Новости татары и башкиры в чем разница

Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных. Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия.

Татароязычные башкиры. Кто они?

Комментарии по теме: Татарские и башкирские националисты объединились против русских | Форум История народов.
✅ Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов - Их культура и обычаи отличаются от татар-мусульман, речь отличается диалектными особенностями, но всё это – социальные признаки.
Татары и башкиры: различия и сходства Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.
Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные? Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются?
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда — у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит.

Баширско-татарская история

  • #народымира
  • Схожесть и различия татар и башкир.: akhnaf — LiveJournal
  • Схожесть и различия татар и башкир.: akhnaf — LiveJournal
  • Почему в Уфе нет метро
  • Чем отличаются татары от башкир - 83 фото
  • ТАТАРЫ И БАШКИРЫ: shakur32 — LiveJournal

Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами

Разбираемся в отличиях двух родственных языков. Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации.

Однако, несмотря на различия в религии и традициях, татары и башкиры имеют общие черты и общую историю. Они отличаются языком и некоторыми культурными особенностями, но оба народа богаты своими уникальными традициями и гордятся своими историческими корнями. Этнический состав и история Татары являются тюркским народом, близким к казахам и кыргызам. В настоящее время они являются одним из крупнейших этнических сообществ в России. Татары преимущественно проживают в Татарстане, а также в других регионах России и за ее пределами. Исторически татары были одним из основных народов Золотой Орды. Башкиры, в свою очередь, являются тюркским народом и родственны казахам и узбекам. Их основная территория проживания расположена в Башкортостане, но также есть башкирские национальные сообщества в других регионах России. Башкиры имеют свою уникальную культуру и язык, а также богатую историю, связанную с Золотой Ордой и Казанским ханством. Исторические связи татар и башкиров уходят в древность. Оба народа имеют общий происхождение от древних тюркских племен.

Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории — пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства.

Janvar787 Спасибо! Очень динамично рассказано, научно и одновременно дружелюбно. Я русский, жена татарка user-lp6kn6gg5j Да брат Рахмет тебе за тюрски мир boozoob.

Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?

Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане. Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары — отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы.

Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары.

Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами.

Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других.

Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Видео: Татары и Татарочки Волгары Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики.

Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир.

Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей — у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, п оэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак , у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в а лфавите — оба народа религиозны.

Среди татар много тех, кт о держит пост во время Рамадана — если в башкирской и татарской семье трепетно относятся к религии, то замужние девушки обязаны носить платок на голове Читать еще: Записки из подполья. Федор Достоевский - Записки из подполья сборник — в башкирских и татарских семьях особое б ережное отношение к женщине — есть забытые национальные праздники, но все они связаны с наступлением весны. Сейчас любые национальные праздн ики отмечают с большим размахом — самым значимым праздником народов считается Сабантуй. На праздник на городской площади устраивают спортивные соревнования, национальные иг ры, проводят скачки на лошадях — п охожи национальные игры: бой с мешками сена верхом на бревне, карабканье по столбу с привязанным на верхушке призом, бег с яйцом и ложкой. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе.

Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей.

Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными.

Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные. В чём между ними разница?

Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего. Janvar787 Спасибо! Очень динамично рассказано, научно и одновременно дружелюбно.

Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты

Татароязычные башкиры. Кто они? Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях.
Дамир Исхаков: «Татары в Башкортостане фактически на втором месте после русских» | «ДУСЛЫК» Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными.
В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы.
Башкирская кровь и татарский язык Башкир всегда меньше было по численности, в советсвое время по статистике башкир было всего процентов 20, большинство было татар и русских.
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: igor_mikhaylin — LiveJournal В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин.

Кто вбивает клин между татарами и башкирами?

большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. Смотрите видео на тему «Татарин И Башкир Спор Кто Круче» в TikTok. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Одним из ключевых отличий в кулинарных традициях татар и башкир является использование основных ингредиентов. Башкиры и татары продолжают сохранять свою культурную самобытность и национальное наследие, несмотря на различия в их истории и традициях. Объективно татары в РБ более городские и русскоязычные, поэтому у восточных горных башкир и рождаемость получше, и татары активнее ассимилируются в русские.

ТАТАРЫ И БАШКИРЫ

Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ ЭтноФан Дзен башкиры татар? По социальному положению отличались от прочих групп служилых татар и башкир; они, как и однодворцы, владели землёй на основе поместного права. Кто богаче – башкиры или татары?

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

В последующем в тех частях Уфимской губернии, которые оказались после революции в составе ТАССР, численность башкир с 123 тысяч в 1897 году упала до нуля в 1926 году. Иными словами, они растворились в татарском этносе. Таким образом, северо-западная часть Башкортостана изначально формировалась как территория с многонациональным составом, у значительной части населения которой этническое самосознание могло не совпадать с этнонимом, а смена этнонима могла произойти под воздействием внешних причин. Исходя из этого утверждения о том, что все население северо-западных районов Приуралья является татарским или, наоборот, только башкирским, не выдерживают никакой критики.

Национальный состав населения Башкортостана в советский период в целом был относительно устойчивым и коренным образом не менялся. Изменения этничности происходили в основном на северо-западе республики. В этих районах БАССР этнические процессы проходили крайне неоднозначно и породили такой феномен, как татароязычные башкиры.

Впервые татароязычных башкир выявила перепись 1926 года, которая в графу переписи ввела раздельно национальность и родной язык. В то же время северо-западные башкиры, несмотря на то что уже с 1926 года считали татарский родным языком, в последующем все же продолжали идентифицировать себя с материнским этносом. Чем же было обусловлено несовпадение этнической и языковой идентичностей?

На наш взгляд, главная причина кроется в ошибочной языковой политике, проводимой государственными органами советской Башкирии по отношению к северо-западным башкирам. Как известно, после образования в 1919 году Башкирской автономии начался процесс национально-культурного строительства, в ходе которого встал вопрос о создании башкирского литературного языка. Среди политического руководства республики и ученых развернулась дискуссия по этой проблеме.

В итоге, исходя из стремления создания самобытной высокой башкирской культуры, было принято оптимальное историческое решение создать литературный язык на основе восточного и южного диалектов. Предложение создать язык на основе трех диалектов, как это предлагала часть ученных, было рассмотрено, но разумно отклонено, так как северо-западный диалект башкирского языка, территориально используемый в зоне пограничья, был подвержен влиянию татарского языка. Новый литературный язык был введен в 1923 году и стал языком официальной, деловой и культурной жизни республики.

Однако в дальнейшем в результате неправильной языковой политики произошло искусственное отделение северо-западных башкир. Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению этих районов принадлежность северо-западного диалекта к башкирскому языку, привели к тому, что северо-западные башкиры, видя, как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским, сохраняя при этом башкирскую идентичность. В результате этого появилось несколько поколений с деформированным этническим сознанием, когда человек, осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке.

Janvar787 Спасибо! Очень динамично рассказано, научно и одновременно дружелюбно. Я русский, жена татарка user-lp6kn6gg5j Да брат Рахмет тебе за тюрски мир boozoob.

Татары не особо жалуют гостей в отличие от башкир. Башкиры невероятно дружелюбные люди, которые угостят и напоят Вас бескорыстно. Башкиры больше любят детей, нежели татары. Если к ним в гости приходят родители с детьми, то малыши обязательно получат какой-нибудь подарок. У этих двух народов также отличаются и предпочтения в еде: башкиры- любители бешбармака, а татары - чак-чака и мучного.

Это опять же стереотипное мнение в предпочтении национальных блюд. Одежда татар очень яркая - преобладают красный, оранжевый и зелёный цвета. Башкиры любят жёлтый цвет. Теперь отметим сходства: 1.

В 922 году он, в качестве секретаря посланников багдадского халифа Аль-Муктадира, прошёл через юго-западную часть древнего Башкортостана — через территории нынешних Оренбургской, Саратовской и Самарской областей, где на берегу р. Иргиза проживали башкиры. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюркский народ, живут на склонах Южного Урала, населяют обширную территорию с запада до берегов Волги; их юго-восточные соседи — беженеки печенеги. Как видим, Ибн-Фадлан уже в ту далекую эпоху установил значения башкирских земель и башкирского народа. В этом случае было бы нелишне по возможности шире объяснить в переводе сообщения о башкирах. Уже ближе к реке Эмба миссионера начинают беспокоить тени башкир, из чего ясно, что посланник халифа путешествует по земле башкирской. Возможно, он уже был наслышан от других соседствующих народов о воинственном нраве хозяев этой страны. Во время переправы через реку «Чаган» Саган, река в Оренбургской области, на берегу которой до сих пор живут башкиры арабы вот о чем побеспокоились: «Необходимо, чтобы переправился отряд бойцов, имеющих при себе оружие, прежде чем переправится что-либо из каравана. Они — авангард для людей, следующих за ними, для защиты от башкир, на случай чтобы они то есть башкиры не захватили их, когда они будут переправляться». Трепеща от страха перед башкирами они переправляются через реку и продолжают свой путь. Теперь путь Ибн-Фадлана нам известен: уже на берегу Эмбы он начал предостерегаться мужественных башкир; эти опасения преследовали его во время всего пути. Переправившись через быстрый Яик близ устья реки Саган, он проходит на прямую по дорогам Уральск — Бугуруслан — Бугульма, переправляется в указанном самим порядке через реки Сага «Жага» , впадающей в реку Бызавлык около современной деревни Андреевка, реки Таналык «Азхан» , затем — Малый Бызавлык «Бажа» близ Новоалександровки, Самару «Самур» близ города Бызавлык, потом Боровку «Кабал» от слова кабан , Мал. Кюнь-юлы «Сух» , Бол. Кюнь-юлы «Канжал» от слова Кюнь-юл, русские пишут Кинель , достигает область, густонаселенную народом «Аль-Башгирд» бугульминской возвышенности с живописной природой между реками Агидель, Кама, Идель ныне территории республик Башкортостана, Татарстана и областей Оренбургской и Самарской. Как известно, указанные места составляют западную часть Прародины башкирского народа и именуемая арабскими путешественниками такими географическими названиями, как Эске Башкорт Внутренний Башкортостан. Здесь есть гора Иремель Рамиль , якобы, произошедшая из фаллоса нашего погибшего Урал-батыра. Эмба Ибн-Фадлан прошёл мимо неё. Чужаки могли пройти к открытому международному башкирскому городу-базару Булгар по проделанному Ибн-Фадланом пути, по южному краю Внутр. Прониковение же на священные горы — «Тело Шульган-батыра» и «Тело Урал-батыра» и др. Тем, кто пытался нарушить его, как и предостерегал Ибн Фадлан, обязательно отсекали головы этот строгий закон был нарушен после татаро-монгольского нашествия. Даже сила вооруженных до зубов 2-х тыс. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет её с собой, а его самого оставляет». Ибн-Фадлан на всем протяжении своего пути старался подробнее расспросить о коренном народе у приставленного специально к ним уже принявшего Ислам и хорошо владеющего арабским языком проводника-башкира, у которого он даже спросил: «Что вы делаете с вошью, после того как поймаете её? Похоже, что башкир оказался плутом, решивший подшутить над дотошно любопытным до всего путешественником: «А мы ногтем разделываем её и поедаем». Ведь еще полтора тысячи лет до Ибн-Фадлана башкиры на вопрос такого же любопытного путешественника грека Геродота, мол, как добываете из вымени кобылы молоко, так подперли к кривой березе другими словами: пошутили, обманули : «Очень просто. Мы вставляем в задний проход кобылы трость курая и все вместе надуваем её брюхо, под давлением воздуха молоко само по себе начинает брызгать из вымени в ведро»… Так или иначе, не вникший в хитрость Ибн-Фадлан поспешил дословно зафиксировать ответ в свою путевую тетрадь как есть. Кто-нибудь из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам, и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил её своим ногтем, потом съел её». В этих строках скорее лежит черная печать той эпохи, нежели истина. Что остается ждать от служителей ислама, для которых ислам — есть истинная вера, а исповедующие его — избранные, все остальные же для них нечисти; не принявших ещё ислам язычников-башкир они называли «нечистью», «поедающих своих вшей» и т. Такой же грязный ярлык навешивает он на своем пути и на другие народы, не успевшим примкнуть к праведному исламу. По ведру — крышка, по эпохе — взгляды мнения , нельзя сегодня обижаться на путешественника. Вот своего рода иное определение: «Они русские. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Аттиле, а это большая река, и строят на её берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять и или двадцать, -- меньше и или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки -- восторг для купцов. И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и он рус не оставляет её, или же удовлетворит отчасти свою потребность. И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды , какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит её своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в неё и не оставляет ничего из грязи, он все это делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить её от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней». Как видите, посланник халифа, как преданный сын эпохи, оценивает культуру «кафыров» с высоты исламского минарета. Он видит лишь их грязный лохань и у него нет дела до осуждения будущего поколения… Давайте вновь вернемся к воспоминаниям о башкирах. Переживая за «низший» народ, лишенных исламской веры, он искренне пишет следующие строки: « а вот мнение уклоняющееся от истины , каждый из них вырезает кусок дерева величиной с фалл и вешает его на себе, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его кусок дерева , поклоняется ему и говорит «О, господин, сделай мне то-то и то-то». И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание объяснение этому и почему он сделал это своим господином богом? Из них кое-кто говорит, что у него двенадцать господ богов : у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый большой из них, но только он объединяется с ними остальными богами в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием. Он Ибн-Фадлан сказал: мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбе, третья группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они враги обратили их башкир в бегство и что журавли закричали сзади них врагов , так что они враги испугались и сами были обращены в бегство, после того как обратили в бегство башкир , и поэтому они башкиры поклоняются журавлям и говорят: «Эти журавли наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и поэтому они поклоняются им и теперь ». Памятником поклонения усярганцев-башкир является идентичный миф и гимноподобная песня-мелодия «Сынграу Торна» -- Звенящий Журавль. В главе «Об особенностях тюркских языков» двухтомного словаря тюркских народов М. Кашгари 1073-1074 башкирский внесен в число двадцати «основных» языков тюркских народов. Язык башкир очень близок к кыпчакским, огузским и другим тюркским языкам. О тюркском народе башкирах также сообщает видный персидский историк, официальный летописец Чингис-хановского двора, Рашид-ад дин 1247-1318. Аль-Максуди Х в. Аль-Балхи с Ибн-Саидом — Урал или некоторые западные земли считаются землями башкир. Западноевропейские путешественники также немало писали о башкирах. Как они сами признаются, они не видят разницу между башкирами и предками нынешних венгров племени Угр — считают их одними и теми же. К этому напрямую добавляется ещё одна версия — венгерская повесть, записанная в XII веке неизвестным автором. В ней повествуется о том, как венгры, то есть мадьяры, переселялись с Урала в Паннонию — современную Венгрию. С ними вместе ушел и вождь Алмус сын Угека из рода короля Магога со своими женой, сыном Арпадом и другими союзными народами. Пройдя по равнинным землям много дней, они на своих торопошах переплыли Этиль и нигде не нашли ни дорог между деревнями, ни самих деревень, не питались пищей, приготовленной человеком, однако, до Суздаля, прежде, чем достигнуть России, питались мясом и рыбой. От Суздаля направились в Киев, затем для того, чтобы овладеть наследством, оставленном предком Алмуса Атиллой, через Карпатские горы пришли в Паннонию». Как известно, поселившиеся в Паннонии племена мадьяр долгое время не могли забыть свою древнюю родину Урал, в своих сердцах они хранили повести о своих язычниках-соплеменниках. С намерениями найти их и помочь избавиться от язычества и приклонить к христианству, на запад пускаются в путешествие Отто, Иоганка Венгр. Но их поездка претерпела неудачу. В 1235-1237 гг. После долгих мытарств и лишений в пути, он, наконец, достиг международный торговый город башкир Великий Булгар во Внутреннем Башкортостане. Там он повстречался с женщиной, родившейся в стране, которую он ищет, и вышедшей замуж в здешние края, у которой он наводит справки о её родине. Вскоре Юлиан находит своих соплеменников на берегу Большого Итила Агидели. В летописи говорится, что «они с огромным вниманием слушали то, о чем он хотел поговорить с ними — о религии, о других вещах, и он слушал их». Интересно и то: в оренбургском краеведческом музее храниться бронзовый топор, найденный на берегу р. Сакмары в соседней с дер. Сэнкем-Биктимер в дер. А «майор» - измененное «Башкорт» представляется следующим образом: Бажгард — Мадъяр — Майор. А вот, что пишет посетивший Золотую Орду Гильом де Рубрук: «…После того, как прошли 12-ти дневного пути от Этиля, мы вышли к реке под названием Ясак Яик — совр. После того, как богатая природными ресурсами башкирская земля «по своей воле» вошла в состав Московского государства, вспыхиваемые там веками народные восстания заставили царское самодержавие взглянуть на башкир по другому. Видимо, в поисках новых возможностей ведения колониальной политики, начинается тщательное исследование быта коренного народа -- его экономики, истории, языка, мировоззрения. Официальный историк России Н. Карамзин 1766-1820 , опираясь на сообщения Рубрука, делает вывод о том, что изначально башкирский язык был венгерским, позже, надо думать, они стали говорить на «татарском»: «они переняли его у своих завоевателей и по причине долгого сосуществования и общения, забыли свой родной язык ». Это, если не принимать в счет труд М. Кашгари, жившего полтора века до нашествия татар и считавшего башкир одним из основных тюркских народов. Однако до сих пор среди ученых мира не прекращаются споры относительно того, что башкиры по своему происхождению тюрки или уйгуры. Кроме историков в этой битве участвуют также языковеды, этнографы, археологи, антропологи и др. Наблюдаются интересные попытки раскрытия загадки с помощью не ржавеющего ключа — этнонима «башкорт». Татищев: «башкорт» - означает «баш буре» «главный волк» или «вор». Рычков: «башкорт» - «главный волк» или «вор». Согласно его мнению, башкир так нарекли нугайцы то есть осколок усярганцев-башкир за то, что те не переселились вместе с ними на Кубань. Однако Ибн-Фадлан ещё в 922 году записал «башкир» по их собственному наименованию, время же переселения усярганцев-нугайцев на Кубань датируется XV в. Юматов: «…Они называют себя «баш корт» - «пчеловодами», вотчинниками, хозяевами пчел». Фишер: это этноним, называемый в средневековых источниках по-разному «…паскатир, башкорт, башарт, мадъяр, все являются одного и того же значения». Хвольсон: Этнонимы «мадъяр» и «башкорт» произошли от коренного слова «бажгард». А сами «бажгарды», по его мнению, жили на Южном Урале, позже разложились и были использованы для названия племен угров. Согласно предположению этого ученого, одна из ветвей направилась на запад и там образовала этноним «бажгард», где заглавное «б» преобразовывается в «м», а конечное «д» -- теряется. В результате, образовывается «Мажгар» … Оно, в свою очередь, -- в «мажар», которое в последствие перевоплощается в «мадъяр» а также в «мишяр», добавляем мы! Эта группа сумела сохранить свой язык и положила начало народу мадъяр. Оставшаяся вторая часть «Бажгард» превращается в «Башгард» - «Башкарт» - «Башкорт». Это племя со временем отюркилось и составило ядро нынешних башкир. Гордеев: « Этноним «башкорт» необходимо восстановить как «башкаир». Наблюдения Габаши интересны, но видоизменения в обратном порядке ближе к истине башкорт — башгыр, башуйгыр — уйгыр , потому что, согласно истории, древние уйгуры — это и не современные уйгуры, и не угры так как они древние усярганцы. Определение времени формирования башкир как народа в истории самих башкир всё ещё остаётся, как не развязанный Гордиев узел, не распутанным клубком, и каждый старается распутать его с высоты своего минарета. В последнее время в изучении этой проблемы наблюдается стремление поглубже проникнуть в прослойки истории. Отметим некоторые мысли касательно этого таинства. Руденко, этнограф, автор монографии «Башкиры». С этнической стороны «древних башкир, относительно сев. Башкирии, можно связать с Геродотовыми массагетами и, относительно вост. Следовательно, о башкирских племенах истории было известно уже со времен жизнедеятельности Геродота в XV в. Кузеев , этнограф. Видимо, Р. Кузеев в вопросе происхождения башкир сам руководствуется этой точкой зрения. Согласно его основной идее, племена Бурзын, Тунгаур, Усярган составляют основу формирования башкирского народа. Он утверждает, что в процессе сложного самообразования башкирского народа участвовали многочисленные родо-племенные группы булгарского, угро-финского, кыпчакского объединений. По утверждению Р. Как видим, хотя ученый открыто и обозначает, что основу башкирского народа, его хребет составляют древнейшие сильные племена Бурзын, Тунгаур, Усярган, всё же по ходу своих рассуждений он почему-то уклоняется от них. Ученый как-то упускает из виду, обходит стороной упирающуюся в глаза действительность того, что вышеупомянутые племена существовали ещё до н. Здесь особенно важно, что племена Бурзян, Тунгаур, Усярган до сих пор составляют ядро, центр нации, более того, во всех памятниках IX-X вв. Известный ученый, видимо, забывает, что все основные языки нашего континента тюркский, славянский, угро-финский в древние времена были единым праязыком, развивались из одного ствола и одного корня и далее образовали различные языки. Другое мнение ученого прямо противоположено к этим его утверждениям. На странице 200 его книги «Башкирские шежере» речь и идет о том, что Муйтан-бей, сын Токсобы, считатеся прадедом не всех башкир, а башкирского рода Усярган. Упоминание в шежере о Муйтане прадеде башкир представляет интерес в отношении древних этнических связей усярганских башкир. Башкирский род Усярган, по Кузееву, во второй половине первого тысячелетия был этнически связан с самой древней прослойкой племени Муйтан в составе каракалпакского народа. Следовательно, мы ухватились за глубокие корни башкир под названием Усярган, получили возможность проследить его продолжение до конца. Интересно, на какую глубину нас потянет плодородная почва, породившая Усярган? Бессомненно, этот таинственный слой простирается от прародины прародов от Урала до Памира. Путь к нему, возможно, прокладывется через башкирские племя Усярган и каракалпаское Муйтан. Согласно утверждениям известного каракалпакского ученого Л. Толстого, возможно, уже в начале нашей эры исторические предки муйтанов, составляющие основную часть современного каракалпакского народа, войдя в конфедерацию с племенами массагетов, жили на Арале. Этногенетические связи муйтанов, продолжает ученый, с одной стороны, приводят в Иран, Закавказье и Ближнюю Азию, с другой стороны, -- на северо-запад к берегам Волги, Черного моря и Сев. Далее, как пишет Толстой, каракалпакский род Муйтан — одно из самых древнейших родов каракалпакского народа, своими корнями углубляется в далекие века, выходит за рамки области изучения этнографической науки. Проблема самых древних корней этого рода является очень сложной и спорной. В связи с этим для нас прояснились две вещи: во-первых, древнейшие корни муйтанского рода будем считать, что усяргансого ведут нас в Иран следует учесть широко распространенные в гидротопонимике башкирского языка иранских элементов , в Закавказье и в страны Ближней Азии, к Черному морю на Сев. Кавказе имеется ввиду родственные тюркские народы, живущие в этих краях и к берегам Волги следовательно, к Уралу. Словом, целиком и полностью к нашим древним предкам — в мир сак-скиф-массагетов! Если исследовать более углубленно с точки зрения языка , то интуитивная нить Иранской линии этой ветви протягивается аж до Индии. Теперь перед нами вырисовывается основной корень одного удивительно громадного «Древа» -- «Тирэк»: её растопыренные в разные стороны сильные ветви с юга охватывают р. Ганг, с севера р. Идель, с запада Кавказское побережье Черного моря, с востока — песчаные Уйгурские степи. Если предположить, что это так, то где же находится ствол, соединяющий в себе в один центр эти растопыренные могучие ветви? Все источники в первую очередь ведут нас к Амударье, Сырдарье, а затем и к месту соединения корней и ствола — в земли между Уралом и Иделью… Во-вторых, как говорит Л. Тослой, проясняется то, что племена Усярган — Муйтан своими корнями восходят в глубины веков до сотворения мира , выходят за рамки этнографических исследований, проблема является очень сложной и спорной. Всё это подтверждает наши первые выводы, спорность и сложность проблемы только удвоили вдохновения в его исследованиях. Действительно ли, народ, обитающий на Орхоне, Енисее, Иртыше, согласно башкирским шежере и преданиям, были «башкорты»? Однако, если бы время происхождения башкир относилось к этому периоду, то отпала бы необходимость в трате слов и сил. Поэтому следует обратиться к ученым, съевшим не одну собаку в изучении этой проблемы: Н.

БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях.

На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье. Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Жмурки — также весьма употребительная игра между молодежью.

Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши — очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них — пузырь.

Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье. Слева — невеста в традиционном наряде.

Фото Г. Локке, 1870. Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности.

Любимая еда — "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" — нечто вроде сыра из творогу.

На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"— очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке. Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" — квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла — подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок.

В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином — "эреком", которое гонят даже и из картофеля. Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти. В XVII — XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте, но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер.

Молодые башкиры. Вернье, "Путешествие в Азию", 1851. О происхождении башкирского народа , за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно.

Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип. Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи. Некоторые же историки производят их от болгар.

Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами. Глядя на нынешних башкир, трудно представить себе, что еще так недавно они составляли сильный и воинственный народ ; через каких-нибудь сто лет нельзя и узнать этого буйного и отважного народа... Еще недавние сказания про силу и воинственный дух башкир кажутся теперь просто невероятными: так сильно изменилось это племя под влиянием русской культуры и новых условий жизни.

По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще. Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода, по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво.

Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами — далеко не верны. Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т.

Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья.

У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод.

В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Найдите 10 отличий!

Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями.

На ногах носят ичиги с калошами, а бедные — лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского.

Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками. Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары.

Фото Фишера, 1892. Башкирская семья Белебейского уезда. Дом башкира средней зажиточности.

Избы башкир-бедняков. Семья башкир. О народных способах лечения у башкир, опубликованная в альманахе "Деятель" за 1898 год автор — Н.

Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом.

У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей.

Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое.

До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов.

Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала.

Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию.

По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам.

Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками. Однако здесь куда больше прослеживаются европейские черты, чем монголоидные. В чём между ними разница? Если говорить о внешности, то среднестатистический татарин будет похож на русского, а среднестатистический башкир — на казаха.

Следует отметить, что современные представители обоих народов сильно отличаются от своих предков и современных общественнолитических условий в России существенно изменили культуру и стиль жизни народов Волго-Уральского региона. Языковые особенности: как отличаются башкирский и татарский языки Башкирский язык Башкирский язык относится к тюркской языковой семье и используется башкирским народом, проживающим на территории Башкортостана. В языке присутствует много заимствований из русского языка, однако сохранены и древние тюркские наречия. Основным письменным языком является кириллица. Большинство башкир знают русский язык, однако хранят свою языковую культуру, использование языка считается важным элементом национального самосознания. Татарский язык Татарский язык также относится к тюркской языковой семье и используется татарами, проживающими в Республике Татарстан и других регионах России. В отличие от башкирского языка, в татарском имеется больше заимствований из арабского и персидского языков, что связано с историческими реалиями. Татарский язык является одним из официальных государственных языков Республики Татарстан. Национальные культуры Башкиры и татары имеют свои уникальные культуры, которые отличаются друг от друга. Культура башкиров, как и у татар, имеет длинную историю и уникальные традиции. Однако, она имеет некоторые особенности, которые делают ее уникальной. Башкиры имеют свой язык, который имеет уникальные звуки и грамматику. Кроме того, башкиры известны своим ярким и колоритным национальным костюмом, который украшен национальной вышивкой и узорами. В национальной культуре башкиров большое место занимают кони и охота. Они являются частью национального наследия башкиров и использовались для охоты и военных действий. Также в культуре башкиров особое внимание уделяется гостеприимству и традиционной еде.

В ходе истории татары и башкиры подвергались различным воздействиям и влияниям от соседних народов и государств, что также оказало влияние на их культуру и обычаи. Таким образом, татары и башкиры представляют различные этнические группы с уникальными традициями и историческими особенностями. Их схожесть связана с общим тюркским происхождением и вековым сосуществованием. Кухня и национальные блюда Башкирская кухня имеет свои особенности и отличается от татарской. Башкиры предпочитают использовать меньше специй, но больше свежих овощей и зелени. Башкирская кухня известна своими молочными продуктами, такими как кумыс и масло сырное, а также пирогами и блинами. Башкиры также они любят готовить мясные блюда, такие как буженина и шашлык. Общие черты татарской и башкирской кухни включают использование круп гречка, пшено, ячмень и множества молочных продуктов сметана, творог, сыр. Оба народа также предпочитают готовить пикантные и ароматные блюда, используя разные виды мяса и рыбы. Кухни татаров и башкиров — это очень важная часть их культуры, и они продолжают передавать секреты своих традиционных блюд из поколения в поколение. Оцените статью.

Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов

Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день.
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким.

Разница между башкирами и татарами

  • Исторический контекст
  • Чем отличается татарин от башкира? Основные различия и особенности
  • БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
  • Как записывали национальность при переписи по паспортным данным?
  • Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе

Чем башкиры отличаются от татар?

Касимовские татары тат. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе.

Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Наиболее древняя татарская письменность — руническая. В 1939—1940 гг. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией. Она применялась в ювелирном деле, в оформлении рукописей и книг, а также шамаилов — изречений из Корана, развешиваемых на стенах жилища. Верующие татары — это в основном мусульмане-сунниты, за исключением двух субэтнических групп: кряшен крещенных татар и нагайбаков ногайских татар , крещенных в XVI—XVIII вв.

По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарамимишарями. В начале ХХ в. Многие характерные черты традиционного быта кряшен сегодня уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Нагайбаки — потомки различных тюркских и монгольских племен, обращенных в XVI в. Ранее они жили по реке Ик, на границе современных Татарстана и Башкортостана. В начале XIX в.

Предложение создать язык на основе трех диалектов, как это предлагала часть ученных, было рассмотрено, но разумно отклонено, так как северо-западный диалект башкирского языка, территориально используемый в зоне пограничья, был подвержен влиянию татарского языка. Новый литературный язык был введен в 1923 году и стал языком официальной, деловой и культурной жизни республики. Однако в дальнейшем в результате неправильной языковой политики произошло искусственное отделение северо-западных башкир. Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению этих районов принадлежность северо-западного диалекта к башкирскому языку, привели к тому, что северо-западные башкиры, видя, как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским, сохраняя при этом башкирскую идентичность. В результате этого появилось несколько поколений с деформированным этническим сознанием, когда человек, осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке.

Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос. Большинство татарских ученых-лингвистов не признает наличие северо-западного диалекта в башкирском языке, определяя «место говоров тюркского населения Западной Башкирии в системе татарских диалектов». Не углубляясь в этот сложный и политизированный вопрос, отметим, однако, важный момент: как в таком случае объяснить наличие в этих районах групп людей, достаточно четко идентифицирующих себя с башкирским этносом при всех переписях, начиная с 1920 года? Основной упор в этой дискуссии делается на то, что существовавшая при царизме сословная система поощряла нерусское население записываться башкирами. Отсюда утверждение, что при обозначении «башкирами» татар Уральского региона этот этноним применялся как сословный термин.

Но революция 1917 года, ликвидировавшая сословные привилегии, должна была в таком случае привести к полной самоидентификации населения северо-западного региона с татарским этносом. Почему же этого не произошло? При этом в основном это были так называемые «новобашкиры» — мишари и тептяри. Лев Гумилёв Конечно, нельзя отрицать влияние этого фактора, но при этнической самоидентификации сословный термин не мог стать доминирующим, поскольку решающими факторами при этом становятся укорененные в подсознании архетипы коллективного бессознательного и историческая память, защитным полем для которых является традиция. Как убедительно доказал выдающийся этнолог и историк Л.

Гумилев даже субэтнические группы, при всей самобытности и несхожести, все равно входят в систему основного этноса. А в нашем случае речь идет не о субэтнической группе, а о части этноса, то есть северо-западных башкирах, исторически проживавших на данной территории. Лев Гумилев также выяснил, что единство языка не является фактором, приводящим к этническому единству, так как существует «много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке». По его мнению, лишь в отдельных случаях язык может служить индикатором этнической общности, но все же он не является ее причиной.

При этом, как часто бывает с кочевниками, этногенез башкирских племен неоднороден. Некоторые племена обладают тюркским происхождением, другие — финно-угорским, третьи — индоиранским. Среди представителей могут встречаться индивидуумы как с европейской внешностью, так и ярко выраженные монголоиды.

Хотя при этом современнный башкирский этнос — тюркоязычный. Всего в мире насчитываются 1,7 млн башкир. Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством.

Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром.

Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ.

Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр.

Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги.

Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям.

Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки. Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою.

Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму.

Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням.

В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро. Фото неизв. Нижегородские татары.

Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары.

В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами. Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы. Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков.

Фото Круковского, 1897. Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши - это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.

Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность. Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия.

Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною, что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» - сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды. Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей.

К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни. Главный промысел чувашей - земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, - и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях.

Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч. Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, - тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство.

Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ. Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин.

Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там. Женятся чуваши очень рано, т. Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу.

В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье. Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Жмурки - также весьма употребительная игра между молодежью.

Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши - очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них - пузырь. Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье. Слева - невеста в традиционном наряде.

Фото Г. Локке, 1870. Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда - "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" - нечто вроде сыра из творогу.

На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"- очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке. Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" - квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла - подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином - "эреком", которое гонят даже и из картофеля. Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти. В XVII - XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте , но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер.

Молодые башкиры. Вернье, "Путешествие в Азию", 1851. О происхождении башкирского народа , за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно. Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип. Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи. Некоторые же историки производят их от болгар.

Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами. Глядя на нынешних башкир, трудно представить себе, что еще так недавно они составляли сильный и воинственный народ; через каких-нибудь сто лет нельзя и узнать этого буйного и отважного народа... Еще недавние сказания про силу и воинственный дух башкир кажутся теперь просто невероятными: так сильно изменилось это племя под влиянием русской культуры и новых условий жизни. По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще. Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода , по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво.

Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами - далеко не верны. Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья.

У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Найдите 10 отличий!

Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные - лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского.

Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками. Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары. Фото Фишера, 1892. Башкирская семья Белебейского уезда. Дом башкира средней зажиточности.

Избы башкир-бедняков. Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте.

Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары».

Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар.

Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан.

Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях. Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий