В Академии внешней разведки впервые показали комнату, в которой во время учебы жил президент России Владимир Путин. Академия внешней разведки России (Академия СВР России) отмечает свое 80-летие. Самое засекреченное учебное заведение России – Академия внешней разведки – отмечает свое 80-летие. Смотрите видео на тему «академия внешней разведки» в TikTok (тикток).
Новости с фронта
- Какие проверки надо пройти?
- Новости с фронта
- Академия службы внешней разведки
- Телеканал «Звезда» показал комнату Путина в Академии внешней разведки
- Новости : академия внешней разведки - Еженедельник «ЗВЕЗДА»
Код Доступа. Свр. Академия Особого Назначения (2018)
ДОСЬЕ: Академия внешней разведки /к 75-летию образования 22 октября/ | Филиал Академии внешней разведки Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки и других российских спецслужб. |
Альма-матер штирлицев - Аргументы Недели | Самое засекреченное учебное заведение России — Академия внешней разведки — отмечает свое 80-летие. |
СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ | Самое засекреченное учебное заведение России — Академия внешней разведки — отмечает свое 80-летие. |
Цена на нефть
- Читайте также:
- Как стать разведчиком? Попасть в СВР России «с улицы» вполне реально
- Краснознаменный институт им. Ю. В. Андропова
- Как стать разведчиком? Попасть в СВР России «с улицы» вполне реально | Аргументы и Факты
- Академия внешней разведки сейчас
Как выглядит и работает Академия внешней разведки
В отставку вышел в звании капитана 1-го ранга в 2000 году, перешел на преподавательскую деятельность в Академию внешней разведки. В 1943 году ШОН была переименована в Разведывательную школу 1-го Управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР. В настоящее время — Академия внешней разведки. В конце 1994 года переименован в Академию внешней разведки (АВР). За шестьдесят лет своей истории Академия внешний разведки прошла нелегкий, славный путь. Студенты Дипломатической академии приняли участие в мероприятии Службы внешней разведки (СВР) РФ по увековечиванию памяти героев-разведчиков в рамках Проекта по патриотическому воспитанию молодежи с участием СВР. Мысль рассказать, что разведка – это не есть круто, пришла ко мне во время учебы в Дипломатической академии МИД РФ.
Украина ликвидировала Академию внешней разведки
Как стать разведчиком? Попасть в СВР России «с улицы» вполне реально | Академия внешней разведки (АВР): Перепечатка статьи С. Жакова на сайте Agentura_RU — Спецслужбы под контролем. |
ДОСЬЕ: Академия внешней разведки /к 75-летию образования 22 октября/ - ТАСС | Кабинет Министров Украины в начале ноября решил ликвидировать Академию внешней разведки. |
Новости разведки и контрразведки/ статья об Академии внешней разведки. 1998 год | Новости Москва: Фото: Самое засекреченное учебное заведение России — Академия внешней разведки — отмечает свое 80-летие. |
Академия службы внешней разведки
Академия внешней разведки москва фото. Академия внешней разведки СВР России. Тяж. мет. Академия службы внешней разведки обеспечивает интеллектуальную площадку, где вы сможете раскрыть свой потенциал и приобрести новые знания.
75 лет 1-я кафедра АВР. Академия внешней разведки СВР России. Тяж. мет. Редкий!
Андропова был реорганизован в Академию внешней разведки. Ныне это уникальное в России учебное заведение СВР и крупный научно-исследовательский центр, где теоретически осмысливается опыт всех подразделений службы в решении широкого круга проблем организации разведывательной деятельности в интересах обеспечения безопасности России. Служба внешней разведки Российской Федерации — одна из наиболее подготовленных и эффективных разведывательных структур в мире, готовая адекватно ответить на современные вызовы и угрозы России. Выпускники академии служили и служат в различных структурах, обеспечивающих безопасность страны. В 1985 г. Андропова окончил В.
Со временем его переквалифицировали в центр подготовки будущих разведспециалистов. В 2007 году открылся уже институт, рассчитанный на обучение, переподготовку, повышение квалификации сотрудников Службы внешней разведки.
Нынешняя Академия внешней разведки была организована на базе института в мае 2019 года.
Объект можно по праву считать одним из самых засекреченных учебных заведений страны. Студенты АВР именуются "слушателями". Они носят вымышленные имена и фамилии, которые называются "школьной фамилией", а так же биографии.
Попасть сюда просто подав заявление в приемную комиссию, показав баллы ЕГЭ не получится. Здесь учатся люди с высшим образованием и отбор настолько серьезный, что длится на протяжении долгого времени. Желающему стать слушателем Академии Внешней Разведки России должно быть не менее 22 лет и не более 30 Не все кадровые сотрудники проходят обучение в АВР, но любой слушатель Академии уже кадровый сотрудник. Комплекс сооружений СВР.
Предположительно здание справа имеет отношение к Академии Внешней Разведки. Фотография взята из открытых источников Комплекс сооружений СВР. Фотография взята из открытых источников Учебная программа Составляет государственную тайну, однако кое-что известно. Из дисциплин преподают оперативную психологию то, что поможет разведчику взаимодействовать с различными типами людей , международное право, дипломатию, искусство разведки, вербовку, политологию, страноведение, специальные курсы по развитию зрительной памяти и другие специальные дисциплины.
Поступающий должен свободно владеть хотя бы одним иностранным языком, а за время обучения ему дают еще один или два Причем срок обучения для каждого устанавливается разный. Кто-то становится слушателем на пол года, кто-то на год, а кто-то на три года. Интересный факт заключается в том, что хоть Академия Внешней Разведки России и является одним из самых закрытых и засекреченных учебных заведений страны, но здесь вас будут на выходные отпускать домой. Никаких "пропал на три года" не будет Слушателей так же учат обнаруживать слежку и уходить от нее.
Хотя и существует негласное правило - отрыв запрещен. Ведь если пытается оторваться, значит есть что скрывать. На каждого слушателя по окончании обучения дается заключение и характеристика от преподавателей. Именно она в большей мере послужит дальнейшей "распределяющей шляпой" и от нее будет во многом зависеть в какой отдел попадет разведчик.
Ну а дальше служба.
Здание Академия СВР. Белый ромб Академии СВР. Ромб об окончании Академии СВР. Ромб АВР.
Академия внешней разведки Андропова. Внешняя разведка России форма. Академия СВР. Академия внешней разведк. Ясенево Москва СВР.
Диплом Академии внешней разведки. СВР РФ здание. Штаб квартира внешней разведки Москва. Академия СВР Мытищи. СВР Ясенево.
Главное здание СВР Ясенево. Внешняя разведка Ясенево. Значок АВР. Академия внешней разведки СССР. Центр внешней разведки Ясенево.
Внешняя разведка России. Внешняя разведка РФ. Фрачник СВР. Внешняя разведка. Фляга СВР.
Код доступа СВР. Академия особого назначения
Академия внешней разведки сейчас | Кабинет Министров Украины в начале ноября решил ликвидировать Академию внешней разведки. |
Академия службы внешней разведки рф бывш 101 ая школа первого главного управления кгб | В 2019 году институт был реорганизован в Академию внешней разведки Украины. |
Академия внешней разведки москва фото | Академия внешней разведки основана 3 октября 1938 года как Школа особого назначения (ШОН), в 1943 году она была переименована в. |
Альма-матер штирлицев | В конце 1994 года переименована в Академию внешней разведки (АВР). |
Академия внешней разведки: как поступить, факультеты, адрес, отзывы студентов
В советские времена слушатели направлялись в воздушно-десантные дивизии, где проходили парашютную подготовку. На период обучения слушатели получают псевдоним, который называется «школьной фамилией». На заре существования учебного заведения слушатели не имели возможность общаться с родными и прежними знакомыми на протяжении всего срока обучения, длившегося 1 год. Современный процесс обучения длится от 1 года до 3 лет в зависимости от индивидуальной программы. Учебная неделя длится 5 дней, на выходные слушателей отпускают по домам. Программа подготовки будущих разведчиков составляет государственную тайну , в нее входят: международное право, история дипломатических отношений, политология , страноведение , иностранные языки, уроки по развитию зрительной памяти, техники по запоминанию фактов, умениям устанавливать, развивать контакты, вождение автомобиля и другие специальные курсы. Один из главных предметов — оперативная психология ее акцент — особенность поведения различных типов людей, с которыми придется сталкиваться на практической работе. В академии изучают все последние достижения этой науки и их использование в деятельности иностранных спецслужб.
Комнаты содержались в идеальной чистоте. По сравнению с обстановкой, в которой я жил дома, где зимой спал на сундуке за печкой, а летом — в сарае на дровах, новые условия казались райскими. Как и другие десять слушателей, я оценил по достоинству трехразовое вкусное и сытное питание». Как и прежде, кандидатов в будущие разведчики отбирали очень пристально, отчего на курсе и могло оказаться всего десять слушателей. Образование существенного значения не имело, хотя, как вспоминал Александр Феклисов, тогдашний руководитель внешней разведки Павел Фитин отдавал предпочтение выпускникам технических вузов, полагая, что у гуманитариев все образование сводится к «зубрежке и болтовне». Поначалу курсантам ШОН преподавали девять иностранных языков: четыре — японский, китайский, персидский и турецкий — на кафедре «Восток», и пять — английский, немецкий, испанский, французский и итальянский — на кафедре «Запад». При этом на первоначальный уровень владения иностранным языком, если он и был, внимания не обращали, считая, что при интенсивной подготовке освоить чужую речь курсанты смогут и за год. И это действительно было так: молодые люди, которым не приходилось тратить время ни на что другое, кроме учебы, быстро набирали лексику и воспринимали произношение. Что касается других предметов, то среди них были, конечно, теория разведки и оперативная деятельность. Радиоделу обучали не всех: среди однокурсников Феклисова половина занималась им, а остальные в это же время изучали вопросы документации. Зато обязательными для всех были такие необычные предметы, как дипломатический протокол, умение вести себя за столом и правильно одеваться. Осваивали и прочие навыки, которые должны были сделать из вчерашних студентов и рабочих людей совершенно иной культуры. Любопытно, что курсанты не жили в школе постоянно: в выходные им разрешалось уходить домой. Но при этом никто, включая самых близких людей, не должен был знать, где они живут в остальное время и чему обучаются. Позднее эта практика была отменена, и курсанты стали жить на территории школы безвылазно. Делалось это в том числе и для того, чтобы молодые люди привыкли к своему новому облику, посещая театры и кино, бывая в ресторанах и других общественных местах. На это им выделялись солидные деньги: месячная стипендия составляла 500 рублей!
Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь.
Территория новых смыслов Подчеркну, Россия была и будет суверенной, для этого сейчас, на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира, нужно укреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечить связанность, единство образовательного пространства страны. И прежде всего нужно передать ребятам нравственный, культурный код нашего народа, исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращенное толкование истории.
Битва за Россию (2023)
- Академия внешней разведки. Критический взгляд (Сергей Жирнов) / Проза.ру
- Сегодня по всей России и еще в 60 странах состоялась патриотическая акция «Диктант Победы».
- Комната Путина в Академии внешней разведки - Экспресс газета
- На Украине ликвидировали Академию внешней разведки
Как попасть на учебу в Академию внешней разведки и стать «новым Штирлицем»
Накануне 80-летнего юбилея Академии внешней разведки директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин дал интервью о том, кто сегодня идет учиться в одно из самых секретных учебных заведений страны. Накануне 80-летнего юбилея Академии внешней разведки директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин дал интервью о том, кто сегодня идет учиться в одно из самых секретных учебных заведений страны. Академия внешней разведки Украины была ликвидирована, вместо нее в рамках реформы ведомства создан Тренинговый центр, 22 ноября сообщается на сайте Служба внешней разведки Украины (СВР).
Академия внешней разведки сейчас
Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь разведке. В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне, отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней задачи. Процесс обучения[ код] Как объясняет преподаватель академии, полковник в отставке Михаил Фролов: Обучение в нашем институте — своего рода испытательный полигон. А в конце учёбы на каждого выпускника мы писали характеристики, которые и определяли его судьбу О поступлении в Академию генерал Голубев: «Отбирают способных работать в разведке… С кандидатом на приём в Академию разведки — а туда поступают люди только с высшим образованием — работают минимум в течение полугода.
Изучают, проверяют, беседуют… В академию сдают экзамены — по иностранному языку, по другим предметам, проходят тестирование… Кстати, поступающий должен свободно владеть каким-либо иностранным языком, а за время учёбы ему дают ещё один или два». В год создания на первый курс набрали 30 человек. Обучали, в том числе, дипломатическому этикету, хорошим манерам и умению одеваться. В советские времена слушатели направлялись в воздушно-десантные дивизии, где проходили парашютную подготовку. На период обучения слушатели получают псевдоним, который называется «школьной фамилией».
На заре существования учебного заведения слушатели не имели возможность общаться с родными и прежними знакомыми на протяжении всего срока обучения, длившегося 1 год. Современный процесс обучения длится от 1 года до 3 лет в зависимости от индивидуальной программы. Учебная неделя длится 5 дней, на выходные слушателей отпускают по домам. Программа подготовки будущих разведчиков составляет государственную тайну, в нее входят: международное право, история дипломатических отношений, политология, страноведение, иностранные языки, уроки по развитию зрительной памяти, техники по запоминанию фактов, умениям устанавливать, развивать контакты, вождение автомобиля и другие специальные курсы.
Ведущий программы рассказал, что во время учебы Путин прожил в данной комнате в течение года под так называемой школьной фамилией Платов. На кадрах — небольшая комната со скромной обстановкой: три кровати, один стол и телевизор на стене. Нынешняя обстановка гораздо более комфортная, чем та, в которой когда-то жил Путин, уточнил ведущий программы.
Благодаря сообщениям разведчиков стали известны день и час начала боевых действий.
В марте 1942 года были получены сведения о плане подготовки наступления фашистских войск на Сталинград, а в марте 1943 — в районе Курска. Успешно справились наши разведчики и с получением информации о секретных работах по созданию атомного оружия в Англии и США. О том, как Академия функционирует ныне, рассказали авторы программы «Код доступа» телеканала «Звезда», которым Служба внешней разведки предоставила уникальную возможность проникнуть на засекреченную территорию. Выяснилось, что сегодня курсанты живут не в «пяти домиках», а большом современном здании, но которое по-прежнему располагается в глухом лесу. Их учебный план составляет государственную тайну. На время обучения слушателям даются вымышленные имена и фамилии, они не могут рассказывать фактов своей реальной биографии даже друг другу. Но есть и одно послабление: если раньше курсанты за год обучения не могли видеться с близкими, то теперь их отпускают домой на выходные. В программе «Код доступа» своими воспоминаниями и опытом делятся ветераны разведки, преподаватели Академии, бывшие ее слушатели.
Учебные планы ВУЗа не соответствовали типовым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР, дипломы выписывались на вымышленные названия специальностей, но в специальном учебном заведении, подведомственном КГБ СССР, проверить ничего было нельзя, ведь даже сам факт наличия такого заведения был секретным. Конечно, формально и Минвуз, и комитет партийного контроля, и Комитет народного контроля могли в рамках своей компетенции проводить ревизии, но в реальности авторитет Андропова был гарантией неприкасаемого статуса и КГБ, и его отдельных подразделений. Однако, в советское время старались хотя бы формально оправдать статус ВУЗа, и в КИ, как в единственном профильном институте разведки, в условиях отсутствия государственного стандарта на обучение по специальности "Внешняя разведка", кипела инициативная работа по созданию бесценной теории советской разведдеятельности, которую, правда, никто на практике не использовал, настолько она была секретной. К тому же, со своей стороны разведка не могла поделиться с собственным учебным заведением последними достижениями и успехами, чтобы, не дай бог, не разгласить чего лишнего о действующих агентах и операциях. В результате этой взаимной перестраховки даже в секретные учебные пособия попадали примеры 50-летней давности, давно потерявшие всякую актуальность, но из которых в КИ дополнительно убирались все индивидуально-определенные признаки в целях конспирации. Практические примеры из жизни получались, как те слова из песни про "Знатоков": если кто-то кое-где у нас порой... Отставными, проштрафившимися или провалившимися шпионами писались обезличенные и выхолощенные секретные учебники, над которыми смеялись и откровенно издевались все удачливые и более профессиональные практические работники этих разведчиков-теоретиков прямо спрашивали: если вы такие умные, почему вы очутились в КИ? Единственное, что без преувеличения и по-настоящему было ценным в КИ, так это обучение иностранным языкам.
Строго говоря, именно для этого и были изначально придуманы трехгодичные факультеты. Туда попадали бывшие опера из контрразведывательных подразделений на местах или провинциальные выпускники неязыковых ВУЗов вроде нашего нынешнего президента Путина. В группах максимум по 5 человек этих уже умудренных оперативным опытом старших офицеров три года молоденькие преподавательницы - в основном, дочери действующих или бывших разведчиков - старались научить бегло говорить и писать по-иностранному. Немолодым уже людям давалось это с большим трудом. Были и такие, кого приходилось отчислять уже в процессе обучения из-за полной непригодности. Важной и вполне полноценной составляющей учебного плана подготовки будущих разведчиков на трехгодичных факультетах были и общеобразовательные предметы с углубленным изучением международных проблем, которые, в отличие от специальных оперативных дисциплин, преподавались в КИ людьми, истинно знающими свое дело. Ведь большинству будущих оперработников-"подкрышников" предстояло заниматься шпионской деятельностью параллельно и под "крышей" легальных совзагранучреждений, выполняя для конспирации и полный объем работы по должностям прикрытия. Нужно было, так сказать, соответствовать, чтобы на равных общаться с будущими гражданскими коллегами, с так называемыми "чистыми" дипломатами, внешторговцами, международными журналистами, выпускниками МГИМО, академии внешней торговли, дипломатической академии, института стран Азии и Африки и других престижных политических и экономических ВУЗов, которые только того и ждали, чтобы подловить разведчиков о принадлежности которых к "органам" все и всегда прекрасно знали на просчетах и промахах их новой гражданской специальности.
И вот бывшие чекисты-контрразведчики или выпускники отраслевых ВУЗов упорно и целенаправленно грызли в КИ гранит специальных наук, чтобы соответствовать в полной мере специальности "Международные отношения", которая значилась в каишном официальном дипломе, который, правда, так никто на руки и не получил. Правда, всегда было не слишком понятно, зачем для получения комплекса открытых по сути знаний, нужно скученно собирать в одном месте совершенно секретные кадры, подвергая их самих, их будущую агентуру и операции смертельному риску. Кому это было нужно и удобно? Вопрос этот - риторический, примерно одного плана с теми, на которые коммунистические идеологи до сих пор не дали внятных ответов: На кого объективно работали Сталин и его подручные, уничтожая накануне войны цвет военных и управленческих кадров? Победил ли советский народ фашизм благодаря "мудрому" руководству вождя или несмотря на него, вопреки ему? Кадровые идеологи от разведки всегда оправдывали сам факт существования своего собственного закрытого ВУЗа необходимостью обучения специфическим знаниям и предметам. Одной из таких наук, а для многих - любимой и действительно захватывающей, была отработка навыков обнаружения и ухода от наружного наблюдения. Этот предмет был практическим и по-настоящему "шпионским": "наружку" за слушателями осуществляли реальные сотрудники настоящей "семерки" - 7 управления КГБ.
Здесь разгорались нешуточные страсти, потому что слушателям ставили оценки, влияющие на будущую работу, а "наружники" в процессе даже учебных операций рисковали своей профессиональной гордостью. Помню, как однажды одна бригада даже пошла на грубый служебный подлог, подделав наряды и отчеты, и вообще отказавшись от факта осуществления наблюдения на зачетном занятии за одним из слушателей, после того, как тот в совершенно неожиданном месте в городе буквально исчез из под наблюдения, как сквозь землю провалился, а пять взрослых мужиков и теток с выпученными глазами бегали как сумасшедшие по крошечному московскому дворику, не зная, куда двигаться дальше, и не догадываясь, что, умирая со смеху, слушатель за ними наблюдает из окна неприметной мастерской по ремонту обуви и составляет их точное описание, включая самые мелкие детали одежды и поведения, и сожалея, что у него нет с собой кинокамеры. Однако и на этих практических занятиях, максимально приближенных к "боевой" обстановке, навыки будущих разведчиков, которым предстояло работать за границей, вырабатывались и совершенствовались пешком, а также в условиях общественного транспорта и трущоб советской Москвы. Применимость и практическая ценность таких навыков для человека, которому затем предстояло очутиться за рулем дипломатического автомобиля среди аккуратных вилл в крошечном Берне или небоскребов в разбитом на ровные квадраты Нью-Йорке, весьма сомнительны. Практические занятия по проведению конспиративных встреч с агентурой, явок, тайниковых операций, вербовочных подходов проводились в городе с "дедами" - так называемыми, приватными преподавателями, бывшими сотрудниками органов, пенсионерами, средний возраст которых составлял 70-75 лет. Эти мамонты шпионской работы, закончившие свою профессиональную деятельность 15-20 лет тому назад, в теории, по задумке разработчиков курса обучения, были призваны во время индивидуальных практических занятий моделировать современные зарубежные условия. Сами догадываетесь, что из этого получалось на практике в советской Москве 70-80-х годов у стариков-чекистов прежней закваски, которые работали за рубежом в 50-е годы. Сколько анекдотов накопилось у слушателей КИ об этих контактах с живой, но еле дышащей историей разведки - не перечесть.
Их передавали из поколения в поколение, равно как и "прибамбасы" каждого "деда"! К одному нужно было все время заходить слева, так как на правое ухо он был глухим, мог ничего не услышать из всей двухчасовой беседы и потом написать в отчете, что слушатель якобы ничего ему значимого не сообщил. Другому нужно было тайком, в нарушение всех правил конспирации, отдать конспект беседы потому, что он вообще не запоминал фамилии, даты и конкретные события и мог напутать в отчете. Третьему нужно было приносить чекушку водки или коньяку, чтобы он согрелся во время прогулки на осеннем ветру. А с четвертым требовалось планировать прогулки и встречи так, чтобы он мог ходить в туалет каждые 10 минут и это - в Москве советского времени, где вообще почти не было приличных публичных туалетов! По-человечески, их было жалко, а с профессиональной точки зрения, такое обучение было убожеством. Кроме того, трудно передать словами всю палитру ощущений от имитации вербовочной беседы, которая проводилась будущим молодым опером с глубоким стариком, начинавшим работу в органах еще при Ежове и Берии и изображавшим из себя гражданина капиталистической державы в грязной советской пельменной. Поэтому было совершенно оправданно и естественно, что после прихода выпускника из КИ в центральный аппарат разведки, ему сразу советовали забыть всю ерунду, которой его научили в институте за три года, и немедленно начинали переучивать в соответствии с реальными требованиями конкретного подразделения помните, у Райкина: Забудьте дедукцию и индукцию, давайте продукцию!
В "отстойнике" разведки ширилась и крепла также научно-исследовательская деятельность, писались совершенно секретные диссертации, даже название которых, в силу всем понятной специфики, составляло государственную тайну, а уж защита и подавно проходила в узком семейном кругу исключительно самих же разведчиков, допущенных к этой страшной тайне, вдалеке от конкуренции открытых научных коллективов и жестких требований ВАКа. После закрытой защиты, диссертации никто никогда больше не читал, в силу их высокой секретности и ограничения доступа к вершинам научной мысли разведки. Остаток своих дней они пылились в архивах спецчасти КИ, так что практического значения для разведки эта научная деятельность не имела. Однако она представляла прямую практическую ценность для отдельно взятого диссертанта. Ведь, кандидатская или докторская степень, как известно, в советское время не только тешила тщеславие какого-нибудь солдафона в полковничьих или генеральских погонах, но и давала вполне вещественные и ощутимые материальные выгоды: например, прибавку к зарплате, законное право на лишние квадратные метры при распределении советских государственных квартир и т. Изменение статуса и рост количества факультетов в КИ неминуемо приводили к расширению численности руководящего, административного и преподавательского состава, слушателей, обслуживающего персонала. А все это изначально противоречило требованиям обеспечения безопасности, не только с точки зрения сохранности секретной документации, но и, прежде всего, защиты главной силы разведки - ее будущего оперсостава. Конечно, на бумаге в институте предусматривались некоторые формальные меры безопасности.
В качестве пропусков слушатели использовали обезличенные документы, где вообще отсутствовали персональные данные, а для удобства общения внутри института получали также, так называемые, "школьные" фамилии, призванные защитить их носителей от расшифровки в основном перед рядовым преподавательским и обслуживающим персоналом. Ибо многочисленное начальство - начальники учебных отделений, курсов и факультетов, а также кадровики все равно по должности знали истинные данные на слушателей из секретных личных дел, а сами слушатели довольно быстро начинали близко общаться между собой вне стен этого заведения, в том числе, семьями, рано или поздно раскрывая друг другу свои истинные установочные данные. Иногородние вообще проживали скученно в одном семейном общежитии, как в единой коммунальной квартире, где между детьми и женами будущих разведчиков секретов по умолчанию быть не могло. Кроме того, все разведчики поголовно обязаны были состоять в рядах КПСС, так как разведка по определению была передовым вооруженным отрядом партии. Те, кто попадал в КИ комсомольцем, должны были вступить в партию за время обучения. Требования Устава КПСС, со времен подпольной партийной работы до революции и на захваченных врагом территориях, более не предусматривали возможности партийного учета под псевдонимами. Анкеты вступающего, заявления, характеристики и рекомендации вступающему трех членов КПСС оформлялись по истинным фамилиям. Секретари партбюро и парткомов, организующие эту работу имели обобщенные данные.
Секретари и члены парткомов, проводившие прием в кандидаты и в члены КПСС, узнавали эти истинные данные в процессе приема каждого вступающего. Как видим, реальный круг должностных лиц и партийных деятелей, по должности имевших прямой доступ к этим секретным данным, был таким широким, что всерьез говорить о государственной тайне уже не представлялось возможным, что усугублялось взаимной расшифровкой слушателей в условиях бытового дружеского общения. Все это было миной замедленного действия. И мина эта рано или поздно должна была взорваться.