Новости 1654 год воссоединение украины с россией

Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман. Так было положено начало воссоединению Украины с Россией. 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией было провозглашено 8 18 января 1654 года на Раде в городе Переяславе. Введение Воссоединение Украины с Россией, то есть, переход Войска Запорожского Речи Посполитой и части областей Малороссии, подконтрольных ему, в подданство русского Царя произошло в 1654 году.

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

18 января 1654 года в городе Переяславле состоялось собрания казаков войска Запорожского, получившее название Переяславской рады. С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением Руси. 1 октября 1653 года представители всех слоев русского общества поддержали идею принять Запорожскую Сечь в состав России В долгой и сложной истории взаимоотношений Русского царства с Украиной и Запорожской Сечью особое место занимает Земский собор 1653 года. Результатом Переяславской рады стала русско-польская война, начавшаяся в 1654 г. Основными целями России в войне было подтверждение перехода Украины в состав Русского государства, а также возвращение земель, утраченных по Деулинскому перемирию 1618 г. В настоящее время украинские националисты-сепаратисты отрицают факт воссоединение Украины с Россией и считают, что Россия, воспользовалась сложной ситуацией и «захватила» часть украинских земель.

Воссоединение России с Россией

13 лет (1654-1667) Россия воевала с Польшей за Украину, но в результате получила только её половину. 18 января 1654 года в городе Переяславль-Русский под Киевом было принято всенародное решение о присоединении Войска Запорожского к Русскому Царству. 18 января 1654 года в городе Переяславль-Русский под Киевом было принято всенародное решение о присоединении Войска Запорожского к Русскому Царству.

Вхождение Украины в состав России

К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638.

От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой.

В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей.

В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом! По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян.

Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл.

В Москву поехало посольство с бумагой.

Алексею пришлось собирать войско на поляков. Началась еще одна польская война. Действия русских были успешны, пока воевать Польшу не пошел шведский король.

Тут и Москва, и Польша поспешили прекратить военные действия. Богдан же, ожидавший куда большего, заключил союз с крымским ханом и повел его на поляков. В Москве не знали, что делать.

Спасла только смерть Богдана, случившаяся очень вовремя. Но и после его смерти по всей Украине шлялись мятежные толпы. Для решения, кто из казачьих начальников более достоин заместить Богдана, с Украины стали ездить гонцы в Москву.

Тем временем шведы отступили, и Польша снова ввязалась в войну с Россией.

Задолго до восстания активным сторонником воссоединения всего православного народа был Митрополит Киевский и Галицкий Исаия Копинский — вскоре после завершения Смуты в России он неоднократно обращался к первому царю из династии Романовых, чтобы Московский патриархат принял под свою власть все православные приходы на территории Речи Посполитой. До Хмельницкого как минимум два запорожских гетмана обращались к московскому царю с просьбами о переходе в их подданство — гетман Криштоф Косинский в 1592 году и гетман Петр Сагайдачный в 1620 году. В Москве долго не решались дать согласие на эти предложения, ведь они неизбежно влекли долгую и трудную войну с Речью Посполитой, которая в XVII столетии ещё была самым мощным и крупным государством Центральной Европы. В момент воцарения династии Романовых население нашей страны было даже меньше, чем подданных польского короля — менее 9 миллионов у нас и свыше 10 миллионов под властью поляков в 1613 году. Только к середине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича население обоих государств сравнялось по численности. Но и тогда вопрос о принятии казаков Богдана Хмельницкого в российское подданство долго обсуждался в 1653 году на Земском Соборе — не все в Москве считали, что Россия уже созрела для большой войны с еще могущественными и боеспособными поляками.

Лишь после сложных дискуссий, 1 октября 1653 года русский парламент принял решение помочь восставшим запорожским казакам, «потому что паны и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить».

Самостийники утверждают, что Хмельницкий не воссоединял Малороссию с Великороссией, а боролся за независимую Украину. И Переяславская рада, мол, была лишь тактическим союзом. Нет, Хмельницкий не заключал союза с Алексеем Михайловичем — и не мог этого сделать. Заключить союз с русским царём мог польский король, или шведский король, или английский король, или турецкий султан — словом, тот, кто равен ему. Монарх, суверен. Хмельницкий не рассматривался в качестве суверенного правителя и не пытался им стать, не стремился основать собственную династию. Как и вся казачья верхушка, Богдан мыслил в логике подданства, считая, что суверенитет на территорию Войска Запорожского может распространять только монарх.

На Переяславской раде Хмельницкий предложил казакам выбор между суверенами: русским царём, польским королём и турецким султаном. И понятно, что свой монарх, православный и русский, лучше, чем остальные. Попробуйте найти у Хмельницкого что-нибудь про «украинцев». Гетман называет жителей Малороссии «миром православным российским», «народом российским благочестиво-христианским», «миром православным российским Малой России». Он говорил: «И покори Господь Бог им великим государем всех врагов их и неприятелей, и чтоб православные христиане Великия и Малыя Росии были в соединении». А также: «Мы царского величества милости ищем и желаем потому, что от Владимирова святаго крещения одна наша благочестивая христианская вера и имели едину власть. А отлучили нас неправдами своими и насилием лукавые ляхи». И наконец обратимся к первой печатной книге о русской истории — к «Синопсису» трижды издан типографией Киево-Печерской лавры в 1674, 1678 и 1680 гг.

Автор — архимандрит лавры Иннокентий Гизель либо представитель киевского духовенства из его непосредственного окружения. Этот источник даёт представление о социально-политических взглядах малороссийской интеллектуальной элиты. Субъект этнической истории в «Синопсисе» представлен так: сначала это «славянороссы», затем это «россы», а затем, после Крещения Руси, это «православно-российский» народ, к которому относит себя киевский автор. В русскости Москвы он тоже не сомневается: Дмитрий Донской сражался за «росскую землю», его воинство названо «сынами русскими». А Киев, «преславный верховный и всего народа российского головной град», утративший своё «самодержавствие» в годы феодальных усобиц, «конечне уставший» во времена литовско-польского владычества, — возвращает себе «своё царственное бытие» под властью московского царя Алексея Михайловича.

Родичi Родины

Воссоединение Украины с Россией вызвало смятение польских феодалов и привело в ярость крымского хана. 27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года.

Цех историков

Отметить дату с размахом на высшем государственном уровне в своё время Советское руководство приняло отнюдь не только чтя исторический факт. В Москве не могли не замечать попыток некоторого оживления националистических настроений в союзных республиках Прибалтики, в Молдавии, Казахстане. Но одна из самых тревожных ситуаций сложилась на Западной Украине, где на фоне сохранявшейся террористической деятельности бандеровского подполья и нацистских недобитковрусские по национальности и украинцы из восточных регионов республики стали потихому практически вытесняться из партийных, советских и хозяйственных органов, учебных заведений и средств массовой информации. Ещё при жизни Иосифа Сталина, в 1952 году, тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Леонид Мельников направил в центр записку, в которой предлагал ряд мер, которые были призваны идеологически противодействоватьползучей активизации национализма. Одним из мероприятий, актуализирующих тему единства народов России и Украины в общественном мнении, представлялся предстоящий юбилейный повод; его, по мысли местных коммунистов, следовало всемерно использовать, чтобы подчеркнуть историческую общность русских и украинцев. Между тем непростая обстановка, сложившаяся в правительстве и партийном руководстве сразу после смерти Сталина,не позволяла сразу отреагировать на действительно актуальное и продиктованное знанием местных условий предложение. Лейтмотивом его был сформулированный к юбилею тезис, до сих пор доминирующий в нашем общественном сознании: «Нерушимая вечная дружба украинского и русского народов является залогом национальной независимости и свободы, расцвета национальной культуры и процветания украинского народа, как и других народов Советского Союза».

Недавно рассекреченные постановления и распоряжения правительства СССР касаются только узкого, ограниченного круга в общем-то частных вопросов, затрагивающих механизм реализации большого комплекса планировавшихся мероприятий. В то же время оникрасноречиво высвечивают ясное понимание значимости празднования 300-летия воссоединения Украины и России для судеб наших народов. Повсеместно были организованы соответствующие юбилейные комитеты, подключены советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские организации, творческие союзы, учреждения культуры и образования, издательства, центральные и местные газеты, радиовещание.

Украинские власти любят обвинять Россию в нарушении договора, однако часто в этих разговорах упускают один важный факт — предательство гетмана Ивана Мазепы.

Иван Мазепа был не просто правителем украинской автономии. Он был близким другом императора Петра I. Мазепа сопровождал его в походах, давал политические и государственные советы. Пётр I доверял ему настолько, что казнил людей даже за слухи о неверности Мазепы.

Между тем шла Северная война со шведами. И в самый критический её момент Мазепа предал Петра и перешёл на сторону шведов. Гетман был уверен: дело России проиграно и нужно искать местечко потеплее, однако просчитался — Россия разбила Швецию. А следом полетели головы.

Предательства Пётр I простить не мог.

С этого времени начался национальный и религиозный гнет украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Но Речь Посполитая цепко держалась за земли бывшей Киевской Руси. Отдав их, Польша превратилась бы в небольшое, заурядное государство. От национального и религиозного гнета население бежало на окраины Речи Посполитой и России, в частности, к нижнему течению Днепра. Так появляются запорожские казаки и городок Запорожская Сечь. Первоначально запорожские казаки, как и казаки вообще, жили за счет набегов и грабежей на соседние территории — Речи Посполитой, России, Крымского ханства, Османской империи. Речь Посполитая решила привлечь казаков для охраны своих территорий. Польское правительство стало составлять особые списки — реестры.

Записанный в реестр казак считался на службе у польского короля и получал жалованье, вооружение. Во главе запорожского войска отныне стоял гетман польск. Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки. Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков — украинцами. В 1648 г. Весной 1648 г. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи.

Началась открытая вооруженная борьба запорожцев с поляками. В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии. Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Хмельницкий развил успех и достиг Львова и Замостья. Только нехватка боеприпасов и провианта, а также эпидемия чумы остановили продвижение его войск, и он повернул назад. В декабре 1648 г. Хмельницкий торжественно вошел в Киев. Тем временем, шляхта спешно начала собирать новые силы для нового похода на Украину.

Летом 1649 г. Хмельницкого еще раз доказали свое превосходство над поляками. В том же году польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. В договоре Б. Хмельницкий признавался гетманом Украины. Под его власть отдавались три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. Управление этими воеводствами могли осуществлять исключительно православные. Киевский митрополит получил право участвовать в заседаниях сейма Речи Посполитой. Гетману разрешалось иметь свое войско в 40 тыс.

Важным условием мирного соглашения стало то, что польские помещики могли возвратиться на свои земли. Это возмутило крестьян, которые изначально боролись за свое освобождение от польских землевладельцев.

Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории. Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами. Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами.

Однако, несмотря на угнетенное положение, украинская и белорусская народности сохранили свои важнейшие признаки, одним из которых являлся язык. Общность происхождения двух братских народов и языковое родство определяли на протяжении всей истории теснейшую близость культуры и сознание единства русского и украинского народов. Учитель разъясняет учащимся, что среди трех братских народностей наиболее сильной была русская, процесс формирования которой шел более ускоренно, чем двух остальных. При этом надо отметить, что, находясь под иноземным гнетом, будучи разобщен экономически и политически, украинский народ не имел возможности в ту пору создать свое государство. Однако основой развития украинской народности являлись все более укреплявшиеся связи между отдельными частями украинских земель, хотя развитие их и тормозилось жестоким угнетением со стороны польских и литовских феодалов. Положительную роль в развитии украинского народа играли экономические и культурные связи украинских земель с Русским государством. У русского народа украинский народ искал всегда и находил поддержку и помощь в борьбе против польско-литовских панов и турецких агрессоров.

Публикуемые в настоящем сборнике документы относятся к первой половине XVII в. Документы могут быть использованы при подготовке учителя к урокам, с помощью которых он сможет более полно и убедительно осветить важнейшие вопросы изучаемой темы; при изложении материала на уроке как путем пересказа документов, так и путем чтения отдельных, особенно ярких отрывков, в виде иллюстраций к рассказу учителя. Документы могут быть использованы также и во внеклассной работе учителя по истории. Сборник, кроме того, призван помочь преподавателям истории расширить и углубить свои знания путем ознакомления с документальным материалом по вопросу о борьбе украинского народа за свою независимость и воссоединение с братским русским народом. В сборник включен ряд документов, характеризующих тяжелое экономическое положение Украины накануне освободительной войны, свидетельствующих о жестоком польско-шляхетском феодально-крепостническом гнете. Рассказывая о захвате польскими помещиками украинских и белорусских земель и угнетении ими населения, учитель использует указанные документы при подготовке к изложению нового материала, и на уроке, включая в свой рассказ отдельные, наиболее яркие, места из документов. Выжвы на коронного гетмана С.

Выжвы, о том, как жестоко их избивали и наказывали слуги польского короля. В документе приводятся фамилии горожан и описывается, какие тяжелые побои были им нанесены. Из документа явствует, что некоторым горожанам были перебиты руки и ноги, вырваны бороды, разбиты головы, других мучили до полусмерти. Однако документ написан трудным языком, в нем содержится много польских слов и по этой причине малоэффективен для иллюстрации на уроке. Учитель может использовать перевод, данный к этому документу, как при подготовке к уроку, так и для иллюстрации отдельных мест в классе. Это указ польского короля Владислава IV крестьянам каменецкого староства с требованием выполнять повинности и барщину черкасскому и каменецкому старосте К. В указе мандате говорится, что по полученным сведениям крестьяне не хотят выполнять панщину и повинности и тем приносят ущерб старосте и уменьшают доход польской казны.

Король строго приказывал крестьянам прекратить бунты и заговоры, аккуратно отбывать панщину и всякие повинности, а тех, которые противоречат королевским указаниям, велел местным властям жестоко наказывать. В жалобе называются фамилии крестьян, которые были посажены в тюрьму, где их морили голодом, били, изучили и не выпускали до тех пор, пока не дадут согласия выполнять четырехдневную барщину, платить оброк и выполнять другие повинности, которых никогда не было в арендном контракте. Приводится ряд документов, которые учитель может использовать в рассказе о национальном и религиозном гнете и о поддержке русским правительством украинского православного духовенства, церквей и монастырей. Епископ Исайя Копинский, обращаясь к митрополиту Московскому Филарету, пишет, что на Украине ослабела православная вера, духовенство преследуется, бедствует; что украинское духовенство не имеет ни от кого защиты и надеется только на бога и московского царя. В челобитной говорится о преследовании польскими панами православной веры, ограблении и разорении монастырей. Сообщается, в частности, что князь Еремей Вишневецкий отобрал у Густынского монастыря деревни и мельницы, землю, семена и т. В этом же документе отмечается, что на Украине введены нестерпимые налоги и притеснения, что только в текущем 1642 г.

Обращаясь к русскому царю, просители указывают, что только от него они ждут помощи и поддержки. Таким образом, с помощью документов, учитель более полно и убедительно покажет учащимся, что польские паны, при поддержке Ватикана, насаждали на Украине католицизм, вводили церковную унию, проводили политику насильственного ополячивания украинцев. Говоря о притеснении польскими панами православного духовенства на Украине, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что русское правительство оказывало помощь и поддержку украинскому духовенству. Для подтверждения этого приводится ряд документов. В царской грамоте указывается, чтобы монахи названного монастыря повсюду пропускались, без изъятия пошлин и без всякой задержки, а кто этого распоряжения не выполнит, тот будет наказан. Кроме того, указывается, чтобы всем приезжающим давались подводы для переездов, сколько им нужно, и деньги на дорогу. В сборник включено много документов, характеризующих торгово-экономические и культурные связи украинского и русского народов, а также взаимную помощь украинского и русского казачества.

Важнейшими из этих документов являются: 1, 2, 3, 6, 8, 14, 17, 31, 33, 35, 36, 38, 41, 44, 46, 49, 50, 58 и др. С помощью названных документов, учитель убедительно покажет учащимся, что, начиная со второй половины XVI в. Русское правительство снабжало запорожских казаков военными припасами, разрешало переселяться в Россию украинским крестьянам, мещанам и казакам, бежавшим от польского гнета, способствовало развитию торговых и культурных связей. Вместе с тем отмечается, что торговые люди из Украины приезжают в Путивль, в Рыльск, Севск и другие города, где для них построены торговые дворы. В грамоте, написанной от царя Михаила Федоровича, говорится о разрешении украинцам, переселившимся из Чугуева и Корочи, беспошлинно торговать в Курске, а русским купцам — в Чугуеве. Кокареву, указывается на необходимость наделить чугуевских украинцев-переселенцев землей. Сагайдачного, которые сообщили о желании всего Войска Запорожского служить русскому правительству.

С помощью документов учитель покажет, что стремление к воссоединению с Россией особенно усиливается в период освободительной войны 1648—1654 гг. Публикуемые документы помогут учителю глубже осветить вопрос о борьбе украинского народа против социально-экономического и национального гнета. Говоря о крестьянско-казацких восстаниях в 30-х годах XVII в. При изучении материала об освободительной войне украинского народа против польско-шляхетского гнета, учитель должен показать героическую борьбу крепостных крестьян и казацкой бедноты за свою независимость и их блестящие победы под руководством выдающегося государственного деятеля и полководца Богдана Хмельницкого. При этом следует отметить, что, начав восстание в Запорожье в январе 1648 г. В документе говорится, что в бою под Желтыми Водами участвовало до 5 тыс. В этом сражении казаки разбили польское войско, многих взяли в плен вместе с С.

Далее, говоря о разгроме польского войска под Корсунем, отмечается, что после сражения многие убежали из польского войска к запорожским казакам. Блестящие победы под Желтыми Водами и Корсунем нашли широкий отклик среди всего украинского народа далеко за пределами Украины и способствовали дальнейшему подъему и расширению освободительной войны. Солнцева в Разрядный приказ, в котором сообщается о массовом уходе населения в полки Богдана Хмельницкого.

Вы точно человек?

В то же время украинские земли, оторванные от Северо-Восточной Руси, стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов, султанской Турции и ее вассала — Крымского ханства. Положение Украины в составе шляхетской Польши было крайне тяжелым. Польские феодалы установили бесчеловечный крепостнический гнет. За малейшие провинности крестьяне жестоко наказывались. Они были вынуждены 4-5 дней в неделю работать на барщине. Их принуждали платить [6] тяжелые налоги, лишали всех прав и свобод, в том числе и свободы совести. Польские феодалы обременяли крестьян и городское население Украины повинностями, препятствовали развитию торговли Докум. Правительство панской Польши призвало иезуитов и униатов, которые насильственно вводили католицизм Докум.

Польские феодалы жестоко пресекали малейшую попытку крестьян бороться против нестерпимого экономического, социального и религиозного гнета Докум. Феодальная анархия, царившая в Польше, еще более способствовала разнузданному произволу магнатов и шляхты, грабивших и разорявших украинскую землю. Находясь под угрозой уничтожения, украинский народ вел ожесточенную борьбу против ига иноземных поработителей за свою свободу и независимость. Запорожские казаки самоотверженно защищали свою родную украинскую землю от набегов татар Докум. Показательно, что с самого начала борьбы украинского казачества против султанской Турции на помощь ему пришли русские донские казаки, которые и позже активно участвовали в совместных походах против Крымского ханства и Турции Докум. В общей борьбе с иноземными захватчиками росли и крепли дружеские связи русского и украинского народов. Эти связи еще более расширились и укрепились в борьбе двух народов против иноземного ига и феодального гнета.

Крестьянская война под руководством И. Болотникова 1606—1607 гг. Косинского, восстание 1594—1596 гг. Наливайко, восстание 1630 г. Федоровичем Докум. Сулимы [7] 1635 г. Бута 1637 г.

Острянина Докум. Скидана Докум. Гуни 1638 г. В этих восстаниях наряду с украинцами участвовали также русские и белорусские крестьяне. Русское правительство помогало украинским казакам в их борьбе за свою национальную независимость. Очень часто восставшие после поражения переселялись большими партиями в пределы Российского государства и переходили в русское подданство Докум. Украинские крестьяне стремились в Россию, спасаясь от жестокого угнетения со стороны польской шляхты.

Русское правительство оказывало большую помощь украинцам, принимало их на службу, наделяло землей, ссужало их хлебом и денежным жалованьем Докум. Подавив вооруженные восстания 30-х годов XVII в. В 40-х годах XVII в. Главной и решающей силой этой борьбы становится крестьянство, боровшееся против социального гнета польских и украинских феодалов-крепостников и иноземного порабощения. Вместе с крестьянством в освободительной войне выступали широкие массы казачества и городского населения, а также и казацкая старшина. Во главе восставших становится выдающийся государственный деятель Украины и полководец Богдан Хмельницкий. Восстание началось в Запорожье в декабре 1647 г.

Тщательно готовил Хмельницкий битву с польско-шляхетскими войсками, так как хорошо понимал значение первой победы для всего хода освободительной войны. В мае 1648 г. Реестровые казаки, находившиеся на службе у польского правительства, перешли к Хмельницкому. В битве под Желтыми Водами 6—8 мая 1648 г. Все даты даются по старому стилю. Для перевода на новый стиль необходимо к дате XVII в. Победа была достигнута благодаря мужеству и героизму казаков и крестьян, а также полководческому таланту [8] Б.

Хмельницкого и его ближайших сподвижников, особенно М. Вместе с украинскими казаками под руководством Б. Хмельницкого в борьбе против шляхты и магнатов участвовали русские и белорусские крестьяне и донские казаки. После победы под Корсунем старшинская рада вновь обратилась к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии Запорожского Войска в подданство. Письмом от 8 июня 1648 г. Хмельницким и русским правительством. Украинские казаки и раньше неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии их в русское подданство.

Еще в 1620 г. Сагайдачный посылал с этой целью в Москву посольство Докум. О желании запорожских казаков, крестьян и православного духовенства перейти в русское подданство говорит большое количество писем и воеводских отписок того времени Докум. Будучи ослабленным после польско-шведской интервенции начала XVII в. Но русское правительство всемерно развивало и поощряло торговлю с Украиной без ограничения ее таможенными пошлинами Докум. Важно отметить, что русское правительство защищало украинцев-переселенцев от притеснений, наносимых им польскими феодалами Докум. Вместе с тем русское правительство строго следило за тем, чтобы русские крепостные крестьяне не бежали от своих хозяев к украинским казакам Докум.

Незадолго перед тем, в 1649 году, Уложением царя Алексея Михайловича в России были полностью закрепощены помещичьи крестьяне. Уже скоро, через два десятилетия, это породило грандиозный крестьянско-казацкий мятеж под предводительством Степана Разина. Так что для Украины это была лишь смена одного гнёта на другой. За одним исключением: Россия была единоверной, православной страной. Поэтому от религиозного гнёта Украина всё-таки избавлялась, что, собственно, и обусловило выбор Хмельницкого. Ну а название знаменитой картинки Переяславской рады, приводимой во всех учебниках — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом! Во-первых, таких слов на Раде не говорилось.

Да и слова «навеки с русским народом» были бы просто абсурдны в устах украинцев того времени, которые все считали себя русскими. Более того, в понятиях того времени именно украинцы и были русским народом, а русские были народом московским. Казачество ещё не было всей Украиной Прежде всего, надо разобраться с социальным устройством Украины тех лет. К середине XVII века там сложилось два политических класса. Один — магнаты и шляхта, то есть крупные и мелкие землевладельцы, паны, владевшие крепостными крестьянами и холопами. Они были католиками, даже те, кто происходил из украинского то есть русского народа, и входили в правящий класс Польши. Другой — вольное казачество Запорожское, в значительной степени составленное из бежавших от панского гнёта крестьян.

В казацкой среде уже имелось сильное расслоение, там выделилась казацкая старшина, мечтавшая сравняться со шляхтой своими привилегиями. К старшине принадлежал и Хмельницкий.

Сталина, разоблачавших буржуазный национализм. Слова В. В июне 1917 г. После победы Октябрьской социалистической революции трудящиеся Советской Украины выступили одними из первых инициаторов создания единого союзного государства. В условиях советской власти дружба украинского и русского народов поднялась на новую, более высокую ступень, превратилась в мощную действенную силу, обеспечивающую непрерывный подъем и рост их экономики и культуры. В республике — 7 университетов, 144 вуза, 591 техникум, десятки тысяч школ. Мудрая политика Коммунистической партии и Советского правительства дала возможность осуществить вековые чаяния украинского народа о воссоединении всех украинских земель в единой Советской Украине, которая является теперь одним из крупнейших государств Европы с населением более 40 млн.

Дружба двух великих народов еще более окрепла и закалилась в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистских захватчиков, когда оба народа совместно защищали свою Родину от иноземных поработителей. Советская Украина понесла неисчислимые жертвы в этой войне. Вся страна помогала Украине. Развиваясь в братской семье социалистических наций, Советская Украина превратилась в могучую социалистическую державу. Под знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под испытанным руководством Коммунистической партии украинский народ твердо и уверенно идет к коммунизму. Но исторические предпосылки объединения русского и украинского народов раскрываются в ряде предыдущих тем данного курса. Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории. Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами.

Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами. Однако, несмотря на угнетенное положение, украинская и белорусская народности сохранили свои важнейшие признаки, одним из которых являлся язык. Общность происхождения двух братских народов и языковое родство определяли на протяжении всей истории теснейшую близость культуры и сознание единства русского и украинского народов. Учитель разъясняет учащимся, что среди трех братских народностей наиболее сильной была русская, процесс формирования которой шел более ускоренно, чем двух остальных. При этом надо отметить, что, находясь под иноземным гнетом, будучи разобщен экономически и политически, украинский народ не имел возможности в ту пору создать свое государство. Однако основой развития украинской народности являлись все более укреплявшиеся связи между отдельными частями украинских земель, хотя развитие их и тормозилось жестоким угнетением со стороны польских и литовских феодалов. Положительную роль в развитии украинского народа играли экономические и культурные связи украинских земель с Русским государством. У русского народа украинский народ искал всегда и находил поддержку и помощь в борьбе против польско-литовских панов и турецких агрессоров.

Публикуемые в настоящем сборнике документы относятся к первой половине XVII в. Документы могут быть использованы при подготовке учителя к урокам, с помощью которых он сможет более полно и убедительно осветить важнейшие вопросы изучаемой темы; при изложении материала на уроке как путем пересказа документов, так и путем чтения отдельных, особенно ярких отрывков, в виде иллюстраций к рассказу учителя. Документы могут быть использованы также и во внеклассной работе учителя по истории. Сборник, кроме того, призван помочь преподавателям истории расширить и углубить свои знания путем ознакомления с документальным материалом по вопросу о борьбе украинского народа за свою независимость и воссоединение с братским русским народом. В сборник включен ряд документов, характеризующих тяжелое экономическое положение Украины накануне освободительной войны, свидетельствующих о жестоком польско-шляхетском феодально-крепостническом гнете. Рассказывая о захвате польскими помещиками украинских и белорусских земель и угнетении ими населения, учитель использует указанные документы при подготовке к изложению нового материала, и на уроке, включая в свой рассказ отдельные, наиболее яркие, места из документов. Выжвы на коронного гетмана С. Выжвы, о том, как жестоко их избивали и наказывали слуги польского короля. В документе приводятся фамилии горожан и описывается, какие тяжелые побои были им нанесены.

Из документа явствует, что некоторым горожанам были перебиты руки и ноги, вырваны бороды, разбиты головы, других мучили до полусмерти. Однако документ написан трудным языком, в нем содержится много польских слов и по этой причине малоэффективен для иллюстрации на уроке. Учитель может использовать перевод, данный к этому документу, как при подготовке к уроку, так и для иллюстрации отдельных мест в классе. Это указ польского короля Владислава IV крестьянам каменецкого староства с требованием выполнять повинности и барщину черкасскому и каменецкому старосте К. В указе мандате говорится, что по полученным сведениям крестьяне не хотят выполнять панщину и повинности и тем приносят ущерб старосте и уменьшают доход польской казны. Король строго приказывал крестьянам прекратить бунты и заговоры, аккуратно отбывать панщину и всякие повинности, а тех, которые противоречат королевским указаниям, велел местным властям жестоко наказывать. В жалобе называются фамилии крестьян, которые были посажены в тюрьму, где их морили голодом, били, изучили и не выпускали до тех пор, пока не дадут согласия выполнять четырехдневную барщину, платить оброк и выполнять другие повинности, которых никогда не было в арендном контракте. Приводится ряд документов, которые учитель может использовать в рассказе о национальном и религиозном гнете и о поддержке русским правительством украинского православного духовенства, церквей и монастырей. Епископ Исайя Копинский, обращаясь к митрополиту Московскому Филарету, пишет, что на Украине ослабела православная вера, духовенство преследуется, бедствует; что украинское духовенство не имеет ни от кого защиты и надеется только на бога и московского царя.

В челобитной говорится о преследовании польскими панами православной веры, ограблении и разорении монастырей. Сообщается, в частности, что князь Еремей Вишневецкий отобрал у Густынского монастыря деревни и мельницы, землю, семена и т. В этом же документе отмечается, что на Украине введены нестерпимые налоги и притеснения, что только в текущем 1642 г. Обращаясь к русскому царю, просители указывают, что только от него они ждут помощи и поддержки. Таким образом, с помощью документов, учитель более полно и убедительно покажет учащимся, что польские паны, при поддержке Ватикана, насаждали на Украине католицизм, вводили церковную унию, проводили политику насильственного ополячивания украинцев. Говоря о притеснении польскими панами православного духовенства на Украине, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что русское правительство оказывало помощь и поддержку украинскому духовенству. Для подтверждения этого приводится ряд документов. В царской грамоте указывается, чтобы монахи названного монастыря повсюду пропускались, без изъятия пошлин и без всякой задержки, а кто этого распоряжения не выполнит, тот будет наказан. Кроме того, указывается, чтобы всем приезжающим давались подводы для переездов, сколько им нужно, и деньги на дорогу.

В сборник включено много документов, характеризующих торгово-экономические и культурные связи украинского и русского народов, а также взаимную помощь украинского и русского казачества. Важнейшими из этих документов являются: 1, 2, 3, 6, 8, 14, 17, 31, 33, 35, 36, 38, 41, 44, 46, 49, 50, 58 и др. С помощью названных документов, учитель убедительно покажет учащимся, что, начиная со второй половины XVI в. Русское правительство снабжало запорожских казаков военными припасами, разрешало переселяться в Россию украинским крестьянам, мещанам и казакам, бежавшим от польского гнета, способствовало развитию торговых и культурных связей. Вместе с тем отмечается, что торговые люди из Украины приезжают в Путивль, в Рыльск, Севск и другие города, где для них построены торговые дворы.

Все наши материалы, посвященные общей истории и славному прошлому двух братских народов, в рубрике РодичiРодины читайте здесь.

Вхождение Украины в состав России

В 1650 г. Вскоре возобновились военные действия. Летом 1651 г. Стырь на Волыни превосходящие по численности войска поляков встретились с войском Б. Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру 1651 под властью гетмана осталось только Киевское воеводство. Численность его войск не могла превышать 20 тыс. Возвращение поляков в свои некогда покинутые поместья проходило на фоне введения ужесточения порядков и притеснения крестьян. Это привело к оттоку местного населения к московскому порубежью в верховья Дона и Оскола и складыванию новой области, так называемой Слободской Украины Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др.

На следующий год война возобновилась с новой силой. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой, сил не хватало. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своего развитого производства, она не могла противостоять внешней экспансии. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужен союзник в лице одного из трех этих государств. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении поступали с Украины в Москву с 20- х годов. Но Польша была для России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла.

В 1653 г. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654 г. Наконец, было принято решение взять Украину под свою защиту. В свою очередь, В 1654 г. Переяславле совр. Киевская обл. На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю. Так, в 1654 г.

Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России — Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс.

Уже в 1661—1662 гг. С 1661 г. Переговоры о мире возобновились в 1662 г.

Глава внешней политики А. Ордин-Нащокин при этом выдвинул проект заключения военно-политического союза России и Речи Посполитой. Это заставило бы поляков пойти на уступки и усилило бы позиции обоих государств по отношению к мятежным украинским казакам, Османской империи, а также Швеции. Однако польские политики либо не признавали выгод такого союза «партия» короля , либо стремились использовать переговоры в своих интересах М. Пац, Е. В 1663 г. В 1663—1664 гг. В 1665 г. Дорошенко, избранного при помощи крымских татар.

Опасное для польских властей развитие событий на Украине, угроза со стороны Османской империи и Крымского ханства сделали их готовыми к уступкам. Летом 1666 г. В январе 1667 г. Андрусовское перемирие сроком на 13,5 лет было подписано. К Русскому государству отходили Смоленская земля, Невель, Себеж, Велиж, левобережная Украина; Киев оставался в царской власти на два года; стороны производили обмен пленными и возвращение захваченного государственного и церковного имущества реституция ; были намечены условия антитурецкого и антикрымского союза соглашение о совместной обороне по обеим сторонам Днепра. В результате войны Русское государство стало лидирующей политической силой Восточной Европы, в то время как Речь Посполитая утратила свои ведущие позиции. Результат В январе 1667 г. Впервые в дипломатической практике предусматривалась реституция захваченного польского имущества. Последствия конфликта В результате войны Русское государство стало лидирующей политической силой Восточной Европы, в то время как Речь Посполитая утратила свои ведущие позиции.

Следствием успехов России и ослабления Польши стала турецко-татарская агрессия на Украину в 1670-х гг. Литература Источники. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Вильна, 1909. Акты Московского государства, изданные Императорской Академией Наук. Разрядный приказ. Московский стол. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Дворцовые разряды, издаваемые по высочайшему повелению… СПб.

III 1645 - 1676. Литература классическая. Абецедарский Л.

Гораздо чаще — 16 и 23 раза соответственно — речь велась о запорожском казачьем войске, основанном около 1552 года потомком литовских князей Дмитрием Вишневецким. В 1648 году большое восстание казаков, также называвших себя запорожскими, опрокинуло польскую администрацию. Однако удержать завоеванную власть лидер движения Богдан Хмельницкий без посторонней помощи не мог. Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды. Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч.

Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань? Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая. Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо.

В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами.

Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков.

Князь Даниил в середине XIII века занял сразу галицкий, волынский и киевский престолы и, лавируя между монголами и католической Европой, добился относительной самостоятельности. Однако менее чем через столетие созданное им Галицко-Волынское княжество было поделено между Литвой и Польшей.

В 1569 году по итогам Люблинской унии, на которой было создано единое польско-литовское государство Речь Посполитая, бывшие юго-западные княжества оказались под прямым управлением Варшавы. Поляки начали проводить политику закрепощения, полонизации и окатоличивания населения. Вместо православной церкви польские власти стали навязывать местному русскому населению специально созданную униатскую церковь, подчинявшуюся Риму. Как писал в своей фундаментальной монографии «История запорожских казаков» историк Дмитрий Яворницкий, православные были лишены всех прав, их можно было безнаказанно убивать, грабить, насиловать. Чтобы сломить в людях волю к сопротивлению, поляки их пытали, жестоко убивали у них на глазах детей, ставили над ними управляющих и арендаторов поместий, принуждавших крестьян работать «на пана» по шесть дней в неделю. Он разгромил польские войска в нескольких сражениях, но понимая, что самостоятельно казакам долго не продержаться, обратился к русскому царю с просьбой взять Войско Запорожское под свою власть.

Большой раскол Для России, которая только поднималась на ноги после несчастий Смутного времени, решение, предполагавшее масштабный конфликт с Польшей, было весьма непростым. Однако единоверцев решили в беде не бросать. Воссоединение с Россией было общим желанием народных масс», — заявил в интервью RT заведующий кафедрой политологии и социологии имени Г. В 1654 году в Переяславе было официально объявлено о присоединении Войска Запорожского к России. Москва оказалась в состоянии войны с Варшавой. Изначально удача была на стороне российско-казацкого войска, но смерть Богдана Хмельницкого и предательство следующего гетмана — Ивана Выговского — привели к затяжной и тяжёлой войне.

В конце концов Россия разгромила польские войска, но была обескровлена длительным противостоянием и заинтересована в мире.

«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа

Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины Для оформления акта воссоединения Украины с Россией 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе была созвана Рада представителей украинского народа.
Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица) 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией.
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа Переяславский договор привел к началу русско-польской войны (1654-1667) и в 1667 году к Андрусовскому перемирию, по которому восточная Украина была уступлена Польшей России (на практике это означало ограниченное восстановление Западной Украины Речью Посполитой).
18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов.
18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией 360 лет назад, 18 января 1654 года, Украина воссоединилась с Русским царством.

Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв.

«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так — Кириллица — энциклопедия русской жизни Воссоединение Украины с Россией было всенародно провозглашено 8 (18) января 1654 г. на Раде в г. Переяславе.
Воссоединение Украины с Россией — Википедия Переиздание // WIKI 2 Первое, что надо подчеркнуть, говоря о решении Переяславской Рады в контексте современных событий: в 1654 году совершилось воссоединение двух ветвей разорванного русского народа.
«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман.
Переяславская рада Переяслав Киевской области) было принято историческое решение о воссоединении левобережных украинских земель с Россией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий