Фильм сделал известными на весь СССР как самого Гайдая, так и непутёвую троицу антигероев (Трус, Балбес и Бывалый).
От смешного до великого: почему над фильмами Гайдая до сих пор хохочет вся страна
Простили его то ли за талант, то ли за военные подвиги. Через несколько лет появилась дипломная работа, в которой принимал участие Леонид Иович «Душеньки-подруженьки». Его считают, пожалуй, единственным комедийным режиссером, чье кино можно назвать авторским. Ведь отрежь титры, все равно догадаешься, кто это снимал, даже если до этого ленты не видел. Картина дня.
Потому что претензии критиков были необоснованны: идеал в произведениях Гоголя всегда явлен! Но его надо уметь видеть. И Чичикову с Ноздрёвым и Собакевичем, и Хлестакову с губернатором противостоит нравственный идеал автора. Автор у Гоголя и есть тот положительный лирический герой, который противостоит кромешному аду происходящего, выносит приговор погрязшим в пороках героям его творений. И у Гайдая отчётливо просматривается нечто подобное.
В его комедиях в принципе невозможен положительный идеальный герой. Поэтому даже положительные в целом персонажи Семён Семёныч в «Бриллиантовой руке», Шурик в «Операции «Ы» выглядят смешными недотёпами. Хотя и симпатичными. С другой стороны, у Гайдая нет прямого непосредственного отсыла к авторской позиции, как, скажем, в «Мёртвых душах» Гоголя, где присутствуют многочисленные и пространные лирические авторские отступления, самое известное из которых в средней школе учили наизусть: «Эх, тройка! Они снизили бы темп действия, выбивались бы из стилистики фильма. Что же тогда остаётся? Что заставляет зрителя сопереживать, сочувствовать не великолепному красавцу, щёголю Козодоеву, которого блистательно сыграл Андрей Миронов, а недотёпе Семён Семёнычу в исполнении профессионального циркового клоуна Юрия Никулина? Ответ на поставленный вопрос, с нашей точки зрения, и простой и не простой одновременно. Главный лирический герой кинопроизведений Гайдая — это смех. Он и есть авторский критерий истины.
В одних случаях смех у Гайдая — приговор, в других — оправдание, прощение и даже превознесение! Вспомните героиню Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке» с её знаменитой фразой: «Я не знаю, как там в Лондоне. Я не была. Может, там собака друг человека. А у нас — управдом друг человека». Ну да, вроде бы однозначно разоблачающий бездушного бюрократа образ. А посмотрим с другой стороны на ситуацию, с позиции современности. Где вы сейчас найдёте такого управдома, который будет биться за интересы жильцов во вред даже собственной репутации? Где управдомы, обивающие пороги начальственных кабинетов, добиваясь расселения аварийных домов и кварталов, в которых ныне пока ещё проживают сотни тысяч россиян?
С тех пор ничего не изменилось, как выяснилось. Частная собственность… — В Иркутске есть памятник Гайдаю. А мы с фестивалем «Амурская осень» ездили когда-то на его родину, в город Свободный, на открытие другого памятника. Жили рядом. Он был худруком на фильме «По улицам комод водили», который по моему сценарию снимали молодые режиссеры Марк Генин и Николай Ковальский. Съемки проходили в Одессе, где он бывал. А я как всякий комедиограф мечтал, чтобы Гайдай поставил мой сценарий и пару раз ему показывал свои сочинения. Леонид Иович был мягким человеком, не мог сказать: «Да пошел ты! И я понимал, что написал бред собачий. В прошлом году широко отмечалось 90-летие со дня его рождения. В данном случае все гораздо скромнее. А ведь они в своих жанрах равновеликие. Я бывал пару раз у него дома. Лет сорок назад мы жили неподалеку. А моя жена Инна, когда Андрей был простужен, а его жена Лариса отсутствовала, приносила ему мед, что-то еще, и он называл ее «моя спасительница». Но что его сравнивать с Гайдаем? Есть еще Бергман, Феллини, Герман и Рязанов. Все они примерно одного времени — и совершенно разные. Еще Ломоносов сказал, что комедия — низкий жанр. Разве про Рязанова и Данелию написано столько же книг, как о Тарковском? Нет, конечно. Но люди в массе своей и не знают, что написаны книги про Тарковского и не написаны про Гайдая. Это все наш интеллигентский междусобойчик. Народ этого не знает, и надо это без пренебрежения признать. Не в судьбе? При чем тут судьба? Она, конечно, тоже имеет значение. У Гайдая она была непростой. Он воевал, был ранен. Осколок у него в колене застрял. Я узнал об этом случайно, когда мы поехали в Крым выбирать натуру для съемок. Леонид Иович появился с толстой суковатой палкой, поскольку надо было много ходить по горам по долам, а он хромал. Если я правильно формулирую, то частицы осколка у него не раз вынимали. Я попытался как-то вывести Гайдая на военную тему, но он не стал ничего рассказывать. Леонид Иович не очень интересен критикам, организаторам тусовок, потому нечего о нем сказать, кроме того, что он был гениальным народным режиссером. Ни один Новый год без них не обходится. С самого утра идут «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»… Но у культурной элиты свои звезды и вершины. Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию! Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф? Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой? И никаких призов у него не было. Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство. Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал?
Всего Леонид Гайдай снял 32 фильма и все они вызывают улыбку у зрителей. Но у коллег поначалу была несколько иная реакция на его картины. Они считали фильмы режиссера легкомысленным развлечением. Однажды Нина Гребешкова услышала, как два киношника обсуждали ее мужа: «Вот взять Гайдая. То, что снимает — это же вообще не искусство…». Тогда Нина Павловна почувствовала острую обиду за мужа. А ещё ей было обидно, что сам Гайдай искренне не замечал, что его недооценивают. Только спустя годы она поняла, что её муж все прекрасно видел и чувствовал, а не реагировал потому, что никому не позволял портить себе жизнь: ни начальству, ни дуракам-коллегам. Критика довольно холодно приняла его последние фильмы. Но Леонид Гайдай не хотел останавливаться и решил вдруг снять трагическое кино на основе современной жизни. Сел писать сценарий вместе с драматургами Ининым и Воловичем. Закончили тем, что все главные герои погибают. Сценарий Гайдай принес жене. Она стала его отговаривать: «Это не гайдаевский фильм, это не твой конец! Ты сам много раз говорил, у людей такая жизнь тяжелая, пусть хоть два часа посмеются! А теперь разве легкая жизнь? Под конец жизни он решил снять классику — фильм по роману «Идиот» Достоевского.
Гайдай любил «На Дерибасовской хорошая погода…», но фильм подвергся критике: «Мы свое отхохотали»
- Поделитесь статьей с друзьями
- Леонид Гайдай все фильмы список
- Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая | Аргументы и Факты
- Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
- «Бриллиантовая рука» (1968)
Фильмы Леонида Гайдая
Кроме того, объединение иркутских кинематографистов «ГайдайЦентр», занимающееся разработкой программы празднования юбилея, создало символику к дню рождения режиссера и готовит стикер-пак с его крылатыми фразами для мессенджеров. Отмечается, что на презентацию программы мероприятия по случаю юбилея Гайдая впервые прилетела его внучка Ольга Худякова. Она посетила могилы родителей советского деятеля кино на Радищевском кладбище в Иркутске. Ранее проект празднования юбилея Гайдая получил грант в размере девять миллионов рублей от президентского фонда культурных инициатив.
За свою долгую жизнь он создал десятки фильмов. Кинокартины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» находились на верхние позиции кинопроката, фразы из этих фильмов знают и цитирует многие поколения.
Чем известен Леонид Гайдай, что он сделал для кинематографа и при чем тут Сибирь — в материале altapress. Наталья Варлей на съемках фильма "Кавказская пленница" timeallnews. Его фильмы многие годы находились в десятке лучших кинокомедий по опросам зрителей, говорится на сайте leonid-gaidai. Гайдай снимал эксцентрические комедии, для которых было свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом направлении. По словам кинокритика Валерия Кичина, такие творческие приемы, как захватывающие трюки, жесткий монтаж и темп, делают фильмы Гайдая востребованными до сих пор.
Это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось.
Даже отличные актеры - а это Плятт и Вицин! Думаю, студийное начальство не столько оберегало честь советской действительности, сколько пыталось спасти картину от провала, не хотело портить карьеру способного парня. Настоящий комедийный талант Гайдая дал о себе знать в десятиминутке "Пес Барбос и необычный кросс". Фильм стал бешено популярным, его без конца крутили по ТВ, а триумф сразу полюбившейся троицы Балбес - Трус - Бывалый Никулин, Вицин, Моргунов потребовал продолжения.
Оно последовало в "Самогонщиках" и в полнометражных комедиях о Шурике "Операция "Ы", "Кавказская пленница". И это стало возвращением усопшего было жанра "комической", в мире представленного ранним Чаплином, Китоном, Ллойдом, а у нас его отблески можно увидеть в немых комедиях с Ильинским. Жанр этот родился немым, предполагал чистое действие без диалогов - и Гайдай снял фактически немое кино, снабженное замечательно смешным галопом Никиты Богословского. Троица бедолаг собралась глушить динамитом рыбу, но в события вмешивался пес Барбос - зрители были абсолютно счастливы. Леонид Гайдай возродил в нашем кино жанр "комической" - то есть эксцентрической комедии, зародившейся еще во времена Великого Немого Гайдай открыл в нашем кино короткую, но счастливую пору комедий, щедро оснащенных непритязательными, но безошибочно действующими комедийными трюками, гэгами и сражавшими неказистостью фразами, тут же улетавшими в народ: "Чей туфля?
Постоянными авторами сценариев его комедий стали Костюковский и Слободской, блестяще владеющие словесными парадоксами и невинным ерничеством, какое всегда находит отклик в публике. Трус, Балбес и Бывалый - три маски нашего времени - стали у нас персонажами столь же всенародно признанными, как в мире - чаплинский Бродяжка. Фото: РИА Новости Да и сам он не стремился щеголять высоколобостью - это кино предельно демократичное, внятное всем, от профессора до тракториста. Поэтому и фильмы шли максимально широко - в кругу рекордсменов проката картины Гайдая занимают почетные места. Впереди всех "Бриллиантовая рука", где в дополнение к смешным физическим действиям добавилась хорошая доза иронии.
В Москве Эрменгельд редко выступал. Часто пропускал концерты. В кино же ему практически всегда предлагали небольшие роли иностранцев. Все, кто смотрел «Бриллиантовую руку», наверняка помнят загадочного милиционера Володю, который ночью встречает персонажа Никулина и передает ему привет «От Михаила Ивановича». Он же чуть позже в образе таксиста доставил Семена Горбункова к подъезду дома, после чего героиня Мордюковой и выдала легендарную фразу «Наши люди в булочную на такси не ездят». Его сыграл свердловский актер Владимир Гуляев, родившийся в столице Урала в 1924 году. Прежде чем стать актером, он успел поработать слесарем в авиационной мастерской. В годы Великой Отечественной войны он сражался на фронте в качестве летчика-штурмовика. Управлял самолетом Ил-2.
В начале 50-х окончил ВГИК. Снялся в 50 фильмах. И «Бриллиантовая рука» среди них — не единственный фильма Гайдая. У Леонида Гайдая есть и малоизвестные работы.
Жизнь Гайдая была не комедией
Нет, не Утёсова, конечно, а товарища Фикусова Георгий Вицин , которому Петухов напоследок дает бюрократический мастер-класс, приучая верить не глазам или ушам, а исключительно официальным документам. Руководствуясь, видимо, тем же буквоедством, отвечая на телефонные звонки, герои неизменно произносят в трубку: — КУКУ. И продолжают это делать, несмотря на то, что каждый раз после этого приходится уточнять: «Я не кукую, а сообщаю название учреждения». Но это только присказка. Петухов едет на вокзал, где нарывается на карманника, который втихую изымает у него все деньги и документы. Возмездие наступает незамедлительно: в следующей же сцене черный автомобиль сбивает вора насмерть. Прибывший на опознание Фикусов определяет в погибшем своего начальника, ориентируясь не на внешность, а на то, что в кармане у покойного лежит паспорт на имя Семёна Даниловича Петухова. Проходит несколько дней, Петухов возвращается из отпуска и попадает на собственные похороны. Сцена прощания с крупным руководителем, явно не идеальным, но создавшим вокруг себя культ личности, в 1958 году должна была вызывать ассоциации с событиями пятилетней давности.
Особенно хороша в этом смысле надгробная речь, которая так и просится, чтобы ее растащили на цитаты: «Теперь он лежит перед нами в виде дорогого нам праха», «Мы еще долго будем учиться на твоих ошибках», «Спи спокойно, дорогой товарищ — ты это заслужил». Вот задачка для киноведов: выяснить, каким «Жених с того света» должен был быть в изначальном варианте Но если в реальности после кончины диктатора наступила оттепель, в «Женихе с того света» всё наоборот: тиран воскресает и принимается наказывать тех, кто в связи с кончиной не оказал ему должных почестей. Попутно Петухов редактирует написанную Фикусовым надгробную речь, объясняя на будущее, что в ней можно оставить, а что — срочно вырезать. Однако осмелевший Фикусов не думает освобождать кресло начальника. Ученик превзошел учителя и теперь борется с ним его же оружием: объявляет, что по документам Семён Данилович мертв, а раз так, то и работать ему в КУКУ теперь нельзя. Приходится Петухову опуститься с высоты своего прежнего положения на самое дно бюрократического ада, чтобы достать справку, что он жив, и еще одну, что он — Петухов. Чем это должно было закончиться у Гайдая, остается только гадать: финал фильма выглядит как что-то наспех смонтированное из обрывков и без участия режиссера. С другой стороны, оставлять произведение незавершенным по уважительной причине — одна из давних традиций в искусстве, можно вспомнить хоть «Ивана Грозного» Эйзенштейна, хоть «Тайну Эдвина Друда» Диккенса.
Вот задачка для киноведов: выяснить, каким «Жених с того света» должен был быть в изначальном варианте. Да, это намек. Он старался нигде о ней не упоминать и даже выступал против ее трансляции по телевидению. Автор пьесы, которая легла в основу фильма, Александр Галич, был о своем произведении схожего мнения. Тем не менее, сегодня история о пароходе «Орлёнок», который сначала воевал в Гражданскую, затем участвовал в Великой Отечественной, а в 1950-е реинкарнировал в плавучий музей имени себя, кажется сегодня милым социалистическим артефактом. Женщины-соседки пытаются пристыдить эксплуататора. Но тот, выражаясь современным языком, оказывается токсичным партнером Капитан «Орлёнка» Шмелёв, который сперва прикидывается бухгалтером, а затем оказывается детским врачом как говорят в фильме, у каждого должна быть своя тайна уж очень напоминает еще не родившегося тогда Шурика. Возможно, причина в том, что каждого из этих персонажей Гайдай в процессе съемок наделил собственными чертами.
Для режиссера, по словам его вдовы, актрисы Нины Гребешковой, такой способ работы был делом обычным. До сих пор, пересматривая фильмы мужа, она подмечает у актеров «Лёнины жесты, которые он им ставил». К слову о Гребешковой: в «Трижды воскресшем» она впервые сыграла у Гайдая, причем одну из немногих условно отрицательных героинь — директрису школы.
Родители Гайдая являлись простыми тружениками, служащими железной дороги. При этом ведомстве учился и Леонид, окончивший железнодорожную школу накануне войны. Леонид пытался пойти добровольцем на фронт, но из-за возраста юношу не взяли. Парень устроился осветителем в Московский театр сатиры, находившийся в тот момент в Иркутске в эвакуации. Через год молодого человека мобилизовали, но сначала отправили служить в Монголию.
Леонид был возмущен этим, постоянно добивался перевода на фронт. В итоге Леонида Гайдая перевели на Калининское направление в разведку, где геройски проявил себя во время одного из сражений, а позднее получил тяжелое ранение, наступив на вражескую мину. Молодого человека комиссовали, и до конца войны находился в тылу. После великой Победы получил образование сначала в театральной студии при Иркутском областном драматическом театре, а затем во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. Герасимова, мастерская Григория Васильевича Александрова.
В 1947 году окончил Театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1949 году поступил на режиссёрский факультет ВГИК, и в 1955 году стал режиссером киностудии "Мосфильм". Сценарии к своим фильмам Леонид Гайдай практически всегда писал самостоятельно, а многие фразы из гайдаевских кинокомедий оказались "крылатыми". Леонид Гайдай - автор самых популярных комедий 60-х и 70-х годов, фильмов-лидеров советского кинопроката: серии фильмов о Шурике, комедий "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!
Это все классики. И вот мы с вами — современники одного из классиков. Как Леня Актер Леонид Ярмольник. И 100 лет, и 200, 300 лет его фильмы будут смотреть, кайфовать, хохотать каждый раз с любого места», — сказал артист. Каневскому ответили бурными аплодисментами на вопрос, кто, случайно попадая на картину Гайдая по телевизору, пересмотренную раз 17, застревает и остается у экрана до конца. Ответ был ожидаем. После актер рассказал забавные истории из опыта совместной работы с режиссером. По словам Каневского, Леонид Иович был «удивительный тип». В его фильме «Бриллиантовая рука» артист сыграл контрабандиста-аптекаря, который накладывал гипс главному герою Семену Семеновичу в исполнении Юрия Никулина. Леонид Гайдай, 1968 г.
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция»
Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Комедии Л – Самые лучшие и интересные новости по теме: Artist, Леонид Гайдай, актер на развлекательном портале Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. Режиссёр Леонид Гайдай снял этот фильм в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Отдельная часть экспозиции посвящена легендарным гайдаевским фильмам – от режиссёрского дебюта фильма "Долгий путь" до последней работы Леонида Гайдая – российско-американской кинокомедии "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди".
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
Леониду Гайдаю — 100! | Подвиг летчика Андрея Зеленко, премьера фильма "12 стульев" Леонида Гайдая, "Уманская резня". |
Леонид Гайдай: фильмы и сериалы с участием режиссёра — фильмография | Режиссер Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков (справа) во время съемок комедийного фильма «Спортлото-82». |
"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю | 30 числа 1923 года в городе с поэтичным названием - Свободный (Амурская область). |
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая
В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а после выпуска он снял вместе с Валентином Невзоровым свой дебютный фильм «Долгий путь». «Все значение фильмов Леонида Гайдая стало ясно значительно позже того момента, когда мы увидели «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку». «Все значение фильмов Леонида Гайдая стало ясно значительно позже того момента, когда мы увидели «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку». Смотреть бесплатно видео пользователя Владимир Мошаров в социальной сети Мой Мир. Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине. Начало кинокарьеры Леонида Гайдая нельзя назвать удачным: его дебютные картины подверглись цензуре и провалились в прокате.
Какие фильмы Гайдая запретили и почему режиссера в СССР внесли в черный список?
Завершил вечер актёр Леонид Каневский, который рассказал, как был чрезвычайно рад, тому, что снимался в фильме Гайдая. Нина Маслова, Юрий Яковлев, Леонид Гайдай и Леонид Куравлев на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1973 год. В фильме Гайдая "Операция "Ы" (6+) Верзила Федя, сыгранный Алексеем Смирновым (фронтовик, кавалер двух орденов Славы), на каждое предложение милиционера — "Песчаный карьер — два человека. С 24 по 30 января иркутский Дом Кино бесплатно покажет работы режиссера Леонида Гайдая. Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. В сложнейшем жанре — комедии — Леонид Гайдай был настоящим мастером и лучшим представителем этого направления советского времени.
Бои с цензурой и актерской профнепригодностью
- ГАЙДАЙ ЛЕОНИД
- "Деловые люди" (1963)
- Главные новости
- «Ляна» (1955)
- Гайдай Леонид Иович
- Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
Фильмы Леонида Гайдая не одно десятилетие — в числе любимых многими поколениями кинокомедий. В 1956 году вышел первый фильм Гайдая – «Долгий путь». Этот фильм стал последним в карьере режиссера и сценариста Леонида Гайдая. «Все значение фильмов Леонида Гайдая стало ясно значительно позже того момента, когда мы увидели «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку». Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов на съемках фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».