300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. 290 лет со дня основания.
Смотри также
- Смотрите также
- История санкт петербургского университета
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
- Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире - Российская газета
На борту МКС развернули флаг Санкт-Петербургского госуниверситета в честь 300-летнего юбилея
На каждом фронтоне красовалась эмблема коллегии, а по бокам стояли две скульптуры. Внутри на втором этаже была сооружена двухъярусная открытая галерея. В конце 1830-х годов при перестройке здания ее застеклили — так получился знаменитый самый длинный коридор Петербурга, объединивший все корпусы. Здание Двенадцати коллегий за годы существования неоднократно перестраивали и реставрировали. Но Петровский, ранее Сенатский, двусветный зал сохранил свой первоначальный вид. Он является шедевром архитектуры времен правления императрицы Анны Иоанновны.
Сам же Педагогический институт был образован из Учительской семинарии, основанной еще в 1786 году. Согласно этой версии, день основания Санкт-Петербургского государственного университета — 20 февраля 8 февраля по юлианскому календарю. Этим числом был датирован доклад министра духовных дел и народного просвещения князя А. Голицына «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге». Во время доклада был представлен проект «Первоначальное образование С.
Конечно, дело не обошлось без личного указа императора Александра I, который настоял на том, чтобы Педагогический институт переименовали в Университет, как ему и должно было называться, ведь программа учебного заведения была объёмной и глубокой. Первое время университет продолжал жить по уставу Главного педагогического института, однако в январе 1824 года был взять за основу Устав Московского университета, а самому учреждению присвоили звание Императорского. Еще во времена Педагогического института в учебном заведении сформировалась сильная база преподавателей. В период с 1758—1765 ректором Академического университета был М. Лекции по политической экономии читали М. Балугьянский, А. Куницын, М. Статистику и географию вели К. Герман и К. Области истории и философии были отмечены такими именами, как А.
Галич и Э. Изначально у университете было всего три факультета: историко-филологический, философско-юридический и физико-математический.
В честь этого на радость филателистам и всем причастным к легендарному вузу презентовали новую почтовую марку. Эскиз марки создала выпускница университета Римма Шувалова. Ее рисунок выбрали из 300 работ со всей России. Тираж марок ограничен, но большая его часть останется в коллекции Санкт-Петербургского госуниверситета.
Без этого нельзя говорить об университете как о целостной организации, большой семье. Конечно, за 10 лет было решено и множество других проблем, которые для кого-то могут показаться более важными. Например, информирование универсантов о событиях, происходящих в университете, а также формирование университетского корпоративного духа.
Мы стали вовлекать студенческие советы, профсоюзы и всех заинтересованных лиц в процедуру принятия решений, включая, например, приемку результатов выполненных работ или оказанных услуг по заказам СПбГУ. К тому же отчеты о проделанной работе стали публиковаться в открытом доступе. Нам даже пришлось сделать на сайте СПбГУ специальный раздел «Перезагрузка», в котором регулярно появляются интервью и другие материалы по этой теме. В результате всех этих действий университет, распавшийся к 2006 году на множество самостоятельных подразделений, которые или руководители которых фактически поделили между собой все университетские ресурсы, вновь объединился. Но территориально университет остаётся раздробленным, располагаясь почти в 400 зданиях, находящихся в самых разных частях города. А кроме них у университета есть объекты и в других регионах Российской Федерации. Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах. Какие управленческие стратегии и тактики вы сам считаете наиболее эффективными? Каких принципов при наборе команды придерживаетесь?
Для каждого работника университета важно не только наличие профессиональных знаний и опыта работы, но и высокого уровня деловых качеств. Приоритет отдается ведущим российским и иностранным специалистам, достижения которых востребованы и в Российской Федерации, и на международной арене. Так обеспечивается конкурентоспособное, инновационное содержание образовательного процесса, ведь человеческий ресурс играет главную роль в подготовке будущих кадров. СПбГУ предъявляет высокие требования не только к потенциальным сотрудникам, но и к результатам работы специалиста после успешного отбора и заключения трудового контракта. Благодаря такому подходу универсанты ведут активную исследовательскую работу в рамках многомиллионных грантов, публикуют свои труды в ведущих международных изданиях, используют в образовательном процессе современные технологии, читают лекции на иностранных языках, повышая не только общую узнаваемость и привлекательность университета, но и качество нашего главного продукта — выпускников. Какие планы стоят перед вузом сейчас? Понятно, что поддерживать заданную планку — сама по себе непростая задача, но что еще предстоит сделать? Особенный интерес в этом отношении представляет взаимодействие с иностранными вузами и включенность вуза в международный образовательный и научный контекст. К примеру, за последние годы к нам в университет приехало больше 400 ученых и исследователей.
Многие из них — это не иностранцы, а соотечественники, вернувшиеся в Россию из Америки, Португалии, Франции, Испании, Германии и других стран. С мая 2017 года в России реализуется приоритетный проект «Экспорт российского образования». В его реализации принимает участие целый ряд министерств, а СПбГУ вошел в консорциум опорных университетов-экспортеров.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
- "История, знания и люди": СПбГУ исполнилось 300 лет — 08.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- «Нам очень нравится бренд «Смольный»
- История образования. Санкт-Петербургский университет
- Читать также
- На борту МКС развернули флаг Санкт-Петербургского госуниверситета в честь 300-летнего юбилея
Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова
Тегиспбгу кто основал, сокращение санкт петербургского государственного университета, государственный петербургский университет, как выглядит диплом спбгу, футбольная команда спбгу. Санкт-Петербургский государственный университет (рус.). Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] (СПбГУ) — один из старейших, крупнейших и ведущих классических университетов и один из важнейших центров науки. Санкт-Петербургский государственный университет является вторым лучшим многопрофильным университетом в России после МГУ.
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки
То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора. Так, в душ "советуют ходить с арбузом", отдыхать видимо, сами томичи — в Томске. По факту это загородный отель, если забыть про учебу. Сейчас как раз каникулы — тут тебе и теннис, и аэрохоккей, и спортзал.
А корпуса Высшей школы менеджмента — памятники архитектуры XIX века, старинные усадьбы и даже конюшни, приспособленные под современные нужды. Просто потому, что они оборудовались по технологиям, которые использовались в Мариинском театре-2", — рассказал сотрудник университета. Конкурс в этом году для иностранцев более 20 человек на место.
А еще с 1 сентября университет запустил свою онлайн-школу, в которой учится ребята из 44 стран.
Почему концепция изменилась? Концептуальная — может ли существовать университет внутри другого университета? Это достаточно сложная с точки зрения управления конструкция. Шла дискуссия, не помешает ли развитию нового университета сохранение контроля над ним со стороны СПбГУ.
Но недавно появилась техническая причина, из-за которой от прежней схемы решили отказаться. Это хорошо, но в нашем случае означает, что мы не сможем стать федеральным автономным учреждением, как планировали. Стало понятно, что в этом случае мы не получим те свободы, которые хотели получить, и не сможем реализовать все наши чаяния. Поэтому после обсуждения все заинтересованные стороны — в правительстве, в Министерстве образования, в СПбГУ — пришли к выводу, что надо создавать самостоятельный университет. Сейчас эта позиция на всех уровнях согласована.
При реорганизации все бюджетные места, все ставки преподавателей и административного персонала передаются в новый университет. Как и средства на содержание нашего нынешнего здания. То есть нам передается весь комплекс ставок и имущества, который позволит новому университету работать без остановок. Но мы считаем, что создадим новый бренд в России. Под которым будут зарождаться новые факультеты и университеты.
Мы воспринимаем себя как локомотив, который пробивает дорогу другим. Ректор будет избран коллективом и затем назначен учредителем. А я надеюсь войти в попечительский совет. И буду поддерживать новый университет. Уже 10 лет к факультету приписан особняк барона Штиглица, но, как рассказал Кудрин, за все эти годы в СПбГУ не нашлось средств на его ремонт «Потому что у университета объективно есть другие острые проблемы».
По словам Кудрина, сейчас, при создании нового университета, будут выделены средства на реконструкцию здания — есть поручение правительства, вопрос уже рассматривают в министерствах финансов и экономического развития. Во дворце Бобринских 4500 кв. Кудрин предполагает, что на реконструкцию особняка Штиглица уйдет три года. В античности liberal arts — это просто науки. В Средние века существовала система семи свободных искусств — septem artes liberales, которые состояли из тривиума и квадриума.
В тривиум входили грамматика, риторика и диалектика, потому что человек должен уметь формулировать свои мысли. А квадриум — это арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Музыка попала в точные науки, поскольку изучала гармонию. Сегодня свободные искусства и науки — это еще и обучение soft skills, гибким навыкам.
По данным на 2004 год преподавательский состав насчитывал 4055 человек, из них 714 профессоров и 1240 доцентов. Праздник посвящения в студенты Программа праздника [5] : Обращение к первокурсникам, от лица ректора университета, а с недавних времён ещё и губернатора Санкт-Петербурга , также зачитываются обращения президента Российской Федерации и других знаменитых людей. Новые студенты приносят Торжественную клятву первокурсника. Торжественное зажжение Огня знаний. Историческое развитие структуры университета На момент реорганизации университет состоял из трёх отделений или факультетов: I. Отделение наук Философических и Юридических, II.
Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств. С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М.
СПбГУ исполнилось 300 лет: история университета в лицах
Санкт-Петербургский университет — первый в России! Специалисты СПбГУ вместе с коллегами из РАН изучили первую крепость, построенную по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в 1703 году, с которой и начинается история города. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»[2] — ведущий и старейший классический университет; один из крупнейших университетов в России и ведущих центров. Он был основан по указу императора Петра I и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 295-летие. 2 июня ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев подписал распоряжение об увольнении доцента Института истории СПбГУ Михаила Белоусова.
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
290 лет со дня основания. Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России. Герб СПБГУ Санкт-Петербургский государственный университет в России (коротко СПбГУ) – это один из крупнейших и ведущих университетов, который каждый год привлекает внимание выпускников школ со всех регионов. Для СМИ Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России.
8 февраля - Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания
Но «выгорать» ни в коем случае нельзя. Мы отличаемся от всех других медвузов тем, что перед выпуском мы писали выпускную дипломную работу научную, по сути — статья научная, — поделился медик. Он не только занимается преподавательской деятельностью, но и заведует лабораторией геномной медицины. В этих холодильниках хранится биоматериал 11 тысяч человек: кровь, сыворотка, плазма и прочее. Эти образцы очень помогут учёным в разработке новых лекарств или, к примеру, медицинских тестов. У каждой болезни — свои биомаркеры, которые и предстоит изучить. На основе исследований биомаркеров, к примеру, спинально-мышечной атрофии, можно проверить будущих родителей — не являются ли они носителями гена этой наследственной болезни. Но если знаешь заранее, можно подобрать варианты. Это кузница кадров для всей страны.
Причем в условиях того времени борьба студентов за свои права приобретала, в определенной степени, политический характер.
Многие представители либеральной профессуры сочувствовали студенческому движению. В 1863 г. В его основу была положена идея автономии Университета как корпорации профессоров оставаясь государственными учреждениями в сильно развитой бюрократической системе министерства народного просвещения царской России, полностью автономными университеты, разумеется, никогда не были. Главным, и в значительной степени независимым, органом управления Университета становился его Совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры. Право утверждения в должности оставалось за министром, но в течение действия устава случаев с неутверждением ректора или деканов в Петербургском университете не было. Только при незамещении кафедры в течение года министр мог назначить профессора по своему усмотрению. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше.
Вместе с увеличением значения Совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Чебышева - в математике, Э. Ленца - в физике, Д. Менделеева и А. Бутлерова - в химии, А. Бекетова - в ботанике, И. Мечникова и А. Ковалевского - в эмбриологии, И. Сеченова - в физиологии, В.
Докучаева - в почвоведении, А. Иностранцева - в геологии, Ф. Соколова - в антиковедении, К. Бестужева-Рюмина - в отечественной истории, Н. Кареева - в истории Европы, В. Васильева и В. Розена - в ориенталистике. С конца 60-х годов XIX в. В 1868 г.
Менделееве и переименованное по его инициативе в 1878 г. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф ; в 1901 г. Петербургский университет стоял у истоков высшего образования для женщин в России. В 1878 г. Позднее курсы вошли в состав Университета. Марков, А. Ляпунов , В.
Стеклов, физики О. Хвольсон, Д.
Начались же торжественные празднования юбилея в 12. И сила Санкт-Петербургского государственного Университета в нашем единении», - подытожил ректор.
Жданова ; 1969 г. Жданова; январь 1989 г. Статистика В настоящее время в университете обучается более 20 тысяч студентов на очной форме обучения и порядка 9 тысяч на очно-заочной и заочной. В 2007 году было подано 13 773 заявления о приёме, конкурс составил [4] 2,3 человека на место. На I курс зачислено 6015 студентов, из них 1063 — медалисты. По данным на 2004 год преподавательский состав насчитывал 4055 человек, из них 714 профессоров и 1240 доцентов.
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
Петербургский практический Технологический институт 1828. Петербургский практический Технологический институт 19 век. Петербургский Технологический институт при Николае 1. Исторический Факультет ЛГУ. Политическая полиция в первой половине 19 века.
Кафедра истории 19 века. Горный институт в Петербурге 19 век. Санкт-Петербургский педагогический институт 19 век. Главного педагогического института в Петербурге Менделеев.
Педагогический институт в котором учился Менделеев. Императорская Академия художеств в Петербурге 1757. Академия художеств в Петербурге 19 век. Академия художеств в Петербурге 1757 год.
Петроградский педагогический институт им. Петербургский главный педагогический институт 19 век. Педагогический институт Герцена 1917 год. Преподаватели Санкт Петербургского университета 19 век.
Профессор Московского Императорского университета 1890. Выпускники Казанского Императорского университета 1906. Здание 12 коллегий в Санкт-Петербурге Архитектор. Институт Ломоносова в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербургский государственный университет 19. Петербургский Технологический институт Короленко. Технологический институт 1828. Введенская гимназия в Петербурге.
Петербургская Введенская гимназия блок. Введенская мужская гимназия. Петербургский главный педагогический институт. Ленинградский университет им Жданова.
Казанский Императорский университет 1830. Казанский Императорский университет 1804. Казанский университет 19 век. Главный педагогический институт в Петербурге 19 век.
Первый Петербургский университет 1724. Академия наук 1724 при Петре 1. Российская Академия наук при Петре 1. Санкт-Петербургский государственный университет, институт истории.
Высшие женские Бестужевские курсы. Бестужевские курсы в Петербурге 19 век. Высшие женские Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. Новобиржевой Гостиный двор Санкт Петербург.
СПБГУ 1724. Санкт-Петербургский государственный. Основание Петербургского университета. Горный институт Санкт-Петербург 19 век.
Горный институт в Петербурге 1773 год. Петербургский горный институт в 19 веке. Горный институт в Санкт-Петербурге 1901. Мраморный дворец Санкт-Петербург 18 век.
Мраморный дворец 18 века в России.
Интернет-издание "Научный корреспондент". Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.
Президент РФ также может дважды продлевать полномочия ректора на новый срок по достижении руководителем университета предельного возраста, установленного для этой должности. Устав СПбГУ утверждается правительством. Новый устав СПбГУ, воплотивший положения закона об особом статусе университета, был утвержден правительством России 31 декабря 2010 г. Согласно уставу назначаемый ректор получил решающие полномочия в принятии решений о создании реорганизации, упразднении структурных подразделений СПбГУ факультетов, кафедр и утверждении в должности их руководителей.
Университетские уставы БСЭ. Статистика В Санкт-Петербургском университете более 30 тысяч студентов, обучающихся на 24 факультетах, работают 13 тысяч сотрудников, почти 6 000 преподавателей 1500 докторов наук, почти 3 000 кандидатов наук, более 40 академиков государственных академий представителей 304 кафедр. В 2011 году 2887 абитуриентов были представлены к зачислению с 1 сентября на бюджетные места основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Ещё 1554 начали учебный год в СПбГУ в качестве студентов-магистрантов. Более половины из поступивших — иногородние.
Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю. Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока.
Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К. С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г.
Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г.
Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г. Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно.
Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов.
Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой.
И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А. Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром.
То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать.
Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И.
Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки.
В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала.
Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников.
С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения.
Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий.
С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С.
Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П.
Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г.
Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.
Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И.
Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И.
Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.
Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г.
Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год.
Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г.
Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И.
«Нам очень нравится бренд «Смольный»
- История образования. Санкт-Петербургский университет
- Смотри также
- Разделы статьи
- 300 лет СПБГУ – ВЕК АВРОРЫ
Николай Кропачев: «Каждый шестой житель Петербурга связан с СПбГУ»
Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России. старейшего и одного из крупнейших и ведущих университетов в России, одного из центров отечественной науки и культуры. 1819 г. - никогда не вызывала сомнения ни у его профессоров, ни у историков русской науки и просвещения в течение всего XIX и большей части XX века. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
2 июня ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев подписал распоряжение об увольнении доцента Института истории СПбГУ Михаила Белоусова. Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. Дата основания Университета — одна из самых дискуссионных тем в исторической науке. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. Юбилей Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) празднуют в четверг, 8 февраля, сообщает сайт вуза. Он был основан по распоряжению императора Петра I указом Сената от 8 февраля 1724 года вместе с Академией наук.