Новости митрополит филипп и малюта скуратов

Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение. Поэтому к приезду Малюты Скуратова Филиппа, как свидетеля, попросту убили! Филипп отказался благословлять Малюту, тот схватил подушку и задушил старика.

Путин усомнился, что Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа

Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным писанием, которое не подлежит редактированию». При этом он отметил, что церковь не обязана соглашаться с заявлениями историков, и подчеркнул, что внесение изменений в жития святых требует «особенно тщательных исследований». Ранее Владимир Путин заявил о наличии альтернативной версии гибели митрополита Филиппа в Твери в 1569 году.

Тогда царь инициировал смещение митрополита соборным судом, вроде бы не зависящим от царской воли. В вину Филиппу было лицемерно вменено его якобы неблаговидное поведение в бытность ещё соловецким игуменом.

По некоторым источникам, Филиппа пытались обвинить ещё и в колдовстве, но обвинение, очевидно, не было поддержано собором, иначе бывшего митрополита просто бы сожгли заживо. В декабре 1569 года царь шёл громить Великий Новгород, где ему почудилось гнездо измены. По пути лежал Отроч монастырь. Малюта Скуратов был послан к Филиппу якобы за благословением для царя, но бывший митрополит отказался его дать.

Тогда главный опричник задушил Филиппа. Вероятно, как считают многие историки, он заранее получил на это полномочия от царя. Все они написаны с заведомо враждебных по отношению к Ивану Грозному позиций, поэтому их «свидетельства» вряд ли объективны и в данном случае. Что писали о смерти святителя Филиппа сами русские?

Об этом же говорит и «Житие Филиппа митрополита», написанное в 1590-е годы на Соловках, где его хорошо помнили. Как сообщается в литературоведческом комментарии к «Житию», «источниками для написания его служили устные рассказы очевидцев».

Однако вышло наоборот. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди.

Однажды, 22 марта 1568 года, Филипп и вовсе отказался признать Ивана Грозного, который пришел в храм в одежде простого опричника. Благословение от митрополита царь в тот день получил лишь после просьбы бояр. Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов.

Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел».

Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н.

Карамзин, С. Соловьев и Н.

Сейчас на месте древней обители находится руинированное здание Тверского речного вокзала, возведенное в стиле сталинского неоклассицизма. Постройку, которая является объектом культурного наследия регионального значения и архитектурным символом города, Руденя пообещал передвинуть ради восстановления монастыря.

Зачем Путин засомневался в том, что Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа

Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». Борьба Ивана Грозного с правящей элитой и столкновения с близкими родственниками, начало целой серии опал например, на брата матери царя В. Глинского, князя И. Бельского, князей Воротынских и других и участившиеся побеги в Литву представителей дворянства явно указывали на то, что царь перешёл от пути поиска компромисса к более радикальному политическому курсу. Немаловажным был и факт осложнения отношений царя с двоюродным братом, старицким князем Владимиром Андреевичем. Когда в 1553 году царь Иван Грозный тяжело заболел, среди правящей элиты возникло предложение рассмотреть в качестве наследника престола двоюродного брата царя, а не его малолетнего сына. Этот эпизод был основанием для недоверия Ивана своему кузену. Как правитель небольшого княжества Владимир Андреевич, конечно, не представлял для царя настоящей опасности; проблема упиралась в отношение знати к вопросу престолонаследия.

Недовольные действиями царя бояре и приказные люди могли выдвинуть Владимира как своего претендента на царский престол. В 1564 году покинул пределы Русских земель член Избранной рады, приближённый Ивана IV князь Андрей Курбский, который, узнав о грядущей опале, бежал в Литву. В знаменитой переписке царя с Курбским Иван Грозный указывает на полное согласие, царившее в его взаимоотношениях со знатью. Однако к середине 1564 года дело обстояло несколько сложнее. Всё чаще производились казни представителей знати без суда и следствия, а также ухудшались отношения царя с митрополичьей кафедрой. Начало 17 века? Царский гонец Константин Поливанов привёз в Москву от царя грамоты, в которых он сообщал, что отказывается от царства и отправляется «вселитися, идеже его, государя, Бог наставит».

Исследователи сходятся во мнении, что действия Ивана Грозного никак не связаны с реальным решением отказаться от власти. Это был лишь способ воздействовать на правящую элиту, вынудить её пойти на уступки царю. Претензии Ивана касались действий бояр в период его малолетства, прежде всего, это касалось фактов расхищения казны и перераспределения государевой земли. Царь указывал на то, что бояре, «собрав себе великие богатства», «о всём православном христианстве не хотя радети и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестьянства обороняти», «сами от служба удалятися и за православных крестиян стояти не похотели». Центральным же пунктом обвинений в сторону боярства были ограничения, чинимые правящей верхушкой царю в деле наказания изменников. Однако царь не просто заявил об оставлении престола, он наложил опалу на всех представителей правящего сословия, фактически отстранив их от власти. Также важным обстоятельством перед введением опричнины было и то, что царя в поездке изначально сопровождало отборное дворянское войско.

В этой ситуации боярство едва ли могло решиться на прямое военное сопротивление царю. На руку Ивану в этом конфликте сыграла непростая международная обстановка, вызванная продолжением Ливонской войны. Всё это в совокупности привело к тому, что в Слободу отправилось большое посольство из Москвы, представители которого после переговоров с Иваном готовы были принять любые условия царя. Наиболее важными из них было признание исключительного права Ивана наказывать изменников, а также введение новой системы государственного управления — опричнины. Сущность опричнины Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» кроме того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме».

В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. Что же составляло суть опричнины? В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. Характеристика опричнины К характерным чертам опричной системы стоит отнести: Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.

Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.

О нас Реклама Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20.

Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин, Яренгские чудотворцы, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся в пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В период его игуменства им был составлен «Устав о монастырском платье» «по скольку кто из братии должен иметь в келий одежды и обуви». О литературном и ораторском таланте Филиппа свидетельствуют приводимые в его житии обличительные речи против Ивана Грозного. По мнению исследователей, они основаны на подлинных речах Филиппа, в которых он для придания им ярких образов использовал цитаты из популярного на Руси «Поучения Агапита» византийский памятник, известный в русском переводе с XIV века. Он надеялся, что найдет в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Православной Церкви, но все же царю удалось уговорить соловецкого игумена возложить на себя сан митрополита. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину.

Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг. Начались страшнейшие казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество.

Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник О. Кузьмин Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Призывая их к самоотвержению, он говорил им: На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? Но ваше молчание душу цареву в грех вводит и своей душе делает горшую погибель, а православной вере наносит скорбь и смущение. Боитесь ли лишиться славы тленныя, но никакой сан мира сего не избавит вас от муки вечной, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии всего православного христианства.

На то ли взираете, что молчит царский синклит? Мы поставлены право править великую истину, хотя бы и душу положили за порученное стадо. Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Турлыгин На горячий призыв митрополита откликнулся только Казанский архиепископ Герман, он встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие же пастыри не только испугались, но даже пытались помешать и навредить предстоятелю Церкви. Не случайно, видимо, и спустя 80 лет большинство бояр и архипастырей также затворили уста во время безумной церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. И в наши года мы видим, как многие призванные к государственной и духовной власти взирают равнодушно на беззакония и народные страдания.

Обличение царской неправды Осенью 1567 года царь выступил в поход на Ливонию, именно тогда ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками, и вновь было пролито много крови. В Крестопоклонную Неделю, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его и стал открыто порицать беззакония, которые творили опричники: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Царь Иоанн Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою!

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Пукирев Церковный суд над митрополитом Филиппом Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой.

Губернатор рассказал российскому лидеру о планах восстановить монастырь Отрочь в Твери.

Руденя отметил, что реконструкция затронет церковь, где помощник Ивана Грозного задушил митрополита. Также политики обсудили присуждение Бологому звания "Город воинской славы".

Путин высказал версию гибели митрополита Филиппа, не связанную с Малютой Скуратовым

Житие митрополита Филиппа могут поправить, если подтвердится версия о том, что его не убивал помощник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Малюта Скуратов (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) оклеветан в нашей истории так же как и Царь Иоанн Грозный. Ведущие издания и агентства опубликовали эту новость с неточными заголовками (например, «Путин усомнился в версии убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым в 1569 году»), а также сообщили, что якобы президент поспорил с губернатором Тверской области. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской.

Путин усомнился, что Малюта Скуратов убил митрополита Филиппа

Да и не имел склонности к придворной жизни, любил больше посидеть с книжкой, не только божественной, но и из фортификационной науки, и инженерной, и исторической, и земледельческой. Все это пригодилось ему позже, на Соловках, где он выстроит современнейшую для своего времени ирригационную систему, а в теплицах будут выращивать дыни. Из богатого дома Федор Колычев бежал без денег и тайно, а по дороге нанимался пасти крестьянское стадо, получая свой хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа. На Соловках Федор Колычев покидает родительский дом. Клеймо иконы «Святитель Филипп митрополит Московский в житии».

Конец XVII века. Музей-заповедник «Коломенское». Справа — Федор у стен Соловецкого монастыря. Фото: wikipedia В крайне суровых условиях севера, много и тяжело работая на хозяйственных послушаниях, Филипп старался для молитвы удаляться в пустынь. Там, по монастырскому поверью, Филиппу явился окровавленный Христос, предрекая дальнейшую судьбу и мученичество. Братья неоднократно пытались выбрать Филиппа игуменом, а тот неоднократно отказывался.

Но в 1546 году он принимает игуменство и управляет монастырем 20 лет. Тяга к уединению и молитве у игумена Филиппа сочеталась с редкими административными способностями, а две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и запасливого Иосифа Волоцкого в его жизни соединялись без конфликта. При игумене Филиппе выросли земельные владения обители, богатые жертвователи, в том числе и сам царь Иван IV, сами одаривали монастырь вкладами. На полученные средства игумен начал масштабное строительство. При нем на Соловках поднялся каменный Успенский храм, трапезная палата, Спасо-Преображенский собор, множество хозяйственных построек, возникла сеть каналов и появилась несколько технических приспособлений, облегчавших тяжкий труд иноков.

В службах святителю Филиппу, составленных и в 1636 году и позднее в Царское время, не упоминается то, что он был умерщвлён опричниками или был убит по указанию Царя, хотя в одном из стихов службы 1636 года и говорится, что кровь святителя Филиппа вопиет Богу как кровь Авеля. В Приложении 2 приводится дословно цитата из этих святцев с тропарями и кондаками святителю. Особенно важно, что память святителя Филиппа в изданных святцах, наряду со службами ему от 1636 года свидетельствует о его общероссийском почитании задолго до перенесения в 1652 году его мощей из Соловков в Москву по инициативе благоверного Царя Алексея Михайловича и будущего Патриарха Никона. Филиппа], света, в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его прежебывшем, кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится, изгонимаго вспять возвращающася и зело с честию приемлема?

Где гонимый и где ложный совет, где облавники и где соблазнители, где мздоослепленныя очи, где хотящий власти восприяти гонимаго ради? Не все ли зле погибоша; не все ли изчезоша во веки; не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего Царя и Великого Князя Ивана Василиевича всеа России, и тамо месть вечную примут, аще не покаялися? Естественно, ни Царь, ни Малюта Скуратов не собирались «власти восприяти» митрополита Филиппа. Такие намерения мог иметь архиепископ Пимен, либо кто-то из других епископов. Как известно, будучи митрополитом Новгородским, Никон написал от имени Царя Алексея Михайловича покаянное письмо, обращённое к мощам митрополита Филиппа, где Царь каялся в грехах его пращура — Царя Ивана Васильевича Грозного. В этом письме не указывалось, что Царь Иван Васильевич Грозный виновен в смерти Филиппа, а лишь указано, что он виновен в опале на Святителя Филиппа. Даже если такое обвинение в адрес Царя Иоанна относительно опалы Святителя и было основано на каких-то документах, которые в то время могли находиться в Царском архиве, на Соборе 1666-1667 годов оно было признано недопустимой ошибкой, которая была поставлена в вину Патриарху Никону. Во время следствия по делу Патриарха Никона в декабре 1666 года, Царём Алексеем Михайловичем был задан вопрос владыке о Царе Иоанне Васильевиче Грозном: «И Великий Государь с ево Никонова листа перевод указал честь на соборе по статьям, и тот перевод чтен. И как прочли, что он написал, как посылан был в Соловецкой монастырь для мощей Филиппа Митрополита.

И Великий Государь говорил: для чего он Никон такое безчестье и укоризну Блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всеа Русии написал … и по которым правилам учинил и чтоб ево про то допросить. То есть, никаких слов в защиту своей позиции по данному вопросу Патриарх Никон на этом Соборе так и не произнес [69]. В соответствии с 90 правилом Карфагенского Собора 393-419 гг. Поэтому, по Канонам Церкви, молчание Патриарха Никона в данном случае могло говорить о том, что он признал обвинение Царя Алексея Михайловича справедливым или просто не имел доказательств своей позиции. Среди причин, по которым Патриарх Никон стремился принизить Царя Иоанна Васильевича и возвысить митрополита Филиппа, было то, что сам Никон был воспитанником Соловецкого монастыря его Анзерского скита , где особо почитался святитель Филипп и где было составлено указанное выше его «Житие», но главное — то, что Патриарх стремился духовную власть первоиерарха Церкви то есть, в том числе, и свою власть поставить наравне с Царской властью или даже выше её не только в духовной сфере, но и в светских государственных делах. Покаяние и молитвы за своих предков — важнейшие деяния христианина. Православный Царь Алексей Михайлович считал Государя Иоанна Васильевича своим пращуром и внимательно исследовал его взаимоотношения с митрополитом Филиппом, наверняка располагая в XVII веке гораздо большим количеством первоисточников в том числе из Тверского Отроча монастыря , утраченных впоследствии в пожарах и войнах или сознательно уничтоженных врагами Русского Царства. Поэтому его свидетельству о невиновности Царя Иоанна Васильевича в смерти митрополита Филиппа вполне можно доверять. На основании этих семи достоверных свидетельств, которые не были никем опровергнуты, и базируется позиция многих историков прошлого и современности, уверенно утверждающих, что ни Малюта Скуратов, ни Царь Иван Васильевич Грозный не виновны в смерти митрополита Филиппа, а гонения на святителя Филиппа осуществляли архиепископ Пимен Новгородский и Псковский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский [70] и, возможно, Алексей и Фёдор Басмановы, а также князь Афанасий Вяземский.

Именно эти гонители митрополита Филиппа вскоре после его смерти, как известно из разных источников, были подвергнуты жёсткой опале. Архиепископ Пимен Новгородский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский были лишены сана и отправлены в ссылку, Алексей Басманов был казнён, Фёдор Басманов отправлен в заточение, где скончался, а князь Афанасий Вяземский умер под следствием. Они были разосланы по другим монастырям в заточение. Он бы пострижен в монахи и отправлен в Соловецкий монастырь в ссылку. Образы Царя Иоанна Васильевича и боярина Григория Скуратова Бельского в Священном Предании Церкви Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский Малюта Скуратов как один из руководителей опричнины проявил себя мужественно и верно: он принял героическую смерть при штурме ливонской крепости Пайда во главе опричных отрядов 1 Января 1573 года [75]. А большая часть опричного войска положила свои жизни, защищая Россию и Москву от нового нашествия крымских татар и османов ещё в великой битве при Молодях в июле—августе 1572 года. В Священном Предании Православной Церкви есть еще одно благочестивое свидетельство, подтвержденное многовековой Церковной традицией. В начале 1572 года по заказу Григория Лукьяновича был сделан список Владимирской иконы Божьей Матери, который он из своего имения в Больших Вяземах передал в Иосифо-Волоцкий монастырь [76]. И пока слуги Малюты Скуратова переносили икону в монастырь крестным ходом, от этой иконы начались чудеса еще до ее прибытия в монастырь [77].

И ныне эта икона является святыней монастыря, хотя её оригинал и пребывает еще в светском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, расположенном в Москве, на территории Андроникова монастыря. В 2017 году по ходатайству наместника монастыря архимандрита Сергия Воронкова и братии обители эта икона была препровождена для поклонения в монастырь, где оставалась на протяжении недели [78]. Надеемся, что со временем Волоколамская икона Божией Матери будет возвращена в Иосифо-Волоцкий монастырь. Сам Григорий Лукьянович завещал похоронить себя в Иосифо-Волоцком монастыре, около могилы отца. Оба они на протяжении десятилетий являлись ктиторами этого монастыря. С их злодейского убийства боярами-клятвопреступниками и началось в 1605 году Смутное время, терзавшее Россию более десяти лет. Все они поминались в Иосифо-Волоцком монастыре и других монастырях на протяжении веков. Данная грамота была подписана 235 участниками Великого Московского Собора, в том числе 8 архиереями, более 40 архимандритами и игуменами, более 50 боярами, князьями, окольничьими, десятками дворян, детей боярских, выборных дворян и посадских людей со всей России. Сие соборное решение никто не отменял [79].

Фактически, до начала кампании по умалению благочестивого образа Царя Иоанна Васильевича Патриархом Никоном в середине XVII века и положению в 1656, 1666-1667 годах клятв на Стоглавый Собор, созванный Царем в 1551 году, [81] Царь Иоанн Грозный справедливо почитался как благочестивый правитель, и клеветнические сочинения про него не имели какого-либо широкого распространения в России. Невиновность Царя Иоанна Васильевича Грозного и Малюты Скуратова в смерти митрополита Филиппа в наше время подтверждают церковный историк митрополит Иоанн Снычев , профессор, доктор исторических наук Александр Боханов, историки Леонид Болотин, Олег Платонов, Вячеслав Манягин и другие, в том числе, авторы этой статьи. Полагаем, утверждения на эту тему Президента России Владимира Путина на встрече с Тверским губернатором и на Восточном экономическом форуме основаны и на первоисточниках, и на трудах вышеуказанных современных историков. Вполне научно обоснованно и канонически верно заявление профессора Московской духовной академии, члена Синодальной комиссии по канонизации святых и Издательского Совета Московской Патриархии протоиерея Владислава Цыпина информационному агентству «РИА-новости» о возможности церковно-научного исправления «Жития» Святителя Филиппа, поскольку сами по себе жития Святых соборно не утверждаются и не относятся к каноническим текстам Церкви. Тем более, что текстов с вариантами жития Святителя Филиппа уже к середине XVII века имелось несколько так называемые Тулуповская, Колычевская, краткая, Проложная и другие редакции, которые весьма существенно различаются по фактам и по оценке деяний Царя Иоанна Васильевича Грозного. Возможно, они были написаны по заказу представителей дворянских и боярских родов, по-разному относившихся к Царю Иоанну, и противников Православного Самодержавия в Смутное время. Более того, «Житие» Митрополита Филиппа уже подвергалось исправлениям к нашему времени. В соответствии с данными исторической науки, еще в XIX веке из него был удалён важнейший фрагмент «Жития», фактически признанный Церковью недостоверным. Это фрагмент о якобы проходившем в конце 1566 или 1567 года Соборе по учреждению Опричнины, на котором якобы митрополит Филипп выступал против введения Опричнины.

И в ныне издаваемом Московским Патриархатом Житии митрополита Филиппа в том числе на сайте Патриархия. Поэтому весьма актуальным и сегодня является уточнение жития угодника Божия Святителя Филиппа с учетом данных современной исторической науки и первоисточников, снимающих с Григория Скуратова-Бельского обвинение в его причастности к смерти митрополита Филиппа. Это отмечал еще в 1927 году А. Приклонский Приклонский А. Соловки, 1926. Сванидзе не соответствует действительности, говорит хотя бы то, что спустя два года — летом 1572 года — Царь Иоанн разместил в Новгороде свою ставку и вместе с Царицей Анной и двором пребывал там. Балашина, 1890. Издание 3-е. Трудами настоятеля сего монастыря, архимандрита Досифея.

В типографии Эдуарда Праца, 1841. Царь Иоанн Грозный. Том II. Часть II. История о делах великого князя Московского. Митрополит Филипп и становление Московского Самодержавия. Святители и власти. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты.

Очерки по истории Русской церкви. Жития св. Казань, 1881; Приклонский A. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. Опыт реконструкции. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Солеварение было в те времена важнейшей статьей доходов Соловецкого монастыря.

Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. С 379. Татищев и изучение русского летописания. С 373.

К числу любителей кровавого тирана наряду с царебожниками принадлежат русские националисты и монархисты самых разнообразных оттенков.

Хотя не стоит недооценивать и саму секту. По данным «Российской газеты», в 2007 году в нее входило около миллиона человек. Сегодня ее ряды значительно выросли, и ее идеи разделяют российские политики и депутаты Думы, а также многие священники и их паства. Следует напомнить читателю, что мемориальная вакханалия вокруг возведения памятников Грозному началась с инициативы в далекой русской провинции. В 2005 году администрация небольшого городка Любим, форпоста секты «Опричное братство», вышла с предложением возвести бронзовый памятник Грозному — под тем же предлогом, под которым был поставлен памятник ему в Орле: мол, тиран был основателем поселения.

Но тогда епархия Ярославля отклонила этот проект. Догматы царебожников во многом основаны на памфлете «Самодержавие духа» митрополита Иоанна Снычева. Снычев попытался отмыть Ивана от крови и представить его набожным государем, основателем могущественной российской державы. Николай Неврев, 1898 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань «Самодержавие духа» далеко опередило свое время и предвосхитило нынешний «век после правды post-truth era ».

По степени игнорирования исторических источников и историографической традиции это сочинение имеет только одного конкурента — «Новую хронологию» Анатолия Фоменко. С тем отличием, что переписывание истории у Снычева опирается не на безумные математические выкладки, а на «истинную веру». Снычев выдумал историю о том, что враги Филиппа плели козни и интриги, а благостный царь всячески пытался защитить оклеветанного святого. И не справился с этой задачей только потому, что не любил применять крутые меры. По Снычеву, Грозный шел не на Новгород, под вымышленным предлогом измены сея смерть и разрушение в своей стране, а просто ехал в Тверь «расследовать» дело митрополита, что и побудило врагов расправиться с Филиппом.

Но Малюта уже не застал святителя в живых.

Российский урок» март 2021-го , превратила его в одну из узнаваемых фигур консервативно-патриотической части российского общества. СМИ связывают митрополита Тихона с группой силовиков-государственников, которые вместе с примыкающей к ним частью культурного сообщества видят в митрополите Тихоне своего кандидата на роль патриарха. Подтверждением этой связи является история создания в Псковской области мемориала «Князь Александр Невский с дружиной». Инициатором этого проекта был Тихон, которого поддержало Российское военно-историческое общество, созданное в декабре 2012 года по указу президента Путина и имеющее опыт реализации подобных проектов. В попечительский совет общества входят министр обороны Сергей Шойгу, глава МВД Владимир Колокольцев и директор Федеральной службы охраны Евгений Муров, а его председателем является бывший министр обороны Сергей Иванов. Средства на создание мемориала 112 млн рублей были выделены Путиным из резервного фонда президента.

При таком раскладе участие Путина в открытии и освящении мемориала и его общение с митрополитом Тихоном выглядит вполне естественно. Сам факт такого даже мимолётного общения автоматически станет поводом для пиара и разговоров об успехе Тихона в борьбе за пост патриарха. Эти игры силового блока вызывают ярость в либеральном лагере, представители которого называют Тихона «человеком ФСБ», «митрополитом с клеймом чекиста», а его сторонников — «мракобесами», которые «соскучились по Сталину и Малюте». Налицо столкновение полных антиподов по всем смысловым линиям: консерватор — либерал, патриот — западник, традиционалист — экуменист. Аудитория Тихона — рядовое духовенство и миряне, поклонники Илариона — околоцерковная интеллигенция. Тихон ездил на Запад налаживать отношения с отпавшими от РПЦ православными, Иларион — наводить мосты с католиками и протестантами. Единственное, что сближает их позиции, — это плохое отношение к советскому периоду истории России.

Но не любят его они тоже по-разному: Тихон за то, что революция разрушила Российскую империю, Иларион — за Сталина, роль которого в разгроме Германии он отрицает, а по размаху репрессий считает, что «Сталин вполне сопоставим с Гитлером». Бросается в глаза, что в ходе этого противостояния либералы демонстрируют гораздо большую изобретательность и агрессию. Это хорошо видно на истории скандала, разразившегося после показа на Московском международном кинофестивале ММКФ в апреле 2021 года англо-эстонского фильма «Жар-птица» о гомосексуалистах в Советской армии. Судя по комментариям президента ММКФ Никиты Михалкова, консервативные взгляды и связи с силовиками которого хорошо известны, он не смотрел все фильмы, положившись на своих помощников, то есть, попросту говоря, недоглядел. Либералы использовали эту ситуацию для разжигая скандала с помощью контролируемого Кремлём националистического движения SERB, устроившего несколько акций по «разоблачению двуличия» Михалкова и связанного с ним митрополита Тихона, которые говорят, что выступают за исконные ценности, а сами допустили «показ такой похабной ленты, да ещё и в православный праздник Чистый четверг». При этом по властным коридорам ходят слухи, что либералы в союзе с «голубым лобби» сами способствовали показу «Жар-птицы», чтобы создать повод для атаки на консерваторов и внесения раскола в их ряды. Аналогичным образом близкое знакомство известной своими консервативными взглядами депутата Госдумы Натальи Поклонской с бывшим настоятелем Среднеуральского женского монастыря отцом Сергием стало поводом для обвинения митрополита Тихона в поддержке взбунтовавшегося священника.

Подобная тактика целенаправленных провокаций порождает скандалы, засасывающие в противостояние новые страты общества, и провоцирует истерики вроде той, что устроил известный публицист Егор Холмогоров в ответ на необдуманный комментарий члена синодальной комиссии по канонизации протоиерея Владислава Цыпина, заявившего, что «житие митрополита Филиппа не является Священным Писанием, которое не подлежит редактированию, и его можно будет поправить, если подтвердится, что митрополит не был убит Малютой Скуратовым». В итоге получается, что президент чисто случайно или действительно желая послать сигнал патриарху, спровоцировал кипение страстей и взрывы ненависти, которые разрушают не только авторитет РПЦ, но и спокойствие всего социума.

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов.

После этого, согласно житию святителя Филиппа и утверждениям ряда современников, Малюта Скуратов задушил узника подушкой. Владимир Путин предположил, что сведения из Жития святителя Филиппа об убийстве его опричником Малютой Скуратовым являются только одной из версий. По словам Сванидзе, версия об убийстве Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является канонической. Через год Филипп (Колычев) был убит в монастыре опричником Малютой Скуратовым. В РПЦ отреагировали на слова Владимира Путина о том, что митрополит Московский Филипп мог погибнуть и не от рук Малюты Скуратова.

Путин напомнил главе Твери о других версиях жития Малюты Скуратова

Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных. Грозный пришёл в ярость и обещал наказать Филиппа и его «сообщников». Царь не заставил долго ждать. На следующий же день по его приказу опричники казнили несколько бояр и арестовали ряд приближённых Филиппа, чтобы выпытать у них что-нибудь порочащее митрополита. Самого его Грозный в тот момент не тронул, всё же святитель пользовался народным уважением и поддержкой. Приближённые царя, конечно, убеждали его покарать Филиппа, ведь он обличал все их злодеяния и стяжательство. Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного.

Wikimedia Commons Вскоре Филипп на службе в Новодевичьем монастыре при царе сделал замечание опричникам, которые во время чтения Евангелия не сняли шапки. Разгорелся конфликт, и в пылу его Иван назвал митрополита мятежником. После этого начался церковный суд над Филиппом. Во время «расследования» в ход пошли показания лжесвидетелей, перспективы оправдания это дело не имело. Митрополит решил снять с себя сан ещё до окончания процесса. Царь заставил его провести последнюю службу в Успенском соборе, где и унизил Филиппа.

Опричник Фёдор Басманов объявил с митрополичьей кафедры о низложении митрополита. Со святителя сорвали соответствующее его высокому сану облачение и в рваной монашеской рясе отправили под арест. Филиппа заточили в Богоявленском монастыре, где не позволяли ему достаточно есть и пить, окунали в фекалии, заковали в кандалы. Так Грозный отомстил ему. Однако и этого оказалось мало. Нескольких родственников заключённого подвергали жесточайшим пыткам, после чего казнили.

Царь распорядился принести арестованному Филиппу отрезанную голову его любимого племянника Ивана Колычёва со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».

Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым Президент России Владимир Путин высказал мнение, что главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов может быть непричастен к гибели митрополита Филиппа. Историк и политтехнолог в беседе с Инфо24 выдвинули свои варианты, почему глава государства не доверяет версии убийства священника Малютой Скуратовым. Историк Николай Сванидзе предположил, что российский лидер придерживается подобной версии, поскольку, возможно, одобряет позицию исторической школы, которая хочет канонизировать царя. Российский политолог, заместитель директора "Центра политических технологий" Алексей Макаркин, в свою очередь, считает, что президент мог лишь заинтересоваться точкой зрения канонизаторов, а выдвижение им версии, что Скуратов не имеет к смерти священника никакого отношения, — это показатель исторического интереса Путина. По словам Сванидзе, версия об убийстве Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является канонической. Со времен автора "Жития святого Апостола Филиппа" Дмитрия Ростовского она никогда не оспаривалась, заявил историк. Честно говоря, не понятно. Не ясно, на какие источники он опирался при этом и кто его надоумил, потому что это странно.

Малюта Скуратов даже в среде опричнины, крайне жестокой организации, был садистом.

О нас Реклама Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20.

Руденя отметил, что реконструкция затронет церковь, где помощник Ивана Грозного задушил митрополита.

Также политики обсудили присуждение Бологому звания "Город воинской славы". Малюта Скуратов — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный дворянин, любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Путин высказал версию гибели митрополита Филиппа, не связанную с Малютой Скуратовым

Филипп отказался благословлять Малюту, тот схватил подушку и задушил старика. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Президент России Владимир Путин рассказал о второй версии гибели митрополита Филиппа, не связанной с опричником Малютой Скуратовым.

Всё об опричнине Ивана Грозного: причины, этапы, итоги

Житие митрополита Филиппа II можно исправить, если подтвердится версия о том, что его не убивал глава опричников Малюта Скуратов. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на члена синодальной комиссии по канонизации РПЦ, протоиерей Владислава Цыпина. Согласно версии, которую привел Руденя, Малюта Скуратов убил смещенного митрополита Московского и всея Руси Филиппа, который в 1568 году попал в опалу Ивана Грозного за разоблачение его злодеяний. На встрече с губернатором Твери Владимир Путин коснулся вопроса гибели митрополита Филиппа от рук опричника Малюты Скуратова.

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов.

Сколько именно денег он передал исполнителям терактов, неизвестно. О задержании таджика Джумахона Корбонова, родившегося в 2003 году в городе Пархор, стало известно 26 апреля. Корбонов был задержан в Москве 11 апреля по обвинению в мелком хулиганстве. Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство Корбонова об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Сигнал был принят, и обе стороны сделали необходимые выводы. Травля патриарха прекратилась, и он продолжил политику аккуратной поддержки церковных либералов и выращивания новых кадров. На этом фоне сам патриарх Кирилл время от времени делает знаковые заявления: то поблагодарит Путина за высокий уровень диалога Церкви и власти, то предостережёт «всяких начальников» от соблазна тирании. Митрополит Волоколамский Иларион в 2009 году сменил патриарха Кирилла на посту председателя ОВЦС, считающегося рассадником православного либерализма.

Ранее, в начале 90-х, он был настоятелем православного собора в Каунасе, затем учился и защитил докторскую диссертацию в Оксфорде, преподавал в Кембридже, был членом исполнительного и центрального комитетов Всемирного совета церквей и Постоянной комиссии по диалогу между православными церквами и Англиканской церковью. Затем возглавлял Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии РПЦ, и всё это время у него было полное взаимопонимание и прекрасные отношения с католическими коллегами. Единственный конфликт имел место в 2007 году, когда Иларион покинул заседание смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне, но причиной этого демарша были не разногласия с католиками, а конфликт внутри православной конфессии — с Константинопольским патриархатом, включившим в состав православной делегации представителей Эстонской апостольской церкви. Митрополит Иларион является автором серьёзных богословских трудов более 40 монографий и крупных музыкальных произведений. Его «Божественную литургию», «Страсти по Матфею» и «Рождественскую ораторию» исполняют по всему миру. Он инициировал создание кафедр теологии в светских вузах, организовал проведение ежегодных Московского Рождественского фестиваля духовной музыки и Волжского фестиваля духовной музыки, с 2009 года ведёт авторскую передачу «Церковь и мир» на канале «Россия 24». Но главное — Иларион призывает создать православно-католический альянс для защиты традиционного христианства в Европе и всемирный межрелигиозный форум Организацию религиозных наций по примеру ООН для объединения разных религий на основе какого-то общего знаменателя.

Высокий интеллект, разнообразные таланты и ориентация на Запад сделали его кумиром околоцерковной интеллигенции. Поклонники Илариона называют его модернистом, богословом западного толка, экуменистом, «универсальным человеком западной культуры» и даже «звездой первой величины в созвездии православных учёных» и видят в нём будущего патриарха. Помешать этому может только его неоднозначная репутация среди иерархов, которым не нравится весь этот либерал-экуменизм и присущий Илариону европейский лоск. Ещё хуже относятся к нему далёкие от верхушки РПЦ консервативно настроенные верующие. Они считают его главным «спящим» агентом Запада в Московской патриархии и обвиняют в использовании эфира на федеральном канале для нападок на покойного отца Димитрия Смирнова, продвижения сексуального образования в школах и антисемейного законопроекта «О профилактике домашнего насилия». Митрополит Псковский и Порховский Тихон старше Илариона на восемь лет, но его церковная карьера развивалась гораздо медленнее. Он долго служил в разных монастырях Москвы, участвуя в просветительской деятельности на посту ректора Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Сретенскую духовную семинарию, и ответственного секретаря, а с 2016-го — председателя Патриаршего совета по культуре.

В 2003—2006 годах Тихон принимал активное участие в процессе воссоединения РПЦ с Русской православной церковью заграницей РПЦЗ , сопровождал Путина во время поездки в США, но успешное завершение переговоров никак не сказалось на его карьере. Перелом наступил в 2018 году, когда он был возведён в сан митрополита и назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии. Это повышение открыло для него возможность претендовать на патриарший престол. Его позиция государственника, патриота и консерватора, обозначенная в выступлениях на интернет-портале «Православие.

Ранее губернатор Тверской области Игорь Руденя сообщил главе государства о планах восстановить монастырь Отроч в областной столице, отметив, что реконструкция, в частности, затронет церковь, где соратник Ивана Грозного задушил попавшего в опалу у царя митрополита Московского и всея Руси Филиппа. Глава государства напомнил тогда губернатору, что существуют разные версии гибели священнослужителя. В настоящее время от Успенского Отроч монастыря, который находился в центре Твери, остался лишь Успенский собор.

По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Тело святителя было погребено у алтаря монастырского собора, а в 1591 году перевезено на Соловки.

В 1760—1761 годах настоятелем монастыря был святитель Тихон Задонский, а с 11 октября 1811 по 18 сентября 1816 года Феоктист Бромцев, ушедший по собственной просьбе на покой в Корнилиев монастырь. Монастырь был закрыт в ноябре 1918 года. В 1930-х годах все его постройки, кроме Успенского собора, были снесены.

Путин рассказал о другой версии гибели митрополита Филиппа

И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех. Опричник Малюта Скуратов мог быть непричастен к смерти митрополита Филиппа в XVI веке. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе выступления на ВЭФ, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания о версиях гибели опального священнослужителя. Малюта Скуратов (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) оклеветан в нашей истории так же как и Царь Иоанн Грозный. «Не знаю, от чего и как умер митрополит Филипп, и никто сейчас этого достоверно не знает, но в версию убийства его Малютой Скуратовым в отместку за отказ благословить опричников я бы поверила в самую последнюю очередь и только при наличии неопровержимых доказательств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий