Ребенок с синдромом отличника хорошо учится, но у него возникают определенные проблемы. «Синдром отличника» вообще благодатно развивается в век войн и индустриализации, когда родители переживали какие-то беды, поколенческие травмы и не могли дать детям достаточно эмоционального присутствия.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Синдром отличника или отличницы у взрослых: что это и как от него избавиться | Кроме того, самооценка ребенка с «синдромом отличника» сильно зависит от внешних факторов и должна подпитываться постоянной похвалой. |
Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника | Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. |
"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника? | Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребёнка синдром отличника и хотят остановить его развитие. |
Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться
В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых. Синдром отличника лишает способности рисковать. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым.
Его портрет
- К новому нужно привыкать
- Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
- Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
- Синдром отличника: от депрессии до тика - Мамочкам
Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»
Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу.
Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником.
Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке. Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.
Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.
Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении.
Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям.
Но вот Аполлон вырос и поступил в Московский университет на юридический факультет. И неведомым образом, в первую же сессию получил одни «пятерки». Все были счастливы: и родители, и сын. А потом так и повелось: что ни сессия — то на «отлично». Однако вскоре эта триумфальная эстафета стала напоминать болезненную навязчивость. Матушка Аполлона каждый день пилила сына, чтобы ребенок «не сбавлял темпа», сам Аполлон Александрович жутко переживал, что если «не удержит планку», то потеряет «статус» в глазах однокурсников и преподавателей. В итоге, как сам вспоминал наш герой, дело обернулось тем, что он плакал над учебниками, во всем себе отказывал не ходил гулять, не читал книг отвлеченного от учебы содержания, не участвовал в развеселой студенческой жизни , но окончил курс с лучшим дипломом.
А что в итоге? В итоге случилась беда: Аполлон Александрович после окончания учебы заболел тяжелой формой депрессии — «акедией»: депрессией от нервного и умственного перенапряжения. Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать. Григорьев начал употреблять спиртное вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели. Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно.
Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы.
Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы. Причины синдрома отличника Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы. Вот ключевые причины развития синдрома у школьника: Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет.
Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки. Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели.
В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность.
И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание. Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей.
Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.
Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими. После этого дайте себе право в этих сферах делать что-то не идеально, а просто хорошо, то есть снизьте самоконтроль и требовательность к самому себе.
Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания. Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой. Процедура одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа : 1 Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство. Были использованы 10 заданий из теста на интеллект Айзенка. Это было сделано для того, чтобы создать условия невыполнимости, вследствие чего у учеников с «синдромом отличника» тревожность возрастала значительнее. Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группе были созданы условия значительной сложности для того, чтобы ученики столкнулись с ситуацией преодоления. Результаты: при взаимосвязи высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания и нерешенными заданиями, с низкими баллами в авторской анкете «синдром отличника» можно говорить о «синдроме отличника». Выводы: гипотеза была подтверждена, так как действительно у учеников с выраженным «синдромом отличника» менее 40 баллов по анкетированию повысилась ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность осталась неизменной либо повысилась незначительно. Следовательно, мы можем утверждать, что «синдром отличника» значимо коррелирует с ситуацией оценивания и отсутствует в безоценочной ситуации. Перспективы исследования: планируется расширение выборки, включающее в себя взрослых людей, имеющих работу, с целью изуче- ния проявления «синдрома отличника» на работе, так как мы предполагаем, что данный феномен не исчезает в процессе взросления, а остается на всю жизнь. Если данная гипотеза подтвердится, то будет интересно узнать, какие именно проявления свойственны взрослым людям, а также какие существуют отличия между детской и взрослой выборкой. Также планируется лонгитюдное исследование на представленной в данном эксперименте выборке с целью повторной диагностики «синдрома отличника» и выявления различий в успешности жизни между людьми с синдромом и без. Кроме того, предполагается также разработка программы профилактики «синдрома отличника» у детей.
Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника». Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности. По мнению н. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое мышление и могут найти несколько вариантов. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке. Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома. Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания. Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания. Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно.
Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника
Еще один распространенный симптом — выгорание. Учащиеся часто слишком много времени уделяют учебе, даже не отдыхая и не ухаживая за собой. Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план. Спустя время у человека возникает ощущение оторванности от жизни. Каждый день он сталкивается со стрессом из-за учебы, а из-за этого досуг и отдых совсем не приносят ему удовольствие. Более того, если у них что-то не ладится, то за любую возможность отдохнуть они будут себя винить. Это также приводит к истощению и выгоранию. Последствия, с которыми сталкиваются вечные отличники Первое, что может случиться, — это усталость.
Второе — одиночество. Человек так сильно боится ошибиться на глазах у других, что начинает избегать моментов, где его могут осудить. Он может замкнуться в себе и перестать ходить на мероприятия и встречаться с друзьями. Третье: боязнь ошибок и желание быть лучше могут негативно повлиять на самооценку. Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни. Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто.
Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему.
Когда он был маленьким, родители не очень «напрягали» его с учебой: он получил традиционное дворянское домашнее образование. Но вот Аполлон вырос и поступил в Московский университет на юридический факультет. И неведомым образом, в первую же сессию получил одни «пятерки». Все были счастливы: и родители, и сын. А потом так и повелось: что ни сессия — то на «отлично». Однако вскоре эта триумфальная эстафета стала напоминать болезненную навязчивость. Матушка Аполлона каждый день пилила сына, чтобы ребенок «не сбавлял темпа», сам Аполлон Александрович жутко переживал, что если «не удержит планку», то потеряет «статус» в глазах однокурсников и преподавателей. В итоге, как сам вспоминал наш герой, дело обернулось тем, что он плакал над учебниками, во всем себе отказывал не ходил гулять, не читал книг отвлеченного от учебы содержания, не участвовал в развеселой студенческой жизни , но окончил курс с лучшим дипломом.
А что в итоге? В итоге случилась беда: Аполлон Александрович после окончания учебы заболел тяжелой формой депрессии — «акедией»: депрессией от нервного и умственного перенапряжения. Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать. Григорьев начал употреблять спиртное вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели. Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер — от привычки к вину в расцвете лет. Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно.
В частности, она сказала, что некоторые школьники привыкли делать так, как хотят взрослые, они зависят от оценки окружающих. Это свидетельствует о том, что у ребенка синдром отличника. Источник фото: Фото редакции По словам Марии Маниной, дети с таким синдромом постоянно ищут одобрения, они с яростью хотят заслужить похвалу взрослых. При этом дети панически боятся совершить ошибку и потерпеть неудачу.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения. Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества. Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В этой статье мы расскажем о синдроме отличника у взрослых. Синдром отличника – это совокупность психологических особенностей личности (отметим, не только ребенка, но и взрослого), при котором человек стремится во всем добиваться успеха, получать уважение и похвалу за проделанное и одновременно страдает. О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. Что такое синдром отличника? Согласно последним данным, дети, имеющие синдром отличника, подвержены страху совершить ошибку. Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике.
Синдром отличника
Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции. Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность.
Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности.
Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей. Вывод: Синдром отличника - это убеждение, что идеал может и ДОЛЖЕН быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Но человек взрослеет. Синдром отличника вполне можно приобрести и позже: например, в институте, на первой работе. Кроме того, в какой-то момент он перестает зависеть от системы оценок и становится чертой характера человека, которая связана с излишним напряжением и постепенно усугубляется, приводя к неврозу, депрессии, апатии, бессоннице, нервным срывам и вплоть до реактивного психоза. Самые частые проблемы, преследующий уже во взрослой жизни человека, страдающего от синдрома отличника: -Неумение выбрать свою цель, необходимость подражать кому-то, следовать чему-то.
Это - прямой путь к кризису, потому что в какой-то момент человек неминуемо задастся вопросом, а куда я хотел прийти к этому возрасту, а где я есть сейчас, а ради чего я прожил свою жизнь? И ответы на эти вопросы его не порадуют, потому что жизнь он прожил совсем не для своих ценностей. Они вполне могут оказаться талантливыми, образованными специалистами, забытыми на младших должностях или даже на местах, не требующих образования и опыта, где обычно набираются сил вчерашние студенты, чтобы идти дальше вверх по карьерной лестнице. На его доброте будут наживаться, на его шее - комфортно рассядутся, за его счет будут выигрывать все, кроме него, его труд будут эксплуатировать, не давая ничего взамен. В результате, истощенный, с убитой нервной системой, человек незаметно увядает. Такие люди во взрослом возрасте - первые в списке на попадание в секту, финансовую пирамиду и прочие сомнительные организации.
Своего стержня у них или нет, или они не научились им пользоваться, поэтому кто угодно может их подстроить под себя, а они это позволят: синдром отличника научил их подстраиваться виртуозно. Это причина, по которой движение по жизни дается им со скрежетом. Чаще всего, такие люди предпочитают "скромненькое, зато свое" - и дело тут не в любви к стабильности и осознанном выборе, а в том, что они не могут оторваться от места и перейти на другое. Они потеряли гибкость. И если проблема невозможности меняться и динамично развиваться не кажется вам серьезной, то подумайте вот о чем: мир меняется, существенные перемены в существующем порядке не могут быть остановлены решением одного человека.
Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка.
Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали.
Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам.
Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы: безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок; трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха; крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики; страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться; стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается; крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений; высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов. Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства.
Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы. Причины синдрома отличника Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы. Вот ключевые причины развития синдрома у школьника: Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки.
Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли.
Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку.
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети а потом и взрослые стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют.
Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему.
Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил.
Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха.
По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения. Поделиться в социальных сетях.
Им важно, чтобы, несмотря на возможное отсутствие способностей и талантов, чадо было «на уровне» с ними.
Неумение принимать неудачи ребенка Когда ребенок каждый раз встречает недовольство со стороны мамы и папы, если терпит неудачу, приносит «двойку», поступает не так, как от него ожидают. С детства у него формируется установка: «Если я буду успешен, меня будут любить». Перфекционизм Когда родители сами привыкли доводить все до идеала и делают все, чтобы их ребенок был таким же. Как помочь ребенку Если вы обнаружили у своего ребенка синдром отличника, возьмите на заметку рекомендации от детских психологов онлайн-школы Kidskey: Хвалите ребенка не за оценки, а за знания Ребенка стоит мотивировать получать знания, интересоваться окружающим миром, делать свои открытия, а не стремиться получать высокие оценки. Потому что оценка — это всего лишь цифра, относительное понятие, которое не имеет ничего общего с его истинными талантами и способностями.
Не переносите на личность ребенка успеваемость в школе Ребенку может быть трудно сидеть тихо на уроках, зато он блестяще выступает на сцене, он может испытывать трудности в математике, зато красиво рисовать. Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми. Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем. Научите ребенка воспринимать ошибки как получение опыта Все люди ошибаются. Это нормально.
Не вините за это ребенка, а рассказывайте, как из ошибок делать правильные выводы. Этот навык пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни. Научите ребенка анализировать свои поступки Чтобы не зависеть от внешней похвалы, нужно научиться оценивать свои поступки со стороны.
Ранее клинический психолог Арина Кейро в беседе с ФАН рассказала о способах отвлечь детей от гаджетов. Ошибка в тексте?
Откуда берутся перфекционисты
- Как формируется «синдром отличника»?
- Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
- Синдром отличника у взрослых. Как распознать, какие последствия?
- Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза
Отличник в школе
- Здравствуйте, логопед!
- Синдром отличника у ребенка. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника
- «Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
- Спасти себя от идеальности
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике. Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений – плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый».