Но прежде чем это произошло, галицко-волынские земли пережили немало драматических страниц, наполненных междоусобицами князей, боярскими заговорами, воинственной активностью горожан, вмешательством в политические конфликты иностранных государей и в.
Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА
История междоусобных войн на Руси: как князья делили власть | Что такое усобица в словарях русского языка? |
Междоусобная война: трагедия или закономерность? Примеры междоусобных войн в истории | Междоусобная война отличалась жестокостью. Так, попавший в плен к московским войскам Василий Косой был ослеплён. |
что такое междоусобица | МЕЖДОУСОБИЕ, -я, ср. и МЕЖДУУ-СОБИЦА, -ы, ж. Несогласие, раздор между какими-н. общественными группами в государстве (обычно о старине далеком прошлом). II прил. междоусобный, -ая, -ое. |
5 первых междоусобиц на Руси
это политическое и военное противостояние между различными группировками или династиями внутри одного государства. Княжеские междоусобицы на Руси. Междоусобица это в древней Руси. К началу Раннего Нового времени междоусобицы считались законными правовыми инструментами[2] и в какой-то мере регулировались. Междоусобная война отличалась жестокостью. Так, попавший в плен к московским войскам Василий Косой был ослеплён.
История междоусобных войн на Руси: как князья делили власть
У умершего в 1015 году князя было 12 сыновей. Сначала власть захватил Святополк, убивший братьев Бориса и Глеба. Против Святополка пошел войной Ярослав Мудрый и после затяжной войны прогнал его из Киева. Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Написана в Твери в начале 1300-х Третьей междоусобицей 2-я половина XI века называют вражду за власть между сыновьями Ярослава Мудрого. Он умер в 1054 году, оставив пятерых сыновей. Дальновидный правитель заранее распределил между ними земли, но они остались недовольны своими уделами.
Они могут быть как открытыми и явными, так и скрытыми и незаметными для внешнего наблюдателя. Целью междоусобицы часто является победа и достижение превосходства одной стороны над другой. Она может приводить к конфликтам, расколу, нарушению отношений и разрушению совместного дела или сообщества.
О первых христианах написано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа Деян. И Христос Господь того требует от христиан: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ин. Было так некогда, христианин! Нет, того ныне уже не ищи. Ибо иссякла любовь многих; умножились беззакония; день ото дня усиливается грех; более и более возрастают обиды и озлобления. Против кого? Против христиан. От кого? От христиан! Братия на братию восстали, и враги человеку — домашние его Мф. Везде слышится жалоба и плач; воздух самый шумит, плачевными гласами наполненный. Там вдовица жалуется и плачет: тот-де сильный человек отнял у меня землю, или рощу, и прочее. Бедный и убогий человек стенает: где-де мне жить; такой-то насильник согнал меня с земли и дом мой разорил. На другом месте крестьянин рыдает: столько-то дней в недели работаю я на господина своего; когда же мне на дом мой и домашних моих работать? Иной подобно тому болезнует: весь труд мой один господин или госпожа поедает; чем же мне с домашними моими питаться? Все почти согласно жалуются: в таком-де месте и в таком не находим удовлетворения обидам нашим; куда же нам идти и где искать удовлетворения? Нигде без денег не судят. Иной печалится и жалеет: такой-де купец в том и в том товаре меня обманул. А другой ему говорит: где того нет?
Междоусобица начинается с восприятия одной из сторон иногда неверно подвергнутой нападению, оскорбленной или обиженной другой стороной. Сильное чувство обиды вызывает желание расплаты и мести, что вызывает у другой стороны тождественное чувство обиженности и мстительности. Спор постоянно подпитывается длительным обоюдным насилием. Этот непрерывный цикл провокаций и мести делает чрезвычайно трудным прекращения междоусобицы мирным путём.
История междоусобных войн на Руси: как князья делили власть
Экономические проблемы, в свою очередь, могут стимулировать социальное неравенство и бедность. Миграция и беженство: Внутренний конфликт часто вынуждает людей искать убежище или покидать свои дома. Пострадавшие от междоусобицы люди вынуждены искать безопасность в других частях страны или за ее пределами. Это может привести к массовым миграциям и созданию проблем для стран, которые принимают беженцев. Подрыв социальной структуры: Междоусобица может подорвать социальную структуру общества. Конфликты могут разрушить важные социальные связи и институты, такие как семья, школы, церкви и правительство. Подрыв социальной структуры может ведущей к нестабильности и хаосу в обществе.
В целом, междоусобица имеет серьезные последствия для общества, включая разделение общества, насилие, экономические проблемы, миграцию и подрыв социальной структуры. Поэтому предотвращение междоусобицы и поиск мирных путей разрешения конфликтов являются важными задачами для общества и государства. Какие последствия непосредственно для граждан приносит междоусобица? Первым и наиболее существенным последствием междоусобицы является угроза безопасности и жизни граждан. Конфликты могут привести к насилию, убийствам, травмам и разрушениям. Люди вынуждены жить в постоянном страхе и опасности, не зная, когда и где может произойти следующий акт насилия.
Безопасность жителей сильно сокращается, их права на жизнь и физическую неприкосновенность нарушаются. Междоусобица также влияет на экономическое положение граждан. Во время конфликта ухудшается экономическая ситуация в стране, что приводит к росту безработицы и падению уровня жизни. Бизнесы и предприятия страдают от разрушений, нападений и попыток устранить конкурентов. Сокращается внутренний и внешний инвестиционный поток, что отрицательно сказывается на экономическом развитии государства. Еще одним значимым последствием междоусобицы является разрушение социального и культурного порядка общества.
Конфликты могут основываться на различиях в национальности, религии или политических взглядах, что приводит к дальнейшей рознь между группами граждан. Общественные отношения становятся напряженными, появляется недоверие и враждебность между людьми. Культурные ценности и традиции подвергаются угрозе и могут быть утеряны из-за конфликта. Наконец, междоусобица отрицательно влияет на политическую ситуацию в стране. Конфликты могут приводить к установлению авторитарного правления, введению чрезвычайного положения и ограничению гражданских свобод. Граждане теряют доверие к властям и политическим институтам, что подрывает демократические принципы и стабильность страны.
Таким образом, междоусобица приносит негативные последствия не только для отдельных граждан, но и для общества в целом. Угроза безопасности, экономические проблемы, разрушение социального порядка и политические последствия являются серьезными проблемами, которые могут затянуться на долгие годы и представляют угрозу для стабильности и развития страны. Каковы экономические последствия междоусобицы? Одно из главных экономических последствий междоусобицы — это разрушение инфраструктуры. В ходе конфликта могут быть разрушены дороги, мосты, железные дороги, электрические сети и другие объекты инфраструктуры. Это влечет за собой перерыв в поставках товаров и услуг, обесточивание региона и затрудняет перемещение людей, что негативно сказывается на экономике.
Междоусобица также ведет к потере рабочих мест и сокращению производства. В условиях конфликта многие предприятия вынуждены закрыться или переехать в другие места, где более стабильная ситуация.
Политическая власть князя-отца над сыновьями-владельцами волостей была продолжением власти родовой, семейной, а потому отношения детей-княжичей к отцу-князю определялись семейным правом, в силу которого дети состояли в подчинении воле родителей. Это подчинение выражалось в том, что при жизни отца сыновья никогда не были самостоятельными владетельными князьями. Если им и была дана в управление самостоятельная волость, они управляли ею в качестве посадников князя-отца, а не самостоятельных владельцев. В результате между князем-отцом и его детьми возникала своеобразная форма сюзеренитета, при которой вассальные связи целиком совпадали с отношениями семейной иерархии. Примеры раздела в X в. Если отец умирал, отношения между братьями регулировал родовой принцип старейшинства, который заключался в том, что старшего брата, вступавшего на «отний стол», остальные братья должны были чтить «в отца место», то есть как родителя.
Но если у умершего великого князя были как сыновья, так и братья, то в силу вступало предпочтительное право дяди перед племянником: киевский стол должен был отойти следующему по старшинству брату покойного великого князя, а не его старшему сыну. Старейшинство связывалось с обладанием Киевом. Остальные князья не были связаны накрепко с теми волостями, в которых они сидели в этом отличие от удельного периода, когда волость навсегда закреплялась за князем и его потомками. Часто они перемещались из одной волости в другую в ожидании своей очереди занять великокняжеский стол. Так сама собой выстроилась родовая лествица, которая определяла отношения старшинства между князьями, порой весьма запутанные. Если князь умирал, не будучи старшим в роде не посидев на киевском столе , то его дети навсегда оставались младшими, племянниками. Они могли получить волость по милости дяди или другим обстоятельствам, не связанным с родовым счётом. Князья, отцы которых умерли при жизни дедов, получали волость своего умершего отца, но уже без права дальнейшего передвижения по волостным столам в ожидании великокняжеского престола.
Полученная волость становилась наследственным достоянием в этой линии. Именно таким путём обособился Полоцк. То есть, стоило вынуть одну ступень в родовой лествице, и дальнейшее восхождение становилось невозможным. Исключённые из старшинства князья назывались изгоями. Прочие князья, не исключённые из старшинства, владели волостями, которые были для них отчинами. Что такое отчина? Отчиною для князя была та волость, которою владел его отец и владеть которою он имеет право, если на родовой лествице занимает ту же ступень, какую занимал и отец его, владея означенной волостью. Отчина не означала наследственного владения по частному праву, не была частной земельной собственностью.
Князь был вотчинником не по отношению к самой волости, а только по отношению к другим князьям, не имевшим отчинных прав на эту волость. Иначе говоря, сын наследовал не землю, не княжество, а место на родовой лествице, связанное с обладанием отчинной волостью. Князь мог передвинуться по ней выше и тогда его дети приобретали права на другую отчину и т. Поскольку Русская земля была родовым владением великокняжеской династии, то понятие общерусского единства не утрачивалось полностью в политическом сознании князей. Эти владельцы волостей шли в поход постоять за землю Русскую, а не за отдельное княжество-отчину. Постоянно действующим механизмом координации усилий были княжеские съезды — снемы — для решения общерусских вопросов. Впрочем, добиться исполнения решений от всех присутствующих на этих собраниях князей было очень трудно. Единство страны, обеспечиваемое подобным образом, было, конечно же, чисто формальным.
Принцип старейшинства был скорее морально-этической нормой, нежели правовым установлением. Семейное право не давало никаких преимуществ старшему брату перед другими. Чтить старшего брата «в отца место» было естественно и похвально, но этого требовала традиция, а не закон, поэтому на деле послушание меньших братьев старейшему покоилось исключительно на их доброй воле. Хрупкость семейно-иерархических связей между братьями после смерти отца вела к ослаблению и практически полному разрушению системы политического вассалитета. Таким образом, распределение столов между сыновьями открывало путь к дроблению Русской земли на ряд независимых друг от друга княжеств. Родовой порядок наследования столов признавался в древней Руси как идеальный принцип, идеальная законная норма. Однако он носил в самом себе зародыши разложения. Со временем, по мере разрастания великокняжеского рода, родовые связи невероятно усложнились, отношения старшинства запутались.
Оказалось, что племянники могут быть старше годами, разумнее и опытнее своих дядей; старшие родичи могут приходиться зятьями младшим и т. Родовое, юридическое и фактическое старшинство вступили в противоречие друг с другом. Затем, при разрастании княжеского потомства и соответственно умножения отчинных волостей стало трудно определить порядок передвижения князей по волостям, так как ценность и достоинство самих волостей постоянно изменялись. Многие волости, которые были сильны в XI в. В условиях постоянных споров и усобиц за волости, выдвинулся на первый план чисто эгоистический принцип, который один князь сформулировал так: не место идёт к голове, а голова к месту. Князья стали добывать себе понравившиеся волости силой или дипломатическими средствами, путём переговоров и соглашений с местными городскими общинами. Последние в свою очередь стали предъявлять свои требования, считаясь с личностью князей, а не с правом старейшинства или отчины. Произошло возвышение веч главных городов.
Уже в 1113 г. Естественная эволюция княжеских отношений привела в конце концов к падению общерусской великокняжеской власти. В «Слове о полку Игореве» великий князь Святослав произносит горькие слова: княжи ми непособие, князья мне не в помощь. В конце XII века на Руси оставалась только тень власти великого князя над младшими родичами, одна идея, которая нисколько не соответствовала политической действительности. Перейдём к рассмотрению главных событий этой эпохи. Князь Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он завещал своим сыновьям жить в мире друг с другом и править Русской землёй сообща. Но потомки Ярослава быстро забыли завет отца.
Всю вторую половину XI века Русь раздирали княжеские междоусобицы. В это время было совершено одно из самых гнусных преступлений в древнерусской истории — ослепление князя Василька Ростиславича. Василько княжил в Галиче, на западной окраине Руси. Это был доблестный воин, не раз отражавший половецкие набеги на русские земли. Но его воинственность как раз и стала причиной его несчастья. Сосед Василька, волынский князь Давыд Игоревич не знал покоя. Ему казалось, что Василько может напасть на него. Давыду удалось привлечь на свою сторону киевского князя Святополка.
Вдвоём они пригласили Василька в Киев. Во время дружеской пирушки Святополк и Давыд вышли из комнаты, оставив Василька одного. Тотчас же в комнату ворвались слуги Святополка. Они повалили отчаянно сопротивлявшегося Василька на пол и вырезали ему ножом оба глаза. Это злодеяние случилось вскоре после того, как в 1097 году состоялся общерусский княжеский съезд в городе Любече, под Киевом. Князья поклялись тогда на кресте жить в мире друг с другом и не посягать на чужие отчины. Василько, Давыд и Святополк были участниками Любецкого съезда. Хотя известие об ослеплении Василька и потрясло современников, этот способ расправы над политическими противниками с тех пор вошёл в обычай на Руси.
Последней его жертвой в середине XV века стал московский князь Василий II Тёмный, который, впрочем, и сам подобным же образом калечил своих врагов. Итак, потомки князя Ярослава Мудрого не могли ужиться мирно меж собою. Хуже того, они, по словам летописца, начали «наводить поганых на Русскую землю», то есть использовать в борьбе друг против друга отряды кочевников-половцев. Половецкие орды стали хозяевами Великой степи во второй половине XI века. По некоторым подсчётам, в это время южнорусские степи заселило около дюжины больших половецких орд, насчитывавших от 30 000 до 50 000 человек каждая. По мере укрепления своего могущества и влияния половцы поглощали и ассимилировали других обитателей степи — торков и печенегов. В области социально-экономических отношений половцы находились тогда на начальной, так называемой таборной стадии кочевания, для которой характерна чрезвычайная подвижность степняков в связи с отсутствием у них постоянных мест кочевий. Евстафий Солунский, — не способно пребывать устойчиво на одном месте, ни оставаться [вообще] без передвижений; у него нет понятия об оседлости, и потому оно не имеет государственного устройства».
Действительно, каждая половецкая орда представляла собой обособленный родоплеменной коллектив, возглавляемый старейшинами — беками и ханами. В случае нужды они могли создавать временные военные союзы, но без единого руководства. Быт половцев был скуден и неприхотлив. Жилищем им служили войлочные юрты и крытые повозки; обыкновенный их рацион состоял из сыра, молока и сырого мяса, размягчённого и согретого под седлом лошади. Хлеба они не знали вовсе, а из зерновых культур употребляли в пищу только рис и просо, добываемые посредством торговли. Недостаток съестных припасов, изделий ремесленного производства и предметов роскоши половцы восполняли путём набегов на окрестные земли. Одной из важнейших статей добычи были рабы, которых сбывали на невольничьих рынках Крыма и Средней Азии. Тактика грабительских налётов «облав» была доведена половцами до совершенства.
Основной упор делался на стремительность и внезапность нападения. Участник Четвёртого крестового похода, французский хронист Робер де Клари, поражался тому, что половцы «передвигаются столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в шесть или семь, или восемь дней [обычного] перехода… Когда они поворачивают обратно, вот тогда и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть».
Главным источником отечественных теорий конфликтов является опыт развития и регулирования последних в процессе всей истории существования России.
На практике же российские конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. За последние 7 лет опубликовано не менее 40 книг, посвященных проблемам конфликта и конфликтологии. В большинстве из них история конфликтологии отождествляется с историей западной конфликтологии.
Лишь в единичных работах делается попытка коснуться отдельных аспектов истории отечественных исследований проблемы конфликтов. При этом работы западных ученых мало кто читал, поскольку у нас они мало издаются. К публикациям отечественных авторов уже сложилось традиционное для гуманитариев отношение как к второсортным по сравнению с западной наукой.
Следовательно, состояние преемственности конфликтологических исследований в России пока неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии.
Вскоре длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль. Из-за влияния бояр на князей собственно и начались междоусобицы. Чтение этого письма заставило Николая Павловича еще сильнее почувствовать тяжесть своего положения. Чтобы спасти Империю от угрожающего ей волнения, даже, быть может, междоусобицы, надо было действовать немедленно, не теряя ни минуты, с решительностью, с полною силою, а он, без власти, без права что-либо непосредственно предпринять, мог распоряжаться только через других, и не как повелитель, а единственно по степени личного их к нему доверия.
Пояснение понятия «междоусобица» для учеников 6 класса истории
это война внутри государства, то есть одна часть населения борется с другой. Что такое междоусобица – Самые лучшие и интересные новости по теме: Istorija, знания, князь Владимир на развлекательном портале междоусобица, междоусобицы, жен. (устар.). То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в древней Руси.
Значение слова МЕЖДОУСОБИЦА в Толковом словаре Ефремовой
Смотреть что такое «Междоусобица» в других словарях. Подписка на рассылку новостей. К началу Раннего Нового времени междоусобицы считались законными правовыми инструментами[2] и в какой-то мере регулировались. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами. Междоусобица — это состояние общества, в котором происходят конфликты и столкновения между различными группами или индивидуальными участниками общества.
Пояснение понятия «междоусобица» для учеников 6 класса истории
Те и другие «плавсредства» привязывали к хвостам лошадей, которые доставляли их на тот берег. Основной тактической единицей половецкого войска было родовое ополчение численностью от нескольких десятков до 300—400 всадников, со своим предводителем — беком и знаменем бунчуком. В целом каждая половецкая орда могла выставить примерно от четырёх до семи тысяч взрослых мужчин-воинов. Из-за слабости своего вооружения главными видами их оружия были луки и копья, доспехами — плотные кожаные и войлочные куртки половцы старались не вступать в лобовое столкновение с противником, предпочитая засады, притворные отступления и обходные манёвры. Города и крепости, даже плохо укреплённые, почти всегда оставались для них неприступными. Не имея никаких осадных устройств, половцы крайне редко решались брать город «на копье», если только не рассчитывали застать его защитников врасплох.
Обычно они стремились измором вынудить осаждённых к сдаче, однако не были способны на ведение длительных осад, поскольку необходимость строго соблюдать режим сезонных перекочёвок не позволяла им слишком долго задерживаться под городскими стенами. На войне половцы придерживались степного кодекса чести: свято соблюдали законы гостеприимства по отношению к вражеским послам, в бою стремились не убивать знатных противников, а захватывать их в плен с тем, чтобы затем получить за них выкуп. В качестве союзников или наёмников они, как правило, проявляли исключительную верность. Но соседи из них были плохие. Договоры, ручательства, клятвы не значили в их глазах ничего, а вероломство рассматривалось как похвальная хитрость.
Византийская писательница Анна Комнин ум. Такими же ненадёжными и беспокойными соседями они стали и для Русской земли. Особые симпатии к этим врагам Руси питал один из внуков Ярослава Мудрого — черниговский князь Олег Святославич. Олег стал первым русским князем, призвавшим половцев на Русь. История сохранила нелицеприятный портрет этого князя.
Олег был беспринципный честолюбец, заботившийся исключительно о личной наживе. Он постоянно посягал на владения своих братьев и дядей. А так как собственных сил у него не хватало, он принял за правило опираться в своих военных предприятиях на половецкие орды. Платой за эту услугу были русские города и сёла, которые Олег безжалостно отдавал на разграбление степнякам. Современники с ужасом свидетельствовали, что население некогда богатых и многолюдных областей толпами уводится в половецкий плен.
Нужда заставила остальных русских князей объединить свои усилия в борьбе против общего врага. В последние годы XI века Олег был усмирён и поумерил свои аппетиты. Однако и тогда он уклонялся от общерусских походов на половцев и укрывал у себя половецких ханов. На Руси Олега прозвали Гориславичем, то есть человеком, принёсшим много горя Русской земле. Вспоминая те времена, автор «Слова о полку Игореве» с горечью писал: «Тот Олег мечем крамолу ковал и стрелы по земле сеял.
Тогда по Русской земле редко пахари перекликались, но часто вороны каркали на трупах, и галки слетались на поживу». Среди русских князей XI века встречались разные люди — святые и преступники, талантливые государственные деятели и пожизненные неудачники. Но один князь стоит особняком в этом ряду. Это — полоцкий князь Всеслав. В народной памяти он остался князем-колдуном, князем-оборотнем.
О Всеславе рассказывали невероятные чудеса. Ходила молва, что он родился от волхования, в сорочке. Раньше «сорочками» называли ещё и разные плёнки, — скажем, ту, которая находится под скорлупой яйца. Изредка случается, что новорождённые являются на свет с головками, покрытыми тоненькой плёнкой околоплодного пузыря, которая затем скоро спадает. Наши предки считали такую плёнку счастливой приметой.
Это поверье было широко распространено у славян и других индоевропейских народов. В основе его лежали древние языческие представления о том, что сорочка является вместилищем добрых духов. При его рождении волхвы посоветовали его матери повязать «сорочку» на ребёнка в качестве амулета. Благодаря этому, если верить летописи и «Слову о полку Игореве», Всеслав счастливо избегал козней своих врагов и даже умел превращаться в волка. В волчьем обличье он будто бы мог пробежать за одну ночь из Киева до берегов Чёрного моря.
Ему ничего не стоило в синей полуночной мгле исчезнуть из осаждённой крепости под видом рыси. А в случае надобности Всеслав мог ворожбой добыть себе коня. Говорили также, что, когда в 1068 году Всеслав захватил Киев, он каждое утро из окна княжьего терема слушал, как звонят колокола в его родном Полоцке. Всеслав Полоцкий послужил прообразом былинного богатыря Волха Всеславьевича. Надо сказать, что Полоцк вообще слыл на Руси городом, где творилась всякая чертовщина.
Например, под 1092 годом в летопись включён рассказ о том, как бесы издевались над полочанами. По ночам они рыскали по улицам и стонали человечьими голосами. А если потревоженные шумом горожане выходили из дома, на них насылали неизлечимую язву. Затем бесы обнаглели до того, что стали разъезжать среди бела дня верхом на конях. Но при этом не было видно ни коней, ни их самих, только на земле отпечатывались следы конских копыт.
Полочане не знали, как им одолеть эту напасть. Но к счастью для них, по прошествии нескольких дней злая нечисть сгинула так же внезапно, как и появилась. Самой известной русской княгине конца XI века была Евпраксия —наверное, самая трагическая женская фигура древнерусской истории. Надо заметить, что мы, как правило, знаем только о тех женщинах древней Руси, которые были несчастливы в браке — о счастливых супружествах летописцы просто умалчивали. Так вот несчастье Евпраксии заключалось в том, что её угораздило стать женой императора-извращенца.
По тогдашнему обычаю, её очень рано выдали замуж. Первым её мужем был саксонский маркграф Генрих Длинный, который умер, когда ей едва исполнилось 16 лет. Евпраксия пошла под венец прямо из кельи Кведлинбургского монастыря, где она несколько лет изучала латынь и основы католической веры. Туда же она удалилась и после смерти мужа. Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший.
Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду. Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы. Генрих принудил Евпраксию сделаться участницей непристойных оргий в императорском дворце. Некоторые хронисты обвиняют Генриха IV в том, что он принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами и таинствами. На обнажённом теле своей русской супруги император служил кощунственные мессы.
А однажды он предложил Евпраксию своему сыну Конраду. Тот, впрочем, с негодованием отказался и вскоре восстал против извращенца-отца. В конце концов Евпраксии удалось сбежать от мужа. На церковном соборе 1095 года в Констанце она выступила с публичным разоблачением Генриха IV. Кстати, именно на этом соборе папа Урбан II впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу.
На соборе присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Получив полное отпущение своих невольных грехов, Евпраксия уехала обратно на Русь, где постриглась в монахини. Она умерла в 1109 году и была похоронена в пещерах Киево-Печерской лавры. Что касается Генриха IV, то после разоблачительного выступления Евпраксии политический авторитет императора был сильно подорван. И хотя он сумел продержаться на престоле ещё почти 10 лет, конец его был предрешён.
В 1105 г. После вынужденного отречения Генрих бежал в Льеж, где вскоре умер в возрасте 55 лет, всеми забытый 1106. Во второй половине XI века на Руси участились языческие выступления. В разных русских городах колдуны и жрецы пытались возбудить народ против Церкви. Любопытно, что язычники, как некогда и первые христиане, очень рассчитывали на чудеса и помощь свыше.
Но старые боги были уже бессильны помочь своим приверженцам. Один такой языческий пророк в 1071 году объявился в Новгороде. Он открыто ругал христианскую веру и привлёк на свою сторону почти весь простой народ. Людей соблазнило его необычное обещание. А обещал он не много, ни мало, как перейти у всех на глазах Волхов.
Этим эффектным чудом он надеялся доказать превосходство своей религии над христианством. Новгород разделился надвое.
При этом кто-то один должен быть главным. Но после смерти князя, его сыновья начинали оспаривать первенство друг у друга. К тому же, они еще больше раздробляли свои наделы, раздавая земли союзникам и родственникам. В результате раздробленности, ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси насчитывалось несколько десятков отдельных княжеств.
Следствием такого положения вещей стал захват княжеств татаро-монголами и подчинение им Руси до конца 15 века. Что значит слово междоусобица? Междоусобные войны на Руси Малая гражданская? Тем более речь не шла о формировании наций. Потому термин «гражданская война» к тем временам не применим. Карта Древней Руси.
Источник: Wikimedia Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств. Примеры употребления В общем смысле раньше «усобицей» или «междоусобицей» называли любой конфликт. Молчанием своим Усобице откроешь ты затворы, Тьма бед, царица, по твоей вине, Падет на Русь! Толстой, Царь Борис. На женихов накинулись невесты Из ревности, и брань идет такая — Усобица, что только руки врозь! Островский, Снегурочка.
Они стремились захватить киевский престол и стать Великим князем или же, наоборот, стать независимыми от Киева. Выделяют три крупных междоусобицы на Руси. Первая из них пришлась на конец X — начало XI века. После смерти князя Святослава в 972 году у него осталось три сына: Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории Древлян, Владимир — в Новгороде. В результате той вражды победил Владимир, ставший править и в Киеве. Ярополк и Олег погибли.
Княжеские междоусобицы В историческом контексте понятие, как правило, употребляемо по отношению к войнам за власть и территорию между родственниками-князьями в эпоху Киевской Руси. Основной временной период этих исторических войн пришелся на десятый-одиннадцатый века. Причины Можно выделить основную причину: на территориях, подвластных князьям, не существовало в те годы единого государства, общей централизации власти. Отсутствовала, согласно историческим данным, и традиция передавать власть старшему из сыновей. А так как великие князья оставляли после себя множество наследников-сыновей, междоусобица — это был самый распространенный выход из существующей ситуации в борьбе за власть. Можно сказать, что на определенном этапе в истории Руси примерно 13 век правители просто обрекали наследников на бесконечную вражду.
Ибо ничем так Отечество не разоряется, как междоусобной и внутренней бранью. Так, когда христиане на христиан восстают и им причиняют зло, — отдают себя в посмеяние дьяволу и служителям его идолопоклонникам. Радуется дьявол, враг христианский, о таковых христианах. Должно было бы христианам всем единодушно против этого врага стоять и подвизаться, и друг другу помогать, и друг друга против него поощрять, и так с ним единым вести брань, как этого Господь требует См.
Но когда христиане на христиан восстают, то уже не против дьявола, но с дьяволом против христиан вооружаются, и ему помогают, и так угодное ему творят. Это истинно так, хотя того и не примечают таковые бедные христиане. Ибо кто чью волю творит, тому и угождает и служит. В какое бедное состояние пришло христианство: друг друга угрызают и снедают! В прежние времена христиане берегли и защищали друг друга от идолопоклонников; ныне христиане на христиан восстают, и друг друга берегутся, поскольку невозможно никому верить. Ибо всякий льстит и обманывает, лукавствует и хитрит: на языке мед, а на сердце желчь горести носит; устами приветствует, но сердцем враждует; пред глазами ласкает и говорит приятное, но, отойдя, поносит и ругает. Всякий того и ищет и в сердце поучается, как бы чужим чем завладеть. О, лютое время! О как возмогла дьявольская хитрость, как усилился грех, как исчезла любовь! Чего в такое лютое время христианской богобоящейся душе ожидать, кроме озлобления и гонения?
Израильтяне, когда думали из Египта выйти, тогда тягчайшее озлобление от фараона-мучителя терпели. Так, когда святые и благочестивые души в мире сем оскудевают, весьма жестоко на них вооружается дьявол и озлобляет их то сам, то через своих служителей; и чем ближе мира конец, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание. Дьявол прежде всего восстает на тех, которые против него стоят и подвизаются; а о тех небрежет, которые воле его повинуются. Он все силы на то употребляет, чтобы сие малое стадо Лк. Израильтяне, исходя из Египта, хотя и озлоблял их фараон, однако же вышли с серебром и золотом, по написанному: И вывел их с серебром и золотом Пс. Терпи и утверди сердце твое, благочестивая душа!
Значение слова междоусобица: что это такое?
Причины и последствия первой междоусобицы на Руси. Усобица после Ярослава Мудрого. Усобица детей Ярослава Мудрого. Междоусобица сыновей Владимира Святославича. Третья феодальная усобица.
Феодальные усобицы это. Усобицы термин. Во время междоусобиц вытаптывались посевы. Причины усобиц на Руси.
Усобица это в истории. Усобицы в древней Руси этот. Княжеские усобицы и Владимир Мономах. Княжеские усобицы таблица 6 класс.
Временные рамки княжеских усобиц в русской истории:. С княжескими усобицами на Руси во второй половине XI В. Княжеские усобицы во второй половине 11 начале 12 века. Политическая раздробленность на Руси схема.
Княжесткие усоюицы Ярославичей. Княжеские усобицы участники, итоги. Княжеские усобицы на Руси древней Руси. Княжеские усобицы на Руси 9 12 в.
Что такое усобица кратко. Понятие усобицы в древней Руси. Укрепление древнерусского государства. Укрепление древнерусской государственности.
Причины первой междоусобицы на Руси. Причины первой усобицы на Руси. Ярослав Мудрый усобица. Усобица между сыновьями Ярослава Мудрого.
Междоусобная война Ярослава Мудрого. Сыновья Ярослава Мудрого таблица усобицы. Междоусобица после смерти Ярослава Мудрого. Между усобицы между наследниками Ярослава Мудрого.
Этот непрерывный цикл провокаций и мести делает чрезвычайно трудным прекращения междоусобицы мирным путём. Таким образом, они могут продолжаться в течение поколений и вылиться в экстремальные акты насилия. Они могут толковаться как крайнее разрастание социальных отношений, основанных на чести семьи.
Вину за случившееся он возложил на тех, кто «в Киеве допустил дьявольский мрак в свои сердца и слепо следовал указаниям, направленным на сеяние вражды в среде единого народа Святой Руси», считает он. По словам патриарха Кирилла, Россия стремится прекратить эту «междоусобную войну», но ее старания «последовательно саботировали» как Киев, так и Запад, причем мирные переговоры Украина и ее союзники цинично использовали для накопления сил.
Олег средний. И Владимир младший, от брака с «рабыней» — ключницей Малушей. В 971 году сразу после гибели Святослава с дружиной на днепровских порогах великим князем стал Ярополк. Поначалу братья признавали его главенство. Однако где-то между 973 и 975 гг. Когда Лют сын воспитателя Владимира шведа Свенельда во время охоты проникает в угодья Олега, тот убивает его. Свенельд мстит за сына. Убивает Олега. Кровавая вендетта призывает действующего великого князя Ярополка преследовать Владимира, отказавшегося выдать на кровавый суд шведского воспитателя. Двум последним приходится скрываться на шведских территориях. Однако оттуда они возвращаются с войском. Начинается настоящая резня, первой жертвой которой стало небольшое Полоцкое княжество. В конечном итоге победителем выходит Владимир, выбравший для Руси уже единую религию. Вторая междоусобная война на Руси Однако уже после смерти Владимира отвоевавшего часть земель у поляков, а часть — у степняков в очередной раз появляется повод для кровавой дележки.