Новости биография достоевского федора михайловича

200 лет назад родился Фёдор Михайлович Достоевский — писатель, изменивший мир. Сегодня, 11 ноября все любители литературы и искусства отмечают памятную дату — 200-летие со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя.

Биография — Фёдор Достоевский

  • Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
  • Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное (жизнь и творчество)
  • Достоевский Федор Михайлович - Русский Писатель - Биография
  • Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное
  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
  • Федор Достоевский - биография, семья, фото

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Родился Федор Михайлович Достоевский в 1821 году в Москве. Федор Михайлович Достоевский (1821–1881 гг.) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой.

Первые романы Достоевского: реакция критиков

  • Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) • Литература, Биографии • Фоксфорд Учебник
  • История жизни Федора Михайловича Достоевского
  • Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
  • Ранние годы

Родители. Детство. Воспитание.

Тончайший знаток человеческой души, глубокий мыслитель и необыкновенно проникновенный писатель — он создал множество произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. В данном видео вы узнаете главные события биографии Достоевского, а также краткую историю его жизни. Мы постарались собрать самые интересные факты из биографии Достоевского.

В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься.

Тогда же он женился на вдове Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" обе — 1859. В 1859 году он вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери.

В конце года писатель переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В 1863 году писатель во время второй поездки за границу познакомился с Аполлинарией Сусловой, их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для будущего романа "Игрок".

После смерти 1864 году первой жены, а затем кончины брата Михаила Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", но вскоре прекратил его из-за падения подписки. После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом "Преступление и наказание". Параллельно Достоевский работал над романом "Игрок", который он диктовал стенографистке Анне Сниткиной, ставшей зимой 1867 года женой писателя.

В 1867-1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман "Бесы" 1871-1872 был им создан под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". В 1875 году напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в обстановке "всеобщего разложения".

Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы" 1879-1880 , задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин".

В 1861 год. Братья Достоевские занялись созданием собственного журнала, который получил название «Время». Достоевский умер в 1881 году, от бронхита и туберкулеза. Ушел великий писатель в 59 лет. Вариант 2 11 ноября 1821 года родился великий классик, писатель и мыслитель Достоевский Федор Михайлович. С детских лет будущий писатель болел эпилепсией. В семье было 7 детей, Федор родился вторым, у него было 3 брата и 3 сестры. Мама Мария Федоровна в 1837 году умирает от туберкулеза.

После ее смерти, двух своих детей Федора и Михаила отец отправил учиться в Санкт-Петербургское училище с военно-инженерным профилем. В 1839 году умирает отец. С юных лет будущий классик интересовался писательским мастерством, постоянно читал произведения: Пушкина, Шекспира, Лермонтова, Шиллера, Корнеля, Гоголя, Бальзака, Гоголя. Бальзака, что взялся за его перевод. Началом творческого пути писателя считаются 1844-1845 годы. Произведение «Бедные люди» самая первая работа писателя. После публикации романа писатель получил известность и популярность. Белинский В. Второе произведение Федора Михайловича, работа над которым длилась с 1845 по 1846 год — повесть «Двойник», которая подверглась суровой критики многих писателей, а также читателей литературного журнала. В начале творческого пути все произведения писателя печатались только в журнале его родного брата.

Вскоре наказание заменили каторжными работами сроком на 4 года в Омской крепости. После окончания наказания писатель отправляется на военную службу солдатом. После пережитых событий на каторге и во время службы полностью поменялось мировоззрение молодого писателя, он становится более набожным. Во время несения службы писатель знакомится с Исаевой Марией, женою бывшего чиновника, у них зарождается роман. После смерти мужа Мария выходит замуж за Федора Михайловича в 1857 году. Вскоре молодая семья переезжает жить в город Санкт-Петербург, чтобы работать с братом Михаилом в журналах «Время» и «Эпоха». После этих потерь Федор Михайлович начинает играть в рулетку, накапливает себе многочисленные долги.

Отсюда публицистика Достоевского, органически связанная с его общим религиозным миропониманием. Достоевского принято считать «консерватором». Какое грубейшее недоразумение! He в ту монархическую форму, какой она фактически является в истории, а в идеализованную, где между царём и народом, как между отцом и детьми, нет никаких «средостений». Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным. А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной». Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим. Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение. Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный. И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть. Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ... Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие... He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду. Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа. Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду. И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам. Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,... Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28. В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский? Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская. Сущность католической идеи, которая владеет всеми католическими странами и народами, как бы ни были они атеистичны, заключается в насильственности. Это основной нерв папства. И какие бы учения о «счастье человечества» ни возникали в католических странах, они отравлены этой католической идеей насильственного, принудительного благополучия. Какие бы свободы и равенства ни провозглашались, самая свобода и равенство будут вводиться и осуществляться принуительным способом. Какое бы «единение» ни проповедовал французский социализм — и единение это будет насильственным, принудительным. Другая идея протестантская, отрицательная. Она тесно связана с католической, ибо всё основано на протесте против католичества. Исчезнет католичество, исчезнет и протестантство, ибо не будет против чего протестовать. Носители этой идеи — германцы, которые твёрдо убеждены, что они призваны решать судьбы всех стран и народов. Немцу «смешно даже предположить, что есть хоть что-нибудь в мире, даже в зародыше только, что могло бы заключать в себе хоть что-нибудь такое, чего бы не могла заключать в себе предназначенная к руководству мира Германия». И наконец, идея славянская, только зарождающаяся, неясная, но явно несущая с собой нечто совершенно новое в мировую историю. О том, в каком смысле может славянство и Россия разрешить судьбы мировой истории и куда должна в дальнейшем направиться мировая жизнь, — со всей определённостью Достоевский высказал через несколько лет на пушкинском празднике в Москве. Это и есть ответ на вопрос, как сам Достоевский понимал народную правду. Разбирая произведения Пушкина, Достоевский доказывает изумительную способность русского гения «перевоплощаться», понимать дух и сущность самых чуждых России народностей. В «Дон Жуане» Пушкин настоящий «испанец», в «Пире во время чумы» — англичанин, в «Подражании Корану» становится мусульманином, в «Египетских ночах» — древним египтянином. В этой способности перевоплощаться, по Достоевскому, выражается самая основная черта русского национального духа: всемирность. И из неё вытекает историческая роль России. Эту роль бессознательно знает народ, и в этом его правда. Он знает, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... Вот какую широкую, захватывающую перспективу дальнейшего исторического призвания русского народа показывает Достоевский. Эти восторженные, пророческие слова произвели на слушателей, без различия «партий», беспримерное по силе своей впечатление. И какими маленькими и ничтожными кажутся «этикетки» — «либерализм», «консерватизм», когда теперь вчитываешься и вдумываешься в них. Я говорю... Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос. Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание» 30. И когда он произносил своим слабым, задыхающимся голосом, в котором звучала особенная покоряющая напряжённая искренность: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Достоевский — явление пророческое. Он не принадлежит определённой эпохе, шестидесятым или семидесятым годам. Он «вне времени». И не потому только, что он писал хорошие романы, которые будут читаться десятки, может быть, сотни лет, — а потому, что он прозревал такие конечные дали, какие открываются только очам пророков Божиих. Вот почему «значение» Достоевского не может быть измерено тем или иным влиянием его на современников, или на литературу, или на христианскую мысль, — его значение так же неизмеримо, как те вечные начала, которые он раскрывал людям. Можно сказать только, что если правда, что миру суждено «обновиться» и начать новую, заключительную главу истории, если правда, что многострадальная земля в конце концов принесёт спасение и преображение всей вселенной, если правда, что голгофскому, народному христианству принадлежит великая победная роль в этом последнем историческом движении, — то имя Фёдора Михайловича Достоевского будет сопричислено к именам подлинных служителей Божиих. Ибо совесть, сердце, мысль, гений Достоевского — всё было положено им к ногам Христа. Он совершил громадную духовную работу, которая даст руководящее направление и грядущему христианству — голгофскому, до сих пор ещё скрытому в сердце народном 31. Как Достоевский жил, творил и писал, так он и умер. Вот какие подробности рассказывают о его кончине. В ночь на 26 января эмфизема осложнилась разрывом лёгочной артерии. С каждым днём положение становилось безнадёжней. Во все сомнительные минуты жизни он обращался к Евангелию: раскрывал наудачу то Евангелие, которое когда-то подарили ему жёны декабристов в Тобольске и с которым он никогда не расставался, и читал верхние строки открывшейся страницы. Так он сделал и теперь, в день кончины 28 января , когда ему было трудно. Открылось Евангелие от Матфея Мф. Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду» 32. Когда жена прочла ему эти строки, он сказал ей: «Ты слышишь — не удерживай; значит, я умру». В тот же вечер, благословив детей и жену, он умер. Смерть Достоевского произвела на современников впечатление, равное которому может быть разве впечатление, пережитое нами со смертью Толстого. И похорон таких не запомнит Петербург. Все в глубине души чувствовали, что скончался не только великий писатель, но и великий учитель. Лев Толстой по поводу смерти Достоевского писал Н. Страхову: «Как бы я желал уметь сказать всё, что я чувствую о Достоевском! Вы, описывая своё чувство, выразили часть моего. Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним; и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек. И никогда мне в голову не приходило меряться с ним, никогда. Всё, что он делал хорошее, настоящее, что он делал , было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше. Искусство вызывает во мне зависть, ум — тоже, но дело сердца — только радость. Я его так и считал своим другом и иначе не думал, как то, что мы увидимся и что теперь только не пришлось, но что это моё. И вдруг читаю — умер.

Жизнь Ф.М. Достоевского

3 вариант. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой. Происхождение По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Главная страница Духовная биография Достоевского Родители.

Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)

гений психологической прозы. Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Федор Михайлович Достоевский начал проявлять признаки эпилепсии ещё в детстве, о чем свидетельствуют записи в дневниках его матери и брата. Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Российский телевизионный сериал, по роману Федора Михайловича Достоевского, «Идион» 12 мая 2003 года начал транслироваться на телеканале Россия-1.

Долитературная жизнь

  • Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
  • Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)
  • Достоевский за 22 минуты - YouTube
  • Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память

«Величайший среди русских гигантов». 11 ноября родился Фёдор Достоевский

В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И.

Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94].

В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98].

В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н.

Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю.

Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И.

Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.

В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110].

Особенно поразила тогда будущего писателя судьба праведника и страдальца Иова — она станет ядром последнего его романа « Братья Карамазовы ». Мария Федоровна была дочерью московского купца третьей гильдии, ее старшая сестра вышла замуж в богатый купеческий дом Куманиных еще век назад — монастырских крестьян , в 1830 году получивших потомственное дворянство. Икона Всех скорбящих Радость московского храма на Большой Ордынке В связи с этим событием перестраивается ими старая, семнадцатого века, церковь Преображения на Ордынке, рядом с фамильным домом строительство будет закончено в 1836 году.

Один из ее приделов освящен в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость», прославленной еще в семнадцатом веке. Церковь вскоре начнут называть по этому приделу — Скорбященской. Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна Куманины Дом семейства Куманиных и «куманинская церковь» были хорошо знакомы Федору Михайловичу, потому что Александра Федоровна Куманина — его крестная мать. По воскресеньям и большим праздникам семья Достоевских ходит в больничную церковь к обедне, а накануне — ко всенощной. С отцом дети гуляли в Марьиной роще, где тропинка вела к Лазаревскому кладбищу. Один из пределов кладбищенской церкви был освящен в честь Лазаря четверодневного — первого из воскресших по слову Христову , прообраз всеобщего воскресения. Там была похоронена сестра Любочка, прожившая лишь несколько дней. Потом, в романе Достоевского « Преступление и наказание », маленький Родион Раскольников будет с родными ходить на могилку к умершему во младенчестве братцу, а Соня прочтет ему, отчаявшемуся, давно уже не державшему в руках Евангелия, про воскресение Лазаря.

Первый художественный фильм о писателе «Мертвый дом» в 1932 году снял Василий Федоров, главную роль исполнил Николай Хмелев. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко — сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли. Итак, главное из биографии Федора Достоевского. Исследователь человеческой души, провидец, создатель духовного моста между земным и вечным. Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского называют также лучшим психологом и психоаналитиком своей поры, сравнивая с австрийским современником Зигмундом Фрейдом. Выберите книгу Родители Федора Достоевского: сын священника Федор Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье разночинцев в Москве. Его отец Михаил Андреевич, потомок униатского священника, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна — дочь купца третьей гильдии. Фото: wikipedia В семье бытовал патриархальный уклад, дети у Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских было 7 детей воспитывались в послушании и набожности.

По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Вместе с тем это была дружная, радушная и гостеприимная семья, отнюдь не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. Маленьким Достоевским читали на ночь сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В летнюю пору ездили на прогулку в Марьину рощу. В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи. Достоевский в 26 лет, рисунок К.

Трутовского 1847. Фото: wikipedia Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее. Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Первые романы Достоевского: реакция критиков По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика.

Достоевский Фёдор Михайлович. Фото: globallookpress Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег. Федор Михайлович разорвал отношения с членами кружка. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими.

Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения.

Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова , Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70].

Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать.

Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина, Жуковского, Карамзина, Пушкина [78].

Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84].

Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий