Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Обратите внимание: Кавказский конный набег, или как чеченцы перешли границу дозволенного. После того, как все мужчины были собраны в одном месте, солдаты окружили их. Остальные последовали за женщинами и детьми.

Сотрудникам давали от 10 минут до двух часов на сборы. Всего было вывезено 333,7 тыс жителей республики. Разрешалось брать по 500 кг груза на семью, но жителей по-прежнему заставляли брать с собой только самое необходимое — в машину загнали 45 человек, и для них не нашлось места. Когда немцев депортировали, вещи возили отдельно, и на семью можно было взять до 1 тонны груза. С имуществом тоже обманули.

При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены.

Глава Ингушетии: 23 февраля — день трагедии народа и гордости за защитников Отечества 14 февраля 2023 Хусейн Плиев 23 февраля — день трагедии народа, напоминание о «черной среде» 1944 года, как дату назвали в народе, когда ингуши и чеченцы были поголовно депортированы в Казахстан и Киргизию. С другой стороны — это день гордости за сынов и дочерей народа, которые всегда достойно защищали Родину. Об этом заявил руководитель субъекта Махмуд-Али Калиматов, напомнив, что в регионе пройдет ряд мероприятий, приуроченных к этим событиям, сообщили «Ингушетии» в пресс-службе Главы и правительства республики.

В ходе выселения погибли 100 тыс. Вместе с вайнахами по ошибке были депортированы и представители других народов, проживавшие в Чечено-Ингушетии:аварцы, даргинцы, лакцы и др Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а на её территории создана Грозненская область Часть районов вошла в состав Северной Осетии, Дагестана и Грузии. Населённым пунктам присваивались русские названия, осквернялись и разграблялись мечети и кладбища, жглись книги на чеченском и ингушском языках, уничтожались библиотеки, оружие, ковры т.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели. Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. 78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима.

Об Академии

  • В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби
  • В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев | Вестник Кавказа
  • Содержание
  • Об Академии
  • 小さな小瓶 13個セット小物入れ - 小物入れ
  • Депортация чеченцев и ингушей — Википедия

Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube

В период с 1944 по 1948 года в ссылке умерло более 120 000 человек. В своей сути, это был геноцид по национальному и религиозному признакам. Лишь спустя 13 долгих лет, в 1957 году, депортированные ингуши и чеченцы получили возможность вернуться на родину — на Кавказ. Память о тех драматических событиях выселения и жизни на чужбине живет и будет жить в ингушском и чеченском народах.

Операция под кодовым названием «Чечевица», во время которой чеченцы и ингуши были были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию с территории Чечено-Ингушской АССР, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами подобных репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооружённого восстания в советском тылу. В мероприятии приняли участие депутаты ингушского парламента, делегации из Чечни, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии. Первый том книги был издан в ноябре 2010 года. В нем собраны материалы, отражающие вклад проживавших в то время в СССР немцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей и балкарцев, обвиненных в коллаборационизме и репрессированных. Книга была издана по инициативе и на средства межрегиональной общественной организации «Союз репрессированных народов России», а также на частные пожертвования.

Спикер парламента Ингушетии Махмуд Сакалов на презентации книги отметил, что издание книги на основании неопровержимых документальных источников о роли репрессированных народов в Победе в Великой Отечественной войне является знаменательным событием, значимость которого невозможно переоценить. Все наравне делили тяготы военного времени.

Поэтому и уверен в своих словах... Бывал и в русскоязычных регионах и в Киеве, и во Львове, в Карпатах... Никогда там не было никакого предубеждения против России или русского языка. На заявления какого-нибудь ультраправого националиста обращали внимание и раздували проблему только российские СМИ. Даже в 2014 году украинцы без особой злобы восприняли потерю Крыма она прошла без крови. А вот захват Россией Донецка и попытки в Одессе и Харькове - вызвали стойкую негативную реакцию...

Вайнахам, из числа офицеров и рядового состава, находящимся на передовой и тыловых частях, предписывалось отправиться в Алма-Ату. В столице Казахской ССР они поступали в распоряжение отделов спецпоселений НКВД, а дальше направлялись в северные регионы Советского Союза, где их использовали на строительстве дорог и заготовке леса. Они получали статус спецпоселенцев. Всего из армии в 1944 году было уволено 6 488 солдат, 1 696 сержантов и 710 офицеров. После окончания Второй мировой войны с военнослужащих из числа депортированных народностей сняли статус спецпоселенцев, но селиться в пределах своей исторической родины им было запрещено. Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год Wikimedia Commons Депортации подверглись чеченцы и ингуши, проживавшие в Грузии, Осетии, Дагестане. Коснулась депортация и заключённых. Независимо от места заключения все заключённые чеченской и ингушской национальности переводились в колонии и тюрьмы на территории Казахстана и Средней Азии. От насильственного переселения освобождались чеченцы и ингуши, имевшие особые заслуги перед советской страной. Но среди этой категории нашлись те, кто добровольно выехали в населённые пункты Казахстана и Киргизии. Примечательно, что чеченки, вышедшие замуж за представителей других народов СССР, не подлежали депортации, а вот русские женщины, связавшие свою судьбу с чеченским мужчиной, отправлялись с ними в далёкую Среднюю Азию. Можно было развестись и остаться дома, но дети от таких браков отправлялись на поселения с отцом. Таким образом, общее число депортированных чеченцев и ингушей за всё время проведения операции «Чечевица», составило более 650 тысяч человек. Советская власть потратила на насильственный вывоз вайнахов 150 миллионов рублей. Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном. В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек. В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек. Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов.

Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь

Но ингушские общественники отмечают: вайнахи, как и другие россияне, хотят чествовать своих мужчин — защитников Отечества. Как и другие народы, мы хотим вместе со всей страной чествовать воинов-мужчин. Для этого следует перенести 23 февраля на другой день календаря». Конгресс ингушского народа просит депутатов парламента Ингушетии перенести празднование с 23 февраля на 15 января — день издания декрета Совнаркома о создании Красной Армии. EADaily напоминает, что в 2018 году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров «из чувства уважения к жертвам депортации вайнахов» отменил в республике праздничные мероприятия в честь Дня защитника Отечества.

По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Наравне со всеми были депортированы семьи Героев Советского Союза И. Бейбулатова, Х. Мухамед-Мирзаева, А. Идрисова, Х. Нурадилова, Х. Дачиева; жена и трое детей героически погибшего Маташа Мазаева; борца за установление Советской власти Асланбека Шерипова. После окончания войны был выслан Герой Советского Союза Х. Подполковник М. Висаитов решением командования 2-го Белорусского фронта был направлен на учёбу в Военную академию имени М. Фрунзе, но через несколько месяцев сослан в Казахстан. Депортация интернациональных семей Чеченки и ингушки, вышедшие замуж за представителей других национальностей, освобождались от депортации. Напротив, русские женщины, вышедшие замуж за вайнахов, должны были быть депортированы. Они могли избежать депортации расторгнув брак, но это не освобождало от депортации их детей. Из Дагестана было выселено 28 тысяч чеченцев, в том числе 15,4 тысячи чеченцев-аккинцев. Из Орджоникидзе было выселено много ингушей, из Грузии — 2 700 чеченцев при этом родственные народы — бацбийцы и кистинцы — были объявлены властями Грузии отдельными национальностями и выселению не подвергались. Сотни вайнахов были выселены из других районов СССР. Условия депортации По официальным советским данным из Чечено-Ингушской АССР было насильственно выселено более 496 тысяч человек — представителей вайнахской народности, в том числе в Казахскую ССР — 411 тысяч человек 85 тысяч семей и в Киргизскую ССР — 85,5 тысячи человек 20 тысяч семей. По другим данным число депортированных составляло более 650 тысяч человек. С целью сокращения издержек на транспортировку в дощатые двухосные вагоны вместимостью 28-32 человека загружали по 45 человек. При этом в спешке в некоторые вагоны забивали и до 100—150 человек. Во многих вагонах отсутствовали нары. Для их оборудования выдавались доски в количестве 14 штук на каждый вагон, но не выдавались инструменты. Согласно документам НКВД, полагалось в каждый двухосный вагон производить посадку не менее 240 человек спецконтингента. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. Основными причинами гибели депортированных назывались погодные, изменившиеся бытовые факторы, хронические заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Согласно официальным данным, по пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Однако эти данные противоречат показаниям свидетелей: Если на станции Закан мы могли находиться в вагоне только притулившись друг к другу, то… когда подъезжали Казалинску, более или менее сохранившие силы дети могли бегать по теплушке. Ахмадов, 2005, с. Ахмадов Я.

Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека.

Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани 23 февраля 2012, 14:17 Распечатать В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани. Участники мероприятия почтили память жертв депортации минутой молчания, помолились за тех, кто погиб во время выселения. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выступая на траурном митинге, депортацию 1944 года "главной трагедией народа". Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии.

Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая день похорон Ахмата Кадырова. Также был демонтирован и частично перенес на новое место установленный в Грозном еще при Джохаре Дудаеве памятник жертвам депортации работы скульптора Дарчи Хасаханова. Тот самый со надписью "Духур дац! Доьлхур дац! Диц а дийр дац! Не сломаемся!

Не заплачем!

Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца.

Небольшое количество чеченцев имевших оружие и оказавших сопротивление, были расстреляны на месте. В высокогорном селе Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли более 700 человек, среди которых были женщины старики и дети. Все они сгорели заживо марат файзуллин 4 года назад Знаток 327 Все храбрые когда толпой ходят А русские оказали бы сопротивление немцам в 1941 году если русских было бы всего миллион населения а у немцев 150 миллион населения!???

Это исследование, основанное преимущественно на древнеармянских, древнегрузинских и древнегреческих источниках, заняло свое почетное место среди лучших научных трудов по кавказоведению. Гумба отмечает: «…при всей своей очевидной актуальности и несмотря на значительно возросший в последнее время интерес к древней истории нахов, подлинно научная история этого крупнейшего этнического массива Кавказа все еще не получила должного освещения.

Недостаточность и фрагментарность знаний о прошлом чеченцев и ингушей, ощутимая практически в любом историческом периоде, более всего наглядна, когда речь заходит о древних этапах развития этих народов. Одна из причин — малочисленность соответствующих источников и трудность их интерпретации. К тому же следует заметить, что даже имеющиеся источники до сих пор не проанализированы и неосмысленны в достаточной мере с точки зрения истории нахских народов» [9, c. Под «имеющимися» источниками Г. Гумба, видимо, подразумевает, прежде всего, древнеармянские, древнегрузинские, древнегреческие и арабские рукописи.

Неоценимыми и основными источниками по этногенезу, древней и средневековой истории чеченцев могли бы стать летописания и хроники чеченских авторов, написанные на арабской графике на чеченском и арабском языках. Это, прежде всего, тейповые летописи тайпантептарш. По чеченской традиции, каждый крупный чеченский тейп составлял и вёл свою летопись историю. Многие известные этнографы и историки ХIХ в. Лаудаев, А.

Берже, Г. Вертепов, Е. Максимов, И. Попов, Н. Семенов, А.

Ипполитов, И. Бартоломей, П. Головинский и др. Милютин отмечал, что чеченские учёные-арабисты занимались поисками следов своего прошлого [5]. Лаудаев, первый чеченский этнограф, подчеркивал, что при написании своей работы «Чеченское племя» пользовался рукописью на арабском языке, содержавшей хронологический перечень событий в Чечне и в целом на Кавказе [11, c.

Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке. Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c.

Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c.

Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них.

Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались.

Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи.

Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c.

По мнению профессора Г.

Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам. Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением.

Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек. Сейчас ученые много спорят о том, что двигало Сталиным и Берией, когда они принимали столь чудовищные решения о депортациях и геноциде целых народов. Изощренная политика стравливания некогда братских народов с начала 1930-х годов породила в стране всеобщую, насильственную "миграцию населения". Горцев выселяли на равнину, чеченцев, ингушей и другие горские народы — в Казахстан и Киргизию.

Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-"побратимы" — осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать. Уже в конце 1950-х годов депортированные народы стали возвращаться на родину, где сталкивались с "новыми жильцами" в своих домах. Почти на всем протяжении 1960-70-х годов по Чечне, Ингушетии и Дагестану прокатывались массовые волнения на почве национальной неприязни некогда братских народов Кавказа.

А трагедия осетино-ингушского конфликта до сегодняшнего дня отравляет отношения между двумя народами. Другие исследователи усматривают в депортации горцев не только желание стравить Кавказские народы, не только скрыть провалы собственной национальной политики. Некоторые говорят и о "грузинском следе" в действиях И. Сталина и Л.

Действительно, с Кавказа были выселены именно те народы, которые непосредственно граничили с Грузией — это карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы.

История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей

23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными.

В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации митингами и чтением молитв

В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. Депортация началась в 5.00 утра, 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей. Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица".

«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля

Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. чеченцы, ингуши, депортация, операция "чечевица", ссср, новости россии. 23.02.2023, 13:58. Рамзан Кадыров призвал не забывать о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей, годовщину которой отмечают 23 февраля. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.

Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля

Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке.

Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c. Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22].

Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c.

Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям?

Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле.

По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия.

По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c.

Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи.

Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c.

Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г.

Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c.

Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н.

Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в.

Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе.

О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев.

Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К.

Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др.

И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев.

Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г.

Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть. Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c.

Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н. В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным. Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c. Кроме того, каждый крупный чеченский тейп строил в Нашха свою боевую башню, в качестве символа принадлежности к единому чеченскому народу нахчи. Их фундаменты сохранились здесь и сегодня. Еще в свое время профессор Н. Яковлев отмечал, что чечено-ингушская культура и язык сложились вокруг культурно-религиозного центра Нашха [24, c. Следует отметить, что культурно-религиозные центры, считающиеся священными, сакральными местами, как чеченский Нашха, были и есть у многих народов мира.

Это гора Сиону евреев в Палестине, гора Фудзияма у японцев, гора Арарат у армян и т. Как и в истории многих народов мира, крайне отрицательную и разрушительную роль в формировании чеченского народа сыграло нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. В политической истории народов Северного Кавказа памятен 1222 г. Поход монгольских полководцев Джебе и Субэдея на Северный Кавказ привел к регрессу в общественно-экономическом и культурно-политическом развитии многих горских народов, в том числе чеченцев. Шора Ногмов в своей работе рассказывает о героической совместной борьбе кабардинцев и чеченцев с войсками монголов, в которой они потерпели поражение. Результатом этого поражения стали огромные людские потери[16, c. По нашему мнению, нахи нахчи, нахчматьяне, нохчи — это один этнический массив, слова синонимы под давлением кочевников монголо-татар в Х111 в. Большая часть ушла в горные районы Аргунского и Галанчожского ущелий,а также Ичкерии, часть — в Ассинское и Джейрахское ущелья. В течение этих четырех веков разные части единого до ХIII в. В результате появились различия в языке и некоторых обычаях.

Основная масса нахов нахчматьян , проживавшая на территории Нохч-Мохк, сохранила свое старое название — нохчи чеченцы. Та часть нахов, которая ушла в горы Ассинского и Джейрахского ущелий, стала называться галгай ингуши. Об этом говорят и народные предания. Так, в фамильно-родовом предании эхишбатойцев говорится, что предок их по имени Эхиши его брат Галгай были сыновьями легендарного Мааша, жившего в Нашхе. Возмужав, братья расселились в разные стороны: Эхиш поселился в междуречье Гудермеса и Хулхулау, а Галгай ушел в направлении рек Ассы и Фортанги [20, c. Третья часть, отступившая в горы на стыке Чечни и Грузии — бацбийцы цова-тушины. Кобычев, — сравнительно единый до этого нахский этнос распался на три обособленные части: южных нахов самоназвание бацби , западных, или ингушей галгай и восточных, или чеченцев» [12, c. Вертепов: «Под именем ингушей, — писал он, — известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких групп и обществ: джераховцы жили по обеим берегам Макалдона; кистинцы по рекам Ассе и Сунже; назрановцы — по верховьям рек Сунжи, Камбилеевки, Назрановки и по течению этих рек до впадения реки Яндырки в Сунжу и по Терской долине. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов, долин, гор или рек, на которых они обитали. Общее название все эти шесть обществ ингушей получили от большого аула Ангушт, который находился в Терской долине.

Они соседствовали на востоке с чеченцами, на западе с осетинами, на северо-западе и севере с кабардинцами, на юге с тушинцами, хевсурами и грузинами» [25, c. Огромную роль в возвращении чеченцев на плоскость сыграла борьба русского народа с Золотой Ордой, приведшая, в конце концов к ее разгрому. Именно это создало со временем условия для возвращения чеченцев на равнину и нового ее освоения и, соответственно, развития у них производительных сил и экономики. Как отмечал Самойлов, с 20—30-х гг.

В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов.

Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г.

В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо.

После приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия.

В соседнем вагоне старушка умирала. И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. Где-то он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок. Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу. Это был рядовой случай. Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор. Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался. На каждой станции, когда поезд на 15—20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела. Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха! Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. Где-то в 1950 году в первый раз увидели деньги».

Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей

23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей – История и современность – Новости 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST].
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни.
НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей.

Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?

Депортация чеченцев и ингушей 23-го февраля 1944-го года. Свидетельства очевидцев. - Статьи - ЧИЭКО При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели.
Telegram: Contact @newizvestya При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели.
"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.
Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля 73 года назад, 23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей в Центральную Азию.
Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши был поголовно депортированы в Сибирь.

Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля

23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий