Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол. 100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит Евро.
Предыстория доминирования мужчин
- Первые шаги на пути к равенству
- Право быть Женщиной
- Права женщин — борьба слабого пола за равноправие
- Основные причины возникновения движения за права женщин
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Сторонники этого течения утверждают: независимые и самодостаточные, наиболее образованные, высокоинтеллектуальные и успешные девушки не спешат создавать семью и рожать детей, стремясь достичь высот в карьере. В итоге многие из них и вовсе отказываются от материнства - по своей воле или ввиду появляющихся с возрастом проблем со здоровьем. Как следствие, генофонд утрачивает высший интеллектуальный потенциал, а популяция уменьшается. Иное значение получает эмансипация в гражданском праве, имея много общего с древнеримским прочтением. Этим понятием именуется обретение недостигшим совершеннолетия подростком полного набора прав гражданина. В России юридический акт эмансипации возможен в отношении лиц от 16 лет, которые занимаются индивидуальной предпринимательской с родительского согласия или иной трудовой деятельностью, что оформляется решением органов опеки.
В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем, но слово «борьба» из названия праздника исчезло. Дамам стали вручать цветы и подарки, лишь бы те отвязались от мужчин со своими правами. И, надо сказать, подействовало. Удачный эксперимент открыл возможность применения обезболивания для всех рожениц. Что дальше?
Похоже, феминизм как явление исчерпал себя. Уже в 90-е годы прошлого века стали выходить книги с критикой феминизма, написанные самими феминистками. Некогда единое женское движение раскололось на множество обществ, больше похожих на секты. Вуманистки, поп-феминистки, экофеминистки, «пушистые» феминистки в смысле «легкомысленные», а не отрицающие эпиляцию , трансфеминистки и другие проповедуют свои течения и преследуют свои конкретные цели. Куда-то исчезла главная феминистка Мария Арбатова, впали в спячку женские организации. Может, это затишье перед бурей? Конституция закрепила равноправие женщин с мужчинами. В 1936-м это вновь стало незаконным.
Например, в Швейцарии всеобщее избирательное право появилось только в 60-х годах 20 века, в Португалии женщины получили избирательное право только в 80-х годах. Женщины Ближнего Востока получили право выбора самые последние. Трудовое право С давних времен женщины работают, а не живут на иждивении мужчин. Крестьянки участвовали в полевых работах, женщины в городах ходили на завод или на службу. Право работать у женщин было всегда, а вот зарплаты были значительнее ниже, а рабочий день длиннее в отличие от мужчин. В настоящее время трудовая дискриминация по половому признаку запрещена, однако по статистике экономически активные женщины зарабатывают вдвое меньше мужчин. Это объясняется тем, что женщины работают в сферах, где труд низко оплачивается. К тому же существуют профессии исключительно мужского характера, и женского. При этом у каждой женщины есть право выбрать и мужскую профессию. Например, девушка может пойти учиться и потом работать милиционером.
Борьба за равенство была продолжена в 20 веке, особенно с развитием волн женского освободительного движения. Женщины по всему миру объединились и стали сражаться за свои права сильнее и единодушнее. К 21 веку многое из того, за что боролись женщины, было достигнуто. Женщины получили право голоса, право на образование, право работать и участвовать в политике. Однако борьба за полное равенство продолжается. Женщины продолжают бороться с гендерными стереотипами, оплатой труда и другими проблемами, которые препятствуют их полной реализации в обществе. Древняя Греция — первые упоминания о борьбе за женские права. Великая французская революция — первые требования равенства и политического участия женщин. Основные этапы борьбы за равноправие 1. Их борьбе предшествовало постепенное формирование и укрепление женского самосознания, идеи равноправия и осознание необходимости изменений в обществе.
Брать отпуск по беременности и родам
- Права женщин: история борьбы за равенство
- Вы точно человек?
- Запрет на женщин-вольнослушательниц
- Арабский халифат и его распад
- Когда женщины в России впервые получили паспорта? | Аргументы и Факты
- Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
Когда женщинам дали право управлять автомобилем
Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании. права женщин в России. Правда, что в СССР у женщин были все права? Другие ПРАВА Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Проект посвящен истории развития прав и свобод женщин на протяжении времени. Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками.
Когда появились права женщин в россии
Telegram: Contact @russiauniversities | Появляются первые объединения для защиты прав женщин. |
Права женщин: история борьбы за равенство | Россия Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. |
100 лет борьбы за женские права: что изменилось
Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. 200 тысяч детей поздравили женщин.
Голосовать, учиться и носить брюки: правила жизни феминисток
Первая революция в контрацепции К XIX веку контрацепция уже была широко распространена — использовались презервативы, правда, тогда они в основном снижали риск подхватить заболевания, передающиеся половым путем. Революция пришла откуда не ждали: в 1844 году американский изобретатель Чарльз Гудьир запатентовал процесс вулканизации резины, благодаря которому из обычного сырого каучука получался эластичный и прочный материал. В 1880-х годах немецкий врач Вильгельм Менсинг описал резиновое приспособление для женской контрацепции — влагалищную диафрагму. Это был первый контрацептив, применение которого почти полностью могла контролировать женщина, а не мужчина. Диафрагма Менсинга представляла собой колпачок, купол которого прикрывал шейку матки и создавал барьер для сперматозоидов. Правда, продукт не стал популярным. Для установки диафрагмы нужно было обращаться к врачу. Это дорого обходилось, к тому же культуры посещения гинекологов тогда не было.
Проще говоря, женщины стеснялись. Как пуританам не удалось остановить прогресс Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне. Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением. Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них. Похожие тенденции наблюдались не только в США.
На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков. Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру. Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт. Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность.
Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию. Как таблетка изменила мир В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании. А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль.
Древняя Греция — первые упоминания о борьбе за женские права. Великая французская революция — первые требования равенства и политического участия женщин. Основные этапы борьбы за равноправие 1. Их борьбе предшествовало постепенное формирование и укрепление женского самосознания, идеи равноправия и осознание необходимости изменений в обществе. Одним из важных достижений этого периода стало получение женщинами права получать образование.
Это стало отправной точкой для дальнейших трансформаций и укрепления самой идеи женского равноправия. Затем Южная Австралия 1894 , Финляндия 1906 и другие страны последовали за этим примером. Это был важный шаг вперед в борьбе за равноправие, так как голос является основной формой участия в политическом процессе и определения своей судьбы. Первая мировая война 1914-1918 : Первая мировая война стала точкой перелома в борьбе за женские права. Участие женщин в военных действиях и замещение мужчин на производстве показало, что они способны выполнять те же задачи и обладают такими же качествами, как и мужчины.
Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора.
Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны.
К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу». Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью.
Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин.
В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления. Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство.
В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Борьба за полноценный доступ женщин в университеты Либеральный министр народного просвещения И.
Толстой не чинил вольнослушательницам препятствий. Он даже предложил председателю Совета министров С. Витте допустить женщин в университеты на равных с мужчинами. Но Витте идею не оценил. Он считал, что совместное обучение — «лучший способ вконец революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей». Якобы только дай им вкусить от науки, то они посчитают себя «развитыми» и «врагами всякой рутины и отсталости».
Никакие доводы Толстого не переубедили председателя царского кабинета министров. Баталии по женскому вопросу велись и в только созданной Государственной думе. Демократические члены призывали отменить вообще все ограничения женщин в правах, не только в части образования. Всего за это выступили 111 депутатов самых разных фракций. Противников эмансипации женщин среди депутатов думы тоже хватало, причём представляли они также самые разные политические силы: от правых октябристов до левых кадетов и демократов. Новый университетский устав, по которому студентами и вольнослушателями могли становиться женщины, так и не был принят Советом министров.
Новые запреты и борьба за возможность закончить курс В 1908 году министром просвещения стал А. Шварц — представитель консервативных взглядов. При нём право женщин на поступление в вольнослушательницы, как и многие другие демократические завоевания первой русской революции, снова отменили. Приём вольнослушательниц в университеты был запрещён специальным циркуляром. Уже принятым позволили дослушать курс, но преподавателям предписывалось заниматься с вольнослушательницами только в свободное от «основных» занятий время. То есть девушек не хотели допускать на лекции вместе с «полноценными» студентами.
Это ставило вольнослушательниц в очень уязвимое положение. Например, консервативно настроенные профессора просто отказывались проводить с ними дополнительные занятия. Женщины стали бомбардировать правительство и членов Государственной думы письмами. В том числе подали петицию на имя П. И всё это, чтобы после двух лет добросовестной работы наравне со студентами, после того как уже первое знакомство с наукой было сделано, когда уже усилился интерес к ней, нас лишали возможности продолжать изучение этой науки! В Томском университете совет преподавателей и вовсе пошёл на демарш.
Он принял решение допускать вольнослушательниц к обычным занятиям, ссылаясь на нехватку времени у преподавателей для дополнительных занятий. Читайте также: Какие правила обязаны были соблюдать студенты Российской империи и кто их контролировал В итоге специальным повелением Николая II действующим вольнослушательницам позволили закончить обучение на равных с мужчинами. Тем не менее число вольнослушательниц всё равно сократилось больше чем на половину: их осталось меньше тысячи. Большинство отсеяли за якобы недостаточный образовательный уровень. Перевестись в другой университет они при этом уже не могли: это запретил своим распоряжением лично Столыпин, а Николай II согласился с его мнением. Дело в том, что по поводу уже учащихся вольнослушательниц была проведена проверка.
Специально созданная комиссия пришла к выводу, что вузы принимали девушек «на весьма облегчённых условиях». Якобы плохо проверяли их знания они измерялись возможностью сдать экзамены за курс классической мужской гимназии и политическую благонадёжность. Не обошлось и без антисемитизма — в отчёте указывалось, что среди вольнослушательниц оказалось «слишком много» евреек. Около тысячи девушек смогли продолжить учёбу. В 1915 году, поскольку из-за Первой мировой войны места на некоторых факультетах университетов пустовали, на них стали принимать женщин: на медицинский и физико-математический в Казани, медицинский в Саратове, медицинский и юридический в Томске. В целом же, в начале XX века лишь медицинская сфера давала женщинам Российской империи возможность получить полноценное высшее образование.
Это было частное учебное заведение, созданное на средства мецената А. За разрешение на его открытие основателям тоже пришлось долго бороться, ведь концепция университета была совершенно «космической» для того времени: для поступления не требовалось документов о предыдущем образовании, не было ограничений ни по полу, ни по социальному и имущественному цензам, ни по вероисповеданию. Плата была весьма умеренной — Шанявским двигала идея просвещения, а не обогащения. К сожалению, этот университет, конечно, не мог выдавать государственные дипломы. В итоге женский вопрос в образовании решился только после революции 1917 года. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола.
С момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свободные вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях». А в августе того же года Ленин подписал декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения», согласно которому каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, могло вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения. Правда, одновременно отменялось и требование какого-либо базового уровня образования для поступления запрещалось требовать аттестат или свидетельство об окончании средней школы , но это уже другая история. Основные источники:.
Недавно появились мнения о том, что, помимо таких отрицательных последствий, как снижение продолжительности жизни, женский алкоголизм и рост числа разводов, эмансипация женщин приводит к постепенному ухудшению генотипа человечества и сокращению числа населения. Сторонники этого течения утверждают: независимые и самодостаточные, наиболее образованные, высокоинтеллектуальные и успешные девушки не спешат создавать семью и рожать детей, стремясь достичь высот в карьере. В итоге многие из них и вовсе отказываются от материнства - по своей воле или ввиду появляющихся с возрастом проблем со здоровьем. Как следствие, генофонд утрачивает высший интеллектуальный потенциал, а популяция уменьшается. Иное значение получает эмансипация в гражданском праве, имея много общего с древнеримским прочтением.
Этим понятием именуется обретение недостигшим совершеннолетия подростком полного набора прав гражданина.
История женского образования в России
Под контролем: как женщины вступили в борьбу за свое право на контрацепцию и здоровье — Нож | Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. |
Юридические права женщин в истории | Россия Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. |
Когда у женщин появились права в России
Марлен Дитрих обожала брюки. Из соображений безопасности широкие юбки в цеху были запрещены, так что женщины с удовольствием переоделись в бриджи и комбинезоны. Но настоящей революцией стали брючные костюмы, в которые облачилась Коко Шанель. Интересно, что во Франции закон, запрещающий женщинам носить брюки, был официально отменен лишь в 2013 году. Работать, получать деньги и выходить замуж Долгое время женщинам вообще запрещалось работать, после профессии стали делить на женские и мужские.
При этом считалось, что женщины некоторых профессий не могут выходить замуж. Например, в Швейцарии вплоть до 1965 года женщинам было запрещено выходить замуж! А жительницы ФРГ до 1977 по закону обязаны были спросить у мужа разрешения, прежде чем выходить на работу. Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию.
Она оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях. Заниматься спортом Первые современные Олимпийские игры в Афинах в 1896 году были закрыты для женщин. Их организатор Пьер де Кубертен счел, что участие дам было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным».
Тогда самым популярным считался университет Цюриха, где еще с 1840 года пускали девушек на лекции. Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин. Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола. Высшие женские курсы Бестужева Осенью 1878 года в Александровской женской гимназии были открыты первые Высшие женские курсы, директором которых стал русский историк и политик Константин Николаевич Бестужев-Рюмин.
В честь него эти курсы и стали называть бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками. Что интересно, на протяжении четырех лет директор вообще не получал зарплаты. Изначально курсы были поделены на несколько отделений, которые со временем собрали в историко-филологический и физико-математический факультеты. А уже в 1906 году к ним добавили еще и юридический факультет. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин - один из самых популярных российских историков XIX века, который возглавил первые Высшие женские курсы Управлял Бестужевскими курсами специальный Комитет Высших женских курсов, а занятия проводили различные ученые, среди которых даже был выдающийся Д. Помимо всего этого появилось Общество для доставления средств Высшим женским курсам, участники которого также не получали заработной платы. Его исполнительным органом стал Комитет из двенадцати человек, среди которых была известная первая женщина-математик С. А на пост распорядителя выбрали Н. Стасову, известную как борец за права женщин. С начала 1880-х годов курсам, как частному учебному заведению, начали выдавать три тысячи рублей ежегодно от Городской думы Петербурга, но это было ничтожно мало в сравнении с расходами - около ста тысяч.
Чтобы изыскать необходимые средства, комитет собирал членские взносы и пожертвования, а также организовывал различные акции, платные лекции выдающихся профессоров и концерты с популярными певцами.
Декларация прав женщины важна, потому что она привлекла внимание к ряду феминистских проблем, которые в совокупности отражали и влияли на цели многих активистов Французской революции. Содержание 1.
Постановление отменили только в 1886 году через 13 лет , и тогда в вузы Швейцарии вновь потянулись абитуриентки из России. Во время Первой русской революции 1905—1907 годы у многих женщин, обучавшихся за рубежом, затеплилась надежда на то, что закончить образование можно будет на Родине. Они стали подавать об этом высочайшие прошения. Я студентка Бернского университета четвёртого курса. Мне стыдно и больно уехать теперь из свободного отечества учиться в чужую страну, средств тоже нет. Из телеграммы российской студентки на имя императора.
Социально-историческая судьба Ответ на такие обращения был один: «Объяснить, что закон не допускает женщин в университет». В результате многие из женщин, получивших образование в Европе, в Россию так и не вернулись. Софья Ковалевская, например, занималась наукой и преподавала за границей. Уведомление ректора Московского университета от 6 февраля 1906 года о высочайшем соизволении Лидии Бубновой сдать экзамены в юридической испытательной комиссии Московского университета. Лидия Бубнова окончила юридический факультет в Париже и успешно сдала экзамены в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Университет «лайт» для девочек: высшие женские курсы С конца шестидесятых годов стали появляться курсы как альтернатива недоступным университетам и уступка многочисленным просьбам женских обществ.
Первыми появились Лубянские курсы в Москве 1869 , Аларчинские 1869—1872 и Владимирские 1872—1877 в Петербурге. Посещать их могли как мужчины, так и женщины, а программа была ближе к средним учебным заведениям. Из чисто женских самыми известными были московские курсы профессора В. Герье открыты в 1872 году и Высшие женские курсы в Петербурге 1878 , больше известные как Бестужевские. В 1876 году правительство дозволило открыть курсы и в других университетских городах: они появились в Казани и Киеве. Даже на эти заведения тоже почти сразу стали нападать противники женского образования, в том числе из числа чиновников.
Например, во всеподданнейшем докладе императору говорилось, что курсы Герье «не имеют законченного характера и потому, при всей пользе, едва ли достигают своей цели». Само учреждение к тому моменту проработало меньше года. Примерно такую же оценку чиновники просвещения дали ещё не открытым Бестужевским курсам. Курсы считались частными учебными заведениями, а их окончание, по сути, не давало никаких прав. Выпускницы не получали дипломов и специализации и фактически учились, что называется, «для себя». Учёба была платной и стоила от 50 до 150 рублей за полугодие.
Зачастую девушки отдавали последние деньги и жили впроголодь. У многих слушательниц нет ни тёплого платья, ни крепкой обуви, о том, чтобы покупать себе необходимые книги, нечего и думать, и вот начинаются лихорадочные поиски заработка. В газетах появляются объявления о слушательницах, дающих уроки, о переводчицах, корректоршах, счётчицах… Чуть открывается какая-нибудь возможность заработать хоть несколько рублей, не бросая курсов, слушательницы спешат ею воспользоваться. Многие слушательницы, работая по 12—14 часов в сутки утром — на курсах, вечером — на каких-либо заработках , устраивают себе более сносное существование, но есть и такие, которые, несмотря на все старания, не могут получить никакой работы». Из записки «Общества для доставления средств высшим женским курсам». История русской культуры: XIX век Сами курсы существовали полностью на общественные средства: плату за учёбу, ведомственные например, от городских дум и частные пожертвования.
А потому материальное положение этих учебных заведений нередко было не лучше, чем у курсисток. Преподаватели часто работали бесплатно, а иногда и сами жертвовали средства курсам. Не хватало помещений, оборудования, мебели, не говоря уж о книгах и учебных пособиях. Бывало, например, что курсистки конспектировали лекции, стоя на коленях перед стульями. Были курсы, которые и вовсе арендовали здание ночного клуба, где по утрам воспитанницам приходилось убирать следы ночного кутежа перед занятиями. Бестужевские курсы, Санкт-Петербург, 1890-е гг.
Фото: «Альбом ВЖК. Например, химию на Аларчинских курсах читал Д. Менделеев, а историю на Владимирских и Лубянских — Т. Грановский и В. На курсах Герье преподавали профессора Московского университета, а на Бестужевских — Петербургского. Хотя курсы и так бились за выживание, власти вскоре стали препятствовать их работе.
Создавать подобные учебные заведения в других городах, например в Одессе, Варшаве и Харькове, министр народного просвещения Д. Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений.
Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года.
Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы. После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г.
Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е.
Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету.
Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме.
О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
- Онлайн-курсы
- Юридические права женщин в истории
- Страна разумного феминизма: как Россия первой защитила права женщин
- Дама может: на что получили право женщины за последние 100 лет
- Когда у женщин в России появились права?
- Дама может: на что получили право женщины за последние 100 лет | РБК Стиль
Ученые: у кого больше прав по закону - у мужчин или у женщин
Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. Мужское / Женское на канале «Первый канал» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:05, длительностью 00:41:26 на видеохостинге RUTUBE.
Краткая история феминизма
Поэтому с каждым годом девушки осваивают все больше профессий, в которых их раньше не было, отметила Киркора. На государственном уровне [боролись] за избирательные права, чтобы у женщины были права на труд. Но сейчас, на мой взгляд, каждая женщина в нашей стране считает самым важным право быть самореализованной, возможность быть услышанной и, самое главное, быть любимой», — подытожила зампред Совета по правам человека. Веками русские женщины боролись за возможности, счастье и успех, они вдохновляли тех же американок, которые тоже отстаивали свою свободу. Современные жительницы России сохранили кроткий, но сильный нрав своих предков, и до сих пор вызывают восхищение у соотечественников и у иностранцев. Актеры, певцы, поэты и другие зарубежные деятели культуры адресовали множество приятных слов россиянкам. Их считают самыми красивыми женщинами в мире. Мужчинам нравится, что русские женщины хорошо образованы и тянутся к новым знаниям. При этом они не забывают о важности семьи: девушки заботливо ухаживают за детьми, мужем и в любой момент готовы помочь им словом или делом.
В то же время россиянкам важно заниматься чем-то помимо хозяйства: они рукодельничают, ходят на работу или придумывают себе интересное хобби. Поэтому мужчинам приятно, что у их спутниц богатый внутренний мир. Еще они ценят в наших девушках женственность, умение красиво одеваться и ухаживать за собой. Русские женщины внимательно относятся к окружающим, они отзывчивы и заботливы. Эти качества присущи и представительницам прекрасного пола, решившим направить весь потенциал на карьеру. Например, спикер Совфеда Валентина Матвеенко, которая всегда выступала за права женщин, поздравила президента России Владимира Путина с 23 Февраля, подарив ему перчатки. Этот жест показал ее внимательность: в один из морозных дней Матвиенко увидела стоящего на улице президента и пообещала ему перчатки. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России".
Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях. Более того, целый ряд привычных сейчас узлов придуман женщинами: к примеру, первые дворники резиновый валик с ручным приводом запатентовала американка Мэри Андерсон, а первые дворники с электроприводом — ее соотечественница Шарлотта Бриджвуд в тот же год, кстати, когда еще одна американка спроектировала самый первый глушитель.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи. Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, так как русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини. Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков» Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники.
Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном. Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института.
Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь. По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками , пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами. Первый выпуск состоялся в 1802 году. Мария Фёдоровна лично следила за устройством дальнейшей жизни каждой институтки. В 1828г. После её смерти покровителем института был Николай I, такой чести не удостаивалось ни одно учебное заведение России. В институт принимались девочки от 10 до 12 лет - исключительно дочери священников, купцов, ремесленников, дети мещан и канцелярских служителей, то есть дети среднего сословия.
Предпочтение при поступлении отдавалось девочкам-сиротам. Учебное заведение ставило себе целью «сделать из них честных и добродетельных женщин, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, а в случае нужды, надежных и исправных прислужниц, искусных во всяких рукоделиях». Институт готовил, прежде всего, воспитательниц и учительниц, которых в то время крайне не хватало. Ряд учебных предметов преподавались на иностранных языках. Императрица лично знала всех воспитанниц, десятерых из которых она всегда назначала своими пансионерками, то есть сама платила за их обучение. Она уделяла большое внимание здоровью «мариинок», некоторых во время каникул вывозили в Гатчину или Павловск на отдых. В институте был свой Устав, разработанный Г.
Как и в других закрытых учреждениях, распорядок дня здесь был строгим. Вставали в «мариинке» в 6 утра, после молитвы шли завтракать, обычно пили чай с хлебом. Потом два часа уроков и рукоделие, а в 12 часов — обед, после которого до 2-х часов длился отдых. Затем возобновлялись занятия и продолжались до 5 часов. В 8 вечера — ужин, в 10 часов институтки отправлялись спать. Платья «мариинок» были кофейного цвета, а пансионерки носили голубые. Телесные наказания считались нежелательными, но иногда допускались, хотя классные дамы старались воспитывать учениц, прежде всего словом и внушением.
Смольный институт благородных девиц Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В этом обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы. Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением. Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение! Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно.
Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести. Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет.
Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали. Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» parfaite франц. Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике. За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.
В июле решение о предоставлении женщинам избирательных прав было ратифицировано. Так российские женщины смогли добиться избирательного права одними из первых в мире. В США женщины были уравнены с мужчинами в избирательных правах в 1920 году, в Великобритании — в 1928 году, во Франции — в 1944-м. Февральская революция открыла путь к возникновению новых политических структур, в которых женщины также играли активную роль. Женщины у власти Известные активистки, такие как Александра Коллонтай и Мария Спиридонова , были значимыми фигурами в организации и координации протестных действий, а затем вошли в состав разных фракций Учредительного собрания и новых партий большевики — Коллонтай , левые эсеры — Спиридонова. На выборах в Учредительное собрание женщины могли не только голосовать, но и баллотироваться. В июне 1917-го женщины также получили право вести адвокатскую практику и входить в состав коллегий присяжных заседателей.