Новости что такое кондиции в истории

Новой императрице Анне Иоанновне было предложено подписать соответствующий документ, вошедший в историю под названием кондиции.

Кондиция - это... Значение, происхождение, синонимы

Значение кондиций истории заключается в том, что они помогают понять и объяснить прошлое, а также предсказать будущие события. В российской истории термины «верховники», «кондиции» относятся к периоду. Кондиции (от лат. condicio — соглашение) — акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета. Объяснить значение терминов и понятий: гвардейцы, Верховный тайный совет, кондиции.

Кондиции в истории: определение, особенности и значение

Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005. История Отечества. Поляка 2-е изд. История Отечества: учебн. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Сахаров, А. Боханов, М.

Горинов, В. Дмитренко и др. Новейшее время. История России: Вторая половина 19 — 20 вв. Екатеринбург: УрГУ, 1995. Милов Л. Милова Л.

Мунчаев Ш. Учебник для вузов.

В целом стало понятно, что кондиции делают правителями в стране Верховный тайный совет, а император остается фигурой номинальной. В результате борьбе с Верховниками велась под лозунгами «лучше один тиран, чем группа тиранов». После приезда Анны в Россию к ней обратилась гвардия с требование уничтожить условия и стать полноправным правителем. После того как кондиции Анны Иоанновны были уничтожены, ее основной задачей стала расправа с Верховным тайным советом.

В результате Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку, а ВТС был ликвидирован. На его месте был создан Кабинет Министров. Разрыв кондиций и их противники До момента принятия кондиций, когда Анна Совет еще не утвердил на посту императрицы, Долгорукие имели большинство и моли избрать своего императора. Обсуждалась кандидатура Екатерины Долгорукой, но внутри семье произошел раскол, и Екатерину не выбрали императрицей. В результате Анна Иоанновна расправилась с Тайным советом, а род Долгоруких прекратил существование. Историческая справка.

Для того времени библиотека Голицына в Архангельском была поистине уникальной. Конституция верховников осталась не воплощенной. Поначалу, по следам сданных 5-7 февраля в Совет дворянских проектов в проект конституции вносились поправки, в которых Верховный тайный совет шел на уступки более широким кругам шляхетства.

Однако затем верховники проанализировали составленный для них конспект основных идей из поданных дворянских проектов и поняли, что большинство шляхетства выступает за более радикальные преобразования. Экстракт «мнений» из дворянских проектов, принятых Верховным тайным советом В поданных в Верховной тайной совет мнениях написано: В 1-м, под которым подписались генерал 1, генерал лейтнант 1, статцких того ранга 4, генералов маеоров 5, статцких того ранга 4, итого 15 человек. К Верховному тайному совету к настоящим персонам, мнитца, прибавить, чтоб с прежними было от 12 до 15, понеже для важных дел призывано будет общество, как показано ниже в 6-м пункте, и тогда не токмо малолюдно, но и многолюдно будет, а для повсядневнаго правления доволно будет вышеписанных персон.

А ныне к Верховному тайному совету в прибавок и впредь на ваканции выбирать обществом генералитету военному и штатцкому и шляхетству на одну персону по 3 кандидата, которых, выбрав, представить Верховному тайному совету для удостоинства из них одного по их разсмотрению, как изволят за благо разсудить, выбором голосами или балантированьем их Верховного тайного совета. Или выбрав в Верховном тайном совете трех персон, и ис тех трех персон балантировать генералитету военному и штатцкому и шляхетству не менше 70-ти персон, в которой бы одной фамилии более двух персон не было, а которые будут выбирать в кандидаты, тем бы не балантировать, а для балантированья выбрать бы других таким же образом, толко б было не мене вышеозначенного числа. Во втором мнении, под которым подписались генералов лейтнантов 3, статцких того ранга 4, генералов маеоров 9, статцких и придворных того рангу 13, обор прокурор синодцкой 1, итого 30 человек.

Вначале учредить Вышнее правителство в 21-й персоне. Дабы оного Вышняго правителства множеством дел не отяхчить, того ради для отправления протчих дел учинить Сенат в 11 персонах. В Вышнее правителство и в Сенат и в губернаторы и в президенты в калегии кандидатов выбирать и балантировать генералитету и шляхетству, а в кандидаты более одной персоны из одной фамилии не выбирать, также и при балантированье более двух персон из одной фамилии не быть, а при балантированье быть не менше 100 персон.

В Вышнем правителстве и в Сенате впредь, кроме обретающихся ныне в Верховном тайном совете, более двух персон из одной фамилии не быть, щитая в обеих, как в Вышнем правителстве, так и в Сенате. В третьем мнении графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина: К правлению государственному надлежит прибавить членов, а выбрать оных общим советом ис фамилных и генералитета и из знатного шляхетства, и во оном государственном правлении не быть более двух персон одного рода. В 4-м мнении, под которым подписались брегадиров 2, статцких того ранга 2, маеор 1, итого 5 человек: Чтоб в Верховной тайной совет к присудствующим ныне, мнитца, надлежит прибавить несколко персон, дабы оной состоял от 12 до 15 особ.

Ежели кто из оных заболит или отлучитца, чтоб от того в правлении замедления за малолюдством не было. Во мнении генерала Матюшкина с протчими: что потребно будет впредь сочинить в дополнение уставов, принадлежащих к государственному правлению, или какие дела касатца будут к государственной и общей ползе, оные сочинять и утверждать Верховному тайному совету, Сенату, генералитету и шляхетству общим советом. В протчих мнениях написано сему согласно.

Между тем, 10 февраля Анна Иоанновна прибыла под Москву в село Всехсвятское, 11 февраля состоялись похороны Петра II, а 15 февраля новая императрица въехала в Москву. Требовалось срочно утвердить вариант присяги, что и было сделано 18 февраля. В нем был изъят титул «самодержицы» и включены указания на «общую пользу» и «благополучие отечества».

Возникла идея передать выработку формы правления на рассмотрение специального органа. Этот орган планировалось созвать еще в 1720-е годы для работы над новым уложением государственных законов — гигантской важности задачей, которая займет у монархии более века. Наследником этого органа, созванным с той же целью, будет при Екатерине II Уложеннная комиссия, где познакомятся будущие авторы конституционного проекта Никита Панин и Денис Фонвизин.

А тогда в 1730 году у верховников появилась мысль поручить этому органу, кроме составления уложения, и подготовку формы правления. Это отражено в документе с названием «Способы, которыми, как видится, порядочнее, основательнее и тверже можно сочинить и утвердить известное толь важное и полезное всему народу и государству дело». Историки расходятся во мнениях относительно места этого проекта в ряду других.

Протасов полагал, что он возникает после неудачи проекта конституции, а Плотников и Курукин считают, что он мог обсуждаться еще в 20-х числах января, пока настроения дворянства были относительно неясны Совету. Если верно последнее соображение, то проект конституции мог дорабатываться верховниками вплоть до государственного переворота, организованного сторонниками самодержавия 25 февраля. Способы, которыми, как видитца, порядочнее, основательнее и тверже можно сочинить и утвердить известное толь важное и полезное всему народу и государству дело Главное основание: Чтоб все великороссийского народа шляхетство, выключа иноземцов, которые, хотя в вечное подданство и присягали, однако ж негреческого закона, и у которых деды не в России породились, и согласились бы за себя и за отсудствующих единодушно вместе так, чтоб никто, никак и ничем от того согласия не отговаривался — ни заслугами, ни рангом, ни старостию фамилии, и чтоб всякому был один голос.

Чтоб тем единосердечным согласием избрали ис того ж шляхетства годных и верных отечеству людей от дватцати до тритцати человек и утвердили б их писменно так, что оне внизу написанным порядком к ползе отечества сочинят и утвердят и то имеет вечно, твердо и нерушимо быть. В собрание тех выборных выбрать две особы, а голосов им не давать, топко чтоб оне содержали в том их собрании доброй порядок, а имянно: голосы давали, шум и крик, а особливо брань, унимали. Те избранные особы имеют сочинять все, что к правлению всего государства принадлежит и что оне вымыслить могут к ползе отечества, а ежели Верховной совет или Сенат к ползе отечества вздумают и пошлют к тем выбранным особам тое материю толко сказать, и те собранные особы имеют о той материи между собою советовать и как к государственной ползе разсудят, так и сочинить.

Как те собранные особы станут сочинять дела, касающияся до церкви и закону или до духовных особ, тогда призывать им в совет от четырех до шти человек из синодских членов или и из других, кого Синод изберет, так же с военными людми и с купечеством так же чинить, и тех выборных от всякого чина допускать в совет и дать им ровные голосы, однако ж, чтоб выборные от всякого чина имели всякой от своего чина выбор и верющие писма за руками равно так, как во 2-м пункте написано. Коли будут сочинять вотчинные дела, тогда призывать президента и двух или трех членов тоя колегии для совету и поступать с ними равно так, как с Синодом, военными и купеческими людми; и з другими колегиями поступать так же, как выше в сем пункте написано. Как те выборные между собою какое дело сочинят и утвердят и тогда всем им с тем делом взойтить в Сенат и с ними советовать и согласитца, а как те выборные и Сенат о том деле согласятця, тогда выборным и Сенату всем иттить с тем делом в Верховной совет и всем обще о том деле разсуждать, а как выборные, Сенат и Верховной совет о каком деле все согласятца, и тогда послать с тем делом несколко особ к ее императорскому величеству и просить, чтоб конфирмовала.

Наконец, последним по времени политическим документом Верховного тайного совета является записка князя Василия Лукича Долгорукого, вернувшегося в Москву вместе с Анной Иоанновной. В ней он, разрабатывавший вместе с Дмитрием Голицыным месяцем ранее проект Кондиций, предлагает три пути для привлечения к государственному строительству недовольного шляхетства. Один предусматривал произвольное расширение состава Верховного тайного совета, наподобие того, как это было сделано в ночь с 18 на 19 января, введением в Совет фельдмаршалов Василия Владимировича Долгорукого и Михаила Михайловича Голицына-старшего.

Второй путь, хотя и весьма осторожно, находился в русле шляхетских проектов с их идеей собрания выборщиков для пополнения Верховного тайного совета. Третий путь был вариацией идеи «Способов» с приданием уложенной комиссии статуса чего-то вроде учредительного собрания. Записка князя Василия Лукича Долгорукого Верховному тайному совету 1.

Не соизволят ли согласитца, чтоб Верховному тайному совету и Сенату, присовокупя к себе несколко генералов и из стацких, которые в тех рангах, и теми выбрать членов в Верховный тайный совет; сей способ удобен для того, чтоб убегнуть разногласия. Все вышенаписанное чинить з докладу ея величества. Таков достоверно известный историкам на сегодняшний день перечень документов Верховного Тайного совета, которые мы впервые публикуем онлайн все вместе, в открытом доступе.

В этом перечне нет упоминаемой некоторыми публицистами, с легкой руки иностранных послов, «Конституции Голицына». Этот легендарный апокриф приписывается князю Голицыну, однако на самом деле ряд якобы представленных в нем идей исследователи находят, например, в шляхетских проектах, конкурировавших с планами Верховного тайного совета. Таким образом, на сегодняшний день мы должны рассматривать информацию о нем, как неточность в донесениях дипломатов, которые не посвящались в содержание закрытых дискуссий Верховного Тайного совета о государственном устройстве России их запись не велась даже официальными протоколистами Совета, заменяясь короткой фразой «вели разговоры секретные».

Поэтому послы должны были основывать реляции к своим дворам на информации зачастую неточной и легко могли приписать фрагменты обсуждений шляхетской оппозиции авторству Дмитрия Голицына, идеолога и на тот момент фактического главы Верховного тайного совета. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает уникальность ситуации 19 января — 25 февраля 1730 года: эти события — единственный случай в истории Российской империи, когда движение страны к парламентским началам инициировало высшее государственное руководство то, на что позднее не пойдет даже Александр II Освободитель. Переворот 25 февраля поставил на всех этих проектах крест.

Анализируя политическую ситуацию 1730 года, нужно отметить, что Голицын и пошедшие за ним большинство членов Верховного Тайного совета допустили по-видимому несколько ошибок, которые полезно изучать и сегодня. Выделю три важных вещи, каждая из которых связана с двумя другими. Во-первых, они пытались учредить по сути новый государственный строй, но действовали не столько политически, сколько бюрократически, аппаратно, стараясь вырастить новое из старого.

В экстраординарной ситуации они, пытаясь удержать стабильность, старались действовать внешне действовать ординарно. Хотя, конечно, судить их задним число легко. Между тем, открыто кардинальные перемены могли спровоцировать открытый вооруженный мятеж.

Из этого противоречия в тактике верховников возникает «во-вторых»: они не собрали вокруг себя общественной коалиции в поддержку перемен. И сами не вели для этого последовательной работы, и, кроме того, немалая часть шляхетства не понимала вполне их намерений, а не понимая — опасалась. В-третьих, в итоге против них собралась коалиция противников, разношерстных и вовсе не совпадающих в своих идеях, но сумевших в нужный момент свалить верховников.

Тут были и конституционалисты кружка Черкасского-Татищева, которые практически сразу же окажутся жестоко обмануты в своих ожиданиях. Тут же были и обманувшие их силы. Это Остерман и другие служилые иностранцы, которым благоволила Анна Иоанновна после почти двух десятилетий проживания в Курляндии.

Это Феофан Прокопович и другие деятели церкви, согласившиеся с лишением церкви автономии и с ее превращением в инструмент политической пропаганды в обмен на личную власть и удовлетворение светских амбиций об этом нужно сказать отдельно: Голицын, человек глубоко религиозный, известный искренним благочестием, был возмущен сервильностью Прокоповича и некоторых других иерархов при возведении Меньшиковым и гвардией на престол Екатерины I и старался поэтому в 1730 году держать Синод в стороне. Это Семен Салтыков и другие гвардейские офицеры, житейское благополучие и аппаратный вес которых определялись статусом личной охраны всесильной правительницы. Это Ягужинский и через него его тесть — формальный глава Верховного Тайного совета, канцлер, граф Гавриил Головкин , фельдмаршал Трубецкой и другие представители аристократии, обиженные на свое неучастие в принятии важнейших решений.

Наиболее активная часть церкви, контролирующие столицу силовики, внутриэлитные группы и большинство тогдашнего «общества» под которым понималось, конечно, только дворянства — такая коалиция обеспечила переворот 25 февраля. Накануне республиканская партия Черкасского и Татищева согласовала со приверженцами Анны Иоанновны текст обращения к ней. Дальний родственник императрицы Семен Салтыков поручил командовать гвардейскими караулами в Кремле в этот день «своему человеку» — офицеру Альбрехту.

Черкасский и его сторонники порознь сошлись в Кремль, где соединились в депутацию и были приняты Анной Иоанновной. Они вручили ей, вопреки протестам Верховного тайного совета, петицию. Но не о восстановлении самодержавия, как рассчитывала Анна.

Речь шла о созыве чего-то вроде Учредительного собрания для определения формы правления, что так и не успел сделать Верховный тайный совет. Императрица растерялась, но ее старшая сестра, герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, убедила ее подписать прошение. Дворянам было предложено провести собрание тут же в одном из соседних залов, пока императрица увела верховников обедать, не дав тем самым им предпринять какие-либо ответные меры.

Кондиции Кондиции от лат. Суть документа Кондиции были составлены членами Верховного тайного совета в период с 18 29 января по 20 31 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в столицу Курляндии Митаву на представление Анне Иоанновне, которую незадолго перед тем «верховники» избрали наследницей российского престола. Любопытной особенностью Кондиций является то, что документ так и остался неопубликованным «верховниками». Основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании — до того момента, как кондиции были зачитаны в собрании чинов 2 13 февраля 1730 года. И только с этого момента в среде российского дворянства наметился очевидный раскол — приведший, в частности, к появлению программ дворянской оппозиции. Кондиции, по свидетельствам современников, были лишь предварительным документом, выжимкой более пространного радикального плана князя Голицына, не утверждённого однако внутри Тайного Совета. Не придя к внутреннему соглашению, «Верховники» не предложили собственного проекта будущего государственного устройства, но предложили составить их самим дворянам, которые съехались в Москву для составления очередной Уложенной комиссии и на несостоявшуюся свадьбу Петра II. Появилось семь основных проектов, причём ни один из них не предусматривал сохранения абсолютизма. Одни предлагали ограничить монарха властью парламента или государственного совета по английскому или шведскому образцу к чему примыкал проект самого Голицына , другие — сделать императора выборным, как в Польше, некоторые выступали за создание аристократической республики. Самый популярный проект, который поддержали 364 человека, иногда называемый в публицистике проектом Черкасского-Татищева, предусматривал создание «Вышнего правительства» из 21 человека и ввести выборность членов этого правительства, сенаторов, губернаторов и президентов коллегий второй палатой из 100 человек.

В этом проекте вовсе упразднялся Верховный тайный совет, поэтому большинство самих «верховников» выступили против него. Дмитрий Голицын, основной автор кондиций, не сообщал прямо о том, что власть Верховного тайного совета временная, в результате многие высокопоставленные деятели, а также многие молодые низшие офицеры подумали, будто Голицын и Верховный Тайный совет хотят узурпировать власть.

Читайте также

  • Кондиции в истории 8 класс: основные понятия и примеры
  • «КОНДИЦИИ», ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ В 1730 Г.
  • Кондиции — Википедия
  • Кондиции это
  • Что такое кондиции история?

Содержание

  • 1730. Кондиции и другие проекты верховников
  • Первая русская революция. Как князья Долгорукие свергали самодержавие | Аргументы и Факты
  • Что такое кондиции в истории 8 класс
  • Похожие работы
  • Как императрица Анна Иоанновна разорвала кондиции

Что такое кондиции в 1730г?

Кондиции Анны Иоанновны Примеры кондиций в истории В истории существуют много примеров, когда определенные условия или кондиции влияли на развитие событий и формирование исторических процессов.
«КОНДИЦИИ», ПОДПИСАННЫЕ АННОЙ ИОАННОВНОЙ В 1730 Г. Объяснить значение терминов и понятий: гвардейцы, Верховный тайный совет, кондиции.
«Кондиции» как конституционный проект Урок по теме Кондиции. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.
Кондиции — Википедия с видео // WIKI 2 Вы открыли страницу вопроса Что такое кондиции в 1730г?. Он относится к категории История.
Кондиции это Урок по теме Кондиции. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.

«Кондиции», подписанные Анной Иоанновной

Причем старинной знатью, вроде Голицыных и Долгоруких, круг сторонников ограничения самодержавия вовсе не ограничивался: «что касается самих русских, их расчеты в этих обстоятельствах не подлежат сомнению. Недавний пример случая Долгоруких заставляет их бояться власти фаворитов, которые всегда могут властвовать над ними, доколе русские государи будут столь полновластны, и потому русские хотят или уничтожить монархию, или до крайности ослабить власть государя, поставив ее под влияние аристократии. В этих видах для России предлагаются различные формы правления: одни хотят ограничить права короны властью парламента, как в Англии, другие — как в Швеции; иные полагают учредить избирательную форму правления по образцу Польши. Наконец, некоторые предлагают совершенно разделить власть между вельможами страны, образовав аристократическую республику». В общей сложности, различные проекты ограничения самодержавия подписали в январе-феврале 1730 года порядка 750 человек. Для сравнения: по делу декабристов в 1826 году были осуждены в общей сложности 126 человек. Отсюда становится ясно, почему прусский посол Мардефельд писал, что «все русские желают вообще свободы». Причем проведенный Курукиным и Плотниковым анализ состава подписантов показывает, что большинство из них, по контрасту с теми же декабристами, не относительно молодые офицеры, а заслуженные пожилые люди, костяк петровской администрации, военной и гражданской, большинство из них были в возрасте от 40 до 60 лет.

Они устали от непредсказуемости, произвола, пожизненной службы, некомпетентности фаворитов-временщиков и своего бесправия. Историк Никита Соколов подчеркивает: «Эту оппозицию, которая шла далее и последовательнее Верховного совета в утверждении конституционного порядка, составляли не зеленые увлекающиеся юнцы, но опытные офицеры и чиновники, занимавшие средние командные должности в армии и государственном аппарате — «становой хребет» российской государственности, включая весь наличный «русский» состав высшего армейского командования: три генерал-лейтенанта и шесть генерал-майоров». Поэтому князь Дмитрий Михайлович Голицын и другие члены Верховного тайного совета должны были, даже желая удержать основные нити власти в своих руках, идти дальше Кондиций, предлагая адресованную широкому кругу шляхетства политическую и отчасти социально-экономическую программу. Первая ее наметка — краткий документ под названием «К прежде учиненному определению пополнение». Под «определением» имелись в виду отправленные в Митаву Кондиции. Пополнение к ним относится к 20-м числам января. К прежде учиненному определению пополнение 1.

Чтоб воинское дело не ослабевало, то надлежит из шляхетства и впред определить в службу таким образом, чтобы в сухопутную службу чрез гвардию дослуживались с нижних чинов, притом и время постановить, сколко в котором чину служить, чтоб не было в тягость, а в морскую службу писать шляхетство в гардемарины, а не в матрозы, и по тому ж бы определенными годами выслуживались в офицеры. Купечество возобновить волным торгом и разсмотрить тарифу и протчее в торгах запрещение. Отягощенное земледелство податми каким-нибудь образом облегчить податми. В епархиях и монастырях обновить прежнее их поведение, дабы архиерей всякой свою епархию, а монастыри свое вотчины во всем сами ведали и управляли, и ныне определенную экономию отставить, а которые положенные на них государственные подати, те, собирая, отдавать в Камор коллегию, токмо оставить в монастырях то, чтоб отставным афицерам и салдатом на монастырском быть прокормлении, по указу. Параллельно с этим шляхетство, прежде всего — кружок Черкасского-Татищева, начинает составление собственных альтернативных проектов, зная о Кондициях, но не об их содержании. В так называемом «проекте общества», который подготовили Татищев и его единомышленники, предлагалось, например, ликвидировать Верховный тайный совет, передав власть Сенату. Поэтому получив 29 января известие о подписании Анной Иоанновной Кондиций и зная об умонастроениях шляхетства Верховный тайный совет начинает подготовку следующего документа.

Экстренно составляя Кондиции 19 января, верховники поймали себя в некоторую ловушку. Анна Иоанновна согласилась на определенные рамки власти монарха как условия для своего вступления на престол, но под каким видом преподнести ей новые ограничения? Надо отметить, что Дмитрий Голицын и его сотрудники а судя по рукописям, над документами работали вместе с ним неизвестные нам до сих пор люди не из числа членов Совета, возможно — кто-то из секретарей этого органа нашли очень изящное и неожиданное решение этой проблемы. Кондиции держались в тайне, так как их планировали представить дворянству как инициативу самой новой императрицы. Она как бы делала шаг навстречу подданным. Идея верховников была в том, чтобы вторым, а по сути главным конституционным документом, аналогом шведских «форм правления», стал бы ответный шаг со стороны подданных, а именно — присяга новой императрице. Включить в текст этой присяги все ключевые нормы нового государственного устройства — и тем самым заранее четко оговорить в ней, на чем именно россияне присягают.

И для того к ее величеству с прошением отправлены в Курляндию генваря 19го дня действительной тайной советник князь Василей Лукич Долгорукой да сенатор и тайной советник князь Михайло Михайлович Меншой Голицын и генерал маеор Михайло Леонтьев, а сего февраля 2го дня прибыл сюда генерал маеор Леонтьев и привез от ея императорского величества к неописанной всему государству радости и благополучию всемилостивейшее писание и притом, каким образом ее величество российский престол управлять изволит, пункты за собственным ее величества подписанием следуюшаго содержания. Тому Верховнаго тайного совета собранию быть между собою согласну власно как одной персоне и чтитца всякими образы. Иметь усердие о Божией церкве, дабы Закон Божий и Устав церковный никако нарушим не был и никто б дерзал толковатъ против догматов церкви, и ежели кто явитца в таком преступлении, судим будет церковными правилами собранием синодцких членов и потом, ежели подлежать будет, отдать гражданскому суду. Искать ползы государственной, и всякие государственные дела содержать тайно, и не открывать ни фамилии своей, ниже приятелем или посторонним, и прилежно тщитца, дабы во всем государстве было нелицемерное правосудие безо всякаго подлогу и лихоимства, а ежели таковые явятца, тех, яко недоброжелателных всему обществу государства, истреблять и по суду наказывать. Будет же случитца какое государственное новое и тайное дело, то для оного в Верховной тайной совет имеют для совету и разсуждения собраны быть Сенат, генералитет, и калежские члены, и знатное шляхетство; будет же что касатца будет к духовному правлению, то и синодские члены, и протчие архиереи, по усмотрению важности дела. Будет же кто при сей форме делом или подозрением впадет в погрешение, таких преступников должно судить и по суду поступать как с злодеями государственными. Позднейшая редакция пункта: Верховное правление имеет состоять в числе 12 особ, и для того к ныне присудствующим 7-ми особам дополнить 5 человек.

Святейший Синод и архиереи должны иметь крайнее попечение и смотрение о церквах Божиих, дабы содержано и управляемо было во всем по Закону Божню и по правилам святых отец, и для лутчаго управления как епархиям, так и монастырям вотчины их отдать по прежнему в собственное их владение, и для того Колегии экономии не быть, а что касаетца до доходов, которые собиралися в ту Колегию, о том учинить разсмотренне. Буде кто впадет в какое погрешение из членов синодальных и из архиереев, судим будет судом духовным, разве преступление общества, что имеет касатца повреждению государства или к неправославному учению восточной церкви, такие да будут судимы обше с управителми государственными. Синод имеет быть в числе … персон, которых выбирать таким же образом, как выше сего объявлено, и как архиереи, так и иереи почтение иметь будут как служители Престола Божия. Понеже Высокий Сенат во всех положенных делах, как государственных, так и росправных, для вспоможения Верховному тайному совету учрежден из знатных и верных особ и имеет состоять в … персонах, но ниже действительного статцкого советника не определять, которые должны крайнее попечение иметь, дабы все надлежащие к их управлению и решению дела происходили с ползою государственною. Позднейшая редакция пункта: Сенат имеет состоять в числе 11 персон, в котором быть такожде одной половине из фамилных, а другой из шляхетства достойным и поверенным особам и не ниже действителного статцкого советника. Оной управление имеет все дела государственные и росправные, а буде которых дел собою решить не могут, о тех представлять Верховному тайному совету. Выбор в сенаторы чинить, как ныне в добавку, так и впредь на убылые места Сенату, генералитету и статцким тех рангов, выбирая кандидатов на одну персону по три человека таким же образом, как в Верховное собрание, чтоб одна половина была из фамилных, а другая из шляхетства, и для опробации приносить к Верховному правлению.

В Сенат, в колегии, и в канцелярии, и в протчия управления выбираны да будут из фамилных людей, из генералитета и знатного шляхетства достойные и доброжелателные обществу государства, також и все шляхетство содержано быть имеет так, как и в протчих европейских государствах, в надлежащем почтении и в ея императорского величества милости и консидерации, а особливо старые и знатные фамилии да будут иметь преимущества и снабдены быть имеют рангами и к делам определены по их достоинству. Шляхетство в салдаты, в матрозы и протчие подлые и нижние чины неволею не определять, а чтоб воинское дело не ослабевало, для обучения военного учинить особливые кадетцкие роты, ис которых определять по обучении прямо в обор афицеры и производить чрез гвардию, а в морскую службу — чрез гардемаринов. Которые есть во управлении гражданском, хотя н не из шляхетства, а дослужилисъ рангов, такие приобщены да будут в общество шляхетства и определять их к делам как за благо разсудитца. Приказных людей производить по знатным по заслугам и по опыту верности всего общества, а людей боярских и крестьян не допускать ни к каким делам. Кто впадет в какое прегрешение, хотя и живота лишен будет, после таких у жен, и у детей, и у сродников движимого и недвижимого не отьимать и тем их не укорять, понеже доволно, что живота и чести лишатца. Всем обше иметь немалое попечение о добром состоянии сухопутной армеи, о гвардии и о флоте, чтоб была содержано в добром порядке, и жалованье и протчае удоволствование против государственных уставов в свое время давано была сполна без задержания, а генералитет и обор афицеров производить по заслугам и по достоинству, а не по страстям и не по мздоимству. О салдатах и матрозах смотрить прилежно, как над детми отечества, дабы напрасных трудов не имели, и до обид их не допускать, такожде жалованьем и протчим удоволствованием против государственных уставов во свое время давать сполна бес продолжения и убытков.

Правинцей Лифляндии и Эстляндин как шляхетства, так и гражданство да содержаны будут равного ея императорского величества милостию, как и росиские, и во всем поступано будет по их правам и привилегиям, и по мирному трактату, которые их права конфермованы и от их императорских величеств, також и к протчим иноземцам, которые ныне имеютца при армее, во флоте и в протчих службах, такожде которые и впредь будут в росиской службе, иметь почтение и склонность ко всякой любви, яко общие с россияны, и по контрактом жалованье да будет неотъемлемо. Х купечеству иметь призрение, и отврашать от них всякие обиды и неволи, и в торгах иметь им волю, и никому в одни руки никаких товаров не давать, и податми должно их облехчить, а протчим всяким чинам в купечество не мешатца. Крестьян податми сколко можно облехчить, а излишние расходы государственные разсмотрить. Искать в пополнение законов общества как о церкве, так о гражданстве и о протчем для государственной и народной общей ползы и благополучия всему отечеству без всякие страсти и боязни. Резиденции, убегая государственных излишних убытков и для исправления всему обществу домов своих и деревень, быть в Москве не пременно, а в другое место никуда не переносить. Аще явитца соблазн между недоброжелателными людми обществу всего государства, ища своей партикyлярной ползы, не взирая общей ползы государства нашего, такие да наказаны будут животом, а по заслугам верным н доброжелателным всему rосударству да награждены быть должны как честию и воздаянием, в том кленемся имянем Всемогушаго Бога и святою церковию, чтоб сии пункты не нарушить; аще кто явитца преступник к нарушению обшей ползы всего государства делом или соблазными словами, да лишит Господь Небесного царства и предаст вечному мучению, и да не дерзает ни архиерей, ни иерей разрешения дати, и по суду постигнет казнь времянной жизни нашей, в том целуем Животворящий Крест и подписуемся. Решение было оригинальным, новаторским и в то же время укладывалось в рамки тогдашнего политического процесса, когда именно по текстам различных присяг прослеживались различные походы к государственному устройству.

Плотников и Курукин в своей книге отмечают, что в присягах сенаторов 1711 и 1726 года они клялись в верности не только государю, но и государству. А вот в клятве из Воинского артикула 1715 года и присяге для чиновников 1720 года, речь шла только лично о «царе-государе». Так же, как и в присягах при возведении на престол Екатерины I в 1725-м и Петра II в 1727-м годах, хотя в них «царская польза» заменяется на «государственную». В документе, который был назван Корсаковым «формой присяги», Протасовым «формой правления», а Курукиным и Плотниковым «конституцией верховников», присягающий обещал «искать» «общей пользы» и «благополучия всему отечеству». В этом эпизоде мы видим, почему Изабель де Мадариага писала, что князь Дмитрий «Голицын был революционером в том значении, в каком это слово употреблялось в Англии в 1688 году». Том самом, когда произошла Славная революция, открывшая дорогу Биллю о правах, изменившему не только английскую, но и всю мировую историю. Документ развивал идеи, ранее проявившиеся в работе Верховного тайного совета.

Возглавлявший Коммерц-коллегию по сути — министерство торговли Дмитрий Голицын поддерживал свободу предпринимательства. Предлагалось восстановить автономию церкви от государства, дотировать проживание отставных солдат при монастырях и снизить подати для крестьянства. Верховный тайный совет также планировал реформировать наиболее болезненные для дворянства стороны нововведений Петра I: определить срок обязательной службы в то время пожизненной , не забирать дворян в матросы и мастеровые, заботиться о своевременной выплате жалованья, установить справедливые пенсии для отставленных по старости или ранению, пересмотреть порядок наследования имений. Речь шла о либерально-консервативной программе, соединяющей европеизм петровских реформ и эволюционный путь развития, роздых для поднятой на дыбы страны. Интересно прослеживать связи некоторых членов Верховного тайного совета, например — фельдмаршала Василия Владимировича Долгорукого, с прежним окружением царевича Алексея. Другие члены совета, как Дмитрий Голицын, были родственниками Василия Голицына, эволюционного реформатора России времен царевны Софьи. Корни программы верховников были и в старой боярской оппозиции радикализму Петра и в библиотеке Дмитрия Михайловича Голицына в его усадьбе Архангельское, где на полках и в сундуках хранились печатные и рукописные, переведенные на русский или вывезенные в Россию в оригинале Локк, Гоббс, Гроций, Пуффендорф, Спиноза и так далее.

Для того времени библиотека Голицына в Архангельском была поистине уникальной. Конституция верховников осталась не воплощенной. Поначалу, по следам сданных 5-7 февраля в Совет дворянских проектов в проект конституции вносились поправки, в которых Верховный тайный совет шел на уступки более широким кругам шляхетства. Однако затем верховники проанализировали составленный для них конспект основных идей из поданных дворянских проектов и поняли, что большинство шляхетства выступает за более радикальные преобразования.

Начатую еще Корсаковым работу по публикации всех известных политических проектов 1730 года завершили в 2010 году современные историки Алексей Плотников и Игорь Курукин, опубликовав книгу «19 января — 25 февраля 1730 года: события, люди, документы». Плотников также предложил в ряде своих публикаций несколько исправлений к той очередности появления проектов 1730 года, которую предложил в начале 1970-х Протасов.

Но и на этом тема оказалась отнюдь не исчерпана. В 2012 году историк Сергей Польской опубликовал найденный им в архивах небольшой и к тому же полусгоревший документ — еще один шляхетский проект 1730 года, названный им «Черновая записка о высоком государственном правлении». Эта записка оказалась мостиком между двумя известными со времен Корсакова документами — «проектом общества» и «проектом 364-х», доказав тем самым, что вторым, после князя Дмитрия Голицына и его соратников, ключевым центром выработки политических проектов в январе-феврале 1730 года была группа, которую иностранные дипломаты тогда называли «республиканской партией князя Черкасского», а отечественные историки впоследствии — «кружком Татищева». Вполне вероятно, что нас ждут новые открытия. Однако в вопросах исторической памяти и восприятия обществом истории России не менее важно, что и все эти открытия и дискуссии последних 150 лет находятся вне поля зрения не только десятков миллионов россиян, но даже и тех немногих сотен тысяч людей, кто стремится глубоко знать историю своей страны. Между тем, ее составляют не только великие победы, не только выдающиеся достижения культуры, искусства и науки, не только произвол и преступления тиранов, но и напряженная работа политической мысли, совершенствование государственности, наличие содержательных развилок и альтернатив на разных этапах истории, возможность совершенно иных путей развития.

Нужно отметить, что, еще начиная с Михаила Фонвизина, политическая борьба 1730 года рассматривается как часть большого исторического процесса, а не отдельное, случайное или разрозненное явление. Во второй половине XVIII века на Западе появились записки Манштейна, бывшего на российской службе адьютантом фельдмаршала Миниха, а в дальнейшем ставшего одним из важнейших разведчиков прусского короля Фридриха Великого. Манштейн не был в России в 1730 году, но позднее, со слов Миниха, знал о событиях этого года и описал их весьма недоброжелательно по отношению к России. В 1775 году в Западной Европе появился текст, в котором неизвестный отечественный автор высказывал ряд замечаний к запискам Манштейна. Вероятно, Екатерина II, как и другие монархи рода Романовых скрывавшая документы 1730 года от своих подданных, считала тем не менее важным защищать имидж России за рубежом и санкционировала этот ответ. Его автором историки долгое время считали… генерала Петра Ивановича Панина, того самого, который вместе со старшим братом Никитой и его секретарем Денисом Фонвизиным разрабатывал конституционные проекты эпохи Екатерины II.

Отец братьев Паниных, генерал Иван Панин был свидетелем событий 1730 года, хотя и поддерживал Анну Иоанновну позднее в ее правление он был сделан сенатором. Сами Никита и Петр Ивановичи хотя были еще детьми, но уже находились во вполне сознательном возрасте 12 и 9 лет и в последующие годы неизбежно впитывали в себя разговоры о произошедших событиях. Другое дело, что как они сами, так и следующие поколения авторов конституционных проектов, не решались открыто провозгласить себя наследниками января-февраля 1730 года — или даже прямо противопоставляли ему умеренность своих проектов. Это не удивительно: настолько радикально ограничить самодержавие не пытались более никогда, вплоть до 1917 года. Тем не менее, перечень основных вопросов, которые пытались решить и Панины с Фонвизиным, и в начале царствования Александра I, и в дальнейшем — во многом совпадает. Предотвращение временщичества и фаворитизма.

Учет мнения общества, пусть поначалу и в лице одного дворянства, при выработке государственной политики. Защита личности от произвола, нестабильности и непредсказуемости решений одного лица. Следы всех этих важнейших вопросов российской политики, характерных для 2-й половины XVIII и XIX веков, мы находим еще в документах Верховного Тайного совета и его оппонентов из шляхетства. Вот почему я считаю важным опубликовать все политические проекты 1730 года и привлечь к ним максимальное внимание всех, кому интересна и дорога история России. Сегодня мы начнем с проектов князя Дмитрия Михайловича Голицына и Верховного тайного совета. К сожалению, формат предисловия к публикуемым документам не позволяет излагать полностью события 1730 года.

Надеюсь, что все желающие смогут прочесть о них в книгах и публикациях, перечисленных выше. Остановлюсь здесь только на том, что касается непосредственно политических проектов Верховного тайного совета. Дмитрий Голицын также предложил ограничить власть императрицы определенными условиями — кондициями, которые она должна будет подписать при желании занять трон. Один из секретарей Верховного тайного совета Василий Степанов записал текст Кондиций, который ему продиктовали Голицын и другой член Совета, опытнейший дипломат, князь Василий Лукич Долгорукий 1670-1739. Стилистическую правку проекта осуществлял вице-канцлер барон Остерман, который однако в душе был противником ограничения самодержавия и в дальнейшем, сказавшись больным, отстранился от заседаний Совета и, напротив, непрерывно интриговал против него. Причина такой позиции Остермана заключалась в том, что он, иностранец на российской службе, небезосновательно видел в большинстве членов Верховного тайного совета, Голицыных и Долгоруких, не только либералов, но и противников того засилья иноземцев в руководстве страной, которое при Анне Иоанновне обернется бироновщиной.

На следующий день, собравшись в Кремле, Верховный тайный совет окончательно утвердил текст Кондиций и отправил их в столицу Курляндии Митаву с делегацией, которую возглавил Василий Лукич Долгорукий. Дмитрий Михайлович Голицын и Василий Лукич Долгорукий Хотя Верховный тайный совет не оповещал о кондициях широкие круги знати и дворянства именовавшегося тогда шляхетством , идеи политических перемен, как показали в упомянутых выше книгах Якушкин и Вяземский, носились в воздухе еще со времен правления Екатерины I. В ночь с 18 на 19 января в Лефортовском дворце с членам Верховного тайного совета с просьбами «прибавить как можно больше воли» обращался, например, петровский генерал-прокурор Павел Ягужинский. Не будучи привлечен к составлению Кондиций, он затем решил примкнуть к сторонникам самодержавия и отправил в Митаву своего тайного гонца, за что был позднее арестован Верховным тайным советом. Но протоконституционные идеи владели в этот период умами очень многих. Вот лишь несколько свидетельств.

Капитан-командор Козлов писал в Казань из Москвы, что «теперь у нас прямое правление государства стало порядочное, какого нигде не бывало, и ныне уже прямое течение делам будет». Дворянин Кологривов впоследствии рассказывал, что в письме к нему Епафродит Мусин-Пушкин сообщал о словах генерал-аншефа, заслуженного ветерана петровских войн Михаила Матюшкина, что «он де италианец» и «мы де с фамилией своей републику любим». Да и сам Мусин-Пушкин говорил ему, что «не худо б де, чтоб Верховный совет был, приводя всё, дабы была република». В Петербурге Генрих фон Фик заявлял, что «россияне ныне умны, понеже не будут иметь впредь фаворитов, таких, как был Меньшиков и Долгоруков, от которых всё зло происходило», «империя Российская ныне стала сестрица Швеции и Польше». Немало свидетельств распространения этих взглядов мы находим в сообщениях иностранных дипломатов. Саксонский посол Иоганн Лефорт отмечал, что «все заняты теперь мыслью о новом образе правления».

Причину этих мыслей мы находим в письме шведского посла Дитмера: «посредством выбора хотят достигнуть большей свободы и не оставаться более под таким тяжелым гнетом». Довольно конкретное и полное описание мотивации для перемен есть у того же Маньяна: «Относительно намерений старинных русских фамилий известно, что они воспользуются столь благоприятной конъюнктурой, чтобы избавиться от того ужасного порабощения, в котором находились поныне, и поставят пределы той безграничной власти, в силу которой русские государи могли по своей доброй воле располагать жизнью и имением своих подданных, без различия в составе и форме суда…». Причем старинной знатью, вроде Голицыных и Долгоруких, круг сторонников ограничения самодержавия вовсе не ограничивался: «что касается самих русских, их расчеты в этих обстоятельствах не подлежат сомнению. Недавний пример случая Долгоруких заставляет их бояться власти фаворитов, которые всегда могут властвовать над ними, доколе русские государи будут столь полновластны, и потому русские хотят или уничтожить монархию, или до крайности ослабить власть государя, поставив ее под влияние аристократии. В этих видах для России предлагаются различные формы правления: одни хотят ограничить права короны властью парламента, как в Англии, другие — как в Швеции; иные полагают учредить избирательную форму правления по образцу Польши. Наконец, некоторые предлагают совершенно разделить власть между вельможами страны, образовав аристократическую республику».

В общей сложности, различные проекты ограничения самодержавия подписали в январе-феврале 1730 года порядка 750 человек. Для сравнения: по делу декабристов в 1826 году были осуждены в общей сложности 126 человек. Отсюда становится ясно, почему прусский посол Мардефельд писал, что «все русские желают вообще свободы». Причем проведенный Курукиным и Плотниковым анализ состава подписантов показывает, что большинство из них, по контрасту с теми же декабристами, не относительно молодые офицеры, а заслуженные пожилые люди, костяк петровской администрации, военной и гражданской, большинство из них были в возрасте от 40 до 60 лет. Они устали от непредсказуемости, произвола, пожизненной службы, некомпетентности фаворитов-временщиков и своего бесправия. Историк Никита Соколов подчеркивает: «Эту оппозицию, которая шла далее и последовательнее Верховного совета в утверждении конституционного порядка, составляли не зеленые увлекающиеся юнцы, но опытные офицеры и чиновники, занимавшие средние командные должности в армии и государственном аппарате — «становой хребет» российской государственности, включая весь наличный «русский» состав высшего армейского командования: три генерал-лейтенанта и шесть генерал-майоров».

Поэтому князь Дмитрий Михайлович Голицын и другие члены Верховного тайного совета должны были, даже желая удержать основные нити власти в своих руках, идти дальше Кондиций, предлагая адресованную широкому кругу шляхетства политическую и отчасти социально-экономическую программу. Первая ее наметка — краткий документ под названием «К прежде учиненному определению пополнение». Под «определением» имелись в виду отправленные в Митаву Кондиции. Пополнение к ним относится к 20-м числам января. К прежде учиненному определению пополнение 1. Чтоб воинское дело не ослабевало, то надлежит из шляхетства и впред определить в службу таким образом, чтобы в сухопутную службу чрез гвардию дослуживались с нижних чинов, притом и время постановить, сколко в котором чину служить, чтоб не было в тягость, а в морскую службу писать шляхетство в гардемарины, а не в матрозы, и по тому ж бы определенными годами выслуживались в офицеры.

Купечество возобновить волным торгом и разсмотрить тарифу и протчее в торгах запрещение. Отягощенное земледелство податми каким-нибудь образом облегчить податми. В епархиях и монастырях обновить прежнее их поведение, дабы архиерей всякой свою епархию, а монастыри свое вотчины во всем сами ведали и управляли, и ныне определенную экономию отставить, а которые положенные на них государственные подати, те, собирая, отдавать в Камор коллегию, токмо оставить в монастырях то, чтоб отставным афицерам и салдатом на монастырском быть прокормлении, по указу. Параллельно с этим шляхетство, прежде всего — кружок Черкасского-Татищева, начинает составление собственных альтернативных проектов, зная о Кондициях, но не об их содержании. В так называемом «проекте общества», который подготовили Татищев и его единомышленники, предлагалось, например, ликвидировать Верховный тайный совет, передав власть Сенату. Поэтому получив 29 января известие о подписании Анной Иоанновной Кондиций и зная об умонастроениях шляхетства Верховный тайный совет начинает подготовку следующего документа.

Экстренно составляя Кондиции 19 января, верховники поймали себя в некоторую ловушку. Анна Иоанновна согласилась на определенные рамки власти монарха как условия для своего вступления на престол, но под каким видом преподнести ей новые ограничения? Надо отметить, что Дмитрий Голицын и его сотрудники а судя по рукописям, над документами работали вместе с ним неизвестные нам до сих пор люди не из числа членов Совета, возможно — кто-то из секретарей этого органа нашли очень изящное и неожиданное решение этой проблемы. Кондиции держались в тайне, так как их планировали представить дворянству как инициативу самой новой императрицы. Она как бы делала шаг навстречу подданным. Идея верховников была в том, чтобы вторым, а по сути главным конституционным документом, аналогом шведских «форм правления», стал бы ответный шаг со стороны подданных, а именно — присяга новой императрице.

Включить в текст этой присяги все ключевые нормы нового государственного устройства — и тем самым заранее четко оговорить в ней, на чем именно россияне присягают.

Под «определением» имелись в виду отправленные в Митаву Кондиции. Пополнение к ним относится к 20-м числам января. К прежде учиненному определению пополнение 1. Чтоб воинское дело не ослабевало, то надлежит из шляхетства и впред определить в службу таким образом, чтобы в сухопутную службу чрез гвардию дослуживались с нижних чинов, притом и время постановить, сколко в котором чину служить, чтоб не было в тягость, а в морскую службу писать шляхетство в гардемарины, а не в матрозы, и по тому ж бы определенными годами выслуживались в офицеры. Купечество возобновить волным торгом и разсмотрить тарифу и протчее в торгах запрещение. Отягощенное земледелство податми каким-нибудь образом облегчить податми. В епархиях и монастырях обновить прежнее их поведение, дабы архиерей всякой свою епархию, а монастыри свое вотчины во всем сами ведали и управляли, и ныне определенную экономию отставить, а которые положенные на них государственные подати, те, собирая, отдавать в Камор коллегию, токмо оставить в монастырях то, чтоб отставным афицерам и салдатом на монастырском быть прокормлении, по указу. Параллельно с этим шляхетство, прежде всего — кружок Черкасского-Татищева, начинает составление собственных альтернативных проектов, зная о Кондициях, но не об их содержании. В так называемом «проекте общества», который подготовили Татищев и его единомышленники, предлагалось, например, ликвидировать Верховный тайный совет, передав власть Сенату.

Поэтому получив 29 января известие о подписании Анной Иоанновной Кондиций и зная об умонастроениях шляхетства Верховный тайный совет начинает подготовку следующего документа. Экстренно составляя Кондиции 19 января, верховники поймали себя в некоторую ловушку. Анна Иоанновна согласилась на определенные рамки власти монарха как условия для своего вступления на престол, но под каким видом преподнести ей новые ограничения? Надо отметить, что Дмитрий Голицын и его сотрудники а судя по рукописям, над документами работали вместе с ним неизвестные нам до сих пор люди не из числа членов Совета, возможно — кто-то из секретарей этого органа нашли очень изящное и неожиданное решение этой проблемы. Кондиции держались в тайне, так как их планировали представить дворянству как инициативу самой новой императрицы. Она как бы делала шаг навстречу подданным. Идея верховников была в том, чтобы вторым, а по сути главным конституционным документом, аналогом шведских «форм правления», стал бы ответный шаг со стороны подданных, а именно — присяга новой императрице. Включить в текст этой присяги все ключевые нормы нового государственного устройства — и тем самым заранее четко оговорить в ней, на чем именно россияне присягают. И для того к ее величеству с прошением отправлены в Курляндию генваря 19го дня действительной тайной советник князь Василей Лукич Долгорукой да сенатор и тайной советник князь Михайло Михайлович Меншой Голицын и генерал маеор Михайло Леонтьев, а сего февраля 2го дня прибыл сюда генерал маеор Леонтьев и привез от ея императорского величества к неописанной всему государству радости и благополучию всемилостивейшее писание и притом, каким образом ее величество российский престол управлять изволит, пункты за собственным ее величества подписанием следуюшаго содержания. Тому Верховнаго тайного совета собранию быть между собою согласну власно как одной персоне и чтитца всякими образы.

Иметь усердие о Божией церкве, дабы Закон Божий и Устав церковный никако нарушим не был и никто б дерзал толковатъ против догматов церкви, и ежели кто явитца в таком преступлении, судим будет церковными правилами собранием синодцких членов и потом, ежели подлежать будет, отдать гражданскому суду. Искать ползы государственной, и всякие государственные дела содержать тайно, и не открывать ни фамилии своей, ниже приятелем или посторонним, и прилежно тщитца, дабы во всем государстве было нелицемерное правосудие безо всякаго подлогу и лихоимства, а ежели таковые явятца, тех, яко недоброжелателных всему обществу государства, истреблять и по суду наказывать. Будет же случитца какое государственное новое и тайное дело, то для оного в Верховной тайной совет имеют для совету и разсуждения собраны быть Сенат, генералитет, и калежские члены, и знатное шляхетство; будет же что касатца будет к духовному правлению, то и синодские члены, и протчие архиереи, по усмотрению важности дела. Будет же кто при сей форме делом или подозрением впадет в погрешение, таких преступников должно судить и по суду поступать как с злодеями государственными. Позднейшая редакция пункта: Верховное правление имеет состоять в числе 12 особ, и для того к ныне присудствующим 7-ми особам дополнить 5 человек. Святейший Синод и архиереи должны иметь крайнее попечение и смотрение о церквах Божиих, дабы содержано и управляемо было во всем по Закону Божню и по правилам святых отец, и для лутчаго управления как епархиям, так и монастырям вотчины их отдать по прежнему в собственное их владение, и для того Колегии экономии не быть, а что касаетца до доходов, которые собиралися в ту Колегию, о том учинить разсмотренне. Буде кто впадет в какое погрешение из членов синодальных и из архиереев, судим будет судом духовным, разве преступление общества, что имеет касатца повреждению государства или к неправославному учению восточной церкви, такие да будут судимы обше с управителми государственными. Синод имеет быть в числе … персон, которых выбирать таким же образом, как выше сего объявлено, и как архиереи, так и иереи почтение иметь будут как служители Престола Божия. Понеже Высокий Сенат во всех положенных делах, как государственных, так и росправных, для вспоможения Верховному тайному совету учрежден из знатных и верных особ и имеет состоять в … персонах, но ниже действительного статцкого советника не определять, которые должны крайнее попечение иметь, дабы все надлежащие к их управлению и решению дела происходили с ползою государственною. Позднейшая редакция пункта: Сенат имеет состоять в числе 11 персон, в котором быть такожде одной половине из фамилных, а другой из шляхетства достойным и поверенным особам и не ниже действителного статцкого советника.

Оной управление имеет все дела государственные и росправные, а буде которых дел собою решить не могут, о тех представлять Верховному тайному совету. Выбор в сенаторы чинить, как ныне в добавку, так и впредь на убылые места Сенату, генералитету и статцким тех рангов, выбирая кандидатов на одну персону по три человека таким же образом, как в Верховное собрание, чтоб одна половина была из фамилных, а другая из шляхетства, и для опробации приносить к Верховному правлению. В Сенат, в колегии, и в канцелярии, и в протчия управления выбираны да будут из фамилных людей, из генералитета и знатного шляхетства достойные и доброжелателные обществу государства, також и все шляхетство содержано быть имеет так, как и в протчих европейских государствах, в надлежащем почтении и в ея императорского величества милости и консидерации, а особливо старые и знатные фамилии да будут иметь преимущества и снабдены быть имеют рангами и к делам определены по их достоинству. Шляхетство в салдаты, в матрозы и протчие подлые и нижние чины неволею не определять, а чтоб воинское дело не ослабевало, для обучения военного учинить особливые кадетцкие роты, ис которых определять по обучении прямо в обор афицеры и производить чрез гвардию, а в морскую службу — чрез гардемаринов. Которые есть во управлении гражданском, хотя н не из шляхетства, а дослужилисъ рангов, такие приобщены да будут в общество шляхетства и определять их к делам как за благо разсудитца. Приказных людей производить по знатным по заслугам и по опыту верности всего общества, а людей боярских и крестьян не допускать ни к каким делам. Кто впадет в какое прегрешение, хотя и живота лишен будет, после таких у жен, и у детей, и у сродников движимого и недвижимого не отьимать и тем их не укорять, понеже доволно, что живота и чести лишатца. Всем обше иметь немалое попечение о добром состоянии сухопутной армеи, о гвардии и о флоте, чтоб была содержано в добром порядке, и жалованье и протчае удоволствование против государственных уставов в свое время давано была сполна без задержания, а генералитет и обор афицеров производить по заслугам и по достоинству, а не по страстям и не по мздоимству. О салдатах и матрозах смотрить прилежно, как над детми отечества, дабы напрасных трудов не имели, и до обид их не допускать, такожде жалованьем и протчим удоволствованием против государственных уставов во свое время давать сполна бес продолжения и убытков. Правинцей Лифляндии и Эстляндин как шляхетства, так и гражданство да содержаны будут равного ея императорского величества милостию, как и росиские, и во всем поступано будет по их правам и привилегиям, и по мирному трактату, которые их права конфермованы и от их императорских величеств, також и к протчим иноземцам, которые ныне имеютца при армее, во флоте и в протчих службах, такожде которые и впредь будут в росиской службе, иметь почтение и склонность ко всякой любви, яко общие с россияны, и по контрактом жалованье да будет неотъемлемо.

Х купечеству иметь призрение, и отврашать от них всякие обиды и неволи, и в торгах иметь им волю, и никому в одни руки никаких товаров не давать, и податми должно их облехчить, а протчим всяким чинам в купечество не мешатца. Крестьян податми сколко можно облехчить, а излишние расходы государственные разсмотрить. Искать в пополнение законов общества как о церкве, так о гражданстве и о протчем для государственной и народной общей ползы и благополучия всему отечеству без всякие страсти и боязни. Резиденции, убегая государственных излишних убытков и для исправления всему обществу домов своих и деревень, быть в Москве не пременно, а в другое место никуда не переносить. Аще явитца соблазн между недоброжелателными людми обществу всего государства, ища своей партикyлярной ползы, не взирая общей ползы государства нашего, такие да наказаны будут животом, а по заслугам верным н доброжелателным всему rосударству да награждены быть должны как честию и воздаянием, в том кленемся имянем Всемогушаго Бога и святою церковию, чтоб сии пункты не нарушить; аще кто явитца преступник к нарушению обшей ползы всего государства делом или соблазными словами, да лишит Господь Небесного царства и предаст вечному мучению, и да не дерзает ни архиерей, ни иерей разрешения дати, и по суду постигнет казнь времянной жизни нашей, в том целуем Животворящий Крест и подписуемся. Решение было оригинальным, новаторским и в то же время укладывалось в рамки тогдашнего политического процесса, когда именно по текстам различных присяг прослеживались различные походы к государственному устройству. Плотников и Курукин в своей книге отмечают, что в присягах сенаторов 1711 и 1726 года они клялись в верности не только государю, но и государству. А вот в клятве из Воинского артикула 1715 года и присяге для чиновников 1720 года, речь шла только лично о «царе-государе». Так же, как и в присягах при возведении на престол Екатерины I в 1725-м и Петра II в 1727-м годах, хотя в них «царская польза» заменяется на «государственную». В документе, который был назван Корсаковым «формой присяги», Протасовым «формой правления», а Курукиным и Плотниковым «конституцией верховников», присягающий обещал «искать» «общей пользы» и «благополучия всему отечеству».

В этом эпизоде мы видим, почему Изабель де Мадариага писала, что князь Дмитрий «Голицын был революционером в том значении, в каком это слово употреблялось в Англии в 1688 году». Том самом, когда произошла Славная революция, открывшая дорогу Биллю о правах, изменившему не только английскую, но и всю мировую историю. Документ развивал идеи, ранее проявившиеся в работе Верховного тайного совета. Возглавлявший Коммерц-коллегию по сути — министерство торговли Дмитрий Голицын поддерживал свободу предпринимательства. Предлагалось восстановить автономию церкви от государства, дотировать проживание отставных солдат при монастырях и снизить подати для крестьянства. Верховный тайный совет также планировал реформировать наиболее болезненные для дворянства стороны нововведений Петра I: определить срок обязательной службы в то время пожизненной , не забирать дворян в матросы и мастеровые, заботиться о своевременной выплате жалованья, установить справедливые пенсии для отставленных по старости или ранению, пересмотреть порядок наследования имений. Речь шла о либерально-консервативной программе, соединяющей европеизм петровских реформ и эволюционный путь развития, роздых для поднятой на дыбы страны. Интересно прослеживать связи некоторых членов Верховного тайного совета, например — фельдмаршала Василия Владимировича Долгорукого, с прежним окружением царевича Алексея. Другие члены совета, как Дмитрий Голицын, были родственниками Василия Голицына, эволюционного реформатора России времен царевны Софьи. Корни программы верховников были и в старой боярской оппозиции радикализму Петра и в библиотеке Дмитрия Михайловича Голицына в его усадьбе Архангельское, где на полках и в сундуках хранились печатные и рукописные, переведенные на русский или вывезенные в Россию в оригинале Локк, Гоббс, Гроций, Пуффендорф, Спиноза и так далее.

Для того времени библиотека Голицына в Архангельском была поистине уникальной. Конституция верховников осталась не воплощенной. Поначалу, по следам сданных 5-7 февраля в Совет дворянских проектов в проект конституции вносились поправки, в которых Верховный тайный совет шел на уступки более широким кругам шляхетства. Однако затем верховники проанализировали составленный для них конспект основных идей из поданных дворянских проектов и поняли, что большинство шляхетства выступает за более радикальные преобразования. Экстракт «мнений» из дворянских проектов, принятых Верховным тайным советом В поданных в Верховной тайной совет мнениях написано: В 1-м, под которым подписались генерал 1, генерал лейтнант 1, статцких того ранга 4, генералов маеоров 5, статцких того ранга 4, итого 15 человек. К Верховному тайному совету к настоящим персонам, мнитца, прибавить, чтоб с прежними было от 12 до 15, понеже для важных дел призывано будет общество, как показано ниже в 6-м пункте, и тогда не токмо малолюдно, но и многолюдно будет, а для повсядневнаго правления доволно будет вышеписанных персон. А ныне к Верховному тайному совету в прибавок и впредь на ваканции выбирать обществом генералитету военному и штатцкому и шляхетству на одну персону по 3 кандидата, которых, выбрав, представить Верховному тайному совету для удостоинства из них одного по их разсмотрению, как изволят за благо разсудить, выбором голосами или балантированьем их Верховного тайного совета. Или выбрав в Верховном тайном совете трех персон, и ис тех трех персон балантировать генералитету военному и штатцкому и шляхетству не менше 70-ти персон, в которой бы одной фамилии более двух персон не было, а которые будут выбирать в кандидаты, тем бы не балантировать, а для балантированья выбрать бы других таким же образом, толко б было не мене вышеозначенного числа. Во втором мнении, под которым подписались генералов лейтнантов 3, статцких того ранга 4, генералов маеоров 9, статцких и придворных того рангу 13, обор прокурор синодцкой 1, итого 30 человек. Вначале учредить Вышнее правителство в 21-й персоне.

Дабы оного Вышняго правителства множеством дел не отяхчить, того ради для отправления протчих дел учинить Сенат в 11 персонах. В Вышнее правителство и в Сенат и в губернаторы и в президенты в калегии кандидатов выбирать и балантировать генералитету и шляхетству, а в кандидаты более одной персоны из одной фамилии не выбирать, также и при балантированье более двух персон из одной фамилии не быть, а при балантированье быть не менше 100 персон. В Вышнем правителстве и в Сенате впредь, кроме обретающихся ныне в Верховном тайном совете, более двух персон из одной фамилии не быть, щитая в обеих, как в Вышнем правителстве, так и в Сенате. В третьем мнении графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина: К правлению государственному надлежит прибавить членов, а выбрать оных общим советом ис фамилных и генералитета и из знатного шляхетства, и во оном государственном правлении не быть более двух персон одного рода. В 4-м мнении, под которым подписались брегадиров 2, статцких того ранга 2, маеор 1, итого 5 человек: Чтоб в Верховной тайной совет к присудствующим ныне, мнитца, надлежит прибавить несколко персон, дабы оной состоял от 12 до 15 особ. Ежели кто из оных заболит или отлучитца, чтоб от того в правлении замедления за малолюдством не было.

Важными элементами исторической кондиции являются экономические и политические системы, научные и технические достижения, социальная структура общества, культурные и религиозные традиции, международные отношения и другие факторы, которые определяют состояние и развитие общества. Изучение кондиции истории позволяет не только понять прошлое, но и сделать выводы о будущем.

Анализируя историческую кондицию, мы можем предсказать возможные сценарии развития общества, принимать осознанные решения и строить более устойчивое и благополучное будущее. Конкретные примеры кондиций в истории Кондиции — это особые условия или обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на ход исторических событий. Они могут включать в себя политические, экономические, социальные, культурные или технологические факторы. Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров кондиций в истории: Революция 1848 года в Европе: В середине XIX века в Европе произошла серия волнений, известных как Революция 1848 года. Главными причинами этой революции были кондиции, такие как неудовлетворение населения политическим и экономическим строем, стремление к национальной и социальной свободе, а также влияние прогрессивных идей свободы и равенства. Великая депрессия в 1930-х годах: Великая депрессия, которая началась с краха фондового рынка в США в 1929 году, была одной из наиболее серьезных экономических кризисов в истории. Ее возникновение было вызвано кондициями, такими как избыток производства, несбалансированность экономики, банковский кризис и падение потребительского спроса. Первая мировая война: Первая мировая война, которая началась в 1914 году, была вызвана последовательностью сложных кондиций, включая национальные и колониальные амбиции европейских держав, политические напряжения, гонку вооружений и возрастающие националистические настроения.

Революция октября в России в 1917 году: Октябрьская революция 1917 года в России, повлекшая за собой падение царского режима и установление власти большевиков, была результатом накопившихся кондиций. Эти кондиции включали в себя экономическую и политическую нестабильность, недовольство народа и влияние идей Маркса и Ленина. Это лишь некоторые конкретные примеры кондиций в истории. Важно понять, что кондиции могут быть разными для разных исторических событий и иметь различное значение и влияние на их ход и итоги. Методы исследования кондиций Исследование кондиций является сложным и многогранным процессом, требующим применения различных методов и подходов. Среди основных методов исследования кондиций можно выделить следующие: Анализ архивных источников. Для изучения кондиций истории часто используется анализ архивных документов, которые содержат информацию о прошлых событиях и условиях. Анализ архивных источников позволяет получить достоверные данные о конкретных фактах и явлениях, а также выявить причинно-следственные связи.

Использование исторической критики. Историческая критика представляет собой метод критического исследования источников, выявления их достоверности и авторства.

Как императрица Анна Иоанновна разорвала кондиции

История | «Кондиции» простыми словами для чайниковВ 1730 году Верховный тайный совет выдвинул набор условий, известных как «кондиции», с целью ограничения власти. до того, что требуется, что надлежит. История развития кондиции свидетельствует о постоянной борьбе за социальное равенство и справедливость. Основное содержание «кондиций» состояло в том, что императрица не имела права принимать важнейшие государственные решения без согласия Верховного тайного совета.

Термин кондиции в истории

Из школьного курса истории всем известно, что существовали некие Кондиции, под которыми Анна Иоанновна сначала поставила свою подпись, а затем приняла решение их разорвать – этот эпизод поистине хрестоматиен. «Кондиции» ограничивали самодержавие, но не в интересах дворянства, а в пользу его аристократической верхушки, заседавшей в Верховном тайном совете. Основное содержание «кондиций» состояло в том, что императрица не имела права принимать важнейшие государственные решения без согласия Верховного тайного совета. «Кондиции» из восьми пунктов устанавливали высшим органом власти Верховный тайный совет в составе восьми человек с исключительными полномочиями. 08 мая 2020 Александр Сухов ответил: «Кондиции» для Анны Иоанновны − это условия, предъявленные Анне членами Верховного Тайного Совета (Верховниками) в момент ее восшествия на престол.

1730. Кондиции и другие проекты верховников

Кондиции – это условия, которые составили дворяне в период дворцовых переворотов, когда приглашали на царствовование Анну Иоанновну в 1730 году. Уложенная комиссия — временный коллегиальный орган в истории России XVIII в. Кондиции (соглашения) – документ, содержащий ограничивающие власть монарха. Уложенная комиссия — временный коллегиальный орган в истории России XVIII в. Кондиции (соглашения) – документ, содержащий ограничивающие власть монарха.

Кондиции в истории: определение, особенности и значение

Кондиции — Википедия После того как кондиции Анны Иоанновны были уничтожены, ее основной задачей стала расправа с Верховным тайным советом.В результате Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку, а ВТС был ликвидирован.
"Кондиции", подписанные Анной Иоанновной Кондиции истории являются важным инструментом для изучения прошлого и понимания причинно-следственных связей между происходящими событиями.

КОНДИЦИИ. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ РОССИИ 12Й В 8мКЛ ИсторTERM

Кондиции, подписанные императрицей Анной Иоанновной перед коронацией по требованию верховников. Урок по теме Кондиции. Теоретические материалы и задания История, 8 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Кондиции в эпоху дворцовых переворотов – это договоренности, достигнутые между дворцовыми властями и подданными по поводу правительственных преобразований.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий