Памятка для родителей о плюсах и минусах современных гаджетов, их влиянии на психику, здоровье и развитие ребенка и профилактике зависимости от смартфонов и планшетов. Примерно каждый восьмой (13%) согласен, что зависимость от гаджетов и интернета проявляется не только в том, что ребенок очень много времени проводит у экрана.
Зависимость от гаджетов у детей: кто виноват и что делать
Когда использование смартфона превращается в поведенческую зависимость, говорят о фоноголизме. Представьте, насколько серьезна ситуация, что даже термин новый придумали! Но на самом ли деле можно говорить о зависимости людей от смартфонов? Может это просто новый образ жизни, сформировавшийся в условиях интернета, без которого нам уже не обойтись? Что говорят исследователи? Проводились исследования, эксперименты, опросы. Но единое мнение о том, есть ли на самом деле зависимость от гаджетов, исследователи так и не сформировали. Это может быть правдой, ведь многие современные профессии тесно связаны с интернетом и предполагают, что смартфоны практически не выходят из рук. Исследования в основном проводились в отношении взрослых. В случае с детьми и подростками ситуация другая: постоянное зависание в телефоне не может быть связано с образом жизни, это, скорее, уход от реальности.
Признаки зависимости у подростков Как выявить зависимость от смартфона у подростков? Есть несколько признаков, которые следует принимать за тревожные звоночки: Подросток пренебрегает гигиеной и физической активностью, у него часто болит голова, спина, пальцы, есть проблемы со сном. Ложась спать, он кладет смартфон рядом и агрессивно реагирует на просьбы убрать его подальше. Появляется гнев, когда подростка лишают доступа к смартфону. Он постоянно говорит о смартфоне, все его внимание сосредоточено на нем. Когда подросток испытывает тревогу, раздражение, он в первую очередь тянется к смартфону. Подросток практически забыл про спорт, книги, увлечения, которые были ранее, а радость ему приносит только «залипание» в смартфоне. Начались проблемы с учебой, сложно оторваться от телефона и приступить к выполнению домашних заданий.
У младенцев, которые были привязаны к экрану более 4 часов, задержки в развитии встречались в 6 раз чаще, чем у тех, кто меньше времени проводил со смартфоном, а больше — с родителями. Матери детей, которые дольше других сидели за смартфоном, оказались более молодыми и это был их первый ребенок.
Почему много смартфона для малышей не хорошо и как помочь ребенку с пользой владеть этим гаджетом, «Комсомолке» рассказал кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ Никита Кочетков. В психологии есть такое понятие — «ведущая деятельность», это те занятия, которые особенно развивают человека на каждом из этапов его жизни. В возрасте от года до 3-х лет для ребенка особенно значима игра с предметами. От трех до шести лет — это ролевая игра с другими детьми, - говорит Никита Кочетков. Ребенка можно знакомить со смартфоном в любом возрасте, считает наш эксперт. Главное, какое-то время контролировать то, как ребенок взаимодействует с гаджетом, пока он не научится делать это самостоятельно. На самом деле, чем раньше человек начнет взаимодействовать с интернет-средой, тем проще ему будет в ней адаптироваться в будущем, - говорит Никита Кочетков. Правда, при раннем знакомстве есть определенные риски, которые связаны с нарушением возрастных норм развития, которые как раз и показало японское исследование.
Но не про звонки. Потому, кстати, многих взрослых ужасно раздражает недоступность ребенка, когда ему звонишь. Мой ребенок постоянно сидит в интернете и больше ничего не хочет. Что делать? Умение детей использовать телефон на полную, находясь в одних и тех же приложениях — это своего рода социальный клей, позволяющий им быть на одной волне друг с другом. Поэтому избавлять детей от смартфонов если так еще говорят , заменяя их кнопочными «тапками» вряд ли стоит, а вот влиять на умение ребенка своевременно и добровольно откладывать телефон в сторону точно нужно. Шаг 1. Разведка ушами Думаю, вы согласитесь с тем, что родитель всегда должен знать об интересах и увлечениях своего ребенка, пусть даже сами эти увлечения ему неинтересны. И тут отлично работает практика «Два-три». Знаете ли вы, в какие две-три игры чаще всего играет ваш ребенок? Каких двух-трех блогеров смотрит? Какими двумя-тремя приложениями чаще всего пользуется? Какие два-три коротких видео за последнюю неделю показались ему самыми смешными? Какие две-три песни он слушает чаще остальных? С какими двумя-тремя приятелями он переписывается чаще остальных? И прочее-прочее.
Она также порекомендовала съедать не более 100-150 г шашлыка в день и не более 500 г в неделю. И лучше всего делать это не вечером, а днём, так как для переваривания жирного мяса организму потребуется немало времени. Шашлык не стоит есть с хлебом и жирным соусом, холодными газированными напитками и алкоголем. Лучше всего добавить в меню свежие овощи, которые помогут организму лучше усвоить мясо.
Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов
Вот некоторые признаки гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста. Однако у гаджетов есть и полезный ресурс для развития речи, когда ребенок уже знакомится с алфавитом и может начать писать сообщения. Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
Эксперты назвали признаки гаджет-зависимости у детей и подростков
Если ребенок еще не понимает, сколько времени, поставьте перед ним песочные часы минут на 15, чтобы ему было видно, как сыпется песок. Договоритесь о бонусах - Предложите ребенку отдавать вам гаджеты без напоминаний в обмен на дополнительные минуты экранного времени. Например, не пропустил срок сдачи телефона, к следующему сеансу бонусом добавляется 15 минут, — рекомендует Виктория Дмитриева. Сделайте жизнь ребенка более разнообразной - Сделайте реальную жизнь ребенка настолько интересной и приятной, что у него не будет времени и желания сбегать в виртуальную, — говорит психолог Виктория Дмитриева.
Другой важный момент, по ее словам, это контент, который ребенок потребляет.
Мизулина посоветовала прислушиваться к тому, что именно смотрят дети, обращать внимание на возрастные рекомендации. Есть специальные приложения, которые позволяют родителям курировать, что смотрит ребенок. Дайте ребенку возможность посмотреть разный контент, но слушайте, что именно он смотрит.
Лучше всего добавить в меню свежие овощи, которые помогут организму лучше усвоить мясо.
При этом людям, которые имеют проблемы с ЖКТ, не стоит употреблять более 100 г шашлыка, а лучше и вовсе исключить это блюдо из своего меню. Читайте также:.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества.
При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости «захочу — включу, захочу — выключу», примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. Тесное «общение» ребё нка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера — никуда.
С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения. Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? Когда ребёнок поднимает глаза, т.
Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована — обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак — «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира! В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется - мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.
Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам: Ребёнок перестаё т интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками. Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Как понять, что детской психике причинен ущерб? Первый ориентир — это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики — это высунутый язык во время совершения действия.
Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб. Чем опасны гаджеты? Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.
Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты заставляют очень сильно напрягаться глазные мышцы и даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать.
Вследствие чего глаза пересыхают, возникает ощущение, как будто в них попал песок.
Депутат Лантратова рассказала о вреде зависимости детей от гаджетов
Зависимость от гаджетов для несовершеннолетних грозит такими опасностями, как. Поэтому, забирая у ребенка гаджеты, родитель борется с «симптомами», но не решает глубинные проблемы, отмечает Пономарев. Есть ряд исследований, которые показывают, что избыточное взаимодействие с гаджетом у детей в возрасте до 5 лет влияет впоследствии на их поведение и эмоциональное состояние.
«Смартфон чуть не довел ребенка до депрессии». Личный опыт
Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов? Как выявить зависимость от гаджета у ребёнка или подростка, что к этому приводит и как решить проблему? Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Зависимость от гаджетов для несовершеннолетних грозит такими опасностями, как. Обществу нужно осознать, что зависимость детей от гаджетов — это не проблема детей, это проблема родителей. Зависимость ребёнка от гаджета, «экрана», интернета формируется в семье и закладывается в дошкольном возрасте.
«Зависимость от гаджетов — самая распространенная претензия мам к детям». Интервью с М. Пикулевой
Зависимость от гаджетов негативно сказывается на всем организме в целом. У менее половины (46 %) российских детей личные гаджеты задействованы в образовательных целях, немногим более трети (35 %) применяют их для оперативного получения тех или иных интересующих сведений. Так родилась моя школа в г. Новокузнецке, где прошли обучение более 300 детей и успехами каждого из них я искренне горжусь. Когда в семье любовь, принятие, комфортная обстановка, совместные традиции и увлечения, вероятность зависимости от гаджетов ниже. Признаки зависимости от гаджетов у детей. О пользе и вреде гаджетов для детей, а также способах борьбы с зависимостью от устройств рассказываем в статье.
Психолог Дмитриева объяснила, как вытащить ребенка из гаджетов без скандалов и истерик
Например, организуйте совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби. Будет там, где он почувствует себя победителем. Ему важно ощущать, что он может стать первым, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить несовершеннолетнему что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова. Правда, если отношения в семье между отцами и детьми уже разрушены, это не поможет. Призыв «Выключи компьютер, пойдем покатаемся на коньках! В таком случае нужно прежде всего наладить отношения. Не справляетесь — идите к психологу Фото: freepik.
К компьютерной зависимости нужно относиться как к любой другой: табачной, алкогольной или наркотической. Принцип формирования любой зависимости один — она всегда появляется на фоне какой-то пустоты внутри, — подчеркивает Елена Борисовна. И вот к этому комфорту он и приходит через интернет-привыкание, и вытянуть его оттуда очень сложно. Именно поэтому так важно понять, чего подростку не хватает в реальном мире и почему он уходит с головой в компьютерные игры. Справка АП Китай — единственная страна, которая на законодательном уровне борется с проблемой игровой зависимости у детей и планирует ограничить доступ в интернет. Предполагается, что дети до 18 лет могут проводить за играми не более двух часов в день, дети от 8 до 15 лет не более часа, а дети до 8 лет могут общаться со смартфоном не более 40 минут в день. Причем каждые полчаса умное устройство должно напоминать ребенку, что пора сделать перерыв.
Чтобы избежать опасной горелой корочки, шашлык лучше готовить не на шампурах и открытом огне, а в фольге. Благодаря такой обработке, он получается более нежным, сочным, без зажаристой корочки, что намного полезнее», — рассказала Мещерякова в интервью «Известиям». Она также порекомендовала съедать не более 100-150 г шашлыка в день и не более 500 г в неделю.
И лучше всего делать это не вечером, а днём, так как для переваривания жирного мяса организму потребуется немало времени.
Почему гаджеты так интересны всем, особенно детям? Рассмотрим на примере игры, как формируется зависимость. Ребенок без напряжения получает быстрый результат: включил игру — начал в ней играть — победил, включил следующую игру — поиграл — победил.
Все это происходит очень быстро. Мозг вскоре привыкает к удовольствию, и если это длится продолжительное время, нейронные цепочки перестраиваются на поиск быстрого удовлетворения без напряжения. Если в обычной жизни человек должен трудиться и на это уходит время, то в телефоне этого нет. У детей такая зависимость формируется быстрее, чем у взрослых.
Но чем больше становилось экранного времени, тем очевиднее для нее было негативное влияние на их нервную систему и когнитивные способности. Елена стала замечать, что после экранов дети заторможенные, фантазия не работает, начинаются капризы и жалобы на скуку. Конечно, есть еще учеба, занятия по зуму с репетиторами, и этот час как раз и выходит». Гаджетозалипание вредно для здоровья, считает Елена.
Когда ребенок смотрит в экран, он сидит замерев, тело не работает. Чем он старше, тем больше времени он может провести в таком положении. Когда сын надолго зависает в телефоне, он начинает вести себя заторможенно, не может вспомнить таблицу умножения, перестает реагировать на мои просьбы. Я объяснила, что отвечаю за их здоровье, поэтому имею право ограничивать».
А что говорят исследования? Гаджеты в юном возрасте негативно влияют на психическое здоровье — к таким выводам пришла американская организация Sapien Labs. К исследованию привлекли 27 969 молодых людей от 18 до 24 лет — первого поколения, выросшего со смартфонами. Ученые пришли к выводу, что люди, получившие свой первый телефон в более позднем возрасте в детстве, имеют лучшее психическое состояние, когда стали взрослыми.
А у тех, кто получил свой первый телефон в младшем детском возрасте, они заметили более высокую вероятность возникновения суицидальных мыслей, агрессии и чувства оторванности от реальности. По словам Елены, капризов, из-за того, что закончилось экранное время, нет. Наоборот — чем меньше экранного времени, тем меньше драк, ссор и негатива между детьми. Но все это невозможно было бы выстроить без четкой иерархии в семье.
У меня и у мужа непререкаемый авторитет, я сознательно взращивала именно такую концепцию, едва только родился первый ребенок. Поэтому не было проблемы ввести ограничения. Дети привыкли к тому, что мы устанавливаем правила, если они необходимы». Поначалу Анна пыталась ограничивать, ставила программы родительского контроля.
Но практика показала, что чем больше запретов, тем больше тяга ребенка к гаджету. Я приблизительно в курсе, чем интересуется дочь, подписана на ее канал. Знаю, что она любит хорроры». Многодетная мама считает, что слова бесполезны, если речь идет о подростках, — нужно именно делами показывать, что реальная жизнь интереснее гаджетов.
Например, можно организовывать совместные выезды на природу с песнями, костром, волейболом, дома — играть в настольные игры. Права я или нет — время покажет». У Анны были опасения, что дочери могут написать преступники, чтобы склонить к чему-то плохому, и она сразу проговорила с ней, как нужно себя вести в этом случае. И однажды дочка рассказала, что ей действительно писал какой-то странный мужчина с целью знакомства.
Единственный явный минус такого неограниченного пользования телефоном, по словам Анны, — близорукость у дочери. Хотя нельзя утверждать, что виноваты гаджеты, так как дочь родилась с таким зрением.
Это очень важно. И поддерживайте физическую активность", — советует Елена Калашникова. Как научить детей жить счастливо без гаджетов Поделиться Как научить детей жить счастливо без гаджетов Как научить детей жить счастливо без гаджетов Нейропсихолог Татьяна Штейн считает, что родители могут приучить детей к тому, что счастливо можно жить и без гаджетов. Важно — не развить зависимость от телефонов, планшетов и компьютеров. По словам эксперта, механизм формирования гаджетозависимости с точки зрения физиологии такой же, как формирование любого другого типа зависимости, будь то алкоголь или курение. Татьяна Штейн выделяет четыре критерия, которые характеризуют зависимость.
Первый критерий. Это чрезмерное потребление с потерей ощущения времени. Люди садятся проверить соцсети только на пять минут, как вдруг понимают, что уже прошел целый час. Второй критерий. Это нарастающая потребность в увеличении потребления. Взрослые видят, как дети хотят все больше и больше играть или проводить время в соцсетях. Третий критерий. Это бурная реакция на изъятие: могут быть приступы агрессии или депрессии.
Как гаджеты влияют на детей
Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Помимо симптомов, свойственных всем зависимостям, существует определенный набор признаков, по которым можно опознать зависимость от гаджетов. Плохая новость заключается в том, что желания мам и детей радикально не совпадают.