Однако сам Тихон все эти годы называл возвращение в Псково-Печерский монастырь, где он начинал свою церковную деятельность (был трудником, а затем послушником), счастьем. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о том, чтобы епископ Юрьевский Арсений возглавил Псковскую митрополию и стал игуменом Псково-Печерского монастыря. 10 апреля в дистанционном формате был утвержден журнал Священного Синода Русской Православной Церкви. Члены Синода рассмотрели вопрос о положении дел в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре. Псково-Печерский монастырь открыл официальный филиал государственного Русского музея. Поэтому в начале второй седмицы Четыредесятницы группа студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии посетила древнейшую обитель России – Псково-Печерский мужской монастырь.
Печерские монахи из Киева снова укрываются в псковских Печорах
Средства, выделенные государством к юбилею Псково-Печерского монастыря, пошли на благоустройство города: отремонтированы фасады домов в центре, облагорожены дворы и общественные территории. Как я понял, разбирали один вопрос: о положении дел в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре Псковской епархии. Архиепископ Егорьевский Матфей Фото: Официальный сайт Псково-Печерского монастыря. Новый глава также будет священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря, расположенного в селе Любовец Порховского района. архиепископа Печерского Матфея.
Кто стал новым наместником Псково-Печерского монастыря?
Сегодня в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре собрались паломники со всей страны, чтобы почтить память одного из самых известных и уважаемых старцев Русской Православной Церкви – архимандрита Ионна (Крестьянкина). Митрополит Псковский Арсений лишился должности игумена Псково-Печерского монастыря, на это место назначен архиепископ Матфей (Копылов). Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев); наместник Сретенского ставропигиального монастыря города Москвы игумен Иоанн (Лудищев); братия Псково-Печерского монастыря и многочисленные гости обители в священном сане. Обретение святых мощей патриарха Тихона В 1993 Шевкунов получил очередное повышение — стал настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, располагавшегося в бывшем Сретенском монастыре на улице Большая Лубянка. 26 апреля 2024 года, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий постриг в великую схиму монахов Киево-Печерской лавры Силуана и Кирилла.
В Печорах простились с бывшим настоятелем монастыря
Его мать Елена Анатольевна Шевкунова была известным врачом-микробиологом, занималась изучением токсоплазмоза и работала в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Жили они в небольшой квартире в Чертаново. Гоша был шустрым и отзывчивым ребенком, но очень болезненным — у него была астма, хромота, частые пневмонии. Мама, конечно, хотела, чтобы сын продолжил ее дело и пошел учиться на медика.
Однако после окончания школы в 1977 году он выбрал ВГИК, поступив на сценарный факультет мастерская кинодраматургии Евгения Григорьева, автора сценариев фильмов «Звезда», «Романс о влюбленных», «Горячий снег». Тихон Шевкунов в юности Сокурсники Георгия отмечали в интервью, что он хорошо писал, был комсоргом курса, доброжелательным, «наивным и чистым, как Кандид» [герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» — прим. На последнем году обучения благодаря интересным лекциям преподавателя по древнерусскому искусству, эрудированного православного человека, у него появился интерес к религии.
Он читал Библию, ходил на службы. Церковная карьера В 1982 молодой человек успешно окончил вуз, получив специальность «Литературная работа». В том же году 24-летний Георгий принял крещение и поехал в Псково-Печерский монастырь в поисках Бога, где затем прожил в качестве послушника около девяти лет.
Там обитал почитаемый старец-провидец Иоанн Крестьянкин , ставший его духовным отцом. В 1986 Георгий вернулся в Москву и начал работать в издательском отделе Московской патриархии под руководством владыки Питирима Нечаева. По одной версии, переезд Шевкунова организовала мать, однажды приехавшая в монастырь и увидевшая больного сына в карцере на каменной скамье.
По другой, его перевод произошел по просьбе жены некого офицера КГБ, которая во время экскурсии по монастырю пожалела дипломированного киносценариста-послушника, работавшего в коровнике, и попросила мужа устроить его к Питириму. Тихон Шевкунов слева в молодости В 1991 Шевкунов принял монашеский постриг в Донском монастыре Москвы, получил новое имя Тихон в честь патриарха Московского Тихона и переехал в эту ставропигиальную то есть подчиняющуюся непосредственно Святейшему синоду обитель. Вскоре патриархом Алексием II он был посвящен в духовный сан иеродиакона, а затем — в сан иеромонаха.
В том же году старейший Малый собор монастыря пережил большой пожар. По версии следствия, его виновником был уснувший с папиросой сторож. Но отец Тихон заявил в интервью «Комсомольской правде», что произошедшее было результатом вероломного поджога агентов западных спецслужб.
Следует отметить, что с 1990-х будущий митрополит стал одним из лидеров державно-фундаменталистского авторитарного крыла РПЦ. Его сторонники, в отличие от либеральных христиан гуманистов , проповедуют консервативную идеологию: считают, что на стороне истинной веры и добра находится только РПЦ и Кремль, на стороне зла — любые веяния с Запада, а чтобы считаться праведником, человек должен чтить государство, слушаться патриарха, стоящего целиком на стороне фундаменталистов, стать строгим ревнителем патриархальной семьи и ненавидеть гомосексуалов.
На новое место служения, в Тавриду, владыка уезжает не без сожаления. В разгаре работы по реализации провозглашенной по его инициативе большой государственной программы «Возрождение», которая, как надеются псковичи, будет продолжаться и дальше не без его участия.
Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника. Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, — в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно. Он рассказывает о слежке за ним в 1970-е годы: «Ко мне кагебешники приставали. Сколько здоровья истратили мы с матушкой — до сих пор чувствуем!
Ездили за нами: выхожу из дому — стоит машина, сидит там человек и читает газету. Я иду на автобус — складывает газету, заводит мотор и едет следом. Едешь в электричке — прямо сзади идут! Мы приобрели часть дома в Бабушкине — так там даже в окна заглядывали. Собака исходилась лаем, подходим к окну, а там высовывается голова. Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю! В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься. До юбилейного 1988 года — года 1000-летия Крещения Руси, — когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет.
Протоиерей Алексий Зотов Крестил юношу замечательный батюшка — отец Алексий Зотов — в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых. Дети так истошно кричали, а батюшка произносил молитвы настолько неразборчиво, что молодой человек ничего за эти полтора часа не понял. Он не знал еще и того, что Господь уже избрал его и имеет на него большие планы. Через эту глубоко верующую женщину, трудившуюся в храме не из корысти, а из жертвенной любви, Господь совершенно чудесным образом явил молодому человеку Свой Промысл и внушил ей сказать Георгию слова, которые определили всю его дальнейшую судьбу. Она посоветовала крестнику: «Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он все объяснит, ответит на твои вопросы.
Но когда приедешь в монастырь, сразу не уезжай, проживи не меньше десяти дней». Он еще не знал, что эта поездка перевернет всю его жизнь. Здесь придерживались многовековых традиций, служили в намоленных за пять веков храмах, и — самое главное — здесь в те годы жили великие старцы и подвижники: «светлейший старец Печорский», как звали его иноки монастыря, архимандрит Серафим Розенберг , великий «солнечный» старец архимандрит Иоанн Крестьянкин , архимандрит Адриан Кирсанов , архимандрит Нафанаил Поспелов. В Псково-Печерском монастыре в те годы жили великие старцы и подвижники Георгий, первый раз в жизни оказавшийся в монастыре, прожил в Печорах, как и наказывала крестная, десять дней. Поначалу он сильно уставал от довольно тяжелых послушаний, о которых позднее вспоминал так: «На следующий день меня поставили колоть дрова и складывать их в огромные поленницы, возвышавшиеся на хозяйственном дворе, как необычайные многоэтажные избы. Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут.
Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника».
Рижский пр.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Учредитель: федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».
Зачем Тихон Шевкунов удалился из Москвы в Псков | Репортаж
В 1990-е гг. Шевкунов, принявший в монашестве имя Тихон, делал стремительную церковную карьеру: иеродиакон, иеромонах, настоятель Московского подворья Псково-Печерского монастыря, игумен Сретенского монастыря, архимандрит. Священный синод Русской Православной Церкви назначил нового настоятеля Псково-Печерского монастыря, им стал архиепископ Матфей (Копылов), сообщает сайт Русской Православной Церкви. На должность игумена Успенского Псково-Печерского мужского монастыря назначен архиепископ Матфей сегодня, 10 апреля. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников в разговоре с первым замглавы Печорского района Валерием Зайцевым сообщил, что дата юбилея Псково-Печерского монастыря должна стать отправной точкой развития муниципалитета и в целом всего района.
Крымский пост: почему митрополит Тихон не радуется новому назначению
Архиепископ Матфей — председатель комиссии РПЦ по развитию паломничества и принесению святынь. Он получил епископскую хиротонию 3 января 2016 года в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В течение двух дней в Псково-Печерском монастыре прощались с Архимандритом Тихоном, который в течение 23 лет был настоятелем одного из самых знаменитых монастырей России. В мае 2018 года Архимандрит Тихон Алексей Николаевич Секретарев покинул пост настоятеля обители в связи с продолжительной болезнью. Он умер 12 сентября в возрасте 63 лет и в год 545-летия со дня основания Псково-Печерского монастыря.
У входа в пещеры к богомольцам обратился митрополит Ростовский и Новочерскасский Меркурий. Для всех собравшихся паломников в Псково-Печерскую обитель на площади Успенского собора было предложено праздничное угощение. Высокие гости Псковской епархии посетили келию архимандрита Иоанна Крестьянкина , была проведена экскурсия по монастырю. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес.
Москвы с выражением ему благодарности за понесенные труды. Решением Синода архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии, назначается на должность игумена Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.
Ссылка или пощада? «Духовника Путина» отправили из любимого монастыря на полуостров
Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Схимник дает особые обеты, при этом ему иногда снова изменяют имя. Обеты великой схимы — это, по сути, повторение обетов малой схимы, но с обязательствами еще более строгого их соблюдения.
Об этом говорится в 92-м журнале заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, опубликованном на сайте Патриархии. Великого Новгорода.
Кто посещал эти святые места — в Печорах и Киеве - найдут много общего. Оба комплекса церквей похожи по архитектуре, природному ландшафту, изрезанному рвами и пещерами. Так история обители изложена на сайте Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: "Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца "гласы поющих неизреченно и прекрасно" и ощутили благоухание "яко от множества фимиама". Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: "Богом зданныя пещеры". Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя "начального" инока — преподобного Марка". Ведь "На древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова". Именно из Пскова Ольга, поехала княжить в Киев. И Псков, спустя пять веков после правления Княгини Киевской, стал пристанищем для печерских монахов, которые бежали от иноверцев, чтобы сохранить для Руси основу ее духовного фундамента - веру. В Пскове на берегу реки есть надпись: Россия начинается здесь.
Решением Священного Синода Русской православной церкви митрополит Псковский и Порховский Арсений отстранен от должности священноархимандрит и игумен Успенского Псково-Печерского монастыря. В новые обязанности архиепископа Егорьевского Матфея входит управление Успенским Псково-Печерским мужским монастырем, а также освобождение от управления некоторыми викариатствами города Москвы. Постановление Синода отмечает заслуги Арсения и выражает благодарность за его труды. Как уточняется, назначение Матфея было проведено дистанционно. Архиепископ Матфей получил обязанность осуществлять контроль за ремонтно-реставрационными работами в монастыре, а также реализацией образовательных и реставрационных проектов Псковской епархии.
Псково-Печерский монастырь открыл картинную галерею архимандрита Алипия
Наше поколение, отторгая навязчивый, лживый идеологический официоз, училось находить духовную опору сначала в русской и мировой культуре, литературе, а уже они постепенно подвели нас к самому великому и главному — к вере, к упованию и надежде на Господа Бога». Примечателен такой эпизод из студенческой жизни тех лет. Общежитие нередко инспектировала комиссия во главе с проректором. Как-то раз такая нежданная проверка наткнулась на противоположные сцены: в одной из комнат стоял дым коромыслом и шла пирушка, а в соседней студенты, и Георгий Шевкунов среди них, перед иконой читали акафист. Появление высокой комиссии их не смутило: они спокойно продолжали молиться. В конце 1970-х репрессии могли последовать скорее за молитву, чем за обычные в студенческой жизни пирушки, но привыкшая ко всему администрация ВГИКа не стала наказывать ни тех, ни других. Что двигало студентами, молившимися в присутствии грозной комиссии: исповедничество или молодой задор? Трудно сказать.
Но трусами эти парни точно не были. Конец 1960-х - начало 1970-х гг. Иногда их туда водил заслуженный деятель искусств, профессор Николай Николаевич Третьяков — тайком от институтского начальства. Время было непростое, за посещение храма и профессор, и студенты могли серьезно поплатиться. Но Николай Николаевич не боялся гонений. Фронтовик, человек духовный, он был выдающимся педагогом, благодаря которому к Богу пришли многие молодые люди. После лекций — посещение Третьяковской галереи, потом — храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме.
Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы. Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем». В Тихвинской церкви в те годы служил замечательный священник отец Владимир Чувикин ныне настоятель храма Николо-Перервинского монастыря, ректор семинарии , и молодых людей до глубины души поражали его горячие проповеди. С отцом Александром приходилось беседовать не в церкви, где за ним следили, а… в метро Протоиерей Александр Шаргунов Нужно понимать, что в те годы встреча со священником была целым событием, а священника за любые контакты с молодежью могли наказать вплоть до запрета в служении. Так что отцу Александру и жаждущему духовного окормления юноше приходилось беседовать не в церкви, где за священником следили, а в метро. Отец Александр обычно ждал Георгия, уже будучи в светской одежде, чтобы избежать слежки. Они выходили из метро, бродили по улицам, и священник отвечал на многочисленные вопросы молодого человека, что внушало тому уважение и доверие.
Свою дипломную работу будущий владыка писал о патриархе Никоне: личность этого церковного иерарха и государственного деятеля произвела на него большое впечатление. Патриарх Никон был пострижеником соловецкого Анзерского скита, и молодой человек даже отправился на Соловки, чтобы собрать материал для своего диплома и воочию увидеть эти места. Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника. Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, — в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно. Он рассказывает о слежке за ним в 1970-е годы: «Ко мне кагебешники приставали. Сколько здоровья истратили мы с матушкой — до сих пор чувствуем!
Ездили за нами: выхожу из дому — стоит машина, сидит там человек и читает газету. Я иду на автобус — складывает газету, заводит мотор и едет следом. Едешь в электричке — прямо сзади идут! Мы приобрели часть дома в Бабушкине — так там даже в окна заглядывали. Собака исходилась лаем, подходим к окну, а там высовывается голова. Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю! В 1982 году обучение завершилось.
Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься.
Само богослужение в Михайловском соборе обители возглавил митрополит Псковский и Порховский Арсений. В свою очередь за радость молитвенного общения от лица крымских архиереев и духовенства главу Псковской митрополии поблагодарил митрополит Симферопольский и Крымских Тихон и преподнес владыке Арсению образ святителя Луки Крымского», — говорится в сообщении.
Новый архиепископ Печерский теперь будет контролировать ремонтно-реставрационные работы в монастыре, а также реставрационные и образовательные проекты Псковской епархии. Отметим, митрополит Арсений остаётся руководящим архиереем в Псковской митрополии. Чтобы оперативно получать основные новости Пскова и региона, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме» , «Инстаграме» , «ВКонтакте» , «Твиттере» и «Фейсбуке» Редакция.
Ему поручено ведение и контроль ремонтно-реставрационных работ этой обители, а также реставрационных и образовательных проектов Псковской епархии.
Рейтинг авторов
- Митрополит Арсений освобождён от должности игумена Псково-Печерского монастыря.
- Ректор ПСТГУ принял участие в торжественном богослужении в Псково-Печерском монастыре
- Митрополит Тихон простился с братией Псково-Печерского монастыря
- Обсуждение (9)
Курсы валюты:
- Псково-Печерский монастырь отмечает 550 лет со дня основания
- Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона к отцу Иоанну Миронову
- Эксперт: уход Тихона на служение в Крым не скажется на развитии Печор под Псковом
- ТИХОН (СЕКРЕТАРЕВ)