Полагаем логичным позиционировать Союз в качестве открытого интеграционного объединения – ядра Большого евразийского партнёрства, основанного на взаимовыгодном и взаимоуважительном сотрудничестве, как это неоднократно подчёркивалось президентом.
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
Большое Евразийское партнерство (БЕП) – инициатива, предложенная Президентом России В.В. Путиным в 2015 году. Статья о большом Евразийском партнёрстве, соединении Центральной и Юго-Восточной Азии, подготовлена Порталом по материалам сотрудника агентства Silk Road Briefing – Chris Devonshire-Ellis. На международном форуме «Российская энергетическая неделя» обсудят Большое Евразийское партнёрство. Тандем Пекина и Москвы позволяет состыковать китайский проект с российской инициативой Большого евразийского партнерства (БЕП). Сергей Глазьев: «Большое евразийское партнерство создаст основу для формирования более гармоничного технологического и институционального мироустройства». Список этических основ Большого Евразийского Партнерства (БЕП) Проект свода Евразийских ценностей.
На пути к Большому евразийскому партнерству: вызовы и возможности
Поддержку концепции Большого евразийского партнерства можно назвать флагманским внешнеполитическим проектом России, практические шаги на этом направлении уже делаются. «Большое евразийское партнёрство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всём континенте. Пул инвестиционных проектов должен оформляться через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, сеть которых сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства. Михаил Мишустин проводит стратегическую сессию "Евразийская интеграция в многополярном мире" © Дмитрий Астахов/РИА Новости. Инициатива по формированию Большого евразийского партнерства получила политическую поддержку со стороны Китая.
Индийский эксперт объяснил выгоды углубления интеграции в Евразийском союзе, БРИКС и ШОС
Это осветил в своем докладе Ма Бинь, представитель университета Фудань Шанхай , Института исследования международных вопросов, заместитель директора Центра изучения ШОС "Региональная транспортная сеть и развитие сотрудничества между КНР и странами Центральной Азии в новую эпоху". В своем выступлении Сериккалиева А. Аль-Фараби «Китайско-казахстанские трансграничные грузовые перевозки в период политики нулевой терпимости COVID-19» отметила, что существовали и существуют некоторые проблемы, связанные с пограничными ограничениями, таможенными требованиями по мелким экспортам и импортам, не получающим больших государственных субсидий. По ее словам, единственным фактором китайской политики, заинтересованным в решении данной проблемы, является центральное руководство страны, имеющее геополитические взгляды на Казахстан. Круглый стол «Большое евразийское партнерство в период глобальных трансформаций» стал хорошей и эффективной площадкой, благодаря коллаборации казахстанских университетов, Шаньдунского женского университета и Китайского центра передачи технологий государств — членов ШОС, для знакомства, обсуждения проблем и путей решения поставленных задач в период глобальных мировых трансформаций.
Оргкомитет мероприятия: Меркибаев Е. Сатпаева; Саари Д. По результатам проведения мероприятия будет формироваться сборник трудов участников Круглого стола и предстоящего сентябрьского Международного форума. Казахстан, Алматы, Продюсерский центр «Томирис» Т.
Если вы хотите: сообщить о новых направлениях вашей деятельности; заявить о себе как о преуспевающем игроке на рынке; поделиться успехами, достижениями, опытом; найти потенциальных покупателей своей продукции; то мы будем рады вам помочь! А это значит, что о вашей компании узнает огромное количество интернет-пользователей и ваших потенциальных покупателей!
Они рассказали о работе по продвижению сотрудничества российского и евразийского бизнеса с партнерами из КНР в рамках двусторонних и многосторонних механизмов взаимодействия. Комментируя перспективные направления развития евразийской интеграции для TV BRICS, Сергей Михневич, подчеркнул: «Важно, как достигнутые договоренности будут реализовываться на практике. Это требует эффективной репрезентации интересов всех ключевых участников, как органов власти, так и бизнеса, а также экспертного сообщества».
Это, на мой взгляд, свидетельствует о двух вещах: Большому евразийскому партнерству быть локомотивами такого партнерства станут Россия и КНР Следует особо подчеркнуть, что лидеры обеих стран выступили против навязывания одним государством другим государствам своих ценностей, использования демократии и свободы в качестве предлога и политического инструмента для оказания давления на другие государства. Этим стороны фактически подтвердили единство своих позиций в отношении попыток Запада диктовать свои правила и навязывать свои ценности. Хотелось бы отметить, что позиция нашего Центра во многом согласуется с ключевыми моментами совместного российско-китайского заявления, подтверждением чего может служить содержание моего выступления на XV Международном экономическом форуме государств-участников СНГ, проходившем 17 марта 2023 года в Москве.
Сегодня страны Большой Евразии стали центром глобальной экономической активности, подтверждением чему являются успешно развивающиеся интеграционные объединения, такие как ЕАЭС и АСЕАН, субрегиональные организации, например ШОС , а также масштабные инициативы, в частности «Один пояс — один путь». Энергетика имеет большие шансы стать одной из основ формирующегося Большого Евразийского партнерства. Вопрос надежного обеспечения энергоресурсами в условиях постковидного восстановления экономик и для будущего наращивания темпов роста становится ключевым во внешнеэкономических стратегиях евразийских государств. Как наладить взаимовыгодные и долгосрочные отношения? Как выстраивать энергетические коридоры, участвовать в научно-технологическом обмене для более широкого внедрения низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии?
Большое евразийское партнёрство рискует остаться нереализованной инициативой
Большое Евразийское партнерство в контексте цифровизации и конвергенции NBIC- технологий. О возможном синергетическом эффекте в рамках Большого Евразийского партнерства высказался Генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин. «Главная тема нашей встречи сегодня – это «Большое Евразийское партнёрство».
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
The Global Innovation Index 2018. Energizing the World with Innovation 2018. The Global Innovation Index 2019. The Global Innovation Index 2020. Who Will Finance Innovation?
Гохберг Л. Индикаторы инновационной деятельности. О макроэкономической ситуации в государствах — членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития 2021. Изотов В.
В своем выступлении он заявил, что именно ЕАЭС с учетом как государств-членов, так и наблюдателей по сути является уже организационным «ядром» БЕП, обеспечивающим совместно с организациями — единомышленниками продвижение целей и задач Партнерства. Заместитель Министра также отметил, что в настоящее время действуют соглашения ЕАЭС о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, а также временное соглашение с Ираном, ведущее к образованию зоны свободной торговли и непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. С учетом тех процессов, которые сегодня происходят — переориентация и логистики, и наших экспортно-импортных операций на восток и юг, безусловно эти страны становятся для нас еще более важными партнерами. И макроэкономические показатели нашей взаимной торговли, и ее углубление становятся еще более весомыми и серьезными», - сказал замглавы Минэкономразвития РФ.
Президент Национального конгресса промышленников и предпринимателей Молдовы Василий Тарлев призвал к сотрудничеству и поддержке инициатив, направленных на укрепление взаимодействия между странами Большой Евразии и различными международными организациями. В основе работы Всемирного форума «Новая эпоха — новые пути» находятся принципы равноправного сотрудничества стран-участниц, интеграции цифровых инструментов в международные отношения, суверенитет государств и сохранение их культурно-исторических особенностей. По окончании пленарного заседания участники приступили к работе в тематических сессиях. Сессия А: Евразийская ассоциация юристов как новый формат взаимодействия юридических сообществ различных стран. Сессия Б: Народная дипломатия как инструмент сотрудничества в многополярном мире. Сессия С: В поисках новых инструментов развития евразийской интеграции. Сессия D: Научное и образовательное сотрудничество на пространстве Большой Евразии.
Попыток объединить ее было несколько. Чингисхан и Македонский пробовали сделать это силой. Китай использовал торговлю, создав «Великий шелковый путь». Второй способ оказался успешнее. На прошлой неделе политическое и экономическое будущее крупнейшего континента обсудили на Восточном экономическом форуме ВЭФ во Владивостоке. Открыты двери и для участников из Евросоюза. О том, как запустить процесс интеграции, обсуждали на полях ВЭФ участники дискуссии «Ценность и ценности Большого Евразийского партнерства». На то есть свои причины: сиюминутный экономический кризис, в котором оказался весь мир, и размышления, как мы будем дальше жить на этом континенте. Мы видим огромный запрос на интеграцию и сотрудничество, - уверен Кирилл Барский, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России. По его словам, этот проект может стать своего рода зонтом, под которым найдут комфортное место для развития разные региональные стратегии, организации, могут создаваться зоны свободной торговли, транспортные проекты и цифровая повестка дня. При этом главной движущей силой будущего объединения является экономика. Именно экономика является базисом современного общества.
БЕП: МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЁРСТВА
В числе вопросов, которые обсуждались на встречах, — укрепление и развитие российско-китайского сотрудничества в сфере экономики, науки, культуры и образования, а также взаимодействие по линии общественных институтов. В рамках визита состоялась встреча с вице-президентом Китайской железнодорожной строительной корпорации Ван Вэньчжунем и руководством корпорации. Один из вопросов, который был затронут в ходе встречи, — совместные инфраструктурные проекты. По мнению иностранного члена РАН Владимира Квинта, поддержанному академиком РАН Валерием Крюковым, разработка проекта строительства железной дороги из Кемеровской области России в северные районы Китая Таштагол-Урумчи и его реализация может открыть широкие возможности для дальнейшего развития российско-китайского экономического сотрудничества.
Предложение встретило большой интерес со стороны китайских коллег. Беседа носила содержательный характер. Президент Китайского народного университета Линь Шанли посвятил российских ученых в проблематику работы специалистов в сфере общественных наук КНР, основной задачей которых является разработка новой концепции развития китайского общества в свете необходимости обновления идей традиционного марксизма и отказа от доктринального базиса западного «мейнстрима» в экономической науке.
В этом контексте оказались важны разработки российских ученых, в том числе идеи теории ноономики, перехода к новому мирохозяйственному укладу и инновационным методам управления общественным развитием с опорой на нооценности. Президент Китайского народного университета выразил пожелание активно привлекать российских ученых к совместным разработкам и чтению лекционных курсов для студентов и аспирантов китайских вузов. Российскую делегацию принимал директор Центра Чжай Дуншэн.
Встреча носила практический характер. Были рассмотрены проблемы развития инфраструктуры для совместных экономических проектов, логистики, развития погранпереходов и многие другие. Переговоры в офисе Центра инициативы «Один пояс — один путь» В воскресенье, 16 апреля, состоялась рабочая встреча в Министерстве иностранных дел Китайской народной республики с Генеральным директором Департамента Европы и Центральной Азии Министерства иностранных дел Китайской народной республики Лю Бинем.
В ходе встречи с китайской стороны была подчеркнута необходимость развития взаимного сотрудничества в максимально широких форматах, взаимной поддержки, высказывалось пожелание работать «плечом к плечу».
Евразия богата энергоресурсами, поэтому здесь важную роль играют дороги, воздушные каналы и энергетика. Конечно, для развития необходимы дополнительные сетевые и генерирующие мощности, а также активное развитие экономики», — генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети» Андрей Рюмин.
ПРОБЛЕМЫ Дисбаланс возможностей развития низкоуглеродной энергетики в разных странах Евразии «Есть риски системных аварий, сохраняется сетевой дисбаланс, а также дисбаланс между возобновляемой и традиционной энергией. Это все требует дополнительных вложений в электросетевой комплекс, в развитие межсистемных связей», — генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети» Андрей Рюмин. В Центральной Азии в ближайшее время — порядка 10-11 ГВт должно быть введено.
Примерно столько же мощностей ВИЭ мы планируем к 2035 году ввести в России.
С учетом тех процессов, которые сегодня происходят — переориентация и логистики, и наших экспортно-импортных операций на восток и юг, безусловно эти страны становятся для нас еще более важными партнерами. И макроэкономические показатели нашей взаимной торговли, и ее углубление становятся еще более весомыми и серьезными», - сказал замглавы Минэкономразвития РФ. В завершении своего выступления он отметил: «Концепт Большого евразийского партнерства, который еще в 2015 году предложил и озвучил президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, именно сейчас обретает те самые понятные формы — и правовые, и экономические, и социальные. И, думаю, наша задача, задача ЕЭК, управляющих органов СНГ, усиливать, формировать и развивать те тенденции, которые сейчас особо акутальны в нашей работе».
В 2020 году во время пандемии президент встречался с правлением РСПП, а участники проходившего одновременно в удаленном режиме съезда наблюдали за его выступлением онлайн. Нынешний съезд, 33-й по счету, несколько раз переносился.
Сначала мероприятие было запланировано на февраль, затем несколько раз менялась точная дата его проведения в апреле. Причем новые предприятия, в том числе, высокотехнологичные, по критически важным направлениям, должны появляться буквально повсеместно», — цитирует слова главы государства ТАСС. Российский лидер подчеркнул, что задачей России является увеличение выпуска товаров и услуг на собственной технологической базе. По его словам, компании, которые реализуют индивидуальные проекты, независимо от региона присутствия, уже могут использовать особые меры поддержки — так называемое «промышленное меню», выбрать соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестконтракты, кластерную инвестиционную платформу и так далее. Его капитал вырастет почти в два раза — на 300 миллиардов рублей. Знаю, что некоторые в этом зале считают, что и этого недостаточно, но будем смотреть по ходу развития ситуации. Этот ресурс будет нацелен на поддержку именно высокотехнологичных проектов», — сказал глава государства.
Он отметил, что надо в онлайн-режиме отслеживать эффективность этих и других инструментов, донастраивать их, делать более гибкими и удобными на основе обратной связи с бизнесом, с руководителями регионов. Напомним, глава государства Владимир Путин в четверг прибыл в Московский дом музыки, где проходит съезд Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП. Статистика первых месяцев текущего года показывает, что он продолжает демонстрировать хорошие темпы», — отметил Путин, передает ТАСС. Отмечается, что глава государства в течение более чем двух часов беседовал с представителями различных отраслей экономики. Он также ответил на вопросы бизнесменов в открытом формате, передает ТАСС. Перед этим президент прибыл в Московский дом музыки, где проходит съезд Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП. Ранее президент Владимир Путин заявил , что условия для ведения и развития бизнеса в России будут максимально предсказуемыми.
Аналитическая записка №35, 2023 «Большое евразийское партнерство – вызов и возможность для ЕАЭС»
Положение о конкурсе "Дорожный навигатор" Состав жюри Конкурса Результаты конкурса Протоколы заседаний конкурсных комиссий Евразийский экономический союз вышел на рекордный товарооборот в 2023 году В 2023 году товарооборот в Евразийском экономическом союзе ЕАЭС стал рекордным и составил 7,4 трлн рублей. Как отметил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии "Евразийская интеграция в многополярном мире", это вдвое больше, чем в момент создания объединения.
Важным для населения направлением является разработка Евразийской системы продовольственной безопасности, гарантирующей устойчивое снабжение продовольственными товарами и оказание, при необходимости, продовольственной помощи всем странам — участницам БЕП. Приоритетным направлением является развитие сельскохозяйственной науки, включая создание евразийской системы разработки и обращения трансгенных семян и племенного материала. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов Составление пула приоритетных инвестиционных проектов может стать ключевым направлением развития БЕП. Программа должна объединить планы создания интегральной инфраструктуры нового поколения, схемы территориально-производственного планирования, инструменты финансирования долгосрочных прямых инвестиций в целях создания дееспособного транспортно-коммуникационного каркаса евразийской интеграции.
Для ее реализации предлагается образовать международный консорциум, включающий в себя заинтересованные корпорации, инвестиционные институты, региональные администрации. Создание данного консорциума предполагает выделение национальными правительствами и региональными администрациям земель, прав на использование природных ресурсов, а также выпуск облигаций, образование целевых паевых инвестиционных фондов, участниками которых станут национальные и международные евроазиатские институты развития, администрации регионов, государственные и частные корпорации заинтересованных стран Евразии. Утверждение программы и создание международного консорциума Трансевразийского пояса «Развитие» потребует принятия соответствующего международного соглашения. Пул инвестиционных проектов должен оформляться через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, сеть которых сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства. Наиболее значимые с точки зрения интеграционного эффекта инвестиционные проекты должны финансироваться совместно с международными институтами развития, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, банк развития БРИКС, ЕАБР, МИБ и др.
Наиболее масштабные из них должны предусматривать создание межгосударственных органов управления, а также экстерриториальный статус, что требует заключения соответствующих международных договоров. Валютное регулирование и формирование общей системы денежного обращения, пока не охваченное процессами региональной интеграции, может стать важнейшей областью регулирования БЕП, в которой заинтересованы почти все его потенциальные члены. Евразия лишена собственной международной валюты, роль которой выполняют американский доллар, евро и иена. Следствием этого становится неэквивалентность экономического обмена, обусловленная односторонним присвоением эмитентами мировых резервных валют сеньоража в объеме их использования другими странами. Еще одной проблемой, обострившейся в последнее время, является угроза дестабилизации международных экономических отношений вследствие политического произвола властей государств-эмитентов мировых резервных валют.
Применение США, ЕС и Японией экономических санкций против Ирана, России, КНДР и других государств Евразии вне норм международного права наносит сегодня значительный ущерб евразийской интеграции и государствам, вынужденным использовать валюты этих стран в качестве резервных и расчетных. Их эмитенты злоупотребляют своим доминирующим положением в сфере международных валютно-финансовых отношений, безответственно применяя финансовое эмбарго, аресты счетов и активов, парализуя расчеты в отношении неугодных им стран, их руководителей и предприятий. Если не удастся приступить к формированию интегрального МХУ в масштабах всего мира на основе доброй воли ведущих государств G20, то все описанные в предыдущем параграфе преобразования глобальной валютно-финансовой архитектуры нужно будет реализовывать в рамках БЕП. Нарастающая в настоящее время глобальная нестабильность, а также высокий, в силу отсутствия каких-либо правил обращения мировых валют, риск их использования в противоправных целях их эмитентами требует от государств БЕП консолидированных мер по купированию угроз стабильности международных экономических отношений. Для этого нужно создать автономную цифровую валютную среду, в которой можно было бы удобно для пользователей и с выгодой для стран — участниц БЕП вести платежно-расчетные, финансово-инвестиционные, валютообменные операции, необходимые для обслуживания взаимной торговли и международного экономического сотрудничества.
Изложенные в предыдущем параграфе принципы реформирования мировой валютной системы в полной мере могу быть применены в рамках БЕП для создания евразийской резервной валюты. Ее внедрение может стать пилотным проектом для последующего развертывания новой мировой валютно-финансовой системы. Международный договор, определяющий порядок эмиссии и обращения наднациональной валюты БЕП, должен предусматривать и механизм распределения кредитов в этой валюте посредством фондирования признанных БЕП международных и уполномоченных национальных институтов развития. Валюта каждой из пожелавшей присоединиться страны будет включаться в Пул валютных резервов и участвовать в корзине наднациональной валюты БЕП, а интересы такой страны учитываться в распределении эмитируемых в этой валюте кредитных ресурсов по установленному алгоритму. Осуществление международных расчетов в единой валюте позволит резко снизить валютные риски экспортеров и импортеров, уменьшить масштабы валютных спекуляций и ограничить колебания валютных курсов.
Эмиссия и обращение наднациональной валюты БЕП может вестись с использованием технологии блокчейн, которая включает реестр полной истории транзакций с каждой единицей этой валюты. Она позволяет легко контролировать ее обращение, а также обмениваться банковской информацией и осуществлять переводы, минуя уязвимый к политическому давлению SWIFT и обеспечивая при этом самый высокий уровень надежности и достоверности. Это важно также для противодействия коррупции, легализации преступно полученных доходов, финансирования терроризма, а также пресечения попыток манипулирования финансовым рынком и спекулятивных атак. Преимуществом предлагаемого подхода является возможность одновременной работы в новой и существующей валютно-финансовой системе. Постепенно новая финансовая платформа как более технологичная, легитимная, прозрачная и безопасная форма расчетов будет вытеснять существующую непрозрачную и несправедливую доллароцентричную систему.
Cовершенствование последней в рамках БЕП едва ли возможно, так как предполагает взятие на себя эмитентами серьезных международных обязательств.
Также готовится доклад о функционировании ЕАЭС, который охватывает весь период существования объединения. Оба документа планируется представить главам государств в декабре. Кроме того, по его оценке, у ЕАЭС есть огромный потенциал импортозамещения. Отраслевые секции Форума были посвящены цифровой трансформации, энергетическому потенциалу ЕАЭС, развитию инфраструктуры евразийских транспортных коридоров, потенциалу строительной отрасли и выходу на международные рынки.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Россия и Казахстан расширят партнёрство в ЕЭАС Главы правительств двух стран подчеркнули важность наращивания торгово-экономического сотрудничества в энергетике, промышленности и транспортной инфраструктуре. Россия и Казахстан расширят партнёрство в рамках Евразийского экономического союза.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
ЕАЭС в 2023 году вышла на рекордный товарооборот | В 08:00 (мск) начнется Панельная сессия «Большое Евразийское партнерство: экономическое сотрудничество, торговля, инвестиции, логистика». |
Мишустин: ЕАЭС существенно обгоняет Евросоюз по темпам роста ВВП // Новости НТВ | На международном форуме «Российская энергетическая неделя» обсудят Большое Евразийское партнёрство. |
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
Сандыков Алексей Иванович, Депутат Национального Собрания Республики Армения, член постоянной комиссии по региональным вопросам и вопросам евразийской интеграции. Мурычев Александр Васильевич, Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Эльшад Мирбашироглу, Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, заместитель председателя Центра Социальных Исследований, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики. Кишкембаев Аскар Булатович, судья Суда Евразийского экономического союза.
Конгантиева Зарема Камбаралиевна, заместитель заведующего отделом взаимодействия с судами и органами прокуратуры Администрации Президента Киргизской Республики. Юсиф Зейнал, Председатель Совета директоров A. Подосинникова Людмила Анатольевна, ведущий адвокат коллегии адвокатов г.
Москвы «Диктатура Закона», почетный адвокат России, доцент кафедры уголовного права российского университета адвокатуры и нотариата им. Мирзоева, кандидат юридических наук. Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист города Москвы, профессор кафедры конкурентного права Университета имени О.
Миронов Иван Борисович, Председатель коллегии адвокатов «Миронов, Кудрявцев и партнеры», член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, кандидат исторических наук. Абдумумин Абдугопирович Юлдашов, заместитель заведующего кафедрой права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета, доцент, PhD, начальник отдела и член Авторского совета Общества по защите прав авторских и смежных прав Республики Узбекистан УзАвтор , патентный поверенный.
Преимуществом предлагаемого подхода является возможность одновременной работы в новой и существующей валютно-финансовой системе. Постепенно новая финансовая платформа как более технологичная, легитимная, прозрачная и безопасная форма расчетов будет вытеснять существующую непрозрачную и несправедливую доллароцентричную систему. Cовершенствование последней в рамках БЕП едва ли возможно, так как предполагает взятие на себя эмитентами серьезных международных обязательств.
В рамках работы по формированию общей системы денежного обращения следует уже сейчас переходить на расчеты в национальных валютах во взаимной торговле и совместных инвестициях стран БЕП. Целесообразно всемерно стимулировать работу по замещению в международных платежно-расчетных отношениях ставших токсичными доллара, евро и фунта национальными валютами евразийских стран, согласных с принятием на себя предложенных выше международных обязательств. Разработка и реализация системы мер по формированию справедливой и эффективной системы международных финансово-экономических отношений, обеспечивающих необходимые условия для устойчивого экономического роста, занятости и благополучия населения, должна стать важной задачей БЕП, решение которой нельзя откладывать до долгожданного реформирования мировой валютно-финансовой системы. В рамках БЕП может быть реализована система мер по созданию региональной валютно-финансовой системы и международных финансовых институтов в целях обеспечения стабильных, справедливых и взаимовыгодных условий движения денег с одновременным развертыванием механизмов долгосрочного кредитования развития производств нового технологического уклада, стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Планирование создания БЕП Для гармонизации и максимально полной реализации научно-производственных потенциалов Евразии, стимулирования распространения социально значимых достижений нового технологического уклада необходимо развернуть систему стратегического планирования евразийского социально-экономического развития.
Она должна включать: разработку долгосрочных прогнозов научно-технического развития; определение перспектив развития экономики региона, региональных экономических объединений и крупных национальных экономик; выявление и устранение дисбалансов в торговле, а также «узких мест», мешающих полноценному использованию имеющихся ресурсов; определение возможностей по преодолению существующих диспропорций, включая разрывы в уровне развития стран БЕП; выбор приоритетных направлений развития. Для осуществления последних система планирования БЕП должна включать индикативные планы, разрабатываемые экспертным и деловым сообществами стран-участниц совместно с уполномоченными международными организациями. Для создания БЕП должна быть разработана Программа, определены источники ее финансирования, составлен Пул приоритетных инвестиционных проектов в формате частно-государственного партнерства с механизмами финансирования, Перечень международных договоров и совместных проектов, а также Дорожная карта. Программа должна определить целевые ориентиры строительства Большого евразийского партнерства, его задачи, механизмы их решения и этапы реализации. В дальнейшем она будет включать стратегические планы развития БЕП.
Для ее разработки предлагается опереться на имеющийся в странах БЕП успешный опыт долгосрочного планирования научно-технического и социально-экономического развития. Крупнейшие и наиболее влиятельные евразийские государства обладают мощными институтами развития, широко используют инструменты планирования и государственного регулирования экономики в общественных интересах. Объединение их научно-аналитических ресурсов для разработки прогнозов развития Евразии в контексте происходящих в мире структурных изменений, стратегических и индикативных планов развития БЕП расширят возможности стран-участниц по развитию своих научно-технических и производственных потенциалов, помогут сконцентрировать ресурсы для решения задач партнерства. Чтобы быть реалистичной, программа создания БЕП должна предусматривать источники финансирования включенных в нее мероприятий, а также создаваемых межгосударственных и наднациональных институтов регулирования. Для этого целесообразно ввести обоснованный выше для глобального уровня налог на валютно-обменные операции в размере 0,001 от объема совершаемых транзакций, взимаемый в соответствии с национальными законодательствами государств-участников БЕП и перечисляемый в распоряжение уполномоченных органов БЕП.
Это будет способствовать также снижению турбулентности на евразийском финансовом рынке. Собираемые за счет этого налога средства могли бы использоваться под контролем уполномоченных странами партнерства международных организаций на содержание его органов и реализацию евразийских социальных программ. Введение этого налога на евразийском уровне станет мощным импульсом не только для региональной экономической интеграции, но и для формирования нового МХУ в масштабах всего мира. С учетом центрального положения стран Юго-Восточной Азии и ЕАЭС в Азиатском вековом цикле накопления капитала этот налог фактически будет взиматься с большей части международных транзакций, а расходоваться в интересах БЕП. Это создаст стимулы для его принятия и другими странами и формирования охарактеризованной в первом разделе системы интегрального МХУ.
До этого все его элементы могут быть созданы в рамках БЕП. В частности, в условиях структурной перестройки мировой экономики на основе нового технологического уклада особое значение для обеспечения занятости и реализации человеческого потенциала стран БЕП будет иметь создание за счет этого источника международной образовательной сети из ведущих университетов Евразии для обучения граждан развивающихся и слаборазвитых стран, а также реализации программ переобучения безработных в развитых странах новым квалификационным требованиям. Это позволит подкрепить экономический функционал БЕП необходимыми для гармоничного развития экономики положениями гуманитарного сотрудничества, актуализировать общее культурно-историческое и духовное наследие, а также будет содействовать разработке идеологической платформы гармоничного сосуществования народов Евразии в XXI в. Создание БЕП может стать прообразом Интегрального мирохозяйственного уклада, становление которого соответствует интересам подавляющего большинства человечества. Он открывает новые возможности социально-экономического развития путем сочетания НТП с гармонизацией интересов различных социальных групп на основе подъема общественного благосостояния.
При этом он не ущемляет чьих-либо интересов, включая властвующую элиту капиталистических стран. Он лишь ставит предел ее глобальному доминированию, подчиняя движение мирового капитала целям социально-экономического развития на основе стимулирования прямых инвестиций и пресечения спекулятивных атак, угрожающих макроэкономической стабильности.
ШОС при энергичном развитии может стать центральным институтом потенциального проекта создания сообщества Большой Евразии. Развитие и институционализация ШОС может создать зонтичную организацию для Большого евразийского сообщества25. Ли Синь и другие китайские исследователи отмечают, что географическое пространство ШОС охватывает все страны - члены ЕАЭС, которые являются важными экономическими субъектами, расположенными вдоль ЭПШП, в рамках шести экономических коридоров, зафиксированных в документе «Видение и действия, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Так, вышеупомянутый китайский ученый выделяет в этой связи нижеследующие этапы: 1. На этом этапе делается акцент на создании мягкой регулятивной среды. Это правила, надзор, стандарты и т.
Продолжается содействие региональному экономическому сотрудничеству в рамках ШОС, увеличению объема торговли, упрощению торговли и инвестиций. В рамках этого пространства планируется сформировать системы полной свободы торговли, обеспечить свободное движение капиталов, создание общего финансового и единого энергетического рынков, разработать единые правила торговли товарами и услугами, а также сформировать общий рынок транспортных услуг и единую транспортную систему27. Показательно, что практическая работа в этом направлении уже начата. Как заявил в марте 2016 года первый замглавы Минэкономразвития РФ А. В декабре 2015 года на Совете глав государств - членов ШОС представители Казахстана предложили начать серьезное обсуждение формирования зоны свободной торговли ШОС. Делегации России, Китая и Казахстана договорились о том, чтобы готовить подходы к экономическому континентальному партнерству, к всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Будущее соглашение может затрагивать вопросы свободы движения товаров, свободы движения капиталов и инвестиций, комфортной среды для увеличения доли расчетов в национальных валютах и преференциального доступа к рынкам услуг28. Процесс формирования континентального евразийского партнерства от Европы до ЮВА набирает обороты.
Как заявил в марте 2017 года начальник отдела международного взаимодействия Департамента развития интеграции ЕЭК Д. Вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Комиссия развивает сотрудничество в формате меморандумов с правительствами Монголии, Камбоджи, Сингапура. С рядом государств уже запущен трек по зоне свободной торговли. При этом государства региона не скованы обязательствами по экономическим санкциям по отношению к одной из экономик Союза - российской29. Выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в апреле 2017 года, Владимир Путин вновь подчеркнул: развитие внешнего контура нашего интеграционного объединения должно быть продолжено на системной и плановой основе30. Эта работа осложняется тем, что пока не было прецедентов межблоковых торгово-экономических партнерств. Однако, по мнению экспертов и экономистов ЕЭК, вполне реально в десятилетней перспективе сформировать БЕП как сеть зон свободной торговли, набор торговых блоков, наиболее вероятным форматом которого будет так называемая «миска спагетти».
В этой связи наиболее актуальной задачей является сейчас определить, какие институциональные формы были бы оптимальными для того, чтобы придать процессу формирования сообщества интересов и ценностей в Центральной Евразии необратимый характер. Как полагают эксперты «Валдай-клуба», «эти институциональные формы должны иметь всеобъемлющий и инклюзивный характер, сочетать политику и экономику, «мягкую» и «жесткую» силу, быть комфортными для великих, средних и малых держав. В наших руках потенциально превосходные институты международного сотрудничества и развития - «Евразийская интеграция», финансовые институты «Шелкового пути» и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Шанхайская организация сотрудничества, многосторонние форматы с участием АСЕАН и многое другое. Нужно добиваться их совершенствования и взаимодополняемости31. Также, по мнению российских экспертов Т. Флегонтовой и др. Важно понимать, что потенциальные государства - участники проекта «Большая Евразия» могут столкнуться с проблемой лидерства, удовлетворения интересов всех участников проекта, сопряжения различных институциональных форматов под эгидой Большой Евразии. Объективно, этот проект должен стать исключительно российской национальной стратегией и объединить в себе уже инициированные и перспективные тренды сотрудничества32.
Помимо прочего, для России инициатива создания Большого евразийского партнерства - способ перехода к стратегии опережающего развития путем форсированного создания производств нового технологического и институтов нового мирохозяйственного укладов. В этом случае Россия и ЕАЭС могли бы претендовать на полноценное участие в новом центре мировой экономической системы33. И последнее, но, может быть, не менее важное. Экономическое сотрудничество, мегапроекты, сопряжение интеграций - очень важное, но отнюдь не единственное измерение БЕП.
Приоритетные направления сотрудничества в рамках реализации концепции Большого Евразийского партнерства напрямую коррелируют с договоренностями, которые страны ЕАЭС зафиксировали в новом стратегическом документе «Евразийский экономический путь» — Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Союза до 2030 и 2045 года. При этом всё в большей степени роль драйверов для «Большого евразийского партнерства» БЕП выполняют приоритетные направления развития Евразийского экономического союза. Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Кожошев дал характеристику процесса декарбонизации энергетики в странах евразийской «пятерки», а также отметил актуальность разработок и внедрения совместных низкоуглеродных технологий в рамках ЕАЭС. При этом в ЕАЭС есть все предпосылки для реализации указанных направлений». Арзыбек Кожошев также отметил значимость развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве, формирования общего транспортно-логистического пространства и развития евразийских транспортных коридоров.
По его словам, интеграционные инфраструктурные проекты в сфере транспорта позволят обеспечить транспортную связуемость стран Евразии и создать надежный транспортный каркас на континенте. Министр ЕЭК подчеркнул важность работы по подготовке дорожной карты реализации транспортной политики на 2024-2026 годы, направленной на реализацию транзитного потенциала евразийских стран. Заместитель председателя Правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян в ходе форума обратил внимание на важность цифровой повестки в рамках ЕАЭС: «Глобальные трансформации, которые сегодня происходят в мире, показали востребованность Евразийского экономического союза. Прежде всего, со стороны граждан и хозяйствующих субъектов. ЕАЭС продемонстрировал свою устойчивость и высокую эффективность.