Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы.
Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?
16 января / 29 января
При огромном стечении народа, при торжественном звоне колоколов церковь и трон как бы сочетались во едином этом торжестве: епископы, священники, монахи возносили к Богу молитвы и просили его, чтобы он укрепил нового царя духом справедливости и истины, а бояре в это время осыпали трон дождем золотых монет, что являлось эмблемой изобилия тех благ, которых ему желали». Решение 17-летнего князя стало началом эпохи становления Российского государства. Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство. Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел.
По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки. Кроме того, новое государство при Иване Васильевиче не только защищало свои границы, но и расширило их: были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды.
Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А.
Клевицкого, диакона Р. Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту.
С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М. Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н. Румянцеву, графам Мусиным-Пушкиным и многим другим. Завершает лекционный цикл экскурсия по выставке.
Были использованы такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля — Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало "избранный Богом".
Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия. Венчание на царство Ивана Грозного Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание — неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы. Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей.
Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию. Начались бунты, восстания, смута. Венчание Ивана Грозного на царство обернулось для него тяжелым испытанием. Надо было решать важные задачи: укрепить «суд и правду» и дальше расширять Русь Православную.
По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г. Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами. Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента.
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного
На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог".
Василий III , исполненный благодарности богу за дарованное дитя, заложил в своей подмосковной вотчине, селе Коломенском, храм во имя Вознесения Господня. Судьба рано начала испытывать княжича. В 3 года он остался без отца, и его, маленького мальчика, объявили великим князем московским Иваном IV. Правила страной его мать, вдовая великая княгиня Елена Глинская , но через 5 лет умерла и она. В Кремле при юном государе начали хозяйничать бояре. Расхищая казну, ведя откровенную борьбу за власть, они не осознавали, что сеют в душе юного монарха зёрна ненависти. Иван рано понял цену придворного низкопоклонства и вскоре стал круто расправляться с недругами, за что и получил прозвище Грозный.
Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Провёл обряд митрополит Макарий, поддерживавший молодого государя. Этой же зимой, в январе 1547 года, в столице началась подготовка к царской свадьбе. Из многочисленных невест в жёны Ивану Васильевичу была выбрана дочь боярина Романа Захарьина Анастасия. Юная царица отличалась не только красотой, но и умом, смирением, целомудрием, набожностью. Брак оказался счастливым. Молодой государь преобразился. В прошлое ушли его грозные выходки, проявились лучшие качества, которыми Иван IV был наделён от природы. Так начиналась лучшая пора его жизни. Политика Ивана Грозного Полный благих побуждений царь Иван Васильевич приступил к проведению важных реформ.
Он собрал первый в истории России Земский собор , утвердил новый судебник, упорядочил сбор налогов, ввёл земские учреждения. Тогда же в России были сформированы первые части постоянного войска — стрелецкие приказы. Именно со стрельцами, на которых возлагалось и несение сторожевой службы, и участие в военных операциях, Иван Грозный отправился покорять Казанское ханство , наносившее Руси вред частыми грабительскими набегами. Первые военные походы оказались для Москвы безуспешными. Дело в том, что громоздкая русская армия имела свойство долго и шумно передвигаться. В те годы основу московского войска составляла пехота, которую обслуживало большое количество крестьян, приводимых в армию служилыми людьми. Дворовые слуги, холопы, которых господа брали с собой в походы, должны были прокладывать дорогу, следить за обозом, разбивать лагерь для отдыха. В результате русское войско перемещалось крайне медленно.
Проводились и другие действа.
В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю. В соборе также проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Текст: Вера Марунова.
Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр. Первые три тома повествуют о событиях священной и всемирной истории, включая текст Библии, Троянскую историю, историю древнего Востока, древнего Рима и историю Византии, доводя повествование до X века. В семи следующих томах излагаются события русской истории, начиная с 1114 года. Изложение истории подчинено идее прославления московской династии и укрепления самодержавной власти царя. Царственная книга содержит изложение событий времени правления царя Ивана Грозного с сентября 1533 по март 1553 года.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение
Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А. Клевицкого, диакона Р.
Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М.
Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н.
Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения. В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике. Внешняя политика В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен.
В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался. Яркая личность на Руси После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси. Полученное в самом юном возрасте психологическое потрясение и навалившийся на него груз славы, власти, ответственности определили его личные поступки и государственные решения. Для истории венчание Ивана Грозного на царство год 1547 стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства.
Теперь он был не просто старшим из князей, но и царём. Этот титул на Руси и в Европе считали равным императорскому. Так называли византийский императоров. Все переведённые на русский язык византийские поучения призывавшие чтить царя, стали относится и к московскому государю. Царь со своими приближёнными переждал пожар на Воробьёвых горах.
В поджоге Москвы народная молва обвинила Глинских. Этот слух дал толчок народным волнениям. Один из Глинских - Юрий был убит, а дворы их родственников и сторонников сожжены и разграблены. После погромов москвичи двинулись к царю на Воробьевы горы, и потребовали для дальнейшей расправы, выдачи Глинских. Ивану IV с великим трудом, не скупясь на посулы, удалось уговорить восставших разойтись по домам.
Восстание очень напугало царя. Но восстание в Москве было далеко не единственным. Выступления против произвола властей произошли и в других городах: Коломне, Опочке, Пскове и Устюге Великом. Народные волнения хотя и были жестоко и быстро подавлены, но всё же повлияли на ход дальнейших исторических событий, так как во - первых сделали очевидным сильное социальное напряжение в обществе, вызванное чиновничьим произволом, и во - вторых убедительно показали юному царю, что страна нуждается в реформах по централизации власти и укреплении государственности. С этого момента Иван IV приступает к подготовке и проведению реформ.
Курбского название «избранной рады», состоявшей из представителей придворной администрации, знати и духовенства. Самыми известными членами Избранной рады были думный дворянин А. Адашев, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, князь, А. Курбский, митрополит Макарий, писатель и публицист И. Пересветов, глава посольского приказа И.
Висковатый, будущий руководитель опричнины Малюта Скуратов, воевода А. Басманов, князь М. Поскольку многие члены кружка входили в состав Боярской думы, возглавляли приказы и обладали реальной властью, то сложившийся кружок, несмотря на то, что он и не имел официального статуса, можно смело назвать правительством, которое помогало царю в управлении страной. Деятельность избранной рады продолжалась одиннадцать лет 1449-1560. За эти годы рада разработала и осуществила ряд серьёзных реформ направленных на централизацию государства.
Период правления избранной рады был отмечен проведением местной и судебной реформы, военной реформой, созывом земского собора 1449 , изданием нового судебника 1550 , созывом стоглавого собор 1551 , а также присоединением Казани 1552 и Астрахани 1556. Речь об этих событиях пойдёт ниже. Историки считают период совместного правления Ивана IV с избранной радой самыми счастливыми и демократичными годами его правления. Но уже начиная с 1553 г. Причиной ухудшения отношений послужила тяжёлая болезнь Ивана IV.
Не надеясь выздороветь, царь завещал престол своему сыну Дмитрию, который был ещё грудным младенцем. По этой причине многие из придворных отказались присягнуть Дмитрию, в качестве своего кандидата на престол они выдвинули двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого. Однако вопреки всеобщему ожиданию Иван IV поправился. Он великодушно объявил о прощении своего родственника и приближённых, но судя по всему явленное государем великодушие не было искреннем. В годы опричнины Иван Грозный свёл счёты не только со сторонниками своего двоюродного брата, но и с самим Владимир Андреевичем, заставив его выпить яд.
После выздоровления царя избранная рада продолжала свою работу ещё целых семь лет. Но в 1560 г. Её смерть стала поводом для возобновления конфликта. В смерти супруги государь обвинил бояр, якобы отравивших Анастасию. Действительно ли царь в это верил, или это был надуманный предлог, чтобы разогнать раду, сказать наверняка трудно, но так или иначе избранная рада после этого прекращает свою деятельность и Иван IV становится уже единоличным правителем.
Целью земского собора было прекращение политических раздоров, снижение недовольства вызванного социальной несправедливостью накопившегося в народе за все годы боярского правления, и установление гражданского мира и согласия в обществе. Об этом говорит и речь царя, с которой он выступил перед собором. В ней государь обличил злоупотребления бояр времён своего малолетства, но в тоже время призвал забыть взаимные обиды и начать совместную работу на благо страны. Поэтому другое название первого Земского собора — Собор примирения. Собор наметил программу реформ, обсудил проблему отмены кормлений и пресечения злоупотреблений наместников, принял решение о разработке нового судебника и утвердил право царя следить за его подготовкой.
Созыв первого Земского собора имел большое историческое значение, так как стал важным шагом в становлении сословно-представительной монархии в России. Правовой основой при его составлении разработчикам послужили совместные решения Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, а также судебник 1497 г. По сравнению со старым судебником, новый был существенно расширен за счёт новых статей и лучше систематизирован, в него вошли многие статьи из предыдущего судебника, но в пересмотренной и переработанной форме. Составителями в судебник были внесены, прежде всего, изменения связанные с усилением центральной власти. В нём впервые в русской истории было введено наказания за взяточничество для государственных служащих.
Уже первая статья судебника запрещала судьям брать за производство суда и ходатайств взятки, и решать дело несправедливо руководствуясь чувством мести или дружбы с одной из сторон. Выдача боярином, окольничим, дворецким, казначеем или дьяком без надлежащего разбора дела в суде правовой грамоты признавалась недействительной. Если судья получал взятку и выносил неправовое решение и этот факт подтверждался, то он должен был уплатить истцу сумму иска и в тройном размере, и возместить ему судебные издержки в полном объёме. Если дьяк за взятку подделывал список, или записывал дело, не так как было в суде, то за это он подвергался штрафу и тюремному заключению. В тоже время за ложное обвинение во взятке, если этот факт подтверждался, клеветник наказывался битьём кнутом на торговой площади и тюремным заключением.
По новому судебнику за преступление своих крестьян теперь отвечал помещик, что усилило их личную зависимость от него. Судебник так же достаточно подробно регламентировал положение холопов. Холопом считался человек, принявший ключничество в селе по докладной грамоте, родившийся от рабы или вступивший в брак с рабой. Холоп, принявший ключничество без докладной грамоты, не считался рабом и был свободным. Свободными признавались и дети, если они родились до продажи своих родителей в холопство и при этом живут отдельно или у другого владельца.
Таким образом, составители попытались ограничить распространение холопства. Судебник 1550 г. Плата за пожилое при этом увеличивалось. Этим был сделан ещё один шаг к закрепощению крестьян. Кроме того, Судебник ввёл новую пошлину за «повоз», которая уплачивалась, если крестьянин отказывался перевезти с поля урожай землевладельца.
Судьям, отныне все дела предписывалось рассматривать по новому судебнику и принимать решения в соответствии с ним. По новым делам не отражённых в статьях судебника, решения должны были приниматься по указанию царя и приговора боярской думы, и затем дописываться в судебник. Судебник имел большое историческое значение. Он упразднил судебные привилегии удельных князей, и этим увеличил роль центральных государственных органов власти. Впервые в истории России единственным источником права провозглашался закон.
Название Стоглавого собор получил потому, что принятые им решения были записаны в сборнике, разделённом на сто глав. Собор одобрил проведение реформ Иваном IV и принятие судебника 1550 г. В тоже время собор провёл важные преобразования во внутрицерковной жизни. Из числа почитавшихся в отдельных русских землях святых был составлен единый общерусский пантеон. Унифицировалась и упорядочивалась церковная обрядность.
Искусство подлежало регламентации. Новые произведения должны были создаваться по утверждённым образцам. Были приняты меры по улучшению морально-нравственного облика духовенства. Собор запретил монахам пить водку. Дозволив им пить только виноградное вино, пиво и мёд.
Протопопам вменялась в обязанность следить, чтобы священники не дрались, не сквернословили и не заходили в церковь пьяные. В целях повышения образовательного уровня священнослужителей и правильного исполнения ими своих обязанностей предусматривалось создание училищ для подготовки священников. Собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и отменил подсудность духовных лиц царю, теперь они полежали только суду церковному. По вопросу о церковном землевладении было принято решение оставить в руках церкви земли, приобретённые ею ранее, но в дальнейшем церковь имела право покупать земли и получать их в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о церковном землевладении наметилась линия на его ограничение.
Одной из причин начала реформы стали неудачные походы на Казань 1547-1550 гг. Военная реформа началась с того, что в 1550 г. Иван IV из «детей боярских» и дворян выбрал 1070 «лучших слуг» и пожаловал им земли в 60-70 км от Москвы. Так образовался особый разряд «дворян московских» занесённых в специальную «тысячную книгу» и поэтому названных «Избранной тысячей». Из дворян, вошедших в «избранную тысячу» был создан специальный полк, который составил основу дворянского ополчения и стал основным поставщиком командного состава для русского войска.
Именно из «избранной тысячи» в основном назначались наместники, полковые командиры и другие военнослужащие должностные лица. В том же году Иван Грозный реорганизовал старые отряды пищальщиков, которые теперь стали называться стрелецкими. Всего по приказу царя было создано шесть стрелецких полков по 500 человек в каждом. Каждый полк делился на сотни. Стрельцы набирались из вольных людей.
За службу, которая была пожизненной и наследственной, они получали жалование и земельные участки. Для материального обеспечения стрелецкого войска вводился специальный налог — «пищальные деньги». Стрельцы были вооружены пищалями, бердышами и саблями. В военное время они отправлялись в походы, в мироне охраняли города, а в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей. В стрелецких полках впервые в России были введена система воинских званий: стрелецкий голова, полуголова, воевода, сотни, пятидесятник, десятник, стрелец.
Каждый полк и сотня имели своё специальное знамя. Стеллецкие полки были постоянно функционирующими формированиями, и это даёт основание считать их первым шагом на пути к созданию регулярной армии. При Иване IV так же значительно была усилена артиллерия, которая наряду с дворянским ополчением и стрелецкими полками была третьим основным родом войск. В русских артиллерийских войсках насчитывалось до 2000 орудий, которые обслуживали квалифицированные пушкари. У пушкарей и стрельцов часто проводились совместные боевые учения, на которых отрабатывалось взаимодействие между ними.
Однако, ход военной реформы, начатый Иваном IV, тормозило местничество, суть которого заключалось в том, что назначение должностных лиц на высшие руководящие посты государственного управления и армии производилось не по способностям и заслугам, а исключительно по знатности рода. Причём потомки знатных родов находились в тех же самых служебных отношениях, равенства или подчинения, что и их предки. Такое положение дел служило причиной вражды и сословных споров, как в мирное время, так и во время, военных походов, что лишало армию оперативного руководства и разлагающим образом влияло на ратных людей. Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г.
Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых. При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта. Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка. Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне.
Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу. Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет. Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья. Установленный и закреплённый уложением строгий порядок прохождения военной службы для всех светских феодалов способствовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от несения военной службы. Военная реформа Ивана Грозного затронула так же и проблему охраны и обустройства внешних границ государства.
В 1571 году под руководством воеводы Н. Воротынского был разработан первый в истории России военный устав, полное название которого «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Устав приказывал воеводам приграничных городов посылать для несения дозорной службы только специально обученных людей. Впервые на государственном уровне к охране границ было привлечено казачество, которое теперь официально становилось военным служилым сословием. Обязанностью станичных казаков с этого момента стало несение сторожевой, пограничной, и курьерской службы.
Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени. Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности. Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками. Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления. Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы.
В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою. А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз.
Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги. В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления. В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг. С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления.
С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г. Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима Византии. Отметим также, что к числу чисто русских особенностей чина венчания на царство издревле относилось и поучение, которое говорил первоиерарх Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания.
Таким образом, Царь призывался служить делу Божию как Его Помазанник.
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог».
После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.
В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Но уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии — будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии — Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна. Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой, и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом то есть свидетелем при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким они менялись землями. Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед — троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой. Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походе, третий дядя, Тимофей Константинович, погиб под Оршей в 1514 году — во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году.
В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным , ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде и частично уже в Москве была казнена семья Третьяка Пешкова — сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына — Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Здесь нужно отметить, что казнь на реке или в реке была одной из самых распространенных. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» — эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов которые раньше именовались Погаными , либо в районе современной Театральной площади местечко Поганый брод. Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в 1567. Кроме того, в опричнину были казнены двоюродные братья отца Евдокии — Семен Борисович и Никита Борисович Вислоуховы Сабуровы последний — с женой и пятью детьми.
Их отец Борис Семенович приходился троюродным братом великой княгине Соломонии. Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты — Василий Борисович — после свадьбы были пожалованы в бояре. Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу. Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост ныне — республика Карелия : пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы. Третьяк Лукьянчиков — это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма. В 1540—1560 годы он собирал налоги с храмов Новгородской архиепископии: «Из Двинского присуда за Егорьевского священника, за Иева со Влодмы архиепископлю десятиннику Третьяку Иванову сыну Лукьянчикову да подьячему Лобану Денисьеву Архангелской игумен Феодосей з Двины платил подъезд и десятину по книгам.
А отпись писал Лобан Денисьев лета 7050 втораго. Третьяк руку приложил». В этом документе говорится о получении десятины с храма великомученика Георгия в селе Лодьма неподалеку от Архангельска. Представляете себе расстояние от Новгорода до Архангельска? Больше 1000 километров. Вот такая была служба… При этом Лукьянчиков служил дому Святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526—1542 годах владыкой Новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий — лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного.
Его преемником стал Феодосий II Косой 1542—1551 , который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551—1552 годах архиепископом был Серапион Курцов — крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны умерла в младенчестве и родич государственного казначея. Его сменил святитель Пимен Черный 1552—1571 , который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом — при нем дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства. Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих статьях: она вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром упокоился в 1533 году.
Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине — в селе Люговичи — владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять. Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце XIV века явилась Тихвинская икона Божией Матери Имоченицы , от того места, где появились на свет и жили родители преподобного Александра — преподобные Варвара и Сергий Мандеры , а в XIX веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах Окулова гора. После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину; были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова. Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что, согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574—1624 годов», поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову [5]. Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями [6]. Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась.
Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел — 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых — «святой Егорий» в селе Астафьевском. В духовной его двоюродного дяди Семена Дмитриевича Пешкова Сабурова упоминается, что в Москве был «в тое казне Троецкой сундук болшой с платьем, да коробья большая лубяная с тягиляи, да две коробьи лубяные с доспехом, да коробья Петрова племянника моего Пешкова с платьишком и с доспехом». Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование. Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью совр. Эстония , но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах. В XX веке это место прославилось явлением чудотворной иконы Божией Матери Тервенической, и теперь здесь расположен самый молодой монастырь России с 1991 года.
В 1571 году был казнен псковский наместник Новгородского архиепископа Неудача Цыплятев — родственник Ивана Елизарьевича Цыплятева, также упоминаемого в духовной Семена Дмитриевича Пешкова. Как мы видим, окольничий Семен Пешков был тесно связан с людьми, которые жили в Новгородской земле, — ведь его дед Семен Пешек Сабуров еще в 1477 году возглавил полк во время похода Ивана III на Новгород. Вероятно, служба Пешковых Новгородским архиереям также состоялась благодаря новгородским связям Пешковых. Не забудем также, что Семен Дмитриевич был хорошо знаком с предстоятелем Русской Церкви митрополитом Макарием, который до 1542 года возглавлял Новгородскую кафедру. Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. Говоря о Петре Пешкове, нельзя не упомянуть о той особенности потомков Захарии Чета, о которой я уже упоминал в других статьях, — они столетиями роднились с одними и теми же родами. Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове — русском полководце.
Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета? А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков его отец — праправнук брата Шеи Ивана Красного спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода — Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей — Семена и Андрея. Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил.
Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря.
Следовательно, приднепровские земли, как и остальные, ранее входившие в состав Великого Киевского княжества, должны принадлежать Польше. Это служило теоретическим обоснованием к захвату Польшей земель на востоке» [2]. Стороны никак не могли договориться, переговоры заходили в тупик, дипломаты с помпой уходили и возвращались через некоторое время за стол переговоров.
И тут возник новый спор из-за титула. Иван Грозный, возвышаясь над титулом Великого князя до равновеликого королям, получал дополнительный аргумент к требованию возврата русских земель. Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть. А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный».
Отрывок с процедурой венчания на царство. Вот что писал Р. Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3].
Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному.
В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III.
Она повысила не только личный статус великого князя Ивана Васильевича, но и статус нашей страны.
Для нас данная дата особо актуальна в нынешней обстановке, когда русофобия по всему миру, а особенно на Украине, стала запредельно высокой. Поэтому киевские пропагандисты, включая так называемых историков, пытаются сделать фигуру первого официального русского царя неким символом тирании и украинофобии, противопоставляя ему "украинские казачьи традиции демократии". Все это, конечно, абсолютный вздор. Начать с того, что немалая часть земель современной Украины находилась под властью государя Ивана Грозного, и их население верноподданно служило "московскому тирану". Это можно сказать, например, о Харьковщине, Сумщине, о Черниговщине, в которой жили тогда и мои предки — малороссийские казаки. Те украинцы, которые пытаются полить грязью историю России, в том числе память первого русского царя, попирают и память своих предков, буквально топчась по их могилах.
Запорожская Сечь, рисуемая в киевских СМИ прообразом современной укро-державы и ее "демократического устройства", была основана в качестве форпоста Московского царства для борьбы с турками и татарами. На самом деле истинным основателем Сечи был все тот же "московский тиран". В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин.
Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен.
Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими".
Первый русский царь
Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. Москва становилась с этого момента царствующим городом, а государство теперь могло именоваться Русским царством. 326px-Венчание_на_царство_Ивана_Грозного_Лицевой_летописный_