Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию.
Сатира как вид искусства: определение и характеристика
Определение этого термина можно сформулировать так: это резкое и яркое обличение различных явлений с помощью комических художественных средств. Страшна Фонвизина рука! Пушкин Д. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Царский двор встретил пьесу враждебно. Только через год ее поставили на сцене. Фонвизин считал, что успехом комедии он обязан образу Стародума, которого играл крупнейший русский актер Дмитриевский. Как писали газеты тех дней, по окончании спектакля кто-то из зрителей бросил актеру кошелек, набитый золотом и серебром.
По мнению писателя, само по себе образование не превращает ребенка в человека. Комедия вскрывает условия воспитания, которые с детства уродуют, убивают душу. Матушка довольна. Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер. Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы. Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный.
Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья. По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого.
Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными. Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах. Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками.
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы.
Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню. Человек, входящий в сферу сатирического мироосмысления, осмеивает прежде всего современное зло, или же такую «ненормальность» прошлого, которая имеет актуальное значение и сейчас. Причем изобличаются не только наиболее существенные пороки действительности, но в не меньшей мере и "мелочи жизни", мешающие людям нормально существовать. В этих словах Салтыкова-Щедрина определен главный принцип сатирического мировидения: сатирик видит в окружающей жизни что-то такое, что никак не укладывается в рамки его представления о том, какой должна быть жизнь. У него необычайно обострено ощущение идеальной нормы бытия. По словам Гегеля, сатира в литературе резкими красками «живописует противоречие действительного мира тому, чем должен был бы быть добродетельный человек» Эстетика.
Но хотя представление о «добродетельном человеке» у каждого автора вполне индивидуально, да и сам идеал жизни в разных культурно-исторических условиях различен, остается общий для разных эпох смысл его — это идеал естественной, «неиспорченной» жизни. Он становится понятен в сатирическом произведении «от обратного», по противоположности тому, что автор показывает. Так, когда Гоголь в «Мертвых душах» изображает существование людей, которые «даром бременят землю», ясно, что его представления о «правильной» жизни противоположны изображаемому. Идеал сатирика чаще всего присутствует в тексте лишь потенциально, как мечта о таком мироустройстве, где царит гармония и упорядоченность бытия. Он не излагается в подробностях, так как позитивный план бытия требует обоснованных доказательств, а сатира принципиально не доказывает, а только указывает, не объясняет, что зло есть зло, а демонстрирует это зло. Сатирическая аргументация, хотя и имитирует иногда логические доказательства так делал, например, Буало в своих стихотворных сатирах , но оперирует не ими, а «наглядными» примерами.
Поэтому в сатирических произведениях широко используется монтаж.
Саркастические шутки и пародии сделали важный вклад в современную культуру и часто становятся популярными мемами и шутками в интернете. Они способствуют расслаблению и внесению позитива в нашу жизнь. Тем не менее, следует отметить, что сатира не всегда воспринимается позитивно и не всегда приводит к желаемым результатам. Иронический и саркастический подход может вызывать споры, делить общество на сторонников и противников, агрессивные реакции и негативные эмоции. Неконтролируемая сатира может привести к оскорблениям и жестокости.
Таким образом, сатирические произведения являются важной частью литературы и искусства. Они помогают нам рассматривать общество с другой стороны, поднимать проблемы и вызвать размышления.
Саркастические шутки и пародии сделали важный вклад в современную культуру и часто становятся популярными мемами и шутками в интернете. Они способствуют расслаблению и внесению позитива в нашу жизнь. Тем не менее, следует отметить, что сатира не всегда воспринимается позитивно и не всегда приводит к желаемым результатам. Иронический и саркастический подход может вызывать споры, делить общество на сторонников и противников, агрессивные реакции и негативные эмоции. Неконтролируемая сатира может привести к оскорблениям и жестокости.
Таким образом, сатирические произведения являются важной частью литературы и искусства. Они помогают нам рассматривать общество с другой стороны, поднимать проблемы и вызвать размышления.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. Что еще более важно, сатирическое произведение обладает способностью разоблачать глупости и пороки в обществе, развлекая аудиторию. По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, который смешивает в себе юмор, иронию и социальную критику. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру.
Сатирическое отношение. Что такое сатира в литературе: определение, черты, примеры
В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь.
Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в.
Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды.
Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена.
Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т.
В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом. Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т.
У «голенького», по каким бы причинам он не обнищал, — «земля пуста и травою поросла», «дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы право божимся, что и сами не етчи ложимся»; его одолели «нагота и босота», одежда его — «балахонишко в полденьги», «лаптишки», «платье худое, и то чужое», «феризи рогоженные», «завязки мочалные», и т. Так сатира XVII в. Сатира распространила это изображение «стражущих тружающихся» и на различные слои трудового населения города-посада. И и этом отпошении сатира XVII в. Внутренний мир героев раскрывается в сатире в речевых характеристиках. Как уже отмечено выше, авторы сатир очень мало вмешиваются в рассказ. Не только мысли и настроения действующих лиц, но и самые события выясняются из собственных речей героев. Монолог или диалог своим содержанием и интонацией определяет и облик самого героя, и его отношение к окружающим, и авторскую оценку всего изображаемого.
Забыв об обещанном прощении грехов, лисица уже не скрывает настоящих своих намерений: «А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». Так автор наглядным образом представляет лицемерие, корыстолюбие духовенства. В монологе «голого» гневные интонации, когда он вспоминает о разорившем его «богатом мужике» и грозит тому «бедой», «дубиной», сменяются горько-ироническими размышлениями над своим безвыходным положением, и не случайно именно в этой части монолог полон народных пословиц о бедняке, грустно иронизирующем над своей судьбой. На частой смене интонаций, а соответственно и лексики, строится речь в «Службе кабаку», то вкладываемая в уста пьяницы, то ведущаяся от лица самого автора: гнев, презрение, сожаление, горькая ирония чередуются в этих речах, направленных к одной цели — осудить всеми средствами «шалной кабак», несущий народу «обнажение велие». Гротеск и преувеличение, проникающие в речи героев, лишь помогают острее выразить замысел, подчеркнуть самое характерное в нем. Вот почему калязинские монахи, в образе которых автор хотел осудить прежде всего распущенность нравов в монастырском быту, гротескно изображают именно строгую жизнь по монастырскому уставу, а описанию своей веселой пьяной жизни придают идиллическую окраску. Преувеличение есть в обоих картинах, но его тональность разная. Однако и за той и за другой картиной чувствуется ироническая оценка самого автора, который, осуждая нарушителей монастырского устава, не слишком, видимо, почтительно относился к нему и сам.
Закономерно для времени возникновения старших русских сатир то, что, осуждая определенные явления общественной жизни, они еще не могут подсказать своим героям путей выхода из их тяжелого положения. Ни обнищавший через кабак пьяница, которого клянет голодающая семья, ни обездоленный богачами «голый», ни бедняк, идущий к судье Шемяке, не знают, чем помочь себе. Стихийные выступления трудового народа против феодально-крепостнического строя в XVII в. Поэтому понятно, что и в литературе осуждение отрицательпых сторон жизни не сопровождалось еще четким осознанием того, каким путем устранить эти отрицательные явления, в чем подлинные причины страданий угнетенных масс. В господствующей в стиле сатирических произведений общенародной языковой основе отчетливо выделяются отобранные с разными идейно-художественными целями, выполняющие разные функции слова, фразеологические сочетания и синтаксические конструкции — то официально-делового документального стиля, когда, например, воспроизводится внешняя форма судебного процесса «Судное дело Леща с Ершом», «Повесть о Шемякином суде» или челобитной «Калязинская челобитная» ; то стиля церковной службы или религиозно-дидактических жанров «Служба кабаку», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о попе Саве», «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о бражнике» ; то эпистолярного стиля, в виде традиционных формул разного типа «посланий», закрепленных в «формулярниках», «письмовниках» «Послание дворительное» ; то учебно-дидактической «Азбука о голом» или естественнонаучной «Лечебник на иноземцев» формы изложения; то стиля закрепленных обычаем бытовых договорных «документов» «Роспись приданого». Выразительные средства общенародного языка широко входят в стиль сатирических произведений также в том виде, какой они приобрели к XVII в. Используя элементы той или иной системы словесного выражения, сатира XVII в. Фразеология челобитной, вложенная в уста пьянствующих монахов, подчеркивает комизм положения жалобщиков; в «Послании дворительном недругу» элементы эпистолярной фразеологии подчеркивают оценку адресата, противоположную той, какую давали «послания любительные другу» в «формулярниках» , и т.
Обилие эпитетов, в большей части метафорических, которыми в «Службе кабаку» наделяется кабак, славянизированный облик самой фонетики и морфологии языка постоянна напоминают о контрастирующем сопоставлении пьяницы и мученика, усиливая тем самым сатирическую остроту произведения. Фразеология церковного акафиста, перенесенная в перечень проступков попа Савы, своим несоответствием теме подчеркивает насмешку над провинившимся и сидящим «на цепи» «в патриаршей хлебне» попом: начальные «радуйся», осудительные эпитеты, в противоположность акафисту-прославлению напоминающие не о заслугах, а о предосудительном поведении «шелного», «дурного», «глупого» попа, выполняют здесь далекую от церковной формы функцию. Но сатира умеет применять разнообразные системы словесного выражения не только для создания контрастирующего эффекта комических положений. Эти системы выполняют в ней и свое прямое назначение. Так, например, в «Повести о куре и лисице» славянизированная речь, уснащенная церковной фразеологией, характеризует «преподобную матерь лисицу», когда она, в первой части рассказа, является под видом благочестивой, смиренной «исповедницы». Но эта речь резко сменяется выразительным живым языком, пересыпанным пословицами и поговорками, как только маска становится ненужной и лиса предстает в своем подлинном облике жадного, хитрого зверя. Смена словесных систем вытекает из сатирического замысла образа. Так и в «Повести о бражнике» сама необычная обстановка, в какой развивается действие у «врат божьих» , побуждает автора придать рассказу некоторый налет торжественности, и в его языке появляются книжные формы «хощу», «врата», «бысть», «глас» и т.
Однако весь строй рассказа в виде коротких предложений, насыщение диалога интонациями разговорной речи «Ты, господине, кто? Любо ты, господине, слово свое из еуангелия вырежешь или руки своея из еуангелия отпишися», «И яз от врат не отиду», и т. Это преобладание стихии живого языка, притом с интонациями живого диалога, соответствует цели рассказа — снизить мнимую недосягаемость церковных авторитетов, поставить их рядом с простым бражником. Самые существенные стороны содержания сатиры раскрываются иногда постоянным повторением одних и тех же или равнозначных им выражений. Так, например, основные мотивы «Службы кабаку» влекут за собой насыщение всего произведения соответствующей лексикой. Главное зло кабака, в изображении автора, в том, что он обирает людей «до нага». Эта тема определяет повторяющуюся на протяжении всей «службы» лексику: «нагота», «до нага», «наг», «гол», «голый», «обнажение велие», «на ризы пропивание», «ни едины я ризы в дому оставити», «босота», «дом потешен голодом из на вешан», «дом пустеет», «глад и наготу», «голое сиротство», «несытая утроба», «до нага пропитися». Подобными напоминаниями о судьбе посетителей кабака автор смело раскрывает сущность этого предприятия феодально-крепостнического государства.
Второй мотив — кабак учит воровать — также отражен идущей через весь текст лексикой: «облупити», «поминают сына на воровстве», «вора смиряти», «на воровстве уловлен», «скончавшуся ему от воровства», «насилством отнимати», «у пьяных мошны холостит», «все вычистили», «безмерное воровство», «бражника вором назовут крепким», «изучился красти», «не токмо покинулся воровати, но и сущих с ним научая красти и разбивати», «ограбим», «грабим», «век около корчмы воры держатца», «воры неподобные, великие, головные», «поворуем»; «житие» пьяниц описывает, как они «обидяще чюжие дома привирающе, дабы нечто украсти», и т. Наконец, третий мотив, как бы заканчивающий описание вреда, наносимого кабацким пьянством, — мотив наказания пропойц — выражается также частыми повторениями описаний этих наказаний: вот пьяниц «бьют по хребту», они «наги по торгу биени будут», на них «бесчестие правят»; люди «бити» вора «сотвориша», он «прутье терпит», в «тюрму вселился еси и тамо мзду трудов своих прием, ожерелье в три молоты стегано и перстен бурмитской на обе руки, и нозе свои во кладе утверди», — грустно иронизирует автор. Кабак дает «жалованье» «по всему хребту плети»: «Иным даеш ожерелья нашего в три молоты сажено, а иному даеш зарукавья железные, а крылошан и старцев жалуеш темною темницею и кормиш их с похмелья сущьем с гряд или их даришь осетриною вязовою по всему хребту». Воры-пьяницы, как иронически замечает автор, сами молят «бити их кнутьем и в тюрму сажати их», они сами знают, что за воровство «кнутьем по торгу увяземся и оттуде и в тюрму», и т. Обилие бытовых деталей обстановки, в которой живут выведенные в сатирических произведениях XVII в. Но для изображения жизни обездоленных в условиях феодально-крепостнического строя героев в сатире используется и грустно-ироническая фразеология народнопоэтических описаний судьбы бедняка. Из богатого источника народной поэзии происходит меткость определений, афористичность языка, ритмичность стиля сатиры. Обращает на себя внимание то, что в языке многих сатир XVII в.
Безусловно в XVII в. Такое обогащение общенародного языка элементами разных по времени и по происхождению стилевых систем открывало сатире возможность строить речевые характеристики, подчеркивать самую сущность сатирического замысла. Отдельные элементы сатирического стиля XVII в. Именно это сочетание и создало тот своеобразный сатирический стиль XVII в. В процессе создания этого стиля, как и других стилистических разновидностей языка формировавшейся в XVII в. Этот отбор, это смелое привлечение самых разнообразных языковых средств для создания нового вида художественной литературы характеризуют сатиру XVII в. Элементы сатиры в прогрессивных памятниках древнерусской литературы, начиная со старшей летописи, органически связаны с «сатирической стихией» народной поэзии. Литературную сатиру в ее ведущем направлении сближают с антикрепостнической народной сатирой их общая идейная направленность, четкий классовый смысл, отсутствие отвлеченной морализации.
Демократические тенденции литературной сатиры, которая создавалась в среде, еще не оторвавшейся от богатого наследия устной поэзии, были важнейшей причиной того, что самый художественный метод сатириков XVII в. Гротеск, преувеличение, пародирование, разнообразные оттенки иронии служат для создания сатирических характеристик в литературной сатире так же, как и в народной. Антифеодальная по своей направленности, демократическая сатира XVII в. Мы имели возможность убедиться в том, что сатира XVII в. Например, неизвестный автор «из бедных дворян» обличает костромских администраторов времени Отечественной войны 1812 г. В этой традиционной рамке рисуется неприкрашенная патриотическими декларациями действительность, изображаются костромские администраторы, безответственно распоряжающиеся жизнью и имуществом своих подчиненных. Популярности этого вида пародий способствовала среда воспитанников духовных школ, которые в массе особенно отличались «образцовым индифферентизмом в деле веры» Белинский.
Честертон , Я. Гашек , Дж. Оруэлл , К. Чапек , О. Хаксли , Б. Брехт , К. Воннегут , Г. В русской литературе сатира отчётливо оформилась в сатирической повести конца 16 в. Кантемира , А. Сумарокова , Д. Фонвизина , Н. Новикова , А.
Среди сатириков именно Ювенал ок. Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе. Общепризнанный законодатель литературных правил Буало 1636—1711 в своем теоретическом трактате в стихах «Поэтическое искусство» пишет, что жанр сатиры нужнее обществу, чем ода. Так мы утверждаемся в мысли, что в литературе существует жанр сатиры. Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров — это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Те, на кого была направлена критика, содержащаяся в сатирическом произведении, обычно реагировали очень активно, а иногда и забавно. Так, В. Тредиаковский заканчивает свой стихотворный ответ критику словами: Когда, по-твоему, сова и скот уж я, То сам ты нетопырь и подлинно свинья! Но часто сатира вызывала очень жесткую и даже жестокую реакцию.
Тредиаковский заканчивает свой стихотворный ответ критику словами: Когда, по-твоему, сова и скот уж я, То сам ты нетопырь и подлинно свинья! Но часто сатира вызывала очень жесткую и даже жестокую реакцию. Так, Екатерина II полемизировала с обличителями власти на страницах журналов и в собственных комедиях. Но она же отвечала на строки обличения репрессиями: Н. Новиков и А. Радищев были арестованы и сурово наказаны. Как же оценивали сатиру и ее возможные виды современники Пушкина? Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» утверждал: «Насмешка сильнее всех философских убеждений опровергает упорный предрассудок и действует на порок: осмеянное становится в глазах наших низким». Через несколько лет в «Словаре древней и новой поэзии» указывалось, что «форма сатиры сама по себе не заслуживает большого внимания, — иногда бывает она эпическою, иногда драматическою, иногда имеет название речи, эпистолы и пр.
История русского юмора: оружием сатиры
Потому что все эти люди страдают психическим расстройством - графоманией. Графомания - это патологическое стремление к многописательству и продвижению своего "творчества" в массовую культуру. Люди, страдающие графоманией, при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей, пишут в огромном количестве бессмысленные и банальные по содержанию тексты, которые с упорством маньяков продвигают на различных литературных порталах, участвуя в рейтингах и всевозможных дискуссиях, потому что жить без этого просто не могут. Графомания часто встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гиперманиакальном состояних, и при других психических расстройствах, а также у людей с ярко выраженным комплексом неполноценности, когда любой ценой необходимо выделиться из толпы, чтобы получить одобрение, поддержку и, таким образом, самоутвердиться. Яркие примеры графомании можно наблюдать на этом сайте.
Здесь графоманов великое множество. И это, действительно, больные люди с медицинской точки зрения, поскольку реально озабочены только одним - рейтингом продвижения своего "творчества".
Юмор это в литературе. Юмор это в литературе определение. Что такое юмор в литературе кратко. Комическое и сатирическое в литературе. Виды комического.
Понятие юмор и сатира. Сатирический и юмористический. Юмор определение. Сатиричный это. Сатира определение. Определение юмора и сатиры. Юмор в литературе примеры.
Что такое юмор в литературе 5 класс. Примеры сатиры в литературе. Понятие юмор и сатира в литературе. Сатира сочинение. Сатирические приемы. Приемы сатиры в литературе. Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина.
Сатирические приемы в произведении Салтыкова Щедрина. Юмористические рассказы. Сатирическая сказка. Авторская сатирическая сказка это. Сатирические сказки короткие. Комическое виды комического. Виды сатиры.
Сатира это вид комического. Термин юмор в литературе. Виды юмора в литературе. Юмор определение в литературе 5 класс. Виды смеха в литературе. Сатира и юмор. Комическое в литературе это.
Виды комического в литературе. Юмор и сатира разница. Определение понятий сатира и юмор.
Ушакова даётся такое определение понятия: «Басня — короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением». Басни Крылова. О баснях И. Крылова можно сказать многое, но я ограничусь лишь набором основных тезисов: Образы животных у Крылова строятся по аллегорическому принципу, имея структуру, в которой представлены значения, раскрывающие социальный статус персонажа, а также его интеллектуально-нравственные качества. Стоит сказать, что эта структура достаточно разветвлена. Наряду с иносказанием анималистические образы в баснях отличаются очень ярко выраженным прямым значением. При изображении повадок животных Крылов использует не только мифологические и сказочные традиции, но и на научные представления.
Двойственность изображения — прямого и переносного — одна из основных отличительных черт басен И. Почти в каждой басне описано общественное явление или важный вопрос. Широкую известность, например, получили басни, которые посвящены Отечественной войне 1812 года. Одно из таких произведений — это «Волк на псарне». В ней в образе Волка высмеивался Наполеон. Крылов отлично выражал народный взгляд на жизнь, а его басни оказались очень близки приданиям и сказкам из народа. Из-за этого многие басенные строки запомнились нам навсегда, а некоторые даже обратились в народные пословицы. Есть у Ивана Андреевича несколько басен, в которых отсутствует аллегория и сатира.
В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова. В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения. А вот пасквиль — не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях. Признаки сатирических произведений В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия. Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки: Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности. Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов. Чем отличается сатира от юмора Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики. Юмор — это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию. Примеры сатиры в литературе Краткое резюме 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Произведение искусства чаще — литературы , в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности. Сатиры Ювенала. Сатиры Салтыкова-Щедрина. Васильев] знает законы осмеяния и умело, талантливо ими пользуется. Его сатиры отличаются краткостью, стремительным развертыванием темы. Осетров, Поэзия вчера, сегодня, завтра.
Что означает сатирическое произведение
На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Сатира---высмеивает, вышучивает пороки, недостатки, упущения, едко и очень зло. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. Сатирические произведения – это особый жанр литературы и искусства, в котором автор использует резкую и ироническую форму для высмеивания недостатков и.
В чем разница между Сатирой и Фарсом
В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта.
Разнообразие сатирических приемов в литературе
Как ваша фамилия, мыслитель? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий? Ильф, Е. И сарказм, и ирония относятся к литературным тропам — средствам художественной выразительности языка. Но все же между этими приемами есть заметная разница: Ирония оставляет место для симпатии и сочувствия к осмеянному. В сарказме гораздо меньше веселья и игры, а больше злобы и возмущения. С помощью сарказма не столько смеются над недостатками, сколько обличают. Сарказм подразумевает особенно сильный контраст между явным и скрытым смыслом слов. Если ирония — форма иносказания, прозрачный намек, то сарказм — намерено ослабленное иносказание, очевидная критика.
Слово «сатира» стало использоваться для обозначения произведения искусства, в котором осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. В сатирических произведениях часто используется такой художественный прием, как гротеск — сочетание фантастики с реальными, но сильно преувеличенными бытовыми жизненными явлениями. Сатира так и осталась «всякой всячиной»: она воплощается в самых различных жанрах, и та энергия смеха, которая ей присуща, делает ее грозным оружием. Вспомним строки Пушкина: Приди на мой призывный клич! Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!..
Среди сатириков именно Ювенал ок. Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе. Общепризнанный законодатель литературных правил Буало 1636—1711 в своем теоретическом трактате в стихах «Поэтическое искусство» пишет, что жанр сатиры нужнее обществу, чем ода. Так мы утверждаемся в мысли, что в литературе существует жанр сатиры.
Критика и разоблачение. Сатирическое произведение открыто критикует и разоблачает негативные аспекты общества, политики, религии и других сфер жизни.
Внимательный читатель может увидеть скрытые истинные причины и последствия, которые скрываются за поверхностными явлениями. Социальная значимость. Сатирическое произведение всегда имеет социальную значимость, так как оно отражает недостатки и проблемы общества, стремится воздействовать на сознание людей и привлечь их к обсуждению и улучшению текущей ситуации. Примеры известных сатирических произведений: «Гоголь. Мертвые души» — Николай Гоголь «Большие надежды» — Чарльз Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста» — Чарльз Диккенс «1984» — Джордж Оруэлл «Собачье сердце» — Михаил Булгаков Эти произведения являются классическими примерами сатирической литературы, которые с помощью иронии, сарказма и карикатуры поднимают важные вопросы и цинично освещают жизнь и общество. Основные черты сатирического произведения Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм.
Основное средство выражения сатиры — это ирония и сарказм, которые позволяют автору насмешиться над отдельными явлениями, личностями или ценностями. Автор использует острые и насмешливые высказывания, чтобы подчеркнуть негативные черты объекта высмеивания. Критика и высмеивание. Сатирическое произведение является средством критики общества или политических, социальных, культурных явлений. Через сатиру автор выражает свое негодование по отношению к различным аспектам жизни. Сатира способна легко адаптироваться к любому времени и месту.
Она может быть актуальной и понятной как в настоящем, так и в прошлом. Обобщение и упрощение образов. Чтобы выразить свою мысль и передать посыл сатиры, автор сокращает и упрощает образы. Это позволяет его аудитории легко понять авторскую иронию и насмешку. Деловитая форма. Чаще всего сатирическое произведение имеет легкую или даже почти юмористическую форму.
Сатирический текст может быть представлен в виде рассказа, стихотворения, комедийного диалога и т. Примеры сатирических произведений в руской литературе: Повести Н. Гоголя «Шинель» и «Ревизор». Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени». Сказки К.
Паустовского «Загадка» и «Классификация слов». Пьеса А.
В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе сарказм, аллегория, пародия и гротеск. Что такое сатирическое произведение? Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние.
Термин «сатирическая литература» применительно к повестям ХVII в. Что такое сатира и чем она отличается от юмора? Юмор — это не оценочная разновидность, которая не влечет за собой изобличения чего-либо. Сатира — это тонкая манера критики через призму комичности.
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
Видео: Сатирическая поэзия Ювенала. Последнее изменение: 2024-01-10 06:42 Сатирическое стихотворение — это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения. Как называются сатирические стихи? Сатирическую поэзию лучше всего рассматривать как часть поэтического континуума.
Критика: Ирония может быть использована для критики определенных явлений или идей. Она позволяет автору выразить свое несогласие или саркастическое отношение к чему-либо. Подчеркивание субъективности: Ирония может помочь автору выразить свою субъективную точку зрения или отношение к событиям или персонажам. Она позволяет автору выразить свои мысли и чувства, не прямо называя их. В целом, сатира и ирония имеют разные цели и функции, но оба приема используются для создания эффекта смеха, выявления противоречий и критики общества. Примеры сатиры и иронии в литературе Сатира: 1. Ирония: 1.
Эти примеры демонстрируют, как сатира и ирония могут быть использованы в литературе для выявления проблем и недостатков общества, а также для создания эффекта смеха и критики. Влияние сатиры и иронии на читателя Сатира и ирония в литературе имеют сильное влияние на читателя, они способны вызывать различные эмоции и мысли. Вот несколько способов, которыми сатира и ирония влияют на читателя: Развлечение и смех Сатира и ирония часто используются для создания комического эффекта и вызывания смеха у читателя. Они могут использоваться для выявления нелепости и абсурдности некоторых ситуаций или поведения персонажей. Читатель получает удовольствие от смешных иронических комментариев и сатирических ситуаций, что помогает снять напряжение и расслабиться. Критическое мышление Сатира и ирония в литературе могут вызывать у читателя критическое мышление и анализ. Они позволяют рассматривать проблемы и недостатки общества с новой, нестандартной точки зрения. Читатель начинает задавать вопросы, размышлять о причинах и последствиях, искать альтернативные решения. Это способствует развитию критического мышления и способности видеть вещи не только поверхностно, но и глубже. Отражение реальности Сатира и ирония в литературе могут отражать реальность и вызывать у читателя осознание некоторых проблем и недостатков общества.
Они могут выявлять гипокризию, несправедливость, неравенство и другие социальные проблемы. Читатель может узнать о существующих проблемах и задуматься о возможных путях их решения. Эмоциональное воздействие Сатира и ирония могут вызывать различные эмоции у читателя, включая смех, раздражение, гнев, сожаление и т. Они могут вызывать эмоциональное вовлечение и сопереживание с персонажами или ситуациями, что делает чтение более интересным и запоминающимся. В целом, сатира и ирония в литературе играют важную роль в формировании мировоззрения читателя, развитии его критического мышления и эмоциональной отзывчивости. Они помогают нам лучше понять и оценить мир вокруг нас и стимулируют нас к дальнейшему развитию и изменениям. Критика и контрпродуктивность сатиры и иронии Оскорбления и уязвимость Одним из основных аргументов против сатиры и иронии является их потенциальная способность оскорбить или уязвить людей. В процессе использования сатиры и иронии, авторы могут намеренно или ненамеренно обидеть или унизить определенные группы людей или отдельных индивидуумов. Это может привести к конфликтам и негативным эмоциональным реакциям со стороны аудитории. Недостаточная объективность Сатира и ирония часто основаны на субъективных взглядах и мнениях автора.
Это может привести к искажению фактов и неправильному представлению ситуаций. Вместо объективного анализа и критики, сатира и ирония могут просто подкреплять существующие стереотипы и предубеждения. Недооценка серьезности проблем Использование сатиры и иронии может привести к недооценке серьезности проблем. Часто авторы используют эти литературные приемы для смягчения или даже искажения реальности. Это может привести к тому, что читатели не воспринимают проблемы с должной серьезностью и не осознают их важность и необходимость решения. Негативное влияние на общество Сатира и ирония могут иметь негативное влияние на общество, особенно если они используются для распространения ненависти, насилия или дискриминации. Они могут способствовать созданию негативной атмосферы и разжиганию конфликтов между различными группами людей.
Презирает сатиру. Шутка — это всего лишь интеллектуальная игра». Освальд Шпенглер Отличие от карикатуры Карикатура также подражательна, преувеличена и критична. Обычно он стремится пропагандировать определенное политическое мнение, но находит выражение в рисунках или коротких карикатурах. В этом его отличие от сатиры. Карикатуру можно рассматривать как поджанр сатирических форм выражения. История вида искусства Сатира существует с древних времен. Самый старый пример — сатира Мениппи Menippea. Это литературный жанр, изначально определявшийся стихотворной и прозаической формой, а затем и содержанием критика как издевательство, ирония, пародия, диатрибы. Были еще «Горази» и «Ювенальная сатира». Первый был более шутливым и забавным, второй — более выразительным, драматичным и карательным. Начиная со средневековья, сатиры находились под влиянием христианства. Они указывали на грехи человека и поддерживали иерархический общественный порядок «классовая сатира». Во времена Возрождения Мениппея снова была захвачена. Кроме того, в Италии была распространена сатирическая шутка, а в Германии — «литература дураков».
Например, в « Скромном предложении », изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге « Путешествия Гулливера » он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности. Цели сатириков могли быть разными: так, Свифт нападал на безразличие к тяжёлому, отчаянно плохому положению людей, а Дефо стремился защитить свободу совести. Джон Драйден также написал известное эссе «Разговор о происхождении и развитии сатиры», которое помогло дать ей точное определение в литературном мире. Марк Твен Эбенезер Кук был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжали использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Великим американским сатириком был Марк Твен ; в его романе « Приключения Гекльберри Финна » события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которым симпатизирует Твен, полностью противоречат убеждениям тамошних жителей. Главный герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу-негру. Фактически его совесть, искажённая миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс , получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его мрачными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — « Словарь Дьявола ».