Новости сжигать масленицу традиция

Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы. Можно посмотреть на сжигание чучела на Масленицу, но стоит объяснить детям, что это "дурацкая игра", поскольку является наследием языческих времен и отводит от христианства, рассказал РИА Новости председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

За многовековое существование Масленица приобрела многие традиции и обычаи. Сжигание чучела на Масленицу — зачем проводят этот обряд Масленичное чучело понемногу готовят еще с понедельника, чтобы к воскресенью оно стало как можно более совершеннее. Что сжигают на Масленицу в других странах – традиции, обычаи. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд.

Масленица на Руси: история и традиции

В Книге Правил, одном из главных ориентиров для каждого христианина, существует немало пассажей, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Очевидно, речь идёт о цыганах, гадалках, ясновидцах, астрологах, экстрасенсах, магах и пр. Религиозный компромисс между христианством и язычеством невозможен в принципе, уверен иеродиакон. Церковь благословляет все благие порывы в жизни и быте людей, пытаясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящаются плоды нового урожая, жилища людей и т.

Но в самом учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц, скота, нет в Церкви и такого «церковного» праздника, как Масленица», - сообщает отец Иоанн. Отмечать или не отмечать Масленицу каждый должен решить для себя. Особенно прискорбно, что некоторые люди используют её как повод для загула, и у них зачастую масленичная неделя сопровождается обильным потреблением алкоголя.

Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать.

С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. В этот день пpосят дpуг у дpуга пpощения, пpощаются все обиды и оскоpбления. Встpетить весну необходимо было с чистой совестью и телом, по окончании Масленицы все шли в баню. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны — М.

Похороны М. У западных и южных славян М. У чехов и словаков масопуст завершался обрядом «выноса смерти» — символа зимы: соломенное чучело, называемое смертью, мореной или марженой имя восходит к древнеславянской богине смерти Маре, Марене , одетое в лохмотья или в праздничный костюм, выносили из селения, бросали в воду или разрывали на части; солому разбрасывали по полям, что должно было обеспечить их плодородие.

Хагги Вагги — персонаж видеоигры Poppy Playtime в жанре хоррор. После выхода игры игрушки в виде главного персонажа стали популярны среди детей. Однако позднее выяснилось, что такие игрушки небезопасны для ребенка из-за содержащихся в них токсичных веществ. В частности, сообщалось, что Роскачество обнаружило в изделиях превышение по содержанию фенола более чем в четыре раза.

Если же одежда или украшения чучела содержат синтетические элементы, при горении выделяется едкий дым, вредный для человека и природы. Опасна и одежда, которая, которая зачастую сшита из синтетических тканей - синтетика при горении может образовывать капли, которые разлетаются в стороны. Ну и, наконец, еще одна проблема современных чучел — набивка тела не соломой, а поролоном или искусственным пухом, оба материала при горении выделяют высокотоксичные вещества. Если вы решили сжечь чучело на Масленицу — внимательно присмотритесь к деталям, изучите, из чего оно сделано. Лучшим решением будет собрать чучело самостоятельно из подручных материалов, следуя традициям наших предков. Сжигать или не сжигать? Вопрос экологической безопасности и рациональности обряда сжигания Масленицы последние годы вызывает всё больше споров. Можно ли актуализировать традицию, сохранив при этом ее смысл? Определенно, да! Во многих регионах постепенно начинают отказываться от классических чучел, так и от непосредственно сжигания. Например, в Челябинской области чучело изготовили из вторсырья - пакетов из-под молока, которое использовалось для приготовления блинов. Аналогичным образом «собирали» Масленицу и в Москве.

Читайте также

  • Когда жгут чучело на Масленицу в 2024 году. Сжигание чучела на Масленицу 2024 года
  • Сайты Хабаровска
  • Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле
  • Проводы зимы 17 марта: приметы и запреты последнего дня Масленичной недели

Когда Масленицу празднуют в 2024 году

  • И чучело сжигать нельзя... Праславянская Масленица. | Пикабу
  • Сжечь Вавилон и покататься на танке: как в России встречают Масленицу
  • Сжигание чучела на Масленицу - языческий обычай
  • Сжигание чучела: зачем это делают
  • Традиции и обычаи Масленицы
  • Зачем на Масленицу сжигают чучело?

Жертвоприношения

  • Поговорим о масленице /
  • Откуда пошло название «Масленица»
  • Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
  • История праздника

Что сжигали на Масленицу

Что же случается с нами, когда мы под предлогом «возрождения национальных традиций» водружаем куклу на костер и попираем традиции педагогической культуры? И проиграет ли празднование Масленицы, если исключить из него обряд сжигания антропоморфной фигуры? Возрождение традиций — дело непростое, оставляющее некоторый простор для творчества. Невозможно построить на месте взорванного когда-то храма новый и делать вид, что это — «тот самый храм».

Он похож на прежний по форме и воздвигнут с намерением исправить прошлое. Но взрыв-то не отменить. И есть существенная разница между храмом Христа Спасителя, воздвигнутым на народные пожертвования в честь победы в войне 1812 года, храмом, стены которого были исписаны именами павших на полях сражений, и нынешним новоделом.

Это уже другое здание, другое символизирующее, другие функции выполняющее. Масленица, которую мы справляем сегодня, напоминает обряд, праздновавшийся в старину, но не тождественна ему и по смыслу, и по содержанию. Для людей прошлого это было культовое действо, священный обряд заклинания Солнца.

Жертва огню тогда была не эстетическим и не развлекательным дей-ствием, и обойтись без нее было нельзя. Это, по представлениям наших предков, ослабило бы силу воздействия на высшие силы. Возможно, вообще разрушило бы с ними связь и повлекло бы за собой беду — засуху, неурожай, мор.

Сегодня в дни народных гуляний самолеты разгоняют над Москвой облака, а при необходимости опыляют поля и заливают лесные пожары. Конечно, наша независимость от настроения природы весьма условна. Но уж масленичные костры мы точно жжем не с целью когото заклинать — исключительно для развлечения.

И мы вполне, с легким сердцем, могли бы отказаться от действия, сильно попахивающего варварством и к тому же травмирующего детей. В некоторых детских садах это давно поняли и по крайней мере куклу стараются делать не красивую, а страшную или хотя бы без лица. Но это слабое утешение: смотреть на горящую фигуру все равно неприятно.

Как неприятно смотреть на подростков, разбивающих снежками фигурки снеговиков. Нужно как-то проводить зиму? Отправить ее «куда подальше»?

В одной московской школе придумали выход: сложили Масленицу из воздушных шаров, наполненных газом, и в урочный момент отпустили в небо. Вот тут дети от души кричали «Ура! Правда, эта прекрасная идея пришла в голову устроителям праздника не из гуманистических соображений, а по причине необходимости соблюдать правила пожарной безопасности: на территории школьного двора не позволялось жечь костры.

Но если все-таки хочется что-нибудь сжечь дети ведь любят огонь, любят смотреть, как он горит , почему бы не кинуть в огонь что-нибудь такое, что «достойно» подобной участи? Накопившийся за зиму бумажный мусор, нарисованные детьми страхи, записки с перечислением плохих дел? Можно ведь наполнить сжигание новым смыслом, соединив следование народной традиции с решением педагогических задач.

По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его. Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня? Ru обратился к священнослужителям.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.

Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным.

Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник?

Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев.

Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением. По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье. Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян.

Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной. И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины?

В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин.

Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом.

Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса. Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями. Таким образом люди гнали неприятности из жизни. Еще в пламя кидали записочки с невзгодами, веря, что все проблемы человека сгорят вместе с бумагой. Пепел от Мары развеивали по полям — считалось, что это поможет задобрить богов и они подарят плодородный год.

В стародавние времена, например, скидывались всей деревней, чтобы купить одежду для символа праздника. Проделывали это не только в целях экономии, но чтобы кукла символизировала чаяния и тревоги всех жителей поселка. Современные чучела выглядят в разы проще: их тела украшают ленточками, венками и ярким сарафаном.

Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело

Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело Фото: традиционное чучело Масленицы/ В традиции восточных славян подобное действо отражено в обрядах сжигания Масленицы, «похорон Костромы» и сжигания Купалы. В этой статье вы узнаете, когда празднуют масленицу, какие существуют традиции и обычаи, а также мы поделимся классным рецептом блинного торта. Чучело на Масленицу сжигают в последний день недели — в прощёное воскресенье. Вместе с тем в масленичном огне сжигали «старых дев», тех, кто не смог выйти замуж до Масленицы. В кострах на масленицу иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко.

Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить

Масленица 2021: традиции и обряды празднования. В 2021 году праздновать Масленицу начнут в понедельник 8 марта, а закончат в воскресенье 14 марта. Традиция праздновать Масленицу пришла к нам еще с языческих временФото: Елена Латыпова / Традиции и обычаи Масленицы. В Масленичную неделю на Руси устраивали народные гуляния и большие застолья, женщины гадали, проводили обряды и делали привороты. По традиции Масленичная неделя начинается за неделю до Великого Поста и за 56 дней до Пасхи. Вообще, масленичные традиции посвящены чествованию молодожёнов, которые женились во втором полугодии предыдущего года.

Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев

Для чего сжигают чучело на Масленицу – что это значит? Интересные масленичные традиции в разных регионах страны. Хотя существовали общероссийские традиции, в каждом регионе было принято отмечать Масленицу по-своему. В последний день Масленицы принято сжигать чучело, а пепел от костра развеять над полями. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие.

Что сжигали на Масленицу

Отмечали праздник широко и весело, сначала с семьей, затем — на главной площади поселения, куда сходились все жители. В честь Солнца хозяйки пекли блины, которые по форме напоминали небесное светило, ведь оно дарило тепло и помогало вырастить урожай. Первый и последний блин не съедали, а отдавали нищим и птицам, чтобы благополучие и счастье в доме было. Готовили на стол и другие блюда. Вообще он должен был быть как можно богаче, тогда, по поверью, семья год будет жить в достатке. А вот посуду с трещинами и сколами, которые символизировали возможные неприятности, ставить запрещалось. Всю масленичную неделю люди ходили в гости, угощали друг друга и дарили подарки. В понедельник невестка отправлялась в дом родителей. Во вторник звали на блины родных, устраивали смотрины или сватовство.

В среду теща кормила блинами мужа дочери. В четверг было принято кататься со снежных горок, устраивать кулачные бои и скачки на лошадях. В пятницу ответный визит теще наносил зять. В субботу у невестки собирались золовки. В воскресенье все поминали умерших родственников и просили друг у друга прощения, за что день стали называть Прощеным воскресеньем.

Цель последних - захват крепости и Масленицу. На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками. Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины.

Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин.

В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое.

Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда.

В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи.

После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется?

Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя.

Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно.

Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее.

Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад.

Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты. Когда начали отмечать масленицу?

Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут.

Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М.

Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.

Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями.

Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду.

Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела.

Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.

Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства».

Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.

В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней».

Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.

Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?

Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.

А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить.

Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.

Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств».

Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.

Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой.

Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования

История традиций и обычаев Масленицы Фото: Сгенерировано Midjourney/рия традиций и обычаев Масленицы. Что сжигают на Масленицу в других странах – традиции, обычаи. Кого на самом деле сжигают на Масленицу. Масленичные традиции. На Руси сжигали масленичное чучело не для встречи весны, а для плодородия почвы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий