Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации.
Зачем в России возрождать купечество
Подобные меры со стороны государства преследовали вполне определенную цель — пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога. Реформы Петра. I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713, 1717 гг. Не менее губительными для купцов оказались и другие начинания Петра I, шедшего ради создаваемой им империи на самые решительные, порой экономически не оправданные меры. Купцов принуждали нести отвлекавшую их от непосредственной деятельности службу по сбору налогов, образовывать торговые и промышленные компании; им указывалось, в какие порты какие товары везти для продажи, по каким ценам продавать их государству. И наконец, купцов насильственно переселяли из одних городов в другие. Несколько тысяч купеческих семей заставили переехать в только что основанный Санкт-Петербург, где не было ни обширной торговли, ни развитой инфраструктуры путей сообщения, складских помещений, гостиниц и т. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 г. Все торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: 1-я гильдия — владельцы капитала свыше 10 тыс. При этом купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3-й — только мелочную торговлю.
Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства.
Историк Виталий Ситников подробно рассматривает этот вопрос в своей книге «Кто есть кто в истории России». Люди в Древнерусском государстве Вообще изначально людьми на Руси называли только свободных крестьян-общинников, которые составляли большую часть населения страны. Люди не служили в дружине в отличие от гридей, кметей, отроков и бояр. Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми». Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы. Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов.
Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь.
Вот хотя бы Адольф Юльевич Ротштейн, выходец из Берлина, ставший к концу жизни директором правления Петербургского Международного банка, «серым кардиналом» и правой рукой министра финансов С. Делец скользкий: Н. И поделом ему: он деньги не зарабатывал. К богатейшим людям страны принадлежали Поляковы — династия «железнодорожных королей».
Основание капиталам заложил винными откупами Самуил Самуилович Поляков, служивший управляющим имений министра почт и телеграфов графа Д. Толстого который ему небескорыстно и покровительствовал. Деньги от торговли водкой вложил он в первые железные дороги, каменноугольную и металлургическую промышленность Юга России. Делец это был беззастенчивый: именно на его дороге, «сшитой» на живую нитку, потерпел крушение царский поезд у станции Борки. Но дело замяли, зато банкирский дом Поляковых в 1903 г.
А еще в 1897 г. После смерти С. Полякова движимого и недвижимого имущества например, знаменитый дом Лаваля на Английской набережной, купленный затем правительством у наследников для расширения Сената осталось на 32 млн, хотя наличными — менее 9 тыс. Таким же богатейшим дельцом стал петербургский купец 1-й гильдии, а затем барон и действительный статский советник Гораций Осипович Гинцбург, создатель крупного банкирского дома, председатель правления Ленского золотопромышленного общества с 1908 г. Воронцов-Дашков, Н.
Левашовы, П. Шувалов, П. Недурная компания… Предприниматели? В 1912 г. Почти одновременно лопнул банк и некоего Толстопятова типичная купеческая фамилия , а вскоре компаньон Киреева Петровский и бывший управляющий делами Толстопятова начали новое «дело» в банкирской конторе А.
Кропотова… И опять нашлись доверчивые вкладчики: ведь о «твердом купеческом слове» и тогда без устали твердили журналисты. Но все же мы будем вести речь не об этих скороспелых прыщах. Богатые купеческие особняки, заказывавшиеся известным архитекторам или покупавшиеся у разоряющегося дворянства, практически ничем не отличались от дворянских. Различие могло быть разве что в б? Так, в знаменитом особняке Рябушинского на Малой Никитской, выстроенном в стиле модерн там сейчас дом-музей М.
Горького на самом верху была небольшая молельня. Впрочем, образные могли быть и в домах старого барства. От барского практически не отличался и быт богатого просвещенного купечества — те же балы, обеды, гости, гувернеры и гувернантки для детей; тот же европейский костюм и та же обстановка в комнатах, вплоть до коллекционирования диковинок, картин, гравюр и создания обширных и ценных библиотек. От беззаботного барства крупное купечество отличалось лишь тем, что должно было вести свое «дело», но и дело это было крупным, европейского типа, и велось в конторах и на бирже, а отнюдь не в лавке или лабазе. На барский, «иностранный манер», был поставлен дом богатейшего торговца бакалейными товарами А.
Андреева, отца будущей жены поэта Бальмонта. Дом этот стоял в самом центре тогдашней Москвы, в выходившем на Тверскую Брюсовом переулке: «С увеличением нашей семьи к дому пристраивались комнаты, во дворе возводили флигеля и службы: конюшни, коровник, прачечную и кладовые. Большая часть двора была крыта огромным железным навесом. Под ним складывались товары, что свозились для магазина. Около ворот было двухэтажное каменное помещение, где хранились более деликатные товары: чай, доставленный из Китая, зашитый в мешки из буйволовой кожи.
В «фабрике», как назывался этот дом, в первом этаже была паровая машина, приводящая в движение разные мелкие машины, что пилили сахар. Во втором этаже сахарные головы оборачивали в синюю бумагу или наколотый сахар укладывали в пакеты. Там же сортировали, развешивали и убирали чай в деревянные ящики на два, четыре и больше фунтов. В таком виде они отправлялись в провинцию. Главная клиентура отца, кроме москвичей, конечно, были помещики.
Они выписывали по отпечатанному прейскуранту в свои поместья запасы товаров на целый год. Для этого и предназначалась особая упаковка товаров, которой и был занят большой штат служащих. Машину и всякие приспособления отец выписывал из-за границы, куда сам ездил осматривать новые изобретения по этой части… К весне, как только солнце начинало пригревать и лужи подсыхали, на камни нашего двора расстилали новые ярко-желтые рогожи, и на них высыпали для просушки целые кучи зеленого горошка, бобов, изюма, чернослива, сахарных стручков… Совсем напротив нашей детской находились службы: коровник, каретный сарай, дальше — конюшни, над ними сеновал… Купец. В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк… Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая — красного дерева с матовыми узорными стеклами — в залу.
Кабинет отца — маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны… Между окон кабинета помещался большой письменный стол, за которым никто никогда не писал. На столе стояла тяжелая бронзовая чернильница без чернил, бювар с бронзовой крышкой без бумаг, бронзовый прорезной нож, ручки, которые не употреблялись. Над диваном висела итальянская картина «Смерть святой Цецилии» из мозаики… Зала была самой большой комнатой в доме. Три больших зеркальных окна, с которых спускались прекрасные атласные занавеси. В простенках два зеркала.
На подзеркальниках большие голубые фарфоровые вазы в золоченой бронзовой оправе с крышками. По стенам зала высокие стулья орехового дерева, обитые красным бархатом. В углу — рояль Бехштейн, шкафчик с пюпитром для нот. Жардиньерка с искусственными цветами, которые, по настоянию подросших сестер, были заменены живыми. Золоченой бронзы часы — земной шар, поддерживаемый двумя амурами, — стояли на деревянной подставке.
По углам залы четыре канделябра той же золоченой бронзы со стеариновыми свечами, такая же люстра посреди потолка, свечи, обмотанные нитками, от которых должны были зажигаться фитили свечей, и никогда не загоравшиеся, когда к ним подносили спичку. Гостиная была черного дерева, обитая синим шелковым штофом, стены затянуты тем же шелком… Столы черного дерева покрыты плюшевыми скатертями, бахрома которых спускалась до пола. Пол затянут сплошь светло-серым ковром, на подзеркальнике часы розового фарфора с изображением пышных дам в широкополых соломенных шляпах. Около них стояли безделушки из того же фарфора — какие-то тарелочки, вазочки неизвестно для какого употребления. Освещалась эта гостиная канделябрами и люстрами такого же розового фарфора.
За гостиной, отделенной тяжелыми портьерами на шелковой подкладке, — будуар. Кретоновая мягкая мебель, золоченые стульчики, небольшие шифоньерки. В углу — мраморный камин. На нем часы совсем необычайные: в них двигался циферблат, а неподвижная золотая стрелка показывала время. На шкафиках и полках стояли китайские вазы и разные китайские безделушки.
Убранство всех наших парадных комнат носило французский характер. Меблировал их месье Паскаль — известный в Москве драпировщик. Бронза во всех комнатах была выписана матерью из Парижа через магазин Шнейдера на Кузнецком мосту. В каждой комнате был свой стиль. Предметы из одной комнаты не переносились в другую.
Каждая мелочь всю жизнь стояла на своем месте. Во всех комнатах в углу висели небольшие иконы в изящных окладах. За этим будуаром — две небольшие комнаты, спальни моих родителей. Затем проходная комната, из которой несколько ступеней вели вниз в пристройку: столовую и классную. Из нее через буфет лестница наверх в детскую и лестница вниз в первый этаж, где в небольших и низких комнатах размещались старшие братья и сестры со своими гувернантками.
Меблировка в этих комнатах везде была одинаковая: кровать, покрытая белым пикейным покрывалом, перед кроватью коврик. Мраморный умывальник, в который наливалась вода сверху, она текла в таз при нажимании педали.
Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор. Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году. Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке.
Правда, такая красота была лишь в его центральной части, в других районах преобладали деревянные дома. Появление Гостиного двора в Казани не было случайным. Казань издавна славилась широким развитием торговли. Когда в 1817 году по Каме и в 1820 году по Волге пошли буксирные и пассажирские суда, дела у местных купцов и торговцев пошли еще лучше. Побывавший в Казани в 1801 году драматург Александр Коцебу писал: «Гостиный двор величиной и множеством товаров не уступает московскому и петербургскому». В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры. Гостиный двор открылся после капитального ремонта, по сути — реконструкции, лишь в 1847 году архитекторы Ф. Крамп и И.
Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века. В начале 90-х годов в помещениях бывшего гостинодворческого трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. Один из залов Андрея Лихачева музее, который берет свое начало с коллекций известного казанского краеведа Андрея Лихачева, лучше рассказать особо и в другой раз. Предмет нашего интереса — судьба самого здания. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани. Как свидетельствует автор статьи в каталоге выставки «Древняя Казань» Г. Милашевский, своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые еще в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости открытия городского общедоступного музея.
В движении идеи к воплощению в реальность сыграли важную роль несколько событий того времени. Прежде всего две научно-промышленные выставки. Губернская работала в 1890 году, она стала крупным событием в истории Казани. Для нее специально были построены павильоны, и, как отмечали местные газеты, выставка превосходила все предшествующие экспозиции по размерам, количеству разделов и по числу посетителей. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Фонды музея после этой ярмарки значительно увеличились. Инициатива городского головы С. Дьяченко положила начало сбору денежных средств, которые должны были пойти на обустройство музея. Затем последовал щедрый дар 500 тысяч рублей Ольге Сергеевне Александровой-Гейнс, которая была хорошо известна своей благотворительностью. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов, воспользовавшись статьей о казанской благотворительнице, опубликованной в одиннадцатом номере журнала «Казань» за 2001 год.
Она была единственной», — так написала об Александре Сергеевне ее автор — Галина Могильникова. Отец Ольги Сергеевны занимался торговлей чаем, а в 1850-х годах трижды был городским головой и председателем Общества содействия русской промышленности. Здание Гостиного двора в конце XIX века. Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений. В журнальной статье приводятся данные о пожертвованиях, сделанных в 1889 году: Ольга Александровна выделила 50 тысяч рублей на постройку здания Ксенинской женской гимназии, 10 тысяч — попечительскому совету этой гимназии, 100 тысяч — городскому голове на устройство городской больницы и детской лечебницы, 3 тысячи — архиепископу на устройство церкви во вновь учрежденном училище для девиц духовного звания, 1 тысячу — обществу земледельческих колоний, 2 тысячи — Братству святого Гурия на содержание одной из инородческих школ. За активную благотворительность ее портрет решено было поместить в «думской зале». Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании.
Выпуск 58. Российское купечество
Сословия. Купцы | гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). |
Купеческие семьи: как это было в Российской империи? - Дети | по названию волости. |
Статья - Журнал Проблемы современной экономики | Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. |
"Честный" купеческий миф | Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. |
Статьи по предмету Коммерческое право | Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. |
Купечество – торговое сословие Средневековья
О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами.
Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. Хорошо это было или плохо, но купечество не погибло. Богатые и добрые Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством.
Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич 1843—1901 дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию.
Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца.
Русский купец — это в большинстве случаев благодетель и покровитель.
О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою.
В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202.
В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество.
Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям.
Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами.
Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе. Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов. Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику. Особые указы освобождали и тех и других от воинской повинности и телесных наказаний. Купцы третьей гильдии занимались ремеслами и розничной торговлей в селах, уездах и городах. Они же держали лавки, бани, постоялые дворы или трактиры. На последнее накладывались ограничения: нельзя было содержать больше трех торговых точек и 30 работников. Кроме того, до 1863 года купцы третьей гильдии не были освобождены от телесных наказаний.
В 1881 году основные положения собрал и опубликовал в брошюре «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» литератор Иван Зегимель. Этого можете достичь разными путями, а главное — честностью и добросовестностью. Иван Зегимель, «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» 14 Большинство купцов были верующими: молились, соблюдали церковные праздники, чтили заповеди. Общечеловеческие ценности в купеческих династиях воспитывали с детства. Поэтому все торговцы дорожили своей репутацией. Как правило, сделки проходили «на честном слове», то есть заключались устно, без документального подтверждения. Купец должен был строго соблюдать все условия договора и обязательно выполнить то, что пообещал. В различных исторических документах сохранились свидетельства честности торговых людей: они не изменяли оговоренные суммы сделок, а нередко даже возвращали покупателям или другим купцам деньги, которые те по ошибке переплатили за товар, вплоть до копейки. Считается, что именно со времен купеческой торговли до нас дошли такие фразы, как «по рукам» и «уговор дороже денег».
Кодекс, составленный Зегимелем, также содержал записи о том, какими качествами должен обладать успешный купец, и рекомендации, как правильно вести дела. У всякого купца, говорилось в труде, должен быть «здравый рассудок, быстрое соображение и твердость характера в исполнении всех дел». Он должен не терять самообладания, даже если приходится выслушивать дерзости. Следовало оставаться вежливым и обходительным, но при этом не чересчур, чтобы не оттолкнуть покупателей. Чтобы торговля шла успешно, купцу следовало не перекладывать на других дела, которые он в состоянии вести сам, и внимательно следить, чтобы помощники исправно выполняли то, что им поручено. Действовал и цеховой кодекс. Чтобы купцы не переманивали друг у друга покупателей, существовала четкая торговая иерархия. Например, у гостиной сотни была налажена торговля с восточными землями, а суконная торговала с западными. Иногда торговцы объединялись для выполнения крупных сделок.
Так появились купеческие товарищества — «общества на паях».
Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами. Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен». Теперь это любимые места досуга для многих москвичей.
Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов. А ведь владельцы предприятий не только платили работникам не такую и плохую по тем временам зарплату, но и строили школы для их детей. О твёрдости купеческого слова, которое прочнее любых бумажных договоров, ходили легенды. Не говоря уже о хрестоматийных примерах предпринимателя, мецената и создателя прославившей Москву галереи Павла Третьякова и Саввы Морозова, создавшего для своих работников театры и дома культуры прямо по месту их жительства и ставшего заказчиком строительства и главным спонсором МХАТ в самой Москве. Рабочие отвечали ему Морозовской стачкой: им мало было бесплатного жилья без ипотеки, театров и недорогих столовых, а хотелось ещё и работать поменьше, как в Европе, и побольше политических прав, что от купца никак, понятно, не зависело, — отметил эксперт.
Зачем в России возрождать купечество
В России традиционно уже считается, что любой, у кого заработки значительно выше остальных, обязан делиться. Так было практически всегда. То же отношение было в своё время к купцам. И отказ делиться воспринимался крайне отрицательно, а то и вовсе враждебно. И никакие аргументы не учитывались, поэтому первое, что было уничтожено в 1917 году — купечество и дворянство, до сих пор не восстановлено в прежнем значении, — заметила Френкель. Когда сейчас идут разговоры о возрождении купечества, тут же возникают вопрос «а зачем? А ведь оно сейчас кому-то принадлежит. Кроме того, даже при дележе однокомнатной квартиры возникают отчаянные споры, что уж говорить об имуществе на которое могут претендовать десятки наследников? Это тот ящик Пандоры, считает Френкель, который можно только открыть, но пользы для общества от этого точно не будет. Для того чтобы сменить имидж? В духе времени, но сомнительно, ведь на взаимоотношение власти, общества и бизнеса это никак не повлияет.
Скрепление сделки рукопожатием было крепче письменных договоров, а репутация ценилась дороже не только денег, но и жизни. Сегодня есть смысл восстановить в нашей исторической памяти своеобразный феномен — «честное купеческое слово». Купечество, существовавшее в России с незапамятных времён, вышедшее из торгующего крестьянства, становится полупривилегированным сословием в XVIII — начале XX века. В 1785 году российские купцы получают от Екатерины Второй жалованную грамоту, которая серьёзно возвышает их положение. Существовали три купеческих гильдии. К первой относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс.
У них было право оптовой и розничной торговли как в России, так и за границей , а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от пяти до десяти тысяч рублей, они получали право розничной и оптовой торговли только в России. Исключительно розничную торговлю могли вести купцы третьей гильдии с капиталом от одной до пяти тысяч рублей. После отмены крепостного права в экономическом плане вырвались на волю многие крепостные «хозяйственные мужики», ещё по указу Екатерины Второй получившие разрешение создавать свои собственные мастерские и небольшие производства но не имевшие ни прав собственности, ни достаточного образования, ни капиталов. Дальше вперёд пошли их дети. Второе поколение купцов и промышленников было активным, предприимчивым, легко впитывало западный опыт и идеи.
Ручное деревенское производство они заменили машинной техникой, вышли со своими товарами на мировой рынок, от единоличной собственности перешли к акционерной форме. В России появились акционерные общества и частные банки. Люди это были упрямые, хваткие и закалённые. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. Как пишет историк Лев Краснопевцев, хранитель московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, «в этих условиях у староверов формировались необходимые для бизнеса качества — внутренняя дисциплина, способность к максимальной концентрации волевых усилий, стремление к независимости. Им было не до развлечений, не до танцев, не до табака и водки.
Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма».
Политика конфиденциальности и соглашение Что такое купец Купец — это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров. В России купчими назывались представители торговых мещанских сословий, которые вели разнообразную торговую деятельность. Слово купец происходит от древнегреческого emporos, что означает торговец.
Купцы имели высокий социальный статус и часто занимались не только торговлей, но и финансовыми операциями, ссудами и даже дипломатическими делами. Купеческое сословие играло важную роль в экономической и социальной жизни России.
Товары Древней Руси на экспорт. Времена года и торговый календарь. География и маршруты торговли русских купцов.
Караванная торговля. Влияние военных походов и завоеваний на изменения торговых путей. Купечество как социальное сословие. Средневековые города как центры ремесел и торговли. Купечество на службе у государства.
Денежные единицы на Руси. Гостиные дворы, торговые рядя и лавки. Волжский торговый путь в XVI веке, время в пути и товары с Востока. Роль купечества в развитии товарных отношений Древней Руси Всем известно, что купечество — это торговое сословие, то есть это люди, для которых торговля стала основным видом деятельности. С давних времен торговые отношения сводились к простому натуральному обмену.
Появление и развитие денег и товарно-денежных отношений связано с развитием товарного производства. Тогда посредником между товаром и потребителем выступает рынок. Торговля была известна еще со времен Древнерусского государства. В письменных документах того времени часто встречается слово «гость», которым называли купцов, ведших торговлю с заморскими странами или другими княжествами. В центре каждого из них имелся торг — специальная площадь, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция.
Торг делился на ряды, специализировавшиеся на каком-то одном товаре или группе родственных товаров.
Купечество в России
Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Купеческие семьи: как это было в Российской империи? | Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам. |
Домен не добавлен в панели | Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение. |
Купеческие семьи: как это было в Российской империи? | Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. |
Сословия. Купцы | Это были все школьные новости, до встречи в эфире! |
Статья - Журнал Проблемы современной экономики | Купцам второй гильдии разрешалась торговля внутри империи, поэтому они могли иметь только речные суда. |
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен.
История русского купечества
Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя. Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. Это были все школьные новости, до встречи в эфире!
Купцы кто такие?
КУПЦЫ – ЯСНА-ЦЕНТР | 365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис. |
Как искать купцов. Что такое купечество? | | Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. |
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси | Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства. |
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело | Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой. |
О купечестве
по названию волости. #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. 365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис. по названию волости. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте