Новости война в ираке 1991

С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника.

Война в Ираке: американский «блицкриг» на Ближнем Востоке

В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне». — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство). В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта.

​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока

Все возникающие вопросы решались быстро и четко. Ирак воспринимался нами как дружественная страна по всем параметрам. Отношение к русским очень хорошее, у власти - правящая социалистическая партия "Баас", почитающая Маркса и Энгельса. В стране бесплатное образование и здравоохранение, фиксированные цены на основные товары в специальных государственных магазинах и, соответственно, дефицит этих товаров - в общем, для советского человека обстановка вполне привычная. Конечно же, чувствовалось, что иракский народ весьма религиозен, но, как мне показалось, без фанатизма, нетерпимости и каких-либо экстремистских проявлений.

Единственное, что напоминало наш 37-й год, - очевидный культ личности Саддама Хусейна. Впрочем, к его многочисленным и повсеместно установленным портретам мы скоро привыкли, как к деталям ландшафта. Война "по просьбе трудящихся" Тем временем на политическом горизонте сгущались тучи. На Всеарабском саммите в июле 1990 года Саддам предложил соседнему Кувейту объединиться с Ираком.

Шейхи прозападного и сверхбогатого Кувейта, естественно, с негодованием отказались. После этого началась интенсивная подготовка к оккупации Кувейта. Мимо нас по дороге, ведущей на юго-запад, днем и ночью бесконечной вереницей пошли груженые армейские грузовики, бронетанковая техника на платформах, военные самолеты в разобранном виде в закрытых контейнерах. Официальной версией была "передислокация войск перед предстоящими масштабными учениями".

На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся"... Богатые кувейтские города с фешенебельными отелями и роскошными магазинами были отданы на разграбление солдатам. Недалеко от нашего поселка очень быстро образовался "блошиный рынок", где продавались кувейтские "трофеи": электроника, бытовая техника, мебель, одежда, обувь, часы, драгоценности. Подобные "толкучки" возникли в Ираке повсеместно.

До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта. Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча. Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом.

В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей. Глава швейцарского парламента сказал мне, что при всём его уважении и доброжелательном отношении к Ираку он просит меня передать иракскому руководству, что власти Швейцарии хотят, чтобы Ирак принял предложение и добровольно вывел свои войска из Кувейта. В противном случае последствия для Ирака будут болезненными. Затем я покинул заседание в сопровождении пресс-секретаря швейцарского парламента, который сказал мне, что даже у правительства Швейцарии была информация, согласно которой не оставалось никаких сомнений в том, что Ираку придётся очень дорого заплатить, если Саддам не образумится. По словам пресс-секретаря, медлить было нельзя. И он был прав. Во время второй попытки организовать переговоры Ирак вновь публично ответил всё тем же отказом. Вот почему этот швейцарский чиновник сказал мне, что иракское правительство должно подчиниться требованиям международного сообщества, в противном случае иракские войска будут уничтожены», — вспоминает генерал-майор Абду ад-Дайри. Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор во время осмотра войск, дислоцированных в регионе Персидского залива.

Январь 1991 года. Фото: Reuters «На следующий день было принято решение закрыть посольство Ирака в Швейцарии, а меня перевести в Багдад.

К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были едины только в своём стремлении к смене режима, поскольку у них не было общей политической или военной программы, не было единого руководства, и между ними было очень мало координации [18]. Восстания на Севере[ править править код ] Вскоре после этого в населённом курдами северном Ираке вспыхнула ещё одна волна мятежей.

В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими курдскими партийными формированиями: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократической партией Курдистана ДПК. Кроме того, Ассирийское демократическое движение АДМ служило основной ассирийской оппозиционной группой, хотя эта группа была более активной в 1980-х годах. АДМ сообщило, что правительство переселило тысячи ассирийцев в Киркуке , так как до 1991 года в городе насчитывалось около 30 000 человек [20]. На севере дезертирство набранных правительством курдских ополченцев, известных как джаш , придало значительную силу восстанию.

Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение десяти дней курдские националистические Пешмерга , исламистские Исламское движение Курдистана и коммунистические Коммунистическая партия Иракского Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна повстанцы, к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и дезертиров из армии по сообщениям, их было более 50 000 по всему региону [18] , взяли под контроль все города на севере, кроме Киркука который в конечном итоге был взят ими 20 марта и Мосула. Целые подразделения сдавались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, которая не выпустила ни одной пули [18]. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру Управления общей безопасности спустя годы здание, известное как Амна Сурака или «Красная охрана» на курдском языке, стало музеем преступлений режима Саддама Хусейна [21] [22].

В пылу кровавой мести они убили несколько сотен захваченных чиновников и сотрудников службы безопасности баасистов без суда и следствия; по сообщениям, более 900 [18] сотрудников службы безопасности были убиты в Сулеймании. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной программой Анфаль , в ходе которой правительственные войска систематически убивали десятки тысяч иракских курдов и представителей других этнических меньшинств тремя годами ранее, в 1988 году; 14 тонн этих документов были получены Human Rights Watch [23]. В отличие от юга, курдскому восстанию предшествовали демонстрации с чёткими политическими лозунгами: «демократия для Ирака» и «автономия для Курдистана». После взятия Мосула Джаляль Талабани предложил выступить маршем на столицу Багдад [18].

Контрнаступление правительственных сил[ править править код ] 7 марта, в попытке утихомирить восстания, Саддам Хусейн предложил лидерам шиитов и курдов доли в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отвергли это предложение [24]. В разгар восстания правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака [17]. Однако жители Багдада оставались в значительной степени пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия, и все просирийские отколовшиеся члены партии Баас не смогли устроить подпольную организацию в столице [18]. В обширных трущобах Саддама-Сити , населённых шиитами, произошли лишь ограниченные беспорядки, в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной.

Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27].

У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28]. Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24].

По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29].

Багдад сел за стол переговоров, в результате которых подписал соглашение, по которому ирано-иракская граница была установлена по середине русла реки Шатт аль-Араб. Шах прекратил финансирование курдов, и восстание было подавлено. В 1979 году Хусейн вынудил генерала Бакра подать в отставку - официально в связи с состоянием здоровья. В результате Хусейн стал главой государства.

В сентябре 1980 года, после ряда пограничных стычек, Ирак начал масштабное наземное наступление на богатую нефтью и населенную арабами иранскую провинцию Хузестан. Так началась ирано-иракская война. Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года.

Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту.

Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц.

Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия».

Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства.

Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК.

Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе.

Войны в Персидском заливе: причины и последствия

Агрессия Ирака против Кувейта. Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига.
Мгновения XX века 1991 - Война в заливе (Россия) 2001 год Между тем, Ирак страдал от тех же самых обстоятельств, которые вплотную «дожимали» Советский Союз, и привели к его развалу в декабре 1991 года.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли? Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар.
Военный конфликт в Персидском заливе - Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым" Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году.
PIPL • 27 февраля 1991 года «Шоссе смерти» или методы войны США 25 июля 1991 г. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях.
Война в Персидском заливе 4.2 Военная операция в Ираке.
Война в Персидском заливе (1990-91 гг.) 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт.

Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли? Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне».
Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим.
PIPL • 27 февраля 1991 года «Шоссе смерти» или методы войны США Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим.

«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?

Создало условия для появления в Ираке самого экстремистского крыла «Аль-Каиды», а потом и исламского государства. Более 400 000 военнослужащих, включая офицерский корпус, который при Саддаме состоял в основном из суннитов, были отправлены по домам и оставлены без зарплат. Это был верный путь к катастрофе. Казалось, это решение было принято наобум. Оно полностью противоречило тому, что было решено ранее — а именно, использовать иракскую армию для помощи в поддержании порядка в стране. Кроме того, была расформирована нефтяная полиция, которая раньше занималась обеспечением безопасности в нефтяном секторе. Это увеличило риски для работников нефтяной промышленности и сделало ее еще более уязвимой к грабежам и саботажу. В 2003 г.

Вместо организованной иракской армии, которая могла бы помочь в борьбе с грабежами, в стране появилась масса недовольных и лишенных средств к существованию бывших военных. Грабежи свидетельствовали об отсутствии элементарной безопасности в стране и подрывали всю экономику. Главной приманкой для мародеров была, конечно же, нефтяная промышленность. Например, на крупнейшем месторождении Rumaila были украдены все водяные насосы. Директор нефтеперерабатывающего завода Daura раздал своим сотрудникам оружие и только благодаря этому остановил армию мародеров у ворот предприятия. Без электричества остановились многие нефтепромыслы и три оставшихся нефтеперерабатывающих завода. Не работали системы ирригации, от которых зависело сельское хозяйство.

Рамсфелд командующий американскими силами в Ираке уже говорил о «классической партизанской войне». Появилась «новая угроза» — «диверсии, нацеленные на инфраструктуру». Американцы превращались в глазах иракцев в «оккупантов». Осенью 2003 г.

Белоногова 17 января. Таким образом, советский Президент узнал о решении применить силу против Ирака примерно за час до начала боевых действий. Отвечая на вопрос, было ли сообщено о точном времени открытия огня Саддаму Хусейну, А.

Белоногов подчеркнул, что "мы не имели морального права открывать кому бы то не было информацию, полученную в доверительном порядке от американской стороны". Поэтому, сказал он, потребовался еще один разговор с Дж. Бейкером, состоявшийся, когда уже шла война. Белоногов подчеркнул, что с августа 1990 года Советский Союз сделал все возможное для того, чтобы предотвратить военное решение конфликта. При этом основные усилия были направлены на переговоры с Ираком. Дипломат положительно оценил заявление Турции о том, что она не откроет второй фронт против Ирака, если сама не подвергнется агрессии.

Вудса сводится к тому, что авторитарный характер режима в принципе лишал военных возможности честно анализировать причины неудач, поскольку это неизбежно затронуло бы авторитет политического руководства в Ираке. Автор пишет, что даже если С. Хусейн с готовностью признавал допущенные тактические ошибки и промахи, то никогда не хотел честно говорить о фундаментальных причинах, лежащих в основе неудач иракских войск в войне. Делая справедливые замечания по поводу боязни военных в тоталитарных и авторитарных государствах проявлять высокий уровень самостоятельности на поле боя, К. Вудс не без оснований считает маловероятным, чтобы С. Хусейн принял ответ, который связал бы безынициативность командиров с природой самого режима с. Символично, по мнению К. Вудса, и то, что иракским военачальникам приходилось испрашивать у политического руководства специального разрешения на рассмотрение негативных сторон своих боевых операций в военных учебных заведениях с. Своеобразное свидетельство стратегической слабости иракского руководства автор видел и в том, что иракские исследования, посвященные анализу войны в Персидском заливе, как правило, заканчивались выводами, распределенными всего в две категории: "Слабые стороны противника" и "Сильные стороны наших войск". Пропущенные категории, отмечает К. Вудс, говорили сами за себя с. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны 2003 года и может считаться одной из причин быстрого падения режима С. Новые источники, использованные К. Вудсом, свидетельствуют о необоснованной уверенности некоторых иракских руководителей в начальный период конфликта в Персидском заливе в собственной победе в надвигающейся войне. Так, Иззат-аль-Дури, член Совет революционного командования, высшего органа управления Ирака, доказывал в ноябре 1990 года, что США не смогут победить Ирак без применения ядерной бомбы. С ним соглашался и вице-президент Ирака Таха Рамадан, считавший, что "война с Америкой будет легче, чем война с Ираном", и заявлявший по этому поводу: "У Америки нет границ с нами. Американские солдаты не такие, как наши или иранские… По нашим данным, ни саудовцы, ни египтяне, ни сирийцы не собираются сражаться с нами. Это будет идеальная война" с. Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений. Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным. В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с. Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с. По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с. В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться. К тому же подтверждение ему можно найти в работе Е. Хусейном в октябре 1990 года в Багдаде, впоследствии написал: "По его словам [С. Хусейна] как только Ирак одержал военный успех над Ираном [в 1988 г.

Неприятный осадок от этой истории остался до сих пор. У меня были хорошие японские часы "Омакс" - пришлось их оставить на таможне в аэропорту Багдада. Сейчас у меня часы немного получше, но все равно вспоминается тот "Омакс", заработанный под палящим солнцем Месопотамии. Правда, позднее оказалось, что "жертвы были не напрасными": несколько лет спустя мне совершенно неожиданно пришло извещение... С этой бумажкой я поехал в Москву и действительно получил компенсацию - вполне приличную сумму. Потом было еще несколько траншей выплат, последний по времени - в конце 2000 года. Богатство всемирного значения В заключение позволю себе несколько общих замечаний. У меня осталось достаточно благоприятное впечатление от иракцев. Лично мне они напоминают детей - легко возбудимых, быстро переходящих от любви к ненависти, одновременно коварных и доверчивых, организованных, но трудноуправляемых, эмоциональных и агрессивных на митингах и... Для меня совершенно очевидно, что угрозы миру сегодня ни иракский режим, ни иракский народ не несут - все дело в экономических интересах и геополитике. Поэтому прогнозировать что-то определенное в отношении Ирака, его ближайшего и отдаленного будущего очень и очень затруднительно. Единственно, что очевидно, - это фантастические нефтяные богатства Ирака. Тамошние месторождения детально разведаны в том числе и с нашей помощью и содержат гигантские запасы высококачественной легкоизвлекаемой нефти. Ввиду сверхвысоких дебитов мировой рекорд сухопутных промыслов - 14 тысяч баррелей в сутки - принадлежит одной из скважин североиракского месторождения Киркук добыча здесь крайне эффективна. Добавим к этому наличие перерабатывающих мощностей, развитую инженерную и транспортную инфраструктуру, разветвленную трубопроводную сеть, близость к глубоководным океаническим портам к той же Басре - и получаем поистине идеальные условия для нефтедобычи и нефтетрейдинга, которых, на мой взгляд, больше нет нигде в мире, за исключением разве что Саудовской Аравии. В 1974 году окончил Лысьвенский электромашиностроительный техникум. В 1981 году окончил горный факультет Пермского политехнического института по специальности "горный инженер-маркшейдер".

Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года

Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. Восстания 1991 года в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге страны после прекращения огня во время войны в Персидском заливе. вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта.

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»).

56. Итоги операции «Буря в пустыне»

Последнее, по мнению военно-политического руководства США, было недопустимым, так как в случае больших людских потерь резко увеличилось бы в американском обществе негативное отношение к участию Соединенных Штатов в вооруженном конфликте. Чуть позже в Саудовскую Аравию прибыли тактические самолеты-разведчики RF-4C, часть из которых была оборудована системой, обеспечивающей поиск, идентификацию и определение местоположения наземных целей. Самолеты-разведчики сразу же приступали к выполнению разведывательных полетов вдоль границ Саудовской Аравии с Ираком и Кувейтом, а позднее и вдоль турецко-иракской границы. Практически было организовано круглосуточное ведение разведки территории Ирака и Кувейта всеми силами и средствами, включая космические разведывательные спутники. В первую очередь выявлялись типы и параметры работы радиолокационных станций противника, координаты стационарных пунктов обнаружения, управления и наведения наземных огневых средств ПВО и истребительной авиации, параметры работы линий связи в системе управления средствами ПВО. Все разведданные поступали в штаб 9-й воздушной армии ВВС США, являющейся фактически штабом авиационной группировки МНС, где осуществлялся их анализ и создавался банк данных. По мере расширения банка разведанных и разработки плана воздушной наступательной операции корректировался ход учебно-боевой подготовки авиационных подразделений.

Согласно сообщениям зарубежной печати, учитывалось, что в оснащении вооруженных сил Ирака и в подготовке их личного состава принимали участие Советский Союз и Франция. Поэтому летный состав авиационных формирований МНС изучал соответствующие системы оружия и тактику действий подразделений этих стран. На полигонах Саудовской Аравии и других государств региона, входящих в антииракскую коалицию, отрабатывались отдельные элементы тактики действий по подавлению иракской системы ПВО и ее прорыву ударными группами. На заключительном этапе подготовки была проведена серия учений на территории США на полигоне в районе авиабазы Неллис штат Невада. На нем была создана обстановка, отображающая основные элементы построения иракской группировки в Кувейте и типовые объекты Ирака, предназначенные для поражения, а также имитировалась иракская система ПВО. Через эти учения под общим названием "Дезерт флаг" прошло большинство летного состава авиационной группировки МНС2.

Боевые действия начались воздушной наступательной операцией, состоявшей из семи массированных авиационных ударов и продолжавшейся 3 сут. Построение первого массированного удара было стандартным и включало вшелоя подавления системы ПВО и два ударных эшелона с соотношением сил соответственно до 30, 45 и 25 проц. Массированные ракетно-бомбовые удары сопровождались постановкой помех радиоэлектронным средствам противника и их огневым поражением противорадиолокационными ракетами. Командование авиационной группировки МНС придавало особое значение эшелону подавления системы ПВО противника, так как от его действий зависело не только выполнение своих задач первым массированным ударом, но и успех воздушной операции в целом. Тщательно был подобран состав этого эшелона, осуществлен выбор и распределены цели, координаты которых постоянно уточнялись, и соответствующие коррективы вносились в полетные задания каждого экипажа.

Тысячи мирных жителей погибли за это время, большинство — от бомбардировок и атак террористов-смертников, миллионы остались без крова и средств к существованию. Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке.

С целью предупреждения военных потерь и потерь среди мирного населения, войска коалиции начали формирование полиции, которая должна была состоять из иракцев. Создание таких формирований началось уже в середине апреля 2003 года, а к лету территория Ирака была разделена на три оккупационные зоны. Север страны и район вокруг Багдада находился под контролем американских войск. Юг страны вместе с городом Басра контролировался британскими войсками. Территория Ирака к югу от Багдада и к северу от Басры находилась под контролем сводной дивизии коалиции, в состав которой вошли войска из Испании, Польши, Украины и других стран. Солдаты коалиции Однако, несмотря на предпринятые меры, в Ираке вовсю развернулась партизанская война. При этом повстанцы практиковали не только взрывы автомобилей и самодельных бомб на улицах городов, но и обстрелы войск международной коалиции, причём не только из стрелкового оружия, но и даже из миномётов, минирование дорог, похищения и казни солдат коалиции. Эти действия заставили американское командование уже в июне 2003 года провести операцию «Удар по полуострову», направленную на уничтожение зародившегося в Ираке повстанческого движения. Посмотрите также Читать Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Он был обнаружен в подвале деревенского дома в 15 километрах от родного города Тикрит 13 декабря 2003 года. В октябре Саддам Хусейн предстал перед судом, который приговорил его к смертной казни — наказанию, которое временно было вновь разрешено оккупационной администрацией Ирака. Несмотря на ряд успехов коалиционных войск, операции против партизан не позволяли кардинально решить их проблему. В период с 2003 по 2010 гг. В 2010 году американские войска из Ирака были выведены, тем самым официально завершив эту войну для США. Однако оставшиеся в стране американские инструкторы продолжали вести боевые действия и, как следствие, американские войска продолжали нести потери. К 2014 году потери войск международной коалиции составили, согласно американским данным, примерно 4800 человек убитыми. Потери партизан подсчитать не представляется возможным, однако можно с уверенностью сказать, что они превышают число потерь коалиции в несколько раз. Потери среди мирного населения Ирака исчисляются сотнями тысяч, если не миллионом, человек. При этом был захвачен один из крупнейших иракских городов Мосул. Ситуация в стране продолжает оставаться сложной, но, тем не менее, стабильной. Так в октябре 2020 года была начата операция, целью которой является освободить Мосул и полностью очистить территорию страны от радикальных исламистов. Тем не менее, эта операция продолжается до сих пор июль 2020 г.

При Касеме началась и поддержка арабских сепаратистов в иранской провинции Хузистан. Разумеется, не избежал территориальных претензий и соседний Кувейт. Главной причиной территориальных претензий, на самом деле, было даже не стремление к получению контроля над кувейтскими нефтяными месторождениями — нефти в Ираке хватало и своей, а потребность Ирака в собственном порту на берегу Персидского залива. Будучи крупным и перспективным в экономическом отношении государством, Ирак страдал от отсутствия полноценного выхода к морю. Воды Персидского залива омывают лишь очень небольшую часть иракской территории, а в целом доступ страны к морю перекрывает как раз Кувейт. Поэтому Ирак давно претендовал на включение эмирата в свой состав. Но до 1961 г. Но как только Кувейт был провозглашен независимым государством, Ирак поспешил заявить о своих претензиях на его территорию. Существовали серьезные опасения, что от слов иракский премьер перейдет к делу и двинет в Кувейт иракскую армию. Поэтому в Кувейт были вновь введены британские войска численностью около 7 тысяч военнослужащих. Они оставались на территории страны до 10 октября 1961 года, когда их сменили подразделения вооруженных сил Саудовской Аравии, Иордании, Египта тогда он назывался Объединенной Арабской Республикой и Судана. С этого времени Кувейт постоянно находился под угрозой аннексии со стороны Ирака. Временно словесные нападки иракских руководителей на Кувейт прекратились после свержения и казни генерала Касема в 1963 году. Но уже в 1968 году, после повторного прихода к власти в Ираке партии БААС, отношения между двумя государствами вновь осложнились. Баасисты отказались признавать соглашение о признании суверенитета Кувейта от 4 октября 1963 года в части, относящейся к установлению границ. Дело в том, что иракское руководство настаивало на передаче Ираку острова Варба, северной части острова Бубиян. Правда, в качестве компенсации Ирак предлагал Кувейту значительно большие территории на южной границе. Саддам Хусейн, пришедший к власти в Ираке в 1979 году, предлагал даже взять острова Варба и Бубиян в аренду сроком на 99 лет. Среди других предложений была и просьба разрешить Ираку проложить свой нефтепровод через кувейтские земли. Однако Кувейт на все предложения Багдада отвечал отказом. Вполне вероятно, что отказ кувейтского правительства мотивировался и давлением со стороны США и Великобритании, которые опасались, что Ирак может обзавестись собственными портами или нефтепроводом. Неоднократно вспыхивали конфликты на кувейтско-иракской границе. В 1973 г. Ирак закрыл государственную границу с Кувейтом. Относительная нормализация отношений последовала в июле 1977 г. В 1980 г. Кувейт поддержал Ирак в войне с Ираном правда, на то были свои основания — монарх Кувейта опасался распространения идей Исламской революции на монархии Персидского залива. Кувейтской стороной Ираку был предоставлен даже крупный денежный займ, поскольку Ирак нуждался в финансировании военной кампании против Ирака. Следует отметить, что во время ирано-иракской войны Багдаду оказывали поддержку и Советский Союз, и страны Запада, и суннитские монархии Персидского залива, включая Кувейт и Саудовскую Аравию. Ирано-иракская война длилась восемь лет и стоила обеим странам колоссальных человеческих жертв и экономических затрат. Но уже спустя два года иракский лидер Саддам Хусейн вновь обратился к агрессивной риторике — на этот раз в адрес соседнего Кувейта, казавшегося ему легко уязвимой целью в силу небольшой территории и численности населения». В статье подчеркнуто, что причина резкого изменения позиции Саддама Хуссейна обусловлена стремительным падением цен на нефть к 1990 году. И президент Ирака обвинил в этом страны Персидского залива, увеличившие объемы добычи нефти, что, в свою очередь, способствовало падению цен на нефть. Кроме того, Багдад был должен Кувейту 14 миллиардов долларов США, и аннексия этого государства позволила бы не платить по счетам. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений и в соучастии в международном заговоре против Ирака, инициированном западными странами. В качестве повода для предъявления претензий к Кувейту было использовано и вхождение Кувейта в вилайет Басра во время османского господства в Ираке. Саддам Хусейн видел Кувейт не иначе, как исторической провинцией Ирака, отрезанной от него британскими колонизаторами. При этом, естественно, что сами кувейтцы не жаждали вхождения своей небольшой страны в состав Ирака, поскольку уровень жизни граждан Кувейта был значительно выше. От Кувейта иракский лидер потребовал компенсации в размере прощенного иракского долга в 14 миллиардов долларов и уплаты еще 2,5 миллиардов долларов «сверху». Но эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах не пошел на выполнение иракских требований. Монарх Кувейта рассчитывал на помощь со стороны своих британских и американских союзников и надеялся, что Саддам Хусейн не рискнет напасть на соседнее государство. Как оказалось, он ошибался. Вскоре после выступления Саддама Хусейна началась передислокация иракских сухопутных войск к иракско-кувейтской границе. Одновременно Саддам Хусейн продолжал уверять египетского президента Хосни Мубарака, пытавшегося выступать в качестве посредника между двумя арабскими государствами, что готов к мирному диалогу с эмиром Кувейта. Однако уже 1 августа 1990 года Ирак выдвинул заведомо невыполнимые требования к Кувейту, рассчитывая, что эмир откупится от них и правда предоставит Багдаду миллиарды долларов. Но этого не произошло. Шейх Джабер отказался удовлетворять требования своего северного соседа». Подчеркивается, что «военный потенциал Ирака и Кувейта накануне конфликта был, конечно, несравним. Расходы на оборону занимали важнейшее место в иракском государственном бюджете. К 1990 г. Ирак обладал одной из самых многочисленных армий в мире. Численность вооруженных сил страны составляла 1 млн. То есть, более, чем каждый двадцатый иракец находился на военной службе. В конце июля 1990 г. Сухопутные войска Ирака двигались на столицу страны по двум направлениям — основной дороге в Эль-Кувейт и южнее, чтобы отрезать столицу от Южного Кувейта. Одновременно в Эль-Кувейте высадились отряды иракской морской пехоты, а военно-воздушные силы Ирака совершили авиаудары по кувейтской столице. Иракский спецназ предпринял попытку захвата эмирского дворца, высадившись с вертолетов, но гвардия шейха Джабера смогла дать отпор иракским коммандос. Пока шел бой иракского и кувейтского спецназа, эмир и его ближайшее окружение эвакуировались на вертолете в Саудовскую Аравию. Лишь к вечеру 2 августа иракским войскам удалось взять штурмом дворец эмира Кувейта, но самого монарха там уже не было. Еще одно крупное сражение произошло в тот же день в Аль-Джахре — между частями 35-й танковой бригады сухопутных войск Кувейта, которой командовал полковник Салем аль-Масуд, и танковой дивизией «Хаммурапи» Республиканской гвардии Ирака. В результате битвы было уничтожено 25 иракских танков Т-72, тогда как кувейтская бригада потеряла только 2 танка «Чифтен». Столь высокие потери иракской дивизии «Хаммурапи» объяснялись неожиданностью атаки кувейтского танкового батальона. Однако, в конечном итоге, 35-й кувейтской бригаде все равно пришлось отступить на территорию Саудовской Аравии.

Агрессия Ирака против Кувейта.

В ответ в Ираке были задержаны граждане государств, принявших участие в санкциях. Они оказались на положении заложников, и Ирак использовал их для политического манипулирования. Операция «Щит пустыни» После оккупации на границе Кувейта и Саудовской Аравии появилась группировка иракских вооружённых сил. Начались пограничные инциденты, связанные с нарушениями границы иракскими подразделениями. Планы президента Ирака С. Хусейна были неясными. Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни».

Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта.

В связи с этим наше руководство предложило иракской стороне досрочно прекратить действие "контрактов технического содействия" и эвакуировать советских специалистов, как говорится, от греха подальше. Иракцы наотрез отказались. Ограбленные инженеры Впрочем, советская дипломатия нас не бросила, и спустя пару месяцев эвакуация все-таки началась. Наших специалистов выпускали партиями, весьма организованно. К концу октября дошла очередь и до меня. Но на таможне нас ждал очень неприятный сюрприз: вывезти нам разрешили товаров на мизерную сумму в 60 динаров. Для многих это стало настоящей личной трагедией: люди годами добросовестно работали, прилежно копили деньги, покупали дорогие дефицитные вещи - и вот теперь все это пошло прахом.

Кое у кого началась настоящая истерика, некоторые отказались возвращаться на родину обобранными и обманутыми. Ситуацию удалось утрясти, людей - успокоить и образумить, хотя вещи были реквизированы безвозвратно. Неприятный осадок от этой истории остался до сих пор. У меня были хорошие японские часы "Омакс" - пришлось их оставить на таможне в аэропорту Багдада. Сейчас у меня часы немного получше, но все равно вспоминается тот "Омакс", заработанный под палящим солнцем Месопотамии. Правда, позднее оказалось, что "жертвы были не напрасными": несколько лет спустя мне совершенно неожиданно пришло извещение... С этой бумажкой я поехал в Москву и действительно получил компенсацию - вполне приличную сумму. Потом было еще несколько траншей выплат, последний по времени - в конце 2000 года.

Богатство всемирного значения В заключение позволю себе несколько общих замечаний. У меня осталось достаточно благоприятное впечатление от иракцев.

Так началась ирано-иракская война.

Запад опасался роста радикального исламизма иранского аятоллы Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вывели Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года.

Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли.

Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе.

Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году.

Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт.

Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия».

Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам.

Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью».

Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива.

Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе.

Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества.

То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме.

Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения. После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield.

Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ». Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные. Данные по странам, внёсшим небольшой вклад в МНС, взяты в основном из этого компилятивного источника pdf-файл. Австралия — 3 корабля, две медицинские группы.

Аргентина — 4 корабля, 2 транспортных самолёта. Афганистан — группа афганских моджахедов прибыла в Саудовскую Аравию для защиты страны от возможного нападения со стороны Ирака.

Война в Персидском заливе (1991)

Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века. ВОЙНА В ИРАКЕ Ирак был нефтяным государством. Нефть являлась единственным предметом его экспорта. Западные страны считали, что Саддам продолжал. 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий