Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан.
Сколько азербайджанцев живёт?
Иранские азербайджанцы | В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. |
Азербайджанцев живет в иране | Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. |
Ответы : есть-ли в Иране азербайджанцы? есть-ли в Азербайджане иранцы? | Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. |
Возглавит ли Иран азербайджанец? | Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. |
Иранские азербайджанцы | это... Что такое Иранские азербайджанцы? | Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. |
Азербайджанцев живет в иране
Телеканал «Сехер» и Организация радио и телевидения Ирана принесли свои извинения проживающим в Иране азербайджанцам. Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? В соседнем Иране азербайджанцев проживает в 3 раза больше, чем в самом Азербайджане (изображение взято из открытых источников). Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке.
Азербайджанцев живет в иране
Правда, находясь у власти, демократы также казнили около 500 сторонников шаха. Демократическая партия Азербайджана была объявлена вне закона. Её активистов уничтожали, сажали в тюрьмы. Несколько тысяч спаслись бегством, эмигрировав в СССР. С автономией иранского Азербайджана было покончено. В азербайджанском кризисе новый шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви показал себя решительным сторонником идеи своего отца — Реза-шаха отречённого от престола и передавшего бразды правления сыну в 1941 г. После Второй мировой войны постепенно в шахском Иране стала формироваться идеология, которую можно определить как «пехлевизм» - то есть персидский национализм, источником и вдохновителем которой объявлялась эпоха Великой персидской империи династии Ахеменидов VI — IV века до н.
И в этой идеологии мест для азербайджанского этноса не предусматривалось. Именно в период правления М. Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами.
В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи. Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима.
Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы.
Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер.
Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту.
Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг.
В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации.
Широкие штаны джютбалаг или узкие дарбалаг. Верхняя одежда была еще более разнообразна. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. В регионах Шеки и Гянджи его заменяла леббаде: плечевая одежда без ворота и с короткими расклешенными рукавами, богато украшенная вышивкой и тесьмой. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носом. Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола. Мужчины Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены. Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений.
Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид. Женщины Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников.
В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59]. Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса. Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие. Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г. Катиби «Азербайджан ва вехдет-е милли-йе Иран», в которой на основе различных определений в том числе международно-правовых нации, национальности, национального единства и их признаков, он стремился обосновать идею о национальном единстве Азербайджана и Ирана и в первую очередь на основе «единства национального идеала» и таким образом опровергнуть идею о самостоятельности азербайджанской нации [49]. Новое общенациональное движение политика правительства Моссадыка , развернувшееся в Иране в 1951—1953 годах, стимулировало рост интереса у иранской общественности к этническим группам страны. На страницах печати критике стала подвергаться проводимая правящими кругами политика персизации иноязычных народов и игнорирование их национальных прав. Так, публицист Бехьяр в своей статье «Наша нация и азербайджанская нация» обрушился с резкой критикой на высказывания профессора Моджтаба Минови англ. После исламской революции[ править править код ] Азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, вылившейся в Исламскую революцию , которая привела к свержению шахского режима [69]. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов, протестовавших против клеветнической статьи в государственной газете о аятолле Хомейни. На сороковой день гибели людей 18—19 февраля вспыхнуло восстание в Тебризе, в котором приняло участие около 100 тыс. На подавлении беспорядков, ставшим первым крупным массовым выступлением против шахского режима, правительство бросило армейские части, танковые подразделения и боевые вертолёты, что привело к человеческим жертвам [70]. Призывая к автономии или даже к независимости, азербайджанцы в месте с тем отражали мнения всего Иранского общества, требуя демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом Шахе. Вслед за революционными событиями в местах компактного проживания этнических меньшинств арабы , курды, белуджи были выдвинуты требования автономии; сложная обстановка сложилась в районах расселения туркмен и кашкайцев. В отличие от других провинций в Иранском Азербайджане национальный вопрос не стоял столь остро. В развернувшихся здесь выступлениях преобладали демократические требования, а сугубо национальные вопросы касались культурного, языкового характера, административных замещений. С начала революции в Иранском Азербайджана очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единой позиции. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований, которые в свою очередь станут плацдармом для распространения демократизации по всей стране [71]. Довольно много сторонников в Иранском Азербайджане имела Партия федеративной республики Иран, выступавшей за переустройство страны по типу индийских штатов. В апреле 1979 года в Тебризе возникло общество защиты прав и свобод народов Азербайджана. К числу её требований относились предоставление всех национальных прав азербайджанцам, объединение Западного и Восточного Азербайджана в единую административную единицу, создание автономной власти с правом решать местные финансовые и культурные вопросы [71]. Великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских кругов и шиитского имамитского духовенства с улемами джафаритского толка и поддерживавшими их кругами иранской буржуазии [72]. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер — великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари. Шариатмадари был выходцем из азербайджанской среды [73]. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, он считался главным религиозным авторитетом в Иране [74]. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей [75]. Вокруг фигуры Шариатмадари сплотились и местные леворадикальные группировки, включая Моджахеддин-е Халк [71]. После победы исламской революции отношения между Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих , лёгшую в основу государственной власти Ирана. Более того, он считал, что формулировка вопроса на референдуме «Поддерживаете ли вы Исламскую республику? Шариатмадари расходился со сторонниками Хомейни и в вопросе о подготовке проекта новой Конституции. Он настаивал на том, чтобы для разработки Конституции была созвана Конституционная ассамблея из представителей всех слоёв населения, но его предложение было отвергнуто. Обстановка в некоторых районах Иранского Азербайджана оказалась настолько острой, что здесь не были проведены ни референдум, ни выборы в меджлис [76]. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты. Последнего поддерживала группа «Пишгаман» «Разведчики» , образовавшаяся в Тебризском университете англ. Она состояла из студентов и рабочих, пытавшихся установить в Иранском Азербайджане местную автономию [77]. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл [75]. На массоовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов [72]. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту и убийству Хомейни. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. По утверждению английского журнала « Экономист » от 15 декабря 1979 года некоторые азербайджанцы заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной [78]. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи и Мир-Хосейн Мусави соответственно [79]. Сообщалось о митингах в Тебризе под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство» [79].
Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства. Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв. Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати. Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
Сколько азербайджанцев живет в Иране? Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек.
Зачем Алиев начал угрожать Ирану
Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные. Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев.
Россия в глобальной политике
Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
Каким вы видите будущее СНГ? Ни я, ни многие политики и аналитики какого-либо будущего у СНГ не видят. Свою миссию по относительно мирному размежеванию новых независимых государств и раздела отставшего от бывшего СССР наследства СНГ выполнило. Интеграционным проектом СНГ так и не стало, и сейчас с полной уверенностью можно сказать, что не станет.
В лучшем случае, СНГ какое-то время будет существовать как политико-консультативное объединение, в рамках которого государственные руководители постсоветских стран время от времени встречаются, проводят многосторонние и двусторонние переговоры. Не более того. Сможет ли Россия привести к власти в Грузии своего ставленника Георгадзе?
Так могут думать лишь люди, абсолютно не знакомые с современными реалиями Грузии. Здесь действительно наблюдается определенно разочарование и рост недовольства президентом Саакашвили. Однако это вовсе не трансформируется в приязнь к Георгадзе.
В Грузии выросло новое поколение, которое плохо знает русский и предпочитает изъясняться на английском языке. Люди в массе своей ориентированы на западные ценности и европейскую интеграцию. Так что человек, который является офицером КГБ и лоббируется Москвой, никогда не получит поддержки у грузинского народа.
Не те времена и для того, чтобы привезти своего ставленника на танке и силой усадить его в президентское кресло. Да и реальными возможностями для этого Кремль уже не располагает. Так что Георгадзе - это всего лишь политико-пропагандистская диверсия Москвы в войне нервов, которую неосмотрительно развязал или ввязался в нее не в меру говорливый и эмоциональный грузинский лидер, а также члены его молодой команды.
Как известно, ГУАМ начинает раздражать Москву - какие рычаги давления она может применить, в частности, в отношении Азербайджана? Президент Ильхам Алиев в ходе пресс-конференции по итогам Киевского саммита прямо указал, что в его понимании ГУАМ это не проект, направленный против кого-либо. Это был завуалированный ответ тем, кто стремится заострить антироссийскую направленность ГУАМ.
Полагаю, в Москве должны оценить и, судя по косвенным признакам, оценивают такую сдержанность азербайджанского лидера. Понять Ильхама Алиева не трудно. Достаточно взглянуть на карту и увидеть, что в отличие от Молдовы, Украины и Грузии, которые ближе расположены к Европе и имеют открытые коммуникации с ней, мы зажаты между Россией, Ираном и враждебной Арменией.
Быть осмотрительными нам предписывает сама география. С другой стороны, все меры давления, вплоть до транспортной блокады, масштабных поставок оружия армянам, пропагандистских атак, чуть ли не поддержки антиправительственных заговоров, были в недавнем прошлом по максимуму использованы Москвой против Азербайджана и результатов не дали. Уроки из кризиса в азербайджано-российских отношениях 90-х годов извлекли не только мы, но и Россия.
Поэтому полагаю, что Кремль вряд ли распространит на Азербайджан ту жесткую линию, которую он демонстрируется в отношении других участников ГУАМ... А это в среднем составляет 13,5 миллиона кубометров газа в день. В целом, в 2006 году Азербайджан планирует получить из России 4,5 миллиарда кубометров газа.
С 1 июня ежедневный импорт газа в летнем сезоне определен в объеме 10,4 миллиона кубометров. После похолодания, в декабре, данный объем намечено довести до 13,6 миллиона кубометров. Из них 66 790 т приходятся на долю Государственной нефтяной компании, а 332 571 т - на долю Азербайджанской международной операционной компании.
Карабах Накануне переговоров президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте 4-5 июня газета "Зеркало" писала: "Не надо быть Робертом Кочаряном , чтобы предположить, что рандеву в столице Румынии станет очередным "пустым событием". Сколько уж таких встреч было, а решение проблемы не приблизилось ни на йоту. Впрочем, как это ни странно, но в настоящий момент задержка в урегулировании конфликта играет на нас.
Если мы что-то и подпишем сегодня, то потом пересматривать подписанное не представится возможным. А геополитическая ситуация в мире меняется очень быстро, и Азербайджан медленно, но верно становится серьезным игроком в регионе... Американский сопредседатель МГ Стивен Манн сообщил радио "Свобода" о проведении президентами интенсивных обсуждений.
Манн отметил, что переговоры президентов прошли в очень конструктивной обстановке: "Я ничего не скажу о сущности обсуждений. Могу сказать только, что обсуждения коснулись всех аспектов конфликта". На вопрос об отличии нынешней встречи от переговоров в Рамбуйе в феврале 2006 года американский сопредседатель ответил: "Могу сказать только, что мы очень детально обсудили все вопросы.
Вчера вечером и сегодня президенты провели переговоры наедине и в присутствии сопредседателей. Мы находимся на этапе, на котором проводятся детальные, всесторонние обсуждения". А министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил радио "Свобода", что основное различие во мнениях связано с общими принципами: "Позиция Азербайджана остается неизменной".
Мамедъяров отметил, что в случае надобности министры встретятся вновь. Вопреки ожиданиям, президенты не подписали совместной декларации по итогам встречи. По его словам, стороны беседовали 2,5 часа.
Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков , выражая позицию России в переговорном процессе, отметил, что решение этого вопроса нельзя возлагать лишь на две стороны конфликта. Они должны достигнуть этого решения сами, но с помощью посредников, сказал он. Вместе с тем он добавил, что стороны сами в основном ответственны за достижение согласия.
Az, остается непонятным, почему в качестве места встречи было выбрано посольство Польши. Есть информация, что именно армянская сторона отказалась вести переговоры в здании президентского дворца Румынии.
В помещении он открыл огонь, в результате погиб охранник, еще двое сотрудников получили ранения. Иранские правоохранительные органы сообщили, что убийца действовал из личных, бытовых мотивов. В Баку произошедшее посчитали терактом. Есть большие сомнения в объективном расследовании нападения», — говорила азербайджанский депутат от правящей партии Севиндж Гусейнова. В результате посольство в Тегеране приостановило работу, а всех сотрудников и членов их семей эвакуировали на родину. Фото: соцсети В марте в Баку произошло покушение на депутата азербайджанского парламента Фазиля Мустафу, который известен критикой властей исламской республики. В правоохранительных органах заявили, что следы преступления ведут в Иран. После этого Азербайджан объявил персонами нон грата четверых иранских дипломатов.
Регулярными в Азербайджане также стали облавы на «иранскую агентуру» — несколько раз правоохранительные органы задерживали группы людей, которые якобы планировали вооруженные беспорядки и захват власти. Дополнительным фактором напряженности стали военные учения двух стран на приграничной территории — на разных берегах реки Аракс. При этом эксперты называли и более глубокие причины ухудшения ситуации. С одной стороны, Баку не устраивала позиция Ирана по так называемому Зангезурскому коридору — прямой дороге из Азербайджана в Нахичеванский эксклав и дальше в Турцию.
Азербайджанцы в Иране имеют свою уникальную культуру, язык и традиции. Сохранение своего этнического и культурного наследия является важным аспектом для азербайджанцев, проживающих в Иране.
Они активно участвуют в различных общественных и культурных мероприятиях, организуют фестивали, концерты и выставки, чтобы показать богатство своей культуры и истории. Несмотря на то, что азербайджанский язык является национальным языком Азербайджанской Республики, многие азербайджанцы в Иране говорят на пенджабском диалекте персидского языка. Однако они также сохраняют свой азербайджанский язык и используют его в семейной и коммунальной сферах. Азербайджанцы в Иране активно включены в различные сферы жизни — от политики и экономики до развития культуры и образования. Многие азербайджанцы занимают высокие должности, работают в государственных учреждениях и образовательных учреждениях. Они также вносят вклад в экономическое развитие Ирана, в том числе в сельское хозяйство и текстильную промышленность.
Иранское правительство признает значимость азербайджанской диаспоры и поддерживает ее развитие. Государственные программы и инвестиции направлены на поддержку культуры, образования и экономики азербайджанцев в Иране. Это помогает сохранить уникальность азербайджанского наследия и способствует процветанию этнического сообщества в стране. Таким образом, азербайджанцы в Иране играют важную роль в разных сферах жизни этой страны. Их богатая культура, язык и традиции делают их незаменимой частью иранского общества. Демографические данные Азербайджанцы в Иране проживают в основном в северных провинциях страны, таких как Ардебиль, Зангезур, Гилян, Мачехидузи, Тебриз и др.
Они составляют значительную часть населения этих регионов и имеют свои уникальные культурные и языковые особенности. Азербайджанский язык является одним из самых распространенных в Иране, и владение им считается важным фактором идентичности для азербайджанцев. Большинство из них также являются приверженцами шиитского ислама, который является официальной религией в Иране. В последние годы наблюдается тенденция роста азербайджанской диаспоры в Иране. Это обусловлено, в первую очередь, ростом населения и миграцией из регионов с азербайджанским населением. Кроме того, все больше азербайджанцев возвращаются в Иран после столкновений в других странах и желают создать лучшие условия для своей жизни и развития.
Читайте также: Локализация и особенности Бушера в Иране Экономические факторы также играют важную роль в росте азербайджанской диаспоры в Иране.
В то же время в США проживает, по неофициальным данным, 450 000 наших соотечественников, в Германии — 200 000, а на Украине — 280 000. Meksika 28.
Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список
Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана. Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.