Сенат — высший государственный орган России, подчиненный Императору (с XVII по XX век). В России с 1711 по 1917 г. – высший государственный орган, подчиненный императору. СЕНАТ во главе с генерал-прокурором — высший государственный орган, подчиненный императору. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору, 5 букв. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Оглавление
One moment, please... | Еще значения в кроссвордах для слова "СЕНАТ". |
5 марта 1711 г. | 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. |
Правительствующий сенат — Рувики | Сенат – высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год, подчинённый императору. |
Новости и события Российского исторического общества
Сенат (1711 – 1917), высший государственный орган, подчиненный императору. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней. высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Правительствующий сенат Высший государственный орган Российской империи Высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им.
Правительствующий Сенат Российской Империи
Правительствующий сенат — Рувики | высший государственный орган, подчинённый императору. Сенат был учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления в 1711 г. Просуществовал до 1917 г. |
Высший государственный орган подчинённый императору — 5 букв сканворд | Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. |
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории. | (латинское sеnatus, от sеnеx старик), Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. |
One moment, please... | какой высший государственный орган был учрежден петром i в декабре 1711 г. |
Петровские преобразования: реформы государственного управления
В дореволюционной России: высший государственный и судебный орган, подчиненный непосредсдвенно царю 5 букв. Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления; с первой половины XIX в. Правительствующий (в 1726–1730 годах – Высокий) Сенат в 1711–1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху.
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 год как высший орган государственной власти и законодательства. Ответило 2 человека на вопрос: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Объяснение: Правительствующий сенат был высшим государственным органом, который аккумулировал законодательную, исполнительную и судебную власти. 1711 Г. по 1917 г. – высший государственный орган, подчиненный императору.
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления; с первой половины XIX в. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. 5 марта (22 февраля ) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Please wait while your request is being verified...
На выставке также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего сената, развития и становления Российского государства. Справка: 5 марта 22 февраля по старому стилю 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Пётр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. Сенат находился в полном подчинении императора, назначался и контролировался им.
Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин. В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 16 марта 1711 г. Указом императора от 28 марта 1714 г.
В ответ Правительствующий сенат отказал в легитимности советской власти [45] и 23 ноября 6 декабря 1917 года вынес Определение Общего Собрания Правительствующего Сената [46] в котором, в частности, указывалось: Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не остановятся перед применением насилия над учреждениями и лицами, стоящими на страже русской государственности. И прежде, чем насилие коснётся старейшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий Сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для Родины, созванное на основании ст. О чём и дать знать всем подчинённым местам и лицам указами. Серия: История, филология. Деятельность специальных органов Сената в форме Временных присутствий возобновилась в Омске 29 января 1919 года после создания единой Всероссийской власти Российского правительства во главе с Верховным правителем России [47]. Журавлёв В. Участие Сената в законодательстве [ править править код ] Уже указ 1802 года не смотрит на Сенат как на законосовещательное учреждение: дела законодательные были сосредоточены в Непременном совете, учреждённом в 1801 году.
Когда значение этого совета уменьшилось, законодательство перешло к приближённым государя и к министрам, а с 1810 года — к образованному в том же году Государственному совету. Будучи устранён от законодательства в качестве органа законосовещательного, Сенат сохранил, однако, известное отношение к законодательству. Прежде всего, сенату предоставлено право первоначального предначертания законов: общие собрания Сената могут выработать проект закона и поднести его на высочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причём министр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. На самом деле Сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и по предоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишён возможности производить все те работы, которые необходимы для подготовки и разработки сколько-нибудь сложного законопроекта. Правило, в силу которого Сенат не приступает к решению таких дел, на которые не окажется точного закона, но по всякому такому казусному делу составляет проект решения и подносит его государю, в XVIII веке и в первой половине XIX имело громадное значение для законодательства: этим путём было восполнено немало пробелов в законе. Право Сената представлять государю о неудобствах в существующих законах, дарованное Сенату указом 8 20 сентября 1802 года, подверглось существенному ограничению при первой же попытке сената воспользоваться им. Когда Сенат указал императору Александру I на то, что указ 5 17 декабря 1802 года о сроках службы унтер-офицеров из дворян противоречит указу о вольности дворянства и жалованной грамоте дворянству, то государь, приняв это замечание весьма немилостиво, разъяснил указом 21 марта 2 апреля 1803 года, что возражения Сената неосновательны и что право Сената представлять возражения относится единственно к законам существующим, не касаясь вновь изданных или подтверждаемых.
Право представления с приведённою оговоркой вошло и в действующее учреждение Сената, но в государственной жизни России того времени оно не имеет никакого практического значения. В Сенат должны поступать постановления общих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получении нового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; но недоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям, привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в. При Александре II у Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался, поскольку всё законотворчество осуществлял Государственный Совет [49]. Участие Сената в делах управления [ править править код ] Сенаторы на фото Карла Буллы 1914 год В области дел административных в Сенате произошла с 1802 года наиболее сложная перемена. В 1802 году при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Хотя манифест 1802 года об учреждении министерств оставлял в большинстве случаев вопрос об отношении Сената к министерствам открытым, но так как отношения Сената к коллегиям уже более или менее определились, то первоначально взаимные отношения министров и Сената, по-видимому, не вызывали затруднений. Когда было обнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведёт к серьёзным неудобствам, и когда вследствие этого с 1803 года начинается постепенное закрытие коллегий и преобразование их в департаменты министерств, отношения Сената к министерствам сделались совершенно неясными, и из неясности этой всю выгоду извлекли министры.
Фактически прекращается представление министрами в Сенат ежегодных отчётов; те дела, которые прежде восходили в Сенат, рассматриваются комитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почти слилась с компетенцией Сената, так что около 1810 года возникает ряд проектов то об упразднении административного департамента Сената с передачею его дел комитету проект Сперанского 1809 года , то об упразднении комитета с передачею его дел Сенату Сперанский в 1810 и 1811 годах, позднее Трощинский. Эта последняя мысль лежит в основе учреждения министерств 25 июня 7 июля 1811 года: в нём не содержится упоминания о комитете министров, и те функции, которые и до тех пор исполнялись комитетом и позже во всей неприкосновенности за ним остались, передавались Сенату. На самом деле передачи этой не состоялось. Комитет министров не только не был упразднён, но получил по случаю отъезда государя на войну новые чрезвычайные полномочия и ничего не уступил из прежних. Когда прекратились чрезвычайные полномочия комитета министров, общее значение его тем не менее продолжало расти; в эпоху полновластия Аракчеева комитет становится средоточием всего государственного управления. Роль Сената в административных делах падает.
Во главе исполнительных органов государства становятся министры. Закон, однако, по-прежнему признаёт Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Губернские места фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаются подчинёнными Сенату. Поэтому Сенат был всегда формально в своём праве, если обращался к министерствам или губернским местам с каким-либо требованием. Сенату удобнее всего было действовать, указывая на допущенные неправильности или отступления от законов, восстанавливая силу закона, требуя исправления незаконных распоряжений. Для непосредственного участия в активной администрации Сенат был мало пригоден и по составу своему, и по медленности делопроизводства, и потому, что он устранён от распоряжения исполнительными органами, даже от непосредственного соприкосновения с ними. Таким образом, Сенат силою вещей обращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора за законностью, каким его в проектах 1788 и 1793 годов хотела сделать Екатерина.
Между Сенатом и комитетом министров произошло как бы известное размежевание: Сенат основывается в своей деятельности на приоритете законности , комитет — на приоритете целесообразности. Дела административного характера, поступавшие на рассмотрение Правительствующего сената, могут быть разделены на следующие две категории [50] : 1 Дела исполнительного характера. Дел чисто исполнительного характера в Сенате осталось весьма немного, и в большинстве случаев они мало возвышают значение Сената. Из таких дел сравнительно более существенными являются: а публикация законов. С появлением сенатского издания «Собрание узаконений и распоряжений правительства», на Сенат легла обязанность следить, чтобы никакие частные или официальные издания не публиковали законов ранее Сената. Дела, перечисленные в этих 4 пунктах, производятся в первом департаменте. Эти дела ведаются частью первым департаментом, частью департаментом герольдии.
Серьёзное практическое значение имеют производящиеся во втором департаменте дела по земельному устройству крестьян. Здесь Сенат выступал, во-первых, в качестве органа, по собственному почину или по представлениям подлежащих учреждений разрешавшего силою закона могущие встретиться при исполнении его затруднения и недоразумения, имевшего надзор за действиями разных мест управления и принимающего меры взыскания, понуждения, подтверждения и поощрения. Сенат разрешал возникающие между административными местами пререкания о власти и передаёт дела из одного присутственного места в другое. Сенат рассматривал дела о предании суду за преступления должности должностных лиц IV и V классов, назначенных высочайшею властью. Во-вторых, Сенат являлся инстанцией, принимающей жалобы частных лиц и органов самоуправления на неправильные распоряжения министров и губернских мест. Хотя эта сторона его деятельности была наименее разработана в законе жалобы на министров, например, вовсе законом не предусмотрены , но относящиеся сюда дела, постоянно развиваясь количественно, приобретают огромное государственное значение. Несмотря на всё несовершенство сенатского делопроизводства по административным делам, медленного и тайного, несмотря на слабость политического и общественного значения Сената, сенат, принимая к своему рассмотрению такого рода жалобы и при разрешении дела строго держась почвы закона, создал вид административной юстиции, несвободный от недостатков, но, во всяком случае, способствующий утверждению законности в управлении.
Из всех существующих в российском государственном строе гарантий законности надзор Сената являлся, несомненно, наиболее действительною. Участие Сената в делах судебных [ править править код ] Участие Сената в делах судебных принимает различные формы в зависимости от того, поступило ли данное дело из судебного места старого или нового по судебным уставам императора Александра II устройства [51]. Дела из старых судебных мест поступали в Сенат по апелляциям, по ревизии, по протестам губернских прокуроров и по несогласию губернаторов с решениями судов. Рассматриваются эти дела в судебном департаменте правительствующего Сената, который разрешает их по существу, в дореформенном, лишь отчасти изменённом порядке. Дела из судебных установлений, образованных по судебным уставам императора Александра II, поступают в кассационные департаменты. По делам уголовным просьбы могут касаться или отмены кассации приговора, или возобновления уголовного дела; по делам гражданским просьбы могут быть о кассации решения, о пересмотре его и просьбы не участвовавших в деле третьих лиц. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого и второго, образуются следующие общие присутствия: общее собрание кассационных департаментов некоторые дела судебного управления, пререкания о подсудности между судами гражданского, военного и духовного ведомств, апелляционные жалобы на судебные приговоры уголовного кассационного департамента, кассационные жалобы на решения особого присутствия для дел о государственных преступлениях ; общее собрание кассационных департаментов с участием первого пререкания о подсудности между правительственными и судебными учреждениями, жалобы на решения соединённого присутствия первого и гражданского кассационного департамента по делам о взыскания убытков с должностных лиц; обсуждение вопросов, разрешаемых неоднообразно в разных судебных местах ; общее собрание кассационных департаментов с участием первого и второго департаментов дела того же рода, но касающиеся предметов ведомства второго департамента [5].
По вопросам о разномыслии прокуроров с губернскими правлениями о предании суду должностных лиц образуется соединённое присутствие первого и уголовного кассационного департаментов или первого, второго и уголовного кассационного департаментов [5]. Для дел по надзору за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства учреждено соединённое присутствие первого и кассационных департаментов, для пересмотра судебных решений губернских присутствий — соединённое присутствие первого и гражданского или уголовного, по принадлежности департаментов. Наконец, из состава кассационных департаментов выделяются особое присутствие для дел о государственных преступлениях и высшее дисциплинарное присутствие [5]. Порядок делопроизводства в Сенате Здание, построенное для размещения Сената в Кремле Порядок производства дел в старых департаментах Сената административных и судебном и в их общих собраниях есть, с незначительными лишь отступлениями, порядок, существовавший в дореформенных судах. Как самые кассационные департаменты, так и те общие собрания и соединённые присутствия, в которые эти департаменты входят, действуют на основании судебных уставов императора Александра II. В старый Сенат дела поступают, по общему правилу, через канцелярию; лишь сношения Сената с верховною властью, Государственным советом и комитетом министров производятся через министра юстиции. Дела подготавливаются к докладу канцелярией, которая собирает все нужные справки, сведения и документы по делам гражданским — только в том случае, если о том просят стороны и составляет записку, в которой кратко излагаются обстоятельства дела и приводятся все относящиеся к нему законы.
Доклад дела производится также канцелярией и состоит в устном изложении дела и в чтении тех документов и сведений, которые по их значению должны быть доложены в буквальном их содержании. В виде дополнения к докладу с 1865 года по делам уголовным и гражданским а также межевым стороны допускаются к представлению объяснений [51]. По прочтении доклада по делам гражданским и уголовным — по постановке вопросов первоприсутствующим происходит голосование; принятая резолюция составляется канцелярией и заносится в журнал. Канцелярией же изготовляется и текст окончательного определения Сената. Дела по преступлениям должности административных должностных лиц и о вознаграждении за вред и убытки, причинённые этими преступлениями, а также дела о прекращении следствий по государственным преступлениям решаются простым большинством. Если в департаменте не состоится требуемого большинства, то обер-прокурор должен стараться привести сенаторов к соглашению; если ему это не удаётся, то в восьмидневный срок он даёт письменное «согласительное предложение», по докладе которого спрашиваются мнения лишь сенаторов, участвовавших в слушании самого дела. Сенаторы могут или целиком принять мнение обер-прокурора, или отвергнуть его.
Первым шагом на пути к власти было завоевание Галлии. Гельветы жившие на этих землях были лучше, у них было большое войско. Они наносят удар стыла чем самым делают эффект неожиданности. Цезарь не здавался и бился до последнего , И выйграл. Потом Цезарь захотел захватить землю Эдуя , там была тишина и порядок.
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
Какой политический орган заменил Боярскую думу по указу Петра I? В 1711 царь Пётр I создал новый орган государственного управления — Сенат. Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору?
Вводя коллегиальное управление, Пётр I стремился не допустить самоуправства президентов. Однако это приводило к тому, что члены коллегий зачастую не могли выработать общего мнения по тому или иному вопросу, что существенно тормозило принятие решений и осложняло управление государством. Здание 12 коллегий. Фрагмент гравюры Е.
Внукова с рисунка М. Махаева Коллегии заменили почти 80 постоянных приказов и ещё десятки временных. Тем не менее приказная система не была уничтожена в одночасье. Существовали, в частности, Сибирский и Малороссийский приказы. Некоторые из приказов превратились в канцелярии, например Тайная канцелярия. При этом существовали другие органы, обладавшие близкими к коллегиям полномочиями.
В частности, в 1720 г. Из «Регламента Главного магистрата», 1721 г. Задания Как называлась должность руководителя Главного магистрата? Кого Пётр I поставил на эту должность? Какие функции были возложены на городские магистраты? В 1720 г.
Создать новые органы управления было мало. Необходимо было также следить за тем, чтобы они функционировали должным образом. Взяточничество, казнокрадство, кумовство и просто невежество процветало среди служащих, и Пётр I пытался если не искоренить, то хотя бы ограничить эти неприглядные явления. В 1711 г. Пётр I учредил должность фискалов во главе с обер-фискалом для борьбы со злоупотреблениями. В их обязанности входило доносить в Сенат о случаях казнокрадства, взяточничества, нарушения общественного порядка, неправового суда и других преступлениях.
Если фискал уличал виновного, то половина штрафа шла в его пользу, а вторая — в казну. При этом фискалы обладали фактически неограниченными полномочиями и даже не несли ответственности за ложные доносы. Фискал — чиновник, выполнявший надзорные функции за деятельностью государственных органов, в обязанности которого входило доносить о проступках и преступлениях государственных служащих. Сенат, который в отсутствие царя был фактически независимым органом, вскоре тоже был поставлен под надзор. В 1722 г. Во главе находился генерал-прокурор, должность которого занял Павел Иванович Ягужинский 1683—1736 ; император назвал его «оком государевым».
Он следил, чтобы постановления Сената не противоречили действовавшим законам. Ему были подчинены также фискалы и прокуроры, при помощи которых он осуществлял контроль над всем административным аппаратом государства. Прокуратура — надзорный орган, основная цель которого заключалась в наблюдении за точным и абсолютным соблюдением закона государственными органами. Прокурор — чиновник, в обязанности которого входил надзор за деятельностью государственных органов. Павел Иванович Ягужинский. Гравюра Д.
Герасимова с утраченного прижизненного портрета работы И. Таннауэра Узнать больше Важную роль в управлении государством играла тайная полиция.
Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? Правительствующий сенат Дворянское собрание Государственную думу Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.
Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, ещё через два года — Швеция, остальные страны также признали титул, но уже не при жизни Петра. На выставке также представлены официальные документы, учебники, монографии, исследования и дополнительная литература для более полного изучения истории деятельности Правительствующего сената, развития и становления Российского государства. Справка: 5 марта 22 февраля по старому стилю 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Пётр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам.