Новости гагаузы что за нация где живут

В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать.

Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама

83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул. Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.

Гагаузы - кто это? История, описание, фото

После завершения русско-турецкой войны и заключения 12 мая 1812 года Бухарестского мира к России отошла Бессарабия и русский царь Александр I разрешил в Буджаке поселиться всем христианам, которые желают покинуть Добруджу и хотят образовать колонии в России. В середине XIX в. В результате Крымской войны 1856 года Юго-Западная оконечность Буджака южное Припрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград,считавшийся центром бессарабских колоний отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на земли нынешней румынской Добруджи. Гагаузский народ всегда стремился к собственному самоопределению. В ходе революции 1905-1907 гг.

Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев.

Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика. Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики.

Они поселились в Южной Бессарабии. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Переселение гагаузов продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 гг. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространение в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены, и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами, создали движение "Гагауз Халкы" Гагаузский народ в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию, как удачный пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в ее состав вошли 3 города и 27 сел. В 1995 году в результате демократических выборов был избран первый Глава Башкан Гагаузии - Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его председатель Петр Пашалы.

Но если до этого дойдет, то мы будем обращаться во все страны, конечно, включая Российскую Федерацию",— сказала она РИА Новости. Несмотря на то, что власти Молдавии всеми силами стремятся создать в стране атмосферу тревоги, нет никаких предпосылок для нападения России на Молдавию. Она особо отметила, что регион терпит огромные убытки от развязанной Молдавией против региона экономической войны. Сейчас руководство Гагаузии работает над тем, чтобы закупать газ у "Газпрома", и Гуцул рассчитывает на скорое появление результатов этой работы. Евгения Гуцул возглавила Гагаузию в мае 2023 года.

Новости дня

  • Гагаузы: что за нация и где они живут?
  • Кто такие гагаузы?
  • Демография
  • Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

«Россия снова спасла наш народ»

  • Численность
  • Гагаузскую автономию пытаются отменить
  • Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом
  • Что такое Гагаузия?

Гагаузскую автономию пытаются отменить

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие.
Гагаузскую автономию пытаются отменить Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии Выборы в Гагаузии проходят на фоне борьбы Кишинева с оппозиционными партиями, которые, по оценке PAS, пытаются дестабилизировать ситуацию в стране в пользу России.
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г.

По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар.

Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные".

Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г. В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края.

Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф. Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н.

Державин 1877-1953 гг. Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г.

Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские.

Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России.

Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли.

В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно.

Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре.

Тем не менее, в Кишиневе 23 августа прошел митинг с требованием отставки Санду с поста президента, на котором ее обвинили в «диктаторстве». Политолог, этнограф Евгений Николаев предвид ит, что Гагаузия сбежит из Молдавии, теряющей свою независимость.

Украинско-русинскую идентичность на севере постепенно затоптали, но за счет этого у Приднестровья получилось выстоять, обрести статус непризнанного государства и уйти из Молдавии, а Гагаузия получила автономию изначально республика провозгласила независимое государство и отстаивала его в течении четырех лет на переговорах. Но постепенно у гагаузской автономии «откусили» все, что можно было откусить. Сейчас это автономия без каких-либо прав. Экономические права у них отобрали, культурные отобрали, политических прав у них и не было вообще никогда. До сих пор у гагаузов не было возможности всерьез за себя постоять. Но сейчас у гагаузов появился шанс проявить свою идентичность. С началом СВО и выходом российской армии к границам Одесской области перед ними открывается возможность бороться за свои права.

Для России это означает рычаг для воздействия на Молдавию. Поэтому намеченные на осень политические мероприятия следует поддерживать. Но башкан без гагаузов — фигура пустая. Как только соединятся башкан и гагаузы как совокупность, они сразу смогут отстаивать свою политическую идентичность. И они это обязательно сделают. Их устраивает любой результат. Если они смогут вырваться из Молдавии — они будут счастливы, если они смогут поднять свой статус хотя бы до уровня Татарстана в России — они будут рады, ничего не сделают — хотя бы побузят напоследок.

Это их последний шанс, который они используют. Молдавия как страна обречена.

Их устраивает любой результат. Если они смогут вырваться из Молдавии — они будут счастливы, если они смогут поднять свой статус хотя бы до уровня Татарстана в России — они будут рады, ничего не сделают — хотя бы побузят напоследок. Это их последний шанс, который они используют. Молдавия как страна обречена. Новый год независимая Молдавия встречать не будет. К тому же у нее есть карт-бланш и от Румынии, и от Евросоюза. Ей дали г арантии, что закроют глаза на любые зверства.

Тот, кто думает, что в Гагаузии сейчас тихо-мирно, ошибается. Там избивают людей, по ночам поджигают дома. Люди бесследно пропадают. И это продолжается более двух лет. Сейчас, когда из-за экономического кризиса многие гагаузы вынужденно вернулись с заработков домой, стоит ожидать мощных протестов. В том числе при поддержке России. Они апеллируют не только к России, но и к Турции. Не случится ли здесь столкновения интересов крупных держав? Поэтому у них православная самоидентификация очень сильна.

С другой стороны, когда Ататюрк создавал современную Турцию, гагаузы были самым сохранившимся народом вне арабского влияния Османская империя была сильно арабизирована. Поэтому именно гагаузский язык стал основой для развития современного турецкого языка.

Когда-то он даже был районным центром, но те времена мало кто помнит. Сейчас, несмотря на свой статус и размеры, особой суеты в селе нет. Ну подумаешь, самое большое у нас село, домашние дела сами себя от этого не сделают! Гагаузское море Юг Молдовы, в основном, это засушливая степь и водоемов тут немного, особенно жарким летом. На этом фоне сильно выделяется огромное конгазское водохранилище - водный курорт региона и поставщик свежей рыбы в местные рестораны. Рыбаки здесь готовятся серьезно и что-то даже поймали при нас. Пять яблок и зелёное сердце На противоположном берегу озера стоит село Бешалма в переводе «пять яблок» , здесь еще тише чем в Конгазе, даже слышно как барашки в поле щиплют травку.

Атмосфера спокойная и своеобразная, вот ребята решили заняться в выходной чем-то полезным и починить телегу, а на окраине села среди степи разлилось небольшое зеленое озеро в форме сердца - любимое место каждой второй бешалминской утки и каждого третьего гуся. Гагаузская долина мельниц Здесь же на холме можно увидеть рабочую мельницу. В середине 20 века только в одной Бешалме их было около 60 штук. Сейчас осталось только 2, использовать их по назначению уже давно не выгодно, но как памятник и место для селфи оставили. Внутри огромные механизмы, а снаружи пострадавшие от последнего урагана лопасти.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. 42. Гагаузы получили широкую автономию и живут во-многом как хотят, однако молдавские власти республику по понятным причинам недолюбливают, и всячески пытаются эту автономию уменьшить. 83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. это уникальный этнокультурный народ, проживающий в различных регионах Восточной Европы, таких как Молдова, Украина, Болгария и т.д. Этот. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях. Приднестровская Молдавская Республика, где проживает 475 тыс. человек (из которых 360 тыс. имеют гражданство Молдавии) появилась в 1990 году, отделившись от Молдавии во время гражданской войны.

История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где

последние известия. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. где живут и численность. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции. Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями. Кстати, определить, замужняя женщина или нет, сколько у неё детей, можно по одежде: платье без рукавов, фартук, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка — всё это говорит о том, что женихам лучше держаться подальше, можно и на рассерженного мужа натолкнуться. Зелёный наряд невесты говорит собравшимся о плодородии, а натуральные красители голубого цвета преображают национальные костюмы и напоминают о бескрайних небесах буджакских степей. У мужчин на шее часто красуется символ-тотем — степной волк. В семьях до сих пор сохраняется строгий патриархат — место женщины на кухне. Приготовить обед на большую семью и подать его на софру — круглый стол — задача не из лёгких.

Перспективы выживания национальной культуры и независимого существования гагаузов являются незначительными. У них самое низкое соотношение лиц с высшим образованием в Молдове, практически отсутствует художественная и очень слабая научная интеллигенция, и острая нехватка интеллектуалов в целом. В 1989 г. Соответственно, они слабо представлены в государственных органах, профессиональных областях и в сфере услуг. Это привело к движению за национальное возрождение. Однако через 3 дня президиум Верховного Совета Молдавии не смог подтвердить это решение, тем самым попирая принцип национального самоопределения. Более того, молдавская пресса начала кампанию антигагаузской пропаганды. Несмотря на ряд заявлений о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в т. Религия Гагаузы - кто это в религиозном отношении?

Большинство из них — православные христиане. Их предки — тюркоязычные скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. Хотя в начале XX в. Исторический контекст После советской аннексии Бессарабии в 1940 году гагаузские населенные пункты были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. При советской власти они подвергались русификации переходом на кириллицу, введенной в 1957 году, и через преподавание в школах на русском языке с конца 1950-х годов. В пределах Советского Союза гагаузы были крупнейшим тюркским населением, не имеющим своего территориального образования. На протяжении всего советского периода их этническая самосознательность оставалась слабо развитой.

Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х, так как возникли опасения румынизации. Хотя закон 1989 года разрешил использование гагаузского языка, проходили забастовки против повышения уровня молдавского до статуса государственного. Такие действия привели к периоду двоевластия в регионе. В 1992—1993 годах местные военизированные формирования периодически сталкивались с молдавскими властями, но не вмешивались в приднестровский конфликт. Но Комрат сотрудничал с Тирасполем в продвижении идеи конфедерации 3 государств. Турецкое посольство поддержало более умеренную идею автономии в контексте единой страны. Закон о статусе Гагаузии B феврале 1994 г. B регионе победил русскоязычный блок партий. B июле 1994 г.

В декабре был принят закон «О специальном правовом статусе Гагаузии».

Но, я думаю, эта цифра несколько занижена и не отражает реальной действительности. До недавнего времени ислам в Молдове не был признан на официальном уровне, из-за чего правоохранительные органы Молдовы препятствовали проведению коллективных молитв и подобных мероприятий. Мусульманская община Кишинева впервые пыталась пройти регистрацию в 2000 г. Впоследствии верующие обращались в судебные органы Молдовы и в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Молдова - единственная из стран СНГ, в которойИслам не был признан официально. В середине марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы легализовало Ислам и зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения.

Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос — зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно? Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии. Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар.

А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода».

Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями. Кстати, определить, замужняя женщина или нет, сколько у неё детей, можно по одежде: платье без рукавов, фартук, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка — всё это говорит о том, что женихам лучше держаться подальше, можно и на рассерженного мужа натолкнуться. Зелёный наряд невесты говорит собравшимся о плодородии, а натуральные красители голубого цвета преображают национальные костюмы и напоминают о бескрайних небесах буджакских степей. У мужчин на шее часто красуется символ-тотем — степной волк. В семьях до сих пор сохраняется строгий патриархат — место женщины на кухне. Приготовить обед на большую семью и подать его на софру — круглый стол — задача не из лёгких. О кочевом прошлом гагаузов красноречиво говорят предметы быта: прочная простая посуда, деревянные тарелки и ложки и сусаки — специальные сосуды, где долго хранится вино или молоко.

Традиционное блюдо — пресные дрожжевые лепёшки.

Гагаузия: последние новости

Их целью стал компактный район, где жили гагаузы. Исторически гагаузы проживают в Буджакском районе на юге Республики Молдова, где им была предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия — Гагауз-Ери со столицей Комрат. На юге Молдовы живут гагаузы. Выборы в Гагаузии проходят на фоне борьбы Кишинева с оппозиционными партиями, которые, по оценке PAS, пытаются дестабилизировать ситуацию в стране в пользу России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий