Людмила Улицкая* представила петербуржцам книгу «Бумажный театр» с подзаголовком «непроза», а также новую авторскую серию «Людмила Улицкая. Людмила Улицкая: Кто может исключить массовый взрыв при сегодняшней ситуации? РХТУ им. Менделеева лишил Людмилу Улицкую звания почетного профессора. И кто знает, может быть, Людмила Улицкая еще опишет или придумает для этого общества своего святого примирителя, своего Даниэля Штайна. это антисоветская и антироссийская российская писательница, идеологическая гомосексуалистка.
Три брака, два рака, плагиат и донаты ВСУ: жизнь Людмилы Улицкой среди русских «варваров»
С мужем они начинали работать в одной лаборатории. Но следующие десять лет Людмила сидела дома с детьми, а ее муж-генетик за это время стал доктором наук. И в его отношении к жене стало читаться: «ты домохозяйка, я — успешный ученый». Развод был сложным и растянулся на два года. Дети были маленькими, у Людмилы Евгеньевны не было работы, за десять лет она потеряла профессию, упустила время.
Но на ее любовном горизонте уже появился другой мужчина, и жить с чувством вины она не хотела. Трудный развод Позже в своих интервью Людмила Улицкая будет называть развод сильным поступком, который определил ее жизнь. Заставил освободиться от ограничивающих убеждений, поверить в свои силы, научил доверять себе и ставить на себя. Но когда женщина выбирает себя, кому-то там, наверху, это всегда очень нравится.
В гостях у подруги Людмила Евгеньевна встретила основателя Еврейского театра Юрия Шерлинга и так его впечатлила своей эрудицией, что он пригласил Улицкую в свой театр на должность завлита. Пройдет немного времени, и российским женщинам будет не за кого выходить замуж.
Несколько лет подряд Людмила занимается проектом «Другой, другие, о других», направленного на продвижение культурной антропологии среди детей младших и старших классов. Улицкая активно участвует в благотворительности, в том числе является членом совета московского фонда помощи хосписам «Вера».
Людмила не обошла стороной и политическую жизнь государства. Она отстаивала свободомыслие граждан в 2011 году в Лондонском внешнеполитическом центре. В самом начале конфликта межу Украиной и РФ, в 2014 году писательница участвовала в конгрессе «Украина — Россия: диалог», который проходил в Киеве в апреле. Благодаря своему выбору в 2016 году она стала лицом партии «Яблоко».
Личная жизнь Людмила трижды связывала себя узами брака. Молодая пара не понимала, как создавать семью, и каждый из молодожёнов предпочитал заострять внимание на собственной независимости. Поэтому первый брак оказался неудачным во всех смыслах. Закономерно, что второй брак Людмилы состоялся с доктором биологических наук Михаилом Евгеньевым.
Это произошло во время периода застоя в личной жизни Улицкой, когда её основной деятельностью была работа по дому. Постоянное недовольство по поводу несостоявшейся карьеры и противоречия в семейных отношениях привели к разводу. От их связи, продлившейся около десяти лет, появились двое сыновей: Пётр и Алексей. Третье замужество стало творческим.
Поэтому все зависит от того, хотим мы получать информацию или нет. Сегодня информация гораздо более доступна, чем во времена моей молодости, поэтому хотим знать — будем знать. О том, возможно ли сегодня издание в Германии российских книг и авторов В Германии сто лет тому назад в Берлине было около 70 русских издательств — 70! Сегодня, конечно, такого нет, но тем не менее что-то будет, какая-то русская веточка будет, несомненно. Она, собственно говоря, уже и есть, она даже и была, потому что русскоязычная газета существовала. Отчасти это пророссийские издания, потому что Россия тоже финансирует какие-то издания здесь.
Я думаю, что русская литература какое-то время просуществует, как она существовала в 1920-е годы — в изгнании. Кроме того, сегодня очень быстро делаются переводы, и эта дорожка от русского языка к международным разным площадкам стала гораздо более короткой. Это внушает надежду. Мы стали гораздо более планетарны, и культура стала гораздо более планетарна. Всякая интересная книжка, напечатанная, написанная на сербском, китайском, финском языке через три месяца издается на 50-ти, это я знаю по себе. То, что происходит сейчас, — это предмет для наблюдения, потому что мы находимся в самом центре событий.
И то, что происходит сегодня, — это беспрецедентно, интересно, и сегодня чрезвычайно важно это фиксировать. Не так быстро происходит литературная реакция, но тем не менее она будет происходить, и я думаю, что мы прочитаем интересные книжки и об этом времени. Я думаю, что нам предстоит еще достаточно интересное чтение о нашем времени. Не самая удачная из его книжек, но тем не менее он пытается говорить на эту тему — это очень важно. Я думаю, что для литературы, для писателя чрезвычайно важно какое-то время, которое должно пройти, чтобы осмыслилось всё происходящее. Но сегодня такая яркая публицистика и такая замечательная журналистика.
Я думаю, что они во многом на себя берут, во многом замещают литературу. Потому что такое информационное пространство, какое сейчас, такого не было никогда, такое напряженное, насыщенное, очень активное и адекватное. Помните анекдот о том, как бабушка перепечатывает «Новый мир» на машинке, чтобы внук прочитал, потому что ребенок привык читать только самиздат? Поэтому наш опыт чтения, условно говоря, запрещенной литературы достаточно крепко укоренен. Я думаю, что сегодня вряд ли что-то можно запретить. При том мощном потоке информации, в котором сегодня живет мир запретить что-нибудь просто невозможно.
В январе депутат Госдумы Дмитрий Вяткин заявил , что «те произведения, которые не выдержали испытания временем, которые не соответствуют действительности, должны быть исключены из школьной программы». В качестве примера он привел «Архипелаг ГУЛАГ», в котором, по его словам, автор исторического романа Александр Солженицын «высосал из пальца» и придумал многие факты. Впрочем, в тот же день глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова поспешила заверить , что «вопрос об исключении произведения не стоял и не стоит». О работе над новой книгой У нас образ жизни очень мало изменился. Муж мой рисует, я что-то пытаюсь писать. Меня очень занимает тема Берлина столетней давности, когда в Берлине было очень много русских.
Это такая очень яркая историческая рифма, потому что Берлин в 20-е годы прошлого века был полон русскими, и сейчас опять очень много русских. Это по составу другие русские, не те, что были в начале XX века, но тем не менее русская речь в Берлине на улице слышна постоянно. Я очень давно начала эту книгу. Не знаю, удастся ли мне ее закончить… И тема ее на самом деле: «туда и обратно», как люди уезжают из России, как они возвращаются и иногда уезжают снова.
Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.
Она была трижды замужем, о каждом муже она может рассказать свою историю. Первый раз она выходит замуж, будучи студенткой, за студента физтеха Юрия Тайца. Улицкая сознаётся, что это был настоящий студенческий брак, то есть у них не было настоящих проблем: они всё ещё оставались детьми своих родителей, но уже жили на отдельной квартире. Брак распался из-за постоянного выяснения отношений: кто из них главнее в семье, кто из них первый. Самым важным и тяжёлым решением в своей жизни Улицкая считает развод со своим вторым мужем — отцом её двоих маленьких детей.
Сначала, когда понимаешь, что брак прекратил своё существование, а осталось только одно совместное сожительство, то пытаешься подстраиваться, но, оказывается, очень тяжело жить под одной крышей двум абсолютно чужим людям. Так же посчитала Улицкая: «... За десять лет нашего брака принципиально изменился характер наших отношений.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
Людмила Улицкая — все новости о персоне на сайте издания Людмила Улицкая сегодня — Издательство АСТ приостановило выплату гонораров писательнице Улицкой. Читайте последние новости дня по теме Людмила Улицкая: Букмекеры включили российскую писательницу в фавориты "нобелевки". В 1983 году Людмила Улицкая пробует себя в амплуа настоящего сценариста. Людмила Улицкая оказалась в числе тех, кто выступил в поддержку украинского террориста Олега Сенцова.
Людмила Улицкая книги и биография
Людмила Улицкая о Крыме, феномене Зеленского и Путине (Обозреватель). новости Волгограда. Себя Людмила Улицкая* идентифицирует как еврейку, принявшую христианство, о чём неоднократно повторяла в интервью.
Издательство АСТ заморозило гонорары Людмилы Улицкой
Ведь одна из главных любимиц отечественной либеральной публики не скрывала своего негативного отношения как к воссоединению Крыма с Россией, так и к началу СВО. После 24 февраля 2022 года сочинительница пополнила ряды "испуганных патриотов", уехав за рубеж, в Германию. Впрочем, даже саркастическое определение "испуганный патриот" к Улицкой теперь применять нельзя, ведь в своём разговоре с русскими пранкерами Вованом и Лексусом писательница окончательно продемонстрировала, что в ней нет ничего патриотического. У ценителей либеральной культуры Людмила Улицкая была нарасхват. И в беседе с "представителем демократической страны" писательница перестала скрывать свою русофобию. В частности, Улицкая заявила , что русские участвуют в СВО из-за невозможности найти другую работу, а сама она активно финансирует киевский режим: Книги [мои в России] пока издают. В магазинах их продают запечатанными в пакеты прозрачные, но пока что продают.
Экспериментальные мини-циклы трагикомичны и предлагают целую галерею сюжетов, в то время как традиционный автобиографический рассказ, например, о неслучившемся путешествии в Италию и о чтении Геродота кажется чем-то проходным.
Улицкая в этом сборнике, вроде бы декларируя намерение дать что-то не слишком литературное и вымышленное, парадоксально показывает себя прежде всего романистом, любящим писать по-разному и везде стремящимся найти место игре воображения и иронии. Ирония характерна и для творчества писательницы в целом, хотя иногда глубоко спрятана за общим серьезным содержанием: та же Сонечка с ее книжным эскапизмом трогательна именно потому, что местами по-донкихотски комична. В силу подобной многослойности персонажей каких только «измов» с приставками «нео-» и «пост-» прозе Улицкой не приписывали: реализм, сентиментализм , модернизм. Но есть ли вообще какой-то смысл говорить об «измах» сегодня, когда одновременно сосуществует огромное количество жанров и стилей? Людмила Улицкая открыла целый жанр современной русской литературы — большого семейного романа о прошлом и памяти. Именно у нее СССР впервые предстал как некое законченное прошлое, часть нашей коллективной памяти, в этом ключе рефрен сборника об отсутствии хронологии — а значит, и об относительности прошлого — звучит как жуткое и актуальное замечание. Возможно, для некоторых жанров и направлений пока просто не придумано терминов.
Мотив памяти в «Моем настоящем имени» тоже присутствует. Память здесь представлена как что-то нелинейное и выходящее за пределы непосредственно прожитого. Так, одна из героинь в старости погружается в свой отдельный мир и видит предыдущих жильцов своего дома. Сознание человека у Улицкой зачастую обусловлено божественной природой, а отвечающий за память мозг — это мистический орган, где кроется дуализм духа и материи, о котором в книгах писательницы говорится не раз. Улицкая, некогда сотрудница Института генетики, считающая себя христианкой, часто обращается к теме примирения, казалось бы, враждебных друг другу концепций. Переводчик», один из главных ее романов, во многом посвящен диалогу между авраамическими религиями, примирению иудаизма и христианства. С точки зрения литературных канонов в прозе Улицкой тоже часто сочетаются разнородные, почти взаимоисключающие приемы и способы повествования: документальное и вымышленное, реалистичное и мистическое, сухие лаконичные описания и богатые образами эссеистичные рассуждения.
Если бы по аналогии с французским «новым романом» существовало понятие постсоветского «нового романа», опирающегося на классический реализм, но понемногу включающего и элементы из более поздних направлений, то Людмилу Улицкую можно было бы назвать его основоположницей. В «Моем настоящем имени» этот постсоветский «новый роман» раздроблен на отдельные истории, разные по стилю и содержанию. Фактически читателю предлагается едва ли не полная панорама всех фирменных приемов и мотивов писательницы, среди которых есть и новые. А после пронзительного эпилога о переезде на новое место вовсе закрадывается мысль, что подобная раздробленность хронологии и многочисленность сюжетов символизируют трагичную и кровавую разделенность российского общества, которая сейчас особенно заметна.
Когда и как вы приняли решение уехать из Москвы и чем собираетесь заниматься в Берлине? Мы с мужем не успели принять решение — его принял мой старший сын. Приехал и сказал: «Собирайтесь, пора уезжать». Это было 1 марта 2022 года. План — пожить еще немного и, если Бог даст, одну книжку написать. Почему Берлин? У меня в Берлине квартира, которую я купила 12 лет назад, когда завелись первые деньги. Тогда жилье в Берлине стоило впятеро дешевле, чем сейчас. Квартира стоит на месте снесенной Берлинской стены, что символично — жить на границе. Вполне соответствует моему состоянию жизни на границе в самых разных смыслах. Насколько Берлин похож или не похож на Москву? В чем он лучше, а в чем хуже? На Москву Берлин совершенно не похож. Про «лучше-хуже» сказать не могу. Берлин, по крайней мере в той его части, где мы живем, на месте Берлинской стены, город прямолинейно-квадратный, эта часть города застраивалась в одно и то же время, по одному плану, получилось вполне достойно и вполне скучно. Но есть старые районы, где приятно погулять. Ну и музеи берлинские великолепные. Чем Берлин лучше Москвы, могу сказать не задумываясь: исключительно толерантный город, по улицам ходят сирийцы, русские, африканцы, и никто не привлекает особого внимания.
Наяву разговариваешь с кем-то абсолютно о других вещах и все равно об этом думаешь. Он тебя съедает полностью. Я не умею по-другому работать. Другие — могут. Например, Борис Акунин в ответ на вопрос как он работает, недавно гениально ответил: два часа утром. Я, конечно, не поверила: за два часа просто нельзя столько произвести. Но вообще, какая должна быть внутренняя дисциплина, чтобы со всем своим творческим вдохновением в два часа уложиться?! Значит — решила я — во все остальное время он думает! А у меня, видимо, просто меньше мощности, я так не могу. Когда я пишу большую книжку, я там с потрохами, целиком, а в жизни меня нет. Хорошо, если этого люди не замечают, потому что я, находясь физически с ними, вообще-то отсутствую. А отсутствовать я больше не хочу, хочу посмотреть по сторонам, порадоваться жизни, сколько осталось. Это «радование» ко мне не так уж давно пришло: я в молодые годы была большой мизантроп, мне всё не нравилось, все не нравились, и только с годами, благодаря отчасти раку, который я пережила и, слава богу, выскочила, у меня сейчас совершенно изменилось отношение к проживанию дня, минуты, часа. И радость от этого проживания. И я должна была это сделать. Потому что при полном ощущении, что ничего сделать нельзя, есть еще ощущение, что ничего не делать хуже. Вот и полезла. Ничего особенного не произошло: Пушкинское метро от меня в 10 минутах, доехала, постояла 15-20 минут, это имело абсолютно нулевой эффект. Даже интересно, до какой степени прохожие не обращали внимания на эту маленькую группку старых придурков. Покрепче духом, в том числе? Просто так сложилось конкретно в этот раз. Во мне нет никакого ворчания, мне нравится и ваше поколение и те два, что за вами выросли. Самое существенное — мы, в нашем поколении, друг без друга просто не выживали. Жизнь была так устроена, что для того, чтобы пойти к врачу, надо было попросить подружку с посидеть с ребенком. Для того, чтобы достать билет в Ленинград, надо было позвонить двоюродной сестре твоей знакомой, чтобы она тебе билет купила. Быт был чрезвычайно сложен: я приходила в мясную лавку в подвал, где у меня был знакомый мясник, и всегда покупала шесть кусков мяса: Раде, Наташе, Тане, Диане, Ире, — потому что я не каждый день туда ходила, да и ни черта не было. Эти шесть кусков мяса я притаскивала домой, и дальше шла раздача. Социальность была гораздо выше, чем сейчас. И степень зависимости — дружеской, любовной — была гораздо более высокая, чем в теперешней жизни. Сейчас все по-другому. Вы друг за друга держитесь только по личному выбору, никакой бытовой надобности нет: можно позвонить и вызвать бебиситера к ребенку, мясо — на дом, мужа — на час холодильник починить, да что угодно. А я не хочу выходить из привычного своего мира и прежних отношений. Это создает невероятный жизненный комфорт: я чувствую себя окруженной Великой китайской стеной друзей. Это на эмпатии все работает. В этом ничего плохого нет. Вот когда человек не может позвонить по телефону в Скорую помощь, и к нему не приедут помогать, спасать, лечить — это плохо. Как ты думаешь, мне управиться самой или все-таки звать врача? Вокруг меня есть люди, которым я абсолютно доверяю и передоверяю решение многих своих вопросов. И они решаются вручную, с затратой огромного количества усилий, что позволяет мне испытывать дикое удовольствие. А это чрезвычайно важная вещь — чувствовать себя включённым в социум положительным образом. Я считаю, что все эти похорошения — на самом деле декорации дурного вкуса. Успокойся, это городу нужно: это пространство для гуляния, эти сияющие тротуары скользкие — все имеет гораздо более благообразный вид, чем пятьдесят лет назад». Я думаю, что здесь большое значение имеет то, что называется в биологии импринтинг: первые картинки, первые запахи, первые ощущения, зрительные образы — все то, что с нами остаётся навсегда и что нам нравится на протяжении всей жизни. Именно поэтому так много людей вспоминает о своем тяжелом детстве с умилением — это было время открытия мира и счастья. И это осталось внутри, в виде отпечатка. Тут я ничем не отличаюсь. Москва моей памяти — другая. Знаешь, я недавно шла от метро Пушкина к памятнику Юрию Долгорукому, под хвостом которого был устроен некий балаган, где я должна была выступать. Маршрут этот я знаю 70 лет. У господина в каждой руке было по девочке. Девочки мне казались довольно невзрачными, но, когда они выросли, оказалось, что господином был Александр Вертинский, а девочками — две его дочки: Настя и Марианна. Рядом со школой помню аптеку, которая стояла на том месте, где сейчас новый Пушкинский сквер. Я помню, как памятник Пушкину стоял на другой стороне, напротив себя нынешнего. Я иду дальше и узнаю каждый дом, в котором у меня были друзья. Все это выглядит иначе, да и все умерли, никого нет. Но я помню их поименно. Например, Витя Новацкий в Малом Гнездниковском переулке, к которому ходили все театральные люди, художники, музыканты, потому что не было человека, который лучше бы знал культуру авангарда и театр. Его квартира в знаменитом доме Нирнзее — тайна мекка московской интеллигенции. В соседнем доме жила Мария Сергеевна Павлова, когда-то — секретарь дирекции Малого театра, еще до того — актриса. Фамилия ее девичья — Муханова. Если дешифровать, то выйдет, что Мухан — это как Набоков или Шахновский, как вся русская знать, произошедшая из татарских корней триста лет назад. Это всё их потомки. Они здесь родились, выросли, умерли. Это все — город. Он живет и стареет вместе со своей историей. Старый, стареющий город, сохраняющий свои сюжеты — это органично. Сегодняшняя Москва не наследует никакому своему прошлому. На всем небольшом отрезке моего пути я нашла не изменившимся только Елисеевский магазин. Внутри, кажется, даже лампы висят те же самые. Остальное — молодится и бесконечно обновляется, боясь застыть даже на секунду. Гонится за ускользающей молодостью. Никогда еще не было такого тренда быть молодым — от увлечений до одежды. Всегда была возрастная одежда и пожилые люди и одевались, и вели себя определенным образом. Сегодня все хотят быть молодыми. И у многих, кстати, получается. Важно понимать, что все перемены, произошедшие на протяжении последних семидесяти лет, то есть одной жизни человека, это невообразимые перемены для биографии города. И единственное, о чем бы я просила своих более молодых современников — пишите! Пишите, пишите, потому что все, что сегодня в Москве еще есть, через следующие семьдесят лет окажется восхитительно волнующим свидетельством из прошлого для ваших детей и внуков. Стало больше света. Но, когда я выезжаю на Третье кольцо, у меня ощущение, что я нигде. Я не понимаю, что это за город, где он, на каком континенте, в какой точке мира — такое среднее место. Почему ты смеешься? Конечно, я понимаю, что Москва не Питер, у нее нет такого острого характера и архитектурно выраженного лица. Но существует понятие — образ города. И образ Москвы, всегда очень скромный, на самом деле, сегодня изменился не каким-то естественным образом, а по придумке архитекторов и градостроителей. Мне это не нравится, но я с этим соглашаюсь: окей, так стало удобнее. Я продала машину, стала ездить на метро, потому что только так можно рассчитать свое время теперь в этом городе. Там иногда бывает давка, но благодаря моей роскошной жизни без офисных обязательств, я на работу не езжу. И в часы пик могу позволить себе в метро не спускаться. Кроме того, я обожаю эскалатор! И метро люблю — вот эти разглядывания: лицо за лицом, такие разные морды, такие потрясающие. Это ежедневное приключение — встреча с огромным количеством людей. Знаешь, мой муж Андрей в молодые годы все время рисовал в метро.
Издательство АСТ прекратило выплаты писательнице Улицкой за поддержку Украины
всемирно известная современная российская писательница-романистка и автор коротких рассказов. Кто-то из них продолжает заниматься этим делом, а кого-то уже нет. Людмила Улицкая (внесена Минюстом РФ в список иностранных агентов) — российская писательница, сценарист, жизнь которой похожа на увлекательный роман. Можете ли уже какими-то секретами поделиться: кто в центре внимания, какие, может быть, сюжеты исторические, персоналии?