А. Лосева, К. Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма. Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек! А там, где вера, там и святыни, они существуют даже у нигилистов.

Как писал романы Достоевский?

Почему Достоевскому так хорошо удавались эти портреты? Все ли можно списать на болезнь писателя? Широкий спектр образов, которые мы наблюдаем в произведениях, невозможно втиснуть в эпилептические рамки. Так что самонаблюдением и точностью описания собственных переживаний художественный дар далеко не исчерпывается. Обратившись к некоторым особенностям биографии Федора Михайловича, мы увидим, что интересовали его душевные недуги не на шутку и вне связи с собственной болезнью. Как болезнь порождала религии, формировала литературу и двигала науку Как пил: Федор Михайлович Достоевский не отказывался от алкоголя полностью, но пил нечасто и понемногу. В воспоминаниях его жена Анна Григорьевна замечала: «Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку» — имея в виду, что лишь эти напитки и только совсем немного он при случае мог выпить. Знакомые замечали его необычные привычки, связанные с алкоголем. Сотрудник типографии, где издавался редактируемый писателем журнал «Гражданин», опубликовал книгу «Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872—1881 гг.

Он говорил мне, что это самое здоровое употребление водки». Пить водку залпом, больше одной рюмки и не закусывая, писатель считал неверным. Как мучился в изоляции: Достоевский в «Записках из мертвого дома» рассказывает о своем опыте заключения в остроге: «Свободный человек… живет, он действует; настоящая жизнь увлекает его своим круговоротом вполне. Не то для заключенного. По Достоевскому, проведенное в изоляции время не остается в памяти.

Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876. В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся... История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами. Кончина Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881 В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества , работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января. Он собирался «издавать «Дневник писателя»...

А почему так вышло, кто в этом виноват? В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов. Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах». Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее. Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени. И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов. Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х. Но и здесь необходима важная оговорка. Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству. Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности. Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке. Глубину проблематики «Бесов», не сводимую к злобе дня, раскрыла или приоткрыла религиозно-философская критика Серебряного века. Значимым событием в общественной и культурной рецепции романа Достоевского явилась постановка в 1913 году Владимиром Немировичем-Данченко в МХТ спектакля «Николай Ставрогин».

Так или иначе, но мысль эта прекрасно выражена, глубока и верна. Действительно, такие тексты, как упомянутый фрагмент из «Бесов», слово князя Мышкина о «русском Христе», монолог Версилова о «русских европейцах» из «Подростка» или же, наконец, Пушкинская речь самого Федора Михайловича, принадлежат к числу священных текстов отечественной словесности, наряду, скажем, с гоголевской «птицей-тройкой», тютчевскими «бедными селеньями» и целым ворохом сцен и авторских отступлений в «Войне и мире». Слово «священные» я употребляю, конечно же, метафорически, так же как и розановский армянин. В жизни любого народа есть события, лица, книги, которые с годами приобретают статус чего-то бесспорно авторитетного, не подлежащего сомнению. Ученые в таких случаях предпочитают говорить о «национальной мифологии», возможно, это более точно, но широкому читателю, не знакомому с трудами А. Лосева, К. Юнга или К. Хюбнера, пришлось бы слишком долго объяснять, что современная гуманитарная наука не вкладывает в понятие «миф» негативного смысла, а, напротив обозначает им особую форму знания, равноправную научной, но отличающуюся от последней выходом за пределы рационализма. Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек!

Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского

Президент Международного Общества Достоевского В. Н. Захаров писал, что в настоящее время Достоевский является одним из наиболее изучаемых и изученных писателей. Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Как будто сегодня написано Достоевским -----. "Не будет у России, и никогда ещё не было таких ненавистников, завистников, клеветников и врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Федор Михайлович Достоевский

Сериал «Достоевский» был снят в 2010 году, он охватывает период жизни писателя с момента разгрома кружка петрашевцев (1849) до написания «Братьев Карамазовых» (1879). Кроме того, Достоевский писал стихи для собственных детей и для юмористических альманахов. Достоевский писал из подсознания, его речь всегда обращена внутрь, рождается изнутри, а там, в черепной коробке, и не может быть никакой гладкости. Сейчас, пишет " Правмир ", в России снова есть Достоевский. самые актуальные и последние новости сегодня.

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

Бесы Достоевского: что в жизни писателя современники не оценили бы лайком 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого Федора Достоевского. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал – просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. 17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем». Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились.

Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие

Они не то что революцию не готовы были заделать — побоялись устроить даже тайную литографию для распространения крамольной литературы. Более того, значительная часть петрашевцев была отдана под суд с единственной доказанной виной: за чтение вслух письма Белинского к Гоголю, где критик обрушивался на недостатки современной ему России — страны, где нет «не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». За письмо взяли и Достоевского, ведь именно он его читал, основной же виной остальных было «недонесение». Отправляясь на каторгу, Достоевский еще не знал, удастся ли ему продолжать писать, и это мучило его гораздо сильнее, чем перспектива никогда не возвращаться в давно ненавистный Петербург. Ведь он уже был хоть и начинающим, но довольно известным автором. Он уже воспет Белинским за «Бедных людей», уже опубликовал печальные «Белые ночи», где герой, мечтатель, встречает и тут же теряет свою несчастную, настрадавшуюся возлюбленную, — предчувствие всех чистых потерянных девушек из будущих романов Достоевского. Николаю I нужна была показательная казнь на фоне французских событий 1848 года, чтобы подданным его государства и в голову не приходило замышлять что-то там революционное. Читайте также Кто вы, собственно, такой, Иван Сергеевич Тургенев? Повесть «Двойник», которая очень долго считалась неудачным опытом, на деле и была настоящей революцией. Герой «Двойника», статский советник Голядкин, встречает другого героя, статского советника с тем же именем, тем же адресом, тем же местом службы, и наконец двойник, окруженный другими двойниками, окончательно выселяет Голядкина-настоящего.

Морок параллельного петербургского мира оборачивался предчувствием модернизма. Этот фантастический мир неясности и туманов нам сегодня куда понятнее всего реализма XIX века. Достоевский и Бог Достоевский не так прост, чтобы лишь рисовать нам сюжеты. Он, собственно, и мир своих романов выстроил как череду отражений, ряд зеркал и повторяющихся наваждений. Тут убили — и там убили.

Сам он писал о себе: "Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки и нервы больные… На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь". Писатель был любвеобилен, кутил, посещал бордели… У Достоевского было две жены. С первой, Марией Дмитриевной Исаевой, он действительно вел себя не лучшим образом. Перед свадьбой не сказал ей, что с ним случаются приступы падучей.

А потом завел любовницу и уехал с ней за границу, бросив жену умирать от чахотки. И это, не считая мелких бытовых скандалов. Во втором браке ситуация была намного лучше. Новая супруга, в девичестве Анна Григорьевна Сниткина, была на 25 лет младше писателя. Ни измен, ни обманов в их жизни не было. От первого брака с Марией Исаевой у писателя не было детей. Во втором браке у Достоевских родились четверо детей, из них двое умерли в младенчестве. Дочь Любовь Достоевская 1869-1926 стала писателем, скончалась в северной Италии. Сын писателя — Федор Достоевский 1871-1921 был крупным специалистом по коневодству, в последние годы жизни выполнял волю своей матери, собирал архив Достоевского.

Со своей будущей второй женой Федор Михайлович познакомился как раз во время написания романа "Игрок". Анне Сниткиной было 20 лет, а Достоевскому — 45. Роман появился на свет за экстра-короткий срок. Быть в долгах и скрываться от кредиторовПисатель жил гонорарами, которые были не маленькие. До середины 1870-х годов Достоевский получал за печатный лист 150 рублей. Правда, другому мэтру литературы, графу Льву Толстому, тогда платили 500 рублей.

А днём диктовал жене текст. Как известно, его жена Анна Григорьевна была профессиональной стенографисткой. Получив от неё текст, Достоевский снова его прорабатывал и делал наброски для новых глав. Так они и работали над каждым романом. Читайте нас:.

Понятно, как он оценил «Бесов». Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке. Глубину проблематики «Бесов», не сводимую к злобе дня, раскрыла или приоткрыла религиозно-философская критика Серебряного века. Значимым событием в общественной и культурной рецепции романа Достоевского явилась постановка в 1913 году Владимиром Немировичем-Данченко в МХТ спектакля «Николай Ставрогин». Статьи Вячеслава Иванова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова о «Бесах», опубликованные в 1914 году в связи с этой театральной постановкой, стали прорывом в раскрытии масштаба экзистенциальной проблематики «Бесов». В большей части XX века по понятным причинам серьезное изучение «Бесов» велось главным образом в русской эмиграции. Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме. В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные. Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь». Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него». В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна. Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился.

Как писал романы Достоевский 11 ноября 2021

Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий