13 января люди отмечали Васильев вечер – канун Васильева дня. Накануне праздника отмечается Васильев вечер, а 14 января — Васильев день. Васильев вечер 13 января, когда отмечают, как празднуют Васильев вечер, Васильеву коляду.
В чем смысл праздника?
- Щедрый вечер в православии или Васильев день
- Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
- Народные приметы 13 января
- Вербное воскресенье 2024: что нужно и запрещено делать | Ямал-Медиа
13 ЯНВАРЯ ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР/ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР/КОЛЯДА.
Всю свою жизнь Меланка стремилась безоговорочно посвятить себя Богу, но не смогла. Дни свои посвящала делам милосердия, а ночи посвящала Господу: запиралась в ящике, где не могла даже подняться во весь рост, и молилась. О Меланке говорили, что она никогда не ложилась спать с плохими мыслями в сердце. А как вы, дорогие читатели, называете васильевский вечер? Ваша семья до сих пор соблюдает традиции этого праздника? Делитесь своими мыслями, идеями о щедром вечере через комментарии. Приметы на Васильев вечер Считается, что звездное небо в эту ночь предсказывает богатый урожай. Чтобы скот в течение года давал хороший приплод, на столе обязательно должны быть блюда из свинины. В этот день необходимо отдать все долги, а также стоит отказать кому-либо в займе денег. Одежда для праздников и гуляний должна быть новой и самой лучшей.
Это принесет в дом удачу в наступающем году. Гадания на Васильев день Одна из самых распространенных девушек-гадалок была на туфле. Для этого девушки доставали что-то из своей обуви и выбрасывали в окно. Потом сразу вышли на улицу и увидели, куда смотрит носок башмака, оттуда появится суженый. Если носок заглянул в дом девушки, свадьбы в ближайший год не будет. Также ночью выходили на улицу и спрашивали у первого встречного имя суженого. Соответственно, как назовут, так и назовут будущего мужа. При этом лучше, если это будет мужчина, да еще пьяный. Это сулило счастье в личной жизни.
Кроме того, если первый встречный, независимо от того, женщина это или мужчина, очень красив, то и будущий супруг будет таким же. В гадании часто участвовали члены семьи и животные. Примером может служить следующее предсказание. Для этого девушка сначала зашла в одну из комнат и закрыла дверь. Вслед за ней один из членов семьи запустил собаку. Если она сразу подбежит к гадалке, ее ждет неземное счастье в будущей семейной жизни. Плохо, если собака начинает что-то вынюхивать, тогда человек становится ревнивым, жестоким и злым. Если собака ласкает девушку, будущий муж, наоборот, будет очень любящим, добрым и любимым. Народный праздник Васильев вечер отмечается 13 января каждого года 31 декабря по старому стилю — на кануне Нового года.
Другие названия праздника: Щедрый вечер, Меланка, Овсень, Щедрец. Название праздника происходит от имени святого Василия Великого — архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки щедровальные песни. Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие.
Бытовало поверье, что в этот день ведьмы крадут месяц, чтобы люди не видели нечистую силу, которая разгуливает по улицам.
Также в этот день на рассвете хозяйки варили кашу. Вынимая чугунок из печи, приговаривали: «Приходите к нам в дом со своим добром». Потом смотрели, сколько каши в чугунке. Если он полный, то год будет удачным. Неполный сосуд каши предвещал потери. Если горшок треснул, то случится беда.
Многие люди считают 13 число несчастливым. Поэтому в этот день стараются не начинать новых дел, так как они могут оказаться неудачными. Приметы и поверья на 13 января Если ночью небо усыпано звёздами, то будет хороший урожай ягод. Снег в этот день предвещает богатый урожай. Если погода в этот день ясная и не морозная, то лето будет слякотным. Иней на деревьях говорит о хорошем сборе мёда и урожае зерновых культур.
Обледенение на деревьях — к урожаю овощей. Вьюга сулит урожай орехов. Заболеть на Старый Новый год — плохой знак, недуг будет долго лечиться. Сны, приснившиеся 13 января, обязательно сбудутся. В этот день нельзя пересчитывать мелочь — быть беде. Люди говорили, что как проведёшь этот год, так он и пройдёт.
Что нельзя делать 13 января Этот день запрещалось начинать с разговоров. Затевать беседу рекомендовали только после умывания, иначе весь год проведешь в пересудах. Нельзя скандалить — говорили, что поссорившиеся в канун Нового года никогда не помирятся. Нельзя экономить на еде для гостей и не пускать колядующих, чтобы не отвадить благополучие. За праздничный стол старались не садиться в черной одежде. В противном случае по старому поверью в течение года не раз придется носить траур.
Женщинам нельзя весь день проходить в одном наряде. Его нужно поменять хотя бы трижды, чтобы на весь год остаться красивой и привлекательной.
В этот день дети рассыпали зерно овсень по полу дома, чтобы привлечь благополучие и изобилие. Затем мать собирала эти рассыпанные зернышки и бережно хранила до посевной.
Интересным был обычай разделки жареного поросенка за семейным ужином. Бытовало поверье, что нельзя резать мясо ножом — его отрывал руками хозяин дома кесаретского ломал. В это время младший ребенок сидел под столом и хрюкал. Косточки от съеденного поросенка не выбрасывали, а хранили в свинарнике: это был оберег на приплод.
Также на Святочной неделе принято было кликать зазывать Мороз. Хозяйки выносили на улицу угощение для Мороза, чтобы умилостивить его. Угощением были блины, кутья и овсяный кисель. Мороз кликали и на Рождество, и на Крещение.
Обычно хозяйка или хозяин дома выходили на крыльцо либо выкрикивали заклич в открытое окошко: Помимо щедрых угощений, в этот вечер занимались гаданием и предсказанием судьбы. Это было время разгара Святок, которые заканчивались 19 января вечером. Особенно любили заниматься гаданием молодые девушки: ворожили на женихов. На Руси от брака многое зависело, им определялась судьба на всю оставшуюся жизнь.
Поэтому девушки стремились узнать, кто будет их женихом: гадали на имя, возраст, внешний вид, статус и положение в обществе. Такой интерес к будущему жениху был подстегнут неизвестностью: девушка не сама выбирала суженого. Обычно сватовством занимались сваты: они и подыскивали женихов девушкам. Также благословение на брак зависело и от родителей.
Поэтому все девушки на Руси с нетерпением ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. Только на Святки открывались небеса, а граница между миром людей и миром духов практически исчезала. Люди верили, что нечисть бродит по свету свободно, поэтому пытались узнать у чертей свою судьбу. Магические обряды Ночь с 13 на 14 января считалась волшебной.
В старые времена народ не ходил на работу всю зиму, поэтому было много свободного времени для народных гуляний, гаданий и магии. Считалось, что нечистая сила в эти дни не может навредить человеку, а только помогает.
Вербное воскресенье в 2024 году — какого числа
- В воскресенье православный мир отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим
- Васильева коляда, Васильев вечер
- Что еще почитать
- День российской печати и Васильев вечер: какие праздники отмечают 13 января
- Вместо пальмовых ветвей: почему верба стала символом православного праздника
Васильева коляда, Васильев вечер
Когда праздник пришел на Русь, возник вопрос: что делать, если пальмовых листьев в округе днем с огнем не сыскать. В православном церковном часослове 13 января отмечено, как торжество Отдание праздника Рождества. Понятно, что использовать в день праздника листья пальмы для православных христиан проблематично, поэтому они и были заменены веточками вербы – дерева, символизирующего возрождение жизни, поскольку оно первым вступает в период весеннего цветения.
Вербное воскресенье: Как провести праздник, что надо делать с вербой, а что делать нельзя
В этот день православные будут вспоминать торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его страстей страданий. О торжественном входе Спасителя в главный город Святой земли сообщают все четыре евангелиста — Матфей 21, 7-11 , Марк 11, 7-10 , Лука 19, 36-38 и Иоанн 12, 12-15.
Праздник двунадесятый, то есть один из тех, на которых мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Когда празднуется Вербное воскресенье? Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи. В чем смысл праздника? Как рассказывает журнал «Фома», после воскрешения своего друга Лазаря Христос отправился в Иерусалим на празднование иудейского праздника Пасхи. За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести.
Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна!
Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим».
Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы. Священник освящает вербы в субботу, на всенощном бдении, и в воскресенье, после Божественной литургии. На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы.
Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века.
Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его».
Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда.
Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет». Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя.
Слава Богу! Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение.
Васильев Вечер или Старый Новый год: обряды и ритуалы
Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января. Васильев день или День Святого Василия появился в честь изобретателя иконостаса и одного из первых проповедников, который умер 1 января 379 года. Не лишен праздник Васильев вечер 13 января примет и поверий. Этот день был наполнен различными обрядами, поверьями и традициями, отражающими важность природных явлений, заботу о здоровье и благополучии, а также веру в защиту от неблагоприятных событий.
Что ни в коем случае нельзя делать 13 января. Народные приметы на Васильев вечер
Это переходящий праздник, он зависит от даты Пасхи, но всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. 13 января, в канун Старого Нового года отмечается праздник Васильев вечер. День 13 января называют Щедрый вечер или Васильев вечер. 13 января по народному календарю Васильев вечер. Его еще называли Васильева коляда, Щедрый вечер, Овсень, Меланка. Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье.
Щедрый вечер (Меланка, Васильев вечер) 2025
Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер считается самым удачным временем для предсказания будущего и святочных гаданий. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. В древние времена люди верили, что в период Святок - с 6 по 18 января по земле разгуливает нечистая сила. И духи могут помочь как приоткрыть завесу будущего, так и навредить человеку.
Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь.
Хозяйка готовит яства, накрывает пышный стол, проводятся народные гулянья, сжигается ранее установленный в углу стола Дидух. А незамужние барышни гадают на будущего мужа. Возвратимся к историческим данным В соответствии с историческими данными, наименование этого вечера отождествляется с именем архиепископа Василия Великого. Митрополит и настоятель духовной семинарии, писатель Василий изобрел иконостас и написал множество напутствий, наставлений и поучений.
Его почитают 14 января. А вот название Меланка происходит от святой Мелании Рымлянины. Ее почитают 13 января. Обычаи В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния. Люди наносят друг другу визиты, желают здоровья, приветствуют, делятся вкусностями.
Этот день благоприятный для молений. Верующий люди считают, что Бог слышит их и помогает, если просить о помощи и читать молитвы именно в этот день.
Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг. Если хозяйка к праздничному ужину приготовила вкусную кутью, то ее необходимо всю съесть. Если же угощение не получилось, то его нужно бросить в прорубь. Название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских. Также у русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках. Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов.
Верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. Хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо.
В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу.
Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции. Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т. Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания.
Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год.
Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей. Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Дело в том, что в период святок, и особенно на старый Новый год - с 13 на 14 января принято колядовать и ходить в гости. Колядующие стучатся в двери домов и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа, воспевается тепло домашнего очага и желают радости в новом году, хорошего урожая, богатства и процветания. А хозяева одаривают их угощением или приглашают к праздничному столу. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов.
Васильев день
Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день.
Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда.
Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет». Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу!
Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение.
В Тульской губ. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг. С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения см.
Святочные бесчинства ; одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер. Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.
Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку см. Хмельные напитки.
Полугодовалого или нескольких месяцев «кесаретского поросёнка» зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. Он символизировал достаток и полноту жизни крестьянского дома. Обряд съедания кесаретского поросёнка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, представлял собой магическое, языческое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия, благополучия в семье, достатка в доме и в хозяйстве. До трапезы перед христианской иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, что оно представляло собой изображение креста в круге.
Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее борщ , а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал.
Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе». В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году. Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях.
При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих.
Считается, что храм, в котором проводится церемония, построен на том самом месте, где был погребен и на третий день воскрес Христос. В традиционной службе принимают участие священники нескольких православных конфессий, в том числе Иерусалимской православной церкви и Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Церемония начинается с крестного хода. Священнослужители проходят через все знаковые места храма к часовне над Гробом Господним Кувуклии , затем три раза обходят гробницу.
На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь. За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться. Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию. При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной.
Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше. После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба.
Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение. Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю. За этим следует Божественная литургия и освящение артоса — специального хлеба, на котором изображен Крест, или Воскресение Христово. Артос хранится в храме до следующей субботы, после чего его раздают верующим. Одно из них гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца к месту захоронения Иисуса, а когда он явился к ней, яйца вдруг окрасились в красный цвет. Согласно другой, более распространенной версии, Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о воскрешении Иисуса Христа и преподнести символический подарок — куриное яйцо.
Традиции Васильева вечера
- Вербное воскресенье 2024: что нужно и запрещено делать | Ямал-Медиа
- Васильев день — традиции, приметы, гадания
- История и суть Вербного воскресенья
- Вместо пальмовых ветвей: почему верба стала символом православного праздника
- Васильева коляда, Васильев вечер
- Народные приметы 13 января
13 января - Щедрый вечер старого нового года.
Васи́льев ве́чер — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье. История праздника Вербное воскресенье. Почему праздник называют Вербным воскресеньем. История праздника Трёхсвятие или Васильев день. Праздник Трёхсвятия берёт начало в XI–XII веках, во времена правления константинопольского императора Алексея Комнина. Васильев день — праздник, который отмечается в России и некоторых других странах в ночь с 13 на 14 января (1 января по старому стилю).
Что ни в коем случае нельзя делать 13 января. Народные приметы на Васильев вечер
13 января 2023 года, накануне праздника Старого нового года работники СП «Бытошский Дом Культуры» провели посиделки-щедровки «Васильев вечер». Васильев вечер по народному календарю Васильев день начинался с традиции готовить утром кашу. Согласно истории, название праздника «Васильев вечер» идет от имени святого Василия Великого,который был архиепископом, писателем и богословом Кесарии Каппадокойской. История праздника Трёхсвятие или Васильев день. Праздник Трёхсвятия берёт начало в XI–XII веках, во времена правления константинопольского императора Алексея Комнина. Канун Старого Нового года или Васильев вечер наступает в ночь с 13 на 14 января. У этого праздника есть и другие названия – Собор трех святителей или Васильев день.