Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях.
Рождество Христово: праздник надежды
Царь Ирод Великий, при котором, согласно Матфею, родился Христос, умер в 4 году до н. э. Выходит, если Иисус существовал, то он появился на свет до Рождества Христова. Рождество Христово – второй по значимости после Пасхи праздник в православной церкви (католики и большинство протестантов признают Рождество главным праздником). История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах.
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Как праздновали Рождество в старину | Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. |
Рождество Христово: даты, история, традиции | И именно в этот день начинается празднование Рождества Христова, когда в небе начинает сиять яркая и величественная вифлиемская звезда. |
Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами | 7 января Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Рождество Христово. |
Рождество Христово: когда отмечают, история и традиции праздника
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено во второй половине IV века. В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего. великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей!
Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов. Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота.
И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету!
Еще одна традиция — одаривать близких. Обычай дарить подарки в этот зимний праздник имеет точное летоисчисление — со времен волхвов, которые преподнесли младенцу Иисусу, родившемуся в Вифлееме, ладан, золото и мирру. А вот от домашних дел стоит отказаться. Стирку, уборку, глажку лучше выполнить до Рождества — светлого и чистого праздника.
Единственное исключение — это подготовка к трапезе. В светлый праздник лучше избегать ссор и разногласий. Переборите это желание, даже если вы чувствуете, что правы. Будьте терпимее к своим близким. Иначе хорошие отношения можно в один день испортить на всю жизнь.
Все эти годы, как и в предстоящем 2023-м, эта дата остается единственной, когда вся страна отмечает Рождество Христово. Таким образом, разница в датах объясняется исключительно разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари.
Как и называть 25 декабря католическим Рождеством. Вместе с нами его готовятся отметить в январе еще три из пятнадцати православных церквей — Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них 7 января Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также католики восточного обряда и часть протестантов. Также и среди православных граждан есть те, кто считает главной датой 25 декабря, как и католики. Это прихожане одиннадцати из пятнадцати православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. К ним присоединились и протестанты, живущие по григорианскому календарю. Нам проще рассуждать о праздновании в 2023 году и обозначать Рождество как православное и католическое, а по сути речь идет лишь о расхождении дат.
В целом это один из самых значимых праздников для христианской культуры. Соблюдая его, многие начинают готовиться к Рождеству задолго до его наступления в 2023 году. Пост чаще называют Рождественским. Второе название — Филиппов — обусловлено тем, его начало приходится на день памяти святого апостола Филиппа. В это время важно не только воздерживаться от определенной пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это период молитв, покаяния, добрых поступков и слов, чтобы встречать Рождество Христово в 2023 году с чистым сердцем и душой.
Едят блюдо после вечернего богослужения. В этот день в храмах совершается литургия святого Василия Великого. Поют песнопения Рождества Христова, так будет и в 2023 году.
История праздника Римской империей, в которую также входила Палестина, в то время правил император Август. Властитель приказал провести всенародную перепись населения.
По этой причине Мария и ее супруг Иосиф, принадлежавший к роду Давида, были вынуждены отправиться в Вифлеем, дабы внести и свои имена в список подданных. В заветную ночь в городе не осталось ни одного свободного места для ночлега, поэтому супругам пришлось остановиться на отдых в пещере, где жил скот. Именно там у Марии начались роды и явился на землю Иисус. Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии.
Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря.
Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6].
Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества.
Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф.
В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины.
Мат ь устроила колыбель младенцу в кормушке для животных. Пастухи, которые сторожили стадо, получили весть о рождении Мессии.
Они увидели ангела, который велел им не бояться, а радоваться, так как в мир явился Спаситель: они найдут его в яслях. Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока.
Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду.
Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу. Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой.
Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января.
Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой.
Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду. К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею.
А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах». Рождественские традиции Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах.
За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа. В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения.
Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений.
Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.
Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян.
Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию».
Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату.
Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках.
Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов.
Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января.
Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года. Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи.
На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников.
Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии.
Рождество - традиции и история праздника
Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению сына божьего Иисуса Христа.