Новости кто такой кант

Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны.

Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта

Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма.
Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла Великий немецкий философ Иммануил (в переводе «с нами Бог») Кант, которого современные ему богословы так люто ненавидели, что его именем называли нелюбимых собак, связан с Россией тесными узами.
Павловская поселенческая библиотека | Иммануил Кант 330 лет со дня рождения А Ливерная колбаса Шольц попытался запретить ВВП цитировать Канта. Хотя большие сомнения что Олух Шмольц знает кто такой Кант.

СМЕРТЬ И ЗАВЕЩАНИЕ КАНТА

Эта идея не раз возникала в дальнейшей философии и методологии науки. Ее основатель Конрад Лоренц апеллировал к кантовскому учению об априорном знании, утверждая, что априорное для индивида то есть врожденные когнитивные структуры являются апостериорным для вида, то есть сложились в ходе его эволюционной истории. Хотя сегодня в профессиональной философии науки, ориентированной в основном на англо-американскую традицию, явные апелляции к Канту не столь часты, его идеи глубоко усвоены и интегрированы в ее понятийный аппарат. И каждый раз, когда строятся философские рассуждения о природе научного знания, влияние Канта, пусть и неявное, обнаруживает себя. Закрыть гештальт по-кантовски Если математика испытала влияние кантианства через концепцию априорного знания, то в психологии идеи Канта повлияли прежде всего на понимание субъекта и доказательство его автономии. Это влияние не было прямым, а опосредовалось трансцендентальной традицией в философии, развивавшей принципы кантовского трансцендентализма. Кант обосновывает самостоятельность и спонтанность субъекта, его несводимость к эмпирическим факторам. Субъект деятельно конструирует предмет познания, сообразуясь со своими априорными познавательными структурами. Эта идея открывает дорогу к исследованию субъективности как особой реальности, данной «изнутри», через самонаблюдение или интроспекцию.

На этой почве в психологии разгорелся многолетний спор между сторонниками эмпирического подхода, стремящимися превратить психологию в строго экспериментальную дисциплину по образцу естественных наук, и защитниками трансцендентальной перспективы, утверждающими несводимость психики к внешне наблюдаемому поведению и первичность внутреннего опыта субъекта. Наиболее явно кантианские мотивы проявились в гештальтпсихологии с ее утверждением целостности и спонтанной самоорганизации перцептивных структур.

Попытки выйти за горизонт опыта, чтобы судить о Боге, мире в целом, душе, свободе, бессмертии, приводят разум к противоречиям. Сформулированный Кантом нравственный закон — «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» — служит основой для представления о человеке как свободном, автономном существе. Участники круглого стола — преподаватели, студенты — говорили об актуальности наследия Канта, его влиянии на развитие современного философского мышления: «Был ли Витгенштейн последователем Канта? Медведев ; «Рецепция идей Канта в русской философии» доц. Каримов ; «Принципы справедливой войны и мирного сосуществования в учении И. Рассела Алекандр Крутов ; «Философия познания Л.

Эта система была изложена прежде всего в работах: «Критика чистого разума» «Kritik der reinen Vernunft», 1781, 2. Ранний Кант пытался сочетать некоторые принципы естественно-научного материализма с идеями Г. Лейбница и его последователя X. Наиболее значительный труд этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба» «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», 1755 — содержит космогоническую гипотезу об образовании планетарной Солнечной системы из первоначальной «туманности». Опираясь на законы механики, открытые И. Ньютоном , Кант заявляет: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен возникнуть мир», оговариваясь, однако, что естественно-научное в то время механистическое понимание природы не может объяснить «возникновение одной только былинки или гусеницы» Соч. Сочинение «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» «De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis», 1770 знаменует начало перехода Канта к «критической философии», поворотным пунктом в котором стало его «пробуждение» в 1771 г. Юмом анализа причинности. В «Критике чистого разума» Кант обосновывает исходное положение своей системы: кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, т. Эта родственная философскому скептицизму дуалистическая концепция обычно характеризовалась в 19 в. Главная задача «Критики чистого разума» — исследование возможности создания философии как науки предшествующая философия, по Канту, была лишь рассуждением на философские темы. Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанным образцом которого является чистая математика и математическое естествознание, т. Содержание математического знания составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения а без них невозможна наука не могут быть почерпнуты из опыта, дающего основания лишь для индуктивных выводов, которым недоступна аподиктическая всеобщность. Следовательно, положения чистой математики априорны, т. Необходимо, однако, объяснить, как в этой системе априорных положений возможно приращение знания. Рационалисты 17—18 вв. Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т. Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер.

Однако влияние Канта на методологию естественных наук переоценить сложно — уже в силу его беспрецедентного воздействия на всю интеллектуальную культуру последующих столетий. Став одним из самых влиятельных философов Нового времени, Кант задал целый ряд концептуальных рамок, в которых двигалась научная мысль. Предложенный им «коперниканский переворот» оказался крайне продуктивным для постановки эпистемологических проблем. Раз мы не можем исходить из познания вещей самих по себе, нужно начать с исследования самих познавательных способностей субъекта — ведь они даны нам с полной очевидностью и доступны рациональному анализу. Эта идея не раз возникала в дальнейшей философии и методологии науки. Ее основатель Конрад Лоренц апеллировал к кантовскому учению об априорном знании, утверждая, что априорное для индивида то есть врожденные когнитивные структуры являются апостериорным для вида, то есть сложились в ходе его эволюционной истории. Хотя сегодня в профессиональной философии науки, ориентированной в основном на англо-американскую традицию, явные апелляции к Канту не столь часты, его идеи глубоко усвоены и интегрированы в ее понятийный аппарат. И каждый раз, когда строятся философские рассуждения о природе научного знания, влияние Канта, пусть и неявное, обнаруживает себя. Закрыть гештальт по-кантовски Если математика испытала влияние кантианства через концепцию априорного знания, то в психологии идеи Канта повлияли прежде всего на понимание субъекта и доказательство его автономии. Это влияние не было прямым, а опосредовалось трансцендентальной традицией в философии, развивавшей принципы кантовского трансцендентализма. Кант обосновывает самостоятельность и спонтанность субъекта, его несводимость к эмпирическим факторам.

«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта

Власти Калининграда: Кант умер, будучи подданным российской короны КАНТ, ИММАНУИЛ (Kant, Immanuel) (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения.
Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям.
Иммануил Кант - биография и и суть философского учения |Живое Наследие XII Кантовские чтения: Кант и этика Просвещения (2019).
Известные люди Иммануил Кант (Игорь Яковлев 4) / Проза.ру 22 апреля в течение дня в Быковской сельской библиотеке был проведен медиа – обзор «Кто такой Иммануил Кант?».

Кто такой Иммануил Кант?

Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). в 1756 году Кант написал крупную работу с разбором восьмитомного труда швведсеого учёого и теософа Эммануила Сведена, "Тайны небес". Владимиром Лениным.

Иммануил Кант и его философия

Особого внимания к могиле философа не было со стороны местных властей вплоть до 1880 года. Только тогда было решено извлечь прах ученого из братского захоронения ученых мужей и идентифицировать его. Комиссия, состоявшая из известных кенигсбержцев, под руководством директора Ольштадтской гимназии Карла Витта проводила раскопки на месте профессорского пантеона в течение двух июньских дней. Не буду вдаваться в деликатные детали этого мероприятия, но изначально на месте упокоения гения философии были обнаружены части скелета пожилого человека, а неподалеку половинка таблички с посвящением от душеприказчика Иммануила Канта. Результаты идентификации праха вызвали шок у членов комиссии: останки принадлежали современнику философа - профессору теологии Иоганну Шульцу. Каким образом табличка Канта оказалась не на своем месте, объяснить было невозможно.

Но на этом сюрпризы раскопок не закончились. По свидетельствам многочисленных очевидцев, Кант был погребен справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали. Отчаявшись, решили копать в противоположную сторону и через некоторое время наткнулись на скелет еще одного человека преклонного возраста. По мнению комиссии, которое определилось не за один день полемики и споров, именно эти останки и принадлежали Канту. К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта.

На протяжении своей университетской жизни Канту приходилось писать эпитафии умершим коллегам. Интересно то, что Кант выражал через каждое стихотворение собственные философские мысли: В честь доктора Лестока, военного советника и профессора права в Кёнигсберге 1780 Так ход вещей у каждого изображён в глазу, Как отражение его рисует, природой, что дано ему. Иному это кажется обманом ради смеха или плача, Один живёт лишь наслажденьями, другой — для видимой удачи. Да будет правило одно, у сердца не отнять которого: Будь человечным, честным, верным и с чистой совестью! Игра — всё остальное, Ведь мудрецом и человеком быть — для смертных слишком много! Памятник Канту с Альтштадской кирхой. Цветная гравюра по дереву.

Клоц по рисунку Г. Музей города Кёнигсберга. Миф седьмой: Кант любил одиночество В 46 лет Кант в 1770 г. Дважды, в 1786 и 1788 г. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания.

В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки, причём этому правилу он не изменял даже тогда, когда находился уже в преклонном возрасте. Кант никогда не любил обедать в одиночестве, но всегда за беседой. Такие обеды продолжались два, а то и три часа. Пока философ был беден, он предпочитал обедать в трактире, где всегда находились собеседники. Приобретя дом, Кант приглашал к обеду своих друзей из числа кенигсбергской знати или купцов и слышал множество интересного, что происходило за пределами Кёнигсберга. Заботясь о том, чтобы компания за столом не распадалась, Кант сформулировал полезное для всех правило — число гостей за столом не должно быть меньше числа граций, но ни в коем случае не больше числа муз. Наиболее распространенные варианты утверждают, что это три или четыре.

Кант, без сомнения, имел в виду эти числа, отчего получалось, что вместе с хозяином за столом не должно быть меньше 4-5 человек, в противном случае, беседа не получит нужного разнообразия и может оказаться скучной. Основное правило собравшихся было таково: беседовать обо всё чём угодно, но только не о философии. Сцена из жизни Кант и его гости за обедом.

Даже в наши дни встречаются Канты и Кандты. А имя «Эмануил» философ сам заменил на «Иммануил», так как считал подобную запись более правильной с точки зрения языкознания.

Каноны и «апокрифы» Помимо документов какие-то вехи жизни Канта мы узнаем от него самого. Правда, рассказывал он о себе нечасто и далеко не обо всем. Например, почти не распространялся о личной жизни. Кроме того, к собственным свидетельствам философа нужно относиться с осмотрительностью. В частности, Кант полагал, что его предки прибыли на побережье Балтийского моря из Шотландии.

Исследователи ставят эту гипотезу под сомнение, так как она недостаточно подкреплена фактами. Важным источником сведений о Канте являются его современники — друзья, недруги, путешественники. Особую роль здесь играет личная переписка, но она не всегда доступна широкому кругу читателей. На помощь приходят три канонические биографии, подготовленные учениками, друзьями, сотрапезниками Канта: Р. Яхманом, Л.

Боровским, Э. На русском языке пока издан труд только последнего, остальные работы планируются к публикации в этом году. Данные тексты, увы, несвободны от субъективизма. Вместе с тем они позволяют составить какое-то общее представление о Канте или как минимум о том, каким бы его хотели видеть друзья-богословы — все трое авторов были теологами. В этих биографиях Кант больше похож на какого-нибудь легендарного благочестивого мудреца, который родился сразу стариком.

Отчего образ философа кажется немного плоским и тусклым. Он едва ли не раньше других вскоре после смерти Канта в 1804 году опубликовал анонимную брошюру, где представил своего коллегу по Альбертине не таким уж хорошим человеком, гражданином и ученым.

Короткая ссылка 23 апреля 2024, 13:43 Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. Он утверждает, что президент России Владимир Путин «не имеет права» ссылаться на Канта в своих выступлениях.

Основные вопросы философии Канта

Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков.

Известные люди Иммануил Кант

Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnueːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, человек, оказавший широчайшее влияние на историю современной западной. 1804) —очень известный немецкий философ, основоположник классической философии. Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества.

Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России

Поэтому, хотя далеко не все психологические школы напрямую апеллируют к Канту, его идеи стали неотъемлемой частью концептуального фундамента, на котором строится современная психологическая теория субъекта. Этика Этическая философия Канта с ее центральным понятием категорического императива стала отправной точкой и концептуальным ядром для всей последующей моральной философии. По сути, именно Кант своей «Критикой практического разума» создал моральную философию в современном смысле — как рациональную нормативную теорию морали. Кантовская этика формулируется в полемике с британским утилитаризмом, в первую очередь с моральной философией Юма. Если для утилитаристов исходным пунктом в этике является польза, то есть удовлетворение индивидуального интереса, то Кант стремится преодолеть этот индивидуализм и эгоцентризм. Моральный закон для него имеет форму категорического, а не гипотетического императива, и носит абсолютный и универсальный характер.

В то же время, хотя Кант и называет свою практическую философию «критикой», то есть анализом способности морального суждения, то есть практики на языке эпохи Просвещения «мораль» обозначала прежде всего «образ действия», устойчивые формы социального поведения , де-факто его этика сугубо нормативна и предписывает, а не описывает определенный тип поведения. Действовать морально, согласно Канту, значит действовать так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом. Иными словами, нужно поступать согласно правилу, которое ты мог бы пожелать видеть универсальной нормой. Но такая этика в состоянии работать практически, только если все люди будут ей следовать. Кантианство не дает однозначного ответа на моральные дилеммы в ситуациях конкретного жизненного выбора.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать? Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый — чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно. Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ — категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок. Особенности социальной философии Иммануила Канта Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него.

При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом. При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Чем известен Иммануил Кант Иммануил Кант — это известный немецкий философ, труды которого повлияли на дальнейшее развитие философской мысли по всему миру. Философ систематизировал теории познания, которые легли в основу эпистемологии — науки, исследующей знание как таковое. Зачастую в качестве синонима для этой дисциплины используется понятие «гносеология». Также Кант писал труды, посвященные этике и эстетике , а также повлиял на развитие идеалистической философии. Кант — это великий мыслитель прошлого, чьи труды заставляют задумываться над важными вопросами при подробном изучении философии. Подробную статью о том, с чего начинается изучение философии, ты найдешь здесь.

Иммануила Канта за его вклад в философию нередко называют самым великим философом за всю историю человечества. Ему удалось переосмыслить философию рационализма и эмпиризма, направив развитие философской мысли в новое русло. Основные вопросы философии Канта Философия Канта строится на трех основных вопросах: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?

Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом Поделиться Калининград — город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. Многие места связаны с именем знаменитого мыслителя, некоторые сохранились в своем первозданном виде. Туристические компании составляют по ним отдельные экскурсионные маршруты.

Первое, достаточно очевидное место — остров Канта у кафедрального собора XIV века. Около него находится могила Канта с памятником. Известно, что город сильно пострадал во время Второй Мировой войны, но надгробный знак остался на своем месте и не был затронут боевыми снарядами. Известно, что город сильно пострадал во время Второй Мировой войны, но надгробный знак остался на своем месте. Здесь можно увидеть его воссозданную одежду и знаменитый кантовский обед.

Иммануил Кант — подданный Российской империи

В этом состоит гуманное направление науки. Каждому человеку нужно иметь особенно устроенный второй глаз: медик нуждается в критике нашего познания природы, юрист — в критике нашего познания права и нравственности, богослов — в критике нашей метафизики, а геометру нужна критика познаний нашего разума вообще. Итак, второй глаз есть ни что иное, как самопознание человеческого разума, без которого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний». Раннейшие произведения Канта посвящены естественно — научным проблемам, позднейшие — проблемам моральным. Основные положения философии Канта суть следующие. Мир, который мы знаем, по Канту, не есть мир действительно существующий, а лишь наше представление, образованное воздействием на нас какого-то внешнего X вещи в себе — Ding an sich и нашею познательною природой, сообщившею этому воздействию образ мира сего. Все, что на нас воздействует отвне, мы представляем в пространстве и времени переживаемые нами душевные состояния мы представляем совершающимися лишь во времени, но не в пространстве. Пространство и время, это — априорные формы чувственности, чистые формы интуиции; они не существуют сами по себе и не даются нам опытом, потому что они суть условие всякого опыта, они преждеопытны [ср. Наши ощущения мы располагаем в пространстве и во времени, но это еще не есть познание.

Познание есть результат деятельности рассудка и выражается в суждениях. Нашему рассудку присущи определенные формы суждений, сообразно с которыми мы рассматриваем являющееся нам в пространстве и времени по количеству единичность, множественность, всеобщность , качеству действительность, отрицание, ограничение , отношению обладание и принадлежность — предмет или субстанция и свойство, причина и действие, общность или взаимодействие , модальности возможность, действительность, необходимость. Наша чувственная природа и наш рассудок и построяют временно-пространственный конечный мир явлений. В изучении явлений наши познавательные способности должны бы иметь единственный и вполне достаточный материал, но наша мысль из ограничивается ими. Кроме имеющихся у нас априорных форм чувственности и априорных форм рассудка, мы владеем еще способностию разума по Канту, рассудок — способность суждений, разум — источник идей. Разум побуждает человека направлять свои исследования все далее, восходить от познанного к непознанному, от действия к причине, побуждая не останавливаться ни на чем конечном и условном. Таким образом то, к познанию чего направляет разум — бесконечное и безусловное, абсолютно непостижимо. Но человек роковым образом впадает в заблуждение и представляет себе, что та цель, которую ему намечает разум, им достигнута.

Вследствие этого заблуждения возникают три идеи, которые разум намечает, как цель, а человек представляет, как факты. Это суть идея души, как последнего основания наших душевных состояний, идея мира, субстрата явлений, идея Бога, как безусловного все обусловливающего. Так мысль создает три объекта, исследование которых создает три мнимые науки — рациональную психологию, рациональную космологию, рациональную теологию — науки о душе, мире и Боге. О душе учат, что она есть личность, что она проста, неделима, бессмертна. Кант подвергает критике все доводы в защиту этих положении и находит, что они обусловливаются смешением понятий и упущением из виду многих сторон вопроса. Так, бессмертие души доказывают тем, что душа, как непространственная не экстенсивная величина, не может распасться на части у ней нет частей , между тем смерть, разложение состоит именно в распадении на части. Рассуждая так, упускают из виду, что если душа не экстенсивна, то она интенсивна: как и всякая сила, она может иметь большую и меньшую напряженность и может сводиться к 0 как яркость света. Результат психологического анализа Канта не тот, чтобы доказать, что учение рациональной психологии не оснозательно, а только тот, чтобы выяснить, что оно не обосновано и не может быть обосновано.

Попытки построить учение о мире, как основанные на незаконном перенесении форм опытного познания к тому, что не дается в опыте, приводят, по Канту, различных мыслителей к совершенно противоположным утверждениям, которые с одной стороны оказываются законными, с другой — совершенно неправильными. Оказывается, что равно возможно доказывать и опровергать положения: 1 мир конечен и бесконечен; 2 мир состоит из неделимых элементов атомов и в мире все сложно; 3 в мире существуют свободные причины и в мире все совершается по необходимости; 4 в ряду мировых причин есть необходимое существо и в мире все случайно. Таковы, по Канту, четыре космологические антиномии. Для понимания нравственной и религиозной философии Канта существенное значение имеет третья антиномия. Явления мы обсуждаем с точки зрения категории причинности, а затем произвольно закон явлений бытия начинаем считать законом самого бытия. Когда мы действуем по идее долга, руководясь чистою идеей добра, представлением того, что должно быть, — мы имеем, что причиною нашей деятельности является то, что должно быть, но чего еще нет. Причина лежит в будущем, а действие — в настоящем, будущее предшествует настоящему. Эти противоречия получаются лишь потому, что условия времени прилагаются к тому, что им не подлежит: идея добра не подчинена условиям времени, она имеет вневременный характер.

Не подлежит условиям времени и субстрат душевных явлений; поэтому он может быть мыслим свободным. Построения рационального богословия, по Канту, также не обоснованы и произвольны, как построения психологические и космологические. В представление Бога вносят много антропоморфизмов, а самые доказательства бытия Божия обыкновенно утверждаются на смешении понятий или на произвольном расширении оснований. Но, во-1-х, если бы даже было так, то получилось бы, что мы мыслим всесовершеннейшее существо существующим, а не то еще, что оно существует в действительности; из необходимости мысли не следует необходимость вещи. Во-2-х, существование вовсе не есть признак ни совершенства, ни несовершенства. Космологическое доказательство заключает от условности мира к существованию его безусловной причины. Телеологическое доказательство заключает от целесообразного строя мира к существованию премудрого устроителя — Творца. Но открываемая нами всегда в частных фактах, целесообразность относительна, и если из нее еще что и может быть выведено, то разве существование устроителя и устроителей действующих по целям, а вовсе не то, что это есть не высочайшее существо — всесовершеннейший Бог.

Бытие такого Бога не может быть доказано теоретически; Он есть идеал, достоверность существования которого должен признать разум практический. Чистый разум, по Канту, дает формы, в которые мы заключаем наши познания и принципы, руководясь которыми, мы их приобретаем и расширяем. Но чистый разум не есть весь разум. Есть еще разум практический, который диктует правила нашей воле. Единственно, что можно считать хорошим без ограничения, это — добрая воля. Но какая воля добрая? Та, которая стремится действовать по долгу, а долг есть обязанность совершить действие из уважения к закону. Нравственный закон, присущий человеку, дает ему приказания, как он должен поступать.

Как приказывающий, нравственный закон есть патегорический императив безусловное повеление: см. Когда приказания имеют в виду достижение какой-либо цели, они представляют собою гипотетические императивы. Приказания, независимые от частных целей, должны быть называемы категорическими. Если мне приказывают: не говори в данном случае того-то и того-то, потому-то и потому-то, это будет гипотетическое приказание т. Если моя воля определяет: я не должен лгать, не должен лгать никогда и ни для каких целей, это будет приказание категорическое. В частных случаях может оказаться, что это правило приведет к кажущемуся вреду, но самоопределение моей воли безусловно и всеобще. Я должен всегда действовать таким образом, чтобы правило моей воли могло быть общим законом. Вообще я всегда должен поступать не так, чтобы каждый мой отдельный поступок производил добро, но так, чтобы моя воля всегда была доброю.

Отсюда получается, что моя воля, самоопределяющая себя к действию, есть сама в себе и цель. Человек, его личность есть цель сама в себе. Другие люди представляют собой то же, что и я. Поэтому практический императив может быть выражен таким образом: действуй так, чтобы признавать человечность как в твоей личности, так и в личности другого целию и чтобы никогда не пользоваться ею, как средством. Таланты, знания, силы человека можно употреблять для различных целей, как средство, но приспособлять принципы воли, выражающие личность человека, к каким-либо целям нельзя. В нравственной сфере человек автономен. Он подчинен только своему собственному и в то же время всеобщему нравственному закону. Пытались представлять, что человек обязан подчиняться нравственному закону или потому, что этого требует Бог , или потому, что это ведет к собственному благополучию.

Мысль, что всякое разумное существо должно считать себя создателем всеобщего законодательства на основании правил своей воли и судьею себя и своих действий, приводит у Канта к республике целей. Республикою он называет систематическую связь разумных существ, объединенных общими законами.

Среди них главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума», в котором рассматривается суть познания и деятельность разума. Издание посвящено этике, вопросам долга и морали, рассуждениям о счастье. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» серия «Жизнь замечательных людей» будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Обращает внимание «Сказка о космическом путешественнике Иммануиле Канте, которого все считали философом-домоседом» Николая Горькавого о скромном учителе из Кёнигсберга, которому усилиями ума удалось продвинуться в решении космических тайн так далеко, как никому из современников.

Позднее русский писатель рассказал про философа в «Письмах русского путешественника» В Кафедральном соборе существует музей Канта Кант полагал, что со времен Аристотеля логика стагнировала как наука, и ошибся После окончания университета Иммануил Кант пошел работать учителем В комнате Канта во время его работы в университете было только одно украшение: портрет Жан-Жака Руссо Философ не любил роскошь В зрелом возрасте Кант ложился строго в 22 часа В Калининграде установлен самый большой памятник Канту Лев Толстой был популяризатором идей Канта Он включил философа в список 12 самых великих людей Кант преподавал не только философию? Кант запрещал лгать даже из человеколюбия Ложь аморальна всегда, она противоречит универсальному закону нравственности — категорическому императиву.

Пока философ был беден, он предпочитал обедать в трактире, где всегда находились собеседники. Приобретя дом, Кант приглашал к обеду своих друзей из числа кенигсбергской знати или купцов и слышал множество интересного, что происходило за пределами Кёнигсберга. Заботясь о том, чтобы компания за столом не распадалась, Кант сформулировал полезное для всех правило — число гостей за столом не должно быть меньше числа граций, но ни в коем случае не больше числа муз. Наиболее распространенные варианты утверждают, что это три или четыре. Кант, без сомнения, имел в виду эти числа, отчего получалось, что вместе с хозяином за столом не должно быть меньше 4-5 человек, в противном случае, беседа не получит нужного разнообразия и может оказаться скучной. Основное правило собравшихся было таково: беседовать обо всё чём угодно, но только не о философии. Сцена из жизни Кант и его гости за обедом. Миф восьмой: «Gut» сказал Кант и покинул сей бренный мир Летом 1796 г.

Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал, — так он писал в письме к Рейнгольду. Философу пришлось значительно ограничить ставшие традицией обеды, так как ему сложно было долгое время находиться в стоячем положении. Сократились также и знаменитые прогулки в определённое время. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. Первый и последний раз Кант лежал все эти дни в постели, не вставая с неё. Васянский проводил последние дни философа вместе с ним.

Кант медленно вытянул губы для поцелуя благодарности за многолетнюю дружбу и помощь. Ученик был потрясён: на его памяти не было случая, когда Кант кого-либо целовал. В час дня 12 февраля Кант сделал свой последний глоток воды и произнёс последнее слово в своей жизни: «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное событие в своей жизни. Похороны Канта. Его попытки ответить на самые глубинные проблемы бытия пояснили и разрешили множество проблем в науке в целом.

Шольц утверждает, что Россия стремится присвоить себе Канта и его работы

"Кто покоится в могиле Иммануила Канта?" | Статьи | Известия Анализ антиномий и критика доказательств бытия Божиего принесли Канту славу, о них наслышаны даже те, кто никогда не открывал его книг.
Кант, Иммануил Кем был философ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иммануил Кант, биография, знания на развлекательном портале

⚡К 300-летию со дня рождения Иммануила Канта в Калининграде открыли философскую тропу.

Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года. КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков.

Иммануил Кант: звёзды над головой

Познавательная способность превращает ноумены в феномены. Как работает познание Врождённые знания Кант называл априорными. К основным категориям априорных знаний философ относил пространство и время. Он считал, что даже не имея точных данных о том, где мы находимся и какое сейчас время, мы всегда ощущаем пространство и помещаем себя во временной контекст.

Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Кант показал существование априорных знаний, но не отрицал важность чувственного опыта. Вместе они составляют познавательную способность человека.

Этика Кант считал, что на поступки людей влияют три вещи: страхи, склонности и долг. Страхи и склонности основаны на природе нашего тела. Мы боимся прыгать с парашютом, потому что тело будет в опасности.

Или мы хотим съесть конфету, потому что получим удовольствие. Долг — это то, что мы считаем правильным или неправильным. Каждый человек имеет своё представление о добре, зле и справедливости.

Кант считал, что всё это зависит от страхов, склонностей и страстей. Так, мы часто делаем что-то хорошее для других, потому что ожидаем награды и удовлетворения нашего самолюбия.

Наподобие того, как у Декарта методологический скепсис не перерос в скептицизм, критическая философия Канта не разрушает ради разрушения, она разоблачает иллюзии, высвечивая не очевидное, но фактически основополагающее содержание когнитивных актов. В выявлении скрытых оснований и условий заключается суть трансцендентального метода. Кант дает свою трактовку трансцендентального, которая после него и закрепляется в континентальной философии. До Канта трансцендентальное, как правило, отождествлялось с трансцендентным. Кант жестко их разводит. Трансцендентное недоступно нашему познанию и в этом плане противоположно имманентному. Трансцендентальное, напротив, лежит внутри познания, выступая условием его возможности, хотя до Канта и не осознается как таковое.

Трансцендентальная философия отвечает на вопрос «как возможно? В случае «Критики чистого разума» — как возможно познание? Для здравого смысла вопрос об условиях возможности познания может показаться избыточным. Кант конкретизирует проблему. Познание может носить опытный — апостериорный и доопытный — априорный характер при этом Кант, вполне в духе своего времени, фактически приравнивает опыт к чувственности. В случае чувственного опыта все более или менее понятно: увидел и познал, в т. Однако опыт не дает нам всеобщих и необходимых истин, он всегда ограничен, имея дело с возможным и случайным. Философия же стремится познать всеобщее и необходимое. Значит, путь ее — априорный.

Однако, замечает Кант, успехи метафизики на этом пути за истекшие тысячелетия не очевидны. В этих науках в отношении математики бесспорно мы имеем дело отнюдь не только с апостериорным познанием. Математика по своей глубинной сущности — наука априорная. Но, по Канту, мало того, что априорная. Он водит различие между аналитическим и синтетическим суждениями: анализ уже известного извлекает лишь относительно новое так протяженность содержится в понятии тела , а синтез даст существенно новое. Как получается новое из опыта, понятно, а вот как возможны синтетические суждения априори? По факту они есть. Когда-то ведь люди не знали, что сумма углов треугольника равна двум прямым, но после свершенного открытия никакой опыт уже опровергнуть его не может. Но каковы трансцендентальные условия таких открытий и возможны ли такие же неопровержимые суждения в отношении к сверхчувственному — бессмертию души, свободе и бытию Божию?

Чтобы обосновать возможность построения действительно научной философии, требуется ответить на вопросы «Как возможна чистая математика? Кант пытается встать над противоположностью эмпиризма и рационализма. Соглашаясь с первым в том, что познание начинается с опыта, который дает материал, он полагает, что далее вступает в действие рассудок, формирующий данные опыта в представления и понятия, разум же формирует содержание, уже отформатированное рассудком. Эмпиризм сводит все понятия не исключая и «врожденные идеи» рационалистов к аббревиатурам опыта. Печальным итогом объяснения природы мышления по образцу ассоциативной психологии является скептицизм Юма. Согласно шотландцу, понятие причины — продукт привычки так всегда происходит и веры так было всегда и везде и будет всегда и везде. Дезавуируется не только базовое понятие науки ведь наука ищет причины, которые оказываются фактически, согласно Юму, субъективными миражами , но и теологии Бог как первопричина мира и психологии душа как духовная субстанция, монада. Для эмпиризма опыт, в значении потока событий в пространстве и времени, выступает нерефлексируемой данностью. Ни один эмпирик не задался вопросом «как возможно событие», они просто принимаются без различия сущего и должного, действительно и возможного.

Эмпиризм внутренне догматичен, поскольку даже и не озадачивается вопросом «как возможен опыт? Утонченный скептик Юм оказывается догматиком по отношению к своим собственным убеждениям. Кант полагал, что «разгадал загадку Юма», и в определенном смысле это подтвердит анализ категорий. Опыт не происходит просто так, сам по себе, он возможен благодаря доопытным или априорным предпосылкам. Речь не идет о «теоретической нагруженности» опыта, этот концепт появился позднее. Речь идет о всеобщих и необходимых условиях возможности всякого опыта. Таковыми выступают трансцендентальное пространство и время. Они суть «чистые воззрения», сами способности конструировать образы предметов в пространстве и времени, нечто вроде «софта» — программного обеспечения чувственного познания. Кант последовательно прослеживает различие между эмпирическими понятиями о местах и временах, которые все люди формируют в соответствии со своим опытом, и самой способностью формировать их.

Такая способность — трансцендентальная форма. Трансцендентальное пространство — сама способность воспринимать мир как целое, организованное как система мест. Трансцендентальное время — сама способность воспринимать протяженный мир как целостную последовательность моментов, структурированную на прошлое-настоящее-будущее. Трансцендентальные формы суть всеобщие и необходимые условия познания. Мы их не создаем, и в этом смысле они объективны, но они не в вещах самих по себе Кант относил все разговоры о пространстве и времени вне нас к области «баснословия» и в этом смысле субъективны. Трансцендентальное содержание познания образует, если воспользоваться терминологией Гуссерля, «интерсубъективную объективность». Трансцендентальные пространство и время суть «чистые воззрения», обеспечивающие функционирование чувственного познания. Они — структуры самих актов чувственного познания, в которых мы сколь познаем, столь и создаем явления в пространстве и времени. Хотя Кант и не акцентирует этого, интуиция оказывается основой чувственного опыта.

Благодаря наличию чувственного созерцания читай: чувственной интуиции в формах трансцендентального пространства и времени, возможно не только чувственное познание апостериори. Это для Канта не столь и важно, хотя и по отношению к апостериорному познанию открытие его трансцендентальной механики образует совершенно новую перспективу, в русле которой впоследствии сформировалась феноменологическая философия времени, ценностей и экзистенции Гуссерль, Шеллер, Хайдеггер. Благодаря признанию чувственного созерцания интуиции Кант объясняет возможность чистой математики, в которой мы познаем, т. В онтологическом плане хотя сам Кант от онтологических построений воздерживался открытая им трансцендентальная чувственность представляет собой антропоморфную интерпретацию «божественной чувственности» Sensorium Dei , которая занимает в системе Исаака Ньютона место между материальным физическим и божественным метафизическим мирами. Можно сказать, что «абсолютное пространство» Ньютона представляет собой трансцендентальное условие творения, благодаря которому вещи и обретают возможность быть как нечто относительное обособленное от Бога, дающего им не только бытие, но и правила существования. В «Критике чистого разума» Sensorium Dei вращается в Sensorium аntropos. Аналогичную трансцендентально-критическую процедуру Кант проделывает в области рассудка, который представляет собой способность формирования понятий существенного различения между представлением и понятием у Канта не проводится. Большинство понятий имеют опытное происхождение, но априорными условиями их формирования выступают «чистые понятия рассудка» — категории. Категории суть всеобщие и необходимые операции, благодаря которым формируются все рациональные содержания нашего духа.

В анализе категорий Кант отталкивается от традиционной так называемой «формальной» логики. Рассудок выносит суждения, разум составляет из суждений умозаключения. Категории суть всеобщие значения или функции связки «есть» в суждении. Видов суждений в формальной логике — двенадцать, таково и число чистых рассудочных понятий фактически их больше за счет парности категорий группы модальности и группы отношений. Категории соответствуют видам суждений в формальной логике. Категории количества: единое — многое — всеобщее; категории качества: реальность — отрицание — ограничение; категории отношения: субстанция и акциденция, причина и следствие, взаимодействие; категории модальности: возможность, действительность, необходимость. Категории обеспечивают синтезы всех понятий, однако и сами функционируют в единстве синтезов. Таким синтезом синтетических функций рассудка выступает трансцендентальное самосознание. Кант именует его «трансцендентальным единством апперцепции», справедливо полагая, что картезианское «я мыслю» сопровождает все наши суждения по всем конкретным поводам.

Самосознание — априорная основа сознания, хотя и осознается апостериори позже чем конкретные содержания сознания. Без трансцендентального самосознания человеческое мышление распадалось бы на элементы, либо не состоялось бы вовсе. Однако развития этому важнейшему своему открытию в области метафизики Кант не придает. Более того, отказывается даже обсуждать вопрос о его онтологическом статусе. Это станет делом И. Дальнейшее развитие тема получит у Шеллинга в «Системе трансцендентального идеализма» и у Гегеля в понятии духа. Разум, который понимается Кантом как наивысшая когнитивная способность, работает уже с содержаниями рассудка. Но и в нем наличествуют формальные априори — трансцендентальные идеи. Идеи у Канта не совсем то, что у Платона.

Согласно Платону, каждая вещь соответствует своему духовному прототипу, в этом принцип объективного идеализма: идеи — ноумен, вещь — феномен.

Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога». Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, шестому доказательству бытия Бога. Интересный факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки».

Фраза стала крылатой. Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива. В это время он продолжал читать лекции в университете. С такой интенсивностью труда — до 28 часов в неделю — и популярностью Кант стал неплохо зарабатывать. Впервые в жизни он мог нанять себе слугУ. По мнению, Канта в университете среди прочих он читал лекции по физической географии.

Этот предмет не относился к профилирующим, а был сугубо прикладным и служил лишь для расширения общего кругозора студентов. Учитывая то, что все знания преподаватель черпал из книг, в которых иногда встречались непроверенные даннве, а иногда и просто слухи, то согласно сохранившегося конспекта лекции Канта по физической географии , теме России было уделено лишь несколько минут. Физической границей России Кант считал Енисей. В Волге водятся белуги — рыбы, которые для того, чтобы погрузиться в воду, глотают камни вопросом, где белуги их берут на поверхности реки, Кант, видимо, не интересовался. В Сибири все поголовно пьянствуют и едят табак, а Грузию Кант считал питомником красавиц. Для горожан, в том числе и для Иммануила Канта, оккупация означала лишь принесение присяги русской императрице Елизавете, смена гербов и портретов в учреждениях. Все налоги и привилегии Кёнигсберга остались нетронутыми.

Жители Кенигсьерга, в том числе и Кант, стали поддаными Российской империи. Иммануил Кант не отличался богатырским здоровьем - он пошел в свою мать: небольшой рост, 157 см не совсем правильные телосложение и осанка, впалая грудь, склонность к частым простудам. Но он поборол свои недостатки здоровтя и прожил долгую жизнь. И всё благодаря педантичному даже для немцев соблюдению правил гигиены и жизни. Вставал Кант каждый день в 5 часов утра, Не снимая ночной одежды, он отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции.

За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. В час дня он садился обедать. Обедал всегда в окружении друзей и учеников и любил беседовать и рассуждать за обедом. При этом Кант не любил пиао и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус Даже в самую промозглую балтийскую погоду Кант в точно определённое время совершал моцион по точно определённому маршруту по улицам города. Прохожие, зная педантичность Канта сверяли по нему часы Тропа, по которой регулярно гулял Кант, сохранилась. Её называют «Философской тропой» Гулял он, как правило, в одиночестве, обдумывая свои философские теории. Но он не чурался гулять с друзьями, охотно беседуя с ними.

Однако, зная, что Кант гулял всегда по установленному маршруту, и в одпо и тоже время этим стали пользоваться попрошайки. Они приставали к Канту, выпрашивая у него милостыню. И Кант , стал гулять в Королевском салу. Ныне на "тропе философа" установлен своеобращный памятник, называемый в народе - "Скамья Канта"или "Памятник шляпе Канта"- он представлляет из себя металлическую скамью на которой с левого края находится тоже металическая шлята фасона который носили во времена философа существует легенда, что Кант , как-то гуляя по " тропе философа" оставил на скамейке свою шляпу. Слабое здоровте не лишало Каньа бодрости духа и чувства юмора. Кант всегда хорошо. Кант сам заметил за собой склонность к ипохондрии — психологической проблеме, когда человеку кажется, что он болен всевозможными болезнями.

Первейшим лекарством от неё он считал для сеья общение с людьми свеьские беседы, имгру в бильард, а так же кофе. Придержива ясь такой тактики позволило ему избавится от ипохондрии.

Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное в том смысле, что оно обусловлено исключительно восприятием прекрасного, к которому не примешиваются какие-либо не связанные с этим восприятием интересы. Незаинтересованность эстетического суждения придает ему объективную значимость, несмотря на его субъективное содержание. Эстетическое суждение не относится к познавательной деятельности и не зависит от нравственного сознания. Идеалом красоты, согласно Канту, может быть только человек. Сочинения: 1. Gesammelte Schriften, hrsg. Трактаты и письма. Мотрошиловой и Б.

Тушлинга, т. Литература: 1. Лекции по истории философии, кн. Фишер К. История новой философии. Шашкевич П. Теория познания Иммануила Канта. Бородай Ю. Воображение и теория познания. Асмус В.

Иммануил Кант. Шинкарук В. Теория познания, логика и диалектика И. Калинников Л. Проблемы философии истории в системе Канта. Абрамян Л. Кант и проблемы знания. Ереван, 1979; 9. Тевзадзе Г. Проблемы теоретической философии.

Тбилиси, 1979; 10. Гулыга Арс. Кант, 2-е изд. Вахшомян Н. Теория научного знания Иммануила Канта. Длугач Т. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». Библер В. Кант — Галилей — Кант. Ойзерман Т.

Теория познания Канта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий