Самолёт-невидимка — это самолёт, который не видим для радаров, сонаров, инфракрасных лучей и других средств обнаружения.
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок
Россия давно конкурирует с Америкой за приоритет в создании истребителя 21 века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.
То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Но в таком составе, с таким мощным программно-алгоритмическим комплексом, подобных средств в мире нет». Тут можно вспомнить, что России удалось-таки создать сплошное радиолокационное поле вокруг всех своих границ, в том числе и в Арктике с её необозримыми тысячами километров.
Под контролем оказались все прилегающие территории и морские акватории, когда фиксируется взлет каждого самолета, а система способна определить боевой ли он или обычный пассажирский рейс. РЛС «Контейнер» не единственная российская станция радиолокационного обнаружения потенциальных угроз с воздуха, за ней числится дальняя зона и она «слепа» на дальности в 900 километров. Для этого существуют другие, например, «Небо-М» «Небо-У», «Небо-СВУ» , которые сканируют небесное пространство на более ближнем, около 400 километров, расстоянии. Есть и другие РЛС, которые способные гарантировано обнаружить как крылатые и баллистические ракеты, так и самолеты представляющие угрозу. Среди ожидаемых — РЛС «Воронеж-М», которая будет развернута в Крыму в ближайшее время сроки от 2020 до 2023 года , её потенциал — весь Ближний Восток, Средиземное море вплоть до Гибралтара.
Российские разработки в области радиолокационных систем, которые обладают возможностью обнаруживать самолеты-невидимки, «обнулили» всю стратегию США по возможности проникать незамеченными на любую территорию. И F-35 становится обычной воздушной целью, которая находится в прицеле и будет гарантировано сбита.
В том числе ракет - они могут располагаться только внутри.
Ввиду того, что на борту самолета еще находятся электроника, двигатели, топливо, боевая нагрузка самолетов в режиме невидимости невозможна в больших количествах. Для того, чтобы они несли большее количество вооружения, его нужно крепить к наружным пилонам. Но вследствие появляются углы и дальность обнаружения самолета резко возрастает", - сказал Сивков.
F-117 против советской РЛС По мнению главного редактора журнала "Арсенал Отечества", члена экспертного совета при Военно-промышленной комиссии Виктора Мураховского, сравнивать российские, американские и китайские стелс-истребители - бессмысленно. Но о результатах испытаний таких самолетов широко не известно - нет внятных данных по их характеристикам для сравнения. Невидимки - это легенды", - сказал он.
В свою очередь, Литовкин также утверждает, что "по большому счету самолетов-невидимок не существует, потому что российские РЛС их видят, а технология, понижающая заметность самолетов, - не панацея". Есть РЛС, которые работают в таких диапазонах, которые позволяют видеть такие самолеты.
Как СССР упустил свой шанс wallpapercave. В 1962 году советский ученый Перт Уфимцев опубликовал книгу, в которой описал теорию новых конструктивных особенностей самолета, способных сделать его менее заметным. Власти СССР сочли теорию за вымысел и шутку. Тогда как в Пентагоне в 1970 взяли труд Уфимцева за основу первого в мире стелс-самолета. После многочисленных испытаний, корректировок и вычислений в 1978 был создан знаменитый «Ночной ястреб». В стране работа над стелс-самолетами началась в 80-ые в «МиГе» и «Сухом». В связи с непростым временем, а также с приходом 90-х, разработки затормозились. Основательно к ним приступили с приходом «нулевых».
Первым отечественным стелс-истребителем стал Су-57.
Lockheed Martin представила новую модель самолета класса «стелс»
Компания из США показала в своем ролике новый стелс-истребитель последнего поколения | В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумал «стелс» и его самолёты были невидимы для радаров. |
ВВС США «потеряли» новейший самолёт—«невидимку» | «Омикрон», который ученые обозначили как ВА.1, уже породил новую версии себя – «ВА.2». Или «стелс». Он словно самолет-невидимка. |
Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории | Чтобы понять режим "стелс" самолета, давайте начнем с изучения того, как работает радар, потому что именно от него самолет-стелс стремится спрятаться. |
ВВС США «потеряли» новейший самолёт—«невидимку»
В мае 2020 Владимир Тучков на страницах «Военно-промышленного курьера» утверждал, что основная претензия к самолету по части чрезмерной радиолокационной заметности абсолютно надуманна. У Су-57 он прямой, из-за чего через него отсвечивают для РЛС лопатки турбины. Однако это вполне продуманный компромисс. Благодаря такой конструкции удалось разместить во внутренних отсеках до 12 ракет как для воздушного боя, так и для ударов по земле», — указывал автор. При этом он отмечал, что у F-35 всего лишь четыре узла подвески во внутреннем отсеке и что стелс-покрытие не обладает достаточной прочностью, из-за чего модификациям F-35 В и F-35С было запрещено летать на сверхзвуковой скорости больше 80 секунд. Однако, у российского «стелса» нет современного двигателя.
В то время как ожидалось, что на машину будет ставиться новый двигатель Saturn «Изделие 30» с устройством для векторизации тяги, сообщалось, что прототипы оснащены производным от двигателя «Сатурн» АЛ-41Ф1С, получившим название AL-41F1. Этот двигатель также представленн в Су-35С четвертого поколения. Однако не только двигатель стал проблемой для Су-57. Как отмечал оборонный эксперт «Джеймстаун Фаундейшн» Роджер Макдермот, китайские эксперты в докладе, который был посвящён вопросам стелс-технологий, сделали вывод, что Су-57 следует классифицировать как истребитель четвертого поколения. В конце концов, машиной пятого поколения истребитель-бомбардировщик делает не только его «невидимость», но и продвинутый набор сенсоров.
Как утверждают западные эксперты, на сегодня подобным сочетанием из серийных машин могут похвастать только F-35 и F-22. По их мнению, помимо двигателя и не обеспечивающего должный эффект «стелс» корпуса, Су-57 имеет и проблемы с электроникой. Российские же власти утверждают, что истребитель способен на полное 360-градусное радиолокационное покрытие подобно «летающему суперкомпьютеру» F-35 Joint Strike Fighter. По их мнению, несмотря на усилия России по продаже самолета, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 будет доступен для продажи зарубежным клиентам до конца 2020-х годов. Что реально может Су-57?
Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью. Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом.
По его словам, такие цели успешно обнаруживаются, берутся на сопровождение и уничтожаются. Если все действительно так, то зачем вообще нужен какой-то там дорогущий стелс-самолет.
Или быть может генерал ВКС на должности начальника противовоздушной обороны лгал? Попробуем разобраться. Делая подобное заявление, Виктор Васильевич не лгал. Самолеты, созданные с применением технологии «стелс», действительно видны на радарах. Однако, как талантливый начальник и грамотный пропагандист, генерал хотя и не соврал, но все же не сказал всей правды, тактично умолчав о некоторых важных деталях.
Забегая вперед: прок от технологии «невидимости» что в авиации, что на военно-морском флоте есть, причем немалый. В чем же суть? Начать стоит с главного: никакой супертехнологии «стелс» как таковой не существует.
Этот двигатель также представленн в Су-35С четвертого поколения.
Однако не только двигатель стал проблемой для Су-57. Как отмечал оборонный эксперт «Джеймстаун Фаундейшн» Роджер Макдермот, китайские эксперты в докладе, который был посвящён вопросам стелс-технологий, сделали вывод, что Су-57 следует классифицировать как истребитель четвертого поколения. В конце концов, машиной пятого поколения истребитель-бомбардировщик делает не только его «невидимость», но и продвинутый набор сенсоров. Как утверждают западные эксперты, на сегодня подобным сочетанием из серийных машин могут похвастать только F-35 и F-22.
По их мнению, помимо двигателя и не обеспечивающего должный эффект «стелс» корпуса, Су-57 имеет и проблемы с электроникой. Российские же власти утверждают, что истребитель способен на полное 360-градусное радиолокационное покрытие подобно «летающему суперкомпьютеру» F-35 Joint Strike Fighter. По их мнению, несмотря на усилия России по продаже самолета, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 будет доступен для продажи зарубежным клиентам до конца 2020-х годов. Что реально может Су-57?
Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью. Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом. По мнению редактора Aviation Week авиационного эксперта Стива Тримбла, российская степень эффективности «стелс» не так высока, как американская, но «российские конструкторы не стремились выиграть битву за невидимость, но просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с возможностями бомбардировки… и в этом отношении они, похоже, добиваются успеха».
Российские чиновники неоднократно проводили параллели между его способностью передавать данные с сенсоров у Су-57 и революционной степенью ситуационной осведомленности F-35. Хотя, как считают на Западе, полный набор сенсоров Су-57 далек от финальной версии, отраслевые издания указывают на использование архитектуры открытой системы и распределенных вычислений в качестве свидетельства того, что системы на борту Су-57 не только передовые, но и модернизируемые. Радары Су-57, носовая радиолокационная система X-Band N036 «Белка» AESA и инфракрасный датчик поиска и слежения 101KS «Атолл» дают истребителю большое поле зрения и все, что ему может понадобиться для идентификации даже скрытых противников на горизонте. Су-57, возможно, не является самым скрытным или самым технологически продвинутым истребителем пятого поколения на рынке, но он по-прежнему является продуктом долгой и легендарной истории России по разработке высокоэффективных боевых планеров.
Как отмечают западные эксперты, система 3D-векторизации тяги действительно дает Су-57 огромную степень маневренности. Управление вектором тяги позволяет пилоту ориентировать двигатели истребителя независимо от фюзеляжа, делая возможными чрезвычайно резкие повороты или даже полет вперед при указывании носа и системы оружия вниз на противостоящий самолет.
Пропавший истребитель F-35 отыскали в США. Обломки воздушного судна были обнаружены в поле в округе Уильямсбург в штате Южная Каролина, передает телеканал «360 градусов». Жителей попросили не приближаться к месту крушения. Вывозом обломков истребителя займутся морские пехотинцы.
Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117
Вот и получается, что технологии снижения ЭПР не делают самолет совсем невидимым для радаров. Но зато радикально снижают радиус обнаружения боевой машины как при помощи длинных, так и коротких радиоволн. Так что Виктор Васильевич не врал. Он забыл сказать о том, что самолет-стелс может быть обнаружен только тогда, когда делать против него хоть что-нибудь станет уже поздно. Само собой, не нужно думать, что современные ПВО абсолютно беспомощны. Технологии «Стелс» — это отнюдь не панацея и даже не туз в рукаве. Это серьезный инструмент, но не более того. С другой стороны, хотя абсолютной невидимости для радаров такая технология и не дает, она серьезно повышает шансы борта на выживание.
Поэтому средства понижения заметности, в том числе «гашения» ЭПР сегодня используются абсолютно во всех самолетах-истребителях и львиной доле военных кораблей. Российские машины здесь не являются исключением.
История самолета-невидимки F-117 Источник: Дмитрий Татаринов Идея скрыть себя, свое оружие и технику от глаз противника будоражила умы военных еще с незапамятных времен. Всевозможные хитрости и средства маскировки прошли долгий путь эволюции. Параллельно развивались и средства обнаружения. Так, еще со времен Второй мировой войны главным врагом воздушных средств нападения постепенно становились не глаза и уши, а радиолокаторы. Они позволяли увидеть самолеты противника в любое время суток на значительном удалении. История создания В конце 1970-х годов в США авиаконструкторам была поставлена необычная и очень амбициозная задача — сделать полноценный боевой самолет, максимально скрытный в инфракрасном, визуальном, акустическом и что самое главное радиолокационном диапазоне.
Тактический штурмовик предполагалось использовать для нанесения бомбовых ударов по наиболее важным и защищенным целям противника, оставаясь при этом невидимым для его радаров. Программа по созданию самолета-невидимки, или «стелс», была беспрецедентно секретной. Головным разработчиком стала компания Lockheed. Стремление к максимальному снижению всех видов демаскирующих факторов привело к появлению машины, очень мало напоминающей классический самолет. F-117А, а именно такой индекс получил новый штурмовик, скорей напоминал утюг, и при взгляде на него у пилотов возникали обоснованные сомнения в том, что «это» вообще сможет летать. На фонарь кабины было нанесено золотосодержащее многослойное покрытие, а воздухозаборники двигателей прикрыты специальными решетками. Были предприняты меры и по снижению тепловой заметности — выхлоп сопел направили вверх, в результате чего формировалась практически плоская струя выхлопа, быстро рассеивающаяся в воздухе. Фото: pxhere.
Для этого постарались по возможности убрать все бортовые радиоустройства либо использовать их только в пассивном режиме, исключая демаскирующие признаки. Путем всех мероприятий фронтальную эффективную поверхность рассеивания удалось снизить в сотни раз по сравнению с самолетами классической конструкции! Сразу надо оговориться, что абсолютно невидимый для вражеских радаров самолет создать невозможно. Смысл технологии «стелс» заключается в снижении заметности для наиболее распространенных РЛС сантиметрового и дециметрового диапазона. Платой за все «невидимые» достоинства новинки стало катастрофическое снижение летно-технических характеристик.
Ру представители Kvand, полезная нагрузка аппарата может варьироваться в зависимости от того, какой режим полета будет избран оператором.
В случае, если аппарат будет стартовать с разбега, то она может достигать нескольких десятков килограммов. Этот БПЛА будет взлетать, садиться и летать в полностью автономном режиме, однако в нештатной ситуации управление может взять на себя оператор.
РЛС "Прима" работает в метровом диапазоне волн. Она способна обнаруживать все летательные аппараты, в том числе исполненные с применением технологии Stealth. Пределы работы составляют по дальности — свыше 320 км и по углу места — до 45 град. Минимальная дальность обнаружения составляет 500 метров.
Разработчики применили ряд технологических решений, обеспечивающих работу станции в условиях помех, в зоне со сложным рельефом местности и в неблагоприятных метеоусловиях. РЛС обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение малоскоростных и малозаметных целей на фоне отражений от местных предметов.
Невидимка, я тебя вижу: F-35 «засветились» на российских РЛС
Гендиректор Northrop Grumman Кэти Уорден назвала самолет «самым мощным бомбардировщиком-невидимкой из когда-либо созданных». В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. Их "стелс" B-2 сбрасывал бомбы на Югославию, участвовал в Афганской и Иракской кампаниях. Один сбитый самолет не ознаменовал конец войны, но показал сербам, что противник не является непобедимым, как ни пытался он себя таковым представить. Стелс-технология не делает самолет невидимым для РЛС, она лишь затрудняет обнаружение, пишет американское издание The National Interest.
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок
Самолёт-невидимка F-117А был сбит с помощью советских специалистов | В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. |
Стелс: как это работает. Что внутри технологии стелс? | Несмотря на формальный вывод из эксплуатации самолетов-«невидимок» F-117 Night Hawk в 2008 году, они все же использовались для полетов как минимум до 2016-го. |
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок | B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. |
В России испытают новейший бомбардировщик-невидимку, который будет лучше американского аналога | Разработка технологии «стелс» и создание боевого самолёта-невидимки оказались очень затратным мероприятием. |
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»
шумиха и ничего особенного. В США военные ищут самолёт—«невидимку» F-35B, который потерпел крушение 17 сентября в Южной Каролине. Сейчас стелс-технологии воплощены в самолётах пятого поколения F-22 и F-35, в России — в Су-57 и перспективном ПАК ДА. Это увеличивает радиолокационную заметность F-22 примерно в 60 000 раз по сравнению с его штатными стелс-характеристиками.
«Ростех» представил новый стелс-материал для создания самолётов-невидимок
В Сети появились кадры самолета-камикадзе ВСУ со стокилограммовой бомбой. В компании Northrop Grumman, которая ведет разработку самолета, сообщили, что все еще считают возможным провести первый полет B-21 в этом году. Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра.
Стелс-технологии: можно ли сделать самолет невидимым
В России испытают новейший бомбардировщик-невидимку, который будет лучше американского аналога | Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс рассказал о том, что новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, созданный компанией, по ряду характеристик можно назвать самолётом шестого поколения. |
Второй "Стелс". Над Югославией в 1999 году был подбит второй самолет-невидимка | В США пропал новейший самолет-невидимка. В США идут поиски стелс-истребителя F-35B после аварии в Южной Каролине, в результате которой пилот был вынужден катапультироваться, сообщила в X (бывший РИА Новости, 18.09.2023. |
Второй "Стелс". Над Югославией в 1999 году был подбит второй самолет-невидимка | Самолёты-невидимкипротив ЗРК На разработку американского самолёта-невидимки F-35 потратили почти 60 миллиардов долларов. |
Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117
Технология «стелс» не означает, что самолет действительно невидим, просто для обычных радаров он обладает меньшей рефлектирующей способностью. В Соединенных Штатах презентовали новейший ядерный бомбардировщик-невидимку шестого поколения B-21 Raider. С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости. Однако полноценными "стелс"-самолетами станут тяжелый многоцелевой истребитель Су-57 (ранее известный под индексом Т-50) и. Это первый тяжёлый стелс-самолёт со схемой «летающее крыло», выпускающийся серийно. В США потерпел крушение новейший «стелс»-истребитель F-35B, в настоящее время ведутся его поиски.