Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век. Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией. *) Историческая справка Переяславская рада, собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Причины принятия Украины в состав России в 17 веке, ЕГЭ история. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Воссоединение Украины с Россией было результатом долгих и сложных дипломатических усилий и переговоров между двумя странами. Впоследствии, в 20 веке, в официальной советской пропаганде и истории Переяславский собор официально рассматривался и именовался актом "воссоединения Украины с Россией".
Присоединение Украины к России
Наряду с казацкой старшиной, там присутствовали рядовые казаки, мещане, купцы, духовенство, крестьяне из ближайших и отдаленных местностей. В свой речи Хмельницкий, охарактеризовав положение казацких земель, призвал выбрать "государя из четырех, которого вы хощете". В качестве "кандидатур" предлагались турецкий султан, крымский хан, польский король и московский царь. Гетман при этом напомнил, какие притеснения испытали малороссы от поляков и литовцев, а также от турок.
Хмельницкий сообщил о решении Алексея Михайловича принять земли Гетманщины и заявил, что, только соединившись с Россией, малороссы найдут себе надежную защиту. После троекратных вопросов участники рады единогласно провозгласили: "Волим под царя восточного, православного! Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки всы едино были!
Хмельницкий донес общую позицию до боярина Бутурлина, который вручил гетману от имени царя знамя и булаву, а также жалованье и подарки. На следующий день в Успенском храме состоялась процедура приведения к присяге сотников, есаулов, писарей и простых казаков. Условия и положение Левобережной Украины в составе России регламентировали так называемые "мартовские статьи" Хмельницкого, утвержденные Москвой.
Они подтверждали выборность гетмана, права и вольности казацкой старшины, казаков, мещан и православного духовенства. Также определялся размер жалованья высших чинов. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года, по которому Россия получила не только Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной.
Правый берег Днепра оставался за Варшавой. Киев был передан России только на два года, но Россия смогла удержать его за собой, что и было закреплено договором 1686 года "Вечный мир".
К примеру десятилетний сын будущего украинского гетмана Богдана Хмельницкого был насмерть высечен старостой Чаплицким, не любившим Богдана. Обращаться в суд было бесполезно, там сидели такие же католики, как и Чаплицкий. Король Владислав ничем помочь не смог. Богдан Хмельницкий отправился в Запорожье, на восток Речи Посполитой.
Там было сформировано отдельное и совершенно независимое от польской короны запорожское казачество. В Запорожье стекались со всей Украины энергичные, недовольные и обиженные польским владычеством люди. Прибыл сюда и Богдан Хмельницкий в середине 17 века. Он сразу проявил себя лидером, способным повести за собой запорожское казачество, дабы освободить Украину от польского ига.
Он заявил запорожцам: «Хватит нам терпеть этих поляков, дайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Было принято решение идти войной на Польшу. Запорожцы с радостью приняли эту новость, так как их мечтой было сбросить с их родной земли польский гнёт. У многих из них была большая обида на поляков за те беды, которые они принесли им, их предкам, родственниам, друзьям, да и всему православному народу.
К тому же казаки были очень энергичными людьми, им нужны были приключения, война была их "хлебом", да и на роль врага больше всего подходила католическая Речь Посполитая. Из Запорожья Хмельницкий отправился в Крым, где заручился обещанием от крымского хана. У Хмельницкого под рукой было семь тысяч воинов, силы поляков были несоизмеримо больше, но они были разбросаны по всей Польше, а организация у них была довольно слабой, собирались они медленно.
Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку. Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика. Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы среди них крупные исследователи г. Кирова, других регионов и даже других стран считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе.
Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед.
Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией. В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. В августе 1656 г. Вслед за этим Россия объявила воину Швеции. Военные действия на русско-шведском театре первоначально развивались успешно, но Речь Посполитая, получив передышку, сумела собраться с силами и возобновить военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было, и она 20 декабря 1658 г. По Кардисскому миру июнь1661 г.
Россия вынуждена была возвратить Швеции все прибретения в Ливонии, в результате чего Россия осталась отрезанной от морских берегов. Возобновленная же война с Речью Посполитой приняла затяжной характер. В 1661 г. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобрела также сроком два года Киев. И только по условиям Андрусовского перемирия 1686 г. Общая характеристика русской культуры XVII века. Россия в XVII в. Неудивительно поэтому, что XVII в.
Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г.
Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией
Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным.
Присоединение Украины к России
Винниченко , а подчинявшиеся Директории вооруженные силы возглавил ещё более ярый украинский националист — С. Таким образом, Украинская держава была ликвидирована и вновь воссоздана Украинская народная республика, в которой Директория приняла на себя функции высшего органа государственной власти. Им воссоединение Украины с Россией было не нужно 13 ноября 1918 года на Западной Украине украинские националисты провозгласили создание Западно-Украинской народной республики ЗУНР со столицей в городе Львове. Кстати, часть территории Западной Украины до февральской революции 1917 года входила не в состав Российской империи, а в состав Австро-Венгерской империи, распавшейся 12 ноября 1918 года, то есть на следующий день после официального окончания Первой мировой войны. Он намеривался основательно взяться за собирание обломков Российской империи в единое и мощное социалистическое государство, для чего воссоединение Украины с Россией было крайне необходимо. С этой целью он решил использовать как части недавно сформированной Красной Армии, так и большевиков, которые с ещё дореволюционных времён были на территории Украины само собой, как при российском царе, так и при украинских националистах они находились в подполье.
И действовать в этом направлении Ленин стал очень решительно! При этом из политических соображений, подыгрывая национальному самолюбию украинцев и не желая его будоражить, он хоть и с большой неохотой, но публично подтверждал формальное право Украины на независимость от России. Он был за воссоединение Украины с Россией! В ночь с 1 на 2 января 1919 года в Харькове началось большевистское восстание, войска УНР покинули город и уже 3 января в Харьков вошли отряды красных. Харьковом они ограничиваться не стали.
На следующий день 4 января был образован Украинский фронт и Красная Армия перешла двумя группами в широкомасштабное наступление одна группа пошла на Полтаву, другая — на Киев. Ей воссоединение Украины с Россией было не нужно Однако украинский народ, вопреки надеждам украинских националистов, не оказал Директории УНР существенной поддержки. Дело в том, что Директория, ориентировавшаяся в экономике на эсеровскую идеологию, пыталась угодить и украинским рабочим, и украинским крестьянам, и украинской буржуазии, что привело к тому, что и первые, и вторые, и третьи были ею недовольны. Украинских крестьян и рабочих в гораздо большей мере привлекли социальные лозунги, выдвигаемые большевиками. В итоге вооружённые силы УНР были почти полностью разгромлены частями Украинского фронта, которые уже в феврале 1919 года заняли Киев.
И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос[лан... И мы отложили до вас, как вы с посольства придете...
Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая. Обсуждение было долгое, опросили людей «всех чинов».
Приняли во внимание и мнение «площадных людей» очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади пока шло заседание и как-то выразил свое к нему отношение. В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В грамоте выражено удовлетворение его добровольным характером со стороны украинцев, но указано, что окончательное решение вопроса о их присоединении и оформление этого акта отложены до возвращения посольства из Польши в Москву.
До нас дошел акт этого собора. В нем три части: 1 царский указ о созыве собора; 2 доклад от правительства; 3 приговор бояр и думных людей и речи других сословных групп. В качестве участников собора названы: царь, патриарх Никон, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит сербский Михаил, архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы стрелецкие головы.
Фигурирует и стереотипная формула: «и всяких чинов люди». Это примерно тот же состав, что назван в «письме» от 25 мая, добавлены только жильцы, стрельцы и более детально сказано о «торговых людях». Заслуживает внимания, что в словах «дворяне и дети боярские выборные из городов» определение «выборные» зачеркнуто.
Очевидно, к «выборным» служилым провинциальным людям на последнем этапе земского собора правительство уже не обращалось. Оно имело с ними дело в мае-июне, когда они были вызваны в Москву. Государь явился на него прямо из церкви с крестным ходом.
На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» доклад в новой редакции о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского.
Все поборы с Украины шли в гетманскую казну. Волею судьбы, получив власть, казаки сыграли историческую роль в развитии Украины. Уже после Переяславля гетманы неоднократно шли то на союз с Польшей, то вели сепаратные переговоры с крымским ханом, то снова возвращались под власть московского царя, пытаясь, таким образом, извлечь как можно больше выгоды для себя самих. А вот сейчас… В настоящее время существует масса литературы, посвящённой Переяславлю. Для того, чтобы получить объективное представление о событиях 1648-1654 годов достаточно прочитать соответствующие книги, затратив несколько дней. Однако, для многих читать литературу — это тяжкий труд, а посему достоверные факты неизвестны широкой публике. Как результат — появление в прессе и литературе множества мифов и небылиц о казачестве и украинской истории. Некоторые из этих мифов рассказывают сейчас школьникам на уроках.
Обманывать всех и всегда, может быть, нельзя, но всегда можно обманывать подавляющее большинство. А потому, события 1654 года будут и дальше использоваться для манипуляции общественным мнением со стороны, как русофилов, так и русофобов. Переяславская Рада переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого факта ущемляет самолюбие многих поляков, что питает их скрытую нелюбовь к России. Это может служить некоторым объяснением патологического русофобства, например, самого выдающегося поляка 20-го века Збигнева Бжезинского. Становится ясным, почему в Украине сейчас широко пропагандируются идеи тесного союза с Польшей.
В результате восстания, которое продолжалось пять лет, а затем во время подписания Белого договора, восточная часть Руси присоединилась к России, а Западная Украина осталась в составе Польши. Главным условием воссоединения Руси и Украины под руководством Хмельницкого было сохранение религиозной свободы для православных, которые составляли основную часть населения. Таким образом, украинцы исключительно сохраняли свое право самостоятельно управлять культурными и религиозными традициями.
Это привело к сильному подъему и развитию казачьего войска и созданию стабильной внутренней обороны. У власти стоял старший гетман, который был назначен российским царем и представлял интересы Украины. Ему были подчинены различные рады и реестровые войска, шведские войска и полки, находившиеся в условиях войн и битв. Состав и структура вооруженных сил были ориентированы на защиту интересов государства. Экономическое влияние Воссоединение имело значительное влияние на экономическую сферу. Украинские территории, включенные в российское государство, обладали богатыми запасами природных ресурсов, таких как золото, серебро и соль. Это позволило значительно расширить экономические возможности России и способствовало его экономическому росту. Также воссоединение создало благоприятные условия для развития торговли и культурного обмена между Украиной и Россией. Взаимный обмен товарами и благами способствовал развитию и укреплению экономических связей между обоими странами. Украина и Россия приняли и преобразили другие взаимные обычаи и традиции, создавая уникальное культурное наследие.
Влияние российской культуры на Украину было настолько значительным, что сегодня многие аспекты украинского национального характера и культуры имеют русские корни. Этот культурный обмен продолжается и сегодня, глубоко прочерчивая связь и взаимопонимание между двуми народами. Оно привело к росту экономического потенциала, стабильному политическому развитию и созданию уникального культурного наследия. Этот исторический процесс продолжает оставаться важным элементом взаимоотношений между Украиной и Россией. Одним из главных участников этого процесса был богдан Хмельницкий, который возглавил восстание против польской власти и привел украинский народ к своему освобождению. Предпосылки к религиозному присоединению Украины к Российскому государству возникли во время войны в 1654-1655 годах. В это время воины под командованием богдана Хмельницкого провели ряд успешных сражений с польскими войсками. В январе 1654 года был подписан договор, в соответствии с которым Украина присоединялась к Российскому государству. Официальная церква поверила в историческое предназначение и возможность восприятия собором в Крещении Русской земли. Присоединение Украины к России стало следствием ее исторического места в процессе формирования и развития восточно-славянских народов и территорий.
Этот процесс был главным выбором простых людей и земских соборов. Главные проблемы и препятствия возникли по пути воссоединения Украины с Россией в религиозном и политическом аспекте. Во-первых, была противоречивая позиция главных церковных и политических деятелей, которые не всегда поддерживали религиозное присоединение Украины к России. Во-вторых, существовала оппозиция со стороны Польши, которая также преследовала свои интересы на территории Украины. Религиозные предпосылки воссоединения Украины с Россией имели свои особенности. Во-первых, отношение православных и униатов к вопросу присоединения к России было различным. Против Богдана Хмельницкого выступили церковные деятели, на которых оказывала влияние Польша. Во-вторых, присоединение Украины к России было неразрывно связано с социально-экономическими взаимоотношениями и влиянием политической власти. Богдан Хмельницкий и его сторонники боролись за русскую православную веру и присоединение Украины к Российскому государству. В результате множества битв и стечений обстоятельств они смогли одержать победу.
В «малороссийский договор» от 2 июня 1654 года были заложены основы присоединения Украины к России. Третье Жигульское соборное собрание, состоявшееся в Январе-Феврале 1654 года, определило интересы и позицию украинской интеллигенции и духовенства.
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
Летом 1655 г. Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией. В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. В августе 1656 г.
Вслед за этим Россия объявила воину Швеции. Военные действия на русско-шведском театре первоначально развивались успешно, но Речь Посполитая, получив передышку, сумела собраться с силами и возобновить военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было, и она 20 декабря 1658 г.
По Кардисскому миру июнь1661 г. Россия вынуждена была возвратить Швеции все прибретения в Ливонии, в результате чего Россия осталась отрезанной от морских берегов. Возобновленная же война с Речью Посполитой приняла затяжной характер.
В 1661 г. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобрела также сроком два года Киев.
И только по условиям Андрусовского перемирия 1686 г. Общая характеристика русской культуры XVII века. Россия в XVII в.
Неудивительно поэтому, что XVII в. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель.
Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры. Зборовский договор 1649 признал автономию Украины.
Власть гетмана Хмельницкого распространялась отныне на Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. На государственные должности здесь назначались лишь православные шляхтичи. Зборовский договор вполне удовлетворял православную шляхту, примкнувшую к восстанию. Но не вошедшие в реестр казаки и крестьяне, над которыми восстанавливалась власть их хозяев, не намеревались складывать оружие. А в Польше многие не хотели мириться с «княжеством Хмельницкого». Сейм 1650 г.
Война продолжилась, но не так успешно для украинцев. В бою под Берестечком июнь 1651 г. Новый Белоцерковский мир 1651 значительно уменьшил территории, подвластные украинскому гетману. Богдан Хмельницкий. С 1648 г. Хмельницкий призывал Алексея Михайловича пойти войной на Речь Посполитую.
В Москве понимали, что более удобного случая для возвращения Смоленщины и Северщины и попытки присоединить Украину и Белоруссию может не представиться. Но боялись повторения позора Смоленской войны, поэтому до 1653 г. Но этого было мало. Наконец, Земский собор, рассматривавший 1 октября 1653 г. А 8 января 1654 г. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией Подданство Малороссии. Художник А.
Тогда же оно вошло в светскую практику: Малой Русью называли русские территории, находившиеся под контролем Великого княжества Литовского и Польского королевства. Малороссийские книжники стали употреблять этот термин в последней четверти XVI века для наименования части территории Речи Посполитой с православным населением.
Украинские националисты считают название «Малая Русь» уничижительным, но ничего подобного в нём нет. Равно как и в названии «Великая Русь» нет никакого возвеличивания. Здесь очевидна аналогия с названием региона Великая Греция: оно не выражало что-нибудь более значимое по отношению к изначальной Греции. Великой Грецией называлась историческая область с греческими провинциями.
Великая — значит большая, распространённая, вот и всё. Слово «Малороссия» использовалось образованными малороссиянами, принадлежало к высокому стилю. Спрашивается: какое же название было среди малороссиян широкоупотребительным? Ответ очень простой — «Русь».
Они соглашаются: «Да, действительно, до советской украинизации большинство жителей Украины считали себя не украинцами, а русскими». И затем добавляют: «Но не считали русскими москалей! И голословная. Она не основана на источниках, это лишь опрокидывание современных представлений в прошлое.
Жители Малороссии и жители Великороссии называли друг друга русскими, это хорошо прослеживается по источникам. Этническое содержание у слова «москаль» возникает лишь в XX веке. На Украине множество сёл с названиями типа Москалёвка, Москалёво: они так называются потому, что в них селились отставные солдаты — солдаты не великороссийского происхождения, а малороссийского. В свою очередь, в Великой России употреблялось слово «черкасы» — и употреблялось тоже не по этническому принципу, а по социальному, то есть не в отношении малороссиян как таковых, а в отношении казаков.
И давайте обратим внимание вот на что. Когда после смерти Хмельницкого гетман Выговский пытался вернуть Малороссию под контроль польской короны в обмен на шляхетские привилегии для казачьей старшины, он просил поляков учредить в составе Речи Посполитой регион с этническим названием — Великое княжество Русское. А влившись в состав России, казаки не просили ни о каком княжестве.
В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».
Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг.
Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства.
Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.
Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками.
В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину.
Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».
На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А.
Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать.
На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами. Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами.
Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое.
Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому.
Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей.
Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К.
Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю.
Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права.
Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания.
Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население.
Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере.
Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту.
Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя».
Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание.
Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту.
Но это уже не наши проблемы. Для меня тот раздрай, который происходит между Россией и Украиной, — личное горе. Потому что этнически мы родственники, да и культурно тоже.
Надо искать пути решения, вести переговоры, собирать научные конференции. И не надо, чтобы противоречия на уровне политических элит каким-то образом отразились на отношениях народов. Политические деятели уйдут, а народам жить дальше. Поэтому мы не имеем морального права нагромождать завалы на пути взаимного понимания. Есть такой курьез: в Киеве у нас Владимир Мономах считается украинским князем, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский — это москали.
Понимаете, до чего мы доходим: членов одной семьи разделяют на части и противопоставляют. Говорят, что между ними была вековая вражда.
Однако в это время правительство Алексея Михайловича удовлетворить его просьбу не могло, так как Россия не была готова к войне. Тем не менее, несмотря на все трудности своего внутриполитического положения, Россия продолжала оказывать Украине дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу. Большая рада в городе Переяславле провозгласила вхождение Украины в состав России. В связи с этим началась война между Польшей и Россией, завершившаяся подписанием в конце 1667 г.
Андрусовского перемирия.
И Пётр Толочко, автор нескольких десятков научных трудов по истории Украины, человек, обладающий энциклопедическими знаниями и внушительным авторитетом в научном мире, в эту концепцию явно не вписывается, Яркий тому пример — сорванная в 2016 году в Киеве презентация предыдущей книги украинского историка «Откуда пошла русская земля». Тогда вход в Российский центр науки и культуры забаррикадировали несколько десятков националистов, выкрикивающих антироссийские лозунги. По словам Петра Петровича, он сам вышел к активистам и пытался поговорить с ними, но вскоре понял, что диалог просто невозможен. Презентация последнего труда академика совпала с его 80-летием. В Доме Российского исторического общества собрались многие уважаемые эксперты — историки, археологи, представители музеев и архивов. Вот что о своей новой книге Пётр Петрович Толочко рассказал Российскому историческому обществу: «Это второе, улучшенное издание.
Первое называлось «Очерки истории Украины с древнейших времён». Мы старались показать нашу историю во всей её противоречивости и полноте, не с какой-нибудь одной стороны, а объективно. Мы не обошли острые вопросы нового времени, голодомор и другие темы, но всё это трактовали как общую беду для всех народов Советского Союза, а не только Украины. Великая Отечественная война у нас так и названа — Великая Отечественная.
«Дальше – история рассудит…»
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Присоединение Украины к России (причины и последствия)
- Равноправие и автономия
- Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
- Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
видео, кино, история
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- «Рабы господствуют над нами»
- Воссоединение Украины с Россией в XVII в — Студопедия
- Брестская уния
- ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ