День памяти 40 севастийских мучеников – 2024: история. История 40 севастийских мучеников восходит к III веку и связана с периодом гонений на христиан в Римской империи. На Руси праздник 40-ка Севастийских мучеников всегда был любим по-особому. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие.
Народные приметы 22 марта
Об изображениях святых Сорока мучеников Севастийских упоминает уже Святитель Василий Великий. 21 марта, в день памяти 40 мучеников Севастийских в храме св. прав. Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего[14]. 22 марта отмечается День сорока мучеников севастийских, который в народе называется «Сороки». 40 Севастийских мучеников.
Народные приметы: 22 марта. Остерегайтесь этого знака в Сорок сороков, чтобы не накликать беду
Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир.
С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара — венца правды; стремлюсь к одной славе — к славе в Царстве Небесном.
Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов. Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши Пс. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний».
Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города. Выслушав тогда это повеление рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников , каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли.
Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно.
За одну ночь вменяем себе целый век. Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному?
От останков воинов-христиан исходил яркий свет. В ночное время они были собраны и с почестями преданы земле. В чем помогают святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся Сорока стойким духом мученикам Севастийским удалось выдержать страшные испытания. На иконе они стоят несколькими рядами. Если вас одолело уныние, депрессия или отчаяние, можете обратиться за помощью к мученикам Севастийским.
Также они спасают от холода, голода и беды, придают человеку духовной стойкости. Кроме того, их можно попросить об укреплении веры. Сорок мучеников Севастийских являются покровителями воинов. Где находятся мощи святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся В 438 году произошло божественное видение и обретение мощей сорока мучеников Севастийских. После этого императрица Пульхерия приказала поместить их в две серебряные раки, которые далее находились в константинопольском храме святого Фирса. Семья фессалоникского императора и многие его воины попали в плен.
Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь.
И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры» — свидетельствует протоиерей Александр Шаргунов. Мучению верных Христу воинов в севастийском озере предшествовал изданный в 313 г. Святым Константином Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. Первоначально им предложили отречься от Христа, на что воины ответили отказом. Святых пытались побить камнями, но камни пролетали мимо.
Затем их привели к озеру и оставили замерзать на морозе. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Лед стал таять, и воины погружались в воду. Над ними появлялись святые венцы.
Раньше в булочки в виде жаворонков прятали мелкие предметы для гадания. Считалось, что если внутри булочки окажется кольцо — значит невеста скоро выйдет замуж, монетка предвещала достаток, а узелок — к рождению ребенка. Кто отмечает Именины Человек, который имеет имя святого, отмечает свой «имен день» в и получает поздравления. Какие ещё праздники отмечаются 22 марта В мировом контексте 22 марта является Всемирным днем водных ресурсов, который напоминает о необходимости сохранения и рационального использования воды. Также 22 марта признан Международным днём таксиста.
Сорок Севастийских мучеников 2019: традиции праздника
- Когда отмечается день Сорока мучеников в 2024 году
- 40 святых (Сороки) в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
- СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ / СВЯТОЙ ДНЯ
- Что нельзя делать сегодня 22 марта 2024 по церковному календарю
Отделы епархии
- Празднование
- Какие ещё праздники отмечаются 22 марта
- Когда отмечают день Сорока Севастийских мучеников
- Сорок Севастийских мучеников — имена мучеников, где находится храм
- Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц
- Актуальные новости
Содержание
- 22 марта — день Сорока мучеников Севастийских
- Актуальные новости
- Сорок молодых и сильных парней сутки простояли в ледяной воде -
- 40 мучеников Севастийских: чем известны и в чем помогает икона, молитвы
- 40 святых: праздник и приметы
40 святых: праздник и приметы
Так святые воины Христовы обрели покой и стяжали славу среди христиан. Подвиг веры, который совершили 40 воинов- христиан на замерзшем озере, можно в полной мере сравнить с церковной литургией — ведь их исповедание веры, мучения и стяжание святости было общим, единым делом. Именно как общее дело переводится слово «Литургия» на русский язык с греческого. В жизни христианской Церкви Литургией называется главное богослужение, в котором, как единое мистическое Тело Христа, принимают участие все верующие. Во время этого богослужения совершается и главное Таинство — Евхаристия Причащение. Почему на день Сорока Святых пекут жаворонков Жаворонки из теста Предвестниками весны в народе считали жаворонков, которые приносят на своих крыльях теплую пору года, поэтому 22 марта, в день 40 святых, выпекали из теста образы этих птичек и закликали весну. Исстари на Руси ведется обычай в этот день выпекать ровно сорок жаворонков или голубей.
В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется». Вообще же это была уже вторая встреча весны, первая приходилась на Сретение как вы наверняка помните, это происходило 15 февраля , а третья еще впереди — она случится на Благовещение 7 апреля. Особое значение дате придавала ее близость к одной из ключевых точек календарного года — весеннему равноденствию. Дело в том. Буквально все весенние праздники посвящены именно этому природному явлению. Это один из самых больших праздников весны, когда пробуждается вся природа и «земля заканчивает свой зимний путь».
Наши предки считали, что после этого дня утренних заморозков осталось ровно сорок, и с каждым разом они будут мягче. Во многих регионах бытовало поверье, что в этот день прилетают сорок разных птиц, а того, кто сумеет насчитать в этот день сорок птичек, весна вознаградит сорока дарами. Считалось также, что в этот день сорока начинает строить свое гнездо и кладет в него сорок палочек. С этой статьёй так же читают: Молитвы на Крещение Господне Чтобы победить таинственные силы, которые землю в зимнем плену держали, и разорвать холодные снежные путы, девушки утром на Сороки разрывали 40 веревочек или разламывали 40 дощечек. Также молодицы варили 40 вареников с картошкой или капустой. Праздник встречи весны в этом году приходится на время Великого поста, поэтому те, кто соблюдает пост, должны выпекать жаворонков из постного теста.
А остальные могут побаловать себя сдобными весенними булочками. Кстати, иногда в них запекали предметы, по которым узнавали судьбу: кольцо — к свадьбе, щепка — плохой знак, монетка — к богатству. Практически каждый праздник изобилует такими наблюдениями, и Сорок Сороков — не исключение. Если 22 марта на земле ещё лежит снег, то и на Пасхальной неделе не стоило ожидать тепла. Зато тёплый ветер и многочисленные ручейки символизировали окончательную победу весны.
Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеление. Кондак, глас 6. Все воинство мира оставльше, и на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпци Господни, четыредесяте, сквозе бо огнь и воду прошедше блаженнии, достойно приясте славу с Небес, и венец множество.
Библиотека Русской веры Читать онлайн Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу. Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор. Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков.
Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников». Иконы Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в.
Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников.
Через неделю непокорных христиан стали избивать палками и закидывать камнями, да только все булыжники от них отлетали прямо в палачей. Когда наступила новая ночь в тюрьме, глас Божий пообещал за веру и смерть во имя ее «венцы нетленные» и жизнь вечную. На праздник пекли «жаворонков» и колобки. На берегу затопили баню и пообещали тому, кто отречется от Христа, дать в ней согреться. Только один не выдержал пытки морозом и ринулся к теплу, но на пороге бани свалился замертво. Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки. Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы. Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих. Вернувшийся начальник, увидев, что все пленники все еще живы, приказал их убить. Мучеников забили молотами, тела сожгли, а останки утопили в озере, чтобы ни похоронить их, ни поклоняться им никто не мог. Но через три дня все 40 погибших за веру явились во сне епископу Севастии Петру и велели ему поднять их кости из реки.
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году
День 40 мучеников является одним из важнейших церковных праздников. Ежегодно он отмечается 22 марта и посвящен страданиям 40 Севастийских воинов -христиан. В день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта) Святая Церковь установила совершать литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. В день памяти 40 мучеников Севастийских служится литургия Преждеосвященных Даров. День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, или как его называют в народе «Сороки» – один из важнейших праздников в православном церковном календаре. Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика.
Календарь народных праздников
Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. В этом году праздник 40 Севастийских мучеников, который всегда совершается 22 марта, пришёлся ровно на середину 48-дневного предпасхального поста. 22 марта православная церковь чтит память 40 Севастийских мучеников, погибших за веру в 320 году. 21 марта, в день памяти 40 мучеников Севастийских в храме св. прав. Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года. Через три дня святые мученики явились Севастийскому епископу Петру и велели ему похоронить их останки.
Сорок мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся
Церковные праздники День сорока Мучеников Праздник 40 Севастийских мучеников православная церковь отмечает 22 марта по новому стилю или 9 марта по старому стилю. История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов жестоко убиты, напоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли именно мученики. Их кровь стала тем фундаментом, на котором в дальнейшем христианство возросло, широко распространилось и покорило весь мир. Это событие произошло в 4 веке, когда самые жестокие гонения на христиан уже были позади. В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт — указ, по которому христиане на всей территории Римской империи уравнивались в правах с язычниками. Казалось, что уже не будет случаев гонений и мученичества. Однако на практике этот закон исполнялся только в той части империи, которой управлял сам Константин.
В другой части, которой владел его соправитель язычник Ликиний, христиане по-прежнему подвергались притеснениям. Более того, готовясь к войне с Константином за власть, Ликиний решил очистить свое войско от христиан. Как гласит Предание Церкви, в то время в городе Севастия Малая Армения , среди прочей армии, стояла дружина из сорока каппадокийцев. Командовал ею военачальник — язычник Агриколай, все же остальные воины были христианами. Когда пришло приказание от Ликиния очистить войска от последователей Христа или увещеванием, или казнью , Агриколай приказал солдатам принести жертву языческим богам. Воины, все как один, отказались это сделать.
За это они были помещены в темницу, однако не пали духом, так как были закалены во многих сражениях и истинно верили в помощь Господа. Солдаты стали молиться и ночью услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда на следующее утро их снова привели к Агриколаю, тот пытался соблазнить их лестью. Военачальник стал восхвалять мужество воинов, их смелость, решительность, а также молодость, обещая, что за отказ от христианства император их щедро вознаградит. Но и в этот раз солдаты остались верны Христу. За это Агриколай повелел сковать воинов и отправить в темницу, но услышал слова старшего воина Кириона: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы», — после чего смутился и отправил их в темницу без оков.
Спустя еще несколько дней в Севастию для разбора дела прибыл знатный императорский сановник Лисий. Он вызвал воинов на суд, где они твердо и прямо, отвечали ему: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий не стал долго размышлять над ситуацией и приказал просто побить воинов камнями, что, по сути, было смертным приговором. Однако все камни, которые стали бросать в мучеников, летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в военачальника Агриколая. С этой статьёй так же читают: Параскева Пятница.
Но самое главное блюдо этого дня был пирог, состоящий из сорока фигурок, напоминающих жаворонков. Птичкам красили головки и крылья сусальным золотом, обмазывали медом, а после украшали маковыми зернышками, конопляными семенами и сухими разноцветными ягодками. Самые лучшие заворачивали в яркие платки и дарили родственникам, а оставшиеся раздавали детворе, бегающей по дворам с песнями и деревянными фигурками птичек. Крошки от пирога разбрасывали, чтобы пернатые, вернувшиеся с теплых краев, могли наесться вдосталь. Традиционно, 22 марта в день Жаворонка, если в доме была девка на выданье, пекли фигурки птичек по количеству членов семьи, в одну из которых клали 20 копеек. Была примета в народе, — попадется денежная птица незамужней, — в этом году точно замуж выйдет. Если кому другому, — быть ему счастливцем. Примечали, что с дня Жаворонка и до 30 апреля поутру всегда морозно. Хорошо, если морозы идут подряд 40 дней, — значит, летом будет ясная погода с необходимым количеством для урожая дождей. Женщины же в эту дату пекли 40 овсяных или ржаных колобков, которые до дня Зосимы-Пчельника выбрасывали каждое утро за окошко, веря, что так можно защититься от морозов. При этом нужно было сказать такие слова заговора: «Мороз, получай рожь и овес, от нас уходи, а Весна приходи». Дети сегодня занимались поиском проталин. По приметам, если найдут 40, то весна принесет счастье и удачу. Ритуал на исполнение денежного желания 22 марта шили небольшой мешочек, в который клали три монетки, хорошо, если они не очень старые, поскольку у древних денежная энергия, по сравнению с новыми, довольно слабая. Мешочек зашивали и клали на подоконник, освещаемый солнечными лучами, приговаривая слова денежного заговора: «Ты, солнце, все согреваешь, теплом одаряешь. И мои денежки согрей, чтобы выросли они скорей. Их под дубом посажу, водой чистой полью. Будут созревать, мне богатства прибавлять».
При этом истязании присутствовала мать Мелитона, самого молодого из мучеников возможно, и ночью была на берегу , она ободряла сына, убеждала не страшиться, терпеть до конца. Лисий и Агриколай, вероятно, знали, как христиане почитают святые мощи, поэтому тела убиенных велели сжечь, а что останется — бросить в воду в потаенном месте. Сорок казненных легионеров явились во сне севастийскому епископу Петру, который ночью с помощниками нашел и собрал светившиеся в темноте, словно звезды, останки. Благодаря этой истории становится понятно, почему в России мужским днем считался праздник Сорока мучеников. Их образ — идеал настоящих мужчин, сильных, выносливых, умелых, спаянных товариществом, готовых к самопожертвованию воинов. Такие свойства ценились и у язычников, но вера во Христа, сплавившая лучшие мужские качества, подняла их на неизмеримо более высокий уровень. На Руси она, эта вера, была основой всего — Отечества, семьи, отношений между людьми, потому-то праздник до революций 1917 года имел у нас совершенно особый смысл. Когда-то бытовавшие у нас дохристианские обряды приобрели новое содержание. В эту пору парни гуляли всю ночь с песнями, что символизировало ночное стояние мучеников с пением молитв. В каждом доме пекли, закликая весну, «жаворонков», которых соотносили с человеческими душами, стремящимися ввысь, к Богу. Желавшие выйти замуж девушки варили по сорок вареников и раздавали их представителям сильного пола сочетаться браком с настоящим мужчиной, таким, как один из Сорока, — это ли не девичье счастье? Праздник у русских людей весьма почитался, однако приходился и поныне приходится на Великий Пост, поэтому отмечали его скромно. Обязательно шли в храмы, где в этот день служится Литургия Преждеосвященных Даров. Постные ограничения при этом немного смягчаются: разрешены постное масло и вино в умеренном количестве. До 1917-го устраивались по случаю торжества скромные, без каких бы то ни было излишеств, застолья, когда мужчинам предоставлялась дополнительная возможность вместе посидеть, пообщаться, обговорить дела... В XX веке многое изменилось. Советская власть вводила новые праздники — обязательные, шумные, гремящие бравурной музыкой демонстраций, взвинчивающие искусственную радость водкой. А на христианство опять обрушились гонения, причем куда более массовые и последовательные, чем в языческом Риме. Теперь уже Третий Рим стремились порушить, переделать в «рай земной» по проектам воинствующих богоборцев. В первой антицерковной кампании 1922—1923 годов громили и грабили храмы. Во второй — в 1927-м — начале 1930-х — православие стремились добить окончательно. Закрывали, рушили, взрывали соборы и монастыри, народ отвращали от Господа соблазнами, страхом, полувоенной дисциплиной. Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду... На Севере это было.
При этом истязании присутствовала мать Мелитона, самого молодого из мучеников возможно, и ночью была на берегу , она ободряла сына, убеждала не страшиться, терпеть до конца. Лисий и Агриколай, вероятно, знали, как христиане почитают святые мощи, поэтому тела убиенных велели сжечь, а что останется — бросить в воду в потаенном месте. Сорок казненных легионеров явились во сне севастийскому епископу Петру, который ночью с помощниками нашел и собрал светившиеся в темноте, словно звезды, останки. Благодаря этой истории становится понятно, почему в России мужским днем считался праздник Сорока мучеников. Их образ — идеал настоящих мужчин, сильных, выносливых, умелых, спаянных товариществом, готовых к самопожертвованию воинов. Такие свойства ценились и у язычников, но вера во Христа, сплавившая лучшие мужские качества, подняла их на неизмеримо более высокий уровень. На Руси она, эта вера, была основой всего — Отечества, семьи, отношений между людьми, потому-то праздник до революций 1917 года имел у нас совершенно особый смысл. Когда-то бытовавшие у нас дохристианские обряды приобрели новое содержание. В эту пору парни гуляли всю ночь с песнями, что символизировало ночное стояние мучеников с пением молитв. В каждом доме пекли, закликая весну, «жаворонков», которых соотносили с человеческими душами, стремящимися ввысь, к Богу. Желавшие выйти замуж девушки варили по сорок вареников и раздавали их представителям сильного пола сочетаться браком с настоящим мужчиной, таким, как один из Сорока, — это ли не девичье счастье? Праздник у русских людей весьма почитался, однако приходился и поныне приходится на Великий Пост, поэтому отмечали его скромно. Обязательно шли в храмы, где в этот день служится Литургия Преждеосвященных Даров. Постные ограничения при этом немного смягчаются: разрешены постное масло и вино в умеренном количестве. До 1917-го устраивались по случаю торжества скромные, без каких бы то ни было излишеств, застолья, когда мужчинам предоставлялась дополнительная возможность вместе посидеть, пообщаться, обговорить дела... В XX веке многое изменилось. Советская власть вводила новые праздники — обязательные, шумные, гремящие бравурной музыкой демонстраций, взвинчивающие искусственную радость водкой. А на христианство опять обрушились гонения, причем куда более массовые и последовательные, чем в языческом Риме. Теперь уже Третий Рим стремились порушить, переделать в «рай земной» по проектам воинствующих богоборцев. В первой антицерковной кампании 1922—1923 годов громили и грабили храмы. Во второй — в 1927-м — начале 1930-х — православие стремились добить окончательно. Закрывали, рушили, взрывали соборы и монастыри, народ отвращали от Господа соблазнами, страхом, полувоенной дисциплиной. Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду... На Севере это было.
Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц
Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки. Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы. Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих. Вернувшийся начальник, увидев, что все пленники все еще живы, приказал их убить. Мучеников забили молотами, тела сожгли, а останки утопили в озере, чтобы ни похоронить их, ни поклоняться им никто не мог. Но через три дня все 40 погибших за веру явились во сне епископу Севастии Петру и велели ему поднять их кости из реки.
Так он и сделал со священниками тайно под покровом темноты, ведь найти кости было легко — они светились в озере. Что принято делать на день сорока мучеников и причем здесь жаворонки В церкви возносят молитвы сорока Севастийским мученикам. Молятся им чаще за воинов, чтобы те скорее вернулись со службы. К тому же 22 марта — это еще и встреча весенних птиц. Считается, что в этот день из теплых стран возвращается 40 видов перелетных птиц.
Ежегодно он отмечается 22 марта и посвящен страданиям 40 Севастийских воинов -христиан. Кто такие 40 мучеников? В 313 году Римский император Константин Великий издал указ, дающий свободу вероисповедания: христиане уравнивались с язычниками. Однако его соправитель Ликиний остался верен язычеству и хотел искоренить христианство в своей части империи. Из-за боязни измены он начал готовиться к войне против Константина и решил очистить свое войско от христиан.
В городе Севастии, верном язычеству, гарнизоном командовал ревностный полководец Агриколай. Он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения, но 40 человек отказались, заявив, что они христиане и поклоняются единому Богу. Агриколай отправил их в тюрьму. Однажды ночью они услышали глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На утро узников снова заставили отречься от веры. Однако они отказались и вернулись обратно в тюрьму. За это воинов-христиан приказали побить камнями, но все они летели мимо цели, а один камень попал в лицо Агриколаю. Тогда узников отправили в темницу, чтобы подумать, как поступить с ними.
Когда Севастийские воины дважды отказались принести жертву языческим богам, их заключили в тюрьму, а потом приговорили к избиению камнями. Однако это не причинило им никакого вреда: камни отлетали от 40 мучеников и попадали в их мучителей. Во время ночных молитв они дважды слышали Иисуса: «Претерпевший до конца, тот спасен будет», «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». Видя, что их воля непреклонна, суд велел вывести 40 воинов раздетыми на замерзшее озеро и держать всю ночь на невыносимом холоде. На берегу специально растопили баню, чтобы заставить мужчин сдаться. Когда мороз стал нестерпимым, один из воинов побежал к спасительному теплу, но как только переступил порог и упал замертво. А тем, кто остался непреклонен, через два часа пришло спасение: лед на озере внезапно растаял, и вода согрелась. Один из стражников увидел над головами Севастийских мучеников светящиеся венцы. Тогда он тоже разделся, бросился в воду и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Утром Севастийских мучеников ждало последнее испытание: их вывели на берег, а затем каждому из 40 перебили голени. Все, кроме самого юного воина, умерли от боли. Их тела побросали на колесницы и повезли на сожжение. Последний еще дышал, поэтому его оставили умирать на земле. Тогда его мать, присутствовавшая при страшном истязании и подбадривавшая сына претерпеть все мучения, взвалила его себе на спину и понесла следом. Когда тот умер, его бросили в костер вместе с остальными воинами.
Считалось, кто весной его оттопчет — убережет жизнь и здоровье в течение года. Поэтому даже пожилые и слабые выходили в поле и, притаптывая зеленые всходы, говорили: хожу по земле, хожу по земле хохлатка. Дай, Боже, потоптать и того года дождаться. Что нельзя делать в День сорока святыхВ этот день нельзя работать физически, а также заниматься уборкой жилья. Также нельзя есть мясо, рыбу, яйца, как и во время всего Великого поста. Нельзя стирать, шить или что-то ремонтировать. В День сорока святых нельзя одалживать деньги. Кроме этого, нельзя гневаться, злиться и сквернословить. Что можно делать в День сорока святыхЗато, в День сорока святых обязательно нужно испечь булочки-жаворонки. В этот праздник также можно гадать и призывать весну. Все верующие в этот день обязательно должны посетить церковь и помолиться. Молодым людям в этот день следует качаться на качелях. Говорят, что это действие принесет счастье и урожайный год. Также в этот день принято строить планы на будущее и мечтать.
22 марта большой праздник: что можно делать в этот день
На Руси праздник 40-ка Севастийских мучеников всегда был любим по-особому. В Церкви 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских, служится литургия преждеосвященных Даров, мученикам молятся об укреплении веры, терпении в испытаниях. В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу. В день памяти святых сорока мучеников Севастийских предлагаем вниманию наших читателей проповедь архимандрита Тихона (Агрикова). Обязательно молились в этот день 40-ка Севастийским мученикам, чтобы родные и близкие благополучно окончили и вернулись с военной службы.