Великая Отечественная Война затронула весь советский народ. Во время Великой Отечественной войны офицерский состав экипировался сумкой-планшетом для карт, документов и донесений. Передана в дар музею семьей ветерана Великой Отечественной войны Серикова Вячеслава Николаевича. Трудовой подвиг новосибирцев в годы Великой Отечественной войны.
Земляки. Подвиг трудового тыла
Как обратил внимание глава государства, в настоящее время проходит модернизация всей сети железных дорог и развитие перспективных направлений. Речь идет о Центральном транспортном узле, Восточном полигоне, подходах к Азово-Черноморскому и Каспийскому бассейнам, а также железнодорожной сети Новороссии и Донбасса. В качестве приоритетов отрасли российский лидер назвал разработку высокоскоростных локомотивов и поездов, цифровизацию услуг, внедрение передовых логистических решений.
Он провёл эвакуацию промышленных предприятий и населения; на оставшемся оборудовании налажено производство военного снаряжения для нужд 49-й армии, оборонявшей город.
В первые же дни на всех предприятиях были введены сверхурочные работы от одного до трёх часов в день. Женщины, старики, дети производили инструмент для танковых и механизированных подразделений, мотоциклетной техники, боеприпасы, пищевые концентраты. Дата публикации — 10.
Тут они были размещены рядом с Челябинским тракторным заводом в результате сформировался «Танкоград». Условия, в которых проходил сам вывоз заводов, сейчас кажутся фантастическими. Требовалось эвакуировать металлургический завод «Запорожсталь». Половина рабочих отправились оборонять город, а другая половина разбирала оборудование, загружала его в вагоны и отправляла на восток. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов!
В некоторые дни уходили по 750 — 800 гружёных железнодорожных платформ. И отправляли не только оборудование! Только сляби и блюма было вывезено почти 4 тыс. А на новом месте, в Магнитогорске, для выплавки бронелистов, требовалось ещё найти источник молибдена и хрома, без них получается только сталь, но не броня! Невероятную сложность в процессе эвакуации, создавал фактор мобилизации! Работоспособное мужское население, самый производительный пласт народа, подлежал мобилизации и отправке на фронт.
И хотя это были высококлассные специалисты с огромным опытом, но и им по приезду на новое место, приходилось в чистом поле поднимать стены цехов, обустраивать рабочие площадки, настраивать работу оборудования, и главное — обучать новых работников! Ведь прежние квалифицированные рабочие уже воевали с гитлеровцами. Могучие дела из слабых рук Даже оказавшись в эвакуации, многие мужчины сразу после настройки и отладки оборудования, кроме работы, приступали к обучению женщин и детей, профессиям токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков. Герои тыла Великой Отечественной войны, женщины и подростки, до этого никогда не бывавшие на заводах, жадно поглощали новые знания и буквально поселялись в цехах. Согласно директиве 1941 года СовНарКома, мобилизации на тыловой фронт подлежало всё работоспособное население от 16 лет до 60. Массовый героизм, не позволяет выделить кого-то особенного, из когорты тружеников тыла приравненных к ветеранам ВОВ.
Дети труженики тыла в годы Великой Отечественной войны Хихлущенко Марии не было и 16 лет, когда она встала к токарному станку, на эвакуированном танковом заводе в Ленинск — Кузнецке. Трудовая смена по 12 часов, а затем 3 километра надо идти до своей деревни, там у матери ещё трое младших братьев и сестёр. А на следующий день обратно 3 километра на завод. И она была не одна, в их смене таких подростков было 12 человек!
Что и говорить, на долю того поколения выпало немало бед: голод, война, разруха и тяжелый, иногда непосильный труд. Она родилась 12 февраля 1924года в станице Ново — Щедринской Шелковского района Грозненской области. Семья колхозников, в которой Аня появилась на свет растила сына и пятерых девочек. Жить было очень нелегко. Аня закончила 4 класса школы и уже с 12ти лет начала работать. С начала Великой Отечественной войны девушку призвали на трудовой фронт. Работали в зимнее время. Спали в кошах». Некоторое время спустя Анна была направлена в Астрахань. Здесь, на Волге, путину, с марта месяца сетями ловили рыбу. На ногах рваные бахилы, на обед — кусочек рыбы и хлеба. А после Волги пришлось строить железнодорожное полотно в обход станции Червлёно-Узловая. Дорогу строили для воинских эшелонов, иногда под бомбёжками. Таковы были трудовые будни её военной молодости. После войны Анна Васильевна вышла замуж за фронтовика, воспитала двух сыновей и внуков. За добросовестный труд она награждена медалью «Ветеран труда», а так же юбилейными медалями «60 лет Победы» и «65 лет Победы». Более 20ти лет Анна Васильевна жила в поселке Первомайском. Она была хорошей рассказчицей и сохранила оптимизм, активность и трудолюбие последнего дня. Анны Васильевны Сирик- Смоляровой не стало около года назад. Как и многим другим представителям её поколения, Нине Васильевне пришлось пережить на своём веку немало мытарств. В 30м, в голодовку, умерла её мать.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Вся Россия узнала о трудовом подвиге Магнитки в годы ВОВ | В годы Великой Отечественной войны работники железных дорог совершили настоящий ратный и трудовой подвиг, проводя эшелоны в помощь советской армии под огнем и бомбардировками. |
2. Трудовой подвиг советского народа | Как поясняет Николай Иванов, сопредседатель Союза писателей Союзного государства, цель создания новой литературной медали – зафиксировать подвиг русского и белорусского народов, вместе сражавшихся во имя победы в Великой Отечественной войне. |
Наши Герои Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны | С первых дней Великой Отечественной войны был образован Совет по эвакуации. |
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали | Трудовой подвиг дрезненцев в годы Великой Отечественной войны. |
На «Уралтрансмаше» вспоминают трудовой подвиг времен ВОВ
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. Великая Отечественная Война. Трудовой подвиг народа. Тыл — фронту. До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером.
Подвиг во время великой отечественной
Звено выбирала сама, первоначально предложили взять на себя обязательство вырастить картофеля по 150 центнеров с 50 гектаров. Работали от темна до темна, собирали с каждого подворья куриный помёт, с каждой печи золу для удобрения поля Вручную, кроме пахоты, обрабатывали весь участок. И землица-матушка отплатила колхозницам за старания. Вместо 150 центнеров звено в первый же год получило 250 центнеров картофеля с гектара. В 1957 году звено Мавлютовой со 150 гектаров получило рекордный урожай - по 505, 617 центнеров с гектара, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 марта 1958 года звеньевой Матрёне Степановне Мавлютовой присвоено звание Героя Социалистического Труда - с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Василий Николаевич Краюхин Василий Николаевич Краюхин начал трудовую деятельность в 1940 году участковым агрономом Ачитской МТС, сразу же после окончания Красноуфимского сельскохозяйственного техникума С 1941 по 1942 год Василий Николаевич участвовал в Великой Отечественной войне на Калининском фронте. После тяжёлого ранения был демобилизован и с августа 1942 года по декабрь 1943 работал агрономом колхоза "Красное Знамя" Красноуфимского района, затем агрономом-семеноводом Красноуфимского РайЗО, старшим агрономом Красноуфимской МТС, где за высокие производственные показатели впервые был награждён орденом Ленина. В течение 7 лет был председателем колхоза имени Свердлова Красноуфимского района а в 1958 году был назначен директором совхоза "Красноуфимский", которым руководил 13 лет. Именно под руководством В.
Краюхина совхоз "Красноуфимский" выдвинулся в число лучших в области, получая миллионные годовые доходы. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда - с вручением ордена Ленина и медачи "Золотая Звезда". Василий Николаевич продолжал трудиться, при нём произошло резкое увеличение всех показателей, особенно таких, как производство картофеля, мяса и молока. Как дальновидный хозяйственник, со свойственной ему целеустремлённостью боролся за капитальное строительство, он понимал, что в основе рентабельности производства лежит хорошая материальная база.
В октябре 1976 года Василию Николаевичу Краюхину было присвоено звание Почётного гражданина города Красноуфимска.
На оборонительных действиях Красной Армии с первых дней войны тяжело отразились просчеты и ошибки высшего политического руководства в области военно-инженерной подготовки государства. В ходе неудачного для Красной Армии начального периода войны войска первого стратегического эшелона потерпели крупное поражение Строительные организации и батальоны оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Занятые работами в укрепрайонах западной границы, они попали под удары авиации, артиллерии и передовых частей вермахта и сразу же понесли большие потери в людях и технике. Как свидетельствуют документальные источники, эти потери составили более половины довоенного состава строителей или около 540 000 личного состава В сложных условиях отступления советских войск ограниченные по численности и возможностям органы оборонительного строительства были не в состоянии без срочной помощи развернуть работы на тыловых оборонительных рубежах. Начались интенсивные поиски новых организационных форм дня строительных органов и частей. То, что не было сделано в мирное время, пришлось осуществлять ценой огромного напряжения всех сил народа в военный период.
В ходе войны, методом проб и ошибок, пришлось создавать полевые военно-строительные части и объединения, вплоть до саперных армий, организовывать руководство оборонительными работами на громадной территории, проводить мобилизацию огромных материальных ресурсов народного хозяйства страны. В июне 1941 г. Управление оборонительного строительства Красной Армии было подчинено начальнику Главного военно-инженерного управления генерал-майор КотлярА. При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач. Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством. На строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений. В третьей декаде августа 1941 г.
В соответствии с решениями Государственного комитета обороны ГКО от 22 и 27 августа 1941 г. Происходит новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства ГУОС НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе. К началу января 1942 г. В них трудилось 20 тыс. Только в течение 1941 г. Во второй половине декабря 1941 г. К 5 декабря 1941 г.
К обороне было подготовлено около 100 крупных городов. В соответствии с Постановлением ГКО от 26 марта 1942 г. Было установлено твердое штатное расписание военно-строительных органов и строительных колонн, определена новая организационная структура семи созданных управлений оборонительного строительства. Основная производственная единица новых органов — управление военно-полевого строительства — представляла сильный производственно-технический и административный аппарат, осуществлявший работы придаваемыми строительными колоннами и местным населением. Однако как показал опыт, основным недостатком такой организации было отделение производственно-технического персонала от рабочей силы. Переход Красной Армии от обороны к стратегическому наступлению поставил перед военными строителями ряд новых задач и привел к реформированию структуры оборонительного строительства снизу доверху. На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ.
Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов или около 1 000 000 одного миллиона личного состава, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей. Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач. Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 150 тыс.
Почетное знамя ударников труда здесь удерживали почти два года подряд — рекорд для отрасли. С этого завода на фронт отправился первый легкий танк Т-60. А «летающие танки» — легендарные советские штурмовики Ил-2 — стали выпускать в Куйбышеве. Все стратегические производства были эвакуированы подальше от линии фронта. Добавим, что сегодня в интервью журналистам президент РФ Владимир Путин назвал любовь к Родине основой жизни россиян и привел в пример свою семью.
В столице Удмуртии были свои трудовые подвиги. Самойлова успешно провели работу по выдавливанию нарезов ствола пуансонами дорнирование. Производительность возросла в 50 раз. Группа технологов, которой руководил К. Мамонтов, при обработке пазов ствольной коробки применила протягивание и добилась повышения производительности в 5-6 раз. Много ценных предложений дал бывший питерский рабочий, специалист по обработке стволов Н. Только одна его работа по переводу нарезки резьбы с токарных станков на резьбофрезерные разгрузило дефицитное оборудование и снизило затраты времени на 63,2 человеко-часа на 1000 изделий. Среди героев труда было много женщин.
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
За время Отечественной войны проявила исключительные образцы в работе, перевыполняя из месяца в месяц план перевозки груза, чем оказала большую помощь фронту в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий. «Город трудовой доблести» ― почетное звание, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Исследование системы награждения за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, орденов и медалей, присуждаемых за героизм и заслуги.
«Я пришла на завод 20 июня, а через два дня началась война»: трудовые подвиги ижевчан в годы войны
Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины. Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра": - Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны. В глубоком тылу, в тяжелых, порой экстремальных условиях, днем и ночью руками сибиряков ковалась Великая Победа. Память об этом подвиге должна жить в сердцах поколений. Новосибирский механический завод "Искра" стал одним из предприятий, рождение которому дал именно трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.
В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда. Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции. И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение. Наш город заслужил такое признание.
Многие труженики предприятий Кирова в годы войны были награждены орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и другими орденами и медалями. По словам губернатора региона Игоря Васильева, который выступил инициатором присвоения почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» городу Кирову, Российская академия наук подтвердила наличие оснований для этого. Пресс-центр Правительства Кировской области.
Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. Среди железнодорожников, своевременно и бесперебойно обеспечивавших воинские перевозки и проявлявших героизм и мужество, насчитывается немало имён. Самоотверженность и творческая инициатива с особой силой проявились в работе машинистов. Бесчисленны примеры героизма и высокого профессионализма бригад машинистов в те тяжёлые годы. Вождение поездов превращалось в искусство — в условиях светомаскировки, под бомбёжками или прицельной охотой немецких лётчиков.
Уходя от вражеских налётов, паровозники постоянно изобретали новые методы маневрирования, применяли экстренное торможение, прятали поезда в лесополосах. При этом постоянно помнили об обеспечении безопасности движения. Ремонт производился на паровозе силами его бригады. Так, на железных дорогах Тамбовской области развернулось соревнование за увеличение скорости движения поездов, экономию топлива и смазочных материалов, вождение тяжеловесных до 1800 тонн составов. На высоких скоростях, часто без отдыха, водили поезда машинисты паровозного депо Тамбов Дмитриев, Мещеряков, Ильин, Самохвалов, Богданов, а также депо Моршанск — Киршин и др. Машинисты Дегтярёв, Мордовцев, Сова, а за ними и весь коллектив паровозного депо Россошь обязались довести суточный пробег паровозов до 500 км. Замечательный трудовой подвиг совершил помощник машиниста депо Кочетовка Григорий Каширин. Во время чистки топки паровоза провалились колосники. Чтобы поставить их на место, надо было охлаждать паровоз, но это задержало бы на несколько часов отправку срочного военного груза.
Рискуя жизнью, Каширин влез в огненную топку и установил выпавшие колосники. Его мужество и выносливость позволили своевременно отправить эшелон с военным грузом. Бригада елецкого машиниста Никифора Афонина доставила срочный воинский эшелон на станцию Ефремов. Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом. Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон. Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик.
Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение.
А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства. В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков. В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность.
Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки. Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов. Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами.
Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие. Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. Вот только наиболее грандиозные. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная Армия смогла бы на этих запасах контратаковать врага. Во время Сталинградской битвы построили рокадные железные дороги и по ним обеспечили войска всем необходимым. Без миллионов тонн боеприпасов, вооружений, продовольствия, обмундирования, наверное, вряд ли бы устояли наши войска на Волге, а потом разгромили группировку фельдмаршала Паулюса и погнали танки и мотопехоту генерал-полковника Манштейна по заснеженным степям.
Весьма ярко о работе тыла Российской армии в разговоре отметил Герой России, боевой генерал-полковник Геннадий Трошев: "Тыл нужен солдату не только на войне, но и в повседневной жизни. Не накормишь солдата три раза в сутки, не помоешь, не вылечишь - это не солдат. Не смажешь колесо автомобиля - и не поедет машина. Мы вспоминаем о тыле, когда хотим кушать, когда донельзя истрепана полевая форма. А мы о тыле должны помнить всегда". Замечу, что это отметил генерал, прослуживший в армии 38 лет, воевавший в Чечне.
Так же отозвался в разговоре о Тыле и тыловиках полковник в отставке, Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов. Кстати, он, будучи заключенным, копал в 1942 г. С этих ям он попал по собственному желанию в штрафную роту и стал легендарным разведчиком в пешей разведке. Лично участвовал в захвате 79 "языков". Тогда я был еще ниже рядового, я был из осужденных заключенных, переведенных в штрафники. А служба тыла, - сказал "НВО" известный всему миру писатель, - не делала различий между штрафниками и бойцами Красной Армии.
Нас снабжали всем необходимым, что и кадровые части. В этом гуманность службы Тыла и лично генерала Хрулева. Поэтому я и написал книгу о генерале Хрулеве и тыловиках, о великом значении тыла в деле победы". С ростом популярности и авторитета генерала росло их число. Как рассказывает писатель Владимир Карпов, в феврале 1943 г. Сталин вызвал к себе начальника Тыла Красной Армии и наркома путей сообщения Андрея Хрулева и спросил, сколько времени потребуется для переброски войск Донского фронта и нескольких армий Сталинградского фронта под Курск и Осташков.
Тогда уже шла подготовка к знаменитому сражению на Курской дуге. Предварительно Хрулев уже подсчитал, что для переброски войск потребуются 75 тыс. Кроме того, войска находились вдали от железных дорог, которые были до основания разрушены в ходе недавних боев. Предстояла гигантская работа, которую Хрулев намеревался завершить за 2-3 месяца. Сталина такие сроки явно не устроили. И он назначил уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозке войск под Курск Берию, а под Осташков Маленкова.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Но, жители твёрдо убеждены, что трудовой подвиг Володарцев заслуживает создания достойного места, которое будет хранить память о людях, ковавших Победу в тылу. Никогда не померкнет в памяти потомков беспримерный трудовой подвиг сургутян в годы Великой Отечественной войны. рассказывает она, «шириной 12 м, 9 м в высоту и 3 м в основании (Эти рвы-ловушки похожи на перевернутые трапеции). одного из претендентов на почетное звание "Город трудовой доблести" - в дело Победы советского народа в Великой Отечественной войне вышли на телеканалах "Россия 1" и "Россия 24".
На Камчатке презентовали сборник о трудовом подвиге жителей Корякии во время ВОВ
В тяжелые времена войны, когда немецкий вермахт уже подбирался своими стальными клешнями к Москве, а Ленинград брали за горло железными пальцами блокады, страна мобилизовала все свои силы. Трудовые подвиги стахановцев в годы Великой Отечественной войны. На протяжении всей войны советский народ совершал многочисленные подвиги как на первых фронтовых линиях, так и в глубоком тылу. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне отметит свой 90-летний юбилей труженик тыла, ветеран Великой Отечественной войны, майор в отставке.
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
Узнать подробнее Например, в минувшем году Югра взяла шефство над Макеевкой в ДНР, которое предусматривает всестороннюю помощь для скорейшего восстановления экономики и инфраструктуры города. Отметим, как и в годы Великой Отечественной жители округа активно участвовали в сборе гуманитарной помощи для наших солдат, так и сейчас. Югорчане вносят свой посильный вклад, участвуя в сборе гумпомощи в зону СВО. Отправляют продукты, медикаменты и обмундирование. Узнать подробнее «Гордимся жителями Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, воспитываем у молодых людей чувство патриотизма, долга перед старшим поколением. Жители Югры сплачиваются перед вызовами и угрозами, защищают своих близких, наш дом, страну. Пусть память, сохраненная в наших сердцах, вдохновит на новые победы», — написала Наталья Комарова в своем телеграм-канале.
На селе женщины сели на тракторы, комбайны. Они пахали, сеяли, убирали. В 1942 году во Всесоюзное социалистическое соревнование трактористок и тракторных бригад в республике включилось более 800 трактористов, в том числе 346 женщин-трактористок и 10 женских тракторных бригад.
Из воспоминаний Зеркалий Марии Федоровны. Она в 1931 году из Украины переехала в заснеженную Сибирь. И через 3 дня она стала работать самостоятельно. Много лет ей пришлось просидеть у штурвала трактора, до апреля 1946 года. Мерзли руки, стыли ноги, постоянно не досыпали, но знали что это все для победы. Весь день проходил в поле, а ночью возили зерно на ток.
В оформление стелы вошли архивные фотографии, рассказывающие о работе кировчан в годы Великой Отечественной войны, сообщается на сайте Российского военно-исторического общества. Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров. За считанные дни в городе развернулись производственные площадки, начался выпуск продукции — боевой техники, минометов, мин, снарядов для «катюш», гранат. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Мы работали в три смены по восемь часов, всегда в разное время. Это такое состояние, когда ты путаешь, где день, где ночь, где ты. Просто бесконечный конвейер перед глазами. Морозы были под 40 градусов в ту зиму, иногда отработаем с ребятами, а нет сил идти домой. Понимаешь, что сейчас выйдешь, ноги подкосятся, упадешь в снег и заснешь. Что это значит? Значит, замерзнешь на смерть. У нас был мастер один — уже старенький дядя Толя, непризывной. Он нас, подростков, очень жалел, и когда видел, что мы совсем ошалелые, заводил тихонько в теплый угол и разрешал там поспать. Бывало, что и домой идти уже нет смысла, потому что проснешься, а твоя смена начинается. Там мне сделали первую трудовую книжку, а после войны предлагали там остаться и работать, говорили, помогут в техникум устроиться. Но я ушла, хотя и была благодарна им. Просто, понимаешь, я больше не могла всё это видеть... Мы все, кажется, не могли друг друга видеть, потому что смотришь в глаза человеку, а там ты сам отражаешься. Нет, не могла. Нина Стручкова Соловьева с мужем Федором. Лето 1953 года А в день, когда объявили, что мы победили нацистов и что война окончена, было очень жарко утром, почти душно. Все высыпали на улицу: одуревшие, измученные, измятые, худые, с растрепанным волосами. Мы, помню, шли пешком к Красной площади, и тут начался ливень, просто ураган, но дождь был притом не холодный. Вода текла по волосам, по одежде, по щекам, по рукам, как будто кто-то сверху выплескивал на нас эти ведра с соленой водой. Почему соленой? Плакали, и на губы попадало больше слез, чем дождя. И никто не уходил: все стояли, смотрели в небо — и не могли, не хотели уйти. Кажется, никто в этот день не ощущал больше ни холода, ни голода, ни сырости, ведь война закончилась. В это было невозможно поверить, и в это было нельзя не верить. Прошло несколько месяцев со Дня Победы, и вдруг заходит ко мне тетя Женя и говорит: «Нина, милая, собирайся, мы едем в магазин! Мы поехали в Смоленский гастроном, и, пока ехали, она говорит: «Нина, я получила Сашины деньги. Я обещала тебе черной икры — я куплю ее». Не удержать было тетю Женю, взяла она то ли две, то ли даже три жестяных банки каждая по килограмму, наверное , сливочного масла, свежего хлеба. Знаешь, в такие банки селедку закрывали раньше: туда несколько больших сельдей влезало. Я не понимала даже, сколько это стоит. Наверное, целое состояние. Мы сидели на кухне с этой икрой — это был настоящий пир. И она только говорила: «Ешьте, ешьте, пожалуйста, но только осторожно. Мне не жалко, я только боюсь, чтобы вам плохо не стало». И единственная прожила такую длинную жизнь. Интервью взято в 2018 году — Прим. Непростую, но точно с очень счастливой старостью. В июле 1941 года мне исполнилось 10 лет. Мама — Елизавета Андреевна Лейбзак — родила меня невероятно по тем временам поздно, в 43 года. Знаю, что было еще три мальчика, все они родились задолго до меня и умерли во младенчестве. Потом, в 1926 году, родилась Катенька, но когда ей было три года, умерла от скарлатины. Ее портрет — единственная оставшаяся от нее фотография — у меня висит всю жизнь дома. В 1928 году родилась Раиса, в 1931 году я. Раиса тоже в детстве слегла от какой-то сложной инфекции, но мама сумела ее выходить. Увы, она так на всю жизнь и осталась в том возрасте — будто ей пять-шесть лет, хотя дожила до 1991 года. Когда началась война, мы жили в московском районе Богородское. Я, Раиса, мама и папа — Пётр Волков. Отца не призвали: в 1941 году ему было уже 45 лет, он перенес тяжелое воспаление легких, оставившее много осложнений вроде астмы, так что на фронт его не призвали, но он всё равно был военнослужащим. Работал в котельной истопником. Отец остался в квартире — еще до войны они с мамой купили кооперативную двухкомнатную квартиру, в которой, собственно, мы и жили после войны. Я, Раиса и мама отправились в эвакуацию.
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах
Данная подборка документов посвящена неоценимой работе женщин во время Великой Отечественной войны на лесозаготовках, на основании документов «Тихвинского леспромхоза», «Клинецкой лесозаготовительной конторы». В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне все больше вспоминают фронтовые подвиги ветеранов, при этом, несколько в тени остается трудовой фронт, который ковал щит и меч страны. Во времена Великой Отечественной войны, по ее рассказам, они, дети, шли на работу голодными или «позавтракав» лепешками из травы, которые мать испекла. Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. За время Отечественной войны проявила исключительные образцы в работе, перевыполняя из месяца в месяц план перевозки груза, чем оказала большую помощь фронту в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. одного из претендентов на почетное звание «Город трудовой доблести» - в дело Победы советского народа в Великой Отечественной войне.